Архив СПбГУ

Вы пишете, что не ходите ни на работу, ни на учебу, то есть раньше вы затрачивали силы в двух видах деятельности. Возможно, вы слишком серьезно относились к своим обязанностям, ответственно выполняли поручения и задания.

Только кажется, что молодость все выдержит. У каждого свой запас сил, свой предел траты ресурсов. Как вы отдыхали? Умеете ли расслабляться и получать удовольствие от жизни? Знаете ли свой способ восстановления сил? Есть ли в вашем режиме место для физических упражнений, прогулок?

Так как вы интроверт, то, может быть, необходимость коммуникации и сомнения по поводу гармоничного общения еще больше вымотали вашу нервную систему. Очень часто мы, сравнивая себя с другими людьми, планируем деятельность, рисуем перспективы, но не учитываем собственный потенциал.

Каждый человек уникален и всю жизнь познает и развивает свою уникальность. Мы вступаем в отношения и ведем себя в них как можем, а потом разбираем, анализируем полученный опыт. Это делают все, кто хочет осмысленно пройти жизненный путь.

Мы не можем поступить правильно или неправильно. Мы просто своими поступками отражаем наш сегодняшний уровень мышления, опыт, состояние нервной системы и многое другое. Главное, действовать. Чтобы потом была возможность, обернувшись на результат, искать новые варианты решения проблем.

Никто и никогда не писал текст на чистовик без помарок. Почему вы себе не разрешаете быть несовершенным? Два месяца никуда не выходите, а с вами кто-то выходил на контакт? У вас есть близкие люди, родственники, друзья, знакомые?

Начните с кем-нибудь разговаривать. Если хотите, то воспользуйтесь телефоном доверия и поговорите с психологом о своем состоянии. Важно начать говорить о чувствах, это позволит ослабить напряжение, появится энергия. И, возможно, вы поймете, где кроется проблема вашей остановки.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru запись закреплена

Тема 5. Юридические лица

1. ЗАО «Сибкабель» (поставщик) по договору поставки с АТС–1 (покупатель), являющейся структурным подразделением ОАО «Томсктелеком», отгрузило 10 барабанов телефонного кабеля. Покупатель полученную продукцию не оплатил вследствие отсутствия необходимых средств. ЗАО «Сибкабель» предъявило требование к ОАО «Томсктелеком». Последнее в оплате отказало по мотиву: «Товар не заказывали».
Решите спор. Кто является сторонами договора поставки? Для кого возникли права и обязанности из договора?

2. Сельскохозяйственный кооператив «Агро» заключил с бригадой, состоящей из 10 человек, договор на изготовление нескольких цистерн емкостью по 3 тыс. литров. По доверенностям членов бригады договор был подписан бригадиром Шмаковым. Исполнив работы, бригада потребовала расчет, но кооператив отказался оплатить работы.
Шмаков от имени бригады обратился в суд. При рассмотрении дела представитель кооператива заявил, что бригада не имеет счета в банке, куда можно было бы перечислить деньги, а выдавать наличными крупную сумму денег неюридическому лицу кооператив не имеет права.
Решите спор. Возникло ли в данном случае отношения представительства? Обоснуйте свой ответ.

3. Томский филиал ЗАО «Братья Астафуровы», зарегистрированного в г. Абакане, заключил от своего имени договор поставки с ЗАО «Прогресс». К обусловленному сроку договор не был исполнен. ЗАО «Прогресс» предъявило филиалу иск о взыскании неустойки на сумму 10 000 руб. за просрочку исполнения договора. В арбитражном суде филиал иск не признал и просил производство по делу прекратить, поскольку:
а) филиал не может от своего имени заключать договоры;
б) директор филиала заключил договор на сумму 50 000 руб., а в соответствии с Положением о филиале, утвержденным ЗАО «Братья Астафуровы», томский филиал вправе заключать договоры на сумму, не превышающую 15 000 руб.
ЗАО «Прогресс» настаивало на рассмотрении спора, указывая, что филиал зарегистрирован в г. Томске и обладает правом юридического лица. То же обстоятельство, что директор филиала заключил договор с превышением своих полномочий, не может служить основанием ни для прекращения производства по делу, ни для признания договора недействительным.
Решите дело. Оцените возражения сторон и дайте им правовую оценку.

4. Преподаватель исторического факультета Никонов, придя на занятия, сдал в гардероб Томского университета свое пальто. Когда он потребовал его обратно, предъявив полученный номерок, то оказалось, что его пальто выдали другому лицу и отыскать его впоследствии не удалось. Университет возместить стоимость утраченного пальто отказался.
Никонов предъявил иск в суд. Представитель университета, возражая против иска, утверждал, что ответственность за утрату пальто должен нести не университет, а работница гардероба, которая при поступлении на работу предупреждалась администрацией о полной материальной ответственности за утрату принятой на хранение одежды.
Как следует решить дело? Назовите субъектов спорного правоотношения.

5. В августе 2010 года в результате слияния ООО «Феникс» и ПТ «Лукин и К°» возникло новое юридическое лицо — ООО «Альянс». За 4 месяца до реорганизации ООО «Феникс» заключило договор на ремонт своих производственных помещений с ООО «РСУ–10». За 2 месяца работы были выполнены, однако ООО «Феникс» не оплатило счет, ссылаясь на временное отсутствие средств. На момент регистрации ООО «Альянс» задолженность перед ООО «РСУ–10» составила 300 000 руб. ООО «РСУ–10» предъявило требование об уплате этой суммы к ООО «Альянс», на что представитель последнего заявил, что обязанной стороной перед ООО «РСУ–10» являлось ООО «Феникс», которое в настоящий момент прекратило существование, а ООО «Альянс» не может отвечать по чужим долгам.
Является ли ООО «Альянс» обязанным перед ООО «РСУ–10»? Каковы права кредиторов при реорганизации юридического лица-должника?

6. Администрация г. Томска решила разделить МУП «Строительство и ремонт» на два самостоятельных ремонтно-строительных предприятия — МУП «РСУ–1» и МУП «РСУ–2». После реорганизации ООО «Пищеторг», как кредитор МУП «Строительство и ремонт», обратилось к МУП «РСУ–1» с требованием об уплате 80 000 руб. задолженности. Директор МУП «РСУ–1» отказался удовлетворить это требование и посоветовал обратиться к МУП «РСУ–2», но то также отказалось уплатить долг, указывая на то, что МУП «Строительство и ремонт» при разделении на два самостоятельных предприятия ликвидировалось и прекратило расчеты с кредиторами.
ООО «Пищеторг» предъявило иск к обоим предприятиям.
Как решить спор? Чем отличается реорганизация юридического лица от его ликвидации?

7. Учредитель ООО «Свифт» Иванов принял решение о ликвидации общества. Работники общества (четыре человека) потребовали вместо ликвидации продать предприятие им. Однако, поскольку стороны не сошлись в цене, Иванов дал объявление в газете о ликвидации общества и указал срок для заявления претензий кредиторами в один месяц.
Может ли Иванов принять решение о ликвидации общества? Правомерны ли требования трудового коллектива о продаже им предприятия? Каков порядок ликвидации юридического лица по ГК РФ?

8. Коммандитное товарищество Иванова и Коренева «Факел» поставляло товары для ЗАО «Ролтом». Договор был исполнен не в полном объеме. АО «Ролтом» предъявило претензию к коммандитному товариществу об уплате неустойки и возмещении убытков на сумму 800 тыс. руб. Товарищество отказалось удовлетворить претензию со ссылкой на отсутствие средств на счете. Другого имущества у него не было. ЗАО «Ролтом» предъявило иск к действительным членам товарищества Иванову и Кореневу об уплате штрафа и возмещении убытков в полном объеме.
Является ли коммандитное товарищество юридическим лицом? Несет ли оно ответственность по своим обязательствам и каким имуществом? Кто является сторонами договора поставки? Правомерно ли предъявлен иск к Иванову и Кореневу?

9. Производственный кооператив «Север» заключил договор с МУП «Транспортное управление» на поставку 10 тонн торфа. Заказ был выполнен, но счет ко¬оператив оплатить не смог из-за отсутствия необходимых средств. Тогда МУП «Транспортное управление» предъявило требование о взыскании с каждого члена кооператива по 1/30 от суммы долга.
Правомерно ли требование предприятия? При каких условиях и в каком порядке члены производственного кооператива несут ответственность по долгам кооператива?

10. В результате некачественного строительства часть гаражей, выстроенных производственным кооперативом «Строитель», разрушилась. Собственники разрушенных гаражей предъявили кооперативу иск о возмещении причиненных убытков. Их требования были судом удовлетворены. Поскольку у кооператива не оказалось ни денежных средств, ни иного имущества, истцы предъявили требование о возмещении убытков к членам кооператива Боеву, Свириденко и Иванову солидарно.
Решите задачу. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Несут ли имущественную ответственность юридические лица по своим обязательствам? На какое имущество может быть обращено взыскание?
2. Отвечают ли по обязательствам юридического лица их учредители (участники, члены, акционеры)? Если да, то при каких условиях?
3. Каким имуществом, в каком порядке и в каком размере несут ответственность по обязательствам производственного кооператива его члены?
Решение задачи обоснуйте нормами ГК РФ и иных нормативных актов.

11. Ильина, участница ООО «Сатурн», решила выйти из общества и продать свою долю в уставном капитале своей соседке по дачному участку Смирновой.
Вправе ли она это сделать? Ответьте на следующие вопросы:
1. Вправе ли участник общества с ограниченной ответственностью выходить из общества?
2. Каковы права участника при выходе из общества?
3. Можно ли продать или подарить долю в уставном капитале? Предусматривает ли гражданское законодательство отчуждение такого объекта?
4. Как определяется стоимость доли участника при ее отчуждении?
5. В чем состоит сущность преимущественного права покупки доли? Каковы права участника, желающего продать долю, при отказе иных участников общества от ее приобретения?
Решение задачи обоснуйте нормами ГК РФ и иных нормативных актов.

12. Томская общественная организация воинов-афганцев, зарегистрированная в качестве юридического лица, для обеспечения своих членов благоустроенным жильем создала строительный участок и приступила к возведению многоэтажного жилого дома. Однако средств для бесперебойного строительства дома у организации было недостаточно, и тогда председатель организации принял решение создать коммерческий отдел, основной целью которого было бы занятие предпринимательской деятельностью (торговля спиртными напитками), а получаемую прибыль направлять на строительство жилого дома.
Законной ли будет деятельность общественной организации по строительству жилого дома и продаже спиртных напитков?
Вариант: Строительство жилого дома велось для свободной продажи квартир по рыночным ценам любым гражданам и организациям.
Дайте правовую оценку действиям общества.

13. ОАО «Профспорт» предъявило иск муниципальному учреждению «Спортивная школа по плаванию» (далее — учреждение) о взыскании задолженности по договору аренды плавательного бассейна — суммы арендной платы за 2011 год в размере 300 000 руб. и пени за просрочку внесения арендной платы за указанный период в размере 200 000 руб.
При рассмотрении дела в суде выяснилось, что учреждение было создано департаментом недвижимости и управлением образования г. Томска (учредители). Представитель ответчика считал, что учреждение не может отвечать по иску, и обязанность уплатить долг должна быть возложена на учредителей.
Решите спор. В чем состоят особенности ответственности учреждений по законодательству РФ? Правильны ли возражения представителя ответчика?

14. Администрация г. Юрги приняла решение о ликвидации муниципального предприятия «Теплосети». Была создана ликвидационная комиссия, которая в установленном порядке приступила к ликвидации предприятия. Однако имущества для удовлетворения требований всех кредиторов не хватило и в удовлетворении требований кредиторов пятой очереди было отказано в «связи с отсутствием имущества у ликвидируемого предприятия».
Кредитор пятой очереди ООО «Светлый сон» обратилось с требованием о погашении признанного ликвидационной комиссией предприятия долга за выполненные работы в сумме 500 000 руб. к администрации г. Юрги. Получив отказ, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы долга.
Решите дело .Может ли нести ответственность по долгам предприятия г.Юрга в лице администрации города?

15. В состав учебного института, являющегося негосударственным образовательным учреждением, входят несколько факультетов, научных лабораторий и учебных центров. В рамках новой структурной политики руководство института решило наделить отдельные структурные подразделения правами юридического лица, с тем чтобы они приобрели финансовую самостоятельность, оставаясь в составе института.
Регистрирующий орган усомнился в возможности существования в составе одного юридического лица других самостоятельных юридических лиц и обратилась за разъяснениями к консультанту.
Дайте консультацию. Можете ли вы привести примеры, когда в составе юридического лица имеются подразделения, обладающие правом юридического лица.

16. Акционерное общество «Форпост» было реорганизовано путем разделения его на два самостоятельных предприятия: ЗАО «Старт» и ОАО «Поиск». Кредиторы общества не были своевременно уведомлены о реорганизации и узнали о прекращении деятельности АО лишь из газет. Договоры, заключенные ими с АО, не были исполнены обществом, в результате чего кредиторы понесли значительные убытки. Правопреемники «Форпоста» в ответ на претензии кредиторов заявили, что на момент реорганизации никаких долгов АО перед кредиторами не существовало, поэтому в разделительном балансе какие-либо обязательства перед кредиторами отсутствуют. Кроме того, за прошедшее время из состава АО «Старт» выделилось общество «Империал», которое получило большую часть активов «Старта». Поэтому АО «Старт» не в состоянии возместить кредиторам убытки, причиненные его правопредшественником. Потерпевшие обратились к юристу с вопросом о возможных способах защиты их прав.
Ответьте на поставленный вопрос.
В каком порядке должна проводиться реорганизация юридического лица? Какие последствия наступают, если этот порядок нарушен?

!Правоведение.docx

1. Лебедева обратилась к руководителю предприятия по месту работы мужа с письменным заявлением, в котором просила не выдавать супругу заработную плату, так как он тратит её на приобретение охотничьих принадлежностей, что отрицательно отражается на материальном положении семьи.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Когда возникает и прекращается правоспособность?

2. Какие органы могут ограничить дееспособность?

3. Имеет ли право администрация в данном случае ограничить Лебедева в дееспособности?

— Согласно п. 2 ст. 17 ГК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

— Совершеннолетние граждане могут быть ограничены в дееспособности на основании судебного решения, и им назначается попечитель. Основанием для ограничения дееспособности гражданина является: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, если при этом он ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). В данной норме заложено два юридических факта, которые должны быть в наличии одновременно:
1) гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами;
2) гражданин ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Исходя из вышесказанного, администрация предприятия не имеет право ограничить гражданина Лебедева в дееспособности.

2. Жукова утверждала, что, придя на работу в институт 10 мая, сдала своё пальто в гардероб и, как часто это делала, не взяла номерок. Когда она пришла получать пальто, выяснилось, что его нет в гардеробе.

Поскольку институт отказал Жуковой в выплате стоимости похищенного пальто, она обратилась в суд с иском к институту о возмещении ущерба. Представитель института в суде пояснил, что институт не должен возмещать истице ущерб, поскольку она не может предъявить номерок, свидетельствующий о сдаче пальто в гардероб. Жукова настаивала на своём требовании и утверждала, что сотрудники могут подтвердить сдачу ею пальто в гардероб института.

Решите возникшую ситуацию.

В ст. 924 ГК РФ речь идет об общих случаях, связанных с необходимостью оставления гражданами своих вещей в отведенных помещениях или специально предназначенных для этого местах. Такая необходимость возникает независимо от того, имеются или нет в соответствующих организациях гардеробы или другие подобные места, а также обслуживающий персонал для приема вещей на хранение.

Хранение вещей в гардеробах по общему правилу является безвозмездным, если вознаграждение за хранение не обусловлено при сдаче вещи на хранение.

Оформления договора производится в упрощенном порядке. Выдача гражданину номерка или жетона не представляет собой письменную форму договора, тем не менее в силу ст. 887 ГК приравнена к нему.

При возврате вещей из гардероба учреждений, предприятий по предъявлению номеров (жетонов) хранитель не обязан проверять полномочия предъявителя на получение вещей. Однако он обязан принять все меры для обеспечения сохранности вещи. В этой связи хранитель вправе потребовать дополнительных доказательств, удостоверяющих право владельца жетона на получение вещи.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда поклажедатели заявляют иски о взыскании ущерба, указывая на то, что вещи были выданы другим лицам по похищенным у них номерам (жетонам).

Ответственность хранителя определяется общими положениями о безвозмездном и возмездном хранении (ст. 891 ГК).

Так, согласно ст. 891 ГК РФ 1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.

При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

3. Акционерное общество обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании задолженности по арендной плате и эксплуатационным платежам.

Ответчик в отзыве на исковое заявление предъявленное к нему требование не признал, сославшись на прекращение его обязательства по арендной плате зачётом встречного однородного требования, возникшего у него по другому договору с акционерном обществом.

Истец в судебном заседании заявил о ничтожности зачёта, поскольку право встречного требования возникло у ответчика в 1995 году, однако о зачёте было заявлено лишь в 2000 году, то есть по истечении трёхгодичного срока.

Используя п.2 ст. 199 и ст. 411 ГК РФ, разрешите ситуацию.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. 411 ГК РФ не допускается зачет требований, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек.

Исходя из вышесказанного, суд должен удовлетворить иск истца, т.к. истек срок исковой давности к зачету требований (3 года – ст. 196 ГК РФ), и истцом была заявлена исковая давность до вынесения решения судом.

Репетитор по обществознанию и истории.

Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, религиовед-преподаватель (бакалавр, 2015 г.); философ-преподаватель, учитель обществознания (магистр, 2017 г.).
Участник Летней школы для учителей обществознания – 2016, философский факультет МГУ.
Опыт преподавания истории и обществознания в школе – с 2015 года.
Имеет первый разряд по шахматам. Ведет кружок шахмат в начальной школе с 2011 года.
Репетиторская деятельность – с 2012 года.

Район: Выхино. Выезд: Центр, Юго-Восток, Юг, Восток, Север, Северо-Восток, Большая кольцевая Восток, Косино.

Плюс: дистанционные занятия.

Ставка: 1333 руб. / ч

ЕГЭ по обществознанию: 1333 руб. / ч

ЕГЭ по истории: 1333 руб. / ч

Длительность занятия: 60-90 мин.

Автор статей по истории и обществознанию в журналы различного уровня, в том числе и международного.

Постоянный участник международных форумов и летних школ для учителей истории и обществознания.

Обучение идет на базе собственных научных исследований, то есть отсутствует пересказ учебника за ваши же деньги.

С 2017 года являюсь ЭКСПЕРТОМ ГИА — 9 и 11 по обществознанию.

Курсы повышения квалификации и переподготовки:
1. Московский институт открытого образования, «Подготовка учителей основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 3. Реализация образовательных технологий на основе деятельного подхода в условиях введения ФГОС ООО» – 108 часов;
2. МГУ им. М.В. Ломоносова – «Летняя школа для учителей обществознания» – 18 часов;
3. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология групп» – «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» – 72 часа;
4. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология групп» – «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя» – 72 часа;
5. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология групп» – «Методика выполнения заданий ЕГЭ по истории с развёрнутым ответом» – 72 часа;
6. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология групп» – «Углублённая подготовка школьников к творческим заданиям ЕГЭ и олимпиад по обществознанию» – 72 часа;
7. Московский городской педагогический университет, «Проектирование уроков в условиях реализации ФГОС» – 72 часа;
8. Центр педагогического мастерства, «Развитие таланта школьников в предметных областях. Организация и проведение этапов Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных соревнований». Модуль «Подготовка обучающихся к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву» – 48 часов;
9. Центр педагогического мастерства, «Развитие таланта школьников в предметных областях. Организация и проведение этапов Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных соревнований». Модуль «Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников» – 24 часа;
10. Московский институт открытого образования, «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного образования (ГИА-9) по обществознанию в 2017 году» – 36 часов;
11. Московский институт открытого образования, «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного образования (ГИА-11) по обществознанию в 2017 году» – 36 часов.

Подрастающее поколение стремится за новыми разработками и технологиями современности, а вот преподаватели не спешат изменять своим устоявшимся, привычным методам преподавания. Поэтому в большинстве учебных заведений преподаватели требуют от студентов написание лекций. Как же поступить?

Писать или не писать лекции, каждый для себя решает сам. С одной стороны, это действительно огромная трата времени, иногда и в самом деле бесполезная. Но есть в этом требовании и обратная сторона, которая играет на руку студентам.

Приведу несколько причин, по которым лекции писать все-таки следует:

1. Уже сам процесс написания лекции дает вам плюс. Большинство преподавателей смотрят, пишет студент лекции или нет. Во время лекции они ходят по аудитории и наблюдают. Если первокурснику кажется «нас — много, он — один, буду незаметным, он и не запомнит, кто писал, а кто нет», то студенты старших курсов уже точно знают, что к концу семестра преподаватель практически всех своих студентов знает в лицо, а к концу курса помнит всех по именам. Поэтому, придя на зачет, знайте, преподаватель прекрасно видел вашу работу на его лекциях и уже составил о вас определенное мнение.

2. Еще один плюс процесса написания лекции. Поскольку при записи приходится сосредотачиваться на смысле того, что пишешь, то волей-неволей запоминаешь то, что написал. Пусть не все, пусть всего несколько фраз, главное, что уловил смысл и он отложился в памяти. Уже то, что вы запомнили хотя бы тему лекции, дает гарантию не попасть в анекдотическую ситуацию, когда на вопрос преподавателя: «Какого цвета учебник?» раздается возмущение студенчества: «Во валит гад!». К концу семестра преподаватель практически всех своих студентов знает в лицо
Фото:

3. Тетрадь с конспектами лекций может послужить пропуском на зачет или экзамен. Некоторые преподаватели ставят условие: приходить на зачет (экзамен) и предъявлять преподавателю свой конспект. При этом преподаватель может расписаться практически на каждой странице вашего конспекта, чтобы его повторно не принес другой, менее старательный студент.

4. Хорошо написанный конспект может увеличить шансы на получение зачета автоматом. В моей практике были случаи, когда имея полный конспект и парочку плюсов за работу на семинарах, я получала зачет автоматом. Правда, было еще несколько нюансов. Конспекты выглядели достаточно красиво, т. е. при написании использовались разные чернила, цитаты были выделены, мысли в тексте разделялись по абзацам. В некоторых местах даже были вклеены дополнительные странички с выдержками из других источников по данной теме. Конечно пришлось приложить немного больше усилий, но результат того стоил. Вид конспекта произвел должное впечатление на преподавателя — зачет был получен автоматом, и не пришлось тратить время на зубрежку. Ну и естественно, стопроцентная посещаемость данного предмета.

5. Некоторые преподаватели разрешают во время сдачи экзамена пользоваться конспектом открыто. Единственное условие — конспект должен быть написан именно вами. Плюс, после ответа по билету, несколько вопросов по другой теме.

6. Конспект можно использовать на экзамене как шпаргалку. Есть такие шпаргалки «бомбы», когда на экзамене чистый листок незаметно заменяется на заранее заготовленный ответ на вопрос. Но в этом случае лекции следует писать только одним цветом чернил и каждый вопрос начинать с новой страницы. Недостатком такого применения конспекта является то, что у преподавателя достаточно опыта, чтобы определить, учили вы или воспользовались шпаргалкой. Поэтому дополнительные вопросы будут далеки от тех, которые были в вашем билете.

7. Еще один плюс от того, что у вас будет полный конспект лекций, в том, что в ночь перед экзаменом общую тетрадь прочитать гораздо легче и быстрее, чем стопку учебников. Хорошо написанный конспект может увеличить шансы на получение зачета автоматом
Фото:

8. После использования конспекта по назначению не спешите его выбрасывать. Ведь на следующий год на ваше место придут другие студенты, и среди них наверняка найдутся не такие ответственные, как вы. Вот тут-то и пригодится ваш конспект, который можно будет обменять на более полезные для вас вещи.

9. Необходимо определить нужность предмета, по которому у вас остался конспект. В некоторых случаях его хранить просто необходимо. Простой пример из моей студенческой жизни. На пятом курсе, перед последней преддипломной практикой нам зачитали список предметов, которые вынесли на госэкзамен. Большинство студентов было в шоке — из семи предметов два были пройдены на втором и третьем курсе, а конспекты по ним благополучно выброшены. Причем один из этих двух предметов сдавали только по лекционному материалу, поскольку учебников не было совсем, а автором лекций являлся сам преподаватель. После использования конспекта по назначению не спешите его выбрасывать
Фото:

Возможно, что в процессе обучения у вас появятся свои не менее важные причины, по которым необходимо писать лекции. А может быть, вас не убедили даже эти, и вы своими прочными знаниями, полученными с помощью современных технологий, сумеете убедить преподавателей в бесполезности рукописных лекций.

Удачной вам учебы!

Теги: современность, лекции, студенты, преподаватели, конспект лекций, подрастающее поколение

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

  • Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

  • Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моменты Излагаемая информация Время, мин.
Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. 5-8
Составление плана Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. 8-10
Подведение итогов Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. 5-8
Анонс следующего занятия, задание на дом Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. 2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

© НИКУЛИНА С. Ю., ПЕТРОВА М. М., САЛМИНА А. Б., БУЯНКИНА Р. Г., СОКОЛОВСКАЯ М. В. УДК 378:331.108.5

РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

P%’>м%. В настоящей статье приведен опыт поощрения профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников за качество работы в образовательной организации. Кл>ч%вы% слова: рейтинг, мотивация активности, преподаватель.

LECTURERS RATING AS AN INSTRUMENT IN ACHIEVING THE GOALS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Key words: rating, activity motivation, lecturer.

Стабильность кадрового состава является одним из условий качественной и эффективной работы образовательной организации во всех сферах её деятельности. Продвижение персонала по службе зависит от индивидуального рейтинга преподавателя, а также степени квалификации (учёная степень, ученое звание, учебно-методическая работа, печатные труды, организаторские способности, результаты научно-исследовательской работы и работы со студентами, повышение квалификации).

Программа развития Университета с самого начала предполагала разнообразные механизмы материальной мотивации разных категорий сотрудников университета. Для стимулирования и поддержания сотрудничества в рамках Университета высшим руководством сформирована система стимулирования внедрения инноваций и усовершенствований образовательной деятельности, что закреплено в виде «Положения о наградах и поощрениях». Кандидатуры для представления на поощрения (победители по результатам внутреннего аудита, итогам конкурсов «Лучший лектор года» , «Лучшее учебное пособие года» , «Лучшая монография года» обсуждаются на собраниях и совещаниях коллективов структурных подразделений (кафедры, управления, отделы). Ежегодно в День университета победители получают публичные благодарности и награды, включая денежные премии.

Рейтинг преподавателей в нашем вузе был внедрен в 2007 году как инструмент мотивации работы преподавателей за индивидуальные достижения и публикации научных, методических и других трудов. В «Положение о рейтинге профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников» ежегодно вносятся

дополнения и изменения . Критерии оценки деятельности преподавателей для определения индивидуального рейтинга разрабатываются коллегиально экспертной комиссией Университета (ректор; проректор по учебной работе; проректор по научной работе; проректор по инновационному развитию и международной деятельности; проректор по лечебной работе, начальник медицинского управления; проректор по организационно-правовой работе; проректор по информационным технологиям и корпоративной политике) и могут подвергаться ежегодной коррекции в соответствии с меняющимися приоритетами развития Университета, но не более 1 раза в год и не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока заполнения индивидуального рейтинга в отчетном году.

Критерии оценки деятельности отражают основные направления работы преподавателей и научных сотрудников, актуальные для позиционирования Университета в научно-образовательном пространстве в Российской Федерации и за рубежом.

Например, мы определили и рекомендовали не мотивировать простые задачи. Так, в 2014 году не оценивали тезисы, опубликованные в российских научных сборниках. Мы хотим постепенно перейти к реальной конкуренции сотрудников уже внутри самого рейтинга. Поэтому установление материального вознаграждения за качество выполняемых работ сотрудников Университета осуществляется по итогам индивидуального рейтинга и является моральным и материальным поощрением за качество работы в отчетном периоде. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем, как об акте признания коллегами и администрацией образовательной организации конечных

Рейтинг преподавателей как инструмент в достижении целей образовательной организации

результатов деятельности конкретного преподавателя или научного работника, продуктивности и качества его работы по подготовке специалистов и проведению научных исследований. Используемые при этом показатели и методика количественной оценки (ранжирования) деятельности сотрудников разработаны проректорами Университета совместно с ректором. Результаты рейтингового анализа являются информационной базой ректората и могут быть использованы при заключении трудового договора (контракта) и морального и материального поощрения сотрудников Университета.

Например, в 2014 году, статьи, опубликованные в журналах с импакт-фактором 0,3 и менее, оценивали в 75 баллов, а статьи, опубликованные в журналах с импакт-фактором более 0,3 — в 100 баллов. Результаты мониторинга деятельности вуза выявили, например, отсутствие статей в журналах Scopus, Web of Баепсе. Это стимулировало дополнительные изменения в рейтинге ППС, позволяющие улучшить процесс публикаций. Так, например, промежуточный анализ результатов данных показателей в 2015 году показал, что статей, опубликованных в российских журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus — 24 и опубликована статья в зарубежном журнале, индексируемом в Web of Science или Scopus — 1.

Таким образом, применение рейтинга позволило:

— выявить вклад каждого сотрудника в результаты деятельности Университета;

— получить основание для морального и материального поощрения работников;

— повысить мотивацию работников и обеспечить личную заинтересованность работников в повышении квалификационного уровня научной и учебно-методической работы.

Еще одна особенность нашей системы рейтинга в том, что она позволяет поддержать как можно больше работников Университета, обладающих разными компетенциями и интересами. Если в 2009 году в заполнении рейтинга приняло участие 521 человек, то в 2014 году — 712 человек.

Заполнение форм в модуле «Индивидуальный рейтинг ППС» осуществляется преподавателями и научными сотрудниками самостоятельно в течение календарного года и завершается в срок до 31 декабря (24:00), после чего внесение им изменений блокируется.

Каждый преподаватель или научный сотрудник получает материальное вознаграждение согласно количеству баллов, полученных им при расчете рейтинга в корпоративной информационной системе. Количество баллов умножается на индексный эквивалент (индексный эквивалент определяет ректор Университета).

Получение материального вознаграждения по итогам рейтинга не распространяется на следующие категории сотрудников: ректор, проректоры, профессора и доктора наук Университета — получатели в год начисления материального вознаграждения выплаты в рамках закона

Красноярского края «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» .

Подведение итогов рейтинга, а также рассмотрение спорных вопросов, апелляций и предложений, осуществляются экспертной комиссией Университета, которая создается на основании приказа ректора Университета.

Комиссия имеет право затребовать у участника конкурса дополнительные материалы, подтверждающие достоверность сведений, представленных в его индивидуальном рейтинге. Предоставление заведомо недостоверных сведений является основанием для исключения преподавателя или научного сотрудника из участия в конкурсе текущего года.

В состав экспертной комиссии входят: проректор по учебной работе; проректор по научной работе; проректор по инновационному развитию и международной деятельности; проректор по лечебной работе, начальник медицинского управления; проректор по информационным технологиям и корпоративной политике; проректор по организационно-правовой работе, деканы факультетов/института, руководители института/направления подготовки.

Возглавляет экспертную комиссию ректор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение экспертной комиссии по вопросам, возникающим в процессе подведения рейтинга ППС, считается принятым, если за него проголосовали большинство членов комиссии.

Проректоры Университета осуществляют проверку следующих категорий:

— учебно-методические публикации — проректор по учебной работе;

— результаты научно-исследовательской деятельности — проректор по научной работе;

— публикации и деятельность в сфере международного сотрудничества, грантовой и инновационной политики — проректор по инновационному развитию и международной деятельности.

Деканы факультетов/института, руководители института/направления подготовки, ответственные за проверку портфолио сотрудников своих подразделений, осуществляют проверку в период с 01 января по 10 января (включительно) следующего календарного года. Проверка портфолио деканов осуществляется проректорами Университета.

После окончания проверки портфолио деканами факультетов/института, руководителем колледжа, в течение 2 рабочих дней проректоры по учебной работе, научной работе, инновационному развитию и международной деятельности осуществляют выборочную проверку результатов проверки портфолио (не менее 5% от общего количества портфолио сотрудников) для контроля качества выполненной проверки. В случае обнаружения некорректного учета результатов деятельности сотрудника деканом/ руководителем соответствующего факультета/института экспертная комиссия принимает решение о персональной ответственности декана/руководителя.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки портфолио и списка публикаций, экспертная комиссия принимает и рассматривает замечания и вопросы (в очной форме) от сотрудников Университета по вопросам результатов текущего рейтинга.

После окончания указанной процедуры экспертизы экспертная комиссия принимает решение об итогах рейтинга и оповещает о нем сотрудников Университета.

Руководство Университета не заинтересовано в пассивных преподавателях и в слабых рейтингах Университета. Нужна конкурентная среда, чтобы вместе с ростом базовых окладов сотрудников постоянно повышались квалификационные требования к занимаемым должностям. Поэтому руководство при помощи рейтинга улучшает достижимость целевых показателей вуза, укрепляет его позиции на уровне страны.

Литература

1. Закон Красноярского края от 20.06.2012 № 2-432 «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» (подписан Губернатором Красноярского края 02.07.2012 года).

4. Петрова М.М., Буянкина Р.Г., Хатинская С.В. Положение о конкурсе «Лучшая монография года». — Красноярск: КрасГМУ, 2013. — 8 с.

Сведения об авторах

Никулина Светлана Юрьевна — доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой внутренних болезней № 1, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2200495; e-mail: nicoulina@mail.ru.

Петрова Марина Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой поликлинической терапии и семейной медицины с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1, тел. 8 (391) 2280860; e-mail: stk99@yandex.ru.

Салмина Алла Борисовна — доктор медицинских наук, профессор, проректор по инновационному развитию и международной деятельности, заведующая кафедрой биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1, тел. 8 (391) 2280769; e-mail: allasalmina@mail.ru.

Буянкина Римма Геннадьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-mail: buyankinar@mail.ru.

Соколовская Марина Владимировна — специалист по СМК отдела управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2271433; e-mail: sokolovskaya-marina@yandex.ru.

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 22004-95, e-mail: nicoulina@mail.ru.

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 2200628, e-mail: stk99@yandex.ru.

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 2280769, e-mail: allasalmina@mail.ru.

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 220 0821, e-mail: buyankinar@mail.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *