2 экологическая экспертиза

Н.Н. Роева
Экология
Учебно-практическое пособие. – М.: МГУТУ, 2005

Предыдущая

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом ״Об экологической экспертизе״ от 23 ноября 1995 г.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы – государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

«Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертиза;

— Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— Независимости экспертизов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы».

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ,

Сооружений, материалов и т.д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирование и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т.е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначение и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактам, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т.п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и

Токсикологическая характеристика технологических процессов требует обоснования рекомендаций по такому изменению производства, чтобы уменьшить количество вредных полупродуктов или побочных соединений или исключить их, и медико-технических требований к планированию производственных помещений, аппаратуре, санитарно-техническому оборудованию, в том числе очистному или рассеивающему, и в случае необходимости — к индивидуальным средствам защиты. В основе этого лежит установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в различных средах. В воздушной среде:

• ПДКр.з — предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3. Эта концентрация при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 ч или другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должна вызывать в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений заболеваний или отклонений, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы. Рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих;

• ПДК.м.р. — предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация при вдыхании в течение 20 мин не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека;

• ПДК.с..с — предельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.

В водной среде:

• ПДКв — предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

• ПДКв.р. — предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей, мг/л;

• Интегральные показатели для воды:

БПК — биологическая потребность в кислороде — количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг О2/л воды (БПКП — за 20 суток, БПКз — за 5 суток);

ХПК — химическая потребность в кислороде, определенная бихроматным методом, т.е. количество кислорода, эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг О2/л воды.

По отношению БПКП/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

В почве:

• ПДКп. — предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы, мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

• ПДКпр (ДОК) — предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания, мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) — временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на определенный срок (2-3 года).

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное воздействие на организм. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. Для токсичных веществ безопасная концентрация определяется соотношением С/ПДК<1, где С — фактическая концентрация вещества в среде.

Вопросы

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Каковы принципы и цели экологической экспертизы?

3. Какие существуют виды, экологической экспертизы?

4. Что является нормативно – правовой базой экологической экспертизы?

5. Дайте определение государственной экологической экспертизы?

Тесты

1. Что такое государственная экологическая экспертиза?

а) система государственных природоохранных мероприятий;

б) система природоохранных мероприятий в области народного хозяйства;

в) система государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствии проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

2. Что является базовым критерием при экологической экспертизе состояния объектов окружающей среды?

а) индекс загрязнения;

б) фоновая концентрация;

в) предельно допустимая концентрация вредного вещества в различных средах.

3. Что такое предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы?

а) содержание вещества в почве, оказывающее на нее негативное воздействие;

б) концентрация вещества не оказывающая прямого отрицательного влияния на здоровье человека?

в) концентрация вещества в пахотном слое почвы, не оказывающая прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека и на самоочищающую способность почвы.

4. Какие показатели являются интегральными для воды?

а) ХПК;

б) БПК;

в) ХПК и БПК.

5. Что такое ПДКр.з.?

а) предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны;

б) предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест;

в) предельно допустимая среднесуточная концентрация в воздухе населенных мест.

Предыдущая

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка»

РАСМОТРЕНО УТВЕРЖАЮ

на заседании методической комиссии Директор ГБПОУ «Про-

общеобразовательных дисциплин фессиональное училище

«_____» ___________20_____г. (протокол № _) с.Домашка»

Председатель МК ______ /____________ _______Г.М. Далгатов

«_____» ___________20_____г

Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.05 Физическая культура.

для специальности 39.01.01 «Социальный работник»

Составил:

Локтев В.В.,

преподаватель Физической культуры.

Домашка, 2018

Стр.

1 Пояснительная записка . 3

2. Методические рекомендации по выполнению практических заданий. 4

3. Тесты определения физической подготовленности . 5

4. Итоговые нормативы 17

5.Заключение 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Физическая культура» ставит задачи не только развития физической подготовки обучающихся, но и расширение их представления о спорте в целом.

Цель практических занятий заключается в развитии физической формы обучающихся, расширении представлений о спорте.

В результате выполнения теоретических и практических работ по физической культуре обучающиеся совершенствуют свои физические навыки и умения; показывают и упрочняют умение пользоваться физическими способностями.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника среднего профессионального образования и на основе рабочей программы по дисциплине «Физическая культура».

Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочими учебными планами и запланированных в рабочих программах.

Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение

теоретических положений и формирование учебных умений, они составляют важную часть теоретической подготовки по освоению дисциплины «Физическая культура».

Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе.

Критериями оценки служат отсутствие ошибок при выполнении физических упражнений.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретённые умения, направленные на приобретение общих компетенций.

— осуществлять и повышать качество здоровья принадлежащей физической культуре, нацеленной на оздоровление и физическое совершенствование человека.

Сдача нормативов, зачетов.

Знания:

— создание мотивации к ЗОЖ, физическому самосовершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физического воспитания, повышению уровня профессиональной психофизической подготовленности.

Зачет, сдача нормативов.

Методические рекомендации по выполнению практических заданий

Подготовка к практическим работам заключается в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические

материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Цели практических занятий: освоить основные приемы техники игры в волейбол, баскетбол;

овладеть простейшими тактическими действиями по спортивным играм баскетболу и волейболу.

В результате студент должен знать:

— историю возникновения игр волейбол, баскетбол;

— правила игры;

— технику безопасности на занятиях;

— технику перемещений;

— технику владения мячом;

— тактику игры в нападении и защите;

уметь:

— владеть мячом и играть в команде;

— выполнять технические приемы по спортивным играм;

— владеть технологией двигательных действий в игре;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— для укрепления костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма;

— в преодолении трудностей в любых жизненных ситуациях;

— для ведения здорового образа жизни;

Приступая к практическим занятиям по освоению спортивных игр (баскетбол, волейбол), обязательно учитывайте состояние своего здоровья и, если есть какие-либо нарушения, посоветуйтесь с врачом и вашим преподавателем физической культуры. Это важно, так как на практических занятиях предлагаются упражнения и нагрузки, рассчитанные на обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, т. е. на тех, кому разрешено на уроках физической культуры выполнение всех упражнений.

Результаты выполнения студентами практической работы оцениваются преподавателем.

Тесты определения физической подготовленности

(обязательные)

Девушки

3.Тест на общую выносливость

Бег 2000м (мин,сек)

12,15

12,50

13,15

13,50

14,15

2.Тест на силовую подготовленность. Отжимание (кол-во раз)

4.Тест на прыгучесть.

Прыжки в длину с места (см)

Мужчины

3.Тест на общую выносливость.

Бег 3000м (мин,сек)

12,0

12,35

13,10

13,50

14,0

2.Тест на силовую подготовленность. Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

4.Тест на прыгучесть.

Прыжки в длину с места (см)

Примечание: Обязательные тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень физической подготовленности студента и физическую активность студента в каникулярное время, и в конце учебного года – как определяющие сдвиг в уровне физической подготовленности за прошедший учебный год.

Тесты физической подготовленности

(на дополнительные баллы)

Девушки

1.Тест на силовую подготовленность. Отжимание (кол-во раз)

С колен (кол-во раз)

2.Тест на силовую подготовленность. Подъём туловища из положения лёжа, ноги согнуты и закреплены (кол-во раз). Пресс.

3.Координационный тест

Челночный бег 310 м (сек)

7,3

8,0

8,3

4.Тест на прыгучесть.

Прыжки в длину с места (см)

5.Прыжки со скакалкой

(кол-во раз в 1 мин)

6.Гимнастический

комплекс упражнений (утренней, производственной, релаксационной)

Мужчины

3. Тест на силовую подготовленность. Подъём туловища из положения лёжа, ноги согнуты и закреплены

(кол-во раз). Пресс.

4.Тест на прыгучесть.

Прыжки в длину с места (см)

5.Прыжки со скакалкой

(кол-во раз в 1 мин)

6.Координационный тест

Челночный бег 310 м (сек)

7,3

8,0

8,3

7.Гимнастический

комплекс упражнений (утренней, производственной, релаксационной)

Контрольные упражнения

для оценки физической подготовленности студентов

специальной медицинской группы

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа отжимание от пола, локти до

прямого угла.

  1. Подтягивание на перекладине из виса, хват сверху (мужчины).

  2. Подъём туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на груди, ноги согнуты в коленях и закреплены, упражнение на пресс.

  3. «Скандинавская ходьба» с палками (30 мин жен., 40 мин муж.).

  4. Прыжок в длину с места.

  5. Приседание.

  6. Плавание (без учёта времени 100 м.)

  7. Проба Руфье, восстанавливаемость пульса.

