81 7

Производится ли перерасчет за период, если поверка ИПУ воды произведена позже установленного срока (с пропуском срока)?

У потребителей часто возникает вопрос: «Владелец квартиры, являясь потребителем коммунальных услуг, обеспечил поверку индивидуальных приборов учета воды с затягиванием на 3 месяца после установленного срока. При этом по результатам поверки прибор учета оказался исправным. Имеет ли право потребитель потребовать осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги за указанный выше период?».

Проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является, по общему правилу, собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.

Так, прибор учета считается вышедшим из строя по истечении межповерочного интервала поверки приборов учета. Если межповерочный срок был прерван несвоевременной поверкой прибора, то новый межповерочный срок, в течение которого показания этого прибора будут признаваться достоверными и могут быть использованы при расчете потребления коммунальных ресурсов, начинается с даты новой поверки прибора. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы потребителю не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока – по установленным нормативам потребления. Права на перерасчет платы за этот период у потребителя не возникает.

Согласно подпункту «д» пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), истечение межповерочного интервала поверки приборов учета (поверки счетчика) является основанием для признания соответствующего прибора учета вышедшим из строя.

При этом в силу подпункта «а» пункта 59 Правил, если прибор учета вышел из строя либо истек срок его эксплуатации, определяемый периодом времени до очередной поверки, то плата за коммунальную услугу в первые 3 месяца рассчитывается исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а если по истечении 3 месяцев (когда плата за услугу рассчитывалась из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса) поверка прибора учета так и не была произведена, то плата должна рассчитываться в соответствии с пунктом 60 Правил исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента.

На основании подпунктов «г» и «д» пункта 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок приборов учета в установленные технической документацией сроки, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Таким образом, во-первых, в период отсутствия поверки показания с прибора учета не могут считаться верными, поскольку прибор учета признается неисправным (вышедшим из строя); а во-вторых, по общему правилу ответственность за соблюдение сроков поверки лежит на потребителе (исключение – если самим договором с исполнителем предусмотрена его обязанность осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета).

Поэтому исполнитель правомерно в случае пропуска очередного срока поверки потребителем начисляет плату за потребленный коммунальный ресурс не по фактическому потреблению, а сначала по среднему, а затем – по нормативу. Расчет платы по показаниям прибора учета будет осуществляться только после его поверки.

Вопрос, как мы понимаем, заключается в наличии/отсутствии права потребителя на перерасчет платы за прошлый период, а именно за период просрочки поверки прибора учета, в случае если в ходе проведенной с опозданием поверки прибор признан исправным и вновь введен в эксплуатацию.

Правила не позволяют ответить на этот вопрос положительно, поскольку плата исходя из показаний прибора учета может быть рассчитана лишь при условии, что прибор является исправным. Поскольку в период между датой окончания предыдущего межповерочного интервала и новой поверкой действующее законодательство прибор учета исправным не признает, исполнитель обоснованно начисляет плату сначала по среднему, а затем – по нормативу (даже если поверка потом и подтвердит, что прибор считает верно), поэтому и права на перерасчет у потребителя на возникает.

ПАО «МРСК Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, д. 144 «а»

ПАО «Красноярскэнергосбыт»

660017, г. Красноярск,

ул. Дубровинского, 43

МУП «Жилищно-коммунальный сервис»

ул. Просвещения, 1, с. Шуваево,

Емельяновский района,

Красноярский край, 663035

№081-10-16 от 27 октября 2016 года г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 25 октября 2016 года. В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2016 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии: Мироненко Т.Г., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело №081-10-16 возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее — ПАО «МРСК Сибири») (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660041) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции»),

установила:

В адрес антимонопольного управления поступило заявление МУП «Жилищно-коммунальный сервис» (далее – МУП «ЖКС») (№ 9034 от 31.05.2016) на действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в неправомерном установлении факта безучетного потребления электрической энергии на принадлежащем заявителю объекте.

22.04.2016 на объекте заявителя – скважина № 1, расположенной в Емельяновском районе, с. Шуваево, ул. 40 лет Победы, 25В, ПАО «МРСК Сибири» была проведена плановая проверка, по результатам которой был установлен факт безучетного потребления электрической энергии, выразившийся в нарушении антимагнитной пломбы.

По факту неправомерного установления 22.04.2016 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте МУП «ЖКС», расположенном по адресу: Емельяновский район, с. Шуваево, ул. 40 лет Победы, 25В, посредством составления акта № 241103040 от 22.04.2016 о безучетном потреблении электроэнергии, управлением приказом № 196 от 26.07.2016 было возбуждено дело № 081-10-16 в отношении ПАО «МРСК Сибири».

Определением о назначении к рассмотрению дела № 081-10-16 от 26.07.2016 рассмотрение дела назначено в 12 часов 00 минут 30.08.2016.

Телефонограммой (№ 14066 от 29.08.2016) в связи со служебной необходимостью рассмотрение дела № 081-10-16 с 12 часов 00 минут 30.08.2016 было перенесено на 12 часов 00 минут 31.08.2016.

Определением от 31.08.2016 рассмотрение дела № 081-10-16 назначено на 22.09.2016.

Определением от 22.09.2016 рассмотрение дела № 081-10-16 назначено на 25.10.2016.

25 октября 2016 года на заседании комиссии присутствовал представитель ПАО «МРСК Сибири» — <…> (доверенность № 00/448 от 22.12.2015).

Представители МУП «ЖКС», ПАО «Красноярскэнергосбыт» на заседании комиссии не присутствовали, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.

В соответствии с актом № 37-9 допуска прибора учета в эксплуатацию от 05.12.2013 в эксплуатацию был допущен прибор учета электрической энергии № 046944, установленный на вышеуказанном объекте заявителя. Согласно указанному акту ПАО «МРСК Сибири» на указанном приборе учета была установлена антимагнитная пломба № 0022222.

В соответствии с актом № 1-144 проверки расчетных приборов учета от 16.06.2015, ПАО «МРСК Сибири» прибор учета электроэнергии № 046944 был признан пригодным, на установленной антимагнитной пломбе № 0022222 повреждений не обнаружено.

Согласно акту № 24-368 проверки расчетных приборов учета от 22.04.2016 по результатам плановой проверки ПАО «МРСК Сибири» было установлено, что на приборе учета № 046944 антимагнитная пломба № 0022222 нарушена, имеется надпись «вскрыто». Также в акте отражено, что нарушение устранено на месте.

Вместе с тем в акте № 24-386 проверки расчетных приборов учета от 22.04.2016 ПАО «МРСК Сибири» указало, что прибор учета электроэнергии пригоден и соответствует необходимым требованиям.

22.04.2016 ПАО «МРСК Сибири» составлен акт № 241103040 о безучетном потреблении электроэнергии в отношении МУП «ЖКС» в связи с выявленным нарушением антимагнитной пломбы.

В ходе проверки ПАО «МРСК Сибири» не было установлено наличие магнита или иных приборов, приводящих к искажению данных потребления электрической энергии.

Из содержания сертификата соответствия и технического паспорта установленной на объекте заявителя антимагнитной пломбы-индикатора следует, что указанная пломба должна устанавливаться на корпус прибора учета в местах наиболее вероятного воздействия магнитом – в непосредственной близости со счетным механизмом. Поверхность, на которую устанавливается пломба, должна быть сухой, ровной, гладкой и чистой. При установке пломбы рекомендуется избегать образования воздушных пузырей и складок.

Комиссией и участниками рассмотрения дела были проанализированы представленные ПАО «МРСК Сибири» фотографии прибора учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, сделанные ответчиком в ходе проведения проверки 22.04.2016.

Согласно указанным фотографиям антимагнитная пломба-индикатор наклеена сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» вертикально на изгиб кожуха прибора учета, что подтверждает несоблюдение ответчиком требований установления указанной пломбы.

Кроме того, в техническом паспорте пломбы указано, что при воздействии на пломбу магнитным полем свыше 30 мТл, цвет пломбы внутри капсулы меняется и вся пломба становится темно серой.

На представленных ответчиком фотографиях цвет пломбы не изменен.

В соответствии с сертификатом соответствия, представленным в материалы дела ПАО «МРСК Сибири», на прибор учета заявителя ПАО «МРСК Сибири» была установлена антимагнитная пломба, предназначенная для установки факта воздействия магнитным полем на приборы учета энергоресурсов.

Согласно сертификату соответствия № РОСС RU. АВ28.Р17247 срок его действия установлен с 21.08.2014 по 20.08.2017.

Учитывая, что антимагнитная пломба № 0022222 была установлена ПАО «МРСК Сибири» на прибор учета электроэнергии заявителя 05.12.2013 (акт № 37-9 допуска прибора учета в эксплуатацию от 05.12.2013), ответчиком в материалы дела не представлено документальных доказательств, подтверждающих соответствие антимагнитной пломбы № 0022222 требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442), безучетным потреблением является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей N 6 от 13.01.2003 потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов. В случае обнаружения дефектов в работе приборов, Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.

В соответствии с пунктом 2.11.17 указанных Правил обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.

Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.

Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.

Таким образом, при нарушении пломбы, являющейся знаком визуального контроля, прибор учета электроэнергии не может быть признан пригодным.

Согласно пункту 1 статья 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Согласно договору энергоснабжения абонент обязуется сообщать гарантирующему поставщику и в сетевую организацию обо всех нарушениях схем и неисправностях в работе приборов учета электрической энергии, обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к действующим электроустановкам и приборамучета, надлежащим образом обслуживать принадлежащие ему и находящиеся согласно акту разграничения в его зоне эксплуатационной ответственности энергопринимающие устройства и нести ответственность за их состояние.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета согласно пункту 145 Постановления №442.

За потребителем закреплена прямая обязанность по сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, иного законодательно не установлено, указанная норма является императивной.

Комиссия обращает особое внимание, что установленная пломба №11533998 (которая является основной) на клеменной крышке прибора учета №20318304 не нарушена, что подтверждает тот факт, что сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» не был выявлен факт вмешательства в работу прибора учета Объекта заявителя.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 27.12.1997 №1613 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля» было разработано Положение о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии, согласно которому маркирование средств учета, подлежащих ревизии, осуществляется специальными знаками визуального контроля. Защищенный знак представляет собой специальную голограмму, изготовленную на диэлектрической основе, разрушаемой при малейшем физическом воздействии. Знак состоит из 2 компонентов: полимерного листа (подосновы) и защищенного знака.

Согласно техническому паспорту антимагнитной пломбы, она предназначена для установления факта воздействия внешним магнитным полем на приборы электроэнергии, воды и газа. Пломба представляет собой наклейку на основе пломбировочного скотча, снабженную капсулой с магниточувстительным материалом в виде двухцветной полоски (темно-серая полоса на зеленом фоне).

На основании изложенного следует, что антимагнитная пломба не является знаком визуального контроля, как считает ПАО «МРСК Сибири», а предназначена для установления факта воздействия внешним магнитным полем на приборы электроэнергии, воды и газа.

Пункт 1.5.13 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, предусматривает, что установленный расчетный прибор учета должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу энергоснабжающей организации.

Антимагнитная пломба к числу обязательных пломб, которые должны быть установлены на приборе учета электроэнергии, не отнесена.

Повреждение установленной антимагнитной пломбы не подтверждает факт вмешательства в работу прибора учета Объекта заявителя, так как не был выявлен факт воздействия магнита на прибор учета потребления электроэнергии, что, в свою очередь, указывает на неправомерность составления вышеуказанного акта безучетного потребления.

Управлением в адрес сторон было направлено заключение об обстоятельствах дела № 081-10-16 от 22.09.2016, в котором комиссия пришла к выводу о том, что действия ПАО «МРСК Сибири» в части установления 22.04.2016 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте МУП «ЖКС», расположенном по адресу: Емельяновский район, с. Шуваево, ул. 40 лет Победы, 25В, посредством составления акта № 241103040 от 22.04.2016 о безучетном потреблении электроэнергии и направлении его в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» для произведения расчета стоимости потребленной электрической энергии, ущемили интересы МУП «ЖКС» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и являются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На указанное заключение ПАО «МРСК Сибири» был представлен отзыв (№ 1.3/29.5/23298-исх от 24.10.2016), доводы, изложенные в котором, комиссией не приняты в связи с вышеизложенными нормами действующего законодательства.

Указанный акт о безучетном потреблении электроэнергии был принят к расчету ПАО «Красноярскэнергосбыт», заявителю был выставлен счет для оплаты стоимости потребленной электрической энергии, что повлекло ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как в отношении объекта заявителя может быть введено ограничение энергоснабжения в случае неоплаты рассчитанной на основании акта № 241103040 о безучетном потреблении электроэнергии от 22.04.2016 стоимости потребленной электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Действия ПАО «МРСК Сибири» в части установления 22.04.2016 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте МУП «ЖКС», расположенном по адресу: Емельяновский район, с. Шуваево, ул. 40 лет Победы, 25В, посредством составления акта № 241103040 от 22.04.2016 о безучетном потреблении электроэнергии и направлении его в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» для произведения расчета стоимости потребленной электрической энергии, ущемили интересы МУП «ЖКС» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и являются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ПАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части неправомерного установления 22.04.2016 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте МУП «ЖКС», расположенном по адресу: Емельяновский район, с. Шуваево, ул. 40 лет Победы, 25В, посредством составления акта № 241103040 от 22.04.2016 о безучетном потреблении электроэнергии.

2. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ПАО «МРСК Сибири» надлежит отозвать акт № 241103040 от 22.04.2016 о безучетном потреблении электроэнергии со всеми приложениями к нему у сторон, в адрес которых указанный акт был направлен.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

13.02.2020 Вода / Счетчики холодной и горячей воды Михаил Козырев

Каждый счетчик воды имеет срок поверки (или, официально, межповерочный интервал, МПИ). Это период, в течение которого производитель гарантирует правильный (с допустимой погрешностью) учет проходящей через счетчик воды. После того, как этот срок истечет, прибор учета необходимо поверить. Т.е. подтвердить, что он считает правильным образом.

Для собственника квартиры это означает: если счетчик не прошел вовремя поверку, на основании его данных нельзя начислять плату за воду. В этой ситуации у хозяина (нанимателя) квартиры возникает большое количество вопросов. На них мы и постараемся ответить ниже.

Для удобства мы разбили информацию о поверке счетчиков воды на несколько блоков. Кликнув в один из пунктов ниже, вы можете сразу перелистать статью в нужную вам часть.

  • Что говорит закон о поверке счетчиков?
  • Периодичность (сроки) поверки счетчиков. ГВС, ХВС
  • Как узнать срок поверки, если утерян паспорт счетчика?
  • Как рассчитывается плата за воду, если пропущен срок поверки счетчика?
  • Кто имеет право проводить поверку счетчиков. Аккредитация
  • Поверка счетчиков без снятия
  • Необходимые документы после поверки. Уведомление УК (ТСЖ)
  • А может не поверять, а сразу заменить?

Соответственно, дальше пойдем по порядку.

Что говорит закон о поверке счетчиков?

Начнем с того, что поверка квартирных приборов учета обязательна, и отвечает за нее собственник квартиры. Поверка проводится после выпуска и ремонта счетчика, а так же после истечения сроков межповерочного интервала.

Проводить поверку счетчиков могут лица (организации и индивидуальные предприниматели), имеющие необходимую лицензию и внесенные в специальный реестр. После проведения поверки в паспорт счетчика ставится специальная отметка, знак проведения поверки так же наносится на сам счетчик так же наносится.

Все эти требования прописаны в документах, которые приводятся чуть ниже. Если есть желание и необходимость, вы можете изучить формулировки, что называется, в первоисточнике. Если вам пока детали не важны, переходите сразу к следующему разделу Периодичность (сроки) поверки счетчиков. ГВС, ХВС.

Ст. 13 Федерального закона №102ФЗ от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений». Ссылка на документ.

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

3. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

5. Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

6. Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

7. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Ст. 34., п. г) и д) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354). Ссылка на документ.

Потребитель обязан:

г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

Стоит так же добавить, что в сентябре 2020 года вступает в действие поправки в закон «Об обеспечении единства измерений», согласно которым информация о поверках будет храниться в специальном федеральном реестре. Ставить отметки о проведении поверки на бумажном носителе (в паспорте счетчика) станет не обязательно. У этого решения есть как плюсы, так и минусы, чего будет больше – покажет будущая практика.

Периодичность (сроки) поверки счетчиков. ГВС, ХВС

Сроки поверки определяются исходя из продолжительности так называемого межповерочного интервала (МПИ). Его определяет производитель, указывается он в паспорте счетчика. Там же, в паспорте ставятся отметки о проведении поверок. Первая из них (первичная) ставится на заводе изготовителе, от ее даты и отсчитывается первый межповерочный интервал.

Важно: дата поверки, которую обязан провести собственник помещения, отсчитывается не от даты установки счетчика в квартире, а от даты проведения первичной поверки изготовителем. Из этого следует совет – покупая счетчики, обратите внимание на дату их производства. Чем «свежее», тем лучше.

Паспорт счетчика выглядит так:

А так выглядит раздел паспорта в части определения сроков поверки:

Информацией о сроках поверки счетчик воды так же располагает управляющая организация, которая вводила прибор учета в эксплуатацию. В ходе этой процедуры на счетчик ставится пломба, фиксируются показания счетчика на этот момент, а так же дата поверки. Эта информация остается в коммунальщиков. Ее можно от них получить по запросу.

Во многих случаях дату поверки счетчиков так же указываются в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Например, в московсковском Едином платежном документе (ЕПД) есть специальный «блок» в верхней части платежки. Помимо даты поверки указаны: номер прибора учета, предыдущие показания приборов учета.

В некоторых случаях данные о сроках поверки приборов учета приводятся на сайтах управляющих организаций и расчетных центров, через которые можно оплатить жилищщно-коммунальные услуги.

Вот здесь, например, можно посмотреть данные по срокам поверки счетчика воды в личном кабинете сайте московского ЕИРЦ:

Как узнать срок поверки, если утерян паспорт счетчика?

На самом деле, отнюдь не редко встречающийся случай. Вариантов, при которых это возможно – масса. Вы купили новую квартиру у застройщика с уже установленными приборами учета, а документы на счетчики вам не передали. Или же купили жилье на вторичном рынке, при этом документов на счетчик вам не дали.

Наконец, вы могли сами поставить счетчики, а его паспорт и прочие документы выбросить вместе с коробкой. Ведь про необходимость поверки вам никто не говорил: ( (

Так вот, если у вас нет документов, то уточнить срок поверки вы можете в вашей управляющей организации (это управляющая компания, товарищество собственников жилья и т.п.).

Еще один вариант – восстановить паспорт у производителя. Для этого необходимо составить официальный запрос. На него должны ответить. По крайней мере, один из крупнейших отечественных производителей счетчиков компания «Метер» у себя на сайте пишет:

Для восстановления утраченных паспортов на счетчики воды нашего производства, просим выслать электронное письмо по адресу office@meter.ru и указать в письме следующую информацию:

Тип прибора (указан на циферблате СВ-15Г; СВ15-Х; СВ-15; СВ-15ИГ; СВ-15ИХ; СВ-15И; СВУ-15; СВГ-15; СВХ-15 и т.д.).

Индивидуальный номер прибора, включая букву перед номером слева (если есть).

Римские и арабские цифры, указанные на свинцовой пломбе, которая располагается сбоку (если есть). Например – IV; 12.

Либо прислать фото прибора и фото пломбы с двух сторон.

Контактные данные: Ф.И.О., телефон, индекс, адрес установки счетчика воды, электронная почта. Готовые паспорта высылаются по Почте России. Если необходим скан паспортов или вы приедете за ними сами, просим это так же указать в письме.

Как рассчитывается плата за воду, если пропущен срок поверки счетчика?

Вопрос этот немного уводит нас в сторону от темы, однако он естественным образом возникает, когда собственник квартиры обнаруживает, что по счетчика платить за воду уже нельзя.

Так вот действующее законодательство описывается ситуацию следующим образом:

первые три месяца после истечения срока поверки счетчика потребитель оплачивает воду исходя из среднего потребление в предыдущие полгода

затем потребитель переводится на оплату исходя из нормативов расхода воды, действующих в данном регионе. Плюс, применяется повышающие коэффициент 1,5.

И еще одно необходимое уточнение… Представим, что потребитель в связи истечением срока поверки счетчиков был переведен на оплату по нормативу. Затем поверка все-таки была произведена и показала, что счетчик исправен. Таким образом, выходит, что счетчик все то время, что потребитель платил за воду по нормативу, учитывал потребление адекватно. И, если следовать этой логике, вроде бы возникает возможность провести перерасчет платы за воду исходя из фактического объема потребления.

Но нет. Действующее законодательство этого делать не дает, поскольку прибор учета в период, пока его исправность не была подтверждена поверкой, считается вышедшим из строя. И показания его использоваться для расчета платы за услугу водоснабжения в этот период не могут.

Кто имеет право проводить поверку счетчика воды? Аккредитация

Тоже актуальный вопрос… Почтовый ящик в подъезде буквально забит предложениями о поверке счетчиков. Какие-то постоянно названивают по телефону (и откуда он у них, кстати?) с аналогичным предложениям. Грозят санкциями за несвоевременную поверку, уговаривают скидками и бонусами. Но когда подходит время делать поверку, неизбежно встает вопрос: кого привлечь.

Самый простой и надежный вариант – спросить в своей УК (ТСЖ) кто обычно делает поверку счетчиков в нашем доме? Те, скорее всего, скажут. Вы, в результате, может быть, и переплатите немного. Но зато будете спокойны насчет того, что работы выполнены в срок и это не какие-то мошенники.

Но при этом, конечно же, стоит знать – услугу по поверки счетчика воды может оказывать любая организация (индивидуальный предприниматель), внесенная в Реестр аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений. Проверить наличие и статус аккредитации конкретной фирмы можно на сайте Федеральной службы по аккредитации через Реестр аккредитованных лиц. Ссылка: https://pub.fsa.gov.ru/ral.

Чтобы удостовериться, что выбранная вами организация (или индивидуальный предприниматель) действительно имеет право проводить поверку приборов учета потребления воды, вам нужно использовать номер записи об аккредитации (он обычно указывается на сайте или в рекламных материалах).

На сайте Реестра аккредитованных лиц этот номер надо ввести в «окошко» под названием «Уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц». Если все нормально, то результат будет выглядеть вот так:

Т.е. проверив правильность номера аккредитации, система выдаст название организации (или ИП), которая получила эту аккредитацию. Дальше можно будет кликнуть в название организации, изучить информацию о ней. В том числе, проверить правильно ли указаны адрес, ИНН и другие реквизиты, убедиться в том, что вы имеете дело не с «двойником», а именно с той самой аккредитованной организацией.

Как уже было сказано выше, навязывать вам исполнителя услуги по поверке воды вам никто, включая управляющую организацию вашего дома, не может. И если вы не хотите связывается с «прикормленной» конторой при вашей УК, то вы вольны выбрать любую другую.

Главное – проверить документы об аккредитации. Обычно «поверяльщики» их не прячут, вывешивают на своих сайтах, копии предоставляют клиентам.

Свидетельство об аккредитации можно выглядеть вот так:

Поверка счетчиков без снятия

Поверку счетчика можно провести как непосредственно на месте (т.е. прямо в квартире), так и в лабораторных условиях. Во втором случае счетчик надо будет снять. По понятным причинам больше популярностью пользуется услуга «поверка счетчика без снятия». Это и быстрее, и дешевле.

Суть операции проста: к любому из кранов в квартире подключается шланг, по которому вода проливается через специальное измерительное устройство, а затем сливается в канализацию (через раковину, ванну, унитаз). Расход воды при этом замеряется и сравнивается с тем, который показал счетчик. Если различий нет, либо они укладываются в допустимую погрешность, значит, счетчик поверку прошел. Ну а если нет, значит, счетчик надо менять.

Выглядит оборудование для поверки счетчиков воды на дому вот так:

Необходимые документы после поверки. Уведомление УК (ТСЖ)

В случае, если поверка подтвердила работоспособность счетчика, в паспорте прибора учета делается соответствующая запись. А так же выдается «Свидетельство о поверке». В этом документе должна быть подпись сотрудника компании, проводящего поверку и поверительное клеймо (это оттиск, содержащий индивидуальный шифр). Вместо этого оттиска может использоваться голографическая наклейка со штрих-кодом.

Выглядит свидетельство о поверке вот так:

Если вы потребуете, вам так же обязаны выдать копию поверочного протокола.

Копии этих документов необходимо передать в вашу управляющую компанию, ТСЖ либо расчетный центр по платежам ЖКХ (в зависимости от того, кто выставляет платежку за жилищно-коммунальные услуги).

Что касается случаев, когда поверка счетчика воды проводится не дома, а в специализированной лаборатории, тот тут важно помнить – перед тем, как вы снимите счетчик и оправите его на поверку, необходимо уведомить об этом организацию, которая управляет вашим домом. Ее представитель должен прийти, снять пломбу и зафиксировать текущие показания счетчика.

Затем, после того, как счетчик был поверен, признан годным и снова установлен на место, нужно будет опять вызвать представителя управляющей организации, чтобы он поставил пломбу, проверил наличие клейма (знака) поверки, и зафиксировал текущие показания прибора учета.

Если период между датами снятия и установки счетчика после поверки составит менее трех месяцев, то плата за воду рассчитают, исходя из среднего потребления в последние шесть месяцев. Начиная с четвертого месяца расчет будет производиться по нормативу с повышающим коэффициент 1,5.

Документы, которые выдаются по итогам поверки в лаборатории и которые подтверждают работоспособность счетчика те же, что и в случае поверки прибора учета на дому.

И все же: провести поверку счетчика или сразу поменять?

Вроде бы все, что можно, про поверку счетчиков воды выше рассказано. Но остается главный вопрос: поверять или поменять? Ответ, наверное, будет такой: если есть возможность провести поверку без снятия счетчика, стоит все же провести поверку.

По крайней мере, после первых шести (или четырех в случае со счетчиками горячей воды) лет эксплуатации вероятность, что прибор учета «привирает» достаточно мала. Средний срок службы счетчиков производители обычно указывают в 10-12 лет. А некоторые указывают гарантийный срок службы в шесть лет.

В общем, одну поверку провести можно. На второй – лучше заменить.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель генерального директора

ООО УК «Свиблов ГРАД»

«___»__________201__ г.

АКТ

о проведении контрольной проверки показаний

квартирных приборов учета

г. Москва «___»___________201 __ г.

Настоящий Акт о контрольном снятии показаний квартирных приборов учета (КПУ) расхода воды составлен представителем управляющей организации ООО УК «Свиблов ГРАД» и нанимателем/собственником жилого помещения:

Ф.И.О_______________________________________________________________

Адрес: ______________________________________________________________

Наниматель /собственник жилого помещения проинформирован, что на основании настоящего Акта ему будет произведен перерасчет платы за коммунальные услуги.

Показания КПУ на момент проведения контрольной проверки

Приборы ХВС:

модель

Заводской №

Показания на 25 число

Показания при проверке

Разница показаний

Импульсный выход

Заводской №

Показания на 25 число

Показания при проверке

Разница показаний

да нет

Приборы ГВС:

модель

Заводской №

Показания на 25 число

Показания при проверке

Разница показаний

Импульсный выход

Заводской №

Показания на 25 число

Показания при проверке

Разница показаний

да нет

Узел учета опломбирован пломбиратором № __________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *