4 административный договор

Файл:

Поэтому проблема административного договора как одна из административно-правовых форм осуществления управленческих действий представляет сегодня особый интерес. Поэтому проблема административного договора как одна из административно-правовых форм осуществления управленческих действий представляет сегодня особый интерес. Административный договор является самостоятельной правовой формой деятельности органов исполнительной власти. Анализ примеров административных договоров позволяет их классифицировать по нескольким основаниям и отдельно рассмотреть административные Такие договоры довольно часто называются соглашениями. Согласно более полному определению, административный договор, по мнению данного ученого, — это основанный на административно правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате Административный договор — раздел Право, Основные признаки правового акта управления Договор Есть Волевое Соглашение Двух И Более Субъектов Права Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский. Существует ли административно-правовой договор в практике государственно-управленческой деятельности и, если да, то какова его роль в реализации исполнительной власти? Административно-правовой договор. Административно-правовым договором называется соглашение, которое устанавливает административно-правовые нормы, обязательные для участников управленческих отношений, а также которые влекут установление Глава 14 административный договор. § 1. Понятие и публично-правовая природа административного договора. Особую актуальность приобретает проблема административного договора как одной из административно-правовых форм § 6. Административный договор: Административный договор — соглашение двух или более субъектов административного права, один из которых всегда является субъектом Административный договор — разновидность публично-правового договора. Административный договор — это один из видов публично-правовых договоров. Административный договор является одним из видов форм государственного управления. 26. Административно-правовой договор. Административно-правовым договором называется соглашение, которое устанавливает административно-правовые нормы, обязательные для участников управленческих отношений 26. Административно-правовой договор. Административно-правовым договором называется соглашение, которое устанавливает административно-правовые нормы, обязательные для участников управленческих отношений Правовой базой административных договоров служат нормы административного права. Итак, можем заключить, что административный договор как форма управления позволяет регулировать общественные отношения на основе воли и волеизъявления субъектов § 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ: В качестве источника административного права договоры и соглашения ранее почти не выделялись. О них обычно говорилось как об одной из форм управления, встречавшейся на практике. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский. Административный договор- разновидность публично-правового.

Справки проверок в школьном самоуправлении, Архивная справка фонд-1 опись-1, Документация по оприходованию готовой продукции, Как сделать образец листовки?, Справка о прогуле на учебу.

УДК 342.924

Страницы в журнале:27-30

О.Н. Ордина,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Волго-Вятского института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Россия, Киров ordinolga@yandex.ru

Административный нормативный правовой договор представляет собой малоизученное правовое явление, поэтому актуальным является исследование его правовой природы, сущности, места среди других источников административного права, формирование концепции рассмотрения данного договора как источника административного права и внесение предложений по совершенствованию административного законодательства об административных нормативных правовых договорах.

Ключевые слова: источники административного права, административный договор, соглашение, правовая природа.

Для России нормативный договор является «нетрадиционным» источником права . Данная «нетрадиционность» объясняется не столько редкостью использования договора как средства нормативного регулирования, сколько его недостаточным рассмотрением в этом качестве в советской административно-правовой науке . В качестве источника административного права договоры и соглашения ранее почти не выделялись — они рассматривались как побочная форма управленческой деятельности. Интерес к ним возрос в настоящее время. Сегодня роль административного нормативного правового договора как источника права в российской правовой доктрине и юридической практике является общепризнанной . Но, несмотря на это, некоторые аспекты в концепции административного нормативного правового договора остаются дискуссионными.

Органы исполнительной власти должны согласовывать свои действия, сотрудничать и оказывать взаимную поддержку, что возможно при помощи такой формы государственного управления, как административные договоры. В ч. 3 ст. 11, ч. 4 и 5 ст. 66, ч. 3 ст. 78 Конституции РФ указано, что договор может использоваться для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации. Данное обстоятельство является основой признания договора источником административного права. Также источниками административного права являются соглашения о разграничении полномочий по отдельным предметам ведения, заключаемые в рамках административных договоров органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, могут заключаться межведомственные договоры между органами исполнительной власти.

Современное административное законодательство не закрепляет легальные определения таких понятий, как административный нормативный правовой договор и административный договор. Можно выделить два подхода к определению административного договора, существующих в теории административного права. Ученые, придерживающиеся первого подхода, определяют административный договор как правовой акт . Согласно второй позиции административный договор определяют через категорию «соглашение» . Однако понятия «административный договор» и «административное соглашение» нельзя считать синонимами. Тогда возникает вопрос, что следует понимать под «соглашением». В науке административного права понятие «административное соглашение» не исследовалось. Д.Н. Бахрах считает, что при заключении договора происходит согласование «воли двух (или более) субъектов административного права» . Поэтому можно утверждать, что волеизъявление сторон является основным признаком соглашения, хотя данная точка зрения разделяется не всеми исследователями. Ю.А. Горшенева выделяет два типа нормативных договорных актов: собственно договоры и соглашения. Каждый из названных типов имеет свои разновидности .

Можно утверждать, что административный договор представляет собой соглашение, в котором должна быть выражена свободная воля сторон. В этом выражается правовая природа административного договора. Сущность административного договора заключается в том, что субъектам предоставлена свобода воли и волеизъявления в заключении административного договора, в результате чего появляется соглашение сторон. В данном случае свобода воли не имеет абсолютного характера. Органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований имеют не только право заключать административные договоры, но и обязанность, которая устанавливается административным законодательством. Поэтому внешним ограничителем свободы административных договоров выступает административное законодательство, которое устанавливает требования к форме, содержанию и порядку заключения административных договоров.

Принятие Конституции РФ 1993 года позволило рассматривать административный договор как самостоятельную форму государственного управления. Но рассмотрение нормативного договора в таком качестве в настоящее время все еще остается дискуссионным. Индивидуальные административные договоры, на наш взгляд, являются самостоятельной формой государственно-управленческой деятельности. К примеру, А.Н. Колокольцев считает, что одни правовые формы не должны заменять или подменять другие формы управления . Возможность использования всех форм реализации государственного управления должна быть установлена законом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что административный нормативный правовой договор как источник административного права — это письменное, формально определенное соглашение между двумя или несколькими субъектами административно-правовых отношений, одним из которых является орган государственной власти (органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации, должностные лица, органы муниципальных образований), направленное на удовлетворение публичных интересов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы административного права.

Можно назвать следующие виды административных нормативных правовых договоров, являющиеся источниками административного права: федеративный договор; договоры (соглашения) между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий; соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий; договоры (соглашения) между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры (соглашения) между органами государственной власти края или области с органами государственной власти автономного округа; договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления о передаче отдельных государственных полномочий; договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о передаче отдельных государственных полномочий; договоры (соглашения) между Правительством России и правительствами республик, администрациями субъектов Российской Федерации; договоры (соглашения) между федеральными министерствами (и иными федеральными органами исполнительной власти) и министерствами (и иными органами исполнительной власти) субъектов федерации; договоры (соглашения) между федеральными министерствами и высшими должностными лицами субъектов федерации, правительствами, администрациями субъектов; договоры между исполнительными органами субъектов Российской Федерации и другие.

В зависимости от статуса субъекта, заключающего договор, различают координационные договоры, субъекты которых имеют формально равный статус (например договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации, договоры и соглашения между органами местного самоуправления, межведомственные договоры и соглашения), и субординационные договоры, субъекты которых имеют формально различный статус (например соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий).

В структуру административного нормативного правового договора входят субъекты, объект и содержание.

Субъектный состав нормативного административного договора предполагает наличие хотя бы одной из сторон такого договора государственно-властного субъекта (органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации, должностные лица, органы муниципального образования). Так, О.С. Рогачева полагает, что в административном договоре обязательно участие органа исполнительной власти, и это является критерием, позволяющим квалифицировать договор как административный . Ю.Н. Старилов считает, что «все зависит от того, относится ли этот договор по своей сущности к публично-правовым, т.е. имеют ли публично-правовой характер устанавливаемые в договоре обязанности или необходимые для исполнения распоряжения» . На наш взгляд, субъектами административных договоров могут быть любые органы государственной власти, наделенные договорной административной нормотворческой компетенцией. Критерием разграничения административных договоров и иных в данной ситуации является установление договорных норм административного права. Другой стороной может быть физическое или юридическое лицо. Эти субъекты должны обладать нормотворческими полномочиями на создание, изменение и прекращение норм административного права.

Объект договора — это действие (поведение) сторон данного договора.

Содержанием административного нормативного правового договора являются административно-правовые нормы. Формой выражения административно-правовых норм договорного способа правотворчества является нормативный правовой договор.

В настоящее время научное исследование административного договора только начинается: в юридической науке до сих пор отсутствует комплексное исследование по вопросам договорного административного нормотворчества, не определены его субъекты, формы и процедуры. Административное законодательство фрагментарно регулирует общественные отношения, связанные с заключением таких договоров. А единый законодательный акт, регулирующий правовой статус данного административно-правового института, отсутствует. Заключение административного договора, на наш взгляд, должно регулироваться федеральным законом. Так, В.Г. Розенфельд и Ю.Н. Старилов предлагали разработать и принять Административно-процессуальный кодекс России, регламентирующий принятие административных договоров . И.Ю. Синдеева полагает, что существует необходимость в принятии федерального закона «Об административных договорах» . На наш взгляд, урегулировать общественные отношения в сфере заключения административных договоров можно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушених.

В кодексе следует закрепить понятие административного договора, его видов (нормативные и индивидуальные), требования к их форме и содержанию, процедуру их заключения, изменения и прекращения, основания расторжения, порядок вступления в силу, правовой статус субъектов, имеющих право заключения таких договоров, ответственность сторон, основания и порядок признания административных договоров недействительными, особенности правового регулирования отдельных видов административных договоров.

В кодексе также следует предусмотреть ведение реестра административных нормативных правовых договоров, установить официальные источники их опубликования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и муниципальных образований, а также создать автоматизированные банки данных по договорам и соглашениям. Нужно законодательно закрепить положение о том, что договор или соглашение должны прилагаться к соответствующему акту об их утверждении как приложение. Юридическую силу административного нормативного правового договора следует определять аналогично юридической силе нормативных правовых актов — по статусу субъектов данного договора в управленческой иерархии.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. — М., 2004.

2. Горшенева Ю.А. Нормативный договор как ис-

точник права: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. — Красноярск, 1998.

4. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. — Саратов, 1998.

5. Колокольцев А.Н. Административный договор как правовая форма управления // Административное и муниципальное право. 2008. № 5.

6. Коренев А.П., Абдурахманов А.А. Административные договоры: понятия и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.

7. Мелехова А.Ю. Виды административных договоров // Административное право и процесс. 2012. № 1.

8. Мелехова А.Ю. О некоторых аспектах содержания административного договора // Административное право и процесс. 2011. № 4.

9. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. — Л., 1970.

10. Рогачева О.С. Административный договор как основание возникновения административно-договорного обязательства // Административное право и процесс. 2012. № 12.

11. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Современные проблемы формирования теории административного договора // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. тр. Вып. 3. Публичное право: проблемы современного развития. — Воронеж, 1995.

12. Российское законодательство: проблемы и перспективы / под ред. Л.А. Окунькова. — М., 1995.

13. Ротенберг А.С. Административный договор: дис. … канд. юрид. наук. — Ростов н/Д., 2006.

14. Синдеева И.Ю. Административный договор как институт административного права: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.

15. Старилов Ю.Н. Административный договор: опыт законодательного регулирования в Герма-

нии // Государство и право. 1996. № 12.

16. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. — М., 2005.

Что такое административный договор

Административный договор относится к публично-правовым договорам и обладает рядом специфичных признаков:

  • основывается на нормах административного законодательства;
  • правовая база опирается на Конституцию РФ и актуальное законодательство (обычно административный договор носит организационный характер, однако одновременно в него могут быть включены вопросы имущественного, трудового, гражданского регулирования, поэтому при создании документа в допустимой мере применяются нормы иных ветвей законодательства);
  • может быть заключен между двумя и более субъектами;
  • хотя бы одной из сторон такого договора является субъект административной власти (например, орган госуправления или его представитель);
  • является итогом добровольного согласования мнений его сторон (этим административный договор отличается от актов управления);
  • имеет ограниченный срок действия;
  • может быть заключен в соответствии с установленным регламентом;
  • отказ в одностороннем порядке одной из сторон такого договора от исполнения своих обязательств недопустим;
  • вырабатывается в публичных или государственных интересах;
  • содержание такого договора составляют юридические права и обязанности сторон;
  • в результате заключения административного договора производится установление / прекращение/ изменение взаимных прав и обязанностей его сторон;
  • обеспечивается при помощи комплекса правовых средств;
  • осуществление контроля выполнения условий договора со стороны органов управления.

Содержание административного договора

Несмотря на то что основой регулирования отношений, возникающих на основании такого вида соглашений, является именно административное законодательство (а не гражданское), в структуре административного договора можно выделить элементы, присущие и гражданским договорам.

Предмет договора.

Предметом административного договора можно назвать социальные процессы, так или иначе затрагивающие вопросы управления, властвования и саморегулирования. В зависимости от предмета можно выделить договоры:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • о поступлении граждан на госслужбу;
  • о государственном заказе;
  • по управлению объектами госсобственности;
  • об обмене информацией между госорганами;
  • об оказании коммунальных услуг;
  • об обеспечении занятости населения;
  • о разграничении полномочий и другие виды.

Субъекты договора.

Другой стороной административного договора, помимо наделенного властными полномочиями органа, могут являться субъекты, не выполняющие властных или регулирующих функций: граждане, частные организации, профессиональное самоуправление и т. д. В зависимости от вида и количества субъектов (в части наличия у них властных полномочий) можно выделить:

  • договоры между 2 субъектами управленческой деятельности;
  • между субъектами исполнительной власти и госорганизациями;
  • между государственными и частными организациями;
  • между субъектами власти, управления и гражданами.

Административный договор может быть заключен как между субъектами, не имеющими властных полномочий по отношению друг к другу, так и когда контрагент находится в подчинении у второй стороны по договору.

Оформление административных договоров

Заключение названного вида соглашений осуществляется преимущественно в письменной форме, что связано с публичным характером регулируемых отношений. Обычно оговорка об обязательности письменного оформления содержится в тексте соответствующего закона (например, п. 1 ст. 10 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 № 114-ФЗ).

Договорная деятельность в административном праве регламентирована достаточно подробно, содержит массу императивных норм. Практически для каждого вида административных договоров разработана своя унифицированная форма (например, типовая форма контракта о службе в таможенных органах – п. 3 названной статьи).

Отличия административных договоров от гражданских

  • Статус стороны соглашения, наделенной властными полномочиями, в административном договоре определяется его компетенцией, а в гражданском – его правоспособностью. В первом случае список возможных прав и обязанностей, обозначаемых в договоре, должен быть напрямую урегулирован соответствующей отраслью законодательства (например, передача части полномочий Правительством РФ органам исполнительной власти в рамках соответствующего соглашения ). Во втором случае можно руководствоваться общедозволительным принципом (т. е. разрешено всё, что напрямую не запрещено законом).
  • Относительность добровольного вступления в отношения, урегулированные административным договором. Субъект публичного права обычно ограничен нормами и предписаниями в части обязательности заключения некоторых видов соглашений (например, п. 1 ст. 527 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ). В некоторых случаях госорганам вообще запрещено заключать отдельные виды административных соглашений. При заключении соглашений в рамках гражданского законодательства таких ограничений нет.
  • Цель заключения административного договора – удовлетворение общественных и публичных интересов, а не личной выгоды (как в случае проведения гражданских сделок).

Этапы заключения административных договоров

Инициатором заключения административного договора является госорган при реализации предписанных законодательством властных полномочий. Можно выделить следующие стадии составления, заключения и реализации названого договора:

  • анализ инициатором заключения соглашения актуальной управленческой ситуации;
  • выбор соответствующих норм законодательства для обоснования содержания договора;
  • определение конкретного вида будущего административного соглашения (в зависимости от субъектов договора и регулируемой сферы правоотношений);
  • выбор контрагентов, партнеров по соглашению;
  • предварительное согласование условий и содержания соглашения;
  • подписание соглашения всеми его участниками.

Более подробно регламент выполнения процедуры рассматривается отраслевыми нормативными актами в зависимости от сферы деятельности (например, постановление Правительства РФ «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28.07.2005 № 452 и т. д.)

Сам процесс исполнения договора можно условно разделить на такие стадии:

  • планирование и согласование мероприятий, направленных на достижение поставленных договором целей;
  • реализация запланированных и согласованных мероприятий;
  • делегирование части полномочий или создание дополнительных структурных подразделений в случае невозможности выполнения необходимого объема работ в заданные сроки;
  • контроль исполнения договора;
  • прекращение отношений между сторонами, установленными в рамках рассматриваемого договора.

Таким образом, порядок составления административного договора урегулирован не только административным законодательством, но и другими отраслями права. Для многих видов договоров разработана своя типовая форма. В качестве одного из субъектов таких соглашений обязательно выступает властная структура.

Административно-правовой договор (соглашение) как форма деятельности субъектов государственной администрации. Соглашения между субъектами государственной администрации различного и одного иерархического уровня. Служебные контракты о поступлении на гражданскую службу, контракты о поступлении на военную и правоохранительную службу как вид административно-правовых договоров.

В действующем законодательстве не используются термины «административно-правовой договор» или «административно-правовое соглашение». Однако в специальной литературе такие договоры (соглашения) рассматриваются в качестве одной из форм деятельности субъектов административного права. Договоры (соглашения) нашли закрепление в федеральном и региональном законодательстве. Они применяются в отношениях между субъектами государственной администрации различного иерархического уровня, между исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований, между государственными органами — нанимателями на государственную службу и гражданами.

Российское законодательство допускает возможность заключения договоров (соглашений) между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий .

Приведенные конституционные нормы получили развитие в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». В нем установлено, что Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий и осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соглашений. Исключительно на заседаниях Правительства РФ принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ |30. Ст. 13, ч. 2, 3; ст. 28, ч. 11].

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит самостоятельную главу об общих принципах разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ . Он устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Правовое регулирование на основе указанных договоров и соглашений является дополнительным по отношению к существующему регулированию па основе нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений). Оно используется в тех случаях, когда невозможно либо нецелесообразно по каким-либо причинам решать проблему уточнения, перераспределения, делегирования полномочий с помощью федерального закона, иного нормативного правового акта.

Порядок заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о передаче ими друг другу части своих полномочий урегулирован Правительством РФ |393|. Подготовка проекта соглашения осуществляется федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, который явился инициативной стороной соглашения.

Проект соглашения направляется его инициатором другой стороне. Установлен двухнедельный срок согласования проекта соглашения. Он может быть продлен по согласованию между сторонами на один месяц. Если проект соглашения не будет согласован сторонами в указанный срок, его инициатор вправе обратиться в Правительственную комиссию по проведению административной реформы для рассмотрения разногласий.

Указанная комиссия принимает согласованное сторонами решение о подписании соглашения либо о прекращении процедуры его заключения. Комиссия может также принять решение о направлении материалов, связанных с заключением соглашения, для рассмотрения на заседании Правительства РФ, если к ней обратится высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Правительство РФ принимает по представленным материалам окончательное решение в месячный срок.

Подписанное сторонами соглашение утверждается распоряжением Правительства РФ. Проект такого распоряжения вносится в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся стороной соглашения, в недельный срок с даты подписания соглашения. Соглашение вступает в силу с даты вступления в силу распоряжения Правительства РФ о его утверждении. Копия соглашения направляется федеральным органом исполнительной власти — стороной соглашения в Министерство регионального развития РФ.

Несколько иной порядок установлен для соглашений, в которых предусматривается передача полномочий в части проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственности (включая выполнение функций застройщика, предусмотренных федеральным законодательством о градостроительной деятельности). Указанные соглашения заключаются и вступают в силу с учетом следующих особенностей: 1) при несогласовании проекта указанного соглашения в установленный двухнедельный срок с возможным продлением его на один месяц процедура заключения соглашения прекращается; 2) указанное соглашение вступает в силу с момента, определенного этим соглашением; 3) если одной из сторон указанного соглашения является федеральная служба (федеральное агентство), находящаяся в ведении федерального министерства, то соглашение утверждается соответствующим федеральным министерством, считается заключенным с момента такого утверждения и вступает в силу с даты вступления в силу правового акта федерального министерства о его утверждении.

На договорных условиях разграничиваются полномочия органов исполнительной власти краев и областей, имеющих в своем составе автономные округа, и органов исполнительной власти автономных округов. Договорная форма регулирования используется субъектами РФ и их государственными органами исполнительной власти в целях координации совместной исполнительной деятельности, взаимодействия при осуществлении совместного административного управления и административно-правового регулирования. Она применяется и в правоотношениях между государственными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Другим видом административных договоров является служебный контракт (контракт о прохождении военной службы), т.е. добровольное соглашение между представителем нанимателя на гражданскую службу или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и гражданином, поступающим на государственную гражданскую либо военную службу .

Таким образом, административно-правовой договор (соглашение, контракт) — форма деятельности субъектов государственной администрации, предусмотренная в административном праве, выраженная в официально установленной письменной форме, представляющая собой добровольно согласованное в публичных интересах волеизъявление равноправных сторон административного правоотношения, как минимум одна из которых обладает статусом исполнительного органа (должностного лица) государственной власти, но не применяет в данном правоотношении свои властные права. Предметом такого договора (соглашения) могут быть передача сторонами друг другу осуществления части своей компетенции (полномочий), ответственности, организация совместной исполнительной деятельности, административного управления и административно-правового регулирования, поступление на государственную гражданскую, военную или правоохранительную службу.

Как правило, заключение административно-правового договора (соглашения) сопровождается в последующем принятием нормативного или индивидуального административно-правового акта в целях реализации достигнутых договоренностей в процессе последующей исполнительной деятельности, административного управления и административно-правового регулирования. Дело в том, что властные полномочия являются одним из самых характерных признаков компетенции органов государственной власти, а наделение их компетенцией или изменение ее объема осуществляется по общему правилу только посредством издания правовых актов. Поэтому необходимо признать, что сам по себе договор (соглашение) рассматриваемого типа без сопровождающего его правового акта недостаточен для приобретения полномочий исполнительным органом государственной власти, которому такие полномочия переданы. Как говорят юристы, в данном случае для получения властных полномочий нужен сложный юридический и фактический состав в форме двух документов, оформляющих их передачу: договора (соглашения) и правового акта. Служебный контракт также действует вместе с соответствующим правоприменительным актом о назначении гражданина на государственную должность государственной гражданской службы.

Рассматривая вопросы участия исполнительных органов государственной власти в договорном регулировании, нельзя обойти вниманием особенности заключения гражданско-правовых договоров, в которых указанные органы пользуются своими специфическими формами властного воздействия. Например, Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусматривает контрактную (договорную) основу заказов на поставку товаров . Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» также устанавливает договорную форму заказов на закупку и поставку . Указанные отношения ГК РФ регулирует как договорные и гражданско-правовые . Вместе с тем в договорах данного типа присутствуют некоторые административно-правовые элементы. В частности, для них характерны государственный заказчик в лице органов государства и государственный контроль, обеспечение государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. К рассматриваемым отношениям в части, не урегулированной ГК РФ, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. Разумеется, от присутствия указанных элементов такие договоры не теряют своей гражданско-правовой природы и не становятся административно-правовыми, хотя могут и должны быть предметом административно-правового исследования с учетом того, что они обеспечивают удовлетворение публичных интересов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *