211 ст

ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

№ 1

5.4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Климов А. С., аспирант кафедры уголовного права и процесса

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, в которых предусмотрена ответственность за посягательства на транспортные средства. К таким преступлениям можно отнести ст. 166 УК «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством», ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» и ст. 227 «Пиратство». Однако до настоящего времени не существует единого подхода к разграничению данных преступлений, что ведет к бесконечным спорам среди ученых и практиков.

Так в соответствии со ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» предметом посягательства может быть автомобиль или иное транспортное средство. Законодатель приравнял в ст. 166 УК РФ термин «угон» и завладение без цели хищения, тем самым ограничив круг действий, который охватывает термин «завладение». Так в толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова слово завладеть означает: 1) «взять в своё полное владение, захватить; 2) привлечь к себе, подчинить своем влиянию».7 То есть завладение представляет собой захват какого-либо предмета, подчинение полному своему влиянию, которое позволяет определять его дальнейшую судьбу.

Далее необходимо обратить внимание на ст. 211 УК РФ, которая является специальной нормой по отношению к ст. 166 УК РФ. Данная статья предусматривает ответственность за угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Общепринятое определение данных понятий отсутствует, но можно привести следующие определения, которые по нашему мнению наиболее приближены к истине:

1. Воздушное судно это любой вид летательного аппарата независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности: самолёт, вертолёт, дирижабль, аэростат, планер, дельтаплан, воздушный шар и т. д.

2. Судно водного транспорта (морские и речные суда) есть любое самоходное судно, а также иное само-движущееся плавательное средство независимо от его принадлежности (оно может находиться в ведении или собственности как юридического, так и физического лица).

3. Под железнодорожным подвижным составом понимается механический рельсовый транспорт (кроме

трамвая и фуникулера) независимо от его ведомственной принадлежности: локомотивы, паровозы, тепловозы), вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, краны, дрезины и др.1

Но, предложенная А. И. Коробеевым трактовка не является общепризнанной. Так, например, в учебном пособии под общ. ред. А. Г. Сапрунова к водным судам не относятся маломерные суда — лодки, катера и пр., к железнодорожному подвижному составу не относятся дрезины и прочие виды транспортных средств, используемых для ремонтных и вспомогательных работ на железных дорогах.2

Следующая статья — 227 «Пиратство» предусматривает ответственность за нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

В диспозиции ст. 211 УК РФ прописана ответственность за угон и захват в целях угона, но в то же время не приравнивается угон и завладение без цели хищения, как это сделано в статье 166 УК РФ. Это дает возможность одним авторам придти к выводу, что рассматриваемое преступное деяние может быть совершено как с целью хищения, так и без таковой.3 Другие ученые придерживаются иной точки зрения и считают, что речь идет только об угоне без цели хищения, когда же такая цель присутствует, необходимо квалифицировать деяние по совокупности с конкретным составом хищения.4 Ну и, наконец, третья группа считает, что при угоне или захвате соответствующего транспортного средства лицо незаконно завладевает ими и временно использует для перемещения (перевозки товаров, людей), и желает совершить эти действия. При захвате транспортного средства обязательный признак — цель его угона, а не хищения, в противном случае деяние квалифицируется как преступление против собственности.5 То есть существует три различные точки зрения на квалификацию.

Данное положение осложняется наличием ст. 227 УК РФ «Пиратство», которая предусматривает ответственность за нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Здесь снова возникают различные мнения по поводу цели нападения — завладения. Так одни авторы считают, что если при нападении на судно виновный осуществляет не только изъятие чужого имущества, но и угона судна, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений как пиратство и угон судна водного транспорта.6 Другие полагают, что целью нападения при пиратстве является завладение чужим

1 См.: Коробеев А. И. Транспортные преступления. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 217-219.

4 См.: Комментарий к УК РФ. / Под общей ред. проф. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. — М., 1997. — С. 479.

5 См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. И. Э. Звечаровского. — М.: Юристъ, 2004. — С. 287.

6 См.: Комментарий к УК РФ — С. 402.

Климов А. С.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

имуществом (самим судном, находящимся на борту грузом, имуществом пассажиров и членов команды) и данные действия охватываются этим составом, дополнительной квалификации не требуется, не зависимо от мотивов.7 Иной точки зрения придерживается А. И. Бойцов, который считает, что необходимо квалифицировать действия по совокупности с соответствующим преступлением против собственности в случае, если было похищено какое-либо имущество после на-падения8.

По нашему мнению для правильной квалификации посягательств на транспортные средства необходимо прежде всего обратить внимание на способы описания перехода имущества в пользу преступника. Так, в примечании к ст. 158 УК РФ речь идет о хищении путем изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц, а в п. «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ — разбой, т. е. нападение в целях хищения чужого имущества в целях завладения имуществом в особо крупном размере. Обращает на себя внимание появление термина «завладение», наряду с термином»хищение». В связи с этим конструкция п. «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ вызывает недоумение, так как при определении хищения законодатель уже использовал термины «изъятие» и «обращение», которые свидетельствуют о намерении преступника. Упоминая термин «завладение» в этом случае законодатель приравнял его к термину «хищение», что не соответствует смыслу слова «завладение», так как в последнем случае лицо захватывает транспортное средство и определяет его дальнейшую судьбу (временно использовать, повредить, уничтожить, обратить в свою пользу или других лиц. Далее при описании диспозиции ст. 166 УК РФ законодатель именно так понимает термин «завладение», что следует из самой формулировки названия статьи — «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Из чего можно сделать вывод, что завладение возможно как с целью хищения, так и без неё. То есть понятие «завладение» более широкое чем «хищение» и все попытки сужения смысла данного термина являются некорректными.

Как мы уже определились выше завладение представляет собой захват какого-либо предмета и подчинение полному своему влиянию, которое позволяет определять его дальнейшую судьбу. Далее следует обратиться к ст. 227 УК РФ «Пиратство». В этой статье речь идет о завладении любым имуществом, которое имеется на водном судне, включая его самого, то есть это: 1) само судно; 2) находящийся на борту груз; 3) имущество пассажиров и членов команды. Соответственно для квалификации по ст. 227 УК РФ не имеет значения цель, с которой лицо завладевает имуществом и, следовательно, дополнительной квалификации по статьям предусматривающим ответственность за хищения или угон не требуется.

Теперь обратимся к ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». Объективная сторона данного состава может выражаться в двух действиях:

1) в угоне соответствующего транспортного средства;

7 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учебник. / Под ред. В. И. Радченко. — М.: 2004. — С. 283.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 См.: Бойцов А. И. Преступления против собственности. — СПб., 2002. — С. 169.

2) в захвате транспортного средства. При этом захват с субъективной стороны характеризуется определенной целью — угон, а с какой же целью производится сам угон в статье не отмечено. Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод, что речь идет о неправомерном завладении без цели хищения. Данный вывод можно сделать во-первых из того, что в ч. 1 ст. 166 УК РФ приравнено неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения к термину «угон». Аналогичную структуру можно обнаружить в диспозиции ст. 107 УК РФ «убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)…». Во-вторых, если законодатель хотел охватить ст. 211 УК РФ и цель хищение, то он бы использовал ранее нами исследованный термин «завладение». Поэтому мы не можем согласиться с авторами, которые считают, что в данном случае угон может быть совершен с любой целью.

Но в то же время никак нельзя согласиться с законодательной техникой данной нормы. Так, во-первых, в статье не установлена дифференциация ответственности за различные виды воздушного, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, что влечет за собой сложности для правоприменителя, например, за угон катамарана, лодки или дельтаплана предусмотрена такая же ответственность, как и за угон военного или гражданского самолета, вертолета, морского судна или локомотива, что напрямую противоречит принципу справедливости. Во-вторых, ответственность за большинство форм хищения, за исключением разбоя, будет меньше, чем за угон по ст. 211 УК РФ, выходит, что по мнению законодателя угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава более общественно опасное преступление, чем его хищение. В-третьих, момент окончания данного преступления переведен на стадию одного из вариантов покушения, т. е. на момент захвата — установления контроля над транспортным средством, что опять же ведет к еще большему увеличению ответственности по сравнению со статьями предусматривающими ответственность за некоторые формы хищения, например, грабеж. Здесь же установлено, что данный захват должен осуществляться только с целью угона. Весь парадокс ситуации состоит в том, что сам угон может совершаться в самых различных целях, например, в целях хищения имущества, находящегося на борту, захвата заложника, уничтожения судна и т. д. Но, исходя из буквального толкования данной статьи, у угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава есть определенная цель, в то же время эта цель в Законе не указана.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в ст. 211 УК РФ, которые позволили бы дифференцировать ответственность в зависимости от предмета посягательства и разграничить её со смежными составами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Князева, Екатерина Анатольевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативные правовые акты

2. Международные договоры. Женевская Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 46. Ст. 457.

3. Международные договоры. Токийская Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218-225.

4. Международные договоры. Гаагская Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXVII. М., 1974. С. 292-296.

5. Международные договоры. Монреальская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90-95.

6. Международные договоры. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г. URL: http://www.femida.info/12/ktksolas741ondonlnl974g000. htm (последнее посещение — 11 сентября 2011 г.).

7. Международные договоры. Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. № 3. Ст. 202.

8. Международные договоры. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

9. Международные договоры. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, от 24 февраля 1988 г., дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 434^136.

10. Международные договоры. Римская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) от 10 марта 1988 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 48. С. 4469.

11. Международные договоры. Конвенция о спасании от 28 апреля 1989 г. (SALVAGE) // Собрание законодательства РФ. 2001. № з. Ст. 217.

12. Международные договоры. Конвенция о маркировке пластических веществ в целях их обнаружения, принятая в г. Монреале на дипломатической конференции, проведенной ИКАО 12 февраля — 1 марта 1990 года. Документ ООН S/22393 URL: http://www.un.org/ru/ (последнее посещение — 31 октября 2010 г.).

13. Международные договоры. Меморандум «О понимании между правительством Союза Социалистических республик и правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области безопасности гражданской авиации» от 30 июля 1991 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 383-389.

14. Международные договоры. Меморандум «О понимании между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии относительно сотрудничества в области гражданской авиации» от 9 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 7. С. 26-30.

15. Международные договоры. Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 26 мая 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. № 5. С. 3-5.

16. Международные договоры. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) от 12 декабря 2002 г. // «Судовладельцам и капитанам». Вып. 7. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2003 г.

21. Российская Федерация. Законы. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) //Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

23. РСФСР. Законы. Об уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта от 23 октября 1990 г. № 1741-1 (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 44. Ст. 911.

24. Российская Федерация. Законы. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. № 114-

ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. Ст. 4029.

26. Российская Федерация. Законы. О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3347.

28. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ (в ред. от 4 мая 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 13. Ст. 1078.

30. Российская федерация. Законы. О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.

31. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности от 27 июля 2010 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4164.

32. Российская Федерация. Законы. О безопасности от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

34. РСФСР. Законы. Указ Президиума Верховного совета РСФСР от 17 апреля 1973 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР (утратил силу)» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1973. № 16. Ст. 352.

35. РСФСР. Законы. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1973. № 16. Ст. 352.

36. РСФСР. Законы. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 1.

Ст. 3.

38. Российская Федерация. Постановления Правительства. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 4 октября 2013 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

39. Российская Федерация. Постановления Правительства. О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июля 1994 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1795.

40. Российская Федерация. Постановления Правительства. Об утверждении положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания от 11 апреля 2000 г. № 324 (в ред. от 14 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. 16. Ст. 1714.

41. Российская Федерация. Постановления Правительства. Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры от 1 февраля 2011 г. № 42 (в ред. от 16 февраля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. №6. Ст. 890.

43. Российская Федерация. Указы Президента: Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 170.

44. Российская Федерация. Приказы Минтранса. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» от 28 ноября 2005 г. № 142 (в ред. от 31 января 2008 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 2006.

1.2. Уголовные кодексы зарубежных стран

47. Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. — М. : Прогресс, 1983. — 414 с.

48. Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ // Информационный бюллетень МПА СНГ. — 1996. — № 10.

49. Уголовный кодекс Австрии. — СПб. : Юридический центр пресс,

50. Уголовный кодекс Австралии. — СПб. : Юридический центр пресс,

51. Уголовный кодекс Аргентины. — СПб. : Юридический центр пресс,

52. Уголовный кодекс Грузии. — СПб. : Юридический центр пресс,

53. Уголовный кодекс Индии. — СПб. : Юридический центр пресс, 2002.

54. Уголовный кодекс Киргизии. — СПб. : Юридический центр пресс,

55. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

56. Уголовный кодекс Латвии. — СПб. : Юридический центр пресс,

57. Уголовный кодекс Литвы. — СПб. : Юридический центр пресс, 2002.

58. Уголовный кодекс Молдовы. — СПб. : Юридический центр пресс,

59. Уголовное законодательство Норвегии. — СПб. : Юридический центр пресс, 2003.

60. Уголовный кодекс Республики Азербайджан. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

61. Уголовный кодекс Республики Беларусь. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

62. Уголовный кодекс Республики Болгария. — Минск : Тесей, 2000.

63. Уголовный кодекс Республики Казахстан. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

64. Уголовный кодекс Республики Польша. — Минск : Тесей, 2000.

65. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

66. Уголовный кодекс Республики Туркменистан.- СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

67. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

68. Уголовный кодекс Республики Украина. — СПб. : Юридический центр пресс, 2001.

69. Уголовный кодекс ФРГ. — СПб. : Юридический центр пресс, 2003.

70. Уголовный кодекс Франции. — СПб. : Юридический центр пресс,

71. Уголовный кодекс Швеции. — М. : Ассоц. юрид. центр, 2000.

72. Уголовный кодекс Эстонии. — СПб. : Юридический центр пресс,

73. Уголовный кодекс Японии. — СПб. : Юридический центр пресс,

2. Судебная практика

74. Пленум Верховного Суда СССР. Постановление. О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. №6. 1970.

75. Пленума Верховного Суда РФ. Постановление II Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. № 5. С. 3.

76. Пленум Верховного Суда РФ. Постановление. О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боепри-

пасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 12 марта 2002 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 5. 2002.

77. Пленум Верховного Суда РФ. Постановление. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое от 27 декабря 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 2.

78. Пленум Верховного Суда РФ. Постановление. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.

79. Архив Камчатского краевого суда за 1979 год.

80. Постановление № 2-44/09 // Архив Московского городского суда за

2009 г.

81. Приговор № 2 — 29/2009 // Архив Архангельского областного суда за 2009 г.

82. Постановление № 2 — 33/09 // Архив Санкт-Петербургского городского суда за 2009 г.

83. Приговор № 2 — 13/10 // Архив Архангельского областного суда за

2010 г.

84. Приговор № 2 — 27 / 10 // Архив Верховного Суда Республики Саха (Якутия) за 2010 г.

3. Специальная литература

85. Адельханян P.A. Преступность деяния по международному уголовному праву / P.A. Адельханян. — М. : МЗ ПРЕСС, 2002. — 37 с.

86. Адельханян P.A. Захват воздушных судов по международному уголовному праву / P.A. Адельханян // Законность. — 2002. — № 10. — С. 27.

88. Аналитический доклад Генеральной прокуратуры РФ и НИИ по проблеме укрепления законности и правопорядка / под ред. В. Н. Лопатина. -М. : НИИ ГП РФ. — 178 с.

91. Бойцов А.И. Преступления против собственности / А.И. Бойцов. -Спб. : Юридический центр Пресс, 2002. — 775 с.

93. Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву: монография / Ф.Г. Бурчак. — Киев : Наукова думка, 1969. — 216 с.

97. Галиакбаров P.P. Совершение преступления группой лиц : учебное пособие / P.P. Галиакбаров. — Омск : Ом. ВШМ МВД СССР, 1980. — 215 с.

98. Галиакбаров P.P. Квалификация преступлений по признаку их совершения организованной группой / P.P. Галиакбаров // Российская юстиция.

— 2000. — № 4. — Ст. 48.

— С. 96, 98.

101. Губарев О.И. Воздушный террор. Хроника преступлений / О.И. Губарев. — М. : Вече, 2006. — 320 с.

104. Евсеев П., Колосов Ю. Воздушный бандитизм — вне закона / П. Евсеев, Ю. Колосов // Международная жизнь. — 1971. — № 1. — С. 114-116.

106. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 2001. — 576 с.

107. Зарипов А.Г. Из практики построения системы авиационной безопасности авиакомпаний / А.Г. Зарипов // Терроризм и безопасность на транспорте. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. — М. : Юриспруденция, 2007. — 312 с.

108. Зарипов А.Г. Авиакомпания как главный потребитель услуг аэропорта по обеспечению авиационной безопасности на примере ОАО «Аэро-

флот» / А.Г. Зарипов // РИА. Индустрия безопасности.

— Режим доступа : www. URL: http://www■secuфress.ru/index.htm (дата обращения — 26.08.2011).

109. Захарова JI.H. Международное право / JI.H. Захарова. — М. : РИОР, 2005,- 186 с.

114. Иванов Н., Михайлов М. Ответственность за угон воздушного судна / Н. Иванов, М. Михайлов // Советская юстиция. — 1973. — № 11.-С. 14.

115. Кабанов П.А. Политический терроризм: причины и некоторые меры предупреждения / П.А. Кабанов // Следователь. — 1999. — №3. — С. 31.

116. Карпец И.И. Преступления международного характера / И.И. Кар-пец. — М. : Юрид. лит., 1979. — 264 с.

117. Карпец И.И. Международная преступность / И.И. Карпец. — М. : Наука, 1988.-432 с.

118. Квалификация угонов транспортных средств / под ред. A.C. Сен-цова. — Волгоград : ВСШ МВД СССР, 1988. — 40 с.

— М. : КОНТРАКТ, 2012. — 120 с.

121. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Ч. 1 / М.И. Ковалев. -Свердловск : Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1960. — 230 с.

122. Козаченко И.Я. Советское уголовное право / И.Я. Козаченко. — М., 1983.- С. 121.

123. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. A.M. Бойко. — Ростов н/Д, 1996. — 625 с.

125. Комментарий к уголовному кодексу РФ / под ред. В.В. Мозякова. -М. : ЮРИСТЪ, 2003. — 1039 с.

126. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. — М. : Юрайт-Издат, 2004. — 674 с.

127. Коробеев А.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность / А.И. Коробеев. — М. : Юрид. лит., 1990. — 184 с.

129. Коробеев А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. -СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. — 406 с.

131. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. — М. : Юридическая литература, 1972. — 352 с.

132. Курс российского уголовного права. Особенна часть. Ч. 4 / под ред. В.Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. — М. : Логос, 1997. — 545 с.

133. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под ред. В.Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. — М. : Спарк, 2002. — 570 с.

134. Курс Российского Уголовного права. Общая часть. Т. 1 / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. — М. : Норма — Инфра-М, 2001. — 639 с.

135. Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 3 / под ред. Г.Н. Бор-зенкова, B.C. Комиссаров. — М. : Зерцало, 2002. — 470 с.

136. Куршев М. Морское пиратство — разновидность международного терроризма / М. Куршев // Уголовное право. — 2006. — С. 131-134.

137. Лапупина H.H. Объект и предмет угона водного транспорта / H.H. Лапупина // Современное право. — 2005. — № 1. — С. 39.

139. Лопиненко И.А. Преступления против собственности / И.А. Лопи-ненко. — М. : Спарк, 2005. — 678 с.

140. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть / под ред. И.И. Лукашук. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — 517 с.

141. Лукшин И.В. Противоправные действия, посягающие на свободу мореплавания / И.В. Лукшин // Право и политика. — № 6.

143. Лунеев В.В. Субъективное вменение / В.В. Лунеев. — М. : Спарк, 2000. — 227 с.

146. Малеев Ю.Н. Актуальные вопросы международного воздушного права / Ю.Н. Малеев — М. : Международ, отношения, 1973. — 200 с.

148. Международное право в документах: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова. — М. : Юрид. лит., 1982. — 853 с.

150. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом. Сборник документов / под ред. B.C. Овчинского. — М. : Инфрам, 2003. — 480 с

151. Международное право / ред. кол. JI.H. Шестаков и др. — М. : Юридическая литература, 1999. — 559 с.

153. Методические рекомендации по расследованию авиационных происшествий. — М. : РИО МГА, 1977. — 269 с.

156. Моджорян JI.А. Терроризм: правда и вымысел. 2-е изд. / Л.А. Моджорян. — М. : Юридическая литература, 1996. — 521 с.

157. Морозов H.A. Преступность и борьба с ней в Японии / H.A. Морозов. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. — 221 с.

162. Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / под ред. В.М. Лебедева. — М. : НОРМА, 2005. — 928 с.

165. Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 2011.-352 с.

168. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме / В.Е. Петрищев. — М. : Эди-ториал УРСС, 2001. — 288 с.

170. Петухов Б.В. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / Б.В. Петухов // Законность. — 1994. — № 2. — С. 5.

174. Правда. 1983. 10 июля.

176. Преступность, статистика, закон. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 1997. — 224 с.

178. Преступление и наказание. Комментарий к проекту Уголовного кодекса Российской Федерации. — М., 1993.

179. Резяпов Н. Пираты XXI века / Н. Резяпов // Независимое военное обозрение. — 2002. — № 32. — С. 7.

180. Ромашев Ю.С. Проблема коллизии юрисдикции государств над преступлениями международного характера, совершаемыми в пределах морских пространств / Ю.С. Ромашов // Сборник статей. — М. : Академия ФПС России: Отделение погранологии Международной академии информатизации. — 1998. — Вып. 5.

184. Ромашов Ю.С. Международное правоохранительное право /Ю.С. Ромашов. — М. : Норма Инфра-М, 2012. — 368 с.

192. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. — М. : Спарк, 2005. — 1374 с.

195. Терроризм в современном мире / под ред. B.JI. Шульца. — М. : Наука, 2011.-603 с.

196. Толкаченко A.A. Проблемы субъективной стороны преступления / А. А. Толкаченко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 176 с.

197. Трайнин А.Н. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон / А.Н. Трайнин. — М. : Наука, 1969. — 160 с.

199. Уголовное право. Общая и Особенная части: Интенсивный курс. 2-е издание / под ред. Л.Д. Гаухмана, А.А, Энгельгарта. — М., 2002. — 400 с.

200. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник / под ред. Н.Г. Кадникова. — М. : Городец, 2006. — 944 с.

201. Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. — М., 1999. — С. 409.

204. Уголовное право. Особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Т.П. Новоселова. — М. : Норма — Инфра-М, 2001. — 1008 с.

205. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под. ред. А.И. Рарога. — М. : Юристъ, 2001.-671 с.

206. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник. 5-е изд. пер. и доп. / под ред. А.И. Рарога. — М. : Юристъ, 2006. — 704 с.

207. Ушаков H.A. Основания международной ответственности государств / H.A. Ушаков. — М. : Междунар. отношения, 1983. — 196 с.

210. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В.М. Хомич. — Минск : Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982 г. — 96 с.

215. Юридический справочник по торговому мореплаванию / под ред. A.C. Кокина. — М. : Спарк, 2002. — 480 с.

4. Диссертации и авторефераты

— 1993,- 24 с.

— Санкт-Петербург, 2003. -50 с.

5. Электронные ресурсы

Новая редакция Ст. 211 УК РФ

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Статье 211 УК РФ

<3> БМД. 2002. N 1.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по обеспечению безопасного для граждан порядка перемещения источников повышенной опасности — воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, заключается в угоне или захвате судна воздушного транспорта (вертолета, самолета и иного летательного аппарата, используемого в целях воздушных перевозок), водного транспорта (плавсредства, предназначенного для водных перевозок, независимо от водоизмещения и вида перевозимых объектов: пассажирского — теплоход, судно на воздушной подушке и т.д.; грузового — баржа, танкер и т.д.; военного — торпедный катер, подводная лодка и т.д.) либо железнодорожного подвижного состава (объекта, перемещающегося по рельсам и находящегося в ведении МПС России: вагон, локомотив и т.д.). Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство не имеют значения для квалификации.

4. Угон судна заключается в завладении соответствующим судном с последующим перемещением его из места надлежащего нахождения в место, избираемое по усмотрению субъекта состава преступления. Угон является оконченным в момент начала данного перемещения (приведение судна в движение, уклонение от заданного маршрута) независимо от его продолжительности. При незаконном пересечении на угнанном судне Государственной границы РФ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 211 и 322).

5. Захват судна заключается в установлении над судном контроля, дающего возможность незаконного распоряжения им как средством передвижения по усмотрению виновного. Захват является оконченным в момент установления соответствующего контроля над судном.

6. Угон и захват, квалифицируемые по ч. 1 коммент. статьи, могут иметь как ненасильственный характер, так и осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, причинение физической боли, ограничение свободы), либо с угрозой его применения, выраженной в любой форме.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Захват судна должен осуществляться с целью последующего угона. При наличии цели удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников содеянное охватывается признаками состава захвата заложника (ст. 206) и не требует квалификации по коммент. статье. Угон или захват судна водного транспорта, совершенные в целях завладения чужим имуществом, находящимся на борту судна, влечет квалификацию по совокупности преступлений (ст. 211 и 227).

8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления.

9. Квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. 2 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна: а) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35); в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия (см. коммент. к ст. 126); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Применение оружия (см. понятие оружия в коммент. к ст. 63) предполагает использование оружия в соответствии с его конструктивным предназначением. Применение предметов, используемых в качестве оружия (см. понятие данных предметов в коммент. к ст. 126), предполагает использование их для нанесения повреждений потерпевшему.

10. Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают совершение угона или захвата судна организованной группой (см. коммент. к ст. 35), повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

11. Угон или захват судна, повлекший смерть человека (члена экипажа, пассажира судна либо иного лица) или иные тяжкие последствия (выведение судна из строя, уничтожение или повреждение перевозимого груза и т.д.), является преступлением с двумя формами вины, где отношение лица к последствиям выражается в форме неосторожности. Дополнительной квалификации содеянного не требуется. Угон или захват судна, сопряженный с умышленным причинением смерти человеку, влечет квалификацию по совокупности (ст. 211 и ст. 105).

12. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, а ч. 2, 3 — особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают: а) воздушное судно; б) водное судно; в) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.

Под водным судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки людей и грузов: морское, речное, озерное судно, буксиры, баржи и др.

К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемого на железнодорожных путях общего пользования. Железнодорожный подвижной состав включает механический рельсовый транспорт, за исключением трамвая: локомотивы, вагоны, открытые платформы, цистерны, дрезины. Метрополитен относится к железнодорожному, а не к городскому транспорту.

Спорным является вопрос об отнесении к предметам данного преступления маломерных морских и речных судов, а также дрезин. Некоторые авторы полагают, что их угон следует квалифицировать по ст. 166 УК РФ.

2. Объективную сторону составляет одно из следующих действий: а) угон соответствующего судна или состава; б) их захват.

Под угоном следует понимать самовольные действия по уводу (перемещению) судна или состава с места их нахождения. Угоном без захвата следует признавать случаи, когда: а) судно или состав, находящиеся без экипажа, машиниста либо охраны, уводится посторонними лицами; б) транспортное средство угоняется самим экипажем или машинистом; в) транспортное средство угоняется посторонними лицами по договоренности с экипажем, машинистом или охраной.

Захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом.

Способы совершения рассматриваемого преступления могут быть различными, вплоть до применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Насилие может применяться к членам экипажа, машинисту, лицам, осуществляющим охрану транспортного средства, пассажирам; в любом случае оно должно выступать средством захвата судна или состава.

3. В общей форме угон признается оконченным с момента изменения местонахождения судна, состава или изменения курса. Изменение местонахождения воздушного судна связано с началом полета.

Захват считается оконченным с момента выхода транспортного средства из законного владения и установления над ним неправомерного контроля.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна, состава обязательным признаком является цель их угона.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.).

Судно водного транспорта — самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде (под водой) грузов, пассажиров, багажа, специального назначения — буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). К судам водного транспорта следует относить также и маломерные суда, под которыми понимаются самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 кг и более, байдарку грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более).

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <1>).

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

2. Объективная сторона преступления выражается в одной из двух альтернативных форм действий: а) угоне соответствующего судна или подвижного состава; б) в их захвате с целью угона.

Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения. Угон состоит в установлении контроля со стороны виновных лиц над транспортным средством и его последующим перемещении с того места, где оно находилось, в другое место. Местонахождение судна или состава на момент угона (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.) для квалификации значения не имеет.

В отличие от угона захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Основной состав преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия. Насилие может применяться к членам экипажа, обслуживающему персоналу, охране, пассажирам либо любым иным лицам, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него.

3. Угон является оконченным преступлением с момента изменения местонахождения транспортного средства (с началом полета воздушного судна или движения подвижного состава, водного судна либо изменения курса судна), а захват — с момента установления над ним неправомерного контроля со стороны угонщиков. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна или железнодорожного подвижного состава обязательным субъективным признаком является специальная цель — угон. Захват не с целью угона, а преследующий иные цели, не образует преступления, квалифицируемого по ст. 211. Причинение вреда собственнику судна, железнодорожного подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

6. Квалифицированным видом угона (ч. 2 ст. 211) является совершение этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Содержание этих признаков аналогично их содержанию при захвате заложника (п. п. «а», «в» и «г» ч. 2 ст. 206 УК).

7. Особо квалифицированным видом угона является: а) совершение деяния организованной группой; б) угон, повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков было рассмотрено при анализе особо квалифицированного состава террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК).

Объектом преступления является общественная безопасность. Предмет преступления:

  • судно воздушного транспорта – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;
  • судно водного транспорта – самоходное или несамоходное плавучее сооружение;
  • железнодорожный подвижной состав – в него включаются механический рельсовый транспорт (локомотив, вагоны, краны, дрезины и т. п.). Сюда же относятся составы метрополитена. Трамваи не отнесены к железнодорожному подвижному составу.

Объективная сторона состоит в угоне или захвате в целях угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.

Угон указанных судов и составов – это завладение ими и передвижение на них.

Захват – установление контроля над судном или составом.

Захват и угон могут осуществляться на месте стоянки транспортного средства или при его движении. Угон является оконченным с момента отъезда судов или состава с места, на котором они находились.

Как угон, так и захват транспортного средства с целью угона предполагают установление контроля над этим средством, с этого момента преступление считается оконченным.

Если контроль над транспортным средством независимо от воли угонщика не установлен, его действия квалифицируют как покушение.

Контроль может состоять как в личном управлении транспортным средством, так и в понуждении его экипажа под угрозой насилия выполнять действия по угону. При этом насилие должно быть не опасным для жизни.

Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и другие, менее опасные виды насилия (например, насильственное лишение свободы). Насилие может применяться к членам экипажа воздушного или водного судна, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного подвижного состава, к пассажирам, персоналу аэродрома, вокзала.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а при захвате – и наличием цели угона.

Субъект преступления – общий.

Квалифицирующие признаки предусмотрены ч. 2 ст. 211 УК РФ – это совершение деяния:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Особо квалифицирующие признаки – совершение деяния, предусмотренного ч. 1 и 2 данной статьи, организованной группой либо если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины. Лицо предвидит, что в результате его действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должно было и могло их предвидеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *