Авария баркова

Вице-президент ЛУКОЙЛа Анатолий Барков встретился с корреспондентом «Власти» Олегом Кашиным и впервые рассказал о том, что он делал во время ДТП на Ленинском проспекте и как его кровь попала на водительскую подушку безопасности служебного «Мерседеса».

Авария на Ленинском проспекте произошла 25 февраля 2010 года. Столкнулись служебный «Мерседес» Анатолия Баркова и «Ситроен», в котором находились известный акушер-гинеколог Вера Сидельникова и ее невестка Ольга Александрина. Женщины погибли. Барков получил легкие травмы. 8 сентября глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев сообщил, что расследование дела завершено, виновным признан водитель «Ситроена» Ольга Александрина.

В прошлом номере «Власти» было опубликовано интервью главы московского отделения Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, в котором официальная версия ДТП подвергалась серьезному сомнению. Между тем непосредственный участник событий вице-президент ЛУКОЙЛа Анатолий Барков (по версии ГУВД, он находился в машине на заднем сиденье, а автомобилем управлял его водитель) за прошедшие со дня ДТП месяцы так и ни разу не рассказал публично, что же произошло 25 февраля.

Барков вообще не давал прессе ни одного интервью (если не считать автобиографических монологов для корпоративного сувенира — книги «Дуга Баркова» из серии «Вагит Алекперов и его команда», издаваемой ЛУКОЙЛом для внутреннего пользования), и был настолько закрыт для СМИ, что даже о том, чем именно он занимается в компании, никто точно не знал.

И все же, ни на что особо не надеясь, я написал в пресс-службу нефтяной компании письмо с просьбой об интервью с Барковым. Почему не последовало отказа, я сам до сих пор не понимаю. Из общения с пресс-службой я понял, что это была первая после ДТП просьба журналиста о встрече с Анатолием Барковым и что, получив мое письмо, в ЛУКОЙЛе, кажется, просто растерялись: «Интервью? Черт, а действительно, пускай Барков даст интервью».

Общение происходило на условиях принимающей стороны (она вообще, кажется, состоит из одних только условий — достаточно сказать, что в здание компании на Сретенке не пускают посетителей в джинсах; то есть оба раза «в порядке исключения» меня в джинсах все-таки пропускали, но оба раза об этом приходилось долго и сложно договариваться). Снимать в здании ЛУКОЙЛа, как мне объяснили, запрещено, поэтому пришлось удовольствоваться снимком производства пресс-службы компании. Список вопросов для интервью меня попросили прислать заранее, честно предупредив, что Анатолия Баркова, который не привык пространно разговаривать, к интервью «будут готовить». Как выяснилось при встрече, результатом подготовки стали заранее написанные ответы, распечатку которых во время беседы Анатолий Барков держал перед собой, время от времени в нее заглядывая (именно время от времени: на большинство вопросов Барков отвечал сам, а вот фрагмент, посвященный тому, что гибель Веры Сидельниковой была для компании «личной утратой», прочитал по бумажке). Кроме того, во время интервью рядом с нами сидел адвокат Анатолия Баркова, который следил за тем, чтобы его клиент не сказал чего-нибудь лишнего. Например, когда вице-президент ЛУКОЙЛа стал рассказывать о том, как с его автомобиля снимали номера, адвокат перебил его: «Но вы этого не видели, вам рассказывали». «Да, я тогда уже уехал»,— поправился Барков.

Не знаю, так ли важны эти детали, но мне показалось нужным о них рассказать.

«Мне по должности положен персональный автомобиль с водителем и охраной»

Как произошло ДТП?

ДТП происходят в Москве каждый день, но редкому удается стать предметом громких публичных разбирательств

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Я всегда выезжаю на работу пораньше, часов в семь — я живу во Внуково и по Ленинскому всегда езжу. Без десяти, без пятнадцати восемь я уже на рабочем месте, потому что если позже выедешь, то только к девяти попадешь на работу или к половине десятого. И как обычно — плотный поток идет, у меня телевизор в подголовнике, я или его смотрю, или закемарю. Я всегда сзади сижу с правой стороны, у нас так положено по правилам безопасности, есть правила перевозки лиц. И вот я, наверное, или закемарил немножко, или что-то еще, но только услышал вскрики — водитель Володя кричал, и охранник тоже кричал. Вот в этот последний момент я только и успел вот так вывалиться вперед и пролетел над торпедой между сиденьями.

А чья кровь на водительской подушке безопасности? Некоторые считают, что ваша и что это доказывает, что вы были за рулем.

Кровь моя, все мое. Даже когда скорая подъехала, а она подъехала достаточно быстро, я в том же положении и сидел. Но по поводу того, что я был за рулем,— комментировать слухи бессмысленно, поэтому давайте посмотрим с позиции здравого смысла. Я занимаю достаточно высокий пост в одной из крупнейших нефтяных компаний мира. Мне по должности положен персональный автомобиль с водителем и охраной. Мой статус не позволяет мне самому управлять служебным автомобилем. На подушку безопасности чуть-чуть попало моей крови. Ну моя она, да — а все остальное на коврик вылилось, весь костюм, все в крови было, только перед этим операцию сделали, а тут еще и разбил нос.

Какую операцию?

Тоже на нос, перегородка была поломана, и та же самая врач, когда я приехал, говорит — зря делали операцию, теперь нос сломали. Вот как эту ситуацию описать — охранник обычно сиденье пододвигает, чтоб ногам удобнее было, вот моя нога левая под сиденьем была и как бы рычагом сработала, бардачок между сиденьями я даже коленом согнул вот так и сдвинул. А нога зацепилась, поэтому щиколотка треснула. Но когда скорая подъехала, врачи подбежали, говорят — там, в «Ситроене», сложнее — и туда побежали, а я как сидел, так и остался, я же терпеливый вообще.

Но вы в сознании были, да?

«Водитель Володя кричал, и охранник тоже кричал. В этот последний момент я только и успел вот так вывалиться вперед и пролетел над торпедой между сиденьями»

Ну может быть, на долю секунды я потерял сознание.

А после аварии вы видели, что происходило вокруг? Говорили о снятии номеров, о том, что мигалка была и что ее тоже снимали.

Все фотографии были в прессе. Приехали люди, начальник нашей автоколонны приехал, бампер валяется, а номера же сдавать надо, тем более что когда грузят машину на эвакуатор, то все всегда снимают номера. Эвакуатор подошел, номера сняли. Но это уже без меня было, меня-то уже увезли.

«Мигалок ни у кого в компании нет, даже у президента»

Как вы считаете, почему это ДТП, для Москвы совершенно обыкновенное, вызвало такой сильный резонанс?

С моей точки зрения, ДТП, в результате которого погибли люди, наверное, считать обыкновенным нельзя. В любом случае это прежде всего трагедия, и я еще раз приношу свои глубочайшие соболезнования родным и близким погибших.

Вы не сразу выразили соболезнования.

Ну вы знаете, что я неделю лежал в больнице, поломан нос, трещина на коленке и на щиколотке перелом, как только вышел, через неделю после ДТП, мы сразу опубликовали соболезнования. Но, в общем, может быть, СМИ как-то не совсем с самого начала себя корректно вели. В день аварии наш сотрудник сказал журналистам, что, по словам водителя, правил он не нарушал. В публикации попало только «правил не нарушал», без «по словам водителя». Небрежность, которая меняет смысл. Еще, наверное, одной из причин стало, может быть, преждевременное заявление сотрудника ГИБДД, прибывшего на место происшествия, о вине водителя «Ситроена». Но его правоту подтвердило многомесячное следствие.

ЛУКОЙЛ долго молчал.

Да, ЛУКОЙЛ молчал, но он и не является стороной в процессе. Дело было возбуждено по факту ДТП, и в качестве свидетелей там проходили я, мой водитель и охранник как частные лица. Поэтому я принял решение оказывать сироте материальную помощь именно из личных средств.

Тоже странный момент: о том, что вы будете помогать девочке, вы объявили в день, когда было объявлено о закрытии уголовного дела. Выглядело так, что вот, обо всем договорились, дело закрыто, помогаем семье.

Можно ведь по-всякому рассуждать. О, сразу откупиться хочет. Всегда можно к чему-то придраться. Мы посоветовались, приняли решение: дело закрывается, появляется опекун, мы открываем счет. Сейчас с опекуном все должно утрястись, а механизм оказания помощи мы уже продумали, чтобы не просто давать деньги, а чтоб работали деньги, помогали. Через страховую компанию до совершеннолетия — у нас есть механизм, у нас ведь тоже люди погибают, мы всем помогаем. Еще некоторые мои коллеги тоже решили помогать, и в печати будет счет, и если кто-то, кто красиво говорил на эту тему, тоже даст денег, это будет реальная помощь, а не слова.

Кстати, можете себе представить мое состояние, когда я узнал, что в катастрофе погибла Вера Сидельникова, врач центра акушерства, гинекологии и перинатологии. Дело в том, что наша компания начиная с 1995 года ежегодно оказывала благотворительную помощь для приобретения необходимого медицинского оборудования среди прочих именно этому центру. Последний транш был в январе этого года, незадолго до аварии, когда мы перечислили средства для приобретения специального монитора для оптимизации выхаживания новорожденных в первые часы и сутки жизни. Кстати, жена моего заместителя пользовалась услугами этого центра. Поэтому для нас гибель Веры Сидельниковой также является личной утратой.

Вы считаете, что эти обстоятельства могут перебить общественное раздражение по отношению к вам?

Видимо, раздражение в обществе, наверное, еще с давних времен накопилось. Это сегодня уже никого «Мерседесом» не удивишь, а в начале девяностых это была редкость, ездили большие люди вплоть до криминалитета на «Мерседесах» — наверное, и это свою роль сыграло. Сегодня к этому все уже привыкли, даже дети ездят на «Мерседесах», и ничего такого в этом нет.

Но не все ездят с мигалками и спецномерами.

Я могу с ответственностью сказать, что мигалок ни у кого в компании нет, даже у президента. Машины сопровождения — да, есть, у первых трех вице-президентов и у президента. Больше тоже ни у кого нет машин сопровождения, но они тоже ездят без спецсигналов всяких, и передвигаемся мы точно так же, как все, точно так же стоим в пробках. Ни один спецномер сегодня не поможет, хоть шесть «ольг» повесь. Номера — они со мной так же давно, как и водитель, обычные номера, уже лет пятнадцать-шестнадцать, с самого начала, когда я в 1993 году появился здесь.

Вы говорите, что, как все, стоите в пробке, значит, вы понимаете, как люди относятся к машинам с мигалками, спецномерами и прочим…

Ну конечно, мы сами иногда материмся, когда они встанут в колонну по левому ряду и идут. Вот, наверное, это и вызывает у людей больше ненависти, чем сами обстоятельства, и никому и дела нет, что я езжу без мигалки и без сопровождения и что это такая же авария, как и те, которые у нас каждый день происходят.

«Если бы он был виноват, я бы не стал его выгораживать»

Водитель — он у вас откуда взялся?

Он был таксистом, перешел в компанию вместе с несколькими другими ребятами из таксопарка, до сих пор все они вместе работают в компании. Работаем долго, и естественно, что привыкаешь к нему по-человечески.

Пятнадцать лет вместе — это уже друг, близкий человек. Как его зовут, где он сейчас?

Володя Картаев зовут. Работает, как раньше, в компании.

И права у него не отняли?

Ему уже вернули права, возит меня по-прежнему.

И он возит вас сейчас?

Возит, да. Так и продолжал ездить, только по справке ездил, пока права не вернули. Ни он, ни охранник не пострадали, охранник так немножко, видимо, уперся ладошкой, чуть поболела.

Если бы вы располагали данными о стопроцентной виновности водителя, стали бы вы ему помогать избежать наказания?

Я никого не собирался выгораживать и всегда говорил, как было, и то, что знаю. За водителя зачем заступаться? Он невиновен.

Но если бы он был виновен, стали бы вы за него заступаться?

Если бы он был виноват, я бы не стал его выгораживать. Вообще же для таких вопросов есть суд, мое слово для суда не думаю, чтобы что-то решало.

Ну это вопрос. Мы знаем, какая у нас судебная система.

Нет, я не думаю, что было бы так.

Как вы сейчас ездите, что-нибудь изменилось?

Ничего не изменилось, я к таким вещам равнодушно отношусь. Так же сзади сижу, смотрю телевизор. Я ведь и тонул, и горел, и аварии уже были.

А как вы оцениваете поведение ГУВД и его начальника Владимира Колокольцева при расследовании ДТП?

До Колокольцева дело не доходило, они уже потом сами объезжали и смотрели там все, а мы работали с одним следователем, он всегда вел себя корректно, и я думаю, что и мы, со своей стороны, себя тоже корректно вели. Следователь пострадал ведь еще тоже, машину ему разбили, нацарапали на капоте, что он не так себя ведет. Я ему сочувствую, нормальный следователь, все делает, как положено. На все экспертизы водили нас, кровь брали, я сдавал, ни от чего не прятался, мы все на виду.

По поводу изъятия видеозаписей с места ДТП что вы можете сказать?

Во-первых, я даже не знаю, где там стоят камеры, какие рабочие, какие нерабочие. Аптек, магазинов близко нет, все далеко, мы на самой середине дороги практически. У нас не было никаких записей, только вот эти фотографии, которые во всех газетах. Поймите, именно я как никто другой заинтересован в видеозаписях. Только они могли бы подтвердить невиновность моего водителя. Хотя наверняка нашлись бы те, кто не поверил бы даже видео.

В целом сейчас у вас какое ощущение — история закончилась или продолжается до сих пор?

Неприятное чувство, чувство обиды осталось. Если бы я узнал, что водитель действительно виноват, тогда можно было бы хотя бы каяться в чем-то, но если каяться не в чем? Если четко невиновен? Если экспертиза показала скорость 35, то на самом деле она же меньше была! Это же плотный поток, из него же никуда не выскочишь.

На резервную полосу как раз.

А в том месте полоса же узкая вот такая, куда там выскочишь. Насколько я понимаю, «Ситроен» понесло — одно колесо шипованное, второе нешипованное. Надо понимать, что это февраль месяц, это раннее утро, гололедик, а его и не видно, как он блестит. А там еще чуть поворот такой, вот ее и понесло. А если она еще и по телефону в этот момент говорила? Две женщины ехали за рулем.

Такое ощущение, что вы ее обвиняете.

Я не обвиняю, я говорю, что мой водитель не нарушал правил. Он же видел, что их понесло, он закричал. А я не видел ничего.

«Только спасибо могу сказать, что он мне такое звание присвоил»

Глава московского ФАР Сергей Канаев в интервью «Власти» сказал, что вы генерал-майор ФСБ и бывший начальник Путина. Что вы об этом можете сказать?

Ему только спасибо могу сказать, что он мне такое звание присвоил.

А на самом деле какое у вас звание?

Я добросовестно срочную отслужил сержантом в авиации, вот даже на руке (Показывает.) самолет наколот. В Германии, да, но я там был в конце шестидесятых, а Путин — в конце восьмидесятых, поэтому мы никак не пересеклись нигде.

Вы с ним не знакомы?

Нет.

И сейчас не знакомы?

Ну как — на Каспий он к нам прилетал, открывал месторождение, на кнопку жал, ленточку резал, вот там мы виделись. Кстати, господин Канаев в своем интервью вашему журналу запустил еще один слух, бросающий тень уже не на меня, а на сестру умершего в августе Сергея Сидельникова. Он намекает на то, что Сергей Сидельников отказался от услуг адвоката под давлением, якобы потому, что его сестра замужем за вице-президентом страховой компании, где застрахован автотранспорт ЛУКОЙЛа. Так вот, сообщаю вам, что компания страхует свои автомобили в компании «Капитал-Страхование» и никакого вице-президента, имеющего родственные связи с семьей Сидельниковых, в этой компании нет.

Хочу еще раз уточнить — в спецслужбах вы не служили?

Не служил. Слухи о том, что я из КГБ, наверное, возникли из-за того, что я в компании отвечаю за безопасность, но безопасность разная бывает, сейчас мы больше экономической безопасностью занимаемся, ну и вот охрана, агентство ЛУКОМ-А. Вот я их курирую.

Тогда интересно, почему в компании за безопасность отвечает человек без опыта работы в спецслужбах.

А как-то это пошло изначально, у нас, кстати, многие с такой биографией. Я по образованию нефтяник.

Но в вашей официальной биографии среди ключевых эпизодов есть и штурм вот этого здания в 1994 году, когда в нем сидел ваучерный фонд «НефтьАлмазИнвест», и освобождение в 2002 году первого вице-президента ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры.

В то время, в то смутное время, сидел здесь какой-то йеменец, сидел там со своим фондом, исламский центр открыл наверху, а потом правительство отдало здание нам, Черномырдин подписал постановление. Моя роль заключалась в координации действий наших специалистов с правоохранительными органами.

Это все-таки тоже работа не для нефтяника.

Да, но по должностной инструкции мне президент это поручил. Когда мы только начинали, еще сидели на Люсиновской, а этого офиса не было, я тогда уже отвечал за безопасность, с тех пор так и отвечаю. Был отдел, потом стало управление, сейчас целый департамент, 54 человека в департаменте, занимаемся проверкой договоров, бумажной работой всякой. Вся документация через нас проходит, каждый договор проверяем, очень много денег экономим. С транспортной милицией работаем, потому что недоливы цистерн, их недопущение тоже входит в нашу сферу деятельности.

Кроме безопасности вы за что отвечаете?

Общие вопросы — транспорт, который есть в компании, то есть и по авиации все заявки, путевые листы. Железная дорога, перевозки, сейчас это вывели за пределы компании, но принцип-то остался. Автомобили, там тоже путевые листы. Принимать заявки, автобусы, кого привезти, куда увезти. Связь — «ЛУКОЙЛ-информ» подо мной. И управление морского и речного транспорта. Я Высоцк курировал, Варандей ставил в море, стройку курировал в Ненецком округе, сейчас на Каспии Корчагино запустил.

В иерархии ЛУКОЙЛа вы какой по счету?

Я, наверное, в пятерке нахожусь, потому что я напрямую президенту подчиняюсь. Есть еще вице-президенты, которые под первыми вице-президентами сидят, но я напрямую президенту подчиняюсь.

«На компании это не отразилось, реализация бензина не упала»

Возвращаясь к теме ДТП — общественное мнение полностью не на вашей стороне. Как вы считаете, что должно произойти, чтобы общество изменило к вам свое отношение?

Наверное, не надо искажать то, что в действительности есть. Из меня делать какого-то… Вот как этот Канаев сделал из меня генерала — ну что я тут могу возразить? Я не генерал. Вы говорите об общественном мнении, но я не считаю, что публикации в отдельных СМИ и есть общественное мнение. А при чем тут вообще я? Я виноват лишь в том, что остался жив.

Но если спросить любого прохожего на улице, виноват ли Барков, он скажет: виноват.

Конечно, он скажет, что я виноват. Потому что сложился стереотип, что мы ездим как хотим.

Как этот стереотип сломать?

Как в других государствах. Одну мигалку на страну, президенту,— и все, а то сейчас, чего греха таить, можно купить талон, можно и мигалку купить. Через месяц отберут, потом снова поставишь. Ну что это такое?

Но если будет одна мигалка на страну, вас-то все равно народ не простит.

Если бы народ воочию видел и знал, кто я действительно, наверное, не было бы таких разговоров. Если бы пресса не искажала ничего, а говорила как есть. Надо было этим критикам со мной поехать, двадцать лет на Севере полазить по болотам, может, тогда другой стереотип был бы хотя бы в отношении меня, не знаю про остальных. Я ж не родился за этим столом, я заканчивал восемь классов. Потом училище, потом техникум, потом институт, потом кандидатская. И двадцать лет Севера. Потом сюда попал.

Вы слышали песню Noize MC, посвященную вам?

Нет, не слышал, но мне рассказывали. По-человечески я его понимаю, погибла сестра его знакомой. Поэтому он безоговорочно решил, что в этом виноват именно ЛУКОЙЛ в моем лице. Хотелось бы ему напомнить одну заповедь: «Не суди, да не судим будешь».

Собираетесь судиться?

Ни с кем не собираюсь судиться, пусть останется на их совести, никаких я извинений ни от кого не жду, я сам знаю, что я и мое окружение — мы все не виноваты, а что случилось, то случилось. В каком-то чисто психологическом смысле было неприятно, жена дома даже телевизор не включала, в интернет не лазила. Я — более спокойно, потому что на компании это не отразилось, реализация бензина не упала, добыча нефти не снизилась.

То есть бойкот ЛУКОЙЛа не получился?

Нет, все как было, так и есть.

Но на репутации компании сказалось в любом случае.

Я думаю, что нет. Можно же через раз бойкот устраивать.

То есть вы не боялись, что для спасения репутации компании вам придется из нее уйти, например?

Я думаю, мне никто бы не позволил такого сделать. Тогда бы нам полкомпании надо было бы увольнять — то там авария, то там авария. Если так расставаться со специалистами, то тогда бы, наверное, и надо было какие-то меры принимать. А так все нормально, разве что приказ появился об ужесточении правил перевозки, обязывающий пристегиваться и на заднем сиденье тоже.

В соответствии с решением КС, расследование уголовного дела о гибели в ДТП Ольги Александриной и Веры Сидельниковой может быть возобновлено.
Конституционный суд признал несоответствующими Конституции нормы Уголовно-процессуального кодекса, оспоренные по делу о ДТП на Ленинском проспекте, постановив, что правоприменительные решения, принятые в отношении Ольги Александриной, а также по иску ее отца подлежат пересмотру. «Правоприменительные решения, принятые в отношении граждан Александриной Ольги Сергеевны, а также по делам заявителя Александрина Алексея Ивановича подлежат пересмотр в автономном порядке», — говорится в материалах пресс-службы КС.
«Не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию, достоинство личности и доброе имя. При этом, законодатель лишил и самых близких родственников возможности защиты своей чести и достоинства, а также возможности возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием», — говорится в материалах пресс-службы КС по данному постановлению. Поэтому при возражении близких родственников против прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд. «А там оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме», — говорится в материалах КС.
Конституционный суд проверял нормы УПК в связи с жалобой отца Александриной Сергея Александрина, который подал жалобу на прекращение расследования аварии на Ленинском проспекте Москвы с участием машины вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова.
Ольга Александрина погибла 25 февраля 2010 года в аварии. Лимузин Баркова и Citroen под управлением Александриной столкнулись на Ленинском проспекте. В ДТП погибла также находившаяся вместе с Александриной ее свекровь Вера Сидельникова. Пострадал и сам вице-президент ЛУКОЙЛа. Виновной в ДТП признали Александрину.
Расследование дела сопровождалось серией скандалов. В частности, выяснилось, что видеозаписи ДТП нет ни на одной из многочисленных камер наблюдения, расположенных в районе площади Гагарина. На единственной опубликованной видеозаписи момент аварии скрыт рекламным щитом.
Согласно материалам следствия, размещенным на сайте московского ГУВД, «установлено, что водитель автомобиля Citroen С3, являясь лицом, управляющим автомобилем, допустила нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. В действиях водителя Citroen С3 содержатся признаки преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, но в связи с тем, что в результате ДТП она скончалась, то настоящее уголовное дело подлежит прекращению, по основанию, предусмотренным ст. 24 УПК РФ», — говорится в документе.
В августе 2010 года Следственный комитет при МВД прекратил уголовное дело по факту ДТП «в связи со смертью подозреваемой Ольги Александриной». Ее отец считает, что дочь не виновата, а в расследовании аварии есть очевидные пробелы.
Сергей Александрин обжаловал постановление о прекращении уголовного дела в Тверском районном суде Москвы. Он просил продолжить расследование и направить дело в суд для возможного установления невиновности и реабилитации своей дочери. Однако суд счел прекращение дела правомерным и в удовлетворении жалобы отказал, после чего Александрин обратился в КС. Он настаивал, что оспариваемые нормы УПК нарушают принцип презумпции невиновности и право на судебную защиту.
Как уже сообщал «Гудок», 17 ноября Мосгорсуд подтвердил решение о прекращении расследования по делу о трагедии на Ленинском проспекте. Ранее 7 октября Тверской суд Москвы признал законным прекращение уголовного дела о ДТП на Ленинском проспекте с участием служебного лимузина Mercedes вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова.
Адвокат Игорь Трунов, представлявший в КС интересы семьи Ольги Александриной убежден, что решение Конституционного суда, которое позволяет расследовать уголовные дела даже после смерти подозреваемых и обвиняемых, сыграет существенную роль в правоприменительной практике.
По словам адвоката, разъяснение КС позволит довести расследование нашумевшего дела до конца. А также появится возможность пересмотреть дела об авиакатастрофах, виновными в которых были признаны пилоты.
СПРАВКА
В аварии 25 февраля на Ленинском проспекте в Москве погибли акушер-гинеколог московского Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Вера Сидельникова и ее невестка, акушер-гинеколог Ольга Александрина.
ДТП произошло примерно в 8 часов утра при подъезде к площади Гагарина. Служебный Mercedes S 500 компании ЛУКОЙЛ ехал из области в центр столицы, а иномарка с двумя женщинами – в обратном направлении. В результате лобового столкновения вице-президент «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков получил ушиб ноги и головы, его водителя спасли подушки безопасности. Водитель автомобиля Citroen Ольга Александрина погибла на месте, Вера Сидельникова была госпитализирована с черепно-мозговой травмой и переломом левой руки доставлена в 1-ю городскую клиническую больницу, но скончалась.
Удар при столкновении машин был очень серьезным: целой у автомобиля Citroen осталась только задняя часть, остатки машины дворники убирали с проезжей части лопатами. Citroen в результате удара развернуло на 360 градусов, а Мercedes был отброшен на резервную полосу. Через несколько минут после аварии за Барковым приехала другая служебная машина.

Вице-президент по общим вопросам, корпоративной безопасности и связи нефтяной компании «Лукойл» Анатолий Барков, ставший 2,5 года назад участником громкого ДТП на Ленинском проспекте, освобожден от должности в связи с выходом на пенсию.

По сообщению пресс-служба «Лукойла», со вчерашнего дня Барков является советником президента «Лукойла» Вагита Алекперова.

Как известно, резонансная авария с участием Merсedes Баркова произошла 25 февраля 2010 г. Citroën медика Ольги Александриной, в котором она ехала вместе со своей свекровью, известным врачом-акушером Верой Сидельниковой, лоб в лоб столкнулся с Merсedes компании «ЛУКойл». В последнем сидели Барков, его водитель и охранник. Александрина и Сидельникова скончались, никто из находившихся в лимузине Баркова серьезно не пострадал (у топ-менеджера были сломаны нос и голень правой ноги). При этом одной из потерпевших сторон по делу были признаны компания «Лукойл» (Барков ехал на служебной машине).

Виновной в аварии была признана Александрина, но уголовное дело прекратили в связи с ее гибелью. Родственники Александриной, которые считают, что она невиновна, через суды добились возобновления расследования. Сначала Конституционный суд по жалобе отца Александриной Сергея вынес постановление, в котором нормы УПК, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации, признаны не соответствующими основному закону. А затем и президиум Верховного суда РФ признал незаконным прекращение расследования, отменив судебные акты Тверского суда Москвы и Мосгорсуда.

Однако Гагаринский суд Москвы 5 июля текущего года снова признал Александрину виновной в ДТП. Защита не смогла опровергнуть версию гособвинения, которая зиждилась на показаниях единственного свидетеля. Правда, и версию защиты, будто на «встречку» выехал Mercedes вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова, никто полностью не подтвердил — кто-то не видел самого столкновения, а только заметил, что Mercedes выезжает на встречную полосу, а свидетель, описавшая всю катастрофу, отказалась от показаний. Между тем, 13 июня Барков на допросе в суде заявил, что перед аварией спал и отрицал, что давал указания своему водителю ехать по разделительной полосе. Он также сообщил, что на его Mercedes не было спецсигнала.

Вице-президент компании «Лукойл»

Вице-президент, начальник главного управления по общим вопросам, корпоративной безопасности и связи ОАО «Лукойл». Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ. Кандидат экономических наук.

Анатолий Александрович Барков родился 19 мая 1948 года в Кировграде Свердловской области , , . Его отец, Александр Петрович, служил в ВМФ СССР, демобилизовался в 1947 году в звании главного старшины, его жену звали Устинья Марковна (урожденная Есакова). Анатолий стал первым сыном в семье Барковых, через десять лет у него появился младший брат Юрий. В 1953 году семья переехала город Октябрьский в Башкирской АССР .

Известно, что после восьмого класса Барков учился в ГПТУ №30, после чего некоторое время работал старшим оператором в нефтяной компании «Башнефть». По его словам, он служил авиамехаником в Группе советских войск в ГДР, а после службы два года пытался поступить на газовое отделение коммунально-строительного техникума, но не проходил по конкурсу, тогда подал документы в Октябрьский нефтяной техникум имени С. Кувыкина и с отличием окончил его. Параллельно с учебой на вечернем отделении Барков работал на кожевенном заводе, стал главным специалистом, вступил в КПСС. Тогда же Барков решил переехать в Когалым Тюменской области , . Он поступил и учился заочно в Октябрьском отделении Уфимского государственного нефтяного технического института, окончил его в 1992 году , , .

В Когалыме Барков начал работать слесарем «Главтюменнефтегаза», в скором времени стал мастером, а затем и начальником цеха (с 1978 года по 1982 год). Затем с 1983 года по 1992 год он был начальником цеха, начальником управления технологическим транспортом (на эту должность в 1985 году его назначил возглавлявший нефтегазодобывающее управление «Повхнефть» Вагит Алекперов), заместителем начальника нефтегазодобывающего управления «Повхнефть», начальником центральной базы, заместителем начальника нефтегазодобывающего управления «Когалымнефть», начальником нефтегазодобывающего управления «Тевлиннефть». С 1992 по 1993 год Барков являлся главным инженером «Лукойл-Когалымнефтегаза». В 1993 году он переехал в Москву — его назначили исполнительным директором нефтяного концерна «Лангепасурайкогалым». Вскоре Барков занял пост вице-президента ОАО «Лукойл», начальника главного управления по общим вопросам, корпоративной безопасности и связи , , . В 2008 году публиковались сведения о том, что его доля в компании составляла 0,066 процента (сообщалось, что доля бизнесмена уменьшилась с 0,075 процента — он подарил 75 тысяч акций своей жене) , .

25 февраля 2010 года автомобиль Баркова попал в ДТП на Ленинском проспекте в Москве. В результате столкновения служебного «Мерседеса» вице-президента «Лукойла» с автомобилем «Ситроен» погибли обе находившиеся в нем женщины: водитель машины, врач Центра акушерства и гинекологии имени академика Кулакова Ольга Александрина, скончалась на месте, пассажиром была ее свекровь, заслуженный врач России, заведующая отделением патологии того же центра Вера Сидельникова, она умерла через несколько часов в больнице. Водитель Баркова в аварии не пострадал, сам вице-президент «Лукойла» был госпитализирован с травмой ноги , , . Сразу после аварии инспектор ГИБДД, сославшись на опрошенных свидетелей, объявил, что в аварии, по предварительной версии, виновата Александрина, которая якобы не справилась с управлением и выехала на встречную полосу. Тем не менее очевидцы утверждали, что трагическое происшествие произошло по вине водителя «Мерседеса», сделавшего внезапный маневр с выездом на встречную полосу, от которого не успела увернуться Александрина , , . Уголовное дело было возбуждено 27 февраля того же года по части 5 статьи 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), предусмотренное за преступление наказание может составить до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет .

Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. Взятая следствием за основу предварительная версия, установившая виновником ДТП Александрину, отсутствие качественного видео камер наружного наблюдения с места происшествия, заявление пресс-службы «Лукойла» о невиновности в аварии водителя и непричастности компании, а также просто участие в ДТП представителя бизнес-элиты вызвало возмущение общественности , , , . В интернете появилась и в короткие сроки стала очень популярной обличающая Баркова песня «Мерседес S666», исполненная рэпером Noize MC (настоящее имя – Иван Алексеев) . Между тем в СМИ зазвучали редкие высказывания в защиту вице-президента «Лукойла», призывающие не порочить «имя заслуженного человека» без доказательств , , а сам он спустя неделю выписался из больницы и через пресс-службу выразил соболезнования родным и близким погибших, а также заявил о своей заинтересованности в объективном и непредвзятом расследовании обстоятельств трагедии .

В связи с разгоревшимся скандалом в СМИ появились упоминания еще одного громкого разбирательства после ДТП. 16 октября 1996 года в Калининграде автомобиль сопровождения из кортежа главы «Лукойла» резко пошел на обгон, выехав на полосу встречного движения, где столкнулся с «Нивой» Юрия Зевакина, который в результате аварии получил травмы средней тяжести. Пострадавшего водителя признали виновным, так как он не уступил дорогу машине со спецсигналом. В связи с инцидентом Зевакин получил несколько подписанных Барковым писем, в которых говорилось о том, что нефтяная компания не видит оснований для возмещения причиненного вреда и рекомендует обратиться за защитой нарушенных прав в суд. В 2007 году Верховный суд отклонил иск Зевакина, в котором тот просил признать незаконной норму ПДД, обязывавшую водителей уступать дорогу автомобилям с включенными проблесковыми маячками , .

20 августа 2010 года следствие по уголовному делу о ДТП на Ленинском проспекте объявило, что причиной аварии стал выезд автомобиля Александриной на полосу движения машины вице-президента «Лукойла». В результате технической экспертизы выяснилось, что потеря управления автомобилем была вызвана разницей автопокрышек, одна пара из которых якобы оказалась шипованной. Помимо этого, стало известно, что к концу месяца дело будет прекращено «в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности» (статья 24 УПК РФ) . Однако через несколько дней информация о прекращении дела была опровергнута в связи с тем, что в нем появился новый потерпевший — дочь Сидельниковой Наталья , .

7 сентября 2010 года официально было объявлено, что уголовное дело о ДТП на Ленинском проспекте прекращено, виновником аварии признана Александрина , .

13 сентября того же года Федерация автовладельцев России (ФАР) объявила результаты своего независимого расследования, начатого организацией сразу после аварии. Эксперты, задействованные в расследовании, по пятнам грязи с днищей обоих автомобилей сделали вывод, что именно «Мерседес» выехал на встречную полосу движения (пятно от «Ситроена» было на своей полосе движения) .

Семья Александриной обжаловала решение о закрытии дела, однако 17 ноября 2010 года Мосгорсуд подтвердил его законность . В середине июля 2011 года Конституционный суд по запросу стороны Александриной признал неконституционными нормы, которые давали возможность закрыть уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников . В том же месяце расследование ДТП на Ленинском проспекте было возобновлено , а 12 августа погибшая Александрина была заочно объявлена обвиняемой . В окончательной редакции обвинение Александриной было сформулировано в конце апреля 2012 года .

Использованные материалы

Погибшей Александриной предъявлено обвинение в ДТП на Ленинском. — РИА Новости, 27.04.2012

Владимир Шишлин. ДТП на Ленинском: погибшая стала обвиняемой. — Интерфакс, 12.08.2011

Евгений Шипилов. Следствие вернулось на Ленинский проспект. — Газета.Ru, 29.07.2011

Владимир Шишлин. Дело о ДТП на Ленинском реанимировано. — Интерфакс, 14.07.2011

Сергей Смирнов. Водитель «Лукойла» совершил ДТП законно. — Infox.ru, 17.11.2010

Почему «ЛУКОЙЛ – теперь с правом на убийство»? — Официальный сайт Московского отделения Федерации автовладельцев России (far-msk.ru), 13.09.2010

Дело о ДТП на Ленинском прекращено. — Вести.Ru, 07.09.2010

ДТП на Ленинском: дело закрыто. — Интерфакс, 06.09.2010

В деле о ДТП на Ленинском проспекте появился новый потерпевший. — РИА Новости, 24.08.2010

Елена Поляковская. Кому нужна правда об аварии на Ленинском. — Радио Свобода, 24.08.2010

«Ситроен» на встречке. — Интерфакс, 20.08.2010

Александра Самарина. Следствие приравняли к гостайне. — Независимая газета, 19.03.2010

Лев Лещенко. «Я часто выступаю перед нефтяниками, знаком не понаслышке с их нелегким трудом…». — Новая газета, 12.03.2010

Евгения Супрычева. Как идет расследование громкого ДТП с участием вице-президента «Лукойла». — Комсомольская правда, 11.03.2010

Владимир Баршев. Видео без аварии. — Российская газета (rg.ru), 05.03.2010

Ольга Богданова. «Мерседес» — это приговор? — Радио Свобода, 04.03.2010

Ирина Пуля. ДТП со многими неизвестным. — Российская газета, 04.03.2010. — №5123 (44)

Мария Морозова, Зинаида Титова. Свой против чужих. — Новые Известия, 04.03.2010

«Мерседес S666» и «тухлая» передача. — Интерфакс, 03.03.2010

По факту аварии в Москве с участием автомобиля ЛУКОЙЛа и гибели в ДТП двух человек возбуждено уголовное дело. — РБК, 27.02.2010

«Лукойл» компенсации жертвам ДТП не даст. — LifeNews.ru, 27.02.2010

Анатолий Александрович Барков. Биографическая справка. — РИА Новости, 25.02.2010

Член Правления Лукойла Анатолий Барков сократил свою долю в компании с 0.075% до 0.066%. — Финам.ru, 29.09.2008

Вице-президент «ЛУКойла» подарил супруге акции на $5 млн. — Газета.Ru, 29.09.2008

Анастасия Михайлова. Осторожно, мигалки! — Газета (GZT.Ru), 11.09.2007

Указ Президента РФ. О награждении государственными наградами Российской Федерации. — Alldocs, 16.10.2006. — №1147

Сергей Титаренко, Алексей Сомов. Союз мяча и лыж. — Нефть России, 15.02.2002. — №2

Список членов правления. Барков Анатолий Александрович. — Официальный сайт ОАО «Лукойл». — Версия от 04.05.2012

Николай Черников. Дуга Баркова. Вагит Аликперов и его команда. — М.: Издательство «Макцентр», 2006. — 239 с.

Барков Анатолий Александрович. Разработка механизма принятия стратегических решений по направлениям развития нефтяной компании (На примере ОАО «Лукойл»). — Электронный каталог российских диссертаций. — СПб.: 1999. — 168 c.

Барков Анатолий Александрович. Стратегия развития обеспечивающих систем нефтяной компании (На примере ОАО «Лукойл»). — Электронный каталог российских диссертаций. — М.: 2003. — 143 c.

Зона ответственности. — ITime. — №2 (8), 2008

В соответствии с решением КС, расследование уголовного дела о гибели в ДТП Ольги Александриной и Веры Сидельниковой может быть возобновлено.
Конституционный суд признал несоответствующими Конституции нормы Уголовно-процессуального кодекса, оспоренные по делу о ДТП на Ленинском проспекте, постановив, что правоприменительные решения, принятые в отношении Ольги Александриной, а также по иску ее отца подлежат пересмотру. «Правоприменительные решения, принятые в отношении граждан Александриной Ольги Сергеевны, а также по делам заявителя Александрина Алексея Ивановича подлежат пересмотр в автономном порядке», — говорится в материалах пресс-службы КС.
«Не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию, достоинство личности и доброе имя. При этом, законодатель лишил и самых близких родственников возможности защиты своей чести и достоинства, а также возможности возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием», — говорится в материалах пресс-службы КС по данному постановлению. Поэтому при возражении близких родственников против прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд. «А там оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме», — говорится в материалах КС.
Конституционный суд проверял нормы УПК в связи с жалобой отца Александриной Сергея Александрина, который подал жалобу на прекращение расследования аварии на Ленинском проспекте Москвы с участием машины вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова.
Ольга Александрина погибла 25 февраля 2010 года в аварии. Лимузин Баркова и Citroen под управлением Александриной столкнулись на Ленинском проспекте. В ДТП погибла также находившаяся вместе с Александриной ее свекровь Вера Сидельникова. Пострадал и сам вице-президент ЛУКОЙЛа. Виновной в ДТП признали Александрину.
Расследование дела сопровождалось серией скандалов. В частности, выяснилось, что видеозаписи ДТП нет ни на одной из многочисленных камер наблюдения, расположенных в районе площади Гагарина. На единственной опубликованной видеозаписи момент аварии скрыт рекламным щитом.
Согласно материалам следствия, размещенным на сайте московского ГУВД, «установлено, что водитель автомобиля Citroen С3, являясь лицом, управляющим автомобилем, допустила нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. В действиях водителя Citroen С3 содержатся признаки преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, но в связи с тем, что в результате ДТП она скончалась, то настоящее уголовное дело подлежит прекращению, по основанию, предусмотренным ст. 24 УПК РФ», — говорится в документе.
В августе 2010 года Следственный комитет при МВД прекратил уголовное дело по факту ДТП «в связи со смертью подозреваемой Ольги Александриной». Ее отец считает, что дочь не виновата, а в расследовании аварии есть очевидные пробелы.
Сергей Александрин обжаловал постановление о прекращении уголовного дела в Тверском районном суде Москвы. Он просил продолжить расследование и направить дело в суд для возможного установления невиновности и реабилитации своей дочери. Однако суд счел прекращение дела правомерным и в удовлетворении жалобы отказал, после чего Александрин обратился в КС. Он настаивал, что оспариваемые нормы УПК нарушают принцип презумпции невиновности и право на судебную защиту.
Как уже сообщал «Гудок», 17 ноября Мосгорсуд подтвердил решение о прекращении расследования по делу о трагедии на Ленинском проспекте. Ранее 7 октября Тверской суд Москвы признал законным прекращение уголовного дела о ДТП на Ленинском проспекте с участием служебного лимузина Mercedes вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова.
Адвокат Игорь Трунов, представлявший в КС интересы семьи Ольги Александриной убежден, что решение Конституционного суда, которое позволяет расследовать уголовные дела даже после смерти подозреваемых и обвиняемых, сыграет существенную роль в правоприменительной практике.
По словам адвоката, разъяснение КС позволит довести расследование нашумевшего дела до конца. А также появится возможность пересмотреть дела об авиакатастрофах, виновными в которых были признаны пилоты.
СПРАВКА
В аварии 25 февраля на Ленинском проспекте в Москве погибли акушер-гинеколог московского Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Вера Сидельникова и ее невестка, акушер-гинеколог Ольга Александрина.
ДТП произошло примерно в 8 часов утра при подъезде к площади Гагарина. Служебный Mercedes S 500 компании ЛУКОЙЛ ехал из области в центр столицы, а иномарка с двумя женщинами – в обратном направлении. В результате лобового столкновения вице-президент «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков получил ушиб ноги и головы, его водителя спасли подушки безопасности. Водитель автомобиля Citroen Ольга Александрина погибла на месте, Вера Сидельникова была госпитализирована с черепно-мозговой травмой и переломом левой руки доставлена в 1-ю городскую клиническую больницу, но скончалась.
Удар при столкновении машин был очень серьезным: целой у автомобиля Citroen осталась только задняя часть, остатки машины дворники убирали с проезжей части лопатами. Citroen в результате удара развернуло на 360 градусов, а Мercedes был отброшен на резервную полосу. Через несколько минут после аварии за Барковым приехала другая служебная машина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *