Действие полиции на месте происшествия

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности — Часть V

Типовые тактические действия нарядов ППСМ

Действия нарядов ППСМ при совершении преступления и на месте происшествия

242. При получении сообщения о совершенном преступлении наряд выясняет у заявителя:

242.1. Место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.

242.2. Данные (приметы) о подозреваемом в совершении преступления, были ли очевидцы преступления и что известно о них.

242.3. В каком состоянии находится потерпевший и оказана ли ему помощь.

242.4. Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя. Эти данные записываются в служебную книжку, докладываются оперативному дежурному, и наряд действует по его указанию.

243. В случаях, не терпящих отлагательства, наряд немедленно прибывает на место происшествия, о чем докладывает оперативному дежурному.

244. На месте совершения преступления наряды обязаны:

244.1. Принять решительные меры к пресечению преступления.

244.2. Организовать преследование и задержание преступников.

244.3. Оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую помощь.

244.4. По возможности установить свидетелей (очевидцев).

244.5. Обеспечить охрану места происшествия.

244.6. Доложить о происшедшем оперативному дежурному и действовать в соответствии с его указаниями.

245. Последовательность действий зависит от характера совершенного преступления, состава наряда патрульно-постовой службы и других обстоятельств.

246. Главные задачи нарядов — лишение подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание, оказание помощи потерпевшим.

247. Преследование подозреваемых в совершении преступления по горячим следам ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. Наряды во время преследования должны действовать самоотверженно и инициативно, соблюдая при этом меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и гражданам, другим нарядам милиции.

Охрана места происшествия на период преследования лиц подозреваемых в совершении преступления обеспечивается соседними нарядами ППСМ или с привлечением граждан

248. При невозможности организовать преследование подозреваемых в совершении преступления и их розыск патрульный (постовой) обязан неотлучно находиться на месте совершения преступления до прибытия следственно-оперативной группы или до получения распоряжения оперативного дежурного. С места происшествия немедленно удаляются все граждане, при необходимости потерпевшие, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства. Никому, в том числе наряду, до прибытия следственной группы не разрешается к чему-либо прикасаться, переставлять вещи и предметы или изменять их положение.

249. Перемещение вещественных доказательств, с предварительной фиксацией их первоначального положения, допускается лишь в случае возникновения угрозы их порчи или уничтожения по погодным и другим обстоятельствам.

250. В необходимых случаях наряды производят оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности, внештатные сотрудники милиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства. Следы, оставленные личным составом нарядов, отмечаются ясно видимыми указателями и знаками.

251. Нарядам на месте происшествия не разрешается курить, бросать какие-либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры и отвечать на вопросы посторонних лиц.

252. Патрульный (постовой) на месте совершения преступления должен в первую очередь запомнить и сделать по возможности необходимые записи по фиксации обстоятельств, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и других предметов, имеющих отношение к совершению преступления.

253. Сотрудники милиции на месте происшествия обязаны действовать решительно, спокойно и уверенно, не допускать суетливости, окриков и других действий, которые могут вызвать обострение взаимоотношений с гражданами.

254. К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, место (места) работы и номера телефонов; выясняет число участников преступления, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, и какими транспортными средствами пользовались, государственные регистрационные знаки и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.

255. Патрульный (постовой), оказывая первую доврачебную помощь или направляя потерпевшего в медицинское учреждение, осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к преступлению, по возможности устанавливает его личность.

256. Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение рук, ног, головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств. Если потерпевший не проявляет видимых признаков жизни, то, прежде всего, проверяется, жив он или нет, по возможности не изменяя его позу и окружающую обстановку. Трупы до прибытия следственно-оперативной группы с места происшествия не удаляются и не перемещаются.

257. В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других факторов наряды принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом, картоном, шифером и другими подручными средствами. Для предохранения следов на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, рубероида или других непромокаемых материалов. Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебной собаки.

258. При совершении преступления в помещении наряды могут входить туда только для его пресечения, задержания подозреваемых в совершении преступления, оказания помощи потерпевшим.

259. При прибытии следственно-оперативной группы или сотрудника, которому поручено расследование преступления, патрульный (постовой) докладывает о всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.

Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений

260. Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.

261. Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в органы внутренних дел, он должен четко уяснить правомерность своих действий, оценить свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:

261.1. Личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан.

261.2. Вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление.

261.3. Возможность вооруженного сопротивления или нападения.

261.4. Основания и условия применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы.

262. Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечения мер предосторожности.

263. В обязательном порядке наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник.

264. Если необходимо произвести задержание группы подозреваемых в совершении преступления, патрульный (постовой) должен связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами и запросить усиление, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

265. Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и сотрудникам патрульно-постовой службы, возможность правонарушителя скрыться. Для обеспечения внезапности наряд незаметно приближается к задерживаемому, выбрав момент, когда он менее всего готов к оказанию сопротивления, подает команду: «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» — и объявляет о задержании.

266. Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги — нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и тому подобное. В этих случаях команда «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» не подается. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

267. При проверке документов и опросе подозреваемого патрульный (постовой) должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения.

268. Доставление задержанных в милицию производится на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии — на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения — пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

269. Патрульный (постовой) при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения. Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками милиции, один из которых должен идти рядом с задержанным, ведя его, а другой — сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих. Если доставление производится одним сотрудником милиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны. При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов. 270. Патрульный (постовой), доставивший задержанного в органы внутренних дел, докладывает об этом рапортом на имя начальника горрайлиноргана внутренних дел. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.

Действия сотрудников подразделений ППСМ при выявлении административных правонарушений

271. При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ППСМ руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России*(22). Они обязаны:

271.1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.

271.2. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя*(23).

271.3. Зафиксировать выявленные в них сведения.

271.4. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

271.5. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

271.5.1. Наличие события административного правонарушения.

271.5.2. Лицо, совершившее противоправные действия.

271.5.3. Виновность лица в совершении административного правонарушения.

271.5.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

271.5.5. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

271.6. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — «КоАП РФ»).

272. Последовательность действий сотрудников ППСМ определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

273. Главными задачами нарядов являются:

273.1. Пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя.

273.2. Обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению.

273.3. Документирование противоправного деяния.

274. В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения, в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления.

275. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

Осмотр мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения

276. Наряды ППСМ во время несения службы должны осматривать расположенные на маршрутах (постах) места возможного укрытия преступников и других правонарушителей — подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и тому подобное.

277. Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя милиционерами, а в необходимых случаях с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно-коммунального хозяйства, охраны, коменданты, граждане. Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом оперативному дежурному и действует по его указанию.

278. При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда обязан предварительно выяснить расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определить обязанности наряда, граждан, обратить их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.

279. Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются. Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами. Перед осмотром объекта наряд милиции обязан проверить готовность оружия к действию.

280. При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, ВЫХОДИ». Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход. В случае обнаружения лиц, чье поведение и другие данные дают основания подозревать их в совершении преступлений, наряд действует в соответствии с настоящим Уставом.

  • (22) Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2005 г., регистрационный N 6824).
  • (23) Статья 11 Закона Российской Федерации «О милиции».

Алгоритм следственных действий на первоначальном этапе расследования карманных краж

О. П. БЕРДНИКОВА,

доцент кафедры криминологии, кандидат юридических наук (Уральский юридический институт МВД России) E-mail: berdnikovs@inbox.ru

Algorithm of the Investigative Actions on the Initial Stage of Pickpocketing Investigation

В статье рассматриваются типичные следственные ситуации и алгоритм действия следователя на первоначальном этапе расследования карманных краж.

Карманные кражи, первоначальный этап расследования, следственные ситуации, программа действий.

O. P. BERDNIKOVA,

Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Criminology (Ural law Institute of the MIA of Russia)

УДК 343.102:343.71

Pick pocketing, initial stage of investigation, investigative situations, action’s program.

Рассматривая проблему количественного соотношения краж в общем массиве совершенных и зарегистрированных преступлений, необходимо отметить, что традиционно высокие показатели имеют преступные деяния, связанные с кражами имущества у граждан, это подтверждается статистическими данными. Так, за период январь — декабрь 2017 г. было совершенно 788 531 тайных хищений чужого имущества. Также необходимо отметить, что в 2017 г. кражи составили 38,3 % от общего числа всех совершенных преступлений на территории Российской Федерации .

Важнейшую роль в успешном раскрытии карманных краж имеет первоначальный этап расследования, во время которого необходимо провести весь комплекс необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях установления задержания виновного лица.

Первоначальный этап расследования карманных краж начинается с выдвижения наибо-

лее вероятных версий произошедшего события и планирования расследования по уголовному делу в целом . Параллельно происходит обнаружение и закрепление материальных и идеальных следов как во время осмотра места происшествия, так и при осуществлении дальнейших следственных и процессуальных действий. Установление подозреваемого, свидетелей-очевидцев, а также местонахождение похищенного имущества.

Алгоритм планирования первоначальных следственных действий выстраивается после возбуждения уголовного дела. Отметим поводы для возбуждения уголовных дел характерные именно для карманных краж: заявления от потерпевших, здесь специфика в том, что потерпевший не сразу замечает кражу, что влияет на сложность установления места происшествия и дальнейшего осмотра; рапорт оперативных сотрудников об обнаружении признаков преступления, чаще этому предшествует оперативная разработка организованной группы кар-

манных воров, где каждому отведена своя роль (организатор, непосредственный карманник, отвлекающие и др.); задержание с поличным карманного вора при осуществлении им действий по извлечению имущества у потерпевшего либо по горячим следам непосредственно после совершения преступления; реже могут быть сведения из средств массовой информации (СМИ) о действии определенной группы карманных воров на конкретной территории (железнодорожный вокзал, автовокзал, торговые центы и др.); обнаружение признаков преступления, а именно момента непосредственного совершения карманной кражи при осмотре средств видеофиксации в торговых центрах, метро, вокзалах и других объектах оснащенных техническими средствами видеозаписи.

Когда получено сообщение о событии, которое имеет признаки карманной кражи, самое первое — это принять заявление и опросить потерпевшего. Эта важно, т. к. зачастую бывает, что потерпевший добросовестно заблуждается в факте кражи, и данные вещи он мог сам обронить, либо забыть в другом месте. Опросив заявителя, необходимо установить место совершения преступления и провести осмотр места происшествия . По данным уголовным делам, в большинстве случаев, осмотр места происшествия не проводится, т. к. потерпевший не может указать точное время и место совершенной кражи, а может только предположить где он находился среди массового скопления людей. Хотя осмотр места происшествия является важнейшим первоначальным следственным действием, к основным задачам которого относится воспроизведение следователем картины кражи с целью выдвижения версий и обнаружения и изъятия следов преступника и других предметов, которые могут иметь значения как вещественные доказательства .

Алгоритм выбора первоначальных следственных действий по карманным кражам зависит от сложившейся следственной ситуации (простая или сложная) на момент возбуждения уголовного дела, здесь выделяют три типичные следственные ситуации:

1) лицо, которое подозревается в совершении преступления задержано на месте совершения либо по горячим следам;

2) лицо, которое подозревается в совершении преступления, не задержано, но имеется неполная (частичная) информация о его личности (данные о внешности, снимки с видеокамер, показания свидетелей о возможном преступнике);

3) наиболее сложная следственная ситуация складывается, когда отсутствуют какие-либо

сведения о лице, совершившем преступление о месте и времени совершения либо о краже стало известно спустя определенный промежуток времени.

Для каждой следственной ситуации имеется определенная наиