Бесхозные вещи

Содержание

О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОРОХОВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2007 года N 64/28

О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области.

Рузского муниципального района Московской области (с изменениями от 06.11.2008 г. N 115/38, от 01.06.2011 г. N 165/24)

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», руководствуясь Уставом сельского поселения Дороховское Совет депутатов сельского поселения Дороховское РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение «О порядке оформления бесхозяйного недвижимого

имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское

Рузского муниципального района Московской области» (Прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в газете «Красное знамя».

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Дубова О.В.-

Председателя Совета депутатов сельского поселения Дороховское.

4. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.

ПОЛОЖЕНИЕ О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области

Утверждено
Решением Совета депутатов
сельского поселения Дороховское
от 27 ноября 2007 г. N 64/28

Общие положения

1.1. Настоящее Положение «О порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское Рузского муниципального района Московской области» (далее Положение) разработано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Уставом сельского поселения Дороховское

1.2. Положение определяет порядок оформления в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории сельского поселения Дороховское.

1.3. Положение распространяется на недвижимое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо имущество, от права собственности на которое собственник отказался.

1.4. Оформление документов для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории сельского поселения Дороховское, осуществляет Администрация сельского поселения Дороховское (далее Администрация) в соответствии с настоящим Положением.

1.5. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы — Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области отдел в Рузском районе (далее ГУФРС МО).

Порядок оформления документов необходимых для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

2.1 Бесхозяйные объекты недвижимого имущества выявляются в результате проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры сельского поселения Дороховское или иными способами.

2.2. На основании обращения физических и юридических лиц (Приложение N 1) любой формы собственности по поводу обнаруженных бесхозяйных объектов недвижимого имущества Администрация осуществляет проверку указанных сведений.

В целях проведения проверки Администрация составляет Акт (Приложение N 2,N 3) запрашивает:

1) документы, подтверждающие наличие собственников обнаруженных объектов недвижимого имущества, либо документы, подтверждающие, что объекты недвижимого имущества не имеют собственников, или собственники неизвестны.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими, регистрацию прав на недвижимость до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, подтверждающие, что права на данный объект недвижимого имущества не были ими зарегистрированы;

2) заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества в качестве бесхозяйного (представляется в случае отказа собственника от права собственности на это имущество), удостоверенное нотариально;

3) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

4) в случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в заявлении органа местного самоуправления о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества должны содержаться данные о правообладателе, указанные в п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. N 219:

а) в отношении физического лица — фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

б) в отношении российского юридического лица — полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

5) Утратил силу.

2.3. Если в результате проверки будет установлено, что обнаруженное недвижимое имущество отвечает требованиям п. 1.3. настоящего положения, Администрация осуществляет сбор и подготовку следующих документов:

1) заявление Администрации сельского поселения Дороховское в ГУ ФРС МО о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества;

2) Постановления Главы сельского поселения Дороховское о включении бесхозяйных недвижимых вещей в реестр бесхозяйного недвижимого имущества (Приложение N 1) и постановке на учет как бесхозяйное, а также постановке их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

3) документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе техническая документация (извлечение из техпаспорта, план и др.);

4) документы, указанные в п. 2.2.;

5) иные документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

3.1. Каждое бесхозяйное недвижимое имущество, выявленное на территории сельского поселения Дороховское, принимается на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании Постановления главы сельского поселения Дороховское о включении бесхозяйных недвижимых вещей в реестр бесхозяйного недвижимого имущества (Приложение N 4) и постановке объектов на учет как бесхозяйное, а также их постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

3.2. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается

3.3. К заявлению должны быть приложены документы, указанные в п. 2.3. настоящего Положения, а также доверенность на право представления документов.

3.4. Сообщение о выявлении на территории сельского поселения Дороховское бесхозяйного недвижимого имущества и о возможности юридических и физических лиц предъявить свои права на это имущество подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

3.5. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет в ГУФРС МО, Администрация может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.

п. 3.6. следующего содержания: «3.6. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, администрации сельского поселения Дороховское выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества. Выписка удостоверяется подписью государственного регистратора и скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию.

3.7. До истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества оно может быть по решению суда признано собственностью физического или юридического лица в силу приобретательной давности. Основанием для государственной регистрации права собственности будет являться решение суда, вступившее в законную силу.

3.8. До истечения года со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества собственник этого имущества, от права на которое он ранее отказался, но право собственности, на которое не прекращено, может обратиться в регистрирующий орган с письменным заявлением об изменении своего решения об отказе от своих прав.

В случае снятия объекта недвижимого имущества как бесхозяйного по вышеуказанным основаниям об этом письменно извещается администрация сельского поселения Дороховское, подавший заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества

3.9. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект или принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение.

3.10. В соответствии с п. 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. Правообладателю — сельское поселение Дороховское выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности.»

3.11. Бесхозяйное недвижимое имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретено в собственность в силу приобретательной давности.

3.12. На основании выписки из решения суда Глава сельского поселения Дороховское издает постановление о приеме в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское бесхозяйного имущества и передаче его на баланс соответствующей эксплуатирующей организации. Постановление Главы сельского поселения Дороховское служит основанием для внесения бесхозяйного имущества в Реестр муниципальной собственности сельского поселения Дороховское. Государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, ранее принятого на учет в качестве бесхозяйного, является основанием для его снятия с учета».

Переход бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность

4.1. Право муниципальной собственности на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации.

4.2. После принятия недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения Дороховское, Администрация вносит соответствующие сведения в реестр муниципальной собственности сельского поселения Дороховское.

4.3. В течение 10 дней после получения свидетельства о Государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество Администрация передает копию данного свидетельства для внесения изменений в техническую документацию в орган, осуществляющий технический учет и инвентаризацию.

5. Возврат имущества.

5.1. Имущество, принятое в муниципальную собственность (ведение), или стоимость его подлежит возврату в следующих случаях:

— отмены решения суда о признании имущества бесхозяйным;

— признания судебными органами недействительными свидетельств о праве государства на наследство или отмены решения суда о передаче имущества по праву наследования государству.

5.2. По имуществу, которое было передано безвозмездно, требование о возврате этого имущества или возмещении его стоимости предъявляется заинтересованным лицом к той организации, которая приняла имущество. Возникшие споры по имуществу, переданному безвозмездно, решаются в судебном порядке.

6. Реализация имущества.

6.1.Порядок реализации муниципального имущества регламентируется следующими законодательными актами: статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе от 12.08.2002 N 585.

Приложение N 1

к положению от 27.11.2007 г. N 64/28

Главе сельского поселения Дороховское

____________________(ФИО)

От _______________________________

Проживающего по адресу:

___________________________________

___________________________________

Тел._______________________________

ХОДАТАЙСТВО

_____________________________________________________________________________ Наименование имущества

Названное имущество находится ________________________________________________

Адрес (местоположение, местонахождение) имущества

Краткая характеристика имущества* ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки, указывающие, что имущество является «бесхозяйным» ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата Подпись

*К ходатайству желательно приложить фотографии

Приложение N 2

к положению от 27.11.2007 г. N 64/28

Утверждаю:

Председатель комиссии по оформлению

бесхозяйного недвижимого имущества

в муниципальную собственность

____подпись___(ФИО)

дата

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВЕЩИ, ИМЕЮЩЕЙ ПРИЗНАКИ «БЕСХОЗЯЙНОЙ» N _____

______________________

Населенный пункт Дата

Постоянно действующая комиссия по осмотру и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных вещей на территории Гурьевского района, утвержденная постановлением Администрации Гурьевского района от _________ N _____ в составе:

Заместитель председателя комиссии: ______________________________

ФИО

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО

2.____________________________________________

ФИО

3.____________________________________________

ФИО

4.____________________________________________

ФИО

5.____________________________________________

ФИО

6.____________________________________________

ФИО

7.____________________________________________

ФИО

По ходатайству ________________________________________________

Наименование заявителя

от _________________ N ___________

провела осмотр технического состояния вещи, имеющей признаки «бесхозяйной»: _____________________________________________________________,

Наименование вещи

Находящейся по адресу: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________, а также считает возможным (ненужное зачеркнуть):

· использовать имущество в целях _________________________________;

· реализовать имущество целиком / частями (ненужное зачеркнуть) с целью получения дохода в местный бюджет

· ликвидировать имущество из-за угрозы жизни и здоровью граждан.

Прочие предложения комиссии:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:

Заместитель председателя комиссии: _____________________________

ФИО подпись

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО подпись

2.____________________________________________

ФИО подпись

3.____________________________________________

ФИО подпись

4.____________________________________________

ФИО подпись

5.____________________________________________

ФИО подпись

6.____________________________________________

ФИО подпись

7.____________________________________________

ФИО подпись

Секретарь комиссии __________________________________________

ФИО подпись

Приложение N 3

к положению от 27.11.2007 г. N 64/28

Утверждаю:

Председатель комиссии по оформлению

бесхозяйного недвижимого имущества

в муниципальную собственность

____подпись___(ФИО)

дата

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ИМУЩЕСТВА ЛИБО ОТКАЗ ОТ ПРИНЯТИЯ БЕСХОЗЯЙНОЙ ВЕЩИ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ к акту обследования объекта имущества,

имеющего признаки «бесхозяйного» N _____ от __________

_____________

Населенный пункт Дата

Постоянно действующая комиссия по осмотру и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных вещей на территории Гурьевского района, утвержденная постановлением Администрации Гурьевского района от _________ N _____ в составе:

Заместитель председателя комиссии: _____________________________

ФИО

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО

2.____________________________________________

ФИО

3.____________________________________________

ФИО

4.____________________________________________

ФИО

5.____________________________________________

ФИО

6.____________________________________________

ФИО

7.____________________________________________

ФИО

На основании осмотра состояния имущества, имеющего признаки «бесхозяйного»: _____________________________________________________________________________,

Наименование имущества

Находящего по адресу: _________________________________________________________

Комиссия считает, что данное имущество, имеющее признаки «бесхозяйного», нецелесообразно принимать в муниципальную собственность, потому что использование его опасно для жизни и здоровья граждан / экономически не оправдано (ненужное зачеркнуть).

· опасно для жизни и здоровья граждан

· экономически не оправдано

Прочие предложения комиссии:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи:

Заместитель председателя комиссии: _____________________________

ФИО подпись

Члены комиссии: 1.____________________________________________

ФИО подпись

2.____________________________________________

ФИО подпись

3.____________________________________________

ФИО подпись

4.____________________________________________

ФИО подпись

Приобретение права собственности на брошенные движимые вещи и находку

Бесхозяйная вещь — это вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую он отказался (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК).

По общему правилу, установленному ГК, право собственности на бесхозяйные вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (после 5 лет владения движимым имуществом и после 15 лет — недвижимым.)

ГК устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Сроки приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость по этим правилам значительно короче сроков приобретательной давности.

Обязательными условиями для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь являются следующие:

— приобретатель вещи не знает и не может знать о том, что имущество имеет собственника;

— приобретатель вещи не имеет сведений о собственнике.

Следует помнить, что в силу пункта 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью, т.е. земля всегда имеет собственника. Поэтому бесхозяйной недвижимостью могут признаваться только здания, строения и сооружения.

Собственник недвижимости считается известным, если его права на нее зарегистрированы в ЕГРП (Единый государственный реестр прав), или эти права признаются законом о гударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отнесение такого имущества к бесхозяйному как не имеющему собственника возможно, например, тогда, когда установлено, что собственник умер, а его наследники наследство не приняли. Не искючается и возможность отказа собственника от своего зарегистрированного права на имущество. В этом случае имущество признается бесхозяйным как не имеющее собственника.

Самовольная постройка бесхозяйным имуществом признаваться не может, поскольку приобретение права собственности на нее регулируется другими нормами ГК.

Не признается безхозяйным вновь созданное незарегистрированное недвижимое имущество. Бесхозяйным такое имущество может быть признано, если им владеет лицо, не создававшее его для себя, или владельца у этого имущества нет.

Приобретение права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь регулируется п. 3 ст. 225 ГК и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.

Для признания права собственности на безхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, подает заявление о постановке ее на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отметка о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной производится в ЕГРП.

По истечении года со дня постановки недвижимости на учет, если никто не зявит о своих правах на нее, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Суд может отказать в признании права муниципальной собственности, если бесхозяйность недвижимой вещи не будет доказана. В этом случае она может быть вновь принята во владение пользование и распоряжение оставившим ее собственником.

В другом случае суд может отказать в признании вещи муниципальной собственностью, поскольку отдаст предпочтение интересам фактического владельца недвижимости. В последнем случае бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена фактическим владельцем в собственность в силу приобретательной давности.

Давностный владелец может стать собственником недвижимости и в том случае, если она не ставилась на учет как бесхозяйная. Но и муниципальное образование может стать собственником недвижимости, если у фактического владельца в отношении бесхозяйной недвижимости уже начал течь срок давностного владения. В таких случаях говорят о конкуренции приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость.

Дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость рассматриваются судами в порядке особого производства.

Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять недвижимым имуществом. Если заявление подано до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет, судья должен отказать в принятии заявления (ст. 290 ГПК РФ).

В заявлении о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость должно быть указано, кем и когда недвижимость поставлена на учет, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника недвижимой вещи.

Заявление о признании права собственности на недвижимость суд рассматривает с участием заинтересованных лиц, например, фактических владельцев недвижимости.

При выявлении ранее неизвестного собственника бесхозяйной недвижимости суд, как правило, оставляет заявление без рассмотрения и предлагает заявителю, собственнику и заинтересованным лицам разрешить спор о праве на недвижимость в порядке искового производства.

Иной порядок приобретения права собственности установлен законом для движимых вещей.

ййI:

УДК 332.248

СИСТЕМА СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛИТЕТА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Сальникова Ольга Николаевна — кандидат философских наук, заведующая лабораторией кафедры городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, dstt_80@maii.ru

Аннотация: статья посвящена комплексной характеристике проблемы способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета. Производится описание системы способов выявления бесхозяйных объектов недвижимости, анализ правовой процедуры признания имущества бесхозяйным; порядок действий органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным имуществом. Подчеркивается, что рассмотрение способов и оснований выявления бесхозяйного имущества необходимо производить системно, охватывая сам процесс в целом. Исследуются теоретические основы данного процесса, его правового аспекта и ставится вопрос о его комплексном рассмотрении и рациональном использовании бесхозяйного имущества.

Ключевые слова: объекты бесхозяйного имущества, муниципальное управление, инвентаризация, право собственности.

Введение.

ктуальность проблемы выявления бесхозяйного имущества обусловлена возрастающей значимостью недвижимого имущества для современного общества в разных сферах его функционирования и развития, как с политической, так и с социальной точек зрения. В рамках публичного права земля и недвижимое имущество выступают территорией государства. В частном праве недвижимость представляет собой жизненное пространство каждого гражданина. Следовательно, вопросы приобретения недвижимости и прав на неё играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности как общества и государства, так и отдельного гражданина. Актуализацией экономической проблематики недвижимого имущества и идеями его рационального использования продиктован в настоящее время повышенный интерес к процессу выявления бесхозяйных объектов. В этих условиях возникает проблема теоретического комплексного исследования процесса выявления бесхозяйных объектов. Вопрос рационального использования бесхозяйного имущества проходит красной нитью через столетия, начиная с момента постановки этого вопроса до наших дней.

Основная часть. Обнаружение и выявление бесхозяйных недвижимых объектов -процесс знаковый для региональной экономики. Не исчерпанная потребность субъектов в существенных экономических благах возвращает нас в русло процессов выявления данных объектов и их рационального использования. Обращение к системе способов выявления бесхозяйного имущества неразрывно связано с исследованием примеров из практики муниципального управления в сфере имущества. Характеристика процесса выявления бесхозяйного имущества не может сводиться исключительно к исследованию отдельных способов приобретения в собственность бесхозяйного имущ ества. Рассмотрение способов и оснований выявления бесхозяйного имущества необходимо производить комплексно, системно, охватывая сам процесс в целом. Возникает необходимость теорети-че с к о го исследования данного процесса, его социальной и правовой составляющих, ставится вопрос комплексного исследования явления.

Как правило, объекты недвижимого имущества обладают довольно высокой стоимостью. Данное обстоятельство, с одной стороны, обусловлено исторически сложившейся тенденцией на современном этапе развития, позиционирующей недвижи-

мость в качестве существенного экономического блага, с другой — оно само по себе обусловливает необходимость профессионального подхода к управлению недвижимостью и способам выявления бесхозяйного имущества в том числе.

В настоящее время не существует определенного порядка, закрепленного на законодательном уровне, по выявлению бесхозяйного имущества. В связи с этим каждый муниципалитет самостоятельно разрабатывает подобного рода порядок, учитывая региональные и территориальные особенности, особенности организации деятельности комитетов (отделов) по управлению имуществом и т.д. Таким образом, процесс выявления бесхозяйных объектов в каждом региональном субъекте имеет свои отличительные черты. В таких муниципальных образованиях как городские поселения и муниципальные районы процесс определения бесхозяйных объектов недвижимости прописан и утвержден на уровне муниципальных правовых актов.

Данные, полученные из области практики муниципального управления в сфере имущества, позволяют выделить несколько способов нахождения бесхозяйных объектов недвижимости:

1) в процессе проведения ремонтных работ и инвентаризации;

2) на основании обращения (в виде заявления на имя главы муниципального образования) предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан по поводу обнаружения объектов недвижимого имущества.

3) в ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования: а) органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; б) соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон

№ 122-Ф3) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы .

Все выявленные данными способами бесхозяйные объекты недвижимости должны быть поставлены в обязательном порядке на государственный учет. Это п оложение закреплено на законодательном уровне. По заявлению органа местного самоуправления, на территории которого распо-ложе ны такого рода объекты, и согласно п.3 ст. 225 ГК РФ, они принимаются на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество . Необходимо отметить, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что у объекта недвижимого имущества нет собственника или его собственник неизвестен.

Законодателем установлен определенный временной промежуток, в течение которого бесхозяйное недвижимое имущество, принятое на учет, может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам. В том случае, когда по истечении года с момента постановления бесхозяйного недвижимого имущества на учет никто не заявляет о своих правах на него, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуще-ст в ом, вправе потребовать в судебном порядке признать право муниципальной собственности на этот объект . Следовательно, право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость возникает на основании признания этого права в судебном порядке. Обращению в суд предшествует проведение муниципалитетом обязательных мероприятий, в первую очередь, по выявлению бесхозяйных объектов.

Остается важным вопрос о целостном анализе системы способов по выявлению бесхозяйного имущества и обоснование направлений по повышению эффективности этого процесса. Для этого требуется охарактеризовать способы выявления бесхозяйных объектов; проанализировать правовую процедуру признания имущества бесхозяйным; проследить порядок действий

Вектор ГеоНаук/УесЬог of Geosciences

1(4) 2018

органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным имуществом.

Исследователь О.В. Батурина, рассматривая взаимодействие местных органов власти и налоговых органов при выявлении бесхозяйных объектов, предлагает следующий механизм выявления незарегистрированных объектов недвижимости. Первым способом выступает применение аэрофотосъемки и соотнесение ее сведений со сведениями, полученными из государственного кадастра. Для данного способа важно наличие разработок специальной информационной системы, представляющую собой свод нескольких баз данных.

Первым слоем информации служит подробная карта аэрофотосъемки, позволяющая достичь детализированного отображения, на которой заметен каждый объект недвижимости. Вторым слоем информации выступает база государственного кадастра. Совмещая два данных слоя, можно провести сравнение реальных данных и тех сведений, которые внесены в кадастр. Кроме того, система должна обладать возможностью отправки автоматического запроса данных в Роcреестр о правах на объекты недвижимости.

В результате обработки аэрофотосъемки, совмещая ее сведения со сведениями государственного кадастра (сверкой со сведениями ЕГРН и архивами БТИ) на карте следует выделить те строения, которые не состоят на учете и на которые не зарегистрированы права.

Второй способ представляет собой осуществление выездных проверок налоговых органов. В ходе их проведения можно применять инвентаризацию, осмотр, опрос, привлечение специалиста, экспертизу. Проводится осмотр, инвентаризация объектов основных средств и иного имущества, опрос. Осмотр является предварительной стадией по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости. Инвентаризация объектов основных средств и иного имущества осуществляется налоговыми органами с целью выявления основных средств или иного имущества.

Работа муниципальных органов власти (осмотр, обход объектов недвижимости) является третьим способом выявления

незарегистрированных объектов недвижимости. Он состоит в том, что местными органами власти проводится физический обход территории муниципального образования для выявления неучтенных объектов недвижимости . Можно вполне определенно утверждать, что муниципальным органам власти принадлежит ключевая роль в выявлении бесхозяйных объектов недвижимости.

Заключение. Опираясь на решение проблемы выявления бесхозяйных недвижимых объектов, можно выделить следующие её направления: а) определение порядка и системы способов выявления бесхозяйных объектов; б) учет региональных и территориальных особенностей в данном процессе; в) роль и значение права собственности муниципалитета на бесхозяйные объекты в ходе их рационального использования.

Проведенный анализ процесса способов выявления бесхозяйных недвижимых объектов позволяет выделить его особенности на уровне муниципалитета. Требует с в о е го углубленного изучения не только вопрос о приобретении муниципалитетом прав а собственности на бесхозяйное имущество, до последнего времени изучаемый как один из компонентов правовой сферы регионов, но и вся система способов выявления бе сх озяйных объектов. При этом задача их рационального использования остро стоит сегодня в связи с тенденциями современного социума.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батурина О.В., Хорошавина Е.С. Взаимодействие местных органов власти и налоговых органов при выявлении бесхозяйных и сокрытых от учета объектов недвижимости // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 1.

Вектор ГеоНаук/Vector of Geosciences

1(4) 201 в

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». . Режим доступа: http://base.consultant.ru/.

2. Grazhdansko-processual’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ.

. Rezhim dostupa:http:// base.consultant.ru /.

THE SYSTEM OF METHODS TO IDENTIFY UNCLAIMED PROPERTY AUTHORITIES OF THE MUNICIPALITY: AN ANAL YSIS OF THE PROBLEM

Salnikova O.N.

Key words: objects of ownerless property, municipal management, inventory, ownership.

Эксперты Федеральной кадастровой палаты совместно с «РБК-Недвижимостью» и юристами разобрались в тонкостях этой темы Фото: olegmorgun1311/

Ветхие бесхозные дома — достаточно частое явление в городах и тем более в дачных товариществах или деревнях. У владельцев соседних домов может возникнуть желание оформить такие постройки на себя. Причем желание это абсолютно законное.

Как оформить бесхозяйный дом на себя? «РБК-Недвижимость» совместно с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами разбирались в тонкостях этой темы.

Что такое бесхозяйный дом и где его искать

Природа возникновения бесхозных домов разная. Например, такая недвижимость может возникнуть, если собственник умер, а наследники отказались от имущества, не вступили в права собственности в нужный срок или у собственника не было наследников. Заброшенным дом может стать из-за того, что прежний владелец уехал и оставил свою недвижимость.

В России, как и во многих европейских странах, наибольшая часть заброшенных домов располагается в сельской местности, малонаселенных городских округах или муниципальных районах. Люди мигрируют в мегаполисы в поисках лучших условий жизни и оставляют свои дома (продать их в сельской местности иногда сложно).

Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Дом, о владельце которого ничего неизвестно или он отказался от права собственности, называют «бесхозяйкой» или «потеряшкой». Есть еще понятие «заброшка». Так называют дом или участок, владелец которого известен или в результате поисков его удалось установить, но за своим имуществом он не следит (разъяснения Кадастровой палаты).

Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если «потеряшка» поставлена на учет. Выписка поможет раскрыть информацию о доме, его собственнике и возможных обременениях.

Есть несколько способов стать владельцем заброшенного дома. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести «заброшку» на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным домом 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем. Рассказываем об этих вариантах.

Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты

Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме

В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии. Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.

Вариант 1

Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.

Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Вариант 2

Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.

Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду

Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.

В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.

Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд

Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать право собственности за собой.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок

После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.

«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.

Шаг 5. Вступление в право собственности

Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.

Приобретательная давность, или 15 лет открытого владения

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома обозначен в ст. 234 Гражданского кодекса и связан с таким понятием, как «приобретательная давность». Согласно данной статье, гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если за 15 лет не объявляются законные претенденты на право собственности, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником недвижимости, пояснила Елизавета Марилова.

Но для этого должно быть соблюдено три принципиальных обстоятельства. Во-первых, это добросовестное владение. Например, уход за земельным участком, проведение посадочных работ, оплата коммунальных услуг. Во-вторых, открытое владение. То есть новый хозяин не скрывает факта нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, непрерывность владения. Это значит, что лицо владело и пользовалось бесхозным домом на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть 15 лет.

«Проще говоря, если гражданин проживал в бесхозном доме и фактически этот дом был его единственным жильем на протяжении 15 лет. Владение бесхозным домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты ЖКХ или проведения ремонтно-строительных работ», — сказала юрист.

«При этом владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Именно по такой причине ст. 234 Гражданского кодекса не применяется, если владение имуществом осуществляется на основе договора», — добавила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.

Стать законным владельцем бесхозного дома на основании приобретательной давности можно по решению суда. Для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. «К 15-летнему сроку необходимо прибавлять трехлетний срок исковой давности, а именно, в суд можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом», — сказала представитель АЮР.

После решения суда о признании права собственности на бесхозный дом новый владелец может зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться им как полноправный владелец.

Цена вопроса

Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:

  • выписку из ЕГРН;
  • покупку или аренду заброшенного участка вместе с домом, если он там расположен;
  • снос заброшенного дома, если он не нужен новому владельцу;
  • строительство новых объектов на этом участке, если у собственника есть такое желание.

Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.

Подводные камни

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил «бесхозяйку» в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец. При этом он утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных властей или не знал о том, что его дом числится бесхозяйным. Бывший хозяин хочет оспорить право нового владельца и выселить его. Данный вопрос придется решать в суде.

То же самое касается проживания в бесхозном доме в течение 15 лет. Надо учитывать, что в любой момент может появиться собственник дома и потребует покинуть его. В данном случае придется съезжать, потому что никакие права на дом у проживающего еще не появились.

«Если ваши физические «вложения» можно отделить от дома и увезти с собой, то вы сможете это сделать. Взыскать с такого собственника сделанные вами капитальные вложения в дом возможно (например, в ситуации, если вы докажете, что иначе дом бы разрушился), но достаточно сложно. При этом вы должны будете подтвердить, что сделали все необходимое, чтобы найти потенциального владельца дома», — предупредила юрист компании «Генезис».

В целом, приступая к выкупу или оформлению брошенной недвижимости, нужно учитывать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений. Особенно если участок и дом нуждаются в серьезном уходе, ремонте или вовсе сносе. Такие варианты обычно подходят людям, у которых по соседству находится заброшенный дом. В данном случае собственник может расширить свой участок. Но главное — убедиться, что недвижимость действительно никому не нужна. Чтобы избежать неприятной ситуации в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *