});

                                                                                          ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ                  "СПОРТИВНАЯ АССОЦИАЦИЯ КИОКУСИНКАЙ"

Вы здесь:
Просмотров: 763
Методический материал. На заметку!

metodПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ
В.П. Лукьяненко, Н.В. Мартыненко

             Каратэ Киокусинкай это полноконтактный вид спортивных единоборств. Основным критерием для оценки эффективности соревновательной деятельности является способность спортсмена к нанесению ударов, которые вводят соперника в состояние нокдауна. В связи с тем, что правилами запрещены удары руками в голову, а попасть в голову ногой достаточно сложно, основной целью спортсменов при ведении спортивного поединка является нанесение ударов по туловищу и ногам. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что основные направления подготовки спортсменов, специализирующихся в каратэ Киокусинкай, должны сводиться к закалке тела и развитию сильных ударов. Действительно, исследования С.В.Степанова и Л.С. Дворкина (2004 г.) подтверждают, что чем больше внимания будет уделено развитию силового и скоростно силового потенциала спортсменов каратистов, тем на более высоком уровне будут оцениваться его возможности достичь высоких спортивных результатов.
             На первый взгляд, можно предположить, что проблема исчерпана. Вопросами развития силовых и скоростно-силовых способностей занимаются давно. На данный момент существует множество методик, дающих возможность достаточно эффективно развивать силовые способности. Но наблюдения за соревновательной деятельностью показывают, что спортсмены, обладающие хорошим силовым потенциалом, не всегда могут полностью реализовать его в сложных быстротечных условиях соревновательной борьбы, когда каратист должен наносить удары с перемещениями по постоянно двигающемуся сопернику. Часто можно наблюдать, когда менее развитый в силовом отношении спортсмен, но хорошо владеющий своим телом, активно перемещающийся, обладающий хорошим чувством дистанции, без труда побеждает более сильного соперника. Таким образом, можно предположить, что наличие силовых и скоростно-силовых способностей, безусловно, влияет на успех соревновательной деятельности, но не является единственным условием достижения высоких результатов.
             Для того чтобы лучше понять суть данной проблемы, нами было проведено исследование, в котором предлагалось 50 юным каратистам 10-11 лет выполнить два контрольных задания. Первое задание характеризовало уровень развития скоростно-силовых способностей, которые испытуемые проявляли при броске груза весом 2 кг имитируя удар рукой из удобной позиции. Данный тест для определения уровня скоростно-силовой подготовленности предлагает использовать Н.Г. Озолин (2003 г.). Второе контрольное задание было разработано нами с учётом условий и характера передвижений, которые имеют место в спортивном поединке. Суть второго задания сводилась также к броску груза весом 2 кг, который выполнялся имитируя удар рукой, но условия были усложнены тем, что бросок необходимо было выполнить после прыжка в сторону через препятствие высотой 20 см и длиной 40 см. При выполнении второго контрольного задания спортсмены были ориентированы на максимально быстрое его выполнение. Математическая обработка данных показала статистически достоверное различие показателей выполнения двух тестов при P < 0,05. Средняя дальность броска испытуемых при выполнении первого контрольного задания составила 4,43 м, а при выполнении второго – 3,19 м. Разница средних показателей составила 1,24 м, таким образом, средний показатель длины броска привыполнения второго задания меньше на 27,9%.   

                   Проанализировав полученные результаты мы сделали вывод о том, что спортсмены в условиях приближенных к соревновательным, не могут проявить весь свой потенциал скоростно-силовых возможностей. По нашему мнению, это в большей мере связано с не завершённостью педагогических воздействий. Тренировочный процесс каратистов сводится к формированию правильной техники спортивных движений – образованию слаженной системы процессов, определяющих необходимую нервномышечную координацию и акцентированному воздействию на развитие силы конкретных мышечных групп, деятельность которых в первую очередь обеспечивает достижение успехов в двигательном действии, являющемся предметом спортивной специализации. Но очень мало уделяется внимания третьему компоненту, который ещё в 1977 г. выделял Н.Г. Озолин, это формирование способностей проявлять мышечные усилия. По нашему мнению, для решения возникшей проблемы развитие силовых способностей каратистов не должно выступать в качестве некой самоцели – сила ради самой силы. Необходимо сводить до минимума процедуру бесцельного повышения максимальных физических кондиций, а больше внимания уделять формированию так называемой «управляемой силы» (В.П. Лукьяненко, 2007).
         В условиях острого дефицита времени тренировочных занятий по каратэ Киокусинкай становится далеко небезразлично, какие упражнения в каком объеме, в какой последовательности и с какими целевыми установками следует использовать в процессе силовой подготовки. Именно в умении выбрать управляющие воздействия, быстро и экономно приводящие к цели, и заключается идея интенсификации и оптимального управления развитием физических качеств в учебнотренировочном процессе.
         Занимаясь физическими упражнениями, человек развивает свои физические возможности и совершенствует способности к их полноценной реализации в конкретных видах двигательной деятельности. Поэтому особенности структуры физической подготовленности, соответствующей тому или иному виду двигательных действий, является своеобразным ключом к разработке методики (технологии) тренировочного воздействия, направленного на совершенствование этой структуры. При этом в преобладающем большинстве случаев важнейшее место в системе таких воздействий занимают именно средства специальной силовой подготовки. Эти средства по своему воздействию должны по возможности больше соответствовать динамическому режиму двигательных действий, которые осваиваются или совершенствуются в данный период времени (В.П. Лукьяненко, 2007).
           Литературные данные свидетельствуют о том, что данная проблема характерна и для других видов единоборств и в спорте
вообще. В последние годы в программе занятий в самых различных видах спорта все большее применение находят акробатические упражнения, имеющие цель повысить точность технических действий. С их помощью успешно развивают ловкость, гибкость, силу, координацию, умение ориентироваться в необычных условиях. Эксперимент по исследованию эффективности использования акробатических упражнений в подготовке спортсменов-теннисистов, действия которых требуют особой ловкости и точности, проводимый А.И. Тополем (2002), прошел успешно. В данном исследовании применялась методика сопряженного воспитания скоростно-силовых и двигательно координационных способностей. Задачей эксперимента являлось повышение скоростно-силовых качеств юных теннисистов экспериментальной группы с помощью общеизвестных тренировочных средств, а также внедрение в тренировочный процесс сложно-координационных акробатических упражнений. Результаты исследования показали, что разработанная методика тренировки в целом оказала положительное влияние на уровень развития двигательно-координационных способностей теннисистов, что позволило им увеличить скорость выполнения сложно-координационных действий и возможности отражения мячей, находящихся в стороне от них на большом расстоянии.
            Исходя из вышесказанного, можно предположить, что использование акробатических упражнений в тренировочном процессе каратистов положительно скажется на развитии у них координационных способностей. Применение акробатических упражнений в тренировочном процессе должноносить избирательных характер. Дело в том, что использование большого объёма акробатических упражнений, которые значительно отличаются от динамической структуры соревновательных упражнений каратистов, может привести к не эффективному использованию времени тренировочного процесса.
            Идея интенсификации должна стать в основе совершенствования тренировочного процесса. Необходимости постояннянного поиска средств, которые быстро и экономно приводят к цели. Таким образом, кондиционный и координационный виды подготовки, по существу, должны сводиться к решению единой стратегической задачи – овладение умением ещё полнее реализовывать растущий физический потенциал в структуре осваиваемых двигательных действий. По нашему мнению, интенсификация тренировочного процесса будет полней реализовываться при использовании методик сопряжённого развития скоростно-силовых и координационных способностей.
            Ю.В. Верхошанский (1991) считает, что само по себе соревновательное упражнение уже является эффективным средством специальной скоростно-силовой подготовки, а использование в тренировочном процессе элементов акробатики положительно сказывается на развитии координации и повышении точности выполнения технических действий спортсменов. Таким образом, разумное сочетание акробатических и соревновательных упражнений каратистов позволит сопряжёно развивать координационные и скоростно-силовые способности. Это поможет экономить время тренировочного процесса, положительно скажется на совершенствовании техники спортивных упражнений и умении успешно координировать движения в условиях соревновательной борьбы, когда от спортсменов требуется наносить удары в прыжках, в падении, по постоянно перемещающемуся сопернику, в условиях острого дефицита времени и его активного сопротивления.