  8. Упражнения на равновесие.

  9. Упражнения с мячом (баскетбольным, волейбольным, футбольным, с медболом).

  10. Упражнения со скакалкой.

_________________________________________

Перечень контрольных упражнений для выполнения определяет преподаватель с учётом медицинских показаний и противопоказаний студентов.

Примерная тематика рефератов для студентов , освобождённых от практических занятий и временно освобождённых от практических занятий по дисциплине «Физическая культура».

  1. Адаптация организма – физиологическая основа функционального и двигательного совершенствования человека.

  2. Анатомия человека (кратко, для 1 курса).

  3. Влияние занятий различными видами спорта на психоэмоциональное состояние человека.

  4. Выбор видов спорта и упражнений для активного отдыха.

  5. Выбор видов спорта и упражнений для повышения функциональных возможностей организма.

  6. Выбор видов спорта и физических упражнений для развития основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, быстроты, координации движений.

  7. Гимнастика для глаз.

  8. Гипокинезия и гиподинамия — суть отрицательного воздействия на организм человека.

  9. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

  10. Дыхательная гимнастика как лечебная физическая культура для восстановления здоровья (системы дыхательных упражнений).

  11. Кинезотерапия как средство восстановления организма.

  12. Кинезотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

  13. Криотерапия как средство восстановления опорно-двигательного аппарата.

  14. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применения других средств физической культуры в период ремиссии.

  15. Методы контроля и самоконтроля, оценки физического развития и физической подготовки.

  16. Оздоровительная ходьба и оздоровительный бег.

  17. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система.

  18. Основы регулирования массы тела.

  19. Приёмы снятия психоэмоционального напряжения или стресса методами и средствами физической культуры и спорта.

  20. Природные и гигиенические факторы как средства физического воспитания и методика их применения.

  21. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

  22. Работоспособность. Утомление. Восстановление работоспособности.

  23. Роль и значение физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья, сохранения творческой активности.

  24. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

  25. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физической культурой.

  26. Самостоятельные занятия и работа на спортивных тренажёрах для юношей.

  27. Самостоятельные занятия и силовая гимнастика для девушек.

  28. Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием дозировки).

  29. Социально-биологические основы физической культуры и спорта. Влияние разных факторов на жизнедеятельность организма (природных, экологических, социальных).

  30. Социальные функции физической культуры и спорта.

  31. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов.

  32. Строение позвоночника и укрепляющие упражнения.

  33. Суставная гимнастика.

  34. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

  35. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

  36. Функциональная реакция отдельных структур организма на физическую активность.

  37. Характеристика и основы воспитания физических качеств (по выбору студента):

  38. Циклические и ациклические виды физической нагрузки.

  39. Экогигиена физической культуры и спорта. Понятие «экогигиена», климатогеографические факторы и их влияние на здоровье и работоспособность занимающихся.

Вопросы к контрольным работам по теоретическому и
методико-практическому курсу

  1. Основные цели и задачи дисциплины «Физическая культура».

  2. Основные физические качества человека, дайте определение одному из них на ваше усмотрение.

  3. Основные виды «базовой» физической культуры.

  4. Какими факторами определяется физическое развитие человека.

  5. Три критерия уровня физической культуры личности

  6. Основные факторы риска для образа жизни.

  7. 5 основных составляющих здорового образа жизни.

  8. Гиподинамия и гипокинезия — суть отрицательного воздействия данных социально-биологических явлений на человека.

  9. Процесс обмена веществ в организме человека, определение, суть.

  10. В чем важность поддержания правильного баланса белков в организме.

  11. Основное назначение углеводов для жизнедеятельности человека.

  12. Что происходит с мышечной и костной тканью под воздействием физической нагрузки.

  13. Из каких основных компонентов состоит кровь человека, кратко укажите их основное предназначение.

  14. Что такое систолическое и диастолическое давление. Нормальные показатели давления для здорового человека.

  15. Критические и сенситивные периоды развития человека.

  16. Какие физические качества (способности) человека являются генетически зависимыми, а какие – тренируемые. Какое положение занимает качество «сила».

  17. Дайте определение «паспортному» и «биологическому» возрасту.

  18. Какие физические качества лучше всего развиваются средствами физической культуры в период детства и в юношеский период.

  19. От каких факторов зависит интенсивность интеллектуальных функций человека.

  20. Какие виды контроля для занимающихся физической культурой и спортом вам известны. Дайте основополагающую краткую характеристику каждому.

  21. Наиболее важные и доступные для самостоятельной оценки показатели самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.

  22. Отрицательные явления, сопутствующие неправильному планированию и условиям проведения занятий спортом и физической культурой, профилактика этих явлений.

  23. Что такое «острый мышечный миозит». При нарушении, каких условий занятий он возникает. Почему необходимо продолжать занятия физкультурой при этом нежелательной явлении.

  24. Перечислите факторы, которые необходимо учитывать при составлении планов самостоятельных занятий физической культурой (дозирование нагрузки и интенсивности).

  25. Прежде, чем начать занятия, необходимо выполнить семь основных рекомендаций, в чем они заключаются.

  26. Какие виды физической культуры и спорта можно использовать для развития выносливости. Дайте характеристику «циклическим» и «ациклическим» упражнениям.

  27. Какие тренировочные средства подходят для любителей оздоровительного бега из всего арсенала бегунов на средние и длинные дистанции.

  28. Перечислите основные группы мышц, требующие постоянной силовой тренировки. Составьте план самостоятельных занятий.

  29. В каких формах проявляется быстрота человека.

  30. Какие упражнения можно использовать для развития ловкости (координации движений).

  31. Перечислите основные формы проявления гибкости.

  32. Роль положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой. Назовите понятия, образующие блок мотивации и охарактеризуйте их.

  33. Методы регулирования психоэмоционального состояния на занятиях.

  34. Роль занятий физической культурой в предотвращении последствий стресса и нервозов.

  35. Гигиена: определение понятия, цели и задачи

  36. Активный отдых: определение, понятия и виды.

Темы лекционного раздела

Тема: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента

1. Введение. Основные понятия в сфере физической культуры.

2. Деятельная сущность и ценности физической культуры в различных сферах жизни. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

3. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

4. Физическая культура личности. Средства формирования физической культуры личности.

5. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. Социально-экономический эффект физической культуры и спорта.

Тема: Социально-биологические основы физической культуры

6. Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Анатомо-морфологические особенности организма человека.

7. Костная система и ее функции. Мышечная система и ее функции.

8. Органы пищеварения и выделения их функции.

Тема: Социально-биологические основы физической культуры

9. Физиологические системы организма. Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Нервная система.

10. Физиологические механизмы и закономерности направленного воздействия физической тренировки.

11. Двигательная деятельность и повышение устойчивости организма человека к воздействиям внешней среды.

Тема: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

12. Основы валеологии. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

13. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента. Критерии эффективности здорового образа жизни.

14. Основы рационального питания. Белки, жиры, углеводы. Их роль в питании человека, нормы потребления.

15. Биологически активные вещества и их роль в жизнедеятельности организма. Витамины в питании, виды, нормы потребления.

16. Сбалансированное питание. Рациональное питание. Особенности питания при учебной и физкультурно-спортивной деятельности.

17. Гигиена умственного и физического труда.

Тема: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

18. Физическая активность и гиподинамия в жизни студента.

19. Закаливание организма, его роль в профилактике ОРВИ и других заболеваний, основные принципы и способы закаливания.

20. Физическое самовоспитание и самосовершенствование личности средствами ФКиС.

21. Определение понятия, цели и задач мониторинга физического здоровья. Нормативно-правовая база организации мониторинга.

22. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса. Результаты мониторинга физического здоровья студентов.

Тема: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности студента

23. Психофизиологические основы характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного дня, семестра и года.

24. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

25. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда. Физические упражнения как средство активного отдыха.

Тема: Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

26. Средства и принципы физического воспитания в методике построения занятий по физической культуре.

27. Характеристика основных двигательных качеств человека (сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость).

28. Методы формирования двигательных качеств в процессе физического воспитания.

29. Формирование психических качеств и свойств личности в процессе физического воспитания.

30. Общая физическая подготовка (ОФП) в физическом воспитании человека.

31. Специальная физическая подготовка. Интенсивность физических нагрузок.

32. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

33. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности человека средствами физической культуры и спорта.

Тема: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

34. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, средства и содержание.

35. Специфика организации самостоятельных занятий, в зависимости от возраста, пола, индивидуального уровня физической подготовки и тренировочного опыта.

36. Виды и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, оздоровительный бег и ходьба).

Тема: Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

37. Определение понятия «спорт». Классификация видов спорта. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями. Спортивная классификация.

38. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности.

39. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Современные популярные системы физических упражнений.

40. Студенческие спортивные мероприятия и соревнования различного уровня в регионе. Организация физкультурно-спортивной деятельности, спортивные секции.

41. Адаптивная физическая культура и спорт.

Тема: Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

42. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. Особенности построения занятий физической культурой для женщин.

Тема: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

43. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, профилактика травматизма. Основы доврачебной помощи при занятиях ФКиС.

44. Врачебный контроль. Функциональные пробы, тесты для диагностики состояния организма.

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

45. Особенности различных видов трудовой деятельности человека. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности.

.

Основные вопросы

по технике безопасности на учебных занятиях

  1. Техника безопасности на учебных занятиях в тренажёрном зале.

    1. Основные характеристики работы тренажеров и тренажерных комплексов;

    2. Инструктаж обучающихся для выполнения различных силовых упражнений на тренажерах;

    3. Правила выполнения физических упражнений с силовой направленностью на тренажерах;

    4. Страховка и само страховка при выполнении упражнений на тренажерах;

    5. Оказание первой медицинской помощи при занятиях силовыми упражнениями в тренажерном зале.

  1. Техника безопасности на учебных занятиях игровыми видами спорта.

    1. Система организации учебных занятий по игровым видам спорта;

    2. Начинать учебные занятия по команде преподавателя и только под его руководством;

    3. Учебные занятия проводить только в спортивной форме;

    4. Техника выполнения различных перемещений в игровых видах спорта;

    5. Медицина обучения различным падениям в игровых видах спорта.

  1. Инструкция по безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий.

    1. Положение об организации и проведении спортивных мероприятий;

    2. Соблюдение правил проведения спортивных мероприятий;

    3. Проведение спортивных соревнований только под руководством судьи и медицинского работника.

Итоговые нормативы

Бег 100м (сек)

15,7

16,0

17,0

17,9

18,7

13,2

13,8

14,0

14,3

14,6

Тест на силовую подготовленность.

Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз) вес до 70 кг

Вес более 70 кг

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) вес до 85кг

вес более 85кг

Тест на общую выносливость:

Бег 2000м (мин,сек)

вес до 70кг

вес более 70кг

10,15

10,35

10,50

11,20

11,20

11,55

11,50

12,40

12,15

13,15

Бег 3000м (мин,сек)

вес до 85кг

вес более 85кг

12,0

12,30

12,35

13,10

13,10

13,50

13,50

14,40

14,0

15,30

Плавание,

дистанция 50м

Без учета времени

Без учета времени

Заключение

Организация специально разработанных практических работ, предполагающая самостоятельное выполнение заданий, дает конкретные результаты:

1) повышается уровень физической подготовки учащихся.

2) изменяется уровень сформированности физической деятельности

3) в процессе выполнения практической работы увеличивается уровень самоорганизации обучающихся.

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: » Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

    • Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

    • Общественная

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

    • Ведомственная

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

    • Научная

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

    • Коммерческая

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические . Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические . При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические . Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Кстати Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

5 / 5 ( 4 голоса )

Экологическая экспертиза является комплексной оценкой проектов хозяйственной, строительной деятельности использования ресурсов окружающей среды с целью определения соответствия экологической безопасности и рационального природоиспользования.

Экологическая экспертиза производится для устранения отрицательного влияния различных процессов на состояние окружающей среды, здоровье человека и для оценки степени экологической безопасности деятельности и экологической ситуации на отдельных объектах и территориях.

В задачи экспертизы входит:

  • определение степени безопасности деятельности и экологического риска;
  • организация научной комплексной обоснованной оценки объектов;
  • установление соответствия объектов требованиям законодательства (экологического), правил и норм;
  • оценка влияния деятельности каких-либо объектов экспертизы на окружающую среду, а также качество природных ресурсов.

Экспертами производится:

  • оценка полноты, эффективности, обоснованности, а также достаточности мероприятий по охране окружающей среды;
  • подготовка всесторонне обоснованных, объективных выводов.

Принципами экологической экспертизы являются:

  • обеспечение безопасности для здоровья и жизни людей окружающей среды;
  • сбалансированность интересов (экологических, медико-биологических, экономических, социальных), а также учет общественного мнения;
  • научная обоснованность, объективность, комплексность, независимость, вариантность, гласность;
  • экологическая безопасность, целесообразность объектов экспертизы.

Очень важна законность и государственное регулирование.

Экологическая экспертиза бывает двух видов, в зависимости от порядка ее организации и проведения:

  • государственная;
  • общественная.

Государственную экспертизу организовывают и проводят уполномоченные государственные органы. Право на проведение экологической экспертизы принадлежит Государственному комитету по охране окружающей среды, а также его территориальным органам. Государственная экспертиза может проводиться на федеральном уровне и на уровне субъектов.

Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных организаций, органов местного самоуправления и граждан. Основное направление их деятельности – охрана окружающей среды. Общественная экологическая экспертиза производится в инициативном порядке, а государственная – обязательна в установленных законом случаях. При этом они могут проводиться одновременно. Важное требование, представляемое к экспертизе, – её независимость, подчинение только нормам, законам, стандартам и её объективность.

Заключение, которая даёт экологическая экспертиза, является юридическим документом, а специалисты, ведущие исследование во время экспертизы, несут ответственность за свои представленные выводы. Повторная экспертиза может проводиться только в том случае, если объективно доказана допущенная серьезная ошибка.

Субъектами экологической экспертизы являются:

  • уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
  • эколого-экспертные подразделения;
  • создаваемые органами на местах специализированные учреждения;
  • местные Советы в соответствии с законодательством.

Субъектами также являются:

  • общественные организации или специализированные формирования экологического направления;
  • другие организации, учреждения, предприятия, а также иностранные физические и юридические лица, которые привлекаются для проведения экологической экспертизы;
  • отдельные граждане, в порядке, который предусмотрен Законом и другими актами.

Объектами проводимой экологической экспертизы являются:

  • проекты нормативно-правовых актов, законодательных актов;
  • проектные и предпроектные материалы;
  • документация по внедрению новых технологий, материалов, продукции и т.д.;
  • экологические ситуации, сложившиеся в регионах и отдельных населенных пунктах;
  • действующие объекты;
  • комплексы, которые имеют значительное негативное влияние на окружающую среду;
  • оборонные, военные и другие объекты.

Важность проведения экспертизы экологической состоит в том, чтобы получить полную информацию о состоянии окружающей среды и степени воздействия загрязняющих факторов на нее, что необходимо для правильного принятия решений для их устранения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Федеральный закон от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Определение понятия «экологическая экспертиза» содержится также в ст. 32, 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» и трактуется законодательством как обязательная мера охраны окружающей природной среды, которая производится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

ФЗ «Об экологической экспертизе» называет целью экспертизы также предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Задачи экологической экспертизы: организация и проведение исследований, анализ и оценка экологической безопасности объектов экспертизы, установление соответствия экологическим нормам и стандартам предлагаемых решений, прогноз их последствий для окружающей среды и здоровья населения, обеспечение государственного экологического контроля и информирование общественности об исполнении принимаемых проектных решений.

Принципы государственной экологической экспертизы закреплены ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе»:

— принцип обязательности. Является ведущим, гласит: существует обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экспертизы и обязательность учета требований экологической безопасности;

— принципы научной обоснованности, объективности и законности заключений государственной экологической экспертизы рассматриваются в ФЗ «Об экологической экспертизе» и означают, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом необходима оценка последствий допущенных нарушений, разработка рекомендаций органам или лицам, принимающим решения, а также прогноз наиболее эффективных и экологически безопасных условий их реализации в действующих объектах;

— принципы независимости и вневедомственности в организации и проведении. Данные принципы означают, что непременным условием эффективности экологической экспертизы является функциональная и финансовая независимость организующих экспертизу органов и проводящих ее экспертов, преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение;

— принцип широкой гласности и участия общественности. Данный принцип предполагает доступность информации о ходе проведения экологической экспертизы, принятых решениях; возможность общественных организаций, граждан получать такую информацию и доводить до сведения принимающих решения лиц свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.;

— принцип презумпции потенциальной экологической опасности. Означает, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности.

Также в указанном законе перечислены следующие принципы: комплексности оценки; приоритета экологической безопасности; достоверности и полноты информации; ответственности и платности.

В законодательстве определены два вида экологической экспертизы – государственная и общественная.

Устанавливается, что общественная экологическая экспертиза, проводимая общественными объединениями по их инициативе, становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы, организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, и которые зарегистрированы в установленном порядке (ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *