Что такое публичные слушания

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

2.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ)

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ;

(см. текст в предыдущей )

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

(в ред.

Как проходят публичные слушания по земле

Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 28 (в ред. ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ) применяются в соответствии с — 4 ст. 19 ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

6. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан.

(часть 6 введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 83-ФЗ)

Рекомендации по проведению общественных слушаний

Что такое общественные слушания?

Общественные слушания – одна из форм общественного участия в решении вопросов местного значения. В процессе слушаний инициаторы хозяйственной деятельности объясняют свои намерения, обосновывают предполагаемый проект деятельности и дают возможность заинтересованным участникам высказать замечания или предложить изменения по этому проекту.

Проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, затрагивающему интересы общества, и обязательно в тех случаях, когда требуется государственная экологическая экспертиза предлагаемого проекта хозяйственной деятельности. Общественные слушания максимально эффективны, когда высказываются точки зрения всех заинтересованных групп, и когда обсуждение проходит в обстановке взаимного доверия.

Участниками общественных слушаний являются заказчик (инициатор хозяйственной деятельности), органы исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованная общественность, интересы которой могут быть прямо или косвенно затронуты намечаемой хозяйственной деятельностью.

Права и обязанности участников общественных слушаний

Заказчик (инициатор намечаемой хозяйственной деятельности):

  • отвечает за проект в целом и за все стадии его подготовки;
  • предоставляет необходимую информацию заинтересованным сторонам;
  • отвечает на их вопросы (в порядке, установленном действующей нормативной базой);
  • оплачивает расходы, связанные с организацией и проведением общественных слушаний;
  • обязан реализовать права и учесть законные интересы граждан, связанные с принятием решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы местного самоуправления:

  • организуют общественные слушания;
  • координируют их проведение;
  • принимают решения (в пределах своей компетенции), связанные с реализацией намечаемой хозяйственной деятельности.

Органы исполнительной власти:

    предоставляют информацию о состоянии окружающей среды (в пределах своей компетенции) по запросам заинтересованных сторон.

Общественность имеет право:

  • получать достоверную информацию об экологических и социальных аспектах намечаемой деятельности;
  • участвовать в обсуждении проекта намечаемой деятельности;
  • вносить аргументированные предложения по намечаемой деятельности, в том числе о её проведении по альтернативному варианту

Все участники общественных слушаний несут правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Что такое общественное участие?

Участие общественности (местного населения) определяется правом людей участвовать в принятии решений, которые связаны с их жизнью, то есть это процесс, посредством которого люди могут влиять на принятие решений.

Можно выделить три принципа участия общественности:

  • принцип доступа к информации;
  • принцип доступа к принятию решений;
  • принцип доступа к правосудию (право обжаловать решения).

Общие принципы организации и проведения слушаний

  • Чёткое определение и фиксация темы и цели обсуждения;
  • Выявление всех заинтересованных сторон;
  • Предварительное распространение информации о проблеме (проекте);
  • Обеспечение доступа к документированной информации по проблеме (проекту);
  • Обязательное составление итоговых документов – протокола общественных слушаний и рекомендаций для официальных структур, принимающих решение. Итоговые документы должны не только отразить согласие участвующих сторон, но и зафиксировать разногласия.

Что важно учесть сторонам?

Органам местного самоуправления или другим субъектам, организующим слушания:

  • Рассматривать общественность как своего союзника, а не группу скандалистов.
  • Уважать представителей местного населения. Не считать их малограмотными специалистами, не умеющими конструктивно мыслить.
  • Работать открыто, гибко, избегать конфликтных ситуаций.

Предприятию или предпринимателю (инициатору намечаемой хозяйственной деятельности):

  • Быть открытым для альтернативных предложений.
  • Быть готовым к компромиссам.
  • Уважать оппонента.

Общественности:

  • Знать свои права на участие в процессе принятия решений, определённые законом.
  • Понимать, что права на участие в принятии решений предполагают и ответственность за принимаемое решение.

Что необходимо сделать для успешного проведения общественных слушаний?

Общественности:

  • Предварительно ознакомиться с информацией о намечаемой хозяйственной деятельности, при необходимости – с документами по проекту хозяйственной деятельности.
  • Если необходимо дать квалифицированную прогнозную оценку намечаемой хозяйственной деятельности, обратиться к экспертам.
  • При необходимости более полного выявления общественного мнения о намечаемой хозяйственной деятельности организовать и провести опрос местного населения.
  • Заранее подготовить свои обоснованные предложения (изменения) в проект.
  • Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:

1. Какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте.

2. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию.

3. Какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию.

4. Замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.

Как успешно провести общественные слушания

Успех и результативность общественных слушаний для всех участников во многом зависят от того, насколько они:

  • правильно подготовлены;
  • грамотно проведены;
  • логично завершены.

Формально организованные общественные слушания, как правило, не приносят желаемого результата ни их организаторам, ни их участникам.

Правильное определение и разъяснение предмета обсуждения

Часто организатор общественных слушаний даёт лишь короткое объявление об их проведении, не разъясняя суть рассматриваемого проекта (намерений). Такое объявление обычно малопонятно местным жителям, поэтому они и не приходят в назначенное время и место.

  • Например, объявление о проведении слушаний по поводу конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда с перечислением номеров кварталов ничего не говорит местным жителям о том, что вблизи их деревни какая-то компания планирует проводить рубки леса. Казённые слова «конкурс», «аренда» и «лесной фонд» необходимо пояснить простым языком, понятным не только специалистам, но и просто грамотному человеку.
  • Номера лесных кварталов, передаваемых в аренду, также несут мало полезной информации для местного жителя. Простая карта-схема территории, на которой собирается работать лесная компания, с указанием ближайших дорог, речек и населённых пунктов гораздо понятнее и важнее и охотнику, и рыбаку, и местным жителям, собирающим грибы и ягоды в лесах, и школьникам, изучающим экологию и природу родного края.
  • Полезно сообщить, какая технология планируется к применению, какие экономические и экологические последствия она может принести, какие выгоды от проекта получит местное население.
  • Если возможны неблагоприятные последствия, какие меры предусмотрены проектом для их предотвращения (уменьшения).

    Нет смысла утаивать эту информацию: чем раньше и полнее общественность узнает о ней, тем меньше будет конфликтов.

Соблюдение процедуры и регламента

Часто инициаторы и организаторы общественных слушаний не уделяют достаточного внимания установленным процедурам их проведения (заблаговременное оповещение участников, удобные для них место и время проведения, ведение протокола и т.д.), а это значит, что в случае их нарушения любой желающий может в дальнейшем оспорить результаты слушаний. Поэтому при подготовке к общественным слушаниям необходимо заблаговременно (за месяц до их начала) дать подробную и достаточную информацию о месте и времени их проведения. Необходимо заранее продумать, чтобы слушания проходили в удобное время и в удобном для местного населения месте и проводились подготовленными специалистами.

  • Желательно специально оповестить ключевых (наиболее заинтересованных) участников (органы местного самоуправления, государственные контролирующие организации, общественные организации, местных активистов-общественников).

    Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка

    Как правило, в этом случае необходимое представительство на слушаниях будет обеспечено.

  • Желательно предварительно проконсультироваться с представителями органов местного самоуправления, непосредственно на месте осмотреть и подготовить помещение, позаботиться о транспорте для приглашённых участников, дать информацию, как воспользоваться этим транспортом.
  • Если после подачи объявления и предварительных консультаций стала очевидной недостаточность предварительной информации о предмете слушаний, её необходимо предоставить. Возможно следует дополнительно дать статью в местной газете или развесить в общественных местах дополнительные схемы, пояснения о планируемой деятельности. Это позволит в дальнейшем избежать недоверия и предвзятого отношения к организатору слушаний.
  • Следует специально сосредоточить внимание на тех вопросах, которые в первую очередь волнуют местных жителей, а это, прежде всего, экологические и социальные последствия деятельности, занятость местного населения, количество новых рабочих мест, заработная плата работников, условия труда и быта, социальная поддержка населения и т.д.
  • Чем больше простой и понятной информации будет предоставлено местному населению при подготовке слушаний, тем вероятнее добиться заинтересованного участия местного населения и получить поддержку проекта намечаемой хозяйственной деятельности.

Организация и проведение слушаний

Публичные слушания по межеванию придомовых земельных участков. Как не потерять землю?

Публичные слушания проекта планировки

Для утверждения архитектурно-градостроительного решения и получения разрешения на разработку проектной документации, проект планировки территории должен в обязательном порядке пройти публичные слушания, и быть согласован.

Назначение публичных слушаний

Администрация данного территориального образования назначит дату проведения слушаний по проекту планировки.

Назначение даты публичных слушаний зависит от количества обращений, т.к.

Инструкция для принимающих участие в публичных слушаниях

данная процедура осуществляется не индивидуально для каждого заявления, а проходит коллективно и в сушаниях участвует несколько заявок.

После назначения даты, необходимо обратиться в газету учрежденную при местном муниципальном образовании, с просьбой разместить информацию о дате и содержании публичных слушаний.

После выхода газеты, один экземпляр нужно приобрести и сохранить, впоследствии он может понадобиться при экспертизе проекта.

Порядок проведения слушаний по проекту

На публичных слушаниях Заказчика, как правило, представляет проектная организация, для этого готовится планшет (эскиз генерального плана на большом формате), и описательная часть проекта с раскрытием информации об объемах строительства:

  • технико-экономических показателей;
  • влияния проекта на инфраструктуру муниципального образования;
  • на социально-экономические факторы (экономическое развитие территории, налогоотчисление в бюджет данного территориального образования, дополнительные трудовые места для местного населения и т.д., в зависимости от назначения объекта строительства).

На публичных слушаниях присутствуют все желающие, но лица имеющие определенные должности, такие как старосты деревень, председатели СНТ, представители управляющих компаний, либо руководство или администрация каких-то кооперативов, социальных предприятий, расположенных в непосредственной близости от участка строительства, активисты представляющие интересы отдельных групп населения, получают отдельные извещения от администрации и обычно не пропускают такие мероприятия.

Если у застройщика существует какой-либо конфликт или напряженная ситуация с кем-либо из вышеперечисленных заинтересованных лиц, лучше эти вопросы решить заранее.

Фраза "решить этот вопрос заранее" естественно означает финансовые затраты, но это не взятка или что-то противозаконное, нужно договориться о какой-то финансовой помощи, возможно не деньгами, а услугами, построить детскую площадку, оказать шефскую помощь школе, детскому саду, больнице, перечислить какую-то сумму на нужды деревни или СНТ. Все вышеперечисленное касается только бюджетных предприятий и незащищенных групп населения.

Но данная ситуация описана для действительно редких случаев, когда сталкиваются конфликты интересов.

В подавляющем количестве случаев, публичные слушания проходят в штатном режиме, доклад-голосование-принятие решения.

Результаты публичных слушаний

По результатам слушаний составляется протокол, который визируется комиссией. Копию выписки из протокола, также необходимо запросить и сохранить. И выдается заключение о результатах слушаний.

Далее администрация муниципального образования уже самостоятельно извещает газету о результатах публичных слушаний, о чем печатное издание размещает соответствующую информацию.

Этот выпуск газеты тоже необходимо приобрести и сохранить.

Статья 25. Общественные (публичные) слушания

1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ИЛИ СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН?

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *