Административная жалоба

Содержание

Административная жалоба: понятие, виды. Производство по административной жалобе.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы — жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

— общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

— специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления,устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Что это такое

Административная жалоба является одним из видов обращений граждан.

По своей сути это заявление, позволяющее во внесудебном порядке восстановить нарушенные права или интересы.

Особых сложностей в подготовке административной жалобы не возникает, принято считать, что это один из самых простых и наименее затратных способов защиты прав и интересов гражданина.

Но при возникновении трудностей рекомендуется все же обращаться к профессиональным юристам, которые помогут точнее определить подведомственность заявления и составить его так, чтобы максимально реализовать право на защиту своих прав.

Главные понятия

Право граждан на административную жалобу установлено Конституцией РФ, которая позволяет подавать обращения к должностным лицам, в любые органы власти и другие организации.

Порядок обработки заявления регулируется Федеральным законом №ФЗ-59, а также внутренними инструкциями и регламентами конкретного госоргана.

Заявителю необходимо тщательно подходить к составлению жалобы и особенно к ее основаниям. Необоснованная жалоба не позволит обратившемуся лицу получить защиту своих интересов.

Можно использовать различные документы и другие материалы для подтверждения обоснованности обращения и приведенных нарушений.

Замечание. Хотя ссылки на конкретные нарушенные нормативно-правовые акты, которые допустил орган государственной власти, другая организация или должностное лицо, не обязательны в тексте жалобы рекомендуется их приводить.

Это упростит рассмотрения заявления и позволит более точно понять позицию заявителя.

Важно отделить судебные жалобы от административных.

Первые рассматриваются только судами в процессе осуществления правосудия, в то время как вторые, подаются только в различные госорганы, организации, должностным лицам и т. д.

В некоторых ситуациях обжаловать постановление, решение в суде можно только после обжалования его в вышестоящей инстанции или у вышестоящего должностного лица.

Часто возникают сложности именно с корректным определением подведомственности и соблюдением очередности при обжаловании решений.

Так, апелляционная жалоба на постановление об административном правонарушении может быть рассмотрена только в судебном порядке, аналогичные требования касаются кассационной жалобы.

В тоже время большинство постановлений о правонарушении обжалуются сначала в вышестоящей инстанции или у вышестоящего должного лица и лишь, если их решение не устроило, то следует подавать заявление в суд.

С целью снижения влияния неправильно определенной подведомственности или нарушения порядка очередности, при обжаловании различных решений госорганов или должностных лиц, законодательство устанавливает порядок передачи жалобы по подведомственности в соответствующий орган для рассмотрения.

На что можно пожаловаться

Законодательство устанавливает возможность подавать жалобу в любых случаях, если имеются признаки нарушения прав и интересов гражданина.

Причин подачи данного вида обращений может быть множество, рассмотрим лишь основные из них:

При принятии решения и рассмотрения дела не были учтены все обстоятельства, факты и т. п.
Действия/бездействия должностного лица или организации привели к нарушению прав гражданина или его законных интересов
Необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности принятия конкретного решения

В жалобе могут содержаться обращения по поводу действия/бездействия как госслужащих, так и других лиц.

Например, можно встретить жалобы по поводу нарушений, допускаемых управляющими компаниями, при обслуживании домов.

Общие требования к составлению

Несмотря на отсутствие строгих регламентов по подготовке и составлению заявлений граждан в законодательстве можно найти общие требования к содержанию таких обращений.

Рассмотрим их:

Обязательно должен быть указан адрес и Ф.И.О. заявителя а также присутствовать его подпись в жалобе. Анонимные жалобы не рассматриваются и ответ по ним не дается
Жалоба не должна содержать нецензурных выражений или оскорблений при их наличии рассматривать обращение не будет, а заявитель получит ответ о недопустимости таких действий
Текст жалобы должен читаться лучше составить жалобу в печатном виде или постараться написать текст разборчиво. Если текст жалобы не читается, то ее не будет возможности рассмотреть, о чем заявитель получит уведомление
Жалоба должна быть составлена на русском языке написать текст на русском языке латинскими буквами также нельзя

Видео: административное производство

Образец административной жалобы

Составляя жалобу самостоятельно рекомендуется использовать в качестве шаблона образец, которые можно скачать .

Это позволит соблюсти требования, предъявляемые законодательством к содержанию документа, а также подготовить заявление в удобочитаемом виде, что в свою очередь повышает шансы на то, что по жалобе будет принято правильное решение.

При наличии сомнений в своих силах не нужно пренебрегать помощью профессиональных юристов. И будет легче получить желаемое решение или реакцию на проблему.

Существующие виды

По форме подачи различают устные и письменные жалобы. Первые могут быть заявлены на личном приеме у соответствующего должностного лица, по телефону и т. д. Их эффективность довольна сомнительна.

Устные обращения граждан даже не регистрируются или просто оставляются без внимания.

Письменные жалобы гораздо эффективней, так как обязательно регистрируются, и рассматриваются согласно установленного регламента

Можно выделить два основных вида административных жалоб:

  1. Общая.
  2. Специальная.

Жалоба может быть индивидуальной, т.е. заявленная одним лицом, или коллективной, в которой заявителями выступает несколько лиц, чьи права или интересы оказались нарушены.

Общая

Подача общей жалобы и порядок ее рассмотрения регламентируется ФЗ №59. Фактически ее можно подавать по любым фактам, которые по мнению заявителя, привели к нарушению его прав и интересов.

Стандартный срок рассмотрения общей жалобы составляет 30 дней. Если дополнительное изучение и рассмотрение жалобы не требуется, то она решается в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительных проверок, истребования документов и т.д. руководитель или его заместитель могут продлить процесс еще на 1 месяц, обязательно уведомив об этом заявителя.

Специальная

Не всегда общая жалоба обладает достаточной эффективностью для решения конкретных проблем.

На этот случай устанавливаются и регулируются отдельными нормативно-правовыми актами специальные жалобы.

Какими основными отличиями обладают специальные жалобы:

Подать могут только строго определенные лица, обычно они являются участниками определенных правоотношений
Специальная административная жалоба может быть направлена только в письменной форме
Подать жалобу можно только в строго определенную организацию или конкретному должностному лицу, что упрощает определение получателя
Могут быть установлены специальные требования к содержанию например, может потребоваться указание дополнительной информации
Может устанавливаться специальный перечень решений которые могут быть приняты по результатам их рассмотрения
Срок рассмотрения обычно сокращен

В документе обязательно должны быть указаны данные заявителя, а также адресата жалобы.

При его составлении рекомендуется придерживаться определенной структуры, приведем ее в следующей таблице:

Часть жалобы Вводная Описательная Просительная
Содержание Данные получателя, заявителя Описание действий, которые стали причиной жалобы, обоснование претензии Конкретные требования (устранить нарушения, отменить решение и т. д.)

В чем отличия от других видов обращений

Жалоба не может быть рассмотрена лицом, чьи действия обжалуются. Она несколько отличается от других видов обращений:

  • во многом процесс рассмотрения административной жалобы аналогичен судебному разбирательству;
  • всегда содержит конкретные требования гражданина;
  • определены конкретные виды принимаемых решений и порядок их исполнения.

Сроки подачи

Законодательство РФ не устанавливает ограничения сроков для подачи общих жалоб. Это позволяет гражданину направлять свое заявление в любое время после возникновения нарушения.

Но для специальных жалоб сроки подачи обращения обычно регламентированы. Так, обжаловать постановление об административном правонарушении можно лишь в течении 10 дней.

Порядок рассмотрения

Результатом рассмотрения жалобы может стать полное или частичное удовлетворение требований заявителя, отказ в них или передача обращения в другой административный орган в соответствии с его компетенцией.

Можно выделить несколько этапов рассмотрения жалоб:

  1. Первичная обработка и проверка заявления.
  2. Принятие и оформление решения. Вся собранная информация должна быть проанализирована.
  3. Исполнение решения по жалобе, т.е. принятие конкретных мер.

Ответственность лиц

Лица, рассматривающие жалобы, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ГК РФ, гражданин может требовать компенсации ущерба и морального вреда, причиненного действием/бездействие госорганов и должностных лиц через суд.

За неисполнение или надлежащее исполнение к госслужащему могут быть применены различные дисциплинарные взыскания от замечания до увольнения с гражданской службы.

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан также возможен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

В отдельных случаях возможно привлечение к уголовной ответственности, в соответствии с УК РФ.

Административные жалобы позволяют с минимальными расходами или вообще без таковых защитить нарушенные права и интересы.

Они являются довольно эффективной мерой решения проблемы в досудебном порядке. Но многое зависит от полноты сведений, указанных заявителем в обращении.

Понятие и виды

Административной жалобой принято считать письменное обращение лица к соответствующему органу с целью реализации правовой защиты в случае реального посягательства.

Административная жалоба подразделяется на 2 вида:

  1. Общая.
  2. Специальная.

Наиболее часто встречаются общие. Автором становится простой народ, имеющий желание восстановить справедливость. Главным основанием для подачи служит отстаивание нарушенных прав, восстановление свобод и интересов.

Общий вид обращения характеризуется такими признаками:

  • отсутствие возрастного ограничения для личности заявителя;
  • использование права не имеет срока давности;
  • представление письменного документа должному органу (например, обращение в областной суд на определение нижестоящей инстанции);
  • существование правового конфликта;
  • применение правил подведомственности;
  • четко регламентированный порядок предоставления и рассмотрения;
  • соответствие текста документа установленной форме.

Основанием составления специальной жалобы является субъектный состав заявителей — военные, работники, осуществляющие трудовую деятельность на государственной службе. Пожаловаться можно и на действия судебного пристава.

Среди отличительных признаков:

  • использование специальных норм (отдельные нормативно-правовые акты);
  • причинами для обжалования выступают документы распорядительного характера, названые законом;
  • охрана исключительно личных конституционных прав;
  • предписания к техническому оформлению и текстовому содержанию жалобы;
  • наличие регламентированных временных периодов для подачи;
  • индивидуальная процедура ведения производства.

Требования и особенности

Действующие правовые нормы наделяют правом подачи жалобы следующих лиц:

  • пребывающих в пределах границы России;
  • граждане иного государства;
  • не имеющие гражданства.

Следует учитывать круг полномочий органа, которому адресуется обращение. Жалоба не предусматривает посягательства на права и свободы посторонних лиц. Основной перечень правил регламентируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», среди которых:

  1. Возможность подачи заявления в электронной, письменной форме.
  2. Заявление лучше подкрепить аргументами в виде приложений, с доказательной базой изложенных фактов.
  3. Указание данных о лице, которому адресуется документ.
  4. Краткое изложение жалобы по существу.

Существует ряд особенностей административной жалобы:

  • подтверждение наличия правового конфликта;
  • особый процесс рассмотрения обращения;
  • подведомственность;
  • отсутствие затрат при осуществлении процессуальных действий;
  • способ реализации контрольной функции руководителями;
  • метод оценки работы органов власти.

Коммунальные службы не работают должным образом? Пишите жалобу в Жилищную инспекцию.

Как написать жалобу в Добродел? Пошаговую инструкцию вы найдете .

Как написать административную жалобу

При написании административной жалобы необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Соблюдение общих принципов делопроизводства (запрет использования нецензурных слов, оскорблений).
  2. Краткость изложения проблемы.
  3. Конкретика (указание обстоятельств, способствующих нарушению прав, свобод и интересов гражданина, требований, путей решения), не допускаются размышления, предположения.
  4. Достоверность предоставленной информации.
  5. Правильный выбор адресанта.
  6. Отсутствие ошибок, помарок, технических повреждений.
  7. Наличие собственного экземпляра жалобы с отметкой о принятии (чек об оплате услуг по отправке заказного письма).

Образец 2019

Обращение в соответствующий вышестоящий орган должно соответствовать следующей структуре содержания:

  1. В «шапке», сверху в правом углу листа, указывается:
    • наименование адресанта, местонахождение, средства связи (телефон, электронная почта);
    • данные заявителя (или группы лиц).
  2. Название «Жалоба».
  3. Изложение по сути — совершение незаконных действий (бездействие), сведения о нарушителе.
  4. Наступление негативных последствий для заявителя.
  5. Пронумерованный список приложений (при наличии).
  6. Календарная дата написания.
  7. Личная подпись адресата.

Направляться до места назначения жалоба может посредством:

  • почтовой связи;
  • сети интернет;
  • лично.

.

Порядок и срок подачи

  1. «Жалобный» документ предоставляется в специальный орган в течение одного года с того времени, как было принято определение, подлежащее оспариванию. Учреждение, занимающееся обращением, наделено функцией восстановления срока при существовании достоверного уважительного повода (стационарное лечение в больнице).
  2. Человек, намеренный реализовать собственное возражение касательно принятого вердикта, вправе осуществить процесс в административном порядке. Оформленные требования предоставляются в инстанцию, имеющую в подчинении лицо, огласившее решение, либо организацию, компетентную в разрешении таких вопросов.
  3. Обжалование в судебном порядке возможно после попытки обжалования определения в административном производстве, если иное не регламентировано нормативно-правовыми актами.
  4. Оспаривание административного приговора осуществляется согласно правилам гражданского или хозяйственного процесса.

Госпошлина

Законодатель установил, что согласно нормам п. 5 ст. 30.2 Кодекса РФ об АП, за подачу и рассмотрение административной жалобы госпошлина не установлена. Данное положение подтверждается судебной практикой.

Узнайте, будут ли госорганы рассматривать анонимную жалобу.

О порядке подачи жалобы на МФЦ .

Хотите пожаловаться на коллекторов? Мы расскажем в статье, как это сделать.

Порядок и срок рассмотрения

Срок для рассмотрения административной жалобы составляет один календарный месяц с момента уведомления о получении. Допускается применение уменьшенных периодов рассмотрения обращения.

Порядок рассмотрения жалобы предусматривает:

  1. Оглашение субъектного состава – участников правового спора.
  2. Установление явки сторон, их представителей, иных лиц.
  3. Проверка полномочий представителей.
  4. Выяснение причин отсутствия лиц, заявленных в процессе.
  5. Разъяснение прав и обязанностей.
  6. Рассмотрение по сути: проверка материалов, показание заинтересованных лиц, пояснения специалистов (экспертов).

В случае несоблюдения правил подведомственности, выносится решение о последующей передаче дела компетентному органу.

По окончанию разбирательства выносится одно из таких решений:

  1. Отказ в удовлетворении заявленных требований.
  2. Изменение обжалуемого решения.
  3. Удовлетворение жалобы.
  4. Возврат дела на новое рассмотрение.
  5. Направление обращения согласно подведомственности.

Своды законов нашей страны призваны регулировать отношения между гражданами, юрлицами и другими участниками демократического общества, а контроль за их исполнением возложен на специализированные госструктуры. Для уведомления данных ведомств о нарушениях законных прав граждане имеют возможность обращаться к ним посредством личных визитов, телефонных звонков по номерам горячей линии, а также при написании и подаче жалоб в законном порядке, в том числе и административных жалобных ходатайств в суд.

КОАП (жалоба на постановление) – основания

ГАС «Правосудие» — подача документов

Подача и обработка административной жалобы регламентируется ФЗ № 59 и собственными правилами конкретного казённого ведомства, куда обращается заявитель. Для того чтобы подать жалобное письмо, необходимо, чтобы в отношениях между гражданами или компаниями возникли следующие обстоятельства:

  • Неправомерные действия или бездействие госструктур в части возбуждения административного производства, повлекших за собой нарушение прав и свобод, а также возникновение возможного вреда гражданину или его имуществу.
  • Аморальное поведение сотрудников ведомств, куда обращался заявитель, а также их бестактное поведение, резкое обращение и чрезмерная необоснованная критика граждан.
  • В случае, если гражданину было предъявлено нарушение по статье КоАП, которое он на самом деле не совершал, или оно имело место при смягчающих обстоятельствах.
  • Если служба судебных приставов исполняет решение суда со значительными нарушениями внутреннего регламента ведомства.
  • В тех ситуациях, когда какое-либо ведомство приостановило деятельность компании за определённые нарушения, не имея на то оснований или достаточных полномочий.
  • В тех ситуациях, когда во время проведения проверок или контролирующих операций нарушаются права юридического лица или уполномоченных его сотрудников.

Районный суд

  • В случае, если при обращении в какое-либо ведомство дают гражданину необоснованный отказ в предоставлении услуги, входящей в компетенцию госструктуры.
  • Если в действиях представителей госструктур или правоохранителей усматриваются деяния, выходящие за рамки их должностных инструкций и полномочий.

Важно! Указанные выше факты являются непосредственным поводом для подачи жалобы на учреждения и их сотрудников в вышестоящие инстанции и орган судебной власти.

Право гражданина на жалобу

Подача документов в суд в электронном виде

Гражданин, как правило, ничем не ограничен со стороны государства в части составления и подачи жалобы, однако для того, чтобы иметь право на данное заявление в различные ведомства, он должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

  • На момент подачи жалобного письма ему необходимо достигнуть 18-летия.
  • Он должен быть полностью дееспособным, не страдать психическими расстройствами, а также не нуждаться в постоянном опекуне по причине умственных недостатков.
  • Иметь по меньшей мере среднее образование для того, чтобы выразить свои мысли и составить текст письма.
  • Для того, чтобы составить жалобу, он должен лично обратиться в учреждение, где были нарушены его права и обязанности.
  • Заявителю также следует собрать максимальное количество доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав и свобод.

Важно! Количество доводов, требований, описанных нарушений и прочих факторов в жалобе не ограничено. Кроме того, каждый гражданин в силу своего воспитания и моральных принципов может отреагировать на действие сотрудников организации по-разному, то есть в ответ на одно и то же действие может последовать совершенно разная реакция от двух заявителей.

Судебный процесс

Какой суд рассматривает жалобы по существу вопроса

Подача иска по месту нахождения истца

Для того, чтобы подать жалобу в орган судебной власти, гражданин должен посмотреть характер вынесенного административного постановления и обратиться в одну из следующих инстанций:

  • В случае, если обжалованию подлежит вынесенное ранее постановление о правонарушении в соответствии с КоАП, граждане должны обращаться в районный суд по месту жительства или составления данного документа со стороны госструктуры.
  • Когда жалующееся лицо оспаривает бездействие или противоправные действия при обращении к органам власти, в соответствии с КАС РФ он обжалует свои права в кассационном суде.
  • В случае, когда обжалуется решение суда об административном правонарушении, жалоба подаётся в вышестоящий орган судебной власти или в мировой суд.

Важно! Как правило, если гражданин ошибается с выбором подсудности своего дела, и настоящий суд не имеет компетенции для рассмотрения подобных дел, сотрудники канцелярии участка самостоятельно меняют подсудность, перенаправляя жалобу в другой суд.

Какие бывают административные жалобы

Жалобы, как правило, в соответствии с ФЗ, подразделяются по различным признакам.

Разделение по форме преподнесения информации уполномоченным лицам, подразделяют следующие виды жалоб:

  • Устные, то есть озвучиваемые уполномоченному лицу в соответствии с установленным регламентом (под аудиозапись или лист протокола), оформляемый секретарём, в котором регистрируются все устные заявления участников процедуры обжалования.
  • Письменные – могут быть поданы в установленном порядке лично или посредством почтовой связи, а также в электронном виде онлайн, если в учреждении имеется возможность приёма подобных документов через специальную интерактивную форму. Чаще всего все входящие заявления от населения фиксируются уполномоченными представителями канцелярии.

По качественным признакам их оформления и территории подсудности жалобы подвергаются следующим делениям:

  • Общие административные жалобы – не регламентируются требованиями конкретной организации, сроками подачи, составом основной части, количеством подающих её лиц, их социальным положением, а также иными характеристиками.
  • Специальные жалобы – виды документов, регулируемые отдельными правовыми кодексами или законодательными актами в части их оформления, порядка подачи, рассмотрения, реагирования на них и т. д. Так, к данному типу административного обжалования относятся все недовольства правонарушителей, которым (в соответствии с КоАП) вынесены неправильные наказания вплоть до уголовной ответственности, например, с требованием оплатить штраф.

Рассмотрение жалобы

Важно! Для того, чтобы определить тип той или иной жалобы, заявителю следует внимательно ознакомиться с текстом ФЗ хотя бы в кратком изложении.

Судебная процедура обжалования

Судебный порядок обжалования заключается в том, что любой заявитель имеет право составить апелляцию на различные действия госорганов, минуя вышестоящую инстанцию, и получить от органа власти соответствующее решение по данному делу. Для того чтобы инициировать процесс обжалования действий физлиц или организаций, заявитель обязан усмотреть в их действиях нарушение одного из следующих законов, равно, как и создание препятствий для их соблюдения:

  • Основного закона государства – Конституции РФ.
  • Любым федеральным законам, действующим на территории всей страны, без привязки к субъектам.
  • Нормативной документации, принятой к исполнению на территории страны по распоряжению Президента или Правительства России.

Важно! Для положительного рассмотрения жалобы со стороны судьи в её основном тексте должны присутствовать все ссылки на указанные выше законы, когда противоправные действия сотрудников госучреждений можно трактовать соответствующими статьями при проявлении определённых признаков.

В заключение следует сказать, что сроки рассмотрения административной жалобы и реагирования по ней определяется в соответствии со статьёй 30.5 КоАП РФ и составляют 10 суток с момента вынесения соответствующего постановления, если госорган имеет возможность принять решение без участия уполномоченного представителя органа власти. Если же жалоба на постановление подаётся в суд, общий срок принятия по ней резолюции, в зависимости от сложности дела, может достигать 60 дней.

Наложение штрафа

Как правило, если все факты и ссылки на нормативные документы в жалобе на постановление КоАП установлены корректно, данный документ удовлетворяется судом, и в отношении обидчика принимаются определённые процессуальные меры, оговоренные в текстах вышеуказанных сводов законов.


Порядок административного обжалования

Вступая в управленческие отношения, гражданин следует определенным правилам поведения. В тех случаях, когда гражданин не согласен с действиями должностных лиц, любой закон, регламентирующий деятельность государственных органов, предусматривает процедуру обжалования.

Административное обжалование является более мобильным средством защиты нарушенных прав граждан, так как в системе органов государственной власти предусмотрен порядок административного обжалования. Согласно этому порядку выделяется ряд условий:

  1. Наличие конкретного действия или решения, которые осуществил государственный орган или должностное лицо в отношении гражданина, участвуя в правоотношениях по поводу реализации своих прав.
  2. Нарушение должно быть выражено в незаконности или неправомерности применения, которое основано на несуществующей норме права, либо применено необъективно, несвоевременно или возложено не на того субъекта.
  3. Гражданин может направить устно или письменно жалобу, содержащее требование о восстановлении в правах.
  4. Направление данной жалобы осуществляется в орган или должностному лицу, находящемуся в порядке подчинения или подконтрольности. Система органов управления построена таким образом, что всегда присутствует контроль со стороны вышестоящей инстанции. Как правило, этот орган является руководящим для должностного лица принятого на службу. Поэтому в случае нарушения принципа законности должностным лицом в своей деятельности, может быть восстановлен руководящим органом в иерархии стоящим выше деятельности этого должностного лица.
  5. Ответ по жалобе может последовать как положительный, так и отрицательный.

Сроки административного обжалования

На действия и решения органов и должностных лиц может быть подана как общая, так и специальная административная жалоба. Отличие их в том, что по общему административному обжалованию процедура не имеет каких-либо ограничений по содержание.

По общей жалобе предусматривается общий срок административного обжалования, который составляет 30 дней.

Специальная административная жалоба, имеет специальный порядок обжалования, срок четко регламентированный конкретной ситуацией. Данный вид обжалования предусмотрен, чтобы в максимально короткий промежуток времени была возможность восстановить нарушенные права и свободы.

Например, постановление, выносимое в случае совершения административного правонарушения, предусматривает специальный срок обжалования, который составляет 10 дней. Это предусмотрено, чтобы до момента наступления неблагоприятных последствий на гражданина, можно было это решение опротестовать, а в случае безосновательности обжалования, своевременно приступить к реализации мер государственного принуждения.

Устное административное обжалование

Предусматриваются также случаи направления устной жалобы на действия должностных лиц. Как правило, данная процедура реализуется путем личного приема граждан, обжалование по телефону доверия граждан. В каждом государственном органе всегда имеется график личного приема граждан.

Если в ходе беседы будут установлены конкретные нарушения или факты в работе должностного лица, то устное административное обжалование может изменить форму на письменную. И в порядке поданной жалобы будет проведена проверка деятельности должностного лица.

Акты должностных лиц любых контролирующих органов, а также действия (бездействие) инспекторов можно обжаловать в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается исковое заявление в суд, во втором — жалоба направляется в орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, и такой порядок обжалования называют административным.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения.

Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.

Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена. Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются. Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу.

Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество. В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.

Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными — не известно. Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.

При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу. После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.

Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе.

Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.

В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.

В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства.

К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.

Еще один существенный недостаток — ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.

В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.

Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы. Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).

КАК ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ

Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается.

Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов — к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).

Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЙ СРОК

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа.

В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.

При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:

  • временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;

  • содержание под стражей;

  • тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);

  • командировка;

  • форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и пр.).

Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ

Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций. Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях.

В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя.

Как составить жалобу самостоятельно

Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями:

1. В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется.

2. Указывается дата составления.

3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось. Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства.

Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо). Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.

4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например, «о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников милиции».

5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия). Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр. При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании.

6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см. приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне.

7. Обосновывать свои требования ссылками на закон, судебную практику необязательно, но желательно.

8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».

9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.

Обращение подписывается заявителем — индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами.

10. Обращение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме. Второй — остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу. Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.

Некоторые детали вопроса

Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению. Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления. В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств.

Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности

Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.

Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы.

В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются. Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например: «На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…» Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно.

Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ

Отказано в удовлетворении жалобы

По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.

Жалоба удовлетворена

Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).

Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалоб

Отказы в рассмотрении жалоб возможны:

  • если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;

  • если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;

  • если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.

Обжалование решения

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц

Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *