Банкротство некоммерческой организации

Банкротство – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Какие задачи решает процедура банкротства предприятия и физического лица

Процедура банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,

  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Цель банкротства предприятий

Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые являются неэффективными и нестабильными. Эта цель достигается в результате действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Участники процедуры банкротства предприятий

В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:

  • арбитражный суд;

  • собственник предприятия;

  • арбитражные управляющие;

  • наемные работники;

  • инвесторы;

  • должник;

  • кредиторы;

  • органы государственной власти.

Виды банкротства предприятий

Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:

Реальное банкротство. При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;

Банкротство бизнеса. Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;

Временное (условное) банкротство. При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;

Преднамеренное (умышленное) банкротство. При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.

Банкротство физических лиц

Под банкротством физических лиц подразумевается признание арбитражным судом неспособности физического лица выполнять свои финансовые обязательства и осуществлять расчеты с кредиторами.

Начать процедуру банкротства имеет право любое физическое лицо, чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца.

Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба.

При этом Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» четко разделяет случаи, когда физическое лицо обязано подать заявление о банкротстве, и когда гражданин вправе подать заявление о банкротстве в добровольном порядке.

Так, например, обязательной для начала осуществления процедуры банкротства является ситуация, когда физическое лицо – должник имеет долг сразу перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже выплатив часть долга, не сможет погасить оставшуюся сумму долга.

Отметим, что обратиться в суд гражданин обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, которая удовлетворяет установленным условиям банкротства.

Что влечет за собой получение статуса финансовой несостоятельности для физического лица

На время ведения дела о банкротстве гражданина лишают права:

  • осуществлять сделки по покупке и продаже имущества, передаче имущества в залог, выдаче поручительств;

  • выезжать за границу (этот вопрос решается на усмотрение суда);

  • распоряжаться денежными средствами на банковских счетах.

На 3 года гражданин, признанный банкротом, лишается права занимать любые должности в органах управления юридического лица и каким-то образом принимать участие в управлении компании.

С признанием гражданина банкротом прекращается:

  • процесс удовлетворения требований кредиторов по существующим денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявить только в рамках дела о банкротстве;

  • процесс начисления неустоек и процентов по текущим обязательствам;

  • действие исполнительных листов по взысканию имущества. Иными словами, гражданин, признанный банкротом, не должен выполнять требования кредиторов, оставшиеся неудовлетворенными после реализации имущества должника.

За «некоммерческим” щитом
Авторы:

Татьяна ГОРЕЛОВА, юридическая фирма

«Беседин Аваков Тарасов и партнеры”

Несмотря на четко установленное в ГК РФ ограничение на ведение некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, не секрет, что они повсеместно используются именно для этого. Причем «некоммерческая коммерция” нередко оказывается в куда более выгодном положении, чем, скажем, хозяйственные общества. Одно из таких преимуществ – невозможность банкротства ряда некоммерческих организаций. Причины такого запрета и целесообразность его отмены в рамках реформы законодательства о банкротстве рассматриваются в сегодняшней статье.

Запрет на банкротство некоммерческих организаций ставит их кредиторов в неравное положение, чем кредиторов коммерческих организаций. Кредитор коммерческой организации, в случае неисполнения должником своих обязательств, обращается в суд, получает исполнительный лист, а при отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание и при наличии ряда признаков – имеет право подать заявление о признании должника банкротом. По итогам проведения процедур банкротства, применяемых к должнику и, что особо важно, – проводимых под контролем арбитражного суда, кредитор имеет возможность удовлетворить свои требования в результате восстановления платежеспособности должника либо в результате распределения конкурсной массы.
Кредитор же некоммерческой организации неизбежно сталкивается с тем, что получить удовлетворение своих требований в рамках процедуры банкротства он может лишь в случае, если его должник создан в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.
Действительно, ст. 65 ГК РФ и ст. 1 ФЗ от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” устанавливают, что по решению суда может быть признано несостоятельным юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Данные нормы устанавливают исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству.
В то же время ГК РФ предусматривает открытый перечень некоммерческих организаций: юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, изначально установлено, что к вновь вводимым законами формам некоммерческих организаций, нормы о несостоятельности организаций применяться не будут. Уже в 1996 г. был принят ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях”, который дополнил перечень организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ, такими, например, как некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация.

Есть ли гарантии?

Неприменение процедур банкротства к учреждению абсолютно обоснованно, поскольку имущество принадлежит ему не на праве собственности, а на праве оперативного управления, и оно не в состоянии самостоятельно нести имущественную ответственность в полном объеме. Субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения.
Однако существуют формы некоммерческих организаций, в которых субсидиарная ответственность ее членов существенным образом ограничена или же вообще не предусмотрена. К таким формам можно отнести ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации.
Ассоциация, объединяющая коммерческие организации, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. На ассоциации же, объединяющие некоммерческие организации, ограничение на осуществление предпринимательской деятельности не распространяется (при условии, что она служит достижению целей ее создания). В соответствии с п. 4 ст. 121 ГК РФ члены ассоциации (союза) независимо от того, какие организации она объединяет, несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Данная норма, очевидно, может быть соблюдена участниками ассоциации лишь формально, путем указания в учредительных документах минимального размера субсидиарной ответственности.
Члены некоммерческого партнерства и учредители автономной некоммерческой организации не несут субсидиарной ответственности по обязательствам партнерства (организации), несмотря на то, что данные формы юридических лиц также наделены правом ведения предпринимательской деятельности.

Нужны равные условия

В то же время правовое положение некоммерческих организаций фактически не отличается от положения коммерческих организаций. Практически всем видам некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности, и они в состоянии нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Таким образом, оснований, оправдывающих запрет банкротства абсолютно всех некоммерческих организаций, не усматривается. Поскольку перечень форм некоммерческих организаций был расширен законом и новые их формы могут быть введены в будущем, необходимо внести соответствующие изменения в гражданское законодательство.
В настоящее время на стадии рассмотрения находится правительственный проект нового Закона «О несостоятельности (банкротстве)”, предусматривающий распространение норм о банкротстве на все виды юридических лиц, за исключением казенных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Однако данное положение при прохождении проекта закона в первом чтении также вызвало резкую критику. Недоумение, например, вызвала установленная возможность обанкротить партию или общественную организацию. С одной стороны, подход, изложенный в проекте и предусматривающий равенство всех кредиторов, независимо от того, является ли их должник коммерческой организацией, представляется обоснованным. В то же время не ясно, каким образом должно происходить банкротство учреждений (не являющихся государственными или муниципальными), которые в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Таким образом, существующий проект закона также не устраняет всех противоречий и неточностей, существующих в действующем законодательстве. Остается лишь надеяться, что законодатель исправит ситуацию путем внесения соответствующих изменений как в законодательство о банкротстве, так и в ГК РФ и ряд других законов.

Кроме религии и политики

Возможность закрепления статуса несостоятельности юридических лиц и последующая ликвидация по этому основанию регулируются ст. 65 ГК РФ. Здесь очень четко оговорено, что банкротство НКО недоступно только для религиозных организаций и политических партий. Есть ограничения и по признанию несостоятельными различных фондов. Их банкротство невозможно, если это установлено законом, регулирующим создание такой некоммерческой организации.

Такая формулировка этой статьи ГК появилась относительно недавно. В предыдущей редакции банкротство НКО было доступно только для потребкооперативов, благотворительных и «иных фондов». Впрочем, многочисленные ресурсы в Сети до сих пор продолжают цитировать раннюю версию законодательства, чем, безусловно, вводят в заблуждение всех, кто интересуется этим вопросом.

Процедуры признания несостоятельности некоммерческой организации в остальном ничем не отличаются от банкротства коммерческих организаций. Процесс регулируется законом «О банкротстве» и может быть инициирован либо самой НКО, либо ее кредиторами или уполномоченной госструктурой.

Этапы банкротства НКО:

  1. Подача заявления в арбитражный суд региона, в котором зарегистрирована НКО.
  2. Признание судом статуса несостоятельности НКО.
  3. Введение процедуры наблюдения. Направлена на сохранение активов должника для удовлетворения требований кредиторов.
  4. Финансовое оздоровление (редко применяется в отношении НКО).
  5. Конкурсное производство – реализация имущества для погашения долгов.
  6. Ликвидация.
  7. В случае, если банкротство НКО инициируется самой организацией, то процесс может идти в упрощенном порядке – минуя стадию наблюдения.

Практика показывает, что большая часть банкротств НКО связана с внешними долгами. И напротив, учредители не спешат обращаться в суд в том случае, если организация накопила долгов, но кредиторы пока не взыскивают их в арбитраже.

Если долги достигли такого предела, что делают невозможным выполнение уставных задач, то на подачу заявления о признании несостоятельным дается месяц. Если этот срок пропущен, то руководство и учредители юрлица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Это значит, что долги за НКО придется заплатить им.

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

  • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
  • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *