821 ГК

1. Комментируемая статья определяет государственный заем как договор займа, который характеризуется специальным субъектным составом. В соответствии с п. п. 1 и 5 комментируемой статьи заемщиком по договору государственного займа может быть только Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а заимодавцем — любой участник гражданского оборота.

Принципиально важным является указание закона на то, что государственные займы являются добровольными. В принципе в этой оговорке нет особой нужды, поскольку любой договор основан на принципе свободы заключения, другое дело, что до введения в действие ГК РФ обязательная подписка на облигации госзайма действительно часто практиковалась. В силу комментируемой статьи таковая признается незаконной.

В результате заключения договора государственного займа возникает государственный долг соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальный долг. Возникновение, исполнение и прекращение государственного долга регулируется ГК РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Однако независимо от основания возникновения государственного (муниципального) долга правоотношение по его исполнению (погашению) следует считать частноправовым обязательством. К такому выводу приходят и судебные инстанции различных уровней.

2. С точки зрения срока займа долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (п. 3 ст. 98 и п. 6 ст. 99 БК РФ). Краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства муниципального образования имеют те же сроки, а долгосрочные обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет (п. 4 ст. 100 БК РФ).

В ст. 100.1 БК РФ установлен срок для предъявления требований к Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию об исполнении ими долговых обязательств. Этот срок составляет три года, которые исчисляются с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими нормативными правовыми актами, или если истек срок государственной (муниципальной) гарантии, и в иных случаях, предусмотренных ст. 115 БК РФ.

3. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что она распространяется только на одну из существующих в настоящее время форм государственного долга, который образуется путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг. Помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также со ст. 3 ФЗ от 29.07.1998 N 136-ФЗ государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Решение об эмитенте ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Эмитентом таких ценных бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ.

4. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что изменение условий выпущенного займа (в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей, срока обращения и т.п.) не допускается. В данном случае речь идет о недопустимости одностороннего изменения условий займа по инициативе должника — государственного и муниципального образования. Статья 105 БК РФ допускает возможность реструктуризации государственного или муниципального долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

5. Применимое законодательство:

— БК РФ;

— ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

— ФЗ от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

6. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 275-О;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2014 N Ф10-2469/14 по делу N А14-11112/2013;

— Определение Московского городского суда от 16.06.2014 N 33-21260/14;

— Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2014 N Ф05-3450/14 по делу N А40-21256/2013;

— Определение Московского городского суда от 10.02.2014 N 33-6771/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 N 09АП-41673/13;

— Определение Московского городского суда от 30.01.2014 N 33-5687/14;

— Определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.01.2014 по делу N 33А-41/2014;

— Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2002 N КГ-А40/6804-02;

— Постановление ФАС Уральского округа от 17.07.2001 N Ф09-1152/01ГК;

— Постановление ФАС Московского округа от 25.02.2000 N КГ-А40/579-00;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.08.1999 N А58-622/99-Ф02-1351/99-С2;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.1999 N А58-469/99-Ф02-1127/99-С2.

1. Как следует из буквального толкования комментируемой статьи, оспаривание договора займа по его безденежности не означает, что безденежный договор займа представляет собой недействительную сделку. Если заемщик не получил от заимодавца заемные средства или получил их в меньшем объеме, чем указано в документе о займе, то у заемщика появляется охраняемый законом интерес в судебном подтверждении отсутствия права и обязанности, на установление которых был направлен договор займа, или же в признании иного объема этого права и этой обязанности. Средством защиты этого интереса выступает иск о признании договора займа незаключенным (частично незаключенным) или процессуальное возражение против требования заимодавца о взыскании суммы займа.

По делам о банкротстве правом оспаривать передачу денежных средств по договору займа, кроме заемщика, также наделены временный управляющий, кредиторы, предъявившие требования к должнику-заемщику, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия.

2. Средствам доказывания безденежности посвящен п. 2 комментируемой статьи. Если заем не требует письменной формы, то его оспаривание по безденежности допускается с помощью любых доказательств, включая свидетельские показания. Если договор займа должен быть совершен в письменной форме, то ссылаться на свидетельские показания заемщик не может, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи.

В судебной практике сложилась позиция, согласно которой заемщик может оспаривать договор займа по безденежности, ссылаясь на ненадлежащее оформление внутренних документов об оприходовании денежных средств. Встречается и более общая позиция: нарушение заимодавцем порядка оформления передачи заемных средств может свидетельствовать о безденежности займа.

3. Перечень случаев, при которых допускается оспаривание договора займа по безденежности с помощью свидетельских показаний, почти дословно совпадает с перечнем оснований признания сделки недействительной в соответствии со ст. 179 ГК РФ. Однако при оспаривании договора займа по безденежности заемщик не оспаривает сделку по передаче заемных средств (она или отсутствует, или имеет иной размер), а требует признать документ о получении займа не соответствующим действительности. Таким документом может быть заемная расписка (п. 2 ст. 808 ГК РФ), расписка о получении заемных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и, наконец, сам договор займа, если в нем имеется прямое указание на получение заемщиком денежной суммы взаймы.

Несмотря на термин «безденежность», предписания комментируемой статьи могут применяться в отношении не только денежного, но и вещного займа. Этот вывод вытекает из систематического толкования норм ГК РФ, в которых говорится о деньгах и иных вещах.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

5. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 21.06.2012 N ВАС-7422/12 по делу N А41-36475/10;

— Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.03.2011 по делу N 33-238/11;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 N 01АП-882/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2013 N 18АП-455/13;

— Определение Московского городского суда от 12.12.2013 N 4г-10505/13;

— Определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.03.2012 по делу N 33-1394;

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2011 N 33-12704;

— Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2010 N Ф09-9380/10-С5 по делу N А71-4423/2010-Г33.

1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

2. Государственные займы являются добровольными.

3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Комментарий к Ст. 817 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет государственный заем как договор займа, который характеризуется специальным субъектным составом. В соответствии с п. п. 1 и 5 этой же статьи заемщиком по договору государственного займа может быть только Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, а заимодавцем — любое правоспособное лицо. Для того чтобы исключить повторение применявшейся в советское время практики принудительной подписки на государственные займы, п. 2 комментируемой статьи установил, что государственные займы являются добровольными.

2. В результате заключения договора государственного займа возникает государственный долг соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальный долг.

Возникновение, исполнение и прекращение государственного долга регулируется ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ), иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Вместе с тем независимо от основания возникновения государственного (муниципального) долга правоотношение по его исполнению (погашению) следует считать частноправовым обязательством, договором государственного займа, что следует из п. 1 комментируемой статьи.

При наличии в таком обязательстве иностранного элемента (например, иностранного банка) возникшее правоотношение будет регулироваться нормами международного частного права.

При возникновении заемного правоотношения между двумя различными государствами оно будет регулироваться нормами международного публичного права.

3. В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным России, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Соответственно, государственный долг России подразделяется на внутренний и внешний.

Внешние заимствования Российской Федерации могут осуществляться как во исполнение программы государственных внешних заимствований РФ, так и вне ее. Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований, с отражением разницы между объемом привлечения средств и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований РФ федеральным законом о федеральном бюджете. Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований РФ, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (ст. 108 БК).

4. В соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени России как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы;

4) государственным гарантиям;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг.

Аналогичные нормы установлены для государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга (п. 2 ст. 99 и п. 2 ст. 100 БК). Однако в отличие от Российской Федерации ее субъекты не вправе привлекать кредиты от иностранных государств, а муниципальные образования — от иностранных государств, иностранных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, перечень видов долговых обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований является закрытым.

Бюджетным кодексом РФ определены некоторые условия договора государственного займа или порядок их определения.

С точки зрения срока займа долговые обязательства Российской Федерации и субъекта могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (п. 3 ст. 98 и п. 6 ст. 99 БК). Краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства муниципального образования имеют те же сроки, а долгосрочные обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет (п. 4 ст. 100 БК).

Статьями 106 и 107 БК РФ установлены предельный объем заимствований и предельный объем государственного долга субъектов Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 98.1, п. 1 ст. 99.1 и п. 1 ст. 100.1 БК РФ установлен срок для предъявления требований к Российской Федерации, субъекту и муниципальному образованию об исполнении ими долговых обязательств. Этот срок составляет три года, которые исчисляются с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими нормативными правовыми актами, или если истек срок государственной (муниципальной) гарантии, и в иных случаях, предусмотренных ст. 115 БК РФ.

Указанный срок не является сроком исковой давности. Его следует рассматривать в качестве пресекательного срока, поскольку его истечение прекращает право кредитора на получение исполнения по обязательству из внутреннего государственного (муниципального) долга.

5. Обслуживание государственного (муниципального) долга России, а также выполнение операций по размещению, выкупу, обмену и погашению долговых обязательств в соответствии со ст. 119 БК РФ может осуществлять ЦБ РФ, кредитные организации или другие специализированные финансовые организации на основании агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ. Организация, заключившая указанное соглашение с Минфином России, становится генеральным агентом Правительства РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

6. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что она распространяется только на одну из существующих в настоящее время форм государственного долга, который образуется путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальных ценных бумаг. Помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах (п. 2 ст. 98, п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 100 БК).

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее — Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг) государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. О разновидностях государственных и муниципальных ценных бумаг см. комментарий к ст. 816 ГК РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом таких ценных бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ.

7. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что изменение условий выпущенного займа (в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей, срока обращения и т.п.) не допускается. В данной норме речь идет о недопустимости одностороннего изменения условий займа по инициативе должника — государственного и муниципального образования. Статья 105 БК РФ допускает, однако, возможность реструктуризации государственного или муниципального долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга (главным образом проценты) не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

Комментарий к Ст. 821 ГК РФ

1. Во исполнение заключенного договора банк обязан предоставить заемщику кредит в размере и на условиях, которые предусмотрены в договоре. Однако в двух случаях российское законодательство предоставляет банку право отказаться от выдачи кредита.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. Указанные обстоятельства могут наступить при серьезном ухудшении финансово-хозяйственного состояния заемщика, например, в случае признания его банкротом. Иных объективных показателей, позволяющих банку легально не исполнять кредитный договор, не существует, однако они могут быть согласованы в договоре.

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что в случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (ст. 814 ГК) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика. Отказ от предоставления кредита следует рассматривать как расторжение кредитного договора полностью или в части (п. 3 ст. 450 ГК).

Бремя доказывания фактов, перечисленных в п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, лежит на банке, который в случае спора обязан обосновать свое право на отказ от исполнения договора.

2. Неисполнение банком обязанности по выдаче кредита в случаях, не указанных в п. п. 1 — 3 комментируемой статьи, является необоснованным и должно повлечь применение к нему ответственности, установленной законом.

В случае отказа банка от предоставления обещанного кредита заемщик вправе взыскать причиненные ему убытки (ст. 15 ГК). Однако бремя доказывания наличия состава гражданского правонарушения лежит на заемщике. Последний не всегда располагает соответствующими доказательствами ввиду особенностей такого рода споров (см., например, Постановление ВАС РФ от 16 мая 2000 г. N 2193/98 ).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2000. N 8. С. 35.

Арбитражные суды считают недопустимым понуждение к исполнению обязанности выдать кредит в натуре (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. N 65 ). Поэтому заемщик не может взыскать с банка обещанный ему кредит в случае просрочки его предоставления.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.

Право заемщика на взыскание с банка процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, зависит от квалификации обязательства банка по предоставлению кредита как денежного. Однако признание денежного характера рассматриваемого обязательства является спорным и в теории, и на практике. Как правило, это обязательство не считается денежным, и, соответственно, заемщик лишается возможности взыскать проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.А. Новоселовой «Проценты по денежным обязательствам» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003 (2-е издание, исправленное и дополненное).

Подробнее см.: Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам. М.: Статут, 2000. С. 26.

Законодательство не содержит нормы о законной неустойке за неисполнение обязанности по предоставлению кредита. Договорная неустойка на практике почти не встречается ввиду особенностей кредитного договора. Последний является договором присоединения, его формуляр разрабатывается банком, который не заинтересован в появлении договорной неустойки за неисполнение собственной обязанности.

Таким образом, нормы п. п. 1 и 3 комментируемой статьи являются практически неработающими. Банк не заинтересован в сборе и представлении суду соответствующих доказательств, подтверждающих его право на отказ от предоставления кредита. Ввиду несовершенства законодательства банк имеет возможность не выдавать кредит без объяснения причин, а заемщик лишен реальной возможности применить к нему какие-либо законные санкции.

3. Предоставление кредита является для банка одним из видов предпринимательской деятельности, которая осуществляется в расчете на получение дохода в виде процентов. Поэтому следует предположить существование обязанности заемщика по принятию согласованной с банком суммы кредита (по аналогии, например, с обязанностью покупателя принять купленную вещь). Однако с момента заключения кредитного договора обстоятельства, послужившие мотивом его заключения, могут настолько измениться, что получение кредита станет экономически нецелесообразным для заемщика. Пункт 2 комментируемой статьи установил компромиссное правило, позволяющее учесть взаимно противоречивые интересы сторон кредитного договора. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором. То есть по общему правилу ГК РФ признает за заемщиком право отказаться от получения кредита. Исключение должно быть специально предусмотрено законодательством или договором. Отказ заемщика от использования согласованного кредита следует рассматривать как одностороннее расторжение договора (п. 3 ст. 450 ГК). При этом договор должен считаться расторгнутым в момент получения банком уведомления заемщика (п. 2 комментируемой статьи) об отказе от кредита.

В тех случаях, когда у заемщика имеется право отказаться от согласованного кредита, у него, соответственно, отсутствует обязанность его принять. Во всех остальных случаях такая обязанность предполагается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *