Дефектологическая переподготовка в современной образовательной парадигме

Анна Гришина
Дефектологическая переподготовка в современной образовательной парадигме

За последние двадцать лет в педагогическом образовании произошли существенные изменения, которые изначально были обусловлены вхождением России в европейское образовательное пространство и продекларированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а сегодня, связаны с приоритетами национальной стратегии устойчивого развития образовательных систем. Фактически речь идет о смене образовательной парадигмы и рассмотрении профессиональной подготовки педагога в новом социокультурном контексте (В. И. Байденко, Е. В. Бондаревская, М. Н. Дудина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и другие). Показательно, что современная образовательная парадиг- ма выступает как закономерное восхождение человека к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуре которого выделяются не только «знаниевый», деятельностный и творческий опыт, но и опыт личностной самоорганизации человека, его смыслопоисковые, рефлексивные, самооценочные, жизненно-планирующие функции. Обсуждение проблемы блочно-модульного проектирования адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки связано с утверждением личностно-ориентированной парадигмы профессионального образования, методологическую основу которой составляет признание в качестве системообразующего фактора личность обучающегося – его потребности, мотивы, цели, способности, активность и другие индивидуально-психологические особенности. Осуществляется это через содержание образования, вариативность образовательных программ, организацию учебно-пространственной среды, в которой преобладает проектирование образования самим субъектом.

В условиях переподготовки слушатели являются избирательными и заинтересованными субъектами образовательного процесса, имеют осознанную и четко мотивированную образовательную установку, продиктованную необходимостью решения жизненно важных проблем, среди которых доминируют изменение или потребность в изменении профессиональной деятельности, совершенствование базовой профессиональной подготовки. На основе анализа контингента обучающихся на факультете переподготовки специалистов по дефектологии МПГУ было установлено, что в основном данный вид профессионального обучения востребован педагогами, которые работают в системе специального образования, не имея дефектологической подготовки. Это педагоги и руководители коррекционных образовательных учреждений из числа сл шателей отделений олигофренопедагогики и сурдопедагогики (87%, логопедии и специальной психологии (15%). В тоже время, принимая во внимание специфику воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, учитывая значимость педагога в коррекционно-образовательном процессе, приходится свидетельствовать о недостаточности общепедагогической подготовки специалистов рассматриваемой категории. Это находит подтверждение в исследованиях, характеризующих особенности их педагоги- ческой деятельности.

Прежде всего, приводятся данные, указывающие на то, что при недостатке теоретической и методической подготовки педагоги переносят методические приемы массовой школы на процесс обучения детей с нетипичным состоянием психофизического развития.

Недостаточно ориентированные в теории и практике коррекционного обучения и воспитания, они необоснованно завышают уровень доступно- 11 го для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования, подменяя тем самым основную коррекционно- образовательную функцию специальной школы только образовательной.

Наиболее проблемной в этом отношении является практика обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития.

Важно отметить, что решение кадровых проблем, находится под контролем Департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Развивая дефектологическую переподготовку на региональном уровне, удается ограничить тенденцию роста неравномерности кадрового рассредоточения и создать предпосылки для «сглаживания» возможных кризисов в воспроизводстве кадрового потенциала. Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки обеспечивает возможность отбора содержания дополнительного профессионального образования с учетом региональных условий и социального заказа.

Дальнейший анализ показывает, что дефектологическую переподготовку проходят специалисты, не работающие в системе специального образования, но косвенно причастные к проблемам обучения, воспитания и психологического сопровождения лиц с ОВЗ. Это воспитатели, психологи, учителя и администраторы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, реабилитационных центров, лекотек (5% из числа слушателей отделений олигофренопедагогики и сурдопедагогики, 60% из числа слушателей отделений логопедии и специальной психологии). Особую группу участников образовательного процесса составляют слушатели, находящие в родственных отношениях с лицами, имеющими проблемы в психофизическом развитии (5% из числа слушателей отделений олигофренопедагогики и сурдопедагогики, 20% из числа слушателей отделения логопедии). Хотя и немногочисленны, но уже регулярны случаи про- хождения дефектологической переподготовки выпускниками бакалавриата и магистратуры, кандидатами педагогических или психологических наук, преподавателями высших учебных заведений. Суммируя сказанное, можно констатировать, что мотивационно-целевой компонент дефектологической переподготовки отражает не только ведомственные и профессионально- личностные потребности специалистов, работающих в области коррекционно-развивающего образования, но и обусловлен состояниями средового окружения и событийно-биографического характера; состояниями, сформировавшимися в период взрослости на фоне рефлексивного отношения к себе, окружающим, профессии. Что, безусловно, обусловливает необходимость усиления личностной ориентации, дифференциации и индивидуализации образовательных программ.

Не менее значим факт переподготовки специалистов с дефектологической подготовкой. В центре внимания педагог, который профилирует как специалист – работник, обладающий необходимыми для квалификации знаниями, умениям и навыками или как профессионал – социально и профессионально компетентный педагог с выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем педагогической деятельности.В реальности мы имеем совмещение специальностей: подготовки сурдопедагога и переподготовки логопеда (5%, подготовки логопеда и переподготовки олигофренопедагога (3%). Сегодня нас уже не удивляют случаи, когда дефектологическая переподготовка, как производственная необходимость или желание слушателя, возобновляется. Зафиксированы случаи повторного и даже троекратного обучения на ФПС. В данной ситуации прослеживается конструктивная интеграция профессиональной деятельности и учебной мотивации, логично полагать, что все чаще будут востребованы программы профильной переподготовки, дополняющие и углубляющие базовое дефектологическое образование. Социально-значимыми регуляторами, актуализирующими обращение дефектологов к переподготовке, являются изменения квалификационных характеристик и аттестационных требований. Поэтому на первый план выступает потребность педагога в совершенствовании профессиональной деятельности, что значительно сближает переподготовку с повышением квалификации. Подтверждение этого мы находим в исследовании Л. Е. Куприяновой, представляющей переподготовку и повышение квалификации как пролонгированные преемственно-перспективные и дополняющие друг друга виды дополнительного профессионального образования. В частности автор рассматривает переподготовку в контексте непрерывного повышения квалификации, выделяя в едином последипломном образовательном пространстве дополнительное повышение квалификации – обеспечение условий овладения новыми умениями (компетенциями); квалификационное повышение квалификации – получение новой образовательной квалификации (изменение направления своей образовательной деятельности, сопровождающееся выдачей диплома о профессиональной переподготовке, дающей право на ведение определенного направления деятельности в педагогике (изучается предметный блок дисциплин по одному направлению, реализуется в группе, слушатели которой имеют базовое педагогическое образование); профессиональное повышение квалификации – организацию обучения для специалистов, которые хотят или уже работают в образовательном учреждении, но не имеют профессионального педагогического образования (развернутый курс профессиональной пере- подготовки, включающий дисциплины обще профессиональной и предметной подготовки). Бесспорно, что предлагаемая интерпретация личностно ориентированного образовательного пространства актуальна для проектирования программ ДПО, так как формирует дидактическую основу учебного процесса в условиях изменения образовательной парадигмы и внедрения личностно-ориентиро- ванных андрагогических технологий обучения.

В рамках направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование в СГУ им. Н.Г. Чернышевского реализуются следующие профили подготовки: дошкольная дефектология, логопедия, олигофренопедагогика, специальная психология, тифлопедагогика. Область профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. Объекты профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы. Бакалавр по направлению подготовки 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

-в области коррекционно-педагогической деятельности:

-компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

-построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-в области диагностико-консультативной деятельности:

-психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

-консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

-оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

-в области исследовательской деятельности:

-сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

-выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

-планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения;

-в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-организация культурного пространства образовательного учреждения;

-взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

-пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Виды профессиональной деятельности выпускника: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и профилактическая, культурно-просветительская деятельность в общеобразовательных, специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, реабилитационных центрах и других учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты.

Профиль «Дошкольная дефектология с основами прикладного анализа поведения»

Во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в особых условиях обучения, воспитания и развития, которые могут обеспечить только специально подготовленные профессионалы. Востребованность специалистов в данной области очень велика, и на данный момент и медицинские учреждения, и учреждения социальной помощи населению, и дошкольные, и школьные учреждения остро нуждаются в профессионалах.

Дефектолог – это профессия, которая объединяет медицину и педагогику.

Специалист в этой области должен стать советчиком для особенных деток и их родителей.

✔ О профессии

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами. И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитии – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить и обучать. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Семенович Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая из которых занимается определенным направлением:

  • учитель-логопед – изучает и исправляет нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухими детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей, а также детей, имеющих задержку психического развития.

✔ Какова цель программы?

Целью направления является всесторонняя профессиональная подготовка дошкольного дефектолога, умеющего:

  • разбираться в особенностях развития детей с ОВЗ
  • разрабатывать и внедрять эффективные методы коррекции врожденных или приобретенных недостатков.

По сути своей профессия дефектолога находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их индивидуальной ситуации развития.

Этими факторами обусловлено введение в учебный план предметов, обучающих студентов технологии прикладного анализа поведения.

Прикладной поведенческий анализ постепенно становится популярным в России. Применение ABA более всего известно как метод, используемый для людей с нарушениями развития, прежде всего с детьми с расстройствами аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), воспитание детей, работу с детьми при тяжёлых психических нарушениях. На сегодняшний день прикладной анализ поведения для работы с детьми с нарушениями в развитии имеет очень большой спрос, как в России и других странах СНГ, так и во всем мире. К сожалению, число детей, в частности, с аутизмом растет, и АВА метод, как единственный научно-доказанный, пользуется большой популярностью. Несмотря на развитие АВА метода в России, спрос на специалистов, владеющих данным методом, по-прежнему превышает предложение.

✔ Чему я научусь?

  • Проводить дифференциальную диагностику детей с отклонениями в развитии.
    Для этого углубленно изучается физическое, психическое, умственное и речевое развитие детей в норме. Студенты овладевают специальными методиками определения отклонений от нормы развития. Причем, параллельно с овладением теоретических знаний студентам предоставляется возможность посещать дошкольные учреждения для детей с различными отклонениями в развитии (недостатки речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении) с целью получения представлений об использовании диагностических методов на практике.
  • Работать с медицинскими картами, анализировать результаты медицинского, психологического и педагогического обследования различных категорий лиц с нарушениями в развитии, проводить психолого-педагогическую диагностику. Основываясь на результатах диагностики, составлять и корректировать индивидуальные программы развития, образования и коррекционной работы.
  • Разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения людей с ОВЗ, используя различные коррекционно-развивающие технологии и методики. Обучать, проводить реабилитацию и социальную адаптацию детей с ОВЗ в детских садах и школах, инклюзивных группах, медицинских учреждениях, осуществлять коррекционно-развивающую работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проводить профилактику и коррекцию привычек, наносящих ущерб здоровью, создавать благоприятный психологический климат вокруг лиц с ОВЗ, особенно в образовательных учреждениях и семье.
  • Консультировать лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения, оказывать помощь в воспитании членам семей, где проживают дети с ОВЗ.
  • Формировать у населения толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями, оказывать первую медицинскую и психологическую помощь в чрезвычайных ситуациях.

✔ Учебный процесс

Дефектолог – профессия интегративная, поэтому студенты изучают дисциплины из нескольких областей:

  • Медицинский блок представлен учебными дисциплинами: «Медико-биологические основы дефектологии», «Основы генетики»
  • Психологический блок представлен учебными дисциплинами: «Психология», «Специальная психология», «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Дошкольная сурдо- и тифлопсихология», «Психология детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития», «Дошкольная логопсихология» и др.
  • Педагогический блок представлен учебными дисциплинами: «Педагогика», «Специальная педагогика», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития», «Коррекционно-педагогическая работа при раннем детском аутизме», «Дошкольная сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика» и др.
  • Блок методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующие дисциплины: «Методика сенсорного воспитания», «Методика физического воспитания», «Методика умственного воспитания», «Методика речевого воспитания» и др.

В процессе обучения активно используются интерактивные формы обучения, благодаря чему учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения, когда в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

✔ Карьера

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую «географию» трудоустройства –дефектологи востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность – услуги дефектологов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу дефектологом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у специалистов дефектологического профиля не существует).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *