Бессрочное пользование земельным участком

Все статьи Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (Суркова С.В.)

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком является ограниченным вещным (имущественным) правом, предоставляющим его правообладателю полномочия относительно владения и пользования этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Анализ понятия и сущности данного института земельного права представляется особенно актуальным в связи с тенденцией дальнейшего совершенствования земельного законодательства, заключающейся в стремлении законодателя завершить процесс переоформления права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Понятие права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Статья 269 ГК РФ, не раскрывая содержания и сущности данного вещного права, определяет правомочия лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно возможность владеть и пользоваться участком в своем интересе. Лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, ЗК РФ называет землепользователями (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Исходя из положений ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением наделены землепользователи, на которых, в свою очередь, возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При соблюдении следующих условий:
— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного сооружения;
— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная практика исходит из того, что для признания права собственности на объект недвижимого имущества на земельном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование, необходимо установить, соблюдены ли при возведении самовольной постройки градостроительные нормы и правила, а также нормы земельного законодательства, в частности, соответствует ли объект целевому назначению земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 18-КГ16-80; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 N 09АП-67279/2016 по делу N А40-80657/13 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2017 N Ф05-3553/2015 данное Постановление оставлено без изменения)).
Тем не менее одной из особенностей права постоянного (бессрочного) пользования является его необоротоспособность: землевладельцы, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими, в т.ч. передавать их в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника земельного участка (для них возможен только отказ от данного права), за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 269 ГК РФ, п. 1 ст. 45 ЗК РФ).

Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования

Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ — 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
— органам государственной власти и органам местного самоуправления;
— государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
— казенным предприятиям;
— центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Примерная форма решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам утверждена распоряжением Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р.

Порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (в собственность, в аренду)

В Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должно быть сохранено без установления какого-либо срока, на которое оно сохраняется, и без изменения его содержания. Однако оно не должно возникать в будущем. Для его постепенного исчезновения следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные ГК (абз. 6.6 раздела IV "Законодательство о вещных правах" Концепции).
В настоящее время актуальны является введение права постоянного землевладения (эмфитевзис), положение о котором нашли свое отражение в проекте изменений Гражданского кодекса (ст. 299 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Землепользователи, не указанные в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г., а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии и др.), — до января 2016 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснялось, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков без проведения торгов, в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 39.9, пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
С 01.01.2013 КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
На основании п. п.

ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

2.1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражных потребительских кооперативов земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается, в связи с чем имеются основания полагать, что данное вещное право на земельные участки еще будет существовать продолжительное время.

Порядок прекращения постоянного (бессрочного) пользования

В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан — копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий — документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.
Подобным примером может служить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" — однако в данном случае происходит трансформация права постоянного (бессрочного) пользования в право собственности, в отличие от вышеуказанного примера, когда право прекращается.
В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, в целях исключения правовой неопределенности следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Кроме того, необходимо отметить, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп.

1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ), осуществляется исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа) (п. 3 ст. 45, ст. 54 ЗК РФ).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Распоряжение земельным участком, предоставленным на праве ПБП

Постоянное бессрочное пользование

Когда речь идет о титуле постоянное бессрочное пользование, можно выделить 3 группы проблем.

ЗК в ст. 20 оставляет прежнее название, данное ГК (постоянное бессрочное пользование), но по своему содержанию сводит его к титулу советских времен «бессрочное постоянное пользование» (запрет на распоряжение), т.к. в п. 4 ст. 20 ЗК указано, что лица, пользующиеся земельным участком, на праве постоянного бессрочного пользования не имеют права распоряжаться этим участком. Т.о. титул, который был предоставлен на основании ГК 1994 г., позволяет распоряжаться участком, т.е. сдавать его в аренду, а титул, который был предоставлен на основании ЗК, не позволяет этого делать. В Закон о введении в действие ЗК была введена абсолютно верная формулировка: ранее предоставленное право постоянного бессрочного пользования землей соответствует по своему содержанию праву постоянного бессрочного пользования, предусмотренному ст. 20 ЗК. Т.о. титул, который был предоставлен на основании, не позволяет распоряжаться земельным участком. Это положение критиковалось многими специалистами.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

В связи с этим ВАС дополнительно к этой формулировке указал следующее в Постановлении Пленума ВАС № 11: после введения в действие ЗК лица, обладающие земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, не вправе передавать его в аренду, в т.ч. и при наличии согласия собственника. Потом принимается Закон о дачной амнистии № 93, который изменил положения Закона о введении в действие ЗК. Теперь указанная фраза звучит по-другому: предоставленные землепользователям до введения в действие ЗК право бессрочного постоянного пользования земельными участками соответствует по своему содержанию праву постоянного бессрочного пользования (т.е. предоставленное в советские времена), предусмотренному ЗК. В итоге право постоянного бессрочного пользования, которое было предоставлено на основании ГК, осталось не покрытым, т.о. участки на этом титуле могут сдаваться в аренду. В итоге Законом о введении в действие Лесного кодекса ст. 210 из ГК была исключена. Если договор аренды земельного участка, находящегося на праве постоянного бессрочного пользования, был заключен до введения в действие ЗК, то он имеет право на существование до окончания срока. Соответственно, если срок такого договора не указан, то считается, что он заключен на максимальный срок;

У нас есть п. 1 ст. 20 ЗК, который устанавливает, что земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования могут быть предоставлены только 3 видам юридических лиц – органы государственной власти и органы МСУ, казенные предприятия (раньше они были названы федеральными казенными предприятиями) и государственные учреждения и муниципальные учреждения. Здесь речь идет о государственных, а не коммерческих учреждениях. Несмотря на то, что п. 1 ст. 20 содержит такую формулировку, была ст. 268 ГК, которая до 2006 г. содержала формулировку, что земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования предоставляются гражданам и юридическим лицам. В связи с этим ВАС изменил ст. 268 ГК и указал в 2005 г., что ненормативные акты государственных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования юридическим лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК, и индивидуальным предпринимателям должны признаваться недействительными либо не подлежащими применению. Только летом 2006 г. принимается Закон о введении в действие Водного кодекса, который из ст. 268 ГК исключает граждан и теперь эта статья звучит так: земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования предоставляется юридическим лицам… И только этим летом 26 июня был принят Закон № 118 о приведении в соответствии с земельным законодательством отдельных нормативных актов, которым были внесены изменения в ГК. Теперь ст. 268 ГК приведена в соответствии с ЗК и звучит аналогично.

Дело в том, что ЗК нигде не указывает порядок предоставления земельных участков на праве ПБП. На этот счет есть только старое распоряжение Минимущества РФ от 2 сент. 2002 г., которым утверждены примерные формы решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду.

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение

Всем, конечно же, известны такие формы владения, но далеко не каждый видит реальные отличия их друг от друга, от прав собственности и аренды. Разберёмся подробно.

Пожизненное наследуемое владение (ПНВ)

Данным правом граждан наделял Земельный кодекс (ЗК) РСФСР 1991 года (ст. 7), и у этого права длинная и интересная история.

Законодательство того времени предоставляло гражданам право по своему выбору на получение земельных участков в собственность, ПНВ или аренду. ПНВ, в отличие от двух других, предоставляло право пользование земельным участком на безвозмездной основе.

Из самого названия следовала его правовая природа: участки предоставлялись гражданам бессрочно, законодательно разрешалось возводить и строить различные здания, хозяйственные постройки и иные сооружения. Распоряжаться этим участком могли, лишь передавая его по наследству.

В дальнейшем, в связи с принятием всенародным голосованием Конституции РФ, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии с Указом Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», статьи ЗК РСФСР, регулирующие право ПНВ, были признаны недействующими.

Однако данное право опять нашло своё отражение среди норм российского законодательства с вступлением в законную силу ЗК РФ 2001 г. и Гражданского кодекса (ГК) РФ 1994 года. Так, согласно ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий правом ПНВ, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Но как самостоятельный вид права на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он больше не существует. В марте 2015 года, в рамках масштабной земельной реформы, нормы ЗК РФ, определяющие право ПНВ земельным участком, снова признаны утратившими силу.

В настоящее время, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам исключительно на основании следующих документов:

  • решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в ПНВ;
  • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Тем, у кого на руках имеются свидетельства о ПНВ, законодатель предложил два пути:

  • 1. Оставить за собой данное право и не получать никаких новых свидетельств.
  • 2. Воспользоваться правом однократной бесплатной регистрации права собственности. Для этого необходимо предоставить один из следующих документов (ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):
  • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Если же к вам в порядке наследования перешло право собственности на здание или сооружение, расположенное на земельном участке, который предоставлялся наследодателю на праве ПНВ, документом-основанием для регистрации права собственности будет являться:

  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение. Если право собственности на здание, сооружение уже зарегистрировано, то предоставляется свидетельство о праве собственности на это здание или сооружение.
  • один из документов, указанных выше, который устанавливает право гражданина — прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. И не забывайте про государственную пошлину.

Важно помнить, что если вы оставили за собой право ПНВ, то вы не имеете права распоряжения данным земельным участком. То есть продажа, залог, дарение и иные сделки, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, принадлежащего землевладельцу на праве ПНВ, не допускаются.

Подведём итог и резюмируем основные признаки права пожизненного наследуемого владения:

  • 1. Данное право распространяется только на земельные участки, никакие другие объекты не могут находиться на этом праве
  • 2. Данное право распространяется на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
  • 3. Владельцем выступает только гражданин (физическое лицо), то есть предприятия и организации претендовать на использование земли в такой форме не могут.
  • 4. Владельцам земельного участка предоставляется право возведения на нём различных строений и сооружений с последующим оформлением их в собственность.
  • 5. Право, как и его переход при смене владельца ПНВ земельным участком, подлежит регистрации в органах учёта и регистрации.
  • 6. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве ПНВ, например, купля-продажа, не допускается, за исключением перехода права ПНВ по наследству.
  • 7. Обладание земельным участком на праве ПНВ обременяет вас на уплату земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Постоянное (бессрочное) пользование

Данное право впервые было закреплено ЗК РСФСР 1970 года. В тот период времени в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР только в пользование на безвозмездной основе в порядке отвода. Земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.

В дальнейшем, с принятием ЗК РСФСР в 1991 году, когда уже существовало ПНВ, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям. Данное значение по субъектному составу имеет определённые сходства с современной интерпретацией определения данного права.

Современное законодательство (ст. 39.9 ЗК РФ), закрепляет, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
  • казённым предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Возникшее до вступления в силу ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования у юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных учреждений, законодатель обязал переоформить на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.

Так же, как и право ПНВ, право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан до введения в действие настоящего Кодекса, сохранилось. Но в настоящее время больше на таком праве земельные участки гражданам не предоставляются.

Что касается правовой природы права постоянного (бессрочного) пользования у граждан (физических лиц), то оно практически ничем не отличается от ПНВ, т.

Постоянное бессрочное пользование

е. обладает такими же признаками, перечисленными выше, и пути оформления права собственности на данные земельные участки аналогичны указанным в начале статьи.

Единственные важное отличие от ПНВ: земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не являются объектом наследования (ст. 266, 267 ГК РФ).

Переход права пользования такими участками к наследнику возможен, но только по правилам ст. 35 ЗК РФ — в случае перехода права собственности на строение, расположенное на этом участке. По существу, переход права на земельный участок, ранее предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, после смерти наследодателя-собственника строения вообще не может рассматриваться в качестве наследования, это один из частных случаев перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение (п.1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271 ГК РФ).

Таким образом, если рассматривать данные формы владения земельным участком в разрезе современного действующего законодательства РФ, то можно выделить главные отличительные черты:

  • 1. Земельные участки в настоящее время больше не предоставляются субъектам на праве ПНВ, на праве же постоянного (бессрочного) пользования земельные участки предоставляются исключительно органам государственной и муниципальной власти, государственным, муниципальным и казённым предприятиям.
  • 2. Отличием от других прав — собственности и аренды — является ограниченный перечень правомочий, которыми наделены владельцы: распоряжение данными земельными участками не допускается.
  • 3. В отличие от права постоянного (бессрочного) пользования законодатель закрепляет возможность передавать право ПНВ по наследству.

При оформлении права собственности на земельные участки, которые предоставлялись до введения в действие ЗК РФ на праве ПНВ или постоянного (бессрочного) пользования, могут возникнуть различные нюансы и трудности, для разрешения которых необходимо более детальное исследование ситуации и наличие углублённых познаний в области права. Поэтому при разрешении возникающих вопросов советуем обращаться за помощью к специалистам.

С уважением, юрист
бутика юридических услуг «СтатусPro»
Фоменко Кристина Николаевна

Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Со дня введения в действие настоящего Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ)

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 данного документа (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009)).

С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
О переоформлении в собственность земельных участков, предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование, см. пункты 3, 9, 9.1 и 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

О переоформлении в собственность земельных участков, предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, см. пункты 3, 9 и 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. 30.06.2006).

2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Статья 22. Аренда земельных участков

1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, см. пункт 3 статьи 65 данного Кодекса.

5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Особенности предоставления земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны, и порядок пользования такими земельными участками установлены главой 7 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ.

6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 117-ФЗ)

7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 260-ФЗ)

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статья 24.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком: особенности получения

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса;
(пп. 4 введен Федеральным законом от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Бессрочное пользование землей

В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками, в п. 1 ст. 216 ГК РФ не является закрытым. Однако ЗК РФ предусматривает только те иные, кроме собственности, права на землю, которые названы в гл. IV. В частности, не применяется по отношению к земельным участкам предусмотренное гражданским законодательством право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Права на землю, регулируемые нормами настоящей главы, имеют целый ряд общих свойств.

Земельные участки, предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, находятся в чьей-либо собственности — государства или муниципального образования, юридического или физического лица.

Только обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав.

В соответствии со ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 216 ГК РФ переход права собственности на имущество к другому лицу не служит основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Это правило повторено в ст. 275 ГК РФ в отношении сохранения сервитута при переходе прав на земельный участок; точно так же должно сохраняться право пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, если, к примеру, эти участки при разграничении государственной собственности на землю перешли из федеральной собственности в собственность субъекта РФ.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, т.е. даже и в случае нарушения прав указанного лица собственником имущества.

Однако правовой режим землевладения, землепользования и аренды значительно различается.

Наиболее устоявшийся для нашего законодательства вид прав на землю — пользование, так как на всем протяжении существования советского государства оно было единственно возможным правом на землю, как для граждан, так и для юридических лиц. Земельные участки предоставлялись в постоянное (существовал термин «вечное») или во временное пользование, то и другое могло быть только бесплатным. С провозглашением в Российской Федерации права частной собственности на землю, возникновением арендных отношений содержание права пользования земельными участками существенно не изменилось, но сфера применения его существенно сузилась.

Как видно из самого названия рассматриваемого в данной статье права, оно означает возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого пользования. В этом его отличие от временного безвозмездного пользования земельным участком, хотя бессрочное пользование осуществляется также безвозмездно. Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от договора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется, в отличие от аренды, не на договорной основе. Поэтому суды правильно отказывают во взимании платы за пользование участком на праве постоянного бессрочного пользования.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (см. ст. 29 ЗК РФ).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, считаются его собственностью.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).

Земельный кодекс РФ внес существенные изменения в порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления его в силу не предоставляются земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям, кроме федеральных казенных предприятий, ни некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений, тогда как по нормам ЗК РСФСР все они могли пользоваться правом постоянного (бессрочного) пользования землей.

Статья 20 ЗК РФ более чем наполовину посвящена урегулированию вопроса о правах граждан на земельные участки, предоставленные им в свое время в постоянное (бессрочное) пользование. Закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет.

ФЗ о введении в действие ЗК специально указано, что предоставленное землепользователям до вступления в силу ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования.

В отношении юридических лиц, не указанных в п. 1 статьи 20 ЗК РФ, установлены иные правила. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для них, как и для граждан, сохраняется, но для таких юридических лиц ФЗ о введении в действие ЗК РФ установлен конкретный срок переоформления этого права. Они обязаны были переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность по своему желанию до 1 января 2006 г.

Отныне не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в уставные (складочные) капиталы коммерческих и некоммерческих организаций. Эта норма особенно актуальна для сельскохозяйственных коммерческих организаций, где распространено внесение участниками организации в ее уставный капитал права пользования земельной долей. Правда, не ясно, распространяется ли приведенное выше правило на земельные доли.

Порядок переоформления юридическим лицом права на земельный участок установлен также ФЗ о введении в действие ЗК РФ. Этот порядок включает:

1)  подачу заявления юридическим лицом о передаче ему земельного участка на праве собственности или праве аренды;

2)  принятие решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка на соответствующем праве (в соответствии со ст. 29 ЗК РФ);

3)  государственную регистрацию права в соответствии с ФЗ о госрегистрации.

Как видно из приводимых в приложении судебных решений, суды по-разному подходят к разрешению вопроса о том, как быть в случае, если организация, не имеющая права по ЗК РФ на предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, получила такое право на основании акта государственного органа, изданного до вступления в действие в ЗК РФ, но не успела произвести его государственную регистрацию. Считается, более обоснованным вывод о том, что в таких случаях должна осуществляться регистрация права постоянного бессрочного пользования, предоставленного до принятия ЗК РФ, поскольку возможность пользоваться таким правом сохранялась до 2006 г.

Еще одно нововведение ЗК РФ в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками — запрет распоряжения ими. До сих пор землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование. Соответствующая норма содержится и в ст. 270 ГК РФ, однако ЗК РФ четко придерживается иной, новой для нашего законодательства концепции — земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (см. п. 2 ст. 22 ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ не упоминает специально о праве пользования земельным участком собственником недвижимости. Однако в ст. 35 (п. 1) говорится, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Между тем ГК РФ в ст. 271 установил, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

Таким образом, если речь идет о гражданах или тех юридических лицах, которые могут по нормам ЗК РФ обладать правом пользования земельным участком, они продолжают в приведенном выше случае пользоваться им. Для остальных же юридических лиц такое право пользования, как нам представляется, также подлежит переоформлению. Однако в данном случае необходимо согласие собственника — если им является юридическое или физическое лицо — на приобретение части участка под строением в собственность или получении его в аренду. При этом, поскольку речь не идет об утрате собственником недвижимости права пользования земельным участком, на такие случаи не распространяются нормы ст. 272 ГК РФ о последствиях такой утраты. Когда же происходит прекращение права пользования земельным участком, предоставленным собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества, то в порядке указанной статьи судьба этой недвижимости определяется по соглашению между собственником участка и собственником имущества. Если оно не достигнуто, спор решает суд, который может, в частности, обязать собственника недвижимости снести ее, а если это невозможно — либо признать право собственника недвижимости на приобретение соответствующей части земельного участка, либо право собственника земельного участка на приобретение этой недвижимости, либо установить право пользования земельным участком под недвижимостью на новый срок.

Все статьи Учет земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (Ларцева Л.)

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию N 157н <1> Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н, земельные участки, используемые государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны быть учтены на балансе учреждения. Напомним, что до внесения названных изменений учет таких объектов осуществлялся за балансом. Подробнее о новом порядке учета указанных земельных участков расскажем в данной статье.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Правовые основы использования земельных участков государственными (муниципальными) учреждениями

В силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ государственным (муниципальным) учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такое право пользования земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, предоставляется учреждению на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (п. 1 ст. 268 ГК РФ, ст. 29 ЗК РФ).

Учреждения, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляют владение и пользование этими участками в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участков в пользование. Кроме того, указанные учреждения вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участки в целях, для которых они предоставлены, включая возведение для названных целей на участках зданий, сооружений и другого недвижимого имущества (ст. 269 ГК РФ).

Основаниями для прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками являются (ст. 45 ЗК РФ):

— отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

— ненадлежащее использование земельных участков;

— изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд;

— иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Учреждения, использующие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

Общий порядок учета земельных участков

Согласно новой редакции п. 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем аналитическом счете счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельными участками, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельными участками, расположенными за пределами территории РФ).

Таким аналитическим счетом является счет 103 11 000 "Земля — недвижимое имущество учреждения".

Первоначальной стоимостью земельных участков, находящихся на праве бессрочного пользования у учреждений, признается их кадастровая стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 23 Инструкции N 157н).

Стоит отметить, что установление кадастровой стоимости земельных участков осуществляется путем проведения государственной кадастровой оценки земель. Данная стоимость указывается в кадастровом паспорте земельного участка. Также узнать кадастровую стоимость участка можно, запросив у органа кадастрового учета справку о стоимости объекта (ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ <2>). Ее форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566.

<2> Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Обратите внимание! До внесения изменений в Инструкцию упомянутым ранее Приказом Минфина России N 89н стоимость земельных участков отражалась на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Новый порядок учета земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования (то есть отражение их на счете 0 103 11 000), применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 Приказа Минфина России N 89н). Исходя из этого, по состоянию на 31 декабря 2014 г. стоимость земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, должна быть переведена с забалансового учета на баланс.

Порядок такого перевода установлен Письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

Каждому земельному участку, как и иному объекту непроизведенных активов, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Указанный инвентарный номер сохраняется за ним на весь период его учета. Следует отметить, что инвентарные номера выбывших (списанных) объектов непроизведенных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются (п. п. 80, 81 Инструкции N 157н).

Аналитический учет земельных участков как объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031). В целях контроля соответствия учетных данных по земельным участкам, числящимся на счете 103 11, их фактическому наличию составляется оборотная ведомость по нефинансовым активам (ф. 0504035) (п. 82 Инструкции N 157н).

Согласно п. 83 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению непроизведенных активов, в том числе земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования, ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Корреспонденция счетов по поступлению и передаче земельных участков

Корреспонденция счетов для государственных (муниципальных) учреждений определяется в соответствии с Инструкциями N N 162н <3>, 174н <4>, 183н <5>, разработанными специально для отдельных типов таких учреждений: казенных, бюджетных и автономных соответственно.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Поскольку названные Инструкции не могут противоречить нормам Инструкции N 157н, в них планируется внести изменения, предусматривающие отражение операций по поступлению и выбытию земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, с использованием счета 0 103 11 000. Соответствующие проекты приказов размещены на официальном сайте Минфина.

Рассмотрим предлагаемую данными проектами корреспонденцию счетов по отражению указанных земельных участков.

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости) по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ)

1 103 11 330

1 401 10 180

4 103 11 330

4 401 10 180

4 103 11 000

4 401 10 180

Принятие к бухгалтерскому учету земельных участков, поступивших в результате реорганизации учреждения в форме слияния, присоединения, разделения, выделения

1 103 11 330

1 304 06 730

0 103 11 330

0 304 06 730

0 103 11 000

0 304 06 000

Передача земельных участков органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования

1 401 20 241

1 103 11 430

0 401 20 241

0 103 11 430

0 401 20 241

0 103 11 430

Пример. По решению местной администрации спортивной школе (бюджетному учреждению) на праве постоянного (бессрочного) пользования передается земельный участок, на котором разбито футбольное поле. Кадастровая стоимость указанного участка составляет 1 700 000 руб.

В бухгалтерском учете данного учреждения поступление земельного участка отразится следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие к учету земельного участка, поступившего на праве постоянного (бессрочного) пользования от местной администрации

4 103 11 330

4 401 10 180

1 700 000

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Как было указано выше, самостоятельно распоряжаться земельными участками, используемыми на праве постоянного (бессрочного) пользования, учреждения не имеют права. Возникает вопрос: необходимо ли корректировать расчеты с учредителем, отражаемые на счете 0 210 06 000, на сумму кадастровой стоимости поступивших и выбывших земельных участков?

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, земельные участки, закрепленные за субъектом на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости следующим образом:

Дебет счета 4 103 11 330 (000) "Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения"

Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 1 "Имущество, полученное в пользование" и отражается изменение показателя счета 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем" в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

Таким образом, при поступлении (выбытии) земельных участков, используемых учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, следует осуществлять корректировку расчетов с учредителем на счете 4 210 06 000.

Земельный налог

Учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога в отношении указанных объектов (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.

Налогоплательщики-организации рассчитывают налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования (п.

Post navigation

3 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, для расчета земельного налога используется кадастровая стоимость земельных участков независимо от того, отражается данная стоимость на балансе учреждения или за балансом.

Поскольку ранее земельные участки, используемые учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, отражались на забалансовом учете в сумме кадастровой стоимости, которая учитывалась при исчислении земельного налога, перевод указанных участков на баланс не повлияет на порядок обложения их земельным налогом.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не более размеров, определенных п. 1 ст. 394 НК РФ.

* * *

В заключение можно выделить следующие основные моменты, связанные с распоряжением и учетом земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования:

— указанные земельные участки поступают учреждениям на основании решения уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления;

— учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться такими участками;

— в бухгалтерском учете данные объекты учитываются в составе непроизведенных активов на счете 4 103 11 000 по их кадастровой стоимости;

— учреждения производят корректировку расчетов с учредителями на счете 4 210 06 000 на сумму кадастровой стоимости полученных (выбывших) земельных участков;

— данные земельные участки являются объектом обложения земельным налогом. Перевод земельных участков с забалансового учета на баланс не повлияет на порядок исчисления в отношении их земельного налога.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *