Белорецк суд

В башкирском Белорецке вчера, в один день, сменились руководитель администрации и председатель городского совета. Исполняющим обязанности главы администрации назначен бывший предприниматель, соучредитель Совета предпринимателей Белорецкого района Кирилл Егупов. Его биография не опубликована.

Сергей Поляков, руководивший администрацией Белорецка с октября 2013 года, написал заявление об уходе по собственному желанию. Данные о проведении конкурса на замещение должности главы администрации в открытых источниках не опубликованы.

Городской совет Белорецка вчера возглавил предприниматель, основной владелец белорецкого ООО Кинотеатр «Металлург» Данис Яганшин. Он избрался в совет от «Единой России», является членом местной Федерации каратэ и смешанного боевого единоборства. Прежний глава совета — бывший главврач Белорецкой ЦРБ Евгений Кустов — на прошлой неделе досрочно сложил депутатские полномочия. Ему прочат назначение главным врачом ГКБ №13 в Уфе. Весной господин Кустов, которого в минздраве представляли как «опытного специалиста с опытом работы в горячих точках, в области медицины катастроф», работал заместителем главврача Республиканской клинической больницы имени Куватова, где произошла крупнейшая в регионе вспышка нового коронавируса.

Белорецк — административный центр одноименного района в Башкирии. В городе проживают 65 тыс. человек. Крупнейшее предприятие — Белорецкий металлургический комбинат группы «Мечел». Город расположен в горной местности, рядом с популярными горнолыжными курортами «Мраткино», «Абзаково», «Металлург-Магнитогорск».

Булат Баширов

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Кривцовой О.Ю.

судей Гареевой Д.Р. и Жерненко Е.В.

при секретаре Аюповой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дмитриева Л.Е., апелляционной жалобе Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Гареевой Д.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дмитриев Л.Е. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об оспаривании решения (бездействия) органа местного самоуправления, взыскании убытков.

Свои требования мотивирует тем, что на основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда он является нанимателем адрес, расположенной по адресу: адрес. Согласно договору он своевременно и в полном размере оплачивает найм жилого помещения и все коммунальные услуги, в том числе, за потребленную электроэнергию согласно индивидуального прибора учета (ИПУ), размещенного на лестничной клетке в закрытом электрическом щитке. С дата г. ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» не уведомив его в платежных документах стала указывать количество потребленной им электроэнергии в размере 186 кВт.ч за каждый месяц, что существенно выше фактического потребления. На устные обращения по данному вопросу ему сообщили, что поскольку он не выполнил требования о замене устаревшего электрического счетчика, с дата расход электроэнергии начисляется по установленному нормативу для потребителей, у которых отсутствуют ИПУ. Однако, он собственником жилой площади, а также электросчетчика не является, доступа к счетчику не имеет, каких — либо уведомлений о замене счетчика не получал. дата он обратился с письменной претензией в Управляющую компанию о неправомерности их действий и перерасчете фактически потребляемой им электроэнергии по показаниям счетчика. Однако письмом от дата ему было отказано, при этом с вопросом о замене электросчетчика было рекомендовано обратиться к собственнику — Администрации городского поселения адрес. При обращении к собственнику жилья о замене счетчика, последним ему также было отказано. С учетом уточненных исковых требований просил суд признать отказ (бездействие) Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в замене (установке) индивидуального прибора учета электроэнергии не законным, обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан установить в разумные сроки надлежащим образом индивидуальный прибор учета — электрический счетчик необходимого класса точности, возместить убытки в размере 2 812,10 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 руб.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования Дмитриева Л.Е. удовлетворены частично. Отказ (бездействие) Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в замене (установке) индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу: адрес признан незаконным. На Администрацию городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан возложена обязанность произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии, относящегося к квартире, находящейся по адресу: адрес, в течении двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу. В части удовлетворения требований о взыскании убытков, компенсации морального вреда отказано. С Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу Дмитриева ЛЕ взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе Дмитриев Л.Е. просит решение суда в части отказа во взыскании убытков и компенсации морального вреда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что по причине несвоевременной замены ответчиком счетчика электроэнергия начислялась ему по нормативам, в связи с чем он переплатил 2812,10 руб.

Администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушение норм материального права.

Лица, участвующие в деле на апелляционное рассмотрение дела не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение указанным требованиям отвечает не в полной мере.

Как следует из материалов дела, истец Дмитриев А.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: адрес на основании договора социального найма от дата, заключенного с между Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Собственником указанного жилого помещения является муниципальное образование городское поселение город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

В суде первой инстанции сторонами не оспаривался факт того, что электрический счетчик, относящийся к адрес, находится в исправном состоянии, однако подлежал замене как устаревший, не соответствующий техническим требованиям, в связи с чем, с дата года электроэнергия истцу начислялась по нормативам.

Разрешая спор и признавая бездействие Администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по замене индивидуального прибора учета электроэнергии в квартире истца незаконным и обязывая ответчика произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии, суд исходил из того, что в силу требований действующего жилищного законодательства, собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета — используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Статьей 681 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что текущий ремонт сданного в наем жилого помещения является обязанностью нанимателя, а капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации также содержится обязанность наймодателя по осуществлению капитального ремонта жилого помещения по договору социального найма, а в п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения возложена на нанимателя.

Работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170. Данными Правилами и нормами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Согласно указанным Правилам и нормам к капитальному ремонту жилого помещения относятся, в частности, работы по устройству дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширению жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшению инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни, замене печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов, переоборудование печей для сжигания в них газа или угля, оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям, полной замене существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, установке бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, переводу существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, замене внутриквартирных инженерных сетей и другие работы, связанные с переустройством помещений либо заменой оборудования.

К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемого нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска н оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что работы по замене, ремонту индивидуальных приборов учета относится к текущему ремонту.

Как следует из пункта 4.1 договора социального найма, заключенного между Дмитриевым Л.Е. и администрацией г.Белорецк, наниматель обязан производить своевременно текущий ремонт занимаемого жилого помещения и мест общего пользования в квартире не реже одного раза в пять лет. Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя.

Таким образом, договором социального найма установлена обязанность нанимателя производить текущий ремонт технического оборудования дома (л.д.11).

В силу приведенных выше норм права на нанимателе жилого помещения лежит обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, при этом не только по установке, но по замене прибора учета электроэнергии в связи с истечением срока его действия.

Кроме того, в силу п.9,10, 12 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в срок до 01 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно п.12 ст.13 ФЗ N261 12. до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Следовательно, при неисполнении обязанности по установке приборов индивидуального учета собственником помещения, обязанность по установке возлагается в силу закона на ресурсоснабжающую организацию.

При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части не может быть признано законным, в связи с чем подлежит в указанной части отмене.

В остальном решение является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы Дмитриева Л.Е. отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196, 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения исковых требований Дмитриева Л.Е. к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании произвести замену индивидуальных приборов учета. В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворения исковых требований Дмитриева Л.Е. к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании произвести замену индивидуальных приборов учета

В остальной части решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *