5 26 КоАП

Статья 6.11. Ненадлежащее состояние и содержание территории

1. Ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение порядка и условий содержания территории, установленных нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Несвоевременная очистка или отсутствие в установленных местах урн, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 6.7 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

3. Утратила силу. — Закон Московской области от 22.10.2019 N 202/2019-ОЗ.

4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, повлекшие возгорание остатков растительности, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Непроведение мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

СТ 8.21 КоАП РФ

1.Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой загрязняющих веществ Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

2. Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч. 1 комментируемой статьи, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

3. Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч. 2 анализируемой статьи, выражается в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение условий полученного специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.

4. Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, выражается в нарушении правил эксплуатации, неиспользовании сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо в использовании неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

На Росгидромет возложено утверждение перечня приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений по профилю деятельности этой службы.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию таких выбросов, их сокращению или исключению, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля вредных выбросов в атмосферный воздух.

5. Нарушения правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух наказываются мерами административной ответственности лишь в том случае, если характер этих нарушений таков, что они могут привести к загрязнению атмосферного воздуха.

В случаях загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха, причинения вреда здоровью или смерти человека загрязнение атмосферы квалифицируется как уголовное преступление и влечет ответственность по ст. 251 УК РФ.

6. Субъектами ответственности по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, а также индивидуальные предприниматели (по ч. 1) и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

Субъектами ответственности за правонарушения, квалифицируемые по ч. 3 комментируемой статьи, являются руководители организаций, по вине которых не используются оборудование и аппаратура, предназначенные для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо используется неисправная аппаратура, нарушаются правила ее эксплуатации, срываются сроки выполнения плановых заданий по строительству и вводу сооружений для очистки выбросов, не осваиваются выделенные на это средства, а также виновные индивидуальные предприниматели и юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушений может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

8. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ), и в пределах их компетенции — органов, осуществляющих функции в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ), а также судьями, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности и должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

1. Нарушение правил заготовки древесины —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Утратила силу с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

5. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи и совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 8.25 КоАП РФ

1. Введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов обусловлено необходимостью обеспечения рационального, многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.

Порядок использования лесных ресурсов установлены в Лесном кодексе РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня.

2. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом — лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы — древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).

Положениями ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещена заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом правил заготовки древесины — разновидности рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности. Примером противоправных действий может служить рубка деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от недостигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок.

Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, выставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.

Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок — выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. В ст. 17 Лесного кодекса РФ установлен ряд ограничений для проведения сплошных рубок.

4. Положениями ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Еще одним составом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины. В соответствии со ст. 18 Лесного кодекса РФ подсочка лесных насаждений — это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков.

Объективная сторона рассматриваемого состава заключается в нарушении установленных правил заготовки живицы и выражается в действиях (бездействии), нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки, правила сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков, оставлении каррооборудования на деревьях, непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.

Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место, в случаях если оно осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.д.

5. В ч. 4 комментируемой статьи предусматривается ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех целей и в тех границах, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Примером могут служить самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами, осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов, ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии и т.д.

6. Субъектами правонарушений являются лесопользователи — граждане, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умыслом или неосторожностью.

Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 5 июня 2010 г. N 135

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Челябинской области от 3 сентября 2020 г. N 221-ЗО

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2020 г.

Закон Челябинской области от 4 марта 2020 г. N 108-ЗО

Изменения вступают в силу с 17 марта 2020 г.

Закон Челябинской области от 3 февраля 2020 г. N 93-ЗО

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2020 г.

Закон Челябинской области от 30 декабря 2019 г. N 79-ЗО

Изменения вступают в силу с 11 января 2020 г.

Закон Челябинской области от 6 ноября 2019 г. N 26-ЗО

Изменения вступают в силу с 19 ноября 2019 г.

Закон Челябинской области от 6 сентября 2019 г. N 953-ЗО

Изменения вступают в силу с 17 сентября 2019 г.

Закон Челябинской области от 3 сентября 2019 г. N 935-ЗО

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2019 г.

Закон Челябинской области от 8 мая 2019 г. N 895-ЗО

Изменения вступают в силу с 24 мая 2019 г.

Закон Челябинской области от 5 марта 2019 г. N 872-ЗО

Изменения вступают в силу с 16 марта 2019 г.

Закон Челябинской области от 5 февраля 2019 г. N 860-ЗО

Изменения вступают в силу с 16 февраля 2019 г.

Закон Челябинской области от 3 июля 2018 г. N 744-ЗО

Изменения вступают в силу с 16 июля 2018 г.

Закон Челябинской области от 3 июля 2018 г. N 735-ЗО

Изменения вступают в силу с 16 июля 2018 г.

Закон Челябинской области от 3 июля 2018 г. N 733-ЗО

Изменения вступают в силу с 16 июля 2018 г.

Закон Челябинской области от 3 апреля 2018 г. N 683-ЗО

Изменения вступают в силу с 15 апреля 2018 г.

Закон Челябинской области от 31 января 2018 г. N 655-ЗО

Изменения вступают в силу с 31 января 2018 г.

Закон Челябинской области от 26 декабря 2017 г. N 638-ЗО

Изменения вступают в силу с 7 января 2018 г.

Закон Челябинской области от 1 ноября 2017 г. N 611-ЗО

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2017 г.

Закон Челябинской области от 1 ноября 2017 г. N 610-ЗО

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у вас версии системы ГАРАНТ

Закон Челябинской области от 5 октября 2017 г. N 596-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 6 сентября 2017 г. N 566-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 4 июля 2017 г. N 562-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 4 июля 2017 г. N 559-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 4 июля 2017 г. N 557-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 28 декабря 2016 г. N 487-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 28 декабря 2016 г. N 486-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 12 октября 2016 г. N 431-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 24 августа 2016 г. N 388-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 24 июня 2016 г. N 366-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 12 мая 2016 г. N 350-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 12 мая 2016 г. N 346-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 4 мая 2016 г. N 338-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 30 декабря 2015 г. N 287-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 4 декабря 2015 г. N 265-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 31 августа 2015 г. N 213-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 2 июня 2015 г. N 175-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Закон Челябинской области от 7 мая 2015 г. N 166-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 28 января 2015 г. N 115-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 23 октября 2014 г. N 35-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 29 мая 2014 г. N 695-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 30 января 2014 г. N 630-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 19 декабря 2013 г. N 605-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 19 декабря 2013 г. N 604-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 28 ноября 2013 г. N 590-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 31 января 2013 г. N 450-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 31 января 2013 г. N 449-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 29 ноября 2012 г. N 410-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 377-ЗО

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 30 августа 2012 г. N 365-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 26 апреля 2012 г. N 297-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 29 марта 2012 г. N 289-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 29 марта 2012 г. N 285-ЗО

Изменения вступают силу со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 26 мая 2011 г. N 134-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 28 апреля 2011 г. N 104-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 24 февраля 2011 г. N 89-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 30 ноября 2010 г. N 23-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Челябинской области от 24 июня 2010 г. N 600-ЗО

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Комитет по законности и правопорядку Госсовета РТ одобрил законопроект об административных штрафах для тех татарстанцев, кто не соблюдает требования по предотвращению коронавирусной инфекции Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЕСЛИ РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДЕТ СНЯТ, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ»

Комитет по законности и правопорядку Госсовета РТ вчера одобрил законопроект об административных штрафах для тех татарстанцев, кто не соблюдает требования по предотвращению коронавирусной инфекции. КоАП РТ предлагается дополнить ст. 2.17 «Несоблюдение требований нормативных правовых актов РТ, направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В пояснительной записке к закону за подписью премьер-министра РТ Алексея Песошина изложен смысл нововведения: по статье 6.3 КоАП РФ ответственность наступает только в случае наличия невыполненного в установленный срок предписания Роспотребнадзора, например, если вы прибыли из зарубежных стран, обязаны пройти через двухнедельный карантин, но его нарушаете. А по статье 20.6.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена только за неисполнение нормативных правовых актов, относящихся к правилам поведения при ЧС и угрозе ее возникновения. По мнению премьер-министра, этого недостаточно.

«Не имеется инструментов для пресечения нарушения требований нормативных правовых актов республики, <…> направленных на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекций. В этой связи в статье 2.17 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях определен самостоятельный состав административного правонарушения, который разграничен с составом, предусмотренным статьей 20.6.1 КоАП РФ», — говорится в пояснительной записке. Фактически Татарстан пошел по московскому пути, где полиция привлекает нарушителей режима самоизоляции к ответственности по статьям московского же КоАП.

«Наш состав шире, мы не связываем это с возникновением ЧС. Если режим повышенной готовности будет снят и федеральный состав не будет работать, будет только республиканская составляющая», — пояснил присутствующий на заседании министр юстиции РТ Рустем Загидуллин. Позже в минюсте нашему изданию пояснили, что поправки могут действовать и в случае снятия особого санэпидемрежима: «Наличие региональной ответственности позволит выстроить на всей территории Республики Татарстан целостную систему по пресечению правонарушений, способствующих распространению коронавирусной инфекции».

Рустем Загидуллин: «Наш состав шире, мы не связываем это с возникновением ЧС» Фото: gossov.tatarstan.ru

ОТ УСТНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДО ШТРАФА ФИЗЛИЦУ В 4 ТЫСЯЧИ

Новая статья КоАП РТ призвана устранить правовую неопределенность, говорит один из голосовавших за поправки депутатов, член комитета по законности и правопорядку Игорь Бикеев. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил, что федеральное законодательство больше регулирует либо режим ЧС (который не объявлен), либо карантинные требования к конкретным людям, например к вернувшимся из-за границы. «Получается, КоАП РФ не затрагивает вопросы ограничений, которые вводятся субъектом РФ: режим повышенной готовности, постановления кабмина — все те конкретные параметры, которые адресованы организациям и гражданам. Они установлены не федеральными органами власти, а региональными. И получается парадокс: за их нарушение не наступает ответственность по статье 6.3 КоАП. И вот этот пробел восполняет новая статья нашего закона», — пояснил депутат. И неслучайно в названии закона прописано название инфекции COVID-19: Бикеев полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасности, статья КоАП может быть устранена.

Какая ответственность будет грозить за нарушения режима самоизоляции? Пока все на уровне обсуждений. В законопроекте указан минимальный порог — устное предупреждение. Далее — административный штраф в размере от 1 тыс. до 4 тыс. рублей, на должностных лиц — от 15 тыс. до 40 тыс., на юрлиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей. За повторное нарушение — 5 тыс., от 40 тыс. до 50 тыс. и от 300 тыс. до 500 тыс. соответственно.

Однако председатель совета муниципальных образований РТ Экзам Губайдуллин в своем отзыве на законопроект не согласился с размерами штрафов, так как они установлены на уровне Москвы. «Учитывая уровень материальной обеспеченности граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, предлагаем в законопроекте установить пониженный размер штрафных санкций за указанные правонарушения», — предлагает в своем письме Губайдуллин.

Члены комитета под председательством Шакира Ягудина одобрили предлагаемый законопроект. Он будет вынесен на голосование сразу в первом и третьем чтениях на заседании Госсовета в четверг, 23 апреля. Докладчиком выступит министр юстиции Загидуллин, содокладчиком — заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров.

Члены комитета под председательством Шакира Ягудина одобрили предлагаемый законопроект Фото: gossov.tatarstan.ru

«Меры против Covid-19 могут реализовываться и после снятия режима повышенной готовности»

Поясняя депутатам законопроект, Загидуллин ссылался на аналогичный опыт других регионов, в частности Москвы и Московской области. Действительно, еще 2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции гражданами. За день до этого закон был принят Мосгордумой. В КоАП Москвы ввели новую ст. 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». «Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 тысяч рублей», — говорится в новой статье московского закона. Как видим, режим повышенной готовности и режим самоизоляции прямо упомянут в московских поправках. Татарстанские же правки более широки, и ни режим повышенной готовности, ни самоизоляции в них не упоминается. Более того, в пояснительной записке специально указывается, что одна из целей поправок состоит в том, чтобы отвязать борьбу с коронавирусом от режима ЧС или угрозы ЧС.

Напомним, Татарстан, как и Москва, официально живет сейчас в режиме повышенной готовности к ЧС. Он введен в РТ распоряжением президента РТ от 19.03.2020 №129 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно закону, такие режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» ст. 11 №68-ФЗ). Конкретные ограничения, которые налагает режим на граждан, были прописаны в нескольких постановлениях кабмина РТ. При этом режим повышенной готовности действует до «особого распоряжения».

Татарстан, как и Москва, официально живет сейчас в режиме повышенной готовности к ЧС Фото: «БИЗНЕС Online»

Следует ли понимать предложенные кабмином поправки в КоАП РТ так, как они прописаны: что они будут действовать и после «особого распоряжения», прекращающего режим повышенной готовности?

Министерство юстиции РТ ответило на этот вопрос положительно: принятые поправки действительно могут действовать и после снятия особого режима. «Меры, направленные на предотвращение и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовываться и после снятия режима повышенной готовности. В этих условиях федеральный состав, установленный статьей 20.61, не будет применяться, и наличие региональной ответственности позволит выстроить на всей территории Республики Татарстан целостную систему по пресечению правонарушений, способствующих распространению коронавирусной инфекции», — говорится в ответе министерства на запрос «БИЗНЕС Online». А без новых поправок инструментов для борьбы с нарушителями недостаточно, считают в министерстве. Разграничение сходных составов административных правонарушений (между КоАП РФ и КоАП РТ) будет осуществляться исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, пояснили в ведомстве.

Новая статья КоАП РТ призвана устранить правовую неопределенность, говорит один из голосовавших за поправки депутатов, член комитета по законности и правопорядку Игорь Бикеев. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он пояснил, что федеральное законодательство больше регулирует либо режим ЧС (который не объявлен), либо карантинные требования к конкретным людям — например, вернувшимся из-за границы. «Получается КоАП РФ не затрагивает вопросы ограничений, которые вводятся субъектом РФ: режим повышенной готовности, постановления кабмина, — все те конкретные параметры, которые адресованы организациям и гражданам. Они установлены не федеральными органами власти, а региональными. И получается парадокс: за их нарушение не наступает ответственность по статье 6.3 КоАП. И вот этот пробел восполняет новая статья нашего закона», — пояснил депутат. И не случайно в названии закона прописано название инфекции COVID-19: Бикеев полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасность, статья КоАП может быть устранена.

Игорь Бикеев (в центре) полагает, что, когда вирус уже не будет представлять опасность, статья КоАП может быть устранена Фото: gossov.tatarstan.ru

«С коллегами обсуждали — и никто не понимает. А законы должны быть понятны»

Тем не менее законопроект вызвал непонимание в юридической среде. «Для чего нужен новый состав? У нас народ и так замечает, что вводится много новых штрафов вместо конкретных мер поддержки. Необходимость нового штрафа неочевидна. Может быть, она и есть, но она не указывается в тех материалах, которые размещены на сайте Госсовета», — говорит адвокат Ильдар Хабибуллин. По его словам, сейчас все ситуации, связанные с нарушением правила поведения при режиме повышенной готовности, в полной мере охватывает статья 20.6.1 КоАП РФ. А в пояснительной записке к законопроекту РТ не указаны конкретные случаи, из-за которых необходимо вводить изменения в КоАП РТ. «Мне кажется, в такой ситуации надо заниматься позитивным законотворчеством. И избегать избыточного регулирования. Ведь регулируют там, где проблемы. А здесь сейчас какая проблема, которую надо регулировать? Есть статья 20.6.1 — вот ее и надо применять. А зачем вводить новую статью, если старая не применяется? От введения нового штрафа эффективность вряд ли повысится», — рассуждает Хабибуллин. «Если вас привлекут по новой статье КоАП РТ, например, за нахождение без маски в магазине, а вы обжалуете со ссылкой на статью 20.6.1 КоАП РФ? Скорее всего, суд должен будет прекратить производство по такому административному делу», — полагает он. В пояснительной записке сказано, что статья 20.6.1 не распространяется на «иные правила, установленные в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации». И в этом, по словам Хабибуллина, главный вопрос: а какие они — эти «иные правила?» «У нас режим повышенной готовности введен, правила поведения установлены — и что именно статья 20.6.1 не охватывает, какие гипотетические случаи? Может, к правилам поведения не все относится? Кого штрафовать хотят, против кого направлена эта норма? Предпринимателей, которые не обеспечивают 10-минутный перерыв в парикмахерской? — задается вопросом адвокат. — С коллегами обсуждали — и никто не понимает. А законы должны быть понятны. Очень хотелось бы услышать объяснение такому нововведению».

Старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Алия Алтынбаева все же находит смысл новой статьи. По ее мнению, власти озаботились этим после того, как встретили «сопротивление» судов. Изначально всех нарушителей самоизоляции штрафовали по статье 6.3 КоАП РФ, однако ВС РТ приостановил рассмотрение таких дел в райсудах, напоминает она.»Видимо, сначала не продумали этот момент. Но полицейские же не просто сами по себе ходят, штрафуют: видимо, было распоряжение, какие-то разъяснения им давали, что так можно делать. Они и сделали. А суды по-другому посчитали. Не прошло у них это», — рассуждает юрист. Статья же 20.6.1 КоАП РФ подразумевает штраф при ЧС или угрозе ее возникновения, подчеркивает Алтынбаева. «Но у нас ЧС сейчас нет, и она не может быть применима в таких условиях. То есть у нас по факту есть режим самоизоляции, но нет нормы, которая бы позволяла штрафы налагать», — объясняет наш собеседник. «И возникла дилемма — по какой норме вообще штрафовать? Какую санкцию-то применять? Вроде 6.3 не применяется, 20.6.1 — тоже. Раз ЧС нет, и что тогда, как штрафовать людей? Поэтому вносят изменения в КоАП РТ именно по коронавирусу — о несоблюдении требований нормативно-правовых актов, связанных с COVID-19», — отмечает юрист. По словам Алтынбаевой, с точки зрения «юридической техники» эта статья верна и удобна для штрафующих. «То есть сейчас кабмин может любой нормативно-правовой акт вынести, и статья сразу будет на этот акт распространяться. Например, если завтра кабмин вынесет постановление, что вообще нельзя на улицу выходить ни при каких условиях — комендантский час какой-нибудь, — то это автоматически будет применяться. И не нужно будет ничего снова вводить», — полагает юрист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *