Амнистия помилование

В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Выводы TheDifference.ru

  1. Круг лиц, подпадающих под действие. Акт помилования издаётся в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг преступников, объединённых единым критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и т.д.).
  2. Согласие лица. Чтобы быть помилованным, преступнику необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления. Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.
  3. Порождение нормы права. Амнистия рождает правовую норму, а помилование – только использует её.
  4. Процедура. После того, как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют её нормы к своим подопечным.

Амнистия является одним из средств реализации принципа гуманизма уголовно-правовой политики и уголовного законодательства Российской Федерации. Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны. Иногда их издание обусловливается изменениями, происходящими в экономической и социальной политике государства, оказывающими серьезное влияние на направление и определение приоритетов в уголовно-правовой политике и уголовном законодательстве.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

Актом об амнистии лица, совершившие преступления могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч.3 ст.50 Конституции РФ). Обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный.

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается.

К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Подготовлено отделом по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления Архив материалов

Раздел 6. Уголовно-процессуальное обозрение

АЛЕКСАНДРОВ А.С., доктор юридических наук, профессор, anrc@rambler.ru Кафедра уголовного процесса;

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

АлАЕВ Р.С., corleone_095@mail.ru Кафедра уголовного процесса;

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 603600, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

ALEXANDROV A.S.,

Doctor of Legal Sciences, professor, anrc@rambler.ru Chair of criminal procedure;

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Ankudinovskoe Highway 3,

Nizhny Novgorod, 603144,

Russian Federation

ALAYEV R.S., corleone_095@mail.ru Chair of criminal procedure;

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,

Ankudinovskoe Highway 3,

Nizhny Novgorod, 603144,

Russian Federation

прекращение УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ (ДЕЛА) в связи с амнистией

Реферат. Предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основание прекращения уголовного преследования — вследствие акта об амнистии — является обязательным, нереабилитирующим основанием для прекращения производства по делу как в ходе предварительного расследования, так и на судебных стадиях. Такое решение предполагает основанную на материалах расследования констатацию того, что лицо совершило деяние, содержащее все признаки состава преступления. Прекращение уголовного дела есть одна из форм реализации амнистии: в тех случаях, когда дело на момент принятия акта об амнистии еще не разрешено по существу и находится в производстве органа предварительного расследования или суда. Вследствие амнистии прекращаются дела, находящиеся на стадии предварительного расследования или у прокурора для решения вопроса об утверждении обвинительного акта. Не имея полномочий прекратить уголовное дело, прокурор в подобных случаях должен возвратить уголовное дело следователю (пункт 2 части 1 статьи 221 УПК РФ) с указанием на необходимость решения вопроса о прекращении уголовного дела. Если подсудимый возражает против прекращения уголовного дела по амнистии, то суд должен рассмотреть дело в общем порядке и разрешить его по существу с вынесением приговора (обвинительного или оправдательного), если только не будет установлено иного основания для прекращения этого дела до удаления судьи (судей) в совещательную комнату. Обвинительный приговор с освобождением от наказания по амнистии выносится судом только в случаях, когда подсудимый в ходе судебного разбирательства не согласился с прекращением дела по данному основанию в ходе судебного разбирательства и (или) не признает полностью своей вины по предъявленному обвинению и не должен быть оправдан. В остальных же случаях дело должно быть прекращено судом вследствие акта об амнистии.

Ключевые слова: амнистия, прекращение уголовного дела, налоговые преступления.

THE TERMINATION OF CRIMINAL PROSECUTION (CASE)

DUE TO THE AMNESTY

Keywords: amnesty, termination of criminal case, tax crimes.

2013 год был годом двух амнистий, весьма отличающихся друг от друга. Это делает актуальным рассмотрение ряда вопросов, связанных с порядком прекращения уголовных дел (преследований) как по первому*, так и по второму акту об амнистии**.

Уголовное дело прекращается на стадии предварительного расследования тогда, когда устанавливаются обстоятельства, или исключающие дальнейшее производство по делу, или делающие такое производство нецелесообразным. Дело прекращается в суде во всех случаях, когда по нему не выносится приговор.

Предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ основание прекращения уголовного преследования — вследствие акта об амнистии — является обязательным, нереабилитирующим основанием для прекращения производства по делу как в ходе предварительного расследования, так и на судебных стадиях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ решение о прекращении уголовного дела вследствие акта об амнистии не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность об-

* Об объявлении амнистии: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 27. Ст. 3558.

** Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации: постановление Государственной Думы

Федерального Собрания РФ от 18 дек. 2013 г. N 3500-6 ГД // Рос. газ. 2013. 19 дек.

виняемого в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции. Однако такое решение предполагает основанную на материалах расследования констатацию того, что лицо совершило деяние, содержащее все признаки состава преступления***.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уголовные дела, по которым лица, совершившие преступления, не установлены, прекращению по данному основанию не подлежат. При этом под установлением надо понимать официально сформулированное и выдвинутое против лица обвинение , т.е. вынесение следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого или вынесение дознавателем обвинительного акта, обвинительного постановления, в которых констатировано совершение обвиняемым преступления, подпадающего под амнистию. Согласие обвиняемого с этим обвинением, что подтверждается его ходатайством или отсутствием возражения на прекращение дела по данному основанию, позволяет, наряду с другими обвинительными доказательствами, презюми-

*** По делу о проверке конституционности статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова: постановление Конституционного Суда РФ от 28 окт. 1996 г. N 18-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 45. Ст. 5203; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильинского Игоря Яковлевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части первой и частью второй статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 16 окт. 2003 г. N 353-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ровать совершение преступления данным лицом.

Решение о прекращении уголовного дела предполагает основанную на материалах расследования констатацию того, что лицо совершило деяние, содержащее все признаки состава преступления. Прекращение уголовного (дела) преследования вследствие вступления в силу акта об амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ). Следовательно, перед тем как принимать решение о прекращении уголовного дела в связи с объявлением амнистии, органу предварительного расследования или суду необходимо получить согласие на это обвиняемого, подсудимого, если тот не сам ходатайствовал о принятии подобного решения . Если дело рассматривается в суде, то судье необходимо разъяснять лицу его право возражать против прекращения уголовного дела по данному основанию и юридические последствия прекращения уголовного дела, а также выяснять, согласно ли оно на прекращение уголовного дела. Согласие (несогласие) лица следует отражать в судебном решении. Если имеется несколько нереабилитирующих оснований, то суд в целях соблюдения требований ч. 2 ст. 27 УПК РФ разъясняет лицу право возражать против прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования по каждому из этих оснований и прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование по тому основанию, против которого оно не возражает*.

Вообще амнистия влечет за собой более широкие правовые последствия, чем только основание для прекращения уголовного дела (преследования). Амнистия влечет за собой освобождение от уголовной ответственности (ст. 84 УК РФ). Освобождение от уголовной ответственности является отказом государства от ее реализации в отношении лица, совершившего преступление, в частности, от осуждения и

* Пункты 21, 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» (См.: Рос. газ. 2013. 5 июля).

наказания такого лица (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г.). Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте амнистии предписаний: а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного расследования или у прокурора; в) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Кроме того, амнистия распространяется на лиц, которые уже были осуждены, и выражается в том, что влечет за собой освобождение от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания, а также снятие судимости.

Следовательно, прекращение уголовного дела есть одна из форм реализации амнистии: в тех случаях, когда дело на момент принятия акта об амнистии еще не разрешено по существу и находится в производстве органа предварительного расследования или суда. При этом иногда положения амнистии, касающиеся условий освобождения от наказания или смягчения наказания, влияют на порядок и саму возможность прекращения дела судом. Кроме того, необходимо согласиться с выводом о том, что прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии возможно лишь в том случае, если он освобождает данное лицо от уголовной ответственности. Если же условия применения амнистии предполагают в отношении данного лица только освобождение от применения наказания, его сокращение или замену более мягким видом, субъектом применения амнистии является только суд, который не прекращает уголовное дело, а выносит обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ) .

Конкретные указания относительно круга лиц, на которых распространяются правовые последствия амнистии, в том числе указания относительно прекращения уголовных дел, устанавливаются соответс-

твующими постановлениями Государственной Думы России (далее — ГД ФС РФ). Так, в пункте 5 Постановления ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» по поводу круга дел, подлежащих прекращению, сказано: «Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, предусмотренных статьями 146, 147, 159.1, 159.4, 171, 171.1, частью первой статьи 172, статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 177, частями первой и второй статьи 178, статьями 180, 181, 191, 192, 193, частями первой, второй и пунктом «а» части третьей статьи 194, статьями 195, 196, 197, 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, если лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении указанных преступлений, выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим».

Таким образом, основным критерием, определяющим предмет данной амнистии, были прежде всего составы преступлений, которые принято относить к «экономическим». Именно поэтому данную амнистию называли «пропредпринимательской». Предполагалось, что будут освобождены от уголовной ответственности как минимум 5-6 тысяч, а может быть, и все 100 тысяч «бизнесменов», совершивших преступления такого рода*. По факту амнистией воспользовались 400 человек**, а потенциально она распространялась на 1 700 осужденных по «экономическим статьям».

Напротив, вторая амнистия более демократична, масштабы ее будут гораздо больше. В пункте 6 Постановления ГД ФС

** См.: Обзор судебной практики по применению Федерального закона от 29 нояб. 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

РФ от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» сказано: «Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении: 1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы; 2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях; 3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях; 4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы; 5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Как видим, здесь законодатель использовал иные критерии для определения круга лиц, подпадающих под амнистию, а именно: 1) пол и возраст лица, совершившего преступление, 2) тяжесть наказания, предусмотренного законом за совершенное преступление; объект и предмет преступления при этом не имеют значения. Исключение составляет пункт пятый, который, как считают комментаторы, был добавлен в последний момент по личной инициативе Президента России В. Путина. В нем использован иной критерий: перечислены конкретные составы преступлений, дела о которых еще ведутся расследованием, т.е. не закончены***.

*** Очевидно, что это положение имеет конкретных адресатов — фигурантов «Болотного дела». Это и подтвердили последующие события.

Общим для обеих амнистий является наличие ограничительных условий для их применения. При этом для первой амнистии ключевым условием для прекращения уголовного преследования (освобождения от отбывания наказания) было возмещение причиненного вреда. Для обоих актов амнистии общими являются ограничения по применению амнистии к лицам, представляющим повышенную социальную опасность; хотя характер этих ограничений различен (соответственно: п. 7 Постановления ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г. N 25596 ГД и п. 10 Постановления ГД ФС РФ от 18 декабря 2013 г. N 3500-6 ГД). Отметим и то, что вторая амнистия не распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. В то же время ряд лиц, попавших под первую амнистиционную волну (к ним, например, относятся обвиняемые в совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 159.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 159.4 Ук РФ), но не воспользовавшихся правом согласиться на прекращение дела по данному основанию с выполнением обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим, попали и под вторую амнистию, и поскольку требованиями компенсационного характера она не сопровождается, то мошенникам есть резон воспользоваться ей.

Прекращение уголовного дела по рассматриваемому нереабилитирующему основанию порождает обязанность виновника преступления претерпеть определенные ограничения правового статуса, которые варьируют в широком диапазоне: от материальных потерь до запрета на профессию*. Лицо считается совершившим преступление и ставится на соответствующий учет. (В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 17

* Так, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28 дек. 2010 г. N 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет или подлежит увольнению лицо, если в отношении его прекращено уголовное преследование вследствие акта об амнистии. Аналогичные нормы содержатся в п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», подп. 13 п. 142 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 (ред. от 7.06.2013 г.) «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Федерального закона «О полиции» полиция вносит в банк данных информацию о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием). Лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено в связи с актом об амнистии, судимым не является. Вместе с тем для этого лица могут наступить иные неблагоприятные последствия. Прежде всего, оно становится уязвимым для гражданско-правовых притязаний в связи с причинением вреда неправомерными действиями (преступлением). Лица, подпадающие под действие постановления об объявлении амнистии, не освобождаются от обязанности возмещения вреда, причиненного ими в результате совершения общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ**. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, обязательным для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по уголовному делу, является только приговор, вступивший в законную силу, и только по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61)***.

Поскольку лицо, в отношении которого прекращено дело по данному основанию, не реабилитировано, на него не распространяются меры реабилитации,

** Такое требование было закреплено в п. 5 Постановления ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г.

N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» и п. 7 Постановления ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г.

N 2562-6 ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии”».

*** Об оГкаякавйритрииити расргаоаіретріеи жю-жа-лобы гражданки Соколовой Ольги Семеновны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой и частью второй статьи 27, статьями 212 и 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью первой статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г.

N 501-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

предусмотренные главой 18 УПК РФ*, так как прекращение уголовного дела (освобождение от наказания) в указанных случаях само по себе не является свидетельством незаконности или необоснованности уголовного преследования. Таким образом, его права и свободы, подвергнутые ограничению в ходе уголовного преследования, обязательному восстановлению не подлежат (например, восстановление в должности, возвращение почетных званий или наград, восстановление репутации, доброго имени и т.п.).

Однако если уголовное дело было возбуждено, несмотря на наличие обстоятельства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, либо вред причинен вследствие продолжения уголовного преследования после возникновения или установления такого обстоятельства, за исключением случаев продолжения уголовного преследования в связи с возражением лица против его прекращения по данным основаниям, лицо имеет право на возмещение вреда в порядке главы 18 УПК РФ. Если суд в ходе судебного разбирательства придет к выводу о наличии оснований для оправдания лица, возражавшего против прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, то это лицо подлежит реабилитации (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N 17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо остановиться на особенностях прекращения уголовного дела (преследования) вследствие амнистии на отдельных стадиях уголовного процесса. В связи с амнистией прекращаются дела (уголовное преследование в части), находящиеся на стадии предварительного расследования или переданные прокурору для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения, обвинительного заключения, обвинительного акта. В последнем случае, не имея полномочия прекратить уголовное дело, прокурор должен возвратить уголовное дело следователю (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) с указанием о необходимости решения вопроса о пре-

* Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 нояб. 2011 г. N 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» (См.: Рос. газ. 2011.

5 дек.).

кращении уголовного дела. Если речь идет о дознании, то прокурор сам прекращает уголовное дело при наличии основания, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, и условий, установленных соответствующим актом об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 226, п. 4 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ).

Неоднозначно понимается процедура прекращения дела по данному основанию, если дело находится в судебных стадиях. Согласно распространенной точке зрения, из ч. 8 ст. 302 УПК РФ следует, что если основание прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, обнаруживается в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. Суд выносит обвинительный приговор, в резолютивной части приговора признает подсудимого виновным, назначает наказание по соответствующей статье уголовного закона, а затем освобождает его от наказания (ст.ст. 83, 84 УК РФ) . Так, В.В. Сверчков считает, что если «акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК)» .

Мы не вполне согласны с такой трактовкой закона. Наша позиция основывается на нижеследующих разъяснениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Прежде всего отметим, что вопрос о характере судебного решения, подлежащего вынесению судом на стадии судебного разбирательства, если именно в это время вступил в силу акт об амнистии, был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда. Так, постановлением Конституционного Суда России от 24 апреля 2003 года N 7-П, принятым по жалобе гражданки Л.М. Запорожец, было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение пункта 8 постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», поскольку по своему конституционно-правовому смыслу данное положе-

ние в системе уголовно-правового и уголовно-процессуального регулирования не препятствует суду в рассмотрении находящегося на стадии судебного разбирательства уголовного дела по существу с последующим решением вопроса о применении акта об амнистии, а также не лишает потерпевшего прав на доступ к правосудию и эффективную судебную защиту в установленных законом процессуальных формах.

Конституционный Суд Российской Федерации, признав в постановлении от 24 апреля 2003 года N 7-П, что применение в ходе судебного разбирательства амнистии в отношении подсудимого возможно лишь после того, как сам суд установит наличие для этого соответствующих оснований и условий, проведя с участием сторон непосредственное исследование всех необходимых доказательств и выслушав мнения как стороны обвинения, так и стороны защиты по имеющим значение для разрешения дела вопросам, не определил, каким именно процессуальным решением

— приговором или постановлением (определением) о прекращении уголовного дела

— должно оформляться применение акта об амнистии. Конституционный Суд РФ отказался признать противоречащим конституционно-правовому смыслу такое толкование судом общей юрисдикции акта об амнистии, которое позволило прекратить данное уголовное дело вследствие акта, а не постановить обвинительный приговор*. Позицию Конституционного Суда можно понимать так: амнистия применяется в форме прекращения уголовного дела и в форме освобождения от наказания.

Кроме того, нельзя забывать положения ст. 239 УПК РФ, которые надо толковать в пользу подсудимого, заинтересованного в том, чтобы дело в отношении его было прекращено непосредственно на стадии судебного разбирательства, а не выносился обвинительный приговор. Согласно части 1 ст. 239 УПК РФ в случае, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ,

* Об отказе в удовлетворении ходатайства гражданки Запорожец Ларисы Михайловны

об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 7-П: определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 369-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

судья выносит постановление о прекращении уголовного дела. В соответствии с п. 1 ст. 254 УПК РФ, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании.

Пленум Верховного Суда России дал разъяснения применительно к ряду нереабилитирующих оснований, в число которых, по нашему мнению, вполне можно включить и основание, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ**, в соответствии с которым по результатам предварительного слушания судья может вынести постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по основаниям, если обвиняемый против этого не возражает (ч. 2 ст. 27, ч.ч. 1 и 2 ст. 239 УПК РФ). В случае, если во время судебного разбирательства будет установлено обстоятельство, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных статьями 25, 28 и 28.1 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование только при условии согласия на это подсудимого. При этом не имеет значения, в какой момент производства по делу в суде вступил в силу акт об амнистии. Если в результате продолженного судебного разбирательства в связи с возражением подсудимого против прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования будет установлена его виновность, суд постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания (см. п.п. 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19).

Президиум Верховного Суда России по этому поводу дает такую рекомендацию: «В случае, если подсудимый или осужденный, в отношении которого приговор не вступил в законную силу, возражает против применения акта об амнистии, прекращение уголовного преследования не допускается, производство по делу продолжается в обычном порядке. В случае вынесения обвинительного приговора суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Возражение осуж-

** В этом же убеждает содержание пункта 2.3 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда 4 декабря 2013 г.

денного, в отношении которого приговор вступил в законную силу, против применения акта об амнистии не является для суда обязательным» (см. п. 2.4 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда 4 декабря 2013 г.).

Известные нам из судебной практики примеры свидетельствуют о том, что Постановление ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» применяется через прекращение дела на стадии судебного разбирательства или на стадии апелляционного производства, а не через вынесение обвинительного приговора с освобождением от отбывания от наказания. Именно такую позицию занял Московский городской суд, отменивший обвинительный приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2013 года в отношении Д., которым подсудимый был признан виновным в совершении преступления с назначением наказания и освобождением от его отбывания. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Д. осужден с нарушением норм уголовнопроцессуального закона (п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 239 УПК РФ), поэтому приговор суда

первой инстанции был отменен, а уголовное дело прекращено вследствие акта об амнистии*.

Исходя из вышесказанного, если подсудимый возражает против прекращения уголовного дела по амнистии, то суд должен рассмотреть дело в общем порядке и разрешить его по существу с вынесением приговора (обвинительного или оправдательного), если только не будет установлено иного основания для прекращения этого дела до удаления судьи (судей) в совещательную комнату. Таким образом, обвинительный приговор с освобождением от наказания по амнистии выносится судом только в случаях, когда подсудимый в ходе судебного разбирательства не согласился с прекращением дела по данному основанию в ходе судебного разбирательства и (или) не признает полностью своей вины по предъявленному обвинению и он не должен быть оправдан. В остальных же случаях дело должно быть прекращено судом вследствие акта об амнистии.

Список литературы

1. Александров А., Варяник А. Прекращение досудебного уголовного преследования несовершеннолетнего обвиняемого в порядке, предусмотренном ст. 427 УПК РФ // Уголовное право. 2004. N 4. С. 60-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава XVII. Амнистия. Помилование. Судимость

Ключевые вопросы: понятие амнистии; уголовно-правовые последствия акта амнистии; понятие помилования; понятие судимос­ти; погашение или снятие судимости.

1. Понятие амнистии следует рассматривать в нескольких аспектах (значениях). Прежде всего, это акт, который прини­мает Государственная Дума (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Амнистия — это конкретное направление уголовной полити­ки государства. В соответствии со сложившимися социально-эко­номическими, политическими условиями, руководствуясь при этом принципом гуманизма, государство амнистирует лиц, к кото­рым нецелесообразно применять меры принуждения или продол­жать их применять.

И наконец, амнистия — это акт уголовно-правового характера, который влечет определенные уголовно-правовые последствия. Поэтому УК России содержит уголовно-правовое определение акта амнистии. Часть 1 ст. 84 УК гласит: «Амнистия объявляется Госу­дарственной Думой Федерального Собрания Российской Федера­ции в отношении индивидуально не определенного круга лиц». Следовательно, в акте не содержится перечня конкретных лиц, а определяются только категории, подпадающие под амнистию (участники войны, инвалиды, женщины, несовершеннолетние и т.д.).

2. Часть 2 ст. 84 УК определяет возможные уголовно-правовые последствия принятия акта амнистии:

а) освобождение от уголовной ответственности лиц, подпадаю­щих под амнистию, по характеру совершенного преступления и личностной характеристике. В отношении этих лиц уголовные дела не подлежат возбуждению, а возбужденные подлежат прекра­щению;


б) освобождение от наказания или его отбывания лиц, подпада­ющих под амнистию. В данном случае обвинительный приговор не приводится в исполнение;

в) сокращение назначенного наказания или замена его более мягким;

г) освобождение осужденных, подпадающих под амнистию, от дополнительного вида наказания;

д) снятие судимости. Это решение принимается к уже отбыв­шим наказание лицам, подпадающим под действие акта об амнис­тии.


3. Помилование — это акт, принимаемый главой государст­ва — Президентом Российской Федерации в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ. Он принимается в отношении конкретного лица, осужденного за совершение преступления. В отличие от акта амнистии помилование принимается по ходатайству самих осуж­денных, их близких родственников, администрации исправитель­ного учреждения. Причем это ходатайство предварительно рас­сматривает Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Закон не устанавливает зависимость применения акта о поми­ловании от тяжести совершенного преступления. Наоборот, чаще всего ходатайства о помиловании подаются в случае осуждения к смертной казни, пожизненному лишению свободы. Акт о помило­вании не связывают и с отбытием определенного срока наказания.

Часть 2 ст. 85 УК определяет возможные последствия принятия акта о помиловании:

а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

б) сокращение наказания или замена его более мягким;

в) снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

4. Вынесение обвинительного приговора в отношении лица с применением наказания влечет особое уголовно-правовое послед­ствие — судимость (ст. 86 УК РФ). Судимость порождает опреде­ленные правоограничения, возникающие со дня вступления обви­нительного приговора в законную силу и существующие до момен­та погашения или снятия судимости. Для лица, имеющего суди­мость, наступают последствия как общеправового, так и уголовно-правового характера. Первый вид последствий связан с определен­ными ограничениями в выборе места жительства, рода професси­ональной деятельности и др. Уголовно-правовые последствия оп­ределены ч. 1 ст. 86 УК и заключаются в том, что судимость учи­тывается при рецидиве преступлений и назначении наказания.

5. Состояние судимости длится в течение всего срока основного и дополнительного наказания, а также определенного времени после освобождения от наказания. Прекращение судимости закон связывает с фактом ее снятия или погашения.

Судимость снимается до истечения срока ее погашения:

а) по специальному решению суда;

б) по акту амнистии;

в) по акту помилования.

Судимость погашается в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК с учетом характера совершенного преступления и сроков, истекших после отбытия наказания:

а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении ис­пытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказа­ний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после от­бытия наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за пре­ступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказа­ния;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступле­ния, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Часть 4 ст. 86 УК определяет специальные правила исчисления сроков погашения судимости при применении досрочного осво­бождения от наказания — он исчисляется, исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбытия ос­новного и дополнительного вида наказания.

Снятие или погашение судимости аннулирует все правовые пос­ледствия, связанные с судимостью.


ффф2

Всеобщая история государства и права. Том 1 Всеобщая история государства и права. Том 2

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное …

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право …

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из …

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право …

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного …

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции …
bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

Вопрос 420. Амнистия и помилование: порядок применения.

Амнистия (от греч. amnestia – прощение) представляет собой полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. По своей сущности амнистия – акт гуманизма и милосердия со стороны государства. Впервые в России законодательно амнистия была закреплена в Указе об амнистии, принятом Временным правительством 7 марта 1917 г.

Согласно ст. 84 УК амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов. Учреждения и органы, на которые возложено исполнение Постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.

Акт об амнистии не вносит изменений в уголовный закон, не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, имеет, как правило, универсальный характер, поскольку обычно применяется и к лицам, в отношении которых производится предварительное расследование, и к лицам, в отношении которых дела находятся в производстве суда, и к уже осужденным и отбывающим наказание.

Пределы применения акта амнистии указываются в тексте постановления об объявлении амнистии. Вопросы о порядке и сроках применения акта амнистии разрешаются Государственной Думой в соответствующих постановлениях, специально принимаемых в день объявления амнистии. Акт об амнистии вступает в силу с момента его принятия или со дня официального опубликования.

Исполнение акта об амнистии возлагается как на суды, так и на органы исполнительной власти (органы дознания и предварительного следствия, внутренних дел, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию исправительных колоний, следственных изоляторов, командиров дисциплинарных воинских частей), в зависимости от стадии производства по конкретному делу.

При применении акта амнистии судом к лицу, которое не подпадало под его действие, ошибка может быть исправлена лишь в кассационном порядке. По смыслу ст. 405 УПК, определяющей недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, приговор или иное судебное решение не могут быть отменены в связи с неправильным применением акта амнистии надзорной инстанцией.

Помилование пор сравнению с амнистией имеет более древнюю историю (еще в древнем Риме издавались распоряжения о прекращении уголовного преследования в отношении конкретных лиц).

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ст. 85 УК).

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Ходатайство о помиловании подаетсяосужденным, его адвокатом, родственником либо иным лицом, заинтересованным в смягчении участи осужденного.

Адресуется ходатайство Президенту РФ, но подается ходатайствующим в администрацию соответствующего уголовно-исполнительного учреждения или органа, исполняющего наказание в соответствии со ст. 176 УИК.

Текст данного ходатайства вместе с обосновывающими материалами, копией обвинительного приговора и характеристикой осужденного регистрируется администрацией учреждения в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

При решении вопроса о помиловании во внимание принимаются следующие обстоятельства:

1) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

2) поведение осужденного во время отбывания (исполнения) наказания;

3) срок отбывания (исполнения) наказания;

4) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

5) данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение и возраст).

О направлении ходатайства о помиловании осужденный уведомляется администрацией учреждения под расписку на копии сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *