2 вида адаптации

В природе человека существует несколько видов адаптации, такие как:

— физиологическая

— социальная

— психологическая

Начну, пожалуй, с первого вида с физиологической адаптации.

Физиологическая адаптация — это процесс реагирования на изменение внешних

условий окружающей среды. Например: под этими условиями можно понимать

климат, техногенные факторы и различную деятельность человека разумного.

Социальная адаптация — предполагает приспособление одного или нескольких

человек к социальной среде, которая представляет собой определенные условия,

которые способствуют воплощению жизненных целей. Сюда можно отнести

приспособление к учебе и работе, к различным отношениям с другими

людьми, к культурной среде. Человек может приспосабливаться пассивно,

ничего не меняя в своей жизни, или активно , путем изменения условий

жизнедеятельности. Например: переехать в другой город ( доказано, что это

более успешный путь). В этом отношении могут встречаться разные

проблемы адаптации, от напряженных отношений с коллективом до нежелания

учиться или работать в определенной среде.

Психологическая адаптация. Хочется отдельно отметить психологическую адаптацию, которая сейчас является важнейшим социальным критерием, которая позволяет оценивать личность, как в сфере взаимоотношений, так и в сфере профессиональной состоятельности. Психологическая адаптация зависит от множества изменчивых факторов, к числу которых относятся и особенности характера, так и социальное окружение. Психологическая адаптация включает и такой важный аспект, как умение переключаться с одной социальной роли на другую, причем адекватно и оправданно. В противном случае приходится говорить о дезадаптации и даже на проблемах в психическом здоровье человека.

Глава 2 Адаптация личности в социальной группе

Социальная адаптация – явление, предполагающее «приспособление

индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы»

Процесс социальной адаптации, в связи с этим тезисом, следует рассматривать, прежде всего, как «активно развивающийся». Человек не только адаптируется, но и сам оказывает влияние на себя и свою жизнь. Вместе с тем, еще Л.С. Выготский подчеркивал, что в человеке происходит соединение в одном лице пассивной и активной роли. Таким образом, процесс социальной адаптации предполагает воздействие не только среды на субъекта, но и субъекта на среду.

Личность может адаптироваться в группе несколькими способами: 1) посредством само изменения в соответствии с ключевыми характеристиками группы, ее требованиям и ожиданиями; 2) через изменение некоторых характеристик группы в соответствии с личными интенциями (целями, потребностями и мотивами); 3) на основе относительной самоизоляции в группе может протекать на основе использования личностью механизмов психологической защиты (подавление и вытеснение, регрессия и др.) и рационального решения проблем, возникающих в процессе вхождения в группу. В социальной психологии сформировались 3 подхода к изучению личности в малой группе с точки ее детерминант: «адаптация как функция характеристик личности», «адаптация как функция характеристик группы», «адаптация как функция взаимной активности личности и группы». В первом внимание фокусируется на тех или иных качествах личности, которые обусловливают темп и уровень ее адаптации. Спектр таких качеств широк: физиологические (например : свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности), психологические (свойства и тип темперамента), социально-психологические (черты характера, ценности, самосознание). При этом группа рассматривается как некий фон и не учитывается ее роль в личности. Во втором подходе внимание акцентируют на активной роли группы в процессе личности, адаптирующем потенциале группы. Например: в качестве адаптации новичка выступает установка группы по отношению к нему. В третьем подходе рассматривается как двусторонне активный процесс взаимодействия личности и группы. Он представлен, например, в модели развития личности в новой микросреде. Источником активности и самоопределения личности в новой для нее группе является противоречие (обострение и разрешение) между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы принимать те проявление его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, условиям жизни группы. Многих полноправных членов в группе осуществляется также посредством их включения в подгруппы, если группа не предоставляет возможности ее членам для удовлетворения индивидуальных целей и потребностей. Как правило, индивиды внутри подгрупп протекают более быстро и являются более полной, чем их по группе в целом. Чем более закрыта подгруппа по отношению к группе, тем более процесс члена подгруппы будет осуществляться через свою подгруппу. В открытой подгруппе процесс адаптации ее членов будет осуществляться не только через свою подгруппу, но так же и через группу в целом. Толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости- это когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих — в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации, то есть адаптированность если сказать своими словами, это законченные процесс адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – это степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе, а субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать так же различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутри коллективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Естественно важна профессиональная подготовка индивида для успешной адаптации, умение работать в группе и так далее.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособления ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида — образование и возраст.

Адаптация, конечно же, относится ко всему живому, поэтому приспособление организма к условиям существования издавна привлекало к себе внимание человечества. Понятие адаптация и её сущность принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов, как прямое (адекватное) приспособление. Дальнейшее развитие проблемы адаптации связано с концепцией Ч. Дарвина. Он показал, что адаптация, как и любое другое средство выживания животного, формируется исторически, то есть является опосредованным во времени и пространстве. Приспособление, полезное в одних условиях, станет бесполезным или вредным в других. Изучение адаптации в российской науке связано с именами таких ученных как: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Ухтомский. Основой в понимании явления адаптации стало положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. В результате исследований А.Н. Ухтомский дал понятие организма, как целостности его активности во взаимоотношениях со средой в процессе адаптации, что дало толчок к поиску психологических механизмов адаптации. М.Г. Ярошевский (1971) указывает, что проблема социальной адаптации возникла в западной психологии на рубеже 30-40х годов XX столетия на базе необихевиоризма и психоанализа

Необихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии особое распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.

Адаптацию они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой речи.

Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой

Таким образом, в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которые можно использовать для выработки адекватного определения социально-психической адаптации личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *