Аренда участков лесного фонда

Государственная услуга по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, предоставляется Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство) и осуществляется в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 октября 2016 г. № 558.

1. Получателями государственной услуги являются заинтересованные в предоставлении государственной услуги юридические лица (государственные, бюджетные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий) (далее — заявители).

От имени заявителя, являющегося юридическим лицом, выступает руководитель, действующий на основании документа о его назначении (избрании) на должность, иные лица, действующие на основании доверенности, заверенной подписью руководителя юридического лица и его печатью (при наличии).

2. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

3. Срок предоставления государственной услуги — в течение 30 календарных дней с даты регистрации документов в Министерстве.

4. Для получения государственной услуги Заявителю необходимо заполнить Заявление, в котором указываются:

— полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговых органах (КПП), местонахождение и почтовый адрес, реквизиты банковского счета;

— кадастровый номер, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование;

— обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование;

— реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.

К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Заявление заполняется в машинописном виде или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами синего или черного цвета.

Заявитель имеет право представить указанные документы в уполномоченный орган:

— по почте;

— электронной почтой (при наличии электронной подписи);

— лично либо через своих представителей.

Для предоставления государственной услуги заявитель вправе представить:

1) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

3) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на испрашиваемый лесной участок;

4) кадастровый паспорт испрашиваемого лесного участка.

Непредставление заявителем вышеперечисленных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

5. Результатом предоставления государственной услуги является:

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (копия приказа Министерства, заверенная в установленном порядке, о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование);

отказ в предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (письмо Министерства об отказе).

6. Место получения результата:

1) Министерство;

2) почтовым отправлением;

3) в виде электронного документа, который направляется Заявителю посредством электронной почты;

4) отделение МФЦ.

7. В предоставлении государственной услуги отказывается в случае:

— непредставление документов, указанных в пункте 2.7 Административного регламента;

— несоответствие содержания заявления о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование требованиям, установленным пунктом 2.7 Административного регламента;

— наличие запрета на использование лесов для заявленных целей в соответствии с действующим законодательством;

— наличие ограничений или несоответствие цели использования испрашиваемого в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

— предоставление заявления лицом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации лесной участок не может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

— указанный в заявлении лесной участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении лесного участка обратился обладатель данных прав;

— на лесном участке, указанном в заявлении, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на лесном участке на условиях сервитута или на лесном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и это не препятствует использованию лесного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением обратился собственник этих здания, строения, сооружения, помещения в них, этого объекта незавершенного строительства;

— на лесном участке, указанном в заявлении, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на лесном участке на условиях сервитута или с заявлением обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

— указанный в заявлении лесной участок является изъятым из оборота и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении;

— указанный в заявлении лесной участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;

— указанный в заявлении лесной участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с частью 3 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации;

— указанный в заявлении лесной участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

— указанный в заявлении лесной участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

— в отношении лесного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования;

— указанный в заявлении лесной участок не отнесен к определенной категории земель;

— указанный в заявлении лесной участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого лесного участка не соответствует целям, для которых такой лесной участок был изъят;

— площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которой он образован, более чем на десять процентов.

8. Контактные лица:

Отдел лесных отношений

— специалисты отдела (342) 236-00-45

Отдел использования лесов

— начальник отдела использования лесов – Чугайнова Марина Васильевна, тел. (342) 236 27 44, адрес эл. почты: mvchugainova@les.permkrai.ru

— специалисты отдела тел. (342) 236-29-15

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

См. все связанные документы >>>

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Содержание

Как арендовать землю у лесхоза

Строите дом в Подмосковье? Нужна гидроизоляция? Ищем героев для съемок и дарим кровлю! Тема в разделе ” Оформление имущественных прав «, создана пользователем Как арендовать землю у лесхоза Искать только в заголовках Сообщения пользователя: Имена участников разделяйте запятой. Новее чем: Искать только в этой теме Искать только в этом разделе Отображать результаты в виде .

Хочу узнать, насколько реально получить конкретный участок лесного фонда в аренду. С какими тратами это сопряжено, и какие ограничения на его использование. Возможно ли получить такой участок без проведения торгов, по льготе инвалидность? С чего начать, куда обращаться? Ищу юриста, который поможет мне составить заявление о предварительном согласовании участка для межевания.

Как взять в аренду участок земли у лесничества

Главная Публикации Статьи — Как получить лесной участок в аренду? Вы можете уточнить у автора степень его актуальности. Куманёва Инна Юрьевна Руководитель практики. Задать вопрос. Лесное законодательство содержит прямой запрет на предоставление земель лесного фонда в собственность. Как же быть, если вы — владелец зданий, домов, строений, сооружений, которые расположены на лесных участках? Что необходимо сделать, чтобы оформить права на такие участки?

Кто может в этом помочь? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. До недавнего времени лесные участки можно было арендовать только посредством участия в аукционе. Государственные органы отказывались оформлять лесные участки в аренду без торгов, и владельцам недвижимого имущества, расположенного на этой земле, приходилось обращаться в суд и доказывать, что только они имеют на нее право.

Судебная практика разрешала такие дела в пользу собственников — путем применения к подобным правоотношениям приоритетного земельного законодательства. Теперь, к счастью для владельцев недвижимости, ситуация изменилась. С принятием федерального закона от 23 июня г. Договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений и помещений в них или с юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Лесной кодекс РФ был дополнен п. Собственники объектов недвижимости, расположенных на лесных землях, могут теперь подать заявление в уполномоченный государственный орган для предоставления этих участков в аренду. Но сначала участок необходимо сформировать, и перед этой процедурой рекомендуем вам заказать выписку из Лесного реестра или запросить в Государственном архиве изначальный правоустанавливающий документ на участок, чтобы установить площадь земли, на которую вправе претендовать будущий арендатор, и разрешенное использование участка.

Однако даже и теперь, несмотря на законодательные новеллы, собственники зданий и сооружений могут столкнуться с проблемами при оформлении аренды лесных участков — все-таки в этой процедуре по-прежнему много разнообразных нюансов, о которых они могут просто не знать. Поэтому наилучшим решением вопроса будет обращение к юристам, которые разбираются во всех тонкостях оформления прав на землю.

В качестве примера приведем историю, произошедшую до вступления в силу вышеописанных изменений законодательства. Эта земля является частью территории учебного лесхоза Лесотехнического университета г. В советские времена участок был предоставлен одному из предприятий для организации отдыха сотрудников. В период приватизации объекты недвижимости, которые находились на участке, вошли в план приватизации, и за предприятием было признано право собственности на них, зарегистрированное в реестре прав.

Нынешний их владелец пытался самостоятельно оформить участок в аренду с года, однако, получив отказы в различных инстанциях, на некоторое время отказался от своей затеи.

Хождение по земельным мукам. Второй том. Чтобы доказать возможность выкупа земельного участка,. За деревьями-то лес, только нам его не видно. О юридическом казусе, который возник из-за решения суда,. О регистрации договора аренды. Противопоставимость зарегистрированного договора аренды в. Со Смольного просят штраф. Впервые суды города применили астрент к госорганам.

Решения КС по жалобам на нормы частного права. Споры на рынке недвижимости. Политика информационной безопасности. Формирование земельных участков, изменение разрешенного использования земли. Оформление аренды лесных участков. Юридическое сопровождение ресторанов, гостиниц, предприятий сферы обслуживания — юридические услуги для отрасли HoReCa.

Как получить лесной участок в аренду? Согласно вступившим в силу изменениям законодательства лесные участки теперь предоставляются в аренду без торгов. Второй том Чтобы доказать возможность выкупа земельного участка,.

Сейчас на сайте юриста. К землям лесного фонда относятся такие земли, которые покрываются лесами, либо относящимся к ним растений. При этом к лесному фонду относятся еще и фактически не покрытые лесами земли, но при этом имеющие предназначение для будущего заселения или осуществления деятельности связанной с выращивание лесов. Земли, которые относятся к лесному фонду имеют свой особой правовой статус, где главную роль играют именно земли, покрытые растительностью. Все организационно правовые моменты, а так же различные порядки использования данных земель регламентируются в Лесном кодексе. Данная отрасль является комплексной, поэтому сюда могут отводиться и другие отрасли права, но даже в случае противоречия будет применяться Лесной Кодекс, так как он является специализированным конечно же, если не считать законов со статусом выше через ФЗ, такими могут федеральные конституционные законы, конституция, международно-правовые акты. Лесные земли, которые входят в лесной является государственной собственности, поэтому любое их регулирование и взаимодействие напрямую связывается с государственными органами. В то же время есть варианты с ее арендой, которую можно взять как на краткосрочный период в данных правоотношениях это год , так и долгосрочной, но не более чем 49 лет. Чтобы перевести земли, например, из лесного фонда в какой-либо иной, то нужно иметь четкие основания. Кроме того, должны быть какие-либо причины, после чего и можно будет применять те основания указанные в законе. В подавляющем числе случаев перевести данную землю в иную невозможно, поэтому обычным гражданам просто не остается выбора, как использовать эту землю в качестве аренды без права на отчуждения. Чтобы непосредственно арендовать эти земли, необходимо участвовать в конкурсе, где нужно еще и победить. Для победы в этом конкурсе необходимо обращаться с заявкой, в которой нужно вложить всю документацию и часть суммы положенной по аренде. Как правило, в данном конкурсе победителем будет являться тот, кто предложит самую большую арендную плату. После этого данный участник должен заключить договор аренды и внести плату за будущий год. Договор аренды невозможно продлить автоматически, поэтому, как только истекает срок действия такого договора необходимо заново участвовать в конкурсе. Поэтому в принципе и заключаются долгосрочные договоры, так как каждый раз продлевать их по такой системе довольно проблематично, тем более может появиться человек, который выиграет конкурс вместо вас. Недавно кстати были изменения, что каждый арендатор теоретически имеет возможность оформить эту землю, которая была оформлена более чем на 15 лет в собственность. Но, это лишь, если государство само предоставит такую возможность. В соответствии со статусом лесного фонда на этих землях нельзя делать большие здания, которые не будут нужно в связи с целями земель данного фонда.

После 1 января года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов. После 1 января года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство публичная собственность. При использовании данного софта нет смысла лазить в ПКК и каждый раз ожидать загрузки данных — всё стало быстро и локально.

Аренда земель лесного фонда

Все территория лесного фонда находится в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектам Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться, собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд. Земли лесного фонда можно передавать физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:. Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, организовывать лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки. Минимальный срок аренды зависит от цели использования лесного участка.

4 способа взять земельный участок в аренду у государства

Евгений Сажин Проведение аукциона — это отдельная тема, но вкратце это выглядит так: в комиссию необходимо подать заявку на участие, уставные документы и оплатить денежный задаток за участие в аукционе. Если кроме первого заявителя заявок больше не поступит, то договор аренды с ним заключается, как с единственным претендентом. При этом сумма арендной платы будет та, которая указана стартовой для проведения аукциона. Стартовая арендная плата рассчитывается как произведение площади участка леса на ставку платы за единицу площади. Ставки могут быть разные — их устанавливает правительство и зависят они от многих факторов, как то: регион, месторасположение участка, тип леса и др. После того, как подписывается протокол, в этот же день или на следующие сутки участники оповещаются о предстоящем конкурсе. Статья Аренда земельных участков В некоторых случаях сторона не может быть принятой к участию в аукционе. Это предусматривается при:.

Собственность — федеральная, отчасти делегированная субъектам РФ.

Главная Публикации Статьи — Как получить лесной участок в аренду? Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Правила и порядок оформления аренды лесного участка

На государственном уровне реализуется право использования земельных участков в качестве арендуемых. При этом территории могут быть переданы не только для построения жилых объектов. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:. Применение земель ограничено на законодательном уровне. При этом человек не лишается полностью права на ведение хозяйственной деятельности, получение прибыли и проведение рекреационных мероприятий. Важно знать, как взять в аренду участок лесного фонда. Законодательство РФ особенно тщательно регулирует вопросы, касающиеся использования территорий лесных массивов. Общие моменты, затрагивающие аренду, отражаются в Гражданском кодексе. Более подробно моменты, в соответствии с которым производится пользование лесных массивов, прописываются в Лесном кодексе РФ. Также некоторые моменты прописываются в Земельном кодексе РФ. Он отражает порядок причисления территории к лесному фонду.

Спасибо за ответы, однако не все стало понятно из столь короткого ответа. Какую форму рекреационную или с. Могу ли я выбрать несколько целей применения земели? Почему я не могу арендовать земли ни для одной из целей: – целей рекреационной деятельности п.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Выкуп и аренда земель лесного фонда, как это можно сделать?

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

После завершения процедуры лот считается проданным, если цену победителя никто не превысил. Основанием для оглашения результате является протокол. Акт необходим для полного описания проведенной процедуры.

В некоторых случаях выносится постановление о невозможности проведения аукциона. Это предусматривается при участии в нем менее двух лиц, организаций, а также нежелании участников приобрети лот по начальной цене трижды. Можно ли избежать торгов Иногда аукцион на предоставление земельного участка не проводится.

Это предусматривается при использовании территорий для: проведения охоты; геологического изучения земельных недр и определение расположения полезных ископаемых; работ, в ходе которых осуществляется строительство водохранилищ и искусственных водных объектов, сооружений, портов; реконструкции и возведения объектов линейного характера; реализации проектов, которые были оплачены инвесторами и предусматривают освоение лесного массива; заготовки древесины.

Заключение договора Ранее человеку для использования участка лесного массива необходимо было иметь лесорубочный билет, ордер или лесной документ. В настоящее время для аналогичной процедуры потребуется заключение договора аренды. В соответствии с документом определенный участок леса передается во владение физическому или юридическому лицу органами государственной, муниципальной власти.

Договор подписывается после того, как будет проведен аукцион. В качестве основания для оформления бумаги выступает протокол конкурса. При этом соглашение об аренде обязательно регистрируется в Росреестре. Договор имеет целевой характер.

В нем прописываются виды работ, которые будут разрешены в период аренды. Участок, передаваемый в пользование, обязательно должен быть зарегистрированным. Поэтому в документе прописывается его кадастровый номер. Также важна индивидуализация земли, для чего указываются: площадь; границы.

Дополнительно прикладывается кадастровая карта или план, которые считаются обязательным пунктом приложений. Договор имеет срочный характер. Важно прописать период, в течение которого получатель может проводить работы на участке. Также основным моментом является установление арендной платы. Размер прописывается в договоре в денежном выражении. Сумма не должна быть менее той, которая определяется путем умножения оплаты единицы объема ресурсов и объема имеющегося леса. Субаренда, согласно действующему законодательству, запрещена.

Эта норма отражается в Лесном кодексе РФ. Правило обусловлено тем, что третьи лица могут ухудшить условия использования земельного участка, нарушить его целостность. Если работа ведется по заготовке древесины, то проводятся лесовосстановительные мероприятия. Затраты возлагаются на арендаторов. Причины отказа Некоторым гражданам, подавшим заявку на участие в аукционе, могут отказать в предоставлении права на использование лесного участка. Это обусловлено несколькими причинами: В отношении лесного участка могут быть выражены права третьих лиц.

Они вправе запретить передачу территории для применения в запрашиваемых целях. Отказ выносится гражданам, которые передали не полный пакет документов. Также подобное решение предусматривается, если нарушены требования или порядок обращения. Не допускаются к аренде лица, которые направили в органы государственной и муниципальной власти недостоверные сведения.

Аренда не одобряется, если законодательно запрещается использование лесов на данном участке. Отказать могут гражданину, который заявляет о цели использования, нарушающей регламент лесничества.

Разрешение на аренду лесного участка получить не всегда легко. Процедура отличается длительностью и трудоемкостью. Гражданин должен доказать не только свои намерения, но и подтвердить их безопасность. Налог на земельный участок для пенсионеров в одних районах накладывается, в других — нет.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем. Задайте вопрос через форму внизу , либо через онлайн-чат Позвоните на горячую линию:.

Контакты Аренда земель лесного фонда Все территория лесного фонда находится в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектам Российской Федерации. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться, собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд. Земли лесного фонда можно передавать физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования: Аренды; Концессии; Недлительного пользования. Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, организовывать лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки.

Аренда земель лесного хозяйства для последующего приобретения земли

Землю передают в аренду победителю открытого аукциона. Без участия в нём оформляют документы охотоведам, инвесторам в важные проекты лесного хозяйства собственникам построек — если они стоят на нужном участке. Обязанности арендатора: своевременно вносить плату за аренду, улучшать состояние своих земель экологичным природопользованием, рекультивировать почву. Ему не вправе выдвигать добавочные требования по дополнительным работам, не отражённым в договоре.

Оформление аренды лесных участков Как получить землю бесплатно Через тернии к соткам. Делается это в течение 3-х дней в рабочем порядке. Этим самым сделка уже расторгается в одностороннем порядке, а в базе данных будет проставлена отметка о том, что арендатор повел себя безответственно по отношению к закону и к выполнению положений, прописанных в соглашении. Таким способом создается Реестр недобросовестных арендаторов.

Как взять в аренду лес Как взять в аренду участок лесного фонда После того, как подписывается протокол, в этот же день или на следующие сутки участники оповещаются о предстоящем конкурсе. Статья Аренда земельных участков В некоторых случаях сторона не может быть принятой к участию в аукционе. Это предусматривается при: невозможности лица участвовать в торгах в соответствии с законом; банкротстве юридического лица; ликвидации деятельности ИП или организации; отсутствии задатка на счете, указанном в документе. Аукцион проводится в определенную дату, время и указанном месте. Как оформить земли лесного фонда в собственность На государственном уровне реализуется право использования земельных участков в качестве арендуемых. При этом территории могут быть переданы не только для построения жилых объектов.

Как оформить земли лесного фонда в собственность

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ст. Согласно статьи Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года ст. Далее возможны два варианта: Если по истечении 30 дней ответа так и не поступило, вы можете либо самостоятельно обратиться на имя руководителя ДИЗО за разъяснениями, либо направить жалобу в администрацию вашего района.

Процедура оформления земель лесного фонда в собственность

Оформить земли лесного фонда в собственность можно единственным законным путем через смену ее категории. В регионах РФ этим занимается специальный государственный орган по лесному хозяйству, который имеет филиалы в каждом городе. Перевод земли, не находящейся в собственности у государства, осуществляет только Правительство страны.

Чтобы перевести земли в частное владение, вам потребуется собрать множество бумаг, которые следует оформить без единой ошибки. Они пройдут трехуровневую проверку – в органах местного, субъектного и федерального назначения. Нередко документы возвращаются на доработку, причем ни один раз, из-за чего вы теряете много времени. Их безошибочное оформление может занять примерно один год, в некоторых случаях и дольше.

Если учесть сложность оформления бумаг и отсутствие каких-либо гарантий в итоговом результате в случае самостоятельного сбора и подачи бумаг, то вам будет проще и логичнее взять участок лесополосы в аренду.

Как осуществляется аренда участка, относящегося к лесному фонду?

Отличительным моментом заключенных договоров на аренду земель лесного хозяйства считается их срочность. Арендовать их может частное лицо или организация на период от 10 до 49 лет. Однако арендатор имеет полное право продлить договор, но только если он в течение всего срока аренды соблюдал все его пункты.

На арендованных участках разрешается:

  • вырубка лесных насаждений;
  • сбор съедобных ресурсов;
  • охота;
  • занятия пчеловодством;
  • исследования ученых;
  • выращивание и сбор урожая;
  • постройка храмов и церквей.

Обычно земли лесополосы передаются в аренду тому, кто выигрывает торги. Без участия в них бумаги могут быть оформлены только людям, официально занимающимся охотой, а также инвесторам.

К основным обязанностям арендатора относятся:

  • регулярная оплата;
  • улучшение участка с помощью экологического природопользования;
  • проведение комплекса мер по восстановлению земельных и водных ресурсов, расположенных на арендованной территории.

Арендатору запрещено выдвигать дополнительные требования по работам, которые не описаны в договоре.

Земли, относящиеся к лесному фонду, выгоднее всего арендовать на продолжительное время, а затем осуществлять на них разрешенную деятельность, для того чтобы окупить все расходы.

Возможно ли оформить переуступку прав на арендованные земли?

Переуступку арендованных земель важно отличать от субаренды. Если при субаренде арендатор передает часть земельного участка во временное пользование другому лицу, то в случае переуступки, право аренды полностью переходит к третьим лицам.

Важно! Законом запрещено оформлять переуступку прав аренды без официального согласования с арендодателем, то есть с государственным органом.

Государственный орган является заинтересованным лицом в продолжение целевого использования земель лесополосы, поэтому он, сначала тщательно проверяет потенциального арендатора, а уже потом дает свое согласие или отказ на право пользования участком.

Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?

Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:

  1. Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.

Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:

  • Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
  • Северные народы.
  • Люди, представляющие официальные религии.
  • Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.

Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.

Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.

Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.

  1. Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.

Договор на бессрочное пользование может также получить любой человек, выигравший торги и подавший заявление с указанием кадастрового номера. Решение по такому запросу принимается в течение двух месяцев.

Стоимость земель на начало аукциона устанавливается властями и рассчитывается из ежегодного размера аренды или определенного процента от цены по Кадастру. Участвовать в торгах могут только вышеперечисленные граждане, которые успели представить нужные документы, подали заявку и внесли авансовый платеж.

Все бумаги должны быть представлены не позднее пяти дней до начала торгов. Один человек может оставить одну заявку. По итогам аукциона составляется документ, один из экземпляров которого отдается победителю. Оформление договора на бессрочное использование земель лесополосы происходит после окончания торгов через 10 дней.

Как проводится аукцион?

Торги на право оформления договора для пользования землями лесополосы осуществляются во всех случаях. Исключением являются ситуации, описанные в ст. 36 и 43-45 Лесного Кодекса России.

Организацией аукциона занимаются госорганы или люди, уполномоченные согласно договору с этими госорганами. Организатор объявляет о проведении торгов на соответствующем интернет-ресурсе не позднее, чем за один месяц до даты начала. В объявлении должна быть информация о предмете, его подробных характеристиках, месте проведения, сроках принятия заявок, начальной стоимости лота.

Важно! Первоначальная цена участка, принадлежащего лесному хозяйству, определяется согласно ст. 73 и 76 Лесного Кодекса РФ.

Организатором разрабатывается кадастр реализуемого участка, подготавливается вся документация, договор аренды, а также определяется минимальный «шаг” торгов, то есть повышение стоимости в ходе аукциона. Как правило, «шаг” не превышает 5% от первоначально выставленной цены.

При подаче заявки для участия в торгах, физическому лицу необходимо указывать персональные данные, а юридическому – название и форму ведения бизнеса, его юридическое и фактическое местонахождение, банковские реквизиты.

Каждый участник обязан оплатить задаток для принятия участия в торгах. После внесения необходимой суммы, квитанцию об уплате требуется прикрепить к заявке. Отказать от участия в аукционе организатор может в случае не поступления задатка, банкротства организации или отсутствия в заявке каких-то важных данных.

Сам аукцион проводится по стандартной схеме. Начальная стоимость лота постепенно увеличивается на минимальный «шаг” торгов. Каждую цену организатор обязан повторять трижды. В случае если после произнесения суммы на третий раз никто не повысит ставку, то победителем торгов станет участник, предложивший последнюю цену. Вся информация по окончанию торгов указывается в протоколе, который прикрепляется к договору. Он заключается через 10 дней после аукциона.

Важно! Всем участникам торгов, не выигравшим лот, задатки возвращаются в течение пяти дней после завершения аукциона.

Если на торгах аренды земель лесополосы имеется только один участник, то он автоматически становится победителем и обязуется подписать договор в течение 20 дней.

Если же на покупку права аренды за минимальную назначенную стоимость никто не соглашается, то после ее объявления три раза аукцион объявляется несостоявшимся.

Как приобрести насаждения лесополосы?

Купить деревья и другие насаждения в лесополосе под вырубку не воспрещается. Как правило, договор на этот вид деятельности заключается на срок до одного года. Для определения стоимости берется ставка за единицу объема и умножается на общее количество вырубки деревьев. Для частных лиц ставки определяются Правительством РФ.

Документ, подтверждающий куплю-продажу, должен быть подписан по окончании аукциона. Его условия могут быть изменены в случае серьезных происшествий на купленных землях, а также смены вида деятельности.

Договор на приобретение насаждений лесополосы позволяет не переплачивать средства за аренду, а получать земли для узконаправленного целевого назначения.

Важно! Все договоры должны быть переданы в Регистрационную Палату. Для этого вам предварительно потребуется создать кадастровый план территории.

Какие участки земли лесополосы не подлежат переводу в частное владение?

Согласно ЗК РФ п.4 ст. 27 и ФЗ п.8 ст. 28 земли, ограниченные для использования или снятые с оборота, запрещено передавать во владение частным лицам.

К перечню таких участков относятся:

  • Кладбища.
  • Охраняемые территории лесного фонда и водные ресурсы на нем.
  • Участки земли, принадлежащие ВС РФ.
  • Заповедники, относящиеся к государству, а также национальная парковая зона.

Статья 71 ЛК РФ. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 71 ЛК РФ:

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматриваются вещные права, которые могут переходить к гражданам и юридическим лицам при предоставлении им лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом законодатель дифференцированно подходит к предоставлению вещных прав на лесные участки:

— юридическим лицам лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;

— гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле — в качестве лесного участка, поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок — это земельный участок, границы которого определяются по правилам ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Кроме того, ст. ст. 7 и 101 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель. Таким образом, лесные участки отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав.

Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.

Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а также в части, не противоречащей ЛК РФ, — положениями ГК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

До 1 января 2010 г. допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Следует отметить, что до 1 января 2010 г. действовало временное исключение из данного правила: допускалось предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (на основании ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в редакции от 24 июля 2007 г.).

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Важно, что после 1 января 2009 г. запрещено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Согласно ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ). В силу ст. 2 Федерального закона от N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах, — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и территориальные органы <1>.

Важно, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Важно заметить, что права на лесные участки признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — до 30 января 1998 года (п. 1 ст. 33 Федерального закона N 122-ФЗ). Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной.

Однако государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения). Причем регистрация в этом случае проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых документов в соответствии со ст. ст. 16 — 18 Федерального закона N 122-ФЗ.

Следует заметить, что по общему правилу государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, проводится без уплаты государственной пошлины. Однако за государственную регистрацию перехода прав или их ограничения (обременения), возникших до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав (п. 2 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав установлены налоговым законодательством (ст. 333.33 НК РФ).

Лесной кодекс РФ предусматривает основания возникновения вещных прав на лесные участки.

I. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками — ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

Федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели — для заготовки древесины (ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ).

Государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ).

Кроме того, государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться для осуществления рекреационной деятельности (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).

Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Коммерческие организации не могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности <1>.

———————————
<1> Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.2009 N А62-2258/2008.

Важно, что согласно ч. 4 комментируемой статьи предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Со дня введения в действие ЗК РФ — с 30 октября 2001 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле — в качестве лесного участка, поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок — это земельный участок, границы которого определяются по правилам ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Кроме того, в силу ст. ст. 7 и 101 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель.

Согласно ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Необходимо заметить, что с 1 января 2011 г. КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»).

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности лесными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ — до 30 октября 2001 г., сохраняется (Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Однако юридические лица, обладающие лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками не предоставляется, но сохраняется за юридическими лицами.

Важно заметить, что согласно ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками — невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

II. Право аренды лесных участков — ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право аренды лесных участков может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

— заготовка древесины (ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

— заготовка живицы (ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 32 ЛК РФ);

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ч. 3 ст. 34 ЛК РФ);

— ведение охотничьего хозяйства (ч. 2 ст. 36 ЛК РФ);

— ведение сельского хозяйства (ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, кроме государственных и муниципальных учреждений (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

— осуществление рекреационной деятельности государственными и муниципальными учреждениями (ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

— создание лесных плантаций и их эксплуатация (ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

— выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением выполнения данных работ на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных по правилам ст. ст. 81 — 84 ЛК РФ (ч. 2 ст. 43 ЛК РФ);

— переработка древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. В частности, помимо указанных выше целей использования лесных участков в ЛК РФ предусмотрены следующие:

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи <1>, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— осуществление религиозной деятельности;

— иные виды использования лесов, осуществляемые в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. ст. 6, 25 ЛК РФ).

Таким образом, законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня целей лесопользования, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях — без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

III. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками — ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

— гражданам — для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

— религиозным организациям — для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи определено, что ЛК РФ устанавливаются основания и порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, ЛК РФ устанавливает специальные правовые нормы, подлежащие применению к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Важно, что в ч. 2 комментируемой статьи присутствует конкретизация — в соответствии с ЛК РФ предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральная собственность по смыслу ст. 17 ЗК РФ — исключительно собственность РФ.

Между тем следует рассматривать ч. 2 комментируемой статьи в совокупности с ч. 2 ст. 3 ЛК РФ, устанавливающей, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Таким образом, к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут применяться положения гражданского законодательства, а также ЗК РФ, но в части, не противоречащей ЛК РФ и другим федеральным законам.

Важно учесть, что законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня правового регулирования не могут предусматривать правила, ограничивающие применение гражданского законодательства, а также ЗК РФ к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не должны учитываться при решении вопроса о применении к названным отношениям гражданского законодательства, а также ЗК РФ.

Таким образом, гражданское законодательство и ЗК РФ применяются к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности только в субсидиарном порядке и в строгом соответствии с положениями ЛК РФ и федеральных законов.

Предоставлением лесных участков в аренду является принятие уполномоченным государственным (муниципальным) органом решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных на исполнение данного решения. Федеральное агентство лесного хозяйства — уполномоченный государственный орган, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Согласно п. 5.3.35 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форму примерного договора аренды лесного участка.

3. В силу ч. 3 комментируемой статьи положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:

— по общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ;

— в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Таким образом, в статьях ЛК РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения ГК РФ к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При применении ГК РФ к договору аренды лесного участка необходимо руководствоваться ст. ст. 606 — 625 этого Кодекса, которые устанавливают правовые основы договора аренды: понятие, форму и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.

В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что по общему правилу порядок, предусмотренный ЗК РФ, применяется к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам. Вместе с тем в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ЗК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Необходимо заметить, что согласно ч. 4 комментируемой статьи по общему правилу порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется именно ЗК РФ. Представляется, что в данном случае необходимо буквальное толкование данного положения, что исключает возможность применения иных актов земельного законодательства к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам.

Перспектива получения участка в аренду в лесном фонде всегда выглядит интересно, особенно если речь идет об организации бизнеса. Эти земли чаще всего используются в целях: туризма и строительства баз отдыха, организации охоты и иного досуга. Можно даже арендовать лесной участок под предприятие лесозаготовки.

Получить такую выгодную территорию не так-то просто: следует одержать победу на государственном аукционе, иметь все бумаги и подписать достаточно строгий договор, или получить постановление на предоставление участка в аренду от муниципальных властей.

Несмотря на кажущуюся привлекательность лесных участков, многие будущие землевладельцы задаются одни и те же вопросами: Каковы риски? И стоит ли игра свеч? Ведь ходит столько слухов, что государство безбожно карает всех и вся, кто что-то посмел сделать не так на землях лесного фонда.

Эти и другие проблемы мы рассмотрим в данной статье.

Что можно делать на землях лесного фонда?

В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.

Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.

Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  1. Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
  2. Заготовка древесины;
  3. Охота и рыбалка;
  4. Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
  5. Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
  6. Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
  7. Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
  8. Геолого-исследовательские изыскания;
  9. Создание водохранилищ, линейных объектов;
  10. Переработка древесины;
  11. Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?

На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.

Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.

Однако на таких землях можно строить другие объекты:

  • временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
  • спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.

Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:

  • Изменить тип целевого назначения участка;
  • Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.

Чего на лесных участках делать нельзя?

Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:

  1. Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
  2. Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
  3. Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
  4. Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
  5. Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
  6. Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
  7. Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
  8. Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
  9. Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.

Какие участки можно брать в аренду, а какие нельзя?

  1. Объектом аренды могут являться лесные территории, оформленные как государственная собственность и состоящие на кадастровом учете;
  2. Нельзя арендовать участки лесного фонда, находящиеся на территории заповедников, а также земли, где произрастает уникальная флора;
  3. Кроме того, лесные территории запрещается арендовать с правом выкупа в частную собственность, либо отдавать в субаренду.

Других ограничений по аренде земельных участков нет.

Аренда лесных участков. Основные положения

Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.

Требования к арендаторам

Арендовать участок в лесном фонде может:

  1. Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
  2. Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
  3. Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).

Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).

Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:

  1. эксплуатировать земли согласно их назначению;
  2. соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
  3. не мусорить (не засорять) участок;
  4. следить за состоянием почвы;
  5. выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
  6. придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).

Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Сроки аренды

Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.

Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.

Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).

В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.

Как оформить аренду и получить лесной участок в пользование?

Порядок оформления таких территорий в частное пользование состоит из нескольких этапов:

Провести мониторинг государственных аукционов и торгов

Первым делом необходимо выяснить: какие аукционы и торги проводятся местной администрацией. Эти сведения публикуются в местных СМИ, на сайтах местных органов власти, а кроме того сайтах размещения данных о государственных торгах.

После того, как аукцион найден, далее следует выяснить какие требования предъявляются для его участников. Эту информацию можно также найти на сайтах или обратиться с запросом в местную администрацию.

Принять участие в аукционе и выиграть его

Разумеется, до начала аукциона вы должны быть уверены в своем решении. Для этого желательно съездить и физически осмотреть участок, и собрать все бумаги и подготовить деньги.

Следом идет участие в аукционе. Для этого подается заявка и оплачивается залог. В случае если ваша ставка наилучшая — вы выигрываете торги.

Подписание договора

Организатор аукциона обязан подписать с его победителем договор аренды в течение максимум 10 суток, со дня подписания акта торгов.

Договор аренды при этом оформляется и выглядит довольно стандартно: в нем перечисляются все права и обязанности арендатора и арендодателя, величина арендной платы, условия ее пересмотра, ответственность сторон, условия расторжения, форс-мажорные обстоятельства.

Дабы не нарваться на штраф и потерю залога, важно сделать первый платеж четко до оговоренного срока. Следует также не забывать про проценты за просрочки и пени.

Как получить лесной участок без аукциона?

Если на интересующие территории торгов не проводится, арендатору придется самостоятельно подготовить запрос в местную администрацию и предоставить немного иной пакет документов.

В запросе описывается месторасположение и площадь ЗУ, цель аренды, тип землепользования и сроки. Вместе с ним передается:

  1. Выписка из реестра юр. лиц;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия подтверждения о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН);
  4. Доверенность от нотариуса (в случае, если запрос делает доверенное лицо).

Запрос может рассматриваться на протяжении 30 дней. По решению комиссии, предприниматель либо получит на руки Распоряжение о предоставлении земли в аренду, либо письменный отказ.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Согласно закону, комиссия должна принять решение в срок до 1 месяца.

На ее решение могут оказать влияние следующие факторы:

  1. Имеет ли претендент опыт пользования земельными ресурсами?;
  2. Насколько надежен и платежеспособен потенциальный арендатор?;
  3. Есть ли проект по использованию территории?

На положительный ответ можно не рассчитывать, если предприниматель уже попадал в списки нарушителей условий аренды или недобросовестно распоряжался выданными участками.

Стоит учесть, что помимо потраченного времени на утверждение Постановления и подписания договора, еще понадобится время на осмотр территории, а также выбор площадей, проведение оценки ЗУ, сборы бумаг. Сроки выполнения всех процедур определяются территориальными органами и печатаются в СМИ, либо на сайте администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *