46 федеральный закон

10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14), ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

10.1. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Мирошник Светлана Валентиновна, д.ю.н. Должность: профессор кафедры Государственно-правовых дисциплин. Место работы: Российская академия правосудия, Ростовский филиал. E-mail: mirosh-nik67@mail.ru

Аннотация: Не смотря на имеющиеся принципиальные разногласия в учредительных документах, можно выделить общие для Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования черты их финансово-правового статуса.

Ключевые слова: финансово-правовой режим, государственные внебюджетные фонды, правовой статус, орган государственного управления.

FINANCIALLY-LEGAL REGIME SOCIAL OFF-BUDGET FUNDS

Keywords: financially-legal regime, the state off-budget funds, legal status, state body.

Юридический режим — это особая, целостная система регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» .

Финансово-правовые режимы государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, определяются Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования»2, Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»3, иными нор-

1 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 250-251.

2 Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от

11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Россий-

мативными правовыми актами, судебными решениями, носящими прецедентный характер. В них определяются основные принципы формирования и использования денежных средств, порядок и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов, ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов и многие другие вопросы.

Следует подчеркнуть, что основу финансовоправового режима государственных социальных внебюджетных фондов составляют финансово-правовые нормы, содержащиеся в Бюджетном Кодексе РФ. БК РФ является «сердцем» финансового законодательства. Он определяет порядок финансирования основных направлений деятельности государства, то есть функций государства, включая социальную.

Государственные социальные внебюджетные фонды были созданы в начале девяностых годов для реализации публичных интересов, связанных с обеспечением достойного уровня жизни российских граждан, решением социальных проблем. Следовательно, одной из особенностей их финансово-правового статуса является распорядительный характер их учреждения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации4.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации5.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением6.

Как мы видим, учредительные документы государственных социальных внебюджетных фондов содержат

ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Фе-

дерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»// Собрание законодательства. 2009. № 30. Ст. 3738.

4 Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»)// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

5 Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 12.08.2011) «О Фонде социального страхования Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 8. Ст. 599.

6 Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 22.06.2009) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3902.

принципиально разные формулировки, касающиеся их правового статуса. Это связано с тем, что фонды создавались в разное время и авторские коллективы учредительных документов не согласовывали между собой юридические концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денежные средства и имущество, находящееся в оперативном управлении фондов, является федеральной собственностью. Не входят в состав бюджетов бюджетной системы страны, других фондов и изъятию не подлежат.

Анализ учредительных документов позволяет сделать вывод о том, что государственные социальные внебюджетные фонды выполняют управленческую функцию. Они осуществляют государственное управление финансами социальной сферы. При этом государственные внебюджетные социальные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти7. Государственные внебюджетные социальные фонды находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет координацию и контроль их деятельно-

сти8.

В то же время их правовой статус включает в себя некоторые элементы, характерные для правового статуса органов государственного управления. Так, деятельность, осуществляемая фондами, характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса, т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; возможностью применения мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний.

Кроме того, фонды обладают определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно определенным порядком образования, реорганизации, ликвидации фондов; внутренней структурой фондов; территориальными пределами деятельности9.

Выполняя управленческие функции, государственные социальные внебюджетные фонды обладают государственно-властными полномочиями. Они имеют право в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты. Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 (ред. от 18.01.2010) введена обязательная государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Пенсионным фондов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер10.

7 См.: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от

22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. 2004. Ст. 945.

8 Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 08.12.2011)// Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.

9 Забарчук С.Е. Актуальные вопросы административноправового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Административное право и процесс. 2006. № 2. См.: СПС Кон-сультантПлюс.

10 Указ Президента РФ от 20.03.2001 № 318 (ред. от 18.01.2010)

«О введении государственной регистрации актов, издаваемых

Государственную регистрацию актов осуществляет Министерство юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, фонды при подготовке правовых предписаний должны руководствовать «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»11. Министерство юстиции РФ проводит антикоррупционную экспертизу и правовую экспертизу нормативных актов, издаваемых государственными социальными внебюджетными фондами, на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям Правительства РФ.

Зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ нормативные акты государственных социальных внебюджетных фондов подлежат обязательному официальному опубликованию.

Контроль за правильностью отбора актов, подлежащих регистрации, своевременность их опубликования возложен на Министерство юстиции РФ.

Государственные внебюджетные фонды являются юридическими лицами. Они имеют самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в кредитных организациях страны, печать со своим наименованием (ПФР, ФСС РФ имеют гербовую печать), штампы и бланки установленного образца.

Действующим законодательством предусмотрено строго целевое использование средств государственных внебюджетных социальных фондов.

Согласно ст. 10 БК РФ государственные внебюджетные фонды являются составной частью бюджетной системы страны. БК РФ предусматривает особый бюджетный процесс для бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджеты фондов и отчеты об их исполнении утверждаются федеральными законами.

Финансовые средства государственных внебюджетных социальных фондов формируются за счет различных денежных поступлений — налоговых и неналоговых доходов. С 1 января 2010 г. одним из основных источников доходов стали страховые взносы, взимаемые в соответствии с нормами федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ12. Кроме того, в бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются штрафы, пени, безвозмездные поступления.

Государственные внебюджетные фонды имеют право заниматься инвестиционной деятельностью в целях пополнения их финансовой базы. В частности, доходная часть бюджета Фонда социального страхования РФ формируется и за счет доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.

Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1216.

11 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов феде-

ральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утв. Постановлением Правительства РФ от

13.08.1997 № 1009 (ред. от 29.07.2011)// Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

12 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

К неналоговым доходам Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования относятся согласно ст. 146 БК РФ доходы от размещения временно свободных средств данных фондов.

Финансовое участие государства в формировании бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов осуществляется путем выделения меж-бюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию13.

Таким образом, выплаты из государственных внебюджетных социальных фондов производятся независимо от результатов их деятельности. Государство в силу закона обязано осуществлять предусмотренные нормами права социальные выплаты. Выполнение государством в лице органов управления фондами обязанности предоставить конкретные социальные выплаты не зависят от уплаты конкретным лицом страховых взносов в доходную часть внебюджетных фондов. Более того, большая часть работающего населения вообще не платит страховые взносы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходная часть бюджетов государственных внебюджетных фондов формируется в соответствии с функциональной структурой системы социального страхования. Средства фондов направляются на выплату предусмотренных законодательством социальных пособий; оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей; финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию и оздоровлению детей.

Руководство каждым фондов осуществляет правление, формируемое по решению Правительства РФ. Большинство членов правления являются представителями государства.

Работники Федерального фонда обязательного медицинского страхования по размеру оплаты труда, условиям медицинского и бытового обслуживания приравниваются к работникам федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Контроль над деятельностью фондов осуществляют специально созданные службы внутреннего финансового контроля: в ПФР и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования — это ревизион-

13 Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от

11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

ные комиссии, в Фонде социального страхования РФ -контрольно-ревизионная служба Фонда.

Выводы: не смотря на имеющиеся принципиальные разногласия в учредительных документах, можно выделить следующие общие для Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования черты их финансово-правового статуса:

Государственные социальные внебюджетные фонды созданы для удовлетворения публичных интересов -обеспечения достойного уровня жизни российских граждан.

Фонды выполняют управленческую функцию — они осуществляют государственное управление финансами социальной сферы, являются составной частью финансовой системы страны. Действуют по поручению государства от своего собственного имени.

В правовом статусе государственных внебюджетных социальных фондов имеются элементы правового статуса органов государственного управления: право оперативного управления средствами фонда, находящимися в федеральной собственности; право издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. При этом фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.

Государственные внебюджетные социальные фонды являются самостоятельными юридическими лицами. Они несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Многие вопросы, относящиеся к их деятельности, решают самостоятельно.

Список литературы:

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от

11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»// Собрание законодательства. 2009. № 30. Ст. 3738.

Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»)// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 12.08.2011) «О Фонде социального страхования Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 8. Ст. 599.

Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 22.06.2009) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»// Собрание законодательства РФ. 1998. №

32. Ст. 3902.

Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от

22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. 2004. Ст. 945.

Указ Президента РФ от 20.03.2001 № 318 (ред. от

18.01.2010) «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального стра-

хования Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1216.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 08.12.2011)// Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утв. Постановлением

Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.07.2011)// Собрание законодательства РФ. 1997. №

33. Ст. 3895.

Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

Забарчук С.Е. Актуальные вопросы административно-правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации //Административное право и процесс. 2006. № 2.

Literature list:

The federal law from 7/16/1999 № 165-FZ (from

7/11/2011) «About bases of obligatory social insur-

ance»//Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1999. № 29. Item 3686.

The federal law from 7/24/2009 № 212-FZ (from

12/3/2011) «About insurance payments in the Pension

8/13/1997 № 1009 (from 7/29/2011)//Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1997. № 33. Item 3895.

Alexeys S.S. Right: the alphabet — the theory — philosophy: Experience of complex research. М: the Statute, 1999.

Рецензия

Актуальность рецензируемой статьи очевидна и несомненна. Исторический опыт убедительно доказывает, что по мере развития и совершенствования политической организации общества изменяются и механизмы правового регулирования финансовых отношений, расширяется круг субъектов финансового права.

Сегодня наблюдается закономерный процесс дальнейшего развития и совершенствования финансового права как самостоятельной отрасли права, поскольку продолжается построение гармоничных отношений личность-общество-государство, изменяется структура и распределение компетенции между органами государственной власти и управления. В связи с этим изучение особенностей финансово-правового режима государственных внебюджетных фондов представляется актуальным и своевременным.

Рецензируемая статья отличается многогранностью, нестандартностью решения поставленных проблем. Научную ценность представляют выводы автора о том, что, не смотря на имеющиеся принципиальные разногласия в учредительных документах, можно выделить общие для Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования черты их финансово-правового статуса. Авторская позиция аргументирована и максимально объективна.

Рецензируемая статья может быть весьма полезной как в учебном процессе, так и стать отправной точкой для дальнейших научных исследований, касающихся финансово-правового режима государственных социальных внебюджетных фондов.

Доктор юридических наук

О. В. Шмалий

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова «В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации» заменить словами «В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства»;

2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;

3) в статье 13:

а) пункт 1 части 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «(далее — федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)»;

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

«3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

4) часть 1 статьи 16 после слов «своего места жительства,» дополнить словами «непосредственно — лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр)»;

5) в статье 17:

а) в абзаце первом части 1 слова «должностному лицу органа миграционного учета предъявляются» заменить словами «в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются»;

б) в части 2 слово «предъявлять» заменить словом «представлять», слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций», слова «органах местного самоуправления» заменить словами «, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях»;

6) в статье 18:

а) в части 1 слова «предъявлении данным иностранным гражданином» заменить словами «представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр»;

б) в части 11 слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций»;

в) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.»;

7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

8) в статье 20:

а) части 2, 3 и 31 изложить в следующей редакции:

«2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

31. В случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).»;

б) в части 32 слова «не позднее» заменить словами «в течение»;

в) дополнить частью 42 следующего содержания:

«42. Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.»;

9) в статье 22:

а) в части 2:

в пункте 1:

подпункт «а» дополнить словами «(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)»;

подпункт «б» после цифр «3, 31» дополнить цифрами «, 32»;

в пункте 2:

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 настоящей статьи;»;

в подпункте «б» слово «пребывания.» заменить словами «пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте «а» пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.»;

в) часть 31 изложить в следующей редакции:

«31. При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.»;

г) дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.»;

д) в части 4 слова «соответствующий орган миграционного учета непосредственно» заменить словами «орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр»;

е) в части 6 слова «учета и» заменить словами «учета, многофункциональным центром или»;

ж) часть 7 после слова «гостиницей» дополнить словами «, многофункциональным центром», дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.»;

з) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

10) в статье 23:

а) в части 1:

пункт 1 дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;»;

пункт 5 дополнить словами «, частью 11 настоящей статьи»;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.»;

в) в части 22 слова «непосредственно или через» заменить словами «непосредственно — лично или в электронной форме либо через»;

г) часть 23 изложить в следующей редакции:

«23. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

д) часть 3 после слов «двенадцати часов» дополнить словом «рабочего»;

11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *