Аварийное жилье в липецке

Олег Станиславович, в редакцию пришли десятки вопросов читателей о том, что будет с многоквартирными домами, признанными аварийными после 2012 года?

Олег Рурин: Пока условия переселения и финансовой поддержки таких региональных программ не определены. По поручению президента, которое было дано на Госсовете в мае прошлого года, до 1 июля этого года соответствующий законопроект должен быть внесен в Госдуму.

Со следующего года планируется запуск новых механизмов, нового большого этапа реализации госпрограммы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым уже после 1 января 2012 года. А новые программы должны начаться с 1 января 2019 года.

В аварийных домах сейчас проживают 724,46 тысячи человек. Все они должны быть расселены по региональным и муниципальным адресным программам. Только в этом году на эти цели будет направлено 20,53 миллиарда рублей.

Как поменять развалюху

Софья Сергеевна Расулова, Энгельс Саратовской области: наш двухэтажный дом 1956 года постройки, с деревянными перекрытиями, держится на кирпичных подпорках, в квартирах трещины. Администрация обещает, что этот дом признают аварийным до 1 июля 2018 года. Есть ли шанс попасть в программу переселения?

Олег Рурин: Есть, но формат этих программ, условия переселения и другие условия будут определены только в середине этого года. Придется дождаться новых правил и внесения соответствующих поправок в Жилищный кодекс. Предлагаю после принятия нового закона еще раз встретиться и разобраться, каковы будут эти новые условия, что делать, куда обращаться и какая появится возможность улучшения жилищных условий.

Если дом признан аварийным, можно ли рассчитывать получить взамен аварийного жилья равноценную по площади квартиру во вторичном фонде?

Олег Рурин: Возможность такая есть. Но этот вопрос необходимо согласовывать в муниципалитете. Если можно за сопоставимые деньги найти вторичное жилье и при этом не потребуется дополнительное расходование бюджетных средств, почему нет?

Другой вариант — договориться, например, о процедуре выкупа жилья в аварийном доме. И, соответственно, использовать эти деньги самостоятельно уже для приобретения квартиры во вторичном жилом фонде.

Юрий Александрович Петушевский, Гатчина: Наш дом комиссия обследовала в начале этого года, но жители до сих пор не могут узнать, признан он аварийным или нет. Как узнать?

Олег Рурин: Юрий Александрович, чтобы узнать, признан ли дом аварийным, заходите на сайт — Реформажкх.ру. В разделе «Переселение граждан» выбираете «аварийный жилищный фонд, признанный после 1 января 2012 года». Там увидите вкладку с перечнем регионов. Находите свое муниципальное образование и перечень домов, которые признаны аварийными. Они у нас учтены поштучно. Также можете через опцию «поиск» ввести свой адрес и сразу найдете ваш дом. На этом официальном ресурсе собрана вся информация по всем аварийным домам в стране, со всеми характеристиками, с реквизитами актов и датами о признании домов аварийными, с количеством людей, ожидающих переселения и т.д.

Вы сталкивались с такими случаями, когда местной власти выгоднее не включать дом в программу капремонта, а признать его аварийным и расселить?

Олег Рурин: Считаю, что если местные власти идут на этот шаг, то это по-хозяйски рачительно. В чем смысл вкладывать, к примеру, половину от стоимости нового жилья в ремонт дома, который через 5-10 лет все равно будет признан аварийным? Напомню, в капремонт входит обновление фасада, инженерных систем, кровли, лифтов. Все остальное, тот же фундамент, не меняется. Поэтому если вовремя провести хороший ремонт, то можно на время продлить ресурс дома. Но если 50 лет никаких работ не проводилось, то «косметикой» делу не поможешь.

Инфографика «РГ»: Леонид Кулешов/ Ольга Бухарова

Пока кирпич на голову не упадет

Для регионов проблемы, возникающие с проведением капремонта, очень чувствительны. Они интересуют практически всех наших читателей — от Калининграда до Владивостока. Максютова Флюра Ахияровна спрашивает: должны ли мы платить за капремонт дома, если он заселен только в октябре 2014 года?

Олег Рурин: Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников в многоквартирном доме возникает не позднее чем через пять лет с даты включения этого дома в региональную программу капремонта.

Более конкретно выяснить, когда начинать оплачивать взносы на капремонт, нужно в местных органах власти.

Какой смысл вкладываться в ремонт дома, который через 5-10 лет будет признан аварийным

Людмила Рута, Советск Калининградской области: дом № 16 по ул. Пушкина был построен в 1908 году. Сейчас здание находится в ужасном состоянии: кровля протекает, квартиру регулярно заливает. Печные трубы на крыше настолько разрушены, что кирпичи падают на асфальт. Неоднократно обращалась в администрацию муниципалитета включить дом в программу капитального ремонта. В ответ — отписки. Есть ли шансы ускорить этот процесс?

Олег Рурин: Информацию о том, включен ли многоквартирный дом в региональную программу капремонта, легко можно проверить на официальном ресурсе: Реформажкх.ру в разделе «Капитальный ремонт». Все многоквартирные дома учтены, по каждому указаны виды и сроки проведения работ.

Но в региональную программу капитального ремонта не включаются дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов или в которых совокупная стоимость услуг и работ по капремонту не вписывается в нормативы. При этом региональные власти должны решить вопрос: сносить или реконструировать эти дома, законодательство обеспечивает жилищные права собственников и нанимателей жилых помещений.

От балка до дворца

В нашей жизни нет ничего более постоянного, чем временное. И этот вопрос, наверное, волнует многих живущих сегодня в балках. Основная проблема в Югре и на Ямале — это переселение из вагончиков, в которых многие «строители коммунизма» живут еще с 70-х годов прошлого века. Пожилая учительница как-то дозвонилась до главы государства и пожаловалась, что вагончик, в котором полвека живет ее семья, насквозь промерзает в 40-градусные морозы. Власти на местах пытаются решить эту проблему, но она еще далека от разрешения. Может, у вас есть какой-то рецепт ее решения?

Олег Рурин: Мы этой проблемой не занимались, хотя она нам известна. Дело в том, что эти вагончики не являются жилищным фондом, они официально не относятся к жилым домам. И, соответственно, не ведется статистики, сколько в них проживает граждан. Поэтому очень тяжело отличить вагончик, в котором живут уже несколько десятилетий, от какого-то приспособленного помещения, которое возникло совсем недавно.

Этой проблемой занимаются на местном уровне. Насколько знаю, в Югре на ее решение выделяются значительные объемы финансирования. В том числе организован учет нуждающихся в переселении.

Что касается промерзающего балка, то, наверное, можно и самим жильцам позаботиться об утеплении своего жилища. Когда даже на подобные вопросы должно искать ответы только государство, это не совсем справедливо.

Ольга Штраус, Санкт-Петербург: ежегодно от 100 до 300 бывших доходных домов в Северной столице, где сейчас многоквартирные дома, приходят в негодность. Возникает проблема: исторический центр Петербурга на 90 процентов состоит из объектов культурного наследия, которым требуется реставрация. А это в отличие от ремонта совсем другие деньги. Предусмотрено финансирование подобных работ из средств фонда?

Олег Рурин: О каких-либо целевых программах, финансирующих реставрацию объектов культурного наследия, по крайней мере относящиеся к деятельности фонда или минстроя, мне неизвестно.

В Северной столице один из самых низких показателей в стране по размеру взноса на капитальный ремонт. Программа капитального ремонта в Санкт-Петербурге в значительной степени реализуется за счет средств городского бюджета. Соответственно, распределение этих средств между обычными видами ремонта и специальными видами работ, в том числе и реставрационного характера, это прерогатива города. Вопрос лишь в соотношениях в распределении этих средств, приоритетов по домам различных групп.

Стоимость реставрационных работ в три и более раз дороже обычного капремонта, она требует больших вложений. Сомневаюсь, что в ближайшие годы может возникнуть какая-либо целевая программа, выходящая за рамки большого капремонта, который идет сейчас по всей стране.

Ключевой вопрос

Можно ли сэкономить со счетчиком?

Ирина Борисовна, Екатеринбург: в доме 1978 года постройки нет технической возможности установить индивидуальные приборы учета тепла. Есть только общедомовой счетчик. Подскажите, как в таких домах сэкономить на коммунальных платежах?

Олег Рурин: На самом деле индивидуальные счетчики не являются панацеей в решении вопроса экономии платы за тепло. Представьте, что всем поставили счетчики. Если у вас квартира находится в середине дома, то вы будете платить примерно вдвое меньше, чем жильцы угловой квартиры. Во-вторых, если вы уехали на долгое время в другой город и на время своего отсутствия закрутили все свои батареи. Это приведет к тому, что стены соседних квартир станут холоднее. И ваши соседи вынуждены будут прибавить тепло на своих отопительных приборах и больше за это платить. Гораздо больший эффект могут дать мероприятия, проведенные во всем доме. Это установка общедомовых узлов учета и управления погодного регулирования, модернизация системы отопления в том случае, если она недостаточно эффективна. Даст эффект и утепление отдельных частей дома — фасадов, лестничных клеток и т.д. Общедомовые мероприятия более эффективны, чем иллюзия экономии в каждой отдельной квартире.

Вы имеете ввиду обычные дома или те, что сейчас возводятся с уже установленной системой индивидуального учета и обогрева?

Олег Рурин: Далеко не всегда эти системы регулирования одновременно учитывают затраты на обогрев помещения. Между тем даже общедомовые счетчики установлены далеко не в каждом многоквартирном доме. И, кстати, они дают очень большую экономию по затратам ресурсов. На основании наших расчетов определили перечни домов, где установка этих общедомовых приборов может дать экономию, обеспечивающую окупаемость инвестиций в течение года-двух. По реализуемой сейчас фондом программе энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов мы считаем, что это мероприятие является ключевым.

В Липецкой области ведется работа по разработке новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Как сообщили Фонду содействия реформированию ЖКХ в Управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, по прогнозам, финансирование новой программы, которая начнет работать с 2019 года, может составить порядка 5,4 млрд. рублей.
— Сейчас мы разрабатываем эту программу, во втором полугодии 2018 года представим свои предложения в наше профильное министерство, к концу года ее необходимо утвердить и в следующем году начать выполнять. Это будет очень масштабная программа, — рассказал начальник Управления ЖКХ Липецкой области Валентин Кущенко.
По его словам, на текущий момент в регионе признаны аварийными 280 домов общей площадью 126 тыс.кв.м. Улучшения жилищных условий ожидают 6,8 тыс. жителей области, которым нужно предоставить более 3 тыс. новых квартир.
Напомним, 31 октября 2017 года правлением Фонда ЖКХ было признано выполненным обязательство региона по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, в срок до 1 сентября 2017 года.
В рамках реализации 185-ФЗ новые благоустроенные квартиры в 2013-2017 годах получили 4,3 тыс. человек. Было расселено 219 аварийных домов общей площадью 71,8 тыс.кв.м. На реализацию программных мероприятий из всех источников финансирования было направлено 2,76 млрд. рублей.
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Стоит ли рассматривать «дом под снос» как перспективную инвестицию и можно ли потом получить новостройку по цене старой «хрущевки»? Эксперты поясняют, что квартира в старом доме может оказаться удобным жилищем, однако переезда иногда приходится ждать очень долго, более того, спустя время можно получить абсолютно неприемлемый вариант.
Рассматривая приобретение недвижимости не как решение жилищных проблем, а как инвестицию, помимо объектов на рынках новостроек и вторичного жилья, можно обратить внимание на квартиры в домах под снос. Приводим аргументы для того, чтобы понять, стоит это делать или нет.
Дом под снос – довольно удобное место для жизни
Для начала стоит вспомнить о самых очевидных плюсах такой покупки. Руководитель отдела продаж городской недвижимости отделения Нагатинское компании «НДВ-Недвижимость» Оксана Иванова напоминает, что, скорее всего, в районах с такими домами развита инфраструктура, сами дома 5-этажные, соответственно, в них мало соседей:
– Подобные предложения характеризует широкий спектр недостатков, в силу которых цена реализации данных объектов является более низкой. По сути низкая стоимость – это и есть главное преимущество квартир, относящихся к старому жилому фонду и подлежащих сносу в обозримом будущем. Кроме того, среди плюсов тут: возможное получение нового жилья в новом доме и большей площади, меньшая стоимость квартир в районе с развитой инфраструктурой, меньшее количество соседей – менее загружены парковочные места.
Процесс получения нового жилья может затянуться надолго
Покупка жилья в доме, который предполагается под снос, – совсем не гарантирует быстрый переезд в новую квартиру. Причин много: могут случиться проблемы у застройщика, кризис на рынке, да и далеко не факт, что вообще удастся куда-то переехать. Владимир Агейчиков, генеральный директор агентства недвижимости «Мегаполис-Сервис», г. Ивантеевка:
– Покупать квартиру в доме под снос – довольно рискованное дело. Во-первых, гарантий, что в конечном итоге данный дом непременно снесут, никто не даст. Во-вторых, переезд в новое жилье взамен сносимого по срокам может затянуться надолго: то кризис нагрянет, то застройщик обанкротится. Купить квартиру в доме под снос легко, тем более что и стоит она дешевле рыночных аналогов, но вот продать ее в случае чего потом будет сложно. К тому же жить в старом доме означает или терпеть неудобства, или же постоянно тратить деньги на ремонт. Как вариант – сдавать такую квартиру в аренду. Но это сложно, да и цена аренды будет заведомо низкая.
Из плюсов остается главный возможный бонус – вероятность улучшить свои жилищные условия бесплатно, за счёт застройщика. Но здесь уже кому как повезет. Одним словом, лотерея…
Покупать кота в мешке
Если решение о покупке все же принято, стоит продумать все детали и узнать как можно больше информации о доме. Артем Хохлов, директор АН «Земеля» г. Иркутска, партнер КР «Мегаполис-Сервис», предостерегает от необдуманных покупок:
– Если говорить о приобретении жилья в доме под снос, то изначально необходимо представлять себе конечную цель этой покупки. И здесь много нюансов: нужно четко понимать, как проходит процесс расселения, сроки сноса, на какую жилплощадь в дальнейшем можно рассчитывать. Одним словом, если цель – инвестиции, то прежде чем покупать такое жилье, нужно оценить, есть ли в этом смысл с финансовой стороны, не получится ли так, что, вложив деньги, вы надолго застрянете в ветхом доме, где постоянно требуется что-то ремонтировать. А если покупать подобное жилье для личных нужд, то стоит очень и очень подумать. Это как покупать кота в мешке: неизвестно, какую квартиру и когда дадут вам взамен, где она будет располагаться, насколько окажется подходящей именно для вашей семьи. Хорошо, если новая квартира окажется в том же районе, где располагалась прежняя в аварийном или ветхом доме, ведь в противном случае придется устраивать детей в другую школу, детский садик, менять свое окружение. Да и элементарная удаленность от места работы – тоже немаловажный фактор.
На практике люди продают ветхое жилье, не дождавшись переезда
На самом деле, вместо новостройки в удобном районе жильцы домов под снос часто получают лишь деньги от продажи своей квартиры, да и то с дисконтом. Рассказывает Елена Иванова, ведущий специалист юридического департамента Корпорации риэлторов «Мегаполис-Сервис»:
– Все плюсы квартиры в доме под снос перекрывются недостатками, связанными с ветхостью жилья, которое до переселения в новое требует больших вложений в ремонт. Так что момент покупки в таком доме – очень тонкий. Насколько мне известно, в подмосковной Электростали в АН «Мегаполис-Сервис» в прошлом году был случай, когда клиент обратился с вопросом о продаже своей квартиры в доме, идущем под снос. Причина – человек не захотел испытывать нервотрепку со сроками и прочим, а предпочел более спокойное развитие событий. И, надо сказать, по-своему оказался прав, так как квартира была продана с небольшим дисконтом за короткое время. Новые же хозяева только недавно получили ключи от квартиры в новостройке.
Советы юриста
Если же процедура все-таки начата, то собственникам, скорее всего, будет предложено соглашение об изъятии. Елена Иванова делится тонкостями юридических процедур:
– С правовой же точки зрения могу сказать следующее. Если дом точно идёт под снос, то в это время собственникам будет предложено заключить соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, также допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 1, 9 ст. 32 ЖК РФ). Собственнику может быть направленно уведомление о решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, также это может быть проект соглашения об изъятии жилья для государственных или муниципальных нужд. Порядок и сроки установлены законом (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Может и производить вложения, которые обеспечат дальнейшее использование жилого помещения (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).
Недавно стало известно, что власти столицы намерены упростить процедуру расселения аварийного жилья.
Вместо дома под снос можно получить вариант еще хуже
Во время процедуры предоставления нового жилья нужно рассчитывать на жилье эквивалентной стоимости. Однако стоит помнить, что если предлагаемый вариант вам не понравится – с вами не будут нянчиться и предлагать постоянно новые квартиры. Елена Иванова предостерегает от излишних надежд, ведь среди альтернативных вариантов, возможно, будет тот, который не понравится:
– При определении компенсации за жилое помещение владелец жилья может рассчитывать на получение эквивалента рыночной стоимости и стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли, а также он может претендовать на возмещение убытков, повлеченных изъятием его помещения (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ). По соглашению вам может быть предоставлено взамен изымаемого помещения другое с зачетом его стоимости при определении размера компенсации за изымаемое жилье (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Жилое помещение, предоставляемое при переселении из аварийного фонда, может находиться по месту вашего жительства, оно может быть выбрано в границах этого населенного пункта или в границах другого населенного пункта субъекта РФ (с учетом письменного согласия собственника).
Отдельно хочется заметить, что при получении замены ваши отказы от предоставляемого помещения на территории другого населенного пункта (в том числе и неоднократные) не могут быть основанием для отказа в предоставлении их вам. Другими словами – возможно, придется согласиться и на не понравившийся вариант (ч. 3 ст. 16 закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

В 1920-е годы переселенческая политика советского государства была тесно увязана с национальной. На начальном этапе в национальной политике главным был курс на экономическое и культурное выравнивание уровня развития национальных республик. Х съезд РКП(б) ставил главной задачей ликвидацию «всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни, и прежде всего планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья. XII съезд ВКП(б) отметил, что преодолеть это неравенство можно лишь путем действенной и длительной помощи русского пролетариата отсталым народам Союза .

Начало организованной миграции в Казахстан было положено в 1924 г., когда для руководства переселенческими мероприятиями в масштабах всей страны при ЦИК СССР был создан специальный орган. Согласно Постановления Совета труда и обороны от 17 октября 1924 г. общесоюзное руководство переселением осуществлял Центральный колонизационный комитет (Цеколком), который постановлением ЦИК и СНК от 10 апреля 1925 г. был преобразован во Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК Союза ССР (ВПК). В состав ВПК входило по два представителя от каждой союзной республики, два члена комитета, назначенных Президиумом ЦИК и по одному представителю от ВСНХ, НКФ, НКПС, ЦСУ СССР, ВЦСПС и от других наркоматов . Вплоть до 1929 г. Казахстан был закрыт для переселения в связи с тем, что начало переселения сюда из других районов страны было отложено до окончательного землеустройства коренного казахского населения. Поэтому миграция населения в Казахстан носила пока неорганизованный, стихийный характер.

13 февраля 1929 г. Бюро Казкрайкома ВКП (б) рассмотрело вопрос о переселении и организации Переселенческого управления в Казахстане и вынесло решение, одобрившее план проведения переселенческих работ в крае. Так было положено начало организованному переселению населения в Казахстан, на что было указано на съезде Советов, проходившем в апреле 1929 г. . 25 июля 1929 г. вопрос о Переселенческом управлении был обсужден на заседании коллегии Казнаркомзема. В протоколе заседания указывалось, что «Переселенческое управление организуется при Каз НКЗ и работает на основе Положения о нем. Деятельность наркомата земледелия КАССР по Переселенческому управлению планируется и финансируется Всесоюзным Переселенческим комитетом при ЦИК СССР через наркомат земледелия РСФСР. Переселенческие фонды выделяются в порядке сплошного землеустройства и являются фондами союзного значения. Переселенческое управление принимает прибывших переселенцев, устраивает их, и по договоренности с соответствующими органами финансирует мероприятия по обслуживанию переселенцев в медицинском, культурном, аграрном и прочих отношениях» . По плану работ сектора Переселения КазНКЗ отмечалось, что в Казахстан «с 1929-1930 годов индивидуальное переселение закрывается. Зачислять и водворять разрешается только колхозы высших форм, коммуны и артели. Каждый колхоз организуется в местах выхода в составе не менее 100 хозяйств» . Так же признавалось, что «абсолютно свободных земель в Казахстане почти нет, а имеются только земли, которые могут быть освобождены из под кочевого и полукочевого хозяйства в процессе землеустройства. Таким образом, и в данном случае землеустройство в Казахстане переходит рамки чисто местного значения и приобретает огромное общесоюзное значение», и «без сплошного землеустройства не может быть форсированного массового оседания, а без оседания не может быть хозяйственно-эффективного землеустройства» , то есть два процесса – оседание казахского населения и землеустройство переселенцев были взаимоувязаны.

1928-1929 г. официально считается первым годом переселенческих работ в Казахстане, Переселенческое управление образовалось только во второй его половине (фактически в августе месяце). По содержанию работа в этом году была чисто организационной – формировался аппарат, шло ознакомление с общей обстановкой, и только в конце года была начата приемка фондов сплошного землеустройства, частично начато хозяйственное устройство этих фондов. Фактически, 1929-1930 г. явился первым годом широких оперативных переселенческих работ в Казахстане . По плану этого года в Центральном Казахстане выделялись фонды в Карагандинском, Промышленном, Нуринском (северная часть) уездах Акмолинского округа и в трех районах Каркаралинского округа для работ в выборочном порядке по сплошной коллективизации в связи с мерами по оседанию , а переселенческие работы из-вне Казахстана в районах сплошной коллективизации не ставились.

Зато ставился вопрос о внутриреспубликанском переселении в Казахстане, возникший в связи с наличием в его составе территории таких районов, где сельское хозяйство (скотоводство) из-за бедности природных ресурсов и из-за первобытности своих форм находится в состоянии длительного кризиса. В число таких районов входил Центральный Казахстан. Планировалось, что «кризисное состояние кочевогоскотоводческогохозяйствадолжноизживатьсяпроведениемцелойсистемымероприятий, втом числе: орошение, организация летних и зимних кормов в северной переходной к зерновым районам зоне Казахстана. Сложность и длительность работ по реконструкции хозяйства в Центральном Казахстане делает необходимым иной выход из состояния экономического угнетения – частичное переселение в другие районы, где условия для сельского хозяйства более благоприятны». То есть речь здесь идет о казахском населении, переселение которого планировалось провести в несколько этапов в течении четырех лет и охватить 100 000 чел. Местами из будущего расселения должны были стать районы Уральского (110 тыс.), Актюбинского (21 тыс.), Кустанайского (6 тыс.), Петропавловского (3 тыс.),

Акмолинского (10 тыс.), Павлодарского (15 тыс.), Семипалатинского (15 тыс.), Алма-Атинского (10 тыс.), Сырдарьинского (10 тыс.) округов. «Внутриреспубликанские переселенцы Центрального Казахстана, которые имеют крайне ограниченные возможности применения труда без капитальных вложений, недоступных республике в ближайший отрезок времени, явятся в земледельческие и земледельческо-скотоводческие районы в качестве дополнительных, столь необходимых здесь рабочих кадров. Такое перераспределение трудовых ресурсов внутри республики наиболее прямо будет способствовать разрешению поставленной в пятилетке проблемы быстрой интенсификации хозяйства этих районов. Оседание переселенных кочевников среди земледельцев, организация их в сельскохозяйственные артели, кустование и слияние с колхозами опытного в земледельческой технике русского населения послужит прямым путем к переходу этой наиболее отсталой части казахского населения к передовым формам хозяйства и быта» .

Планировалось, что «в дальнейшем, на территории Центрального Казахстана будут произведены значительные вложения капиталов, главным образом, на мелиоративное строительство. В ближайший отрезок времени сделать такие капвложения представляется невозможным. Поэтому для смягчения переживаемого Центральным Казахстаном экономического кризиса и для включения бедняцкого части его населения в общую социалистическую стройку… необходима частичная переброска этого населения в районы с более благоприятными природными и экономическими условиями. Внутриреспубликанские переселенцы будут устраиваться с переводом на полную оседлость в земледельческих и земледельческо-животноводческих районах Северного Казахстана, а также в местах интенсивного земледелия в Сырдарьинском и Алма-атинском округах» . Особо отмечалось, что переселенческие мероприятия тесно увязываются с развернувшейся коллективизацией сельского хозяйства: «Переселенческое управление имеет своей задачей всемерно содействовать развитию производительных сил КАССР и реконструкции крестьянских хозяйств путем строительства хозяйства крупного, обобществленного типа» , то есть колхозов.

Переселение в Центральный Казахстан шло с учетом как сельскохозяйственного, так и перспектив промышленного освоения: «Акмолинский округ, точно также, как и Каркаралинский, в северных частях своих по почвенным условиям представляет большую ценность для зернового хозяйства. Кроме того, и в том, и в другом округах требуется значительное сгущение населения в связи с планами ближайшего развития в них горной промышленности (Спасский комбинат, Карагандинские угольные копи в Акмолинском и целая серия месторождений в Каркаралинском округе» , – указывалось в Кратком информационном докладе Переселенческого управления КазНКЗ. Контингент переселенцев определялся специально. «Из-вне Казахстана переселенцы привлекаются из районов по возможности сходным по природным условиям с местами поселения. На степные фонды будут направлены по преимуществу украинцы…, а так же крестьяне из степных районов РСФСР», «Центрально-Черноземной, Северо-Западной и Московской областей». Не случайным был и социальный состав переселенцев: «в социально-экономическом отношении переселенцы составят весьма однородную массу, так как надлежащий набор их будет обеспечиваться коллективизацией на местах выхода. Чрезвычайно ценным в политическом отношении явятся отпускники-красноармейцы» . В значительной мере переселенческие мероприятия в первой пятилетке «привязывались к развитию промышленности в Казахстане. Это касалось, главным образом, Акмолинского и Каркаралинского округов», и было связано с тем, что «проектируемое там развертывание добычи каменного угля и меди встретит большие затруднения в крайне редкой заселенности территории». А главной задачей деятельности Переселенческого управления в Центральном Казахстане было создание «рабочей, продовольственной, фуражной и гуже-транспортной базы промышленного строительства» . Поэтому «основные потоки миграции двигались в промышленные поселки и рудничные, шахтерские, металлургические города, районные центры, крупные железнодорожные узлы, в города по обработке сельскохозяйственного сырья. Прибывало в основном, русское население промышленных центров России . Однако, в плановое переселение крестьян из центральных районов страны внесла коррективы индустриализация, которая к концу 20-х гг. осуществлялась в обстановке нагнетания темпов.

Уже в 1929 г. было принято решение о пересмотре пятилетнего плана в сторону увеличения основных показателей. Это привело в свою очередь к обострению проблемы трудовых ресурсов, нехватке технически грамотных рабочих и инженерно-технического персонала. Необходимые кадры приходилось создавать в ходе промышленного строительства и привлекать из других районов страны, что дало толчок промышленной миграции в Центральный Казахстан. Коренное население могло бы при надлежащей организации дела удовлетворить нужды в трудовых ресурсах, но форсирование индустриализации требовало квалифицированных кадров немедленно, а казахов нужно было не только привлечь на производство, но и обучить, что требовало затрат времени и денежных средств. Гораздо легче, оказалось, привезти готовые обученные кадры из старых промышленных районов страны.

В Докладе Госплана в разделе «Проблема кадров» относительно Центрального Казахстана отмечалось: «Удовлетворение потребности в кадрах в основном лежит на Госплане РСФСР и будет разрешена ввозом специалистов» и далее – «Одним из важных вопросов пятилетнего плана является рост трудовых ресурсов Казахстана. За 5-тилетие рост населения Казахстана с учетом миграционных процессов выражается в 20,1%» . Необходимость в быстром удовлетворении потребности в рабочей силе для проведения форсированной индустриализации стала одним из факторов роста численности населения региона, усиления его многонациональности.

Таким образом, сельскохозяйственное переселение начала 1930-х гг. не дало особенных результатов, так как сельские районы Центрального Казахстана в большей своей части исторически сложились как непривлекательные в почвенно-климатическом отношении. Переселение в Центральный Казахстан стала реальностью только с началом развертывания здесь промышленного строительства.

Список литературы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *