Академия, это что?

Ученик — студент, урок — пара, учитель — преподаватель, школа — вуз… Алхимия этих понятий вроде бы проста. «Универ — это как школа, но только посложнее». Так ли это? Адукар посмотрел на студенческую жизнь глазами старшеклассника и готов рассказать об отличиях «alma mater» от «школьного двора».

Отличие № 1: Много свободы и ответственности

«Покинуть родное гнездо», «отправиться в свободное плавание», «вступить во взрослую жизнь». На прощальной линейке это называют по-разному, но смысл один: переступив порог родной школы, лицея или гимназии, придётся стать самостоятельнее. Предоставленная тебе свобода действий потребует высокой ответственности. Студент — взрослый человек, которому многое приходится решать и контролировать самому.

Отличие № 2: Новые понятия

Студент живёт по своим понятиям, которые школьнику незнакомы. Например, пара. Если умножить время урока на два и отнять 10 минут, получишь продолжительность учебного занятия в вузе. Обычно академические часы проводятся в виде лекций (преподаватель рассказывает, студенты записывают) и семинаров (преподаватель координирует студентов, которые зачитывают свои доклады). Никуда не деться в вузе и от лабораторных, практических, контрольных работ.

Первое время сложно будет говорить как студент. Получив статус первокурсника, ты будешь приходить на свой факультет и вместе с одногруппниками и старостой искать нужную аудиторию, чтобы не опоздать на пару к преподавателю, доценту или профессору. За семестр, т. е. полгода, ты успеешь познакомиться с деканом факультета, ректором вуза, а также поймёшь, чем куратор группы отличается от классного руководителя.

Отличие № 3: Как поступишь — так и жизнь сложится

Студенческая жизнь во многом будет зависить от выбранной формы обучения. На бюджет поступишь — будет стипендия и два года отработки по распределению, на платное — придётся платить за обучение, зато после выпуска ты волен как птица.

Того, кто поступил в вуз своего города, тоже ждут приключения. С первого курса появится много новых знакомых

Отличие № 4: Вместо дома студенческая квартира или съёмное жильё

Жизнь в студенческом общежитии сильно отличается от того, что показывают в молодёжных комедиях. Ты не предугадаешь заранее, как она сложится. Насколько будет комфортабельным блок, соседи — приветливыми, а комендант — лояльным, узнаешь только после заселения.

Если не получишь койко-место в студенческой общаге, придётся искать жильё самостоятельно. А это дополнительные сложности: аренда жилья намного дороже, часто квартиры расположены далеко от учебного корпуса и сложно угадать, какой характер у хозяина квартиры.

Отличие № 5: Готовишь сам

О том, как питаются студенты, слагают легенды. Если учишься в своём городе, можешь побаловать себя домашней пищей. А вот живущие вдали от родителей быструю еду. Мы советуем не поддаваться соблазну и не портить желудок.

Отличие № 6: Учись учиться

В вузе нет строгого контроля за посещением занятий и выполнением заданий. Но не спеши забрасывать учёбу. Подобные грешки, даже самые мелкие, выплывут наружу перед сессией. Добрые и терпеливые преподаватели могут оказаться суровыми и требовательными на экзаменах.

Отличие № 7: Обращение на «вы»

«Сударь, не соблаговолите ли вы сдать сей дивный конспект на проверку, дабы я мог усладить свой взор жемчужинами вашей мысли?»

Обращения на «вы» со стороны преподавателей в первое время будут вызывать реакцию такую же, как на фразу выше. Привыкайте-с.

Отличие № 8: Килограммы конспектов

Привычные тетради по 12 листов надо будет поменять на «крупнокалиберные»: по 48, 96 листов. Студенты нередко ведут конспекты в тетрадях на кольцах, куда можно вставлять блоки бумаги. Писать придётся много и быстро.

Отличие № 9: Информацию ищешь сам

В школе ты не паришься о том, какие учебники использовать, ведь в начале года тебе выдают целую стопку книжек. Но тётя из вузовской библиотеки не станет решать, откуда тебе черпать знания. На первой лекции преподаватели назовут учебники, по которым лучше готовиться. Будешь тормозить — все книги разберут, а тогда придётся обходиться распечатками.

Пользуйся электронной библиотекой вуза, там есть каталог и репозиторий (учебные материалы в электронном виде). Нужен интернет для учёбы — ступай в читальный зал библиотеки.

Отличие № 10: Преподавателям всё равно, как ты учишься

Школьные учителя до последнего тянут за уши даже самых закоренелых двоечников. В вузе всё не так. У преподавателей таких «спартанцев» по меньшей мере 300 штук: кто на лекции не ходил, кто доклад не сдал, кто курсовую не дописал. Попробуй угнаться за всеми! И у греческого царя не получилось бы.

Отличие № 11: Она приходит два раза в год

Шесть букв, первая — «с», последняя — «я». Тот, кто знаком с этим словом на деле, не очень любит произносить его вСлух. Но от экзамЕнов, увы, Студенту никуда не деться. Хотя боятьСя не стоит. Главное — посещать занятИя и хорошо учитьсЯ.

Отличие № 12: Школьные отмазки не пройдут

«Отсутствовал (-а) из-за плохого состояния здоровья, по семейным обстоятельствам, по причине участия в соревновании и т. д.» Такого рода записки в вузе не прокатят: оправдать прогул может лишь официальное освобождение. Хорошо, что родителей в университет не вызывают.

Отличие № 13: Одевайся, как хочешь

Большое счастье для многих новоиспечённых студентов — сменить неудобную школьную форму на привычные джинсы, байку и кроссовки. Да, в стенах вуза отсутствует строгий дресс-код, но это вовсе не значит, что преподаватели закрывают глаза на внешний вид студента, особенно, если он вычурный и неопрятный. Плохо встретив по одёжке, по уму могут и не проводить.

Отличие № 14: Забудь, кем ты был раньше

Помнишь, как в начальных классах ты был отличником, а в средней и старшей школе отметки по некоторым предметам внезапно стали сползать вниз? В вузе эта тенденция, вероятнее всего, продолжится. В alma mater девятки и десятки не так легко получить, так что будь готов прокатить с горочки свою ученическую гордость. Но помни: всё, что ниже отметки «4», это «незачёт».

Отличие № 15: Нет дневников

Да, кстати, отметки студента накапливаются в зачётной книжке, которую, в отличие от дневника, лучше не терять: восстановление этого документа будет стоить больших нервов.

Отличие № 16: Весели себя сам

Если в школе мероприятия организует преимущественно руководство, то в вузах всё наоборот. Студенты по собственной инициативе создают различные проекты, проводят конкурсы и акции. Активная деятельность учащихся одобряется и поощряется, особенно на общевузовских мероприятий, где студенты отстаивают честь своего факультета.

Отличие № 17: Занимайся саморазвитием

Кроме слова «сессия» студентов особенно сильно пугают ещё два — «диплом» и «госэкзамены». Но первокурснику о таком рано задумываться. Если будешь постоянно прокачивать свои способности, то легко справишься со всеми трудностями.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Мы говорим об учебных заведениях, каждое из которых относятся к категории высших. Институт ориентирован на подготовку студентов в узкой профессиональной области. Университет – многопрофильный ВУЗ, готовит специалистов по большому числу учебных программ. Академия ориентирована на подготовку широкого круга специалистов в определенной отрасли деятельности (экономика, образование, сельское хозяйство, военное дело и другие).

Какой ВУЗ выше по статусу? Сказывается ли статус учебного заведения на качестве образования? Поговорим об этом далее.

Характерные черты университета

Университет – это многопрофильный ВУЗ, проводящий подготовку бакалавров, специалистов и магистров по большому числу специальностей. В его компетенции также находится переподготовка и повышение квалификации, научная работа не менее чем в 5-ти областях, соответствующих деятельности учебного заведения.

Ключевые черты:

  • Широкий круг специальностей, по которым проводится подготовка обучающихся студентов.
  • Большой состав преподавателей, соответствующий критериям и естественным образовательным потребностям.
  • Возможность включения в состав ряда институтов, их преобразование в факультеты.

Именно университет (а не академию, как многие считают) принято считать наиболее статусным ВУЗом в сравнении с остальными.

Закон при этом о статусах ничего не говорит, лишь обуславливает критерии градации. И одновременно с этим многие академии стремительно преобразовываются в университеты.

Данный факт обуславливается не столько стремлением повысить свой «статус» и привлечь студентов, сколько желание получить максимально широкие возможности для осуществления подготовки по непрофильным специальностям (по образовательным программам, выходящим за пределы компетенции и выбранной ВУЗом области).

Характерные черты академии

Академия – это ВУЗ, готовящий студентов по широкому кругу специальностей в одной из отраслей общественной деятельности. Он также может проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Ключевые черты:

  • Широкий круг образовательных программ.
  • Подготовка студентов в одной отрасли.
  • Преподавательский состав меньше в сравнении с университетским.

Академия также проводит научные исследования, но только в своей отрасли. Поэтому научная работа не является столь же масштабной, как в университетах.

Акцент на одну область может накладывать отпечаток и на число студентов, и на объемы научной работы. В теории ВУЗ ориентирован на обеспечение одной из отраслей человеческой деятельности специалистами высокого класса за счет акцентирования программ подготовки именно на эту сферу.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Что делать, если не поступил в ВУЗ? Ответ на этот вопрос и подробную инструкцию о том, что делать в такой ситуации найдешь в нашей статье.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Различия между институтом, университетом и академией

При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:

  • Программы подготовки.
  • Соотношение аспирантов и студентов-очников.
  • Степени профессоров, преподавательский состав.

Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов. По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.

Чем отличается институт от университета

В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:

  • Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
  • Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
  • Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.

Еще одно важное отличие университета от института заключается в числе прошедших защиту аспирантов. В случае если через год после выпуска ее проходит не менее 1/4 выпускников, то ВУЗ может быть классифицирован как университет. Соответственно показатели института могут быть ниже заветных 25%.

Чем отличается академия от института

Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:

  • На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
  • Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
  • Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.

Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР. А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.

Отличие академии от университета

Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:

  • На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
  • Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.

Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.

Как не вылететь из университета – практические советы от студентов.

Вместо заключения: где лучше учиться

Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.

Студентам рекомендуется основывать выбор не на виде высшего учебного заведения, а на его рейтинге, опыте студентов этого ВУЗа, на основе данных о популярности выпускников среди работодателей и других практических показателях.

Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.

Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации. Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии. Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.

Автор статьи Мария Косицына Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ. Написано статей 55

Наверняка многие не раз задумывались о том, почему высшие учебные заведения имеют различные названия и как наименования влияют на статус вуза, качество получаемого образования и что выше академия или университет. Отличия есть, однако формальная категория вуза не определяет престижности его диплома и не оказывает влияния на уровень получаемых знаний. Принципиальная разница заключается в числе специальностей, охвату различных отраслей и направленности образования, которая может быть узкопрофильной или фундаментальной.

Что такое вуз

Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.

Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».

Институт

Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.

Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

Университет

Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.

Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

Академия

Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.

Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.

Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

Чем академия отличается от университета и института

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Чтобы перейти в ранг университета, организация должна обучать студентов по минимум семи различным направлениям.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Что выше: университет или академия

Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:

  • многопрофильность подготовки;
  • проведение исследований по нескольким направлениям;
  • более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).

Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.

Что такое академия

Высшее учебное заведение (сокращенно ВУЗ, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование.Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.

Виды высших учебных заведенийВ настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на три вида:

Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.). Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Различие между институтом, академией и университетом

Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным – проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии.Если учебное заведение имеет статус академии, значит, в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: академия физической культуры, сельскохозяйственная академия, академия туризма, текстильная академия, академия железнодорожного транспорта.В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного вуза могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты.Такая четкая градация характерна в основном для государственных вузов. Негосударственные учебные заведения часто, стараясь возвыситься над конкурентами, искусственно завышают свой статус. Например, «Современный гуманитарный университет» вынужден был переименоваться в «Современную гуманитарную академию». Также негосударственные вузы чаще используют в названии словосочетание «высшая школа». Однако аккредитованные негосударственные образовательный организации при этом стараются добавлять к названию в скобках действительный статус. Например: «Высшая гуманитарная школа им. Дубнова (институт)».Бывает, что государственные вузы, которые, просуществовав много лет, уже не беспокоятся о потере своего веса в глазах абитуриентов. Это сложившиеся учебные заведения, название которых уже давно всем знакомо. При повышении статуса на аккредитационной коллегии такие вузы, чтобы не потерять узнаваемость, сохраняют старое название, к которому в скобках добавляют приписку (университет). Например: «Московский авиационный институт (Государственный технический университет)» или «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». Или наоборот, сохраняют всем знакомую аббревиатуру старого названия. Например: «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», или «Московский государственный технический университет «МАМИ».Но, не смотря на все эти различия, законодательством не предусмотрены какие-либо льготы, преимущества или ограничения для выпускников образовательных организаций разного статуса. Для студента высшего учебного заведения более важно наличие государственной аккредитации, чем статус.

Структура высших учебных заведений

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений

Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

Аспирантура — специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Докторантура — специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук. Подготовительные курсы (Подготовительное отделение) предназначены для групповой дополнительной подготовки абитуриентов по профилирующим дисциплинам перед вступительными экзаменами в вуз.В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *