Что проверяет прокурорская проверка

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Проверка документов

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Правовые средства

Тема 8 – Надзор за исполнением Конституции и исполнением закона.

Соответствие морально-этическим установкам.

Приказ ГП №114 от 17.03.10 г.

Статус деятельности прокуратуры:

— самостоятельная отрасль надзора;

— участок прокурорской деятельности;

— самостоятельное направление и самостоятельная функция.

Характерные черты отрасли (гл.1,2 разд.3):

— ведущая функция прокурорского надзора максимально обширна по объему;

— в данной отрасли максимально проявляется сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности;

— в этой отрасли максимально реализуется комплекс задач.

Данную отрасль именуют общим надзором. Это подчеркивает ее универсальный характер.

Объект общего надзора (одно из):

— деятельность поднадзорных органов

— законность поднадзорной деятельности;

— сами органы, организации.

Перечень поднадзорных объектов исчерпывающий.

Предмет надзора (один из):

— отождествляется с объектом;

— деятельность поднадзорного объекта по исполнению закона.

Компоненты предмета:

— соблюдение Конституции;

— исполнение законов;

— соответствие правовых актов Конституции и законам.

Пределы общего надзорасообразны пределам иной надзорной деятельности.

Основания для проведения проверок:

— наличие информации о нарушении закона;

— плановый характер в отношении правовых актов.

Задачи –приказ №195:

— использование в полной мере всех правовых средств, предусмотренных законом;

— обеспечение единой конституционной законности с помощью общенадзорных полномочий;

— организация действенного взаимодействия с ОГВ, ОМСУ;

— постоянное, систематическое проведение проверок.

Субъекты надзоры– ст.54 (прокурор, зам. прокурора, помощник)

Подотрасли общего надзора:

— по сферам:

· надзор в социальной сфере;

· надзор в экономической сфере;

· надзор в оборонной сфере;

· надзор в административно-юрисдикционной сфере.

Полномочия – совокупность прав и обязанностей без дифференциации.

— по выявлению нарушений закона (ст.22 – перечень полномочий исчерпывающий);

— по реагированию (ст. 23-25 прим.1, ст.27);

— по предупреждению нарушений закона (ст.21 прим.1).

Нет законодательного определения «правовые средства». Теоретические:

— права и обязанности прокурора;

— акты прокурорского реагирования;

— предусмотренные законом формы реализации полномочий.

Классификация правовых средств:

— правовые средства, связанные с вынесением актов прокурорского реагирования;

— правовые средства не связанные с актом прокурорского реагирования (прокурорская проверка, обращение в суд).

Прокурорская проверка –совокупность мероприятий по изучению и анализу деятельности поднадзорного объекта с целью выявления нарушений закона или отсутствие таких нарушений.

Универсальное правовое средство выявления нарушений закона и реагирования. Отличается особенностями в зависимости от сферы законодательства, на которую распространяется надзор.

Основание общенадзорной проверки:

— информация о нарушении закона (источники различны, в зависимости от вида прокурорской проверки);

— установленный план проверочных мероприятий;

— указание ГП;

— и т.д.

Цель прокурорской проверки – выявить нарушение закона/ установить отсутствие или наличие нарушения/ предотвратить нарушение закона.

Компоненты общенадзорной проверки:

— проверяющий субъект (прокурор, заместитель, помощник, контролирующие органы);

— лица, привлекаемые к участию в проверки (обладают специальными знаниями);

— проверяемый объект (ст.21, должностные лица, поднадзорные органы);

— сфера общественных отношений, в рамках которой допущены нарушения закона;

— методика – совокупность приемов и способов проведения проверки.

Признаки прокурорской проверки:

— комплекс организационных и правовых действий прокуроров – подразумевает наличие у субъекта надзора определенного навыка, опыта для осуществления проверки;

— нацелена на конкретный поднадзорный объект;

— прокурорская проверка, как правило, связана с нарушением закона или соответствующей информацией;

— результата прокурорской проверки должен быть четко определен;

— субъект проверки вправе самостоятельно выбирать форму и метод проведения проверки.

Этапы проведения проверки:

— подготовительный – 3 варианта действия:

· изучение нормативно правовой базы, в рамках которой осуществляется проверка, анализ методических рекомендаций и прокурорской практики в этой сфере;

· составление плана;

· решение тактических вопросов.

— проверочный – сбор и анализ информации, связанной с нарушением закона, реализация полномочий ст.22, 27;

— итоговый:

· соотношение фактического нарушения с юридической квалификацией;

· принятие соответствующего нарушения относительно выявленного нарушения закона;

· определение и обсуждение результатов проведенной проверки.

Порядок подготовки к проведению прокурорской проверки (проверка правовых актов):

— оповещение руководителя поднадзорного органа;

— требование о выделении специалиста для проведения проверочных мероприятий;

— предоставление прокурору для ознакомления отдельных правовых актов поднадзорного объекта;

— истребование текущих дел, ведущихся в поднадзорном органе.

В процессе выявления соответствия законам актов проверяются вопросы:

— не вышел ли орган за рамки его вопросов?

— противоречит ли акт закону, какому конкретно?

— противоречит полностью или частично?

— нарушаются ли актом права и свободы личности?

— соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам?

— соблюден ли порядок принятия акта?

— соответствует ли акт установленной форме?

— причина принятия акта?

Формы выражения несоответствия правового акта закону:

— правовой акт уклоняется от цели, установленной в законе;

— акт основан на законе утратившим силу;

— нарушена процедура принятия правового акта;

— акты контролирующих органов обычно проверяются в ходе целевой проверки в данном органе.

В ходе проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:

— характер допущенных нарушений;

— анализ нарушенного НПА;

— условие, способствовавшее нарушению закона;

— дата последней проверки, проводимой прокуратурой, контролирующими органами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *