Адвокатура зарубежных стран

Юриспруденция во Франции — традиционно элитная отрасль образования. Да и сама юридическая система страны считается эталонной и многое было заимствовано из нее в практике других стран. Именно поэтому профессия юриста, полученная во Франции, позволяет профессионально состоятся фактически в любой стране Европы, а общедоступность и бесплатность обучения делают его одним из наиболее востребованных образовательных направлений.

Как устроено обучение на юриста во Франции

В 1968 году во Франции прошли массовые демонстрации, получившие широкую известность как «студенческая весна». В результате образование в каждом вузе страны стало бесплатным и по-настоящему общедоступным. Это означает, что при поступлении в любой государственный вуз Франции конкурсный отбор запрещен.

Юридические вузы во Франции пострадали от этого нововведения, пожалуй, больше всего. Во-первых, по традиции образование юриста в стране считалось элитным, поэтому университеты проводили жесткий отбор и брали на обучение только действительно лучших. Во-вторых, специальность всегда пользовалась повышенным спросом, а потому многим юридическим факультетам пришлось спешно расширяться в попытках вместить всех желающих.

Сегодня средний набор юридического вуза во Франции составляет порядка 2000 студентов ежегодно. Естественно, что обеспечить качественное обучение их всех большая часть учебных заведений не в состоянии, поэтому процесс организован таким образом, что менее 50% студентов завершает обучение на бакалавриате, а в магистратуру поступает еще меньшее их число. Во Франции ситуация, когда будущий юрист понимает, что эта специальность не его, и поступает на другое направление или просто «вылетает» после неудачно сданной сессии, является совершенно обычным явлением.

Обучение на бакалавриате юридического вуза во Франции длится три года. Наиболее высокооплачиваемыми являются специалисты, окончившие также магистратуру, в которой в зависимости от программы учатся один или два года.

Изучение юриспруденции во Франции: студенческие будни

В расписании студента лекционные занятия занимают не более 30-40% времени, причем посещать их или нет каждый студент решает сам. Посещаемость никто не контролирует и итоговая отметка от нее никак не зависит. Такого, однако, не скажешь о семинарах. При пропуске более двух семинарских занятий в семестр студенту не стоит рассчитывать на высокую оценку по этому предмету. Высокая загруженность юридических факультетов во Франции не позволяет проводить семинары часто — обычно каждый студент посещает их не более десяти в семестр.

Для того чтобы компенсировать такой невысокий уровень очной нагрузки, преподаватели отдают студентам «на откуп» большое количество материала для самостоятельного изучения. Так, после каждого занятия студент получает несколько эссе по какому-либо аспекту правоприменения и заданий, позволяющих познакомится и оценить реальную судебную практику. Результатом такого обучения становится прежде всего способность логически мыслить и систематизировать, что крайне важно для будущего юриста.

Большую часть времени обучения студент проводит в библиотеке, которая отличается прекрасной укомплектованностью при любом из вузов во Франции. Сами учебные пособия также служат своеобразным эталоном для юристов по всему миру. Хотя стоят они недешево — от 40 евро за полный учебник и от 90 евро за кодекс необходимый каждому студенту — большинство будущих юристов предпочитают покапать их, а не брать в библиотеке, поскольку книги пригодятся и после окончания обучения.

Большинство программ обучения не предусматривают стажировки при получении высшего образования во Франции, если речь идет о бакалавриате. Будущие юристы впервые знакомятся с работой на заключительном году обучения в магистратуре. Однако это знакомство является очень близким — потребуется и составлять контракты и оформлять решения суда, то есть фактически выполнять всю обычную для этого участка работу. Впрочем, практическая направленность обучения на предыдущих курсах легко компенсирует этот недостаток и обычно студенты отлично справляются с совершенно новыми для них обязанностями.

Юридические вузы во Франции

Юридическое образование во Франции отличается широким распространением, поэтому профильные факультеты можно найти в большинстве городов. В стране отсутствуют официальные рейтинги университетов, более того, власти делают все возможное для того, чтобы образование в каждом из них было одинаково хорошим. Одним из способов является система распределения профессоров, отдаленно похожая на знакомую нам советскую. Любой успешный выпускник докторантуры может получить назначение на работу в любой точке страны. Причем совершенно необязательно это будет Париж или другой крупный мегаполис, ведь юридические вузы во Франции есть также, например, на Карибских островах. Таким образом поддерживается высокий уровень профессорских кадров по всей стране.

Альтернативы у профессоров по сути нет, ведь обучение на юриста во Франции могут вести только государственные вузы. Частные могут лишь добавить право в сетку предметов в качестве дополнительной дисциплины. Однако зарплата преподавателей намного выше средней по стране и составляет от 2200 евро в месяц, поэтому такой путь привлекает многих выпускников.

Юриспруденция во Франции отличается очень глубокой специализацией и эта же глубина наблюдается в образовании. Студент, выбравший в качестве специализации, например, трудовое право, не получает фактически никакого представления о семейном. Единственным исключением из этой ситуации может быть выбор им семейного права в качестве дополнительного предмета. Именно «узкопрофильность» полученной специальности является одной из важнейших причин создания юридических фирм во франции. В них объединяются специалисты разных направлений, чтобы обеспечить возможность ведения широкого круга дел.

Обычно в любом вузе Франции ведется обучение на юриста по каждому из основных направлений, однако некоторые регионы имеют свою историческую специализацию. Так, в Бордо традиционно готовят будущих судей и прокуроров, а это карьерное направление также является крайне привлекательным для будущих юристов.

Юридическое образование во Франции полностью бесплатно. Всё, что студенту необходимо оплатить в вузе, это сборы размере 184 евро в семестр за бакалавриат и 256 — за программы магистратуры. Эта сумма не зависит от того, из какой страны приехал студент. Впрочем, в стоимость обучения также стоит включить стоимость аренды жилья и расходы на учебную литературу. Обучение на юриста во Франции занимает практически все время студента, поэтому совмещать его с подработкой вряд ли удастся.

Юридическое образование во Франции с Allterra Education

Поступление в Юридический вуз во Франции кажется несложным, но только в том случае, если точно знать все нюансы процесса. Большое количество желающих приводит к тому, что один неверно оформленный документ может стать причиной отказа. Избежать этого помогут специалисты Allterra Education, которые предоставят вам всю необходимую информацию для выбора вуза и помогут правильно оформить заявку:

  • в Москве: +7 (495) 510-6445

  • в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445

  • бесплатная линия по России: +7 (800) 700-6435

Самые дорогие университеты мира

14 Мая 2020

Образовательные системы разных стран

10 Мая 2018

Чего не будет, если отказаться от обучения за рубежом

21 Декабря 2018

Как выбрать вуз за рубежом: 13 критериев подбора

22 Августа 2019

Организация обучения за рубежом

19 Сентября 2019

Обучение в университетах Европы

14 Июня 2018

Профессии будущего — выбирайте свою

15 Апреля 2019

Принимающая семья для иностранного студента

20 Февраля 2020

Президентский грант на обучение за рубежом: Программа «Глобальное Образование»

31 Марта 2017

Подготовка к университету во Франции

19 Сентября 2018

Сколько стоит обучение за рубежом

19 Июля 2019

Лучшие вузы США в 2020 году

08 Июля 2020

Зачем учиться за рубежом?

11 Мая 2018

Обучение за рубежом: самостоятельно или с агентством. Плюсы и минусы

23 Января 2019

Самые эффективные системы образования в мире

13 Сентября 2019

Плюсы и минусы обучения за рубежом

24 Сентября 2019

Магистратура во Франции

06 Июля 2018

Идеальная страна для обучения – это…

17 Апреля 2019

Образовательные рейтинги: как это работает и чем может помочь

03 Апреля 2020

Бизнес-образование за рубежом

17 Апреля 2018

Педагогическое образование во Франции

07 Декабря 2018

Агентство по обучению за рубежом: функции и возможности

31 Июля 2019

Выпускники каких вузов зарабатывают больше всего

16 Сентября 2019

Высшее образование во Франции – преимущества и особенности

Актуальность темы исследования. Развитие организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации напрямую связано с произошедшими коренными преобразованиями в политической и экономической системе страны, созданием принципиально новых правоотношений.1

В результате реформ, повлекших за собой глобальные изменения во всех сферах жизни государства и общества, создалась принципиально новая правовая ситуация, требующая пересмотра и правового уточнения организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека во всем мире. За последние годы роль и место адвокатуры, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов существенным образом изменились. Принятие новых кодексов (прежде всего, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ) существенно изменило статус адвоката и основы адвокатской деятельности, расширило его процессуальные права. Однако вплоть до последнего времени отсутствие должного правового регулирования организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в России, отсутствие обращения к положительному опыту исторического развития и формирования нормативно-правовой базы осуществления адвокатами своей профессиональной деятельности в зарубежных странах (например, Франции, Германии, США) влекло за собой значительные недостатки в деятельности недавно реформированной российской адвокатуры.

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам

1 См., напр.: Дудип А.П. Диалектика правоотношения. Саратов, 1983., Варламова II.B. Правоотношения: философский и юридический подходы// Известия высших учебных заведений. 1991. № 4. гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций.

В Российской Федерации на современном этапе субъектов оказания юридической помощи можно классифицировать на несколько групп: а) органы государственной власти (Министерство юстиции РФ, ораны юстиции субъектов РФ, прокуратура РФ); б) организации, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат); в) физические или юридические лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы, начальники и юрисконсульты юридических служб министерств, ведомств, учреждений и организаций); г) общественные объединения, оказывающие юридическую помощь (правозащитные организации).1

Адвокатура в этом перечне занимает совершенно особое положение. Именно она призвана обеспечить права и законные интересы человека и гражданина в процессе осуществления правоохранительной деятельности путем оказания квалифицированной юридической помощи. Адвокатура -институт гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное с целью служения людям. Адвокатура оказывает большое влияние на социально-правовое самочувствие общества, его членов.

Организационно-правовой компонент является одним из основных составляющих в оказании квалифицированной юридической помощи: чем адекватнее организационная структура адвокатуры соответствует целям, задачам и функциям правозащиты, тем большее влияние оказывается на правосознание общества.

1 См.: Кучере/ta А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России / Дис. докт. юрид. наук. — М., 2002. — С. 200.

2 Первым разделил понятия государства и гражданского общества Г.Ф. Гегель. См. подр.: Гегель Г.Ф. Собр. соч. Т. 5. — М., 1937.

Для эффективного осуществления любого вида деятельности необходимо создание определенной организационной структуры.’

В современную организационную структуру адвокатуры в России входят следующие элементы:

— органы адвокатского самоуправления;

— совокупность адвокатских образований Российской Федерации;

— общественные объединения адвокатов.2

Организационные основы деятельности этих элементы исследуются в настоящей работе. Их подробный анализ и изучение позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы, выявить тенденции изменений организационных основ в адвокатуре развитых стран Европы и США, предсказать возможные пути развития и наиболее эффективного решения возникающих задач в процессе эволюции адвокатского сообщества в России.

Адвокатура как обособленный социальный институт возникает не сразу. Ее организационная структура формируется по мере развития государственности и свойственных данному (конкретному) типу государства правовой системы. Хотя отечественная практика функционирования адвокатуры подвергалась научному анализу на уровне монографических исследований, но в них не в полной мере учитывался как отечественный, так и соответствующий зарубежный опыт. Рассмотрение организационных основ адвокатской деятельности и анализ способов трансформации её организационной структуры на различных этапах развития государств позволяют выявить закономерности возможных путей позитивного изменения организационных основ деятельности адвокатуры.

Реализованные за последнее время предложения по совершенствованию законодательной базы адвокатской деятельности, упорядочение структурного построения системы адвокатуры России

1 См.: Дэюордэю Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. -М» 2003. — С. 8.

2 См.: Кучерена А.Г. Адвокатура. Учебник. -М., 2004. С. 167. способствовали концентрации усилий на основных направлениях оказания юридической помощи. Но еще имеются, на наш взгляд, объективные предпосылки задействовать внутренние резервы и нереализованные возможности системы, включая обеспечение эффективной координации и взаимодействия всех элементов. В силу своего специфического функционального предназначения адвокатура, являясь самоуправляемым институтом гражданского общества, играет важную роль в единой системе правоохранительных органов,1 в укреплении правосознания в государстве.

Вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования, а также его научную новизну и практическую значимость. Задача диссертационной работы состояла в поиске путей совершенствования правового регулирования организационных основ адвокатской деятельности в России на основе разработки и внедрения в практику комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в России и зарубежных странах.

Предметом исследования выступает система организационно-правовых норм, регулирующих деятельность института адвокатуры в России и зарубежных странах.

Цель и задачи исследования. В процессе настоящего исследования перед диссертантом стояла цель: осуществить сравнительно-правовой анализ исторического развития и формирования нормативно-правовой базы и организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в России и зарубежных странах.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие научно-исследовательские задачи:

1 См.: Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России / Дис. докт. юрид. наук, -м., 2002. — С. 200.

— провести подробный юридический анализ текстов римских и французских ученых для уточнения исторического момента возникновения адвокатуры как организации;

— определить роль и место организационной структуры адвокатуры в системе гражданского общества в России и зарубежных странах (Франции, Германии и США);

— выделить основные исторические этапы становления института адвокатуры в России и зарубежных странах (Франции, Германии и США);

— осуществить сравнительно-правовой анализ развития организационных основ и нормативно-правовой базы адвокатуры в России и зарубежных странах (Франции, Германии и США); выявить специфику организационно-структурного построения адвокатуры во Франции в современный период;

— проанализировать зарубежный опыт организации адвокатской деятельности и адвокатуры с позиций целесообразности и возможностей его использования в России;

— исследовать практическую организацию и функционирование адвокатуры в России на различных уровнях самоуправления;

— проанализировать диссертационные исследования по вопросам, касающимся темы настоящей работы;

— дать научно-обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования организационных основ адвокатской деятельности с учетом соответствующего зарубежного и передового отечественного опыта.

Нормативную основу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры в Российской Федерации и зарубежных странах (Франции, Германии, США).

К числу российских нормативных правовых актов следует отнести Конституцию Российской Федерации 1993 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ,

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13.06.1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в

Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 г. 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской

Федерации», Закон г. Москвы от 23.10.2002 г. № 52 «О представителях

Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы», Приказ Минюста РФ от 29.07.2002 г.

211 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов

Российской Федерации» и др.

К числу зарубежных нормативных правовых актов, в частности, относятся: Декрет от 27 ноября. 1991 г., Закон от 31 декабря 1971 г., Закон

90-1259 от 31 декабря 1990 г. (акты Франции); Федеральный закон от

1 августа 1959 г. «Об адвокатуре», Федеральное положение от 26 июля 1957 г. «Об оплате услуг адвокатов» и др.

Степень научной разработанности темы. Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к вопросу о конституционно-правовой природе соглашения об оказании адвокатом юридической помощи.

Особое внимание в конце 19 — начале 20 вв. вопросам организации

1 2 адвокатуры уделяли такие ученые, как: Миттермайер К, Беликов С.Т.,

3 /23

АрсеньевК, Васьковский Е.В., Винавер В.В., Бенедикт Э. и др. Проблемам

1 См.: Миттермайер К. О сословии адвокатов // Журнал Министерства юстиции. 1864. № Ю.

2 См.: Беликов С.Т. Адвокатура в России // Журнал Министерства юстиции. 1865. № 2.

3 См.: Арсеньев К. Французская адвокатура, ее сильные и слабые стороны // Вестник развития адвокатского сообщества в социалистический период развития России посвящены диссертационные исследования и монографии таких ученых, как: Бойков А.Д.,4 Ривлин А.Л., Шаров Г.К., Святоцкий А.Д.).

Об истории развития конституционно-правового статуса адвокатуры в российском государстве писали и пишут многие авторы, в том числе: Арсеньв К.К., Баженова У.И., Васьковский Е.В.,6 Владимирский-Буданов М.Ф., Гессен И.В., Давыдов Н.В., Иванова М. В., Коротких М.Г., Стецовский Ю.И., Фойницкий И.Я., Хаски Ю., Черкасова Н.В., Шаламов МЛ. и др. Значительная часть диссертационной работы посвящена вопросам понятия института адвокатуры, принципам ее организационной деятельности, а также определения места адвокатуры в правовой системе России. Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов:

Европы. 1886. №4.

1 См.: Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Часть 1. Очерк всеобщей истории адвокатуры. — СПб., 1893. — С. 65.

2 См.: Винавер В.В. Адвокатура и правовое государство. СПб., 1905. — С. 78.

3 См.: Бенедикт Э. Адвокатура нашего времени. СПб., 1910. — С. 53-54.

Особое внимание в диссертационной работе было уделено законодательным и организационным аспектам реализации конституционно-правовой природы адвокатуры в федеральном законодательстве. В связи с этим особо отметим работы таких авторов как: Айвар Л.К., Ануфриева В.М., Гаврилова С.Н., Никифоровой Н.П., Сухарева И. Ю., Трунова И.Л., УсмановойМ.С., Ширинского С.Ф. и др.

Вопросам правовой природы соглашения об оказании адвокатом юридической помощи посвящены труды Кучерены А.Г.,4 Павловского В.Л., Радченко В.К, Смагина Г.А., Тарло Е.Г.5 и других авторов, исследующих соглашения как гражданско-правовую форму закрепления отношений между адвокатом и его доверителем. По вопросам, касающимся ответственности адвоката перед доверителем за оказание некачественной юридической помощи и нарушений условий соглашения известны работы таких авторов, как: Бровченко С.В., Грудцына Л.Ю., Еронин В.А., Иванов А.В., Клен Н.Н.,

2 См., напр.: Мирзоев Г.Б. Права и свободы человека и гражданина в современной России и роль адвокатуры в их защите / Под ред. Т.Н. Радько. — М.: Граница, 2004; Он же. Профессиональный долг адвоката и его статус (в соавт. с Ю.И. Стецовским). — М.: Юнити-Дана, 2003; Он же. Как будем жить дальше. Новый закон не идеален, но должен устроить всех // Российский адвокат. 2002. № 3; Он же. Адвокатура в России // Закон и право. 2004. № 2; Он же. Роль адвокатуры в конституционной защите граждан / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства». Москва, 2004.

5 См., напр.: Тарло Е.Г. Проблемы профессионального представительства в судопроизводстве России /Дисс. докт. юрид. наук. — М., 2005.

КозакД.Н., Колоколова Э.Е., Курманова М. М., Лохвицкий А.В., Лукичев Н.А., Савич А. С., Хван Л.Б. и др.

Многие актуальные проблемы, связанные с совершенствованием организационных основ адвокатской деятельности в России до настоящего времени остаются недостаточно исследованными. Отдельные вопросы совершенствования правовых и организационных основ адвокатской деятельности исследовались в работах других авторов (например, Лазарева-Пацкая Н.В.1).

Многоаспектный характер темы диссертации предопределил необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области философии, социологии, общей теории государства и права, теории и истории прав человека, различных отраслей, подотраслей и институтов права, прежде всего, теории адвокатской деятельности и адвокатуры, основам правоохранительных органов, судебной системы и судебной власти.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических методов и процессов. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что автор впервые проводит сравнительный комплексный анализ, посвященный исследованию организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в России и зарубежных странах (Франции, Германии, США) в исторической ретроспективе и на современном этапе их развития, в частности, в России после принятия Федерального закона РФ от 31 мая

1 См.: Лазарева-Пацкая Н.В. Правовой статус адвокатских палат субъектов Российской Федерации /Дис. канд. юрид. наук.-М., 2005.

2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и основанный на сравнении старого и нового законов, регулирующих деятельность адвокатуры.

Автором определено место адвокатуры в правовой системе России, даны определения понятиям «адвокатура» и «адвокатская деятельность», определены этапы развития адвокатуры в России, а также разработаны основные направления дальнейшего реформирования института российской адвокатуры и его организационных основ,

В работе сформулированы и обоснованы конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования организационной структуры адвокатуры в России, которые будут способствовать повышению эффективности ее функционирования.

На защиту выносятся следующие предложения и выводы, полученных в результате исследования, отражающие позицию автора по теоретическим и практическим проблемам формирования и развития организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры, а именно:

1. Вывод о том, что понятие «адвокатура» следует понимать в двух значениях. Во-первых, как указано в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» — в качестве профессионального сообщества адвокатов, то есть совокупности лиц, получивших адвокатский статус, объединенных на условиях обязательного членства в особые организации — региональные адвокатские палаты. Во-вторых, адвокатуру следует понимать как действующий на определенных принципах (законности, благорасположенности адвоката к доверителю, соблюдения адвокатской этики, независимости, самоуправляемости, корпоративности, равноправности адвокатов, профессионализма) общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь.

2. Заключение о том, что место адвокатуры в современной правовой системе России можно охарактеризовать как один из способов самоограничения государственной власти, посредством которого создается институт гражданского общества, способствующий полноценной реализации и защите гражданами своих прав и свобод.

3. Вывод о том, что законодательное определение адвокатской деятельности в качестве квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе: означает, что

— для адвоката предоставление юридической помощи является основной профессиональной деятельностью, не совместимой с другими занятиями, за некоторыми исключениями (преподавательская, научная, литературная деятельность); статус других профессиональных субъектов, фактически осуществляющих юридическую помощь квалифицированно, до сих пор законодательно не определен ввиду отсутствия четких законодательных критериев отнесения юридической помощи к разряду квалифицированной.

4. Вывод о том, что формирование института российской адвокатуры прошло через пять исторических периодов.

Первый период: становление и развитие адвокатуры до реформы 1864 г. Второй период: адвокатура в форме присяжных и частных поверенных (1864 -1917 гг.)

5. Предложение о том, что основными направлениями развития института российской адвокатуры следует признать:

— имплементацию международно-правовых стандартов, касающихся оказания юридической помощи и деятельности института адвокатуры в российскую правовую систему;

— реформу процессуального законодательства, направленную на совершенствование независимости адвокатов, на увеличение гарантий их защищенности, на обеспечение равноправия сторон в судебном процессе;

— дальнейшее реформирование российского законодательства в целях формирования самостоятельной, независимой и единой системы адвокатских объединений России, деятельность которой регулируется по большей части внутрикорпоративными нормами;

— дальнейшее реформирование российского законодательства в целях обеспечения деятельности российских адвокатов за рубежом и иностранных адвокатов на территории Российской Федерации;

— создание нормативной базы, а также — организационного и материально-финансового обеспечения обязательной профессиональной подготовки и переподготовки российских адвокатов.

6. Учитывая тенденции развития организационных основ адвокатской деятельности в развитых демократических странах (Франции, Германии и США), направленные на слияние юридических профессий, и действия Правительства России по организации государственных юридических бюро, а также положительный опыт принятия в конкретном субъекте РФ — городе Москве Закона г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве», необходимо принять проект Федерального закона «Об оказании юридической помощи населению бесплатно», в котором перечислить субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь (в том числе государственные юридические бюро и правозащитные организации и т.д.).

7. В России сложились предпосылки для разрешения лицам, получившим статус адвоката, работать по трудовому договору у другого адвоката. Дополнительную защиту прав адвокатов, работающих по найму, в этом случае должен осуществлять профсоюз адвокатов. После введения в России института трудового договора при осуществлении адвокатской деятельности необходимо предусмотреть положение о независимости адвоката-работника на уровне закона. Возможно проведение эксперимента в ограниченном количестве адвокатских образований.

8. Необходимо с учетом современного опыта США (Конгресс учредил и спонсирует «Корпорацию по оказанию юридической помощи») и Финляндии, а также во исполнение постановления Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. № 676 «О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» продолжение эксперимента по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущему населению России государственными юридическими бюро

9. Наибольшее отличие адвокатуры Франции от российской адвокатуры состоит в том, что во Франции предусмотрены адвокатские образовании в форме акционерных обществ, т.е. коммерческие организации. В России адвокатская деятельность до сих пор де-юре имеет некоммерческий характер.

10. Вывод о том, что общественные объединения адвокатов являются самостоятельным элементом организационной структуры адвокатуры. С одной стороны, в них реализуется принцип свободы на объединение, с другой стороны, они играют важную роль в координации деятельности адвокатских образований и защите прав, как отдельных адвокатов, так и всего профессионального сообщества. Профсоюз адвокатов России в полной мере сможет реализовать свое предназначение только с момента разрешения лицам, имеющим статус адвоката, работать по найму у другого адвоката.

11. Предложение о внесении следующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: а) добавить в п. 2 ст. 3 следующие принципы адвокатуры: лояльность к клиенту, соблюдение адвокатской этики и профессионализм; б) включить в Закон условия об обязательном обновлении за шесть лет всех членов совета (по трети каждые два года) и положение о запрете совмещения должностей в Ревизионной комиссии Совете и иных органах Адвокатской палаты

12. Учитывая опыт иностранных государств (Франции, Германии и США), осуществление адвокатской деятельности в России возможно как в адвокатских образованиях, так и в объединенных структурах (структурах объединенных офисов и структурах объединенных средств), которые имеют исключительную цель — облегчить и помочь развитию профессиональной деятельности их членов, должны способствовать экономической деятельности их членов и носить только вспомогательный характер по отношению к этой деятельности.

13. Вывод о том, что в рамках реформирования института адвокатуры с целью увеличения уровня защищенности адвокатов в уголовном производстве необходимо в первую очередь внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, изложив ч. 5 ст. 450 данного нормативно-правового акта в следующей редакции: «Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся также на основании решения суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и предложения развивают и дополняют понятийный материал организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры, освещают и переосмысливают важные аспекты исторического формирования и законодательного регулирования деятельности адвокатуры в России и зарубежных странах. Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания понятий «организационные основы адвокатской деятельности» и организационные основы адвокатуры», а также дополняет существующую базу для развития законодательства и последующих научных исследований.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейших научных исследований в этой области, для преподавания спецкурса адвокатуры, а также для работы над совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры в Российской Федерации.

Работа имеет теоретическое значение в связи с тем, что в ней впервые на диссертационном уровне дается прогноз и обоснование направлений развития института адвокатуры и адвокатской деятельности в России с точки зрения его организационных основ, на основе выявленных и сформулированных закономерностей и мировых тенденций. Доказывается, что дальнейшее развитие организационных основ происходит в связи с функционированием общества и государства в конкретный исторический период, развитием демократических процессов в них.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по совершенствованию организационных основ адвокатской деятельности и адвокатуры в России и зарубежных странах, а также по осуществлению законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке современной нормативно-правовой базы, регулирующей организационные основы деятельности адвокатов и их образований.

Значимость результатов исследования обуславливается его новизной, критическим подходом к оценке действующего законодательства, а также практике их применения, прогностическим характером многих выводов диссертанта, возможностью применения основных положений работы на практике, в научно-исследовательской деятельности, а также в нормотворческой деятельности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, заключается в выдвижении гипотез и постановке задач исследования, разработке методики исследования организационных основ адвокатской деятельности, сборе материалов и их обработке. Опираясь на методологию общей теории права, других юридических наук, диссертант провел анализ полученных результатов и сформулировал выводы, отражающие тенденции развития организационных основ адвокатской деятельности как условие эффективного и качественного оказания квалифицированной юридической помощи.

Результаты проведенного исследования, сформулированные на их основе выводы, предложения и рекомендации прошли обсуждение на кафедре адвокатуры и нотариата Московской государственной юридической академии, в Совете адвокатской палаты Республики Татарстан, Согласительной комиссии комитета по законодательству Госсовета Республики Татарстан, использовались при подготовке научных публикаций.

Эмпирическая база исследования. Сбор эмпирического материала проводился в адвокатских образованиях (коллегиях адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских кабинетах и юридических консультациях) Москвы, Московской области и Республики Татарстан, Государственных юридических бюро 3-х субъектов Федерации (Самарской, Иркутской и Томской областей), правозащитных организациях по методике, предопределившей достоверность и обоснованность выводов.

При подготовке работы использовались результаты эмпирических исследований по проблемам, имеющим наиболее острый резонанс в адвокатском сообществе, в том числе по вопросам, касающимся организации государственных юридических бюро, контроля над гонорарами адвокатов, возможности введения в адвокатуре института работы по найму, внесение изменений в действующее законодательство об адвокатуре и кодекс профессиональной этики адвокатов. В общей сложности проинтервьюировано 120 респондентов имеющих статус адвоката, 7 работников ФГУ «Государственное юридическое бюро», представители 20-ти правозащитных организаций.

В работе использовались статистические данные по функционированию адвокатских образований, полученные с официальных интернет-сайтов адвокатских палат субъектов РФ.

Апробация результатов исследования осуществлена путем опубликования диссертантом ряда научных статей, а также участием на научных, научно-практических конференциях: Интернет-конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВУЗов «История становления русской адвокатуры». Москва, 1 июля 2004 г. (см.: Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» / http://law.edu.ru/); 2-ая Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы дальнейшего развития правовых основ деятельности адвокатуры». Москва, 1 апреля 2005 г.

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *