90 на 90 для украинцев

Нововведение вызвало непонимание у многих украинцев, для которых с сентября прошлого года предоставлялись льготы по трудоустройству. Специально для переселенцев из неспокойной Украины премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в сентябре постановление, отменяющее для них трудовые квоты.

Послабления продлились недолго. С нового года украинцы встали в отделениях ФМС в одну очередь с приезжими из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и других стран. С той разницей, что для мигрантов из Таджикистана с этого года введен въезд в Россию по загранпаспортам.

Украинцы разных профессий рассказали «Газете.Ru», как складывается их жизнь в России последние месяцы. Как выяснилось, очень многое зависит от уровня квалификации, места работы и опыта, полученного на родине. Меньше всего изменения коснулись топ-специалистов, опыт которых высоко ценился еще до переезда. Для них смена места жительства прошла наиболее легко, а изменения в российском законодательстве не принесли существенных последствий.

Реклама

«Моя жизнь после переезда в Россию никак не изменилась, — рассказал «Газете.Ru» топ-менеджер крупной столичной компании Сергей. — На работе все привычно. Появились новые обязанности, хороший опыт. К тому же я работал в компании еще до переезда. В целом более пяти лет. В Москву из Киева переехал в мае 2014-го.

Может быть, в 2013 году жизнь украинца в РФ была «мед», а потом уже нет. Но я этой разницы не заметил ввиду короткого опыта пребывания».

В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» Сергей отметил, что с оформлением необходимых документов в Москве ему помогала компания, так что никаких проблем с ними не возникло.

«Патент мне оформлять пока не требуется. Мое разрешение на работу действует три года», — подытожил Сергей.

Офисные работники среднего звена куда острее почувствовали на себе влияние нововведений. Для них получение и последующая ежемесячная оплата патента с учетом общих расходов на проживание — заметная строка расхода личного бюджета.

Евгения живет в России несколько месяцев, работает диджеем. С процедурой получения патента в Москве девушка уже успела познакомиться. Для нее отмена разрешений на работу обернулась подорожанием документа. Если раньше патент, разрешающий работу у физических лиц в Москве, стоил 1216 руб. ежемесячно, то с введением новой формы каждый месяц придется отчислять 4000 руб.

«Честно говоря, когда узнала о патентах, было желание выйти на одиночный пикет перед мэрией города, — говорит Евгения. — Нововведения в жизнь мигрантов ничего хорошего не принесли. 4000 руб., сдача экзаменов на владение языком и знание истории, плюс медицинские справки — все это, чтобы получить возможность работать! Жадность чиновников не приведет к добру.

По 1216 руб. народ мог платить, по четыре тысячи меньше людей сможет. Да, в Москве самый высокий уровень зарплат, но украинцев не особо берут на высокооплачиваемые должности».

По мнению девушки, новые правила получения документов могут повлечь за собой отток украинцев из России. Подорожание патентов вынуждает многих рассматривать возможность трудоустройства в других странах.

«Я думаю, молодежь отправится на работу по контрактам за границу. Официанты, бармены, гиды, хостес, танцовщицы, ресепшинисты, няни всегда нужны в Турции, ОАЭ, Египте и Таиланде. Работа на круизных лайнерах. В общем, везде, где есть возможность без особых вложений что-то заработать. Лично я не хочу платить четыре тысячи каждый месяц», — говорит Евгения.

Такого мнения придерживаются не все. Многие приехавшие в Россию украинцы просто не имеют возможности для нового переезда. В первую очередь, этому препятствуют финансовые проблемы. Еще менее мобильны те, кто выехал из родного дома с семьей.

Сергей приехал в Москву с женой и двумя детьми более полугода назад. В родном Донецке до начала боевых действий его семья ни в чем не нуждалась. Свой бизнес: юридическая компания и агентство недвижимости. После переезда в Москву финансовое благополучие испарилось. О собственном бизнесе пока не приходится даже мечтать.

«Чтобы открыть с нуля свое дело, нужны деньги, но вот только где их заработать? — сокрушается Сергей. — Конечно, в Донецке было хорошо. Но сейчас там война. Так что в этом плане в России лучше, потому что дети могут спать спокойно: здесь не стреляют. Регистрацию нам продлили на 180 дней пока.

К властям претензий нет. А вот компании никаких поблажек для приехавших из ДНР не делают.

Наоборот. Там, где россиянину предлагают зарплату в 80 тысяч, украинцу — только 50 тысяч. В Москве каждый сам за себя. Ребенка в сад пристроить невозможно. В общем, много проблем».

По словам Сергея, в Москве ему и его жене пришлось искать работу, забыв про опыт, полученный на родине. Оба супруга юристы, а законы в России, разумеется, другие. Получение патентов на работу для них не стало проблемой, в отличие от трудоустройства.

«Для жены нашли работу на три часа в день, — продолжает Сергей. — У нас ребенок трех лет. Пока не пристроим его в сад, пришлось сделать так. Но это всего 5 тысяч в месяц. Я перебиваюсь с одной работы на другую. Вообще, нашу семью трудности не пугают. Но тут пришлось у всех подряд просить помощи. Чтобы как-то встать на ноги, нужно очень много денег. За съемную квартиру мы платим 33 тысячи. В Донецке квартира в ипотеке и кредиты, которые надо оплачивать.

И в Москве на приезжих с юго-востока уже смотрят недовольно: надоели, мол, уже. Хотя многие люди помогают, кто чем.

Но мы ведь не хотим быть побирушками, хотим тоже стать достойными гражданами России».

Между тем руководитель Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский заявил 9 января в эфире телеканала «Россия 24», что на начало 2015 года в Россию въехало в 1,6 раза больше украинцев, чем за тот же период в прошлом году.

«Причем это не только жители юго-востока Украины, — отметил Ромодановский. — Более того, увеличилось количество людей, приехавших из Молдавии. Люди голосуют ногами, я это иначе не могу назвать», — подчеркнул глава ФМС, также отметив, что общее количество въезжающих в Россию иностранцев снизилось.

При этом далеко не все приехавшие в Россию украинцы спешат оформлять необходимые документы. Многие предпочитают не тратить на это время и деньги. Особенно это касается тех, кто изначально не рассчитывает на высокую заработную плату. Порой такое отношение к закону заканчивается плачевно. В ноябре прошлого года «Газета.Ru» рассказывала историю переезда семьи из Днепропетровска. Двое братьев, Александр и Максим, подрядившиеся разнорабочими, были задержаны в ходе рейда сотрудниками ФМС. По решению суда, они подлежали депортации на родину. Возвращаться домой братья не хотели по понятным причинам.

Как стало известно «Газете.Ru» от адвоката молодых людей Яниса Юкши, история все же закончилась хорошо. Семья получила в России официальное убежище. Теперь наученные горьким опытом братья оформляют все необходимые для получения работы документы.

Только въехавшие украинцы часто сначала пробуют оформить документы на временное убежище, а о разрешении на работу думают уже после того, как по их вопросу выносят решение.

«Я приехала в Россию из Горловки. Сперва в Кемеровскую область, — рассказывает Кристина. — Там посоветовали ехать в Москву, получать статус. Но в столице мне его не дали. Буду оформлять патент и устраиваться на работу. С финансами сейчас не очень хорошо, на его оформление денег не хватает. Пока перебиваюсь по мелочи. Подыскиваю работу поваром».

Есть в России и такие украинцы, которые в силу различных обстоятельств имеют полулегальный статус. В основном это девушки, заключившие брак с россиянами. С одной стороны, они имеют право на получение разрешения на временное проживание (РВП) — это первый шаг к получению российского гражданства. Правда, РВП дает право жить и работать только в регионе регистрации. Чтобы легально трудиться, все равно придется получать патент.

Дальше до оформления гражданства надо пройти еще несколько этапов получения различных документов: подтверждать справками доходы, место проживания, оформлять вид на жительство и многое другое.

Такой процесс в конечном итоге приводит к окончательному превращению иностранного гражданина в гражданина РФ со всеми правами. Но терпения на прохождение этой полосы препятствий хватает не у всех.

«Я вышла замуж в России несколько лет назад. Мой муж — гражданин РФ, — рассказала «Газете.Ru» приехавшая с Украины Елена. — Так сложилось, что мы живем в Москве, а разрешение на временное проживание мне выдавали в другом городе. Чтобы получить вид на жительство, я должна работать и жить только в том городе, где зарегистрирована. Поэтому никакого патента на работу у меня не будет, пока я не получу вид на жительство, который уже позволит официально работать в любой точке страны. Его оформление само по себе процесс сложный и вялотекущий».

С этого года за нелегальное пребывание на территории России иностранным гражданам грозит суровое наказание. 10 января вступил в силу закон, согласно которому вводится дифференцированный запрет на въезд в страну мигрантам-нарушителям. Превышение мигрантом 120-дневного пребывания приведет к закрытию въезда на три года, превышение более 270 дней закроет въезд на пять лет. Незаконное нахождение на территории РФ более 365 дней обернется «баном» на десять лет.

В самой ФМС тем временем утверждают, что нововведения должны существенно облегчить процедуру приема на работу иностранных граждан, прибывших трудиться из стран безвизового режима. Отмена разрешений на работу, а вместе с ними и трудовых квот снимает с российских компаний необходимость ежегодно принимать участие в заявочной кампании на утверждение количества привлекаемых к труду иностранцев. Прежнюю систему квот в ФМС называют устаревшей и бюрократизированной.

«Патенты на работу существовали в России и раньше, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь ФМС России Залина Корнилова. — Но патенты выдавались иностранным гражданам для работы у физических лиц. Чтобы работать у юрлиц, иностранные граждане должны были оформить разрешение на работу. Процесс получения разрешения был сложным и очень бюрократизированным.

Чтобы взять иностранца на работу, раньше фирма должна была за год принять участие в заявочной кампании, чтобы получить квоту. Патентная система упрощает правила приема на работу граждан, прибывших из стран с безвизовым порядком въезда».

Система получения патентов, таким образом, избавляет компании от массы процедур по трудоустройству иностранных специалистов. С другой стороны, все хлопоты по доказательству пригодности к работе в России с этого года ложатся на плечи соискателей. Чтобы получить право трудиться в российских компаниях, мигрант должен получить патент на работу. Наличие этого документа свидетельствует о том, что соискатель имеет медицинскую страховку, успешно сдал экзамены на знание русского языка, истории России и права, а также ежемесячно вносит установленную законом сумму за патент.

По данным ФМС, на сегодняшний день в России находится почти 3 млн иностранных граждан, значительно превысивших срок законного пребывания. Большинство из них — граждане стран СНГ. В службе прогнозируют, что в ближайшее время 10-летний запрет на въезд ожидает более чем 1 млн мигрантов.

ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В
РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

Участвовать в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, вправе соотечественники, проживающие за рубежом, либо соотечественники, являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства), постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации (имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство).
При этом соотечественники, постоянно проживающие за рубежом, независимо от гражданской принадлежности, должны по вопросу участия
в Государственной программе лично обратиться и подать заявление
в представительство (аппарат представителя) ФМС России за рубежом, либо
в одно из российских консульских загранучреждений. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации (имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство), вправе подать заявление об участии в Государственной программе на территории России.

Соотечественники, постоянно проживающие на территории Украины, для подачи заявления об участии в Государственной программе могут обращаться в следующие уполномоченные органы на Украине:

На сегодняшний день в Государственной программе участвуют 49 регионов России: Брянская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Республики Карелия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Бурятия, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Ненецкий автономный округ, а также Еврейская автономная область.
Для участия в Государственной программе соотечественники должны предоставить следующие документы: заявление, заполненное на русском языке по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года № 196-р; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, копии документов о семейном положении заявителя и членов его семьи с предъявлением оригиналов этих документов; 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора; копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения.
При подаче документов для участия в Государственной программе на территории Российской Федерации заявителем предоставляются также документы, подтверждающие право на постоянное или временное проживание
на территории России.
Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены.
На прием рекомендуется брать с собой электронный вариант заявления об участии в Государственной программе, которое, в случае необходимости, может быть оперативно отредактировано в ходе приема. Конечным результатом рассмотрения кандидатуры соотечественника на участие в Государственной программе является вынесение решения о выдаче (отказе в выдаче) соотечественнику свидетельства участника Государственной программы территориальным органом ФМС России, которое принимается с учетом решения уполномоченного органа по реализации Государственной программы в данном регионе и после проведения соответствующих проверочных мероприятий заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Оформление свидетельства участника Государственной программы, с учетом прохождения всех необходимых административных процедур, осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.
Одновременно с подачей за рубежом документов для участия в Государственной программе соотечественники также могут подать заявление и все необходимые документы для оформления разрешения на временное проживание. Оформить разрешение на временное проживание также возможно и на территории России, путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, избранном для переселения.
Участники Государственной программы и члены их семей, в зависимости от выбранной территории вселения, имеют право на следующие финансовые выплаты: компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей; компенсацию за уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание; компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев); пособие на обустройство «подъёмные».
Переселенцам оказывается помощь в жилищном обустройстве на основе правил, установленных региональными программами переселения, в частности, в ряде регионов предоставляется возможность размещения в центрах временного размещения, общежитиях, в помещениях маневренных фондов, выплачивается компенсация за аренду жилья.
Кроме того, участники Государственной программы имеют право на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида
на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
В соответствии с Государственной программой выделяются две категории территорий, на которые могут переехать участники Государственной программы и члены их семей: территории приоритетного заселения и территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения. Право на получение «подъемных» предоставляется соотечественникам на любой из указанных категорий вселения. Однако размеры пособия в зависимости от категории территории вселения отличаются.
На территории приоритетного заселения (Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область, размер пособия на обустройство («подъемные») выплачиваются в два этапа — сразу после приезда и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства, а также по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории данной категории.
На первом этапе — 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи;
На втором этапе — 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по
50 тыс. рублей членам его семьи.
Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании на территории которая полностью или частично отнесена к территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующих размерах:
на первом этапе — 50 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 25 тыс. рублей членам его семьи;
на втором этапе — 30 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 15 тыс. рублей членам его семьи.
Участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, а также участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах:
20 тыс. рублей — участнику Государственной программы;
10 тыс. рублей — члену его семьи.

Москва, 1 августа 2019, 10:30 — REGNUM Гражданам Украины, которые желают получить гражданство Российской Федерации, планируется предоставить дополнительные льготы. Соответствующие предложения подготовило Министерство внутренних дел РФ.

Паспорт гражданина России Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Читайте также: Путин упростил жителям Донбасса получение гражданства РФ

Путин упростил выдачу российских паспортов для всех жителей Донбасса

Все предложения по предоставлению дополнительных преференций гражданам соседнего государства для получения российского паспорта в упрощённом порядке, а также предложения в области совершенствования законодательства о гражданстве были представлены президенту РФ в докладе.

Инициативы сначала необходимо будет обсудить с членами рабочей группы, разрабатывающей Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019−2025 годы, пишет РИА Новости. После этого они должны быть согласованы с заинтересованными госорганами.

Также по теме: Путин поручил МВД изучить практику выдачи паспортов РФ гражданам Украины

Как сообщало ИА REGNUM А, в начале июля 2019 года президент России Владимир Путин поручил МВД проанализировать практику упрощённого предоставления российского гражданства жителям Украины, а также внести предложения по предоставлению им дополнительных преференций. Срок исполнения поручения был обозначен 1 августа.

Напомним, ранее в апреле российский лидер подписал указ об упрощённом порядке выдачи российских для жителей ДНР и ЛНР. Позднее, в июле 2019 года, упрощенны порядок получения паспортов РФ был распространён на всех граждан, проживающих в Донецкой и Луганской областях Украины.

Читайте ранее в этом сюжете: Зеленский — Путину: граждан Украины паспортами РФ не соблазнить

В соответствии со статьей 21 Конституции Украины все люди являются свободными и равными в своих правах. Права и свободы не могут отчуждаться и нарушаться. Данный постулат является одним из основополагающих в каждом правовом государстве. К сожалению, данное положение является идеальным, и в повседневной жизни права и свободы граждан, особенно в государствах с не очень высокой правовой культурой, нарушаются довольно часто. Статья 55 Конституции предусматривает, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Но, опять же, не всякий гражданин может обратиться в суд с требованием защитить свои права, например, в силу незнания нюансов юриспруденции. Но и это учтено Конституцией, в частности, статьей 59 установлено, что каждый имеет право на правовую помощь, которая в случаях, предусмотренных законом, предоставляется бесплатно. А для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других госорганах Украины существует адвокатура.

Таким образом, исходя из положений Конституции, получается, что в нашем государстве любому гражданину обеспечивается надежная защита его прав и свобод, которая состоит не только в декларировании недопустимости нарушения таких прав, но и в наличии механизма для их реальной защиты.

Да, каждый гражданин Украины имеет право на получение правовой помощи с целью защиты своих прав. Но не следует забывать, что сегодня многие граждане по своему материальному положению находятся за чертой бедности и не имеют возможности пользоваться услугами адвоката, в том числе в суде. Бесплатная помощь, предусмотренная Конституцией Украины, носит чисто декларативный характер и не отвечает международным стандартам развитых европейских стран.

Не все хорошо и у тех граждан, которые могут оплатить услуги по предоставлению правовой помощи. На рынке юридических услуг сегодня работают адвокаты, которые объединены в Союз адвокатов Украины, адвокаты, которые не входят в этот Союз, и юристы. Отсутствие института имущественной ответственности, страхования и в целом действенного контроля за системой предоставления юридических услуг приводит к тому, что у граждан нет никаких гарантий получения именно квалифицированной правовой помощи за собственные деньги.

Во многом все вышеприведенные проблемы возникли вследствие несовершенства такого института, как адвокатура. Большой вклад в основание украинской адвокатуры внес Закон «Об адвокатуре», принятый 19 декабря 1992 года. Но с принятием Конституции, изменением социальных, политических и экономических условий жизни на Украине многие положения Закона устарели.

Поэтому внесение на рассмотрение Верховным Советом в этом году двух новых законопроектов об адвокатуре («Об адвокатской деятельности и адвокатуре» — народным депутатом Сергеем Соболевым и «Об адвокатуре» — народным депутатом Владимиром Демехиным) свидетельствует о необходимости реформировать институт адвокатуры.

Наверное, сначала нужно было разработать концепцию развития адвокатуры. Но, тем не менее, радует тот факт, что есть депутаты, которые готовы помочь адвокатам разработать новый закон. Мы должны быть благодарны руководству газеты «Юридическая практика», которая целый год публикует материалы о необходимости реформирования института адвокатуры.

Хотелось бы сказать несколько слов о тех принципиальных моментах, которые находят свое отражение в законопроекте и в статьях.

О невозможности создания единой организации адвокатурой, а именно Палаты адвокатов Украины (или Национальной профессиональной палаты адвокатов Украины), которая бы предусматривала обязательное членство всех адвокатов Украины. При этом основные доводы основываются на том, что создание такого органа противоречит статье 36 Конституции Украины, которой определено, что профессиональные объединения граждан создаются на основе свободного объединения их членов, а также пунктов 23 и 24 «Основных положений о роли адвокатов», принятых Восьмым Конгрессом ООН, которыми предусмотрено, что адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободное объединение в ассоциации и организации.

В соответствии с вышеупомянутой статьей Конституции «граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов…». Но ведь в свете именно этой статьи Конституции и статьей 1 и 3 Закона «Об объединениях граждан» Палата не может обладать статусом общественной организации, так как объединения создаются для совместной реализации ими своих прав и свобод, в то время как адвокатура и адвокаты, которые в нее входят, действуют в соответствии со статьей 59 Конституции Украины, защищая и представляя права других лиц.

Кроме этого, отличительной чертой Палаты адвокатов от общественных организаций является то, что статья 6 Закона «Об объединениях граждан» среди принципов создания и деятельности объединений граждан выделяет добровольный характер и свободный выбор направлений деятельности, а существование и деятельность адвокатуры на Украине определены статьей 59 Конституции, причем направления ее деятельности выбираются не самостоятельно, а предусмотрены упомянутой статьей.

Кстати, ни одним законопроектом не ограничивается право адвокатов на создание объединений для защиты своих прав и свобод. Адвокаты вполне свободно могут создавать другие добровольные объединения в соответствии со статьей 36 Конституции.

Адвокатам действительно нужна профессиональная организация, поскольку только она призвана защищать их права и интересы.

Довольно бурную реакцию вызвал вопрос, касающийся того, кто может предоставлять правовую помощь в нашем государстве. Так, некоторые адвокаты заявляют, что им не мешает конкуренция со стороны субъектов предпринимательства, предоставляющих юридические услуги, и вообще любое ограничение будет противоречить, во-первых, статье 42 Конституции Украины, во-вторых, решению Конституционного Суда от 16 ноября 2000 года по делу Солдатова. С другой стороны, некоторые адвокаты считают, что должна быть установлена исключительная компетенция адвокатуры на предоставление правовой помощи в нашем государстве.

В этом споре мы должны заботиться о получателе предоставляемых правовых услуг. Да, законодательство, несомненно, должно обеспечить должный механизм, права и обязанности, гарантии тем, кто оказывает правовую помощь. Но при совершенствовании института адвокатуры получение квалифицированной правовой помощи любым человеком должно стоять на первом месте.

Не секрет, что многие юристы не хотят становиться адвокатами, так как необходимо «вешать» на себя дополнительные обязательства по выполнению статьи 47 Уголовного процессуального кодекса Украины, нести дисциплинарную ответственность за качество работы, принимать присягу, соблюдать профессиональную этику.

Все эти проблемы исчезнут, если будет создан институт адвокатуры. Чтобы стать адвокатом, недостаточно лишь получить высшее юридическое образование. Необходимо также пройти стажировку у адвоката, имеющего опыт предоставления правовой помощи, и доказать свои знания и навыки при сдаче квалификационного экзамена. Вместе с наличием требования адвокатской этики, гарантий независимости, определенными полномочиями все вышеприведенное, на наш взгляд, дает основания полагать, что при всех прочих равных условиях лицо, получившее статус адвоката, сможет предоставить правовую помощь более квалифицированно, чем просто выпускник юрфака.

Следующий принципиальный вопрос — это ответственность адвоката за ненадлежащее представление правовых услуг. При отсутствии ответственности, особенно имущественной, трудно говорить о гарантиях квалифицированной правовой помощи адвоката. Поэтому адвокаты всегда должны быть застрахованными от предъявления исков, связанных с недостаточной профессиональной компетенцией.

Хотелось бы, чтобы при принятии нового закона в центре внимания был, в первую очередь, получатель правовой помощи.

ПУКШИН Игорь — управляющий партнер адвокатской компании «Правис»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *