Бесхозное имущество

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Навашинский Нижегородской области сообщает, что на территории городского округа расположены следующие бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры:

1)  Газопровод низкого давления (бесхозяйный), г.Навашино пл.Ленина д. 1, протяженностью 6,9 м.;

2)  Газопровод низкого давления (бесхозяйный), г.Навашино пл.Ленина д. 2, протяженностью 80,0 м.;

3)  Газопровод низкого давления (бесхозяйный),г.Навашино пл.Ленина 3, протяженностью 83,5 м.;

4) Водопроводная сеть (бесхозяйная), г.Навашино, от д.№61 по ул.Гагарина до д.№17 по ул.Цветочная, протяженностью 800,00 м.;

5)  Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по пл.Ленина, д.11, 13, 15, 34, 36, 38, 40, протяженностью 340,50 м.;

6) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.50 Лет Октября,д.18, протяженностью 83,14 м.;

7) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по Соболева, д.3, 5, 7, протяженностью 199,50 м.;

8) Тепловая сеть (бесхозяйная),г.Навашино, ул.Ленина, за зданием 28А, протяженностью 100,0 м.;

9) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.26, протяженностью 264,86 м.;

10) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.4, 6, протяженностью 123,47 м.;

11) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.15, протяженностью 46,82 м.;

12) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.9, 11, 13, 16, протяженностью 810,39 м.;

13)  Газопровод (бесхозяйный),г.Навашино, ул.Шверника, д.13, протяженностью 120,0 м.;

14)  Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул.

Имущество без собственника

Шверника, д.5, 7, 9, 11, 13, протяженностью 172,60 м.;

15) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Шверника, д.16, протяженностью 71,0 м.;

16) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Шверника, д.12, протяженностью 98,5 м.;

17) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, к ДРСП, РСУ, ул. Шверника, протяженностью 145,0 м.;

18) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, к ДРСП, РСУ, ул. Шверника, протяженностью 7,0 м.

          В настоящее время Комитет по управлению муниципальным имуществом  Администрации городского округа Навашинский Нижегородской области  устанавливает возможных собственников указанных объектов. Просим лиц, обладающих необходимой информацией в течении 1 месяца со дня публикации данной информации направить сведения в письменной форме или лично по адресу: Нижегородская область, г.Навашино, пл.Ленина,д.28а, кабинет КУМИ. В случае не явки лиц, считающих себя собственниками указанных  объектов, Администрацией городского округа Навашинский Нижегородской области будут приняты меры по обращению объектов в муниципальную собственность.

Как оформить бесхозное имущество?

Бесхозное имущество это утерянные, брошенные или утраченные вещи, либо имущество от которого отказался хозяин.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Действующее законодательство определяет их формулировкой «бесхозяйные вещи».

Бесхозное имущество может быть принято в собственность заинтересованным физическим либо юридическим лицом, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

Разновидности бесхозяйных вещей (бесхозного имущества)

  • имущество брошенное прежним владельцем
  • найденное имущество (находки)
  • клады
  • животные оставшиеся без надзора

Основания приобретения прав на бесхозное имущество (бесхозяйные вещи)

Внесудебный порядок предусмотрен для так называемого «простого завладения» отдельными категориями брошенных вещей. Эти вещи описаны в части 2 статьи 226 Гражданского Кодекса РФ и включают в себя:

  1. металлический лом
  2. бракованная продукция производства и его отходы
  3. оставшийся после сплава леса топляк
  4. оставшиеся после добычи полезных природных ресурсов отвалы и сливы

Стоимость перечисленных категорий брошенных вещей должна быть явно меньше чем пятикратный МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Напомню, что по состоянию на май 2015 года этот размер составляет 5 965 рублей. Следовательно, цена брошенной вещи должна быть существенно ниже 29 825 рублей.

Приобретение права собственности на находку

Нашедший движимое имущество обязан сообщить о своей находке в органы местного самоуправления или полицию.

Если до истечении полугода права на находку не будут никем заявлены, то найденная вещи переходит в собственность нашедшего ее лица.

Особенности заявления о находке

  • если вещь найдена в транспортном средстве или помещении, следует заявить о находке их владельцу
  • скоропортящиеся найденные вещи можно продать и сохранить полученные денежные средства, подтвердив полученную сумму распиской, другими доказательствами размера полученного дохода

Особенности приобретения права собственности на найденных животных

  • О находке безнадзорного животного сообщают в органы местного самоуправления или полицию
  • До истечения шести месяцев утративший животное владелец может заявить о правах на него
  • Если животное сохраняет привязанность к старому владельцу, либо есть доказательства жестокого обращения с ним со стороны нового владельца, то животное может быть возвращено и после истечения шести месяцев

Подробно о безнадзорных животных рассказывает другая статья.

Особенности приобретения права собственности на клад

Клад – сокрытое в земле или спрятанное другим способом имущество, чей собственник неизвестен либо не может заявить о своих правах на клад в силу закона.

Право собственности на клад принадлежит собственнику объекта недвижимости, на территории которого он был обнаружен.

Допускается разделение клада между собственником и лицом нашедшим клад по соглашению.

Культурные ценности, находящиеся в кладе должны быть переданы государству. При этом половина от стоимости клада подлежит выплате собственнику недвижимости и лицу, которое клад обнаружило.

Приобретение права собственности на бесхозное имущество по сроку владения

Нашедший бесхозяйное имущество может не заявлять о своей находке, но открыто владеть и пользоваться ей на протяжении ряда лет.

В этом случае возможно установить право собственности в силу приобретательской давности.

Приобретательская давность на объекты недвижимого имущества составляет пятнадцать лет.

Для движимого – пять лет.

Однако, признать право собственности на недвижимое имущество в силу приобретательской давности возможно только после государственной регистрации.

Особо отмечу, что на самовольные постройки понятие приобретательской давности не распространяется.

Признание права на движимое бесхозное имущество в суде

Заявление о признании права на бесхозяйную недвижимую вещь подается по месту жительства (постоянного местонахождения) лица, которое вступило во владение данной вещью.

В тексте заявления должно быть отражено:

  • признаки, объективно характеризующие вещь
  • доказательства, что вещь существует в реальности
  • доказательства, что заявитель владеет вещью
  • доказательства, что предыдущий собственник отказался от вещи (не претендует на нее)

Для недвижимых вещей этот перечень должен быть дополнен доказательством, что недвижимая вещь стоит на государственном учете в качестве бесхозяйной.

Признание права на недвижимое бесхозное имущество в суде

До заявления судебного требования о признании права на бесхозяйный объект недвижимости, он должен быть поставлен на учет и находиться на нем в течение года.

Заявителем по данным делам могут выступать только органы местного самоуправления и государственной власти, в лице подразделений, уполномоченных распоряжаться имуществом.

В ходе судебного разбирательства подлежат выяснению следующие обстоятельства:

  • что сведения об объекте недвижимости отсутствуют в реестрах федерального, государственного, муниципального имущества
  • право собственности не зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
  • какие собственники, владельцы и очевидцы могут дать информацию о принадлежности имущества
  • имущество не менее года стоит на учете в качестве бесхозяйного

Заинтересованные лица привлекаются для участия в деле.

Решение суда о признании права на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации права на него.

Статья была полезной? Поделитесь ей с друзьями, комментируйте, обсуждайте, задавайте вопросы!

Все статьи Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по ГПК РФ (Кляус Н.В.)

Практика показывает рост бесхозяйных объектов недвижимости, установление права собственности на которые возможно в судебном порядке. Сущность этих дел заключается в подтверждении судом бесхозяйного статуса недвижимой вещи с целью признания на нее права собственности. Поэтому актуальным является совершенствование процессуальных правил особого производства, регламентирующих порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ст. ст. 290 и 293 ГПК РФ заявитель может просить суд о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею или признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на эту вещь.
При рассмотрении данной категории гражданских дел необходимо, в свою очередь, обратиться к анализу норм материального права, подлежащих применению при рассмотрении данной категории дел особого производства, так как разработка норм процессуальных отраслей должна осуществляться с ориентацией на нормы материального права, подлежащие применению в процессуальных формах <1>.

Наилучшим примером будет служить рассмотрение вопроса о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
———————————
<1> См.: Грось Л.А. Влияние норм материального права на гражданское процессуальное право (научно-практические проблемы): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 6 — 7.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно пунктам 3 и 4 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (далее — орган по государственной регистрации прав), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органом по регистрации прав по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 N 701 <2> (далее — Порядок), а Порядок внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества определен разделом XII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765 <3> (далее — Правила).
———————————
<2> Российская газета. 2014. 5 сентября. N 202.
<3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 46.

Для рассмотрения в суде заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо:
Во-первых, принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи органом по государственной регистрации прав, которое осуществляется по заявлению установленной формы уполномоченного органа местного самоуправления либо уполномоченного государственного органа, на территориях которых они находятся (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ, п. 4 Порядка).
К указанному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, подтверждающие, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, и иные документы, определенные п. 7 Порядка.
Во-вторых, истечение одного года со дня принятия бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом по государственной регистрации прав (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ). Так, если заявление органа, уполномоченного управлять соответствующим имуществом, поступит в суд до истечения указанного срока, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 290 ГПК РФ). Для рассмотрения дела судом необходимо привести факт, свидетельствующий об истечении данного срока, т.е. доказать его суду. Данный факт подтверждается соответствующим документом — сообщением о принятии на учет объекта недвижимого имущества установленной формы (п.

п. 16, 17 Порядка).
В-третьих, подача в суд заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ, ч. 2 ст. 290 ГПК РФ). Поэтому суд (судья) должен убедиться в наличии компетенции у органа, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.
В-четвертых, указать в заявлении о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника (ч. 2 ст. 291 ГПК РФ).
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), согласно подп. "а" п. 7 Порядка, являются: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <4> и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
———————————
<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.

На наш взгляд, требования, предъявляемые к заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, ограничивают сферу действия гражданско-правового понятия "бесхозяйная вещь". Казалось бы, случаи признания вещи бесхозяйной (в том числе недвижимой), зафиксированные в п. 1 ст. 225 ГК РФ, касаются не только вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, но и вещи, от права собственности на которую собственник отказался. Вместе с тем, в отличие от приведенной гражданско-правовой конструкции, в ГПК РФ законодатель использует иную правовую конструкцию. Упоминание в ч. 2 ст. 291 ГПК РФ "об отсутствии собственника" создает неясность при решении вопроса о возможности рассмотрения в судах общей юрисдикции в порядке особого производства заявлений о признании права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в отношении которых собственники отказались от права собственности, ибо право собственности на эти вещи еще не прекращено <5>.
———————————
<5> В правовой литературе была сформулирована точка зрения, согласно которой прекращение интереса на стороне управомоченного не влечет за собой непременное прекращение (уничтожение) права (см., например: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1910. Т. 2. С. 368; Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 162). Такая позиция находит свое подкрепление в действующем законодательстве. Например, согласно абз. 2 ст. 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Поэтому такой объект подлежит учету в качестве бесхозяйного до момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности (п. 125 Правил, п. 26 Порядка).

Анализ п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ показывает, что в порядке особого производства суды общей юрисдикции рассматривают дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Такая же формулировка пронизывает название гл. 33, а также названия и содержания ст. ст. 290 — 293 ГПК РФ.

Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

Остается предположить, что производство по делам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно применяться как в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен (по терминологии ч. 2 ст. 291 ГПК РФ — при отсутствии собственника), так и в отношении недвижимой вещи, если иное не предусмотрено законами (п. 1 ст. 225 ГК РФ), от права собственности на которую собственник отказался. Вместе с тем буквальное толкование ч. 2 ст. 291 и ч. 2 ст. 293 ГПК РФ не дает на это достаточных оснований, поскольку законодатель проводит четкие различия между понятиями "бесхозяйная вещь, не имеющая собственника", "бесхозяйная вещь, собственник которой неизвестен" и "бесхозяйная вещь, от права собственности на которую собственник отказался" (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Как видим, заявитель, подавший заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, от права собственности на которую собственник отказался, теряет возможность влиять на его дальнейшее движение, поскольку ГПК РФ не разрешил вопрос о возможности возбуждения производства в судах общей юрисдикции в отношении таких заявлений. Поэтому нельзя говорить "об отсутствии собственника". В этом смысле представляется существенным законодательное решение вопроса о возможности собственника, оставившего бесхозяйную недвижимую вещь, вновь вступить во владение, пользование и распоряжение ею до принятия судом соответствующего решения (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ). Таким образом, действующие формулировки ч. 2 ст. 291 и ч. 2 ст. 293 ГПК РФ не покрываются формулировкой "дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь" (п. 6 ч. 1 ст. 262 и гл. 33 ГПК РФ).
Как показывает изложенное, актуальным является предложение навести порядок в нормах гл. 33 ГПК РФ при использовании материально-правового понимания термина "бесхозяйная вещь".

Литература

1. Грось Л.А. Влияние норм материального права на гражданское процессуальное право (научно-практические проблемы): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 6 — 7.
2. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1910. Т. 2. С. 368.
3. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 162.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные земельные участки

Поляков Д.С., аспирант Московской государственной юридической академии.

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, — возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью <1>. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли <2>. Однако справедливым представляется мнение, высказанное Н.В. Карловой, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю <3>. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

<1> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 562. См. также: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 285.
<2> См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 285.
<3> См.: Карлова Н.В.

К ВОПРОСУ О ПРИОБРЕТЕНИИ МУНИЦИПАЛИТЕТОМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ ИМУЩЕСТВО

Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 99.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством <4>.

<4> См.: ст. 53 ЗК РФ.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором — вещь, собственник которой не известен, и в третьем — вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным — отказ собственника от прав на земельный участок <5>. Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

<5> См.: ст. 53 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

  • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
  • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременное внесение платежей за землю;
  • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее — Положение) <6>. Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

<6> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12 ноября 2004 г.) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки — создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем <7>.

<7> Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. N 6.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Как было отмечено на заседании Государственной Думы, посвященном обсуждению хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 — 2007 гг., наличие на территории муниципальных образований бесхозных земель и необходимость проведения работ по закреплению их в пользовании или в собственности являются одной из причин уменьшения поступлений от земельного налога в местные бюджеты <8>.

<8> См.: Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2006 г. // "Правительственный час" в государственной думе РФ "О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; о готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 — 2007 гг.

Изложенные выводы также находят выражение в рекомендациях, разработанных участниками Круглого стола, проведенного 19 октября 2006 г. в Москве с участием представителей Общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления" и Сообщества финансистов России на тему: "О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления".

Согласно указанным рекомендациям Правительству Российской Федерации предлагается разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие проведение работ по закреплению бесхозяйных земель в пользование или в собственность муниципальных образований <9>.

<9> Круглый стол с участием представителей Общероссийской общественной организации "Всероссийский совет местного самоуправления", Сообщества финансистов России на тему "О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления".

Обращая внимание на необходимость решения указанных проблем, автору представляется возможным внести определенные законодательные усовершенствования в существующее регулирование порядка использования бесхозяйных земельных участков и их передачи в муниципальную собственность.

Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.

Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.

Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).

Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).

Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.

Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.

ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи

КонсультантПлюс: примечание.

Позиции высших судов по ст. 225 ГК РФ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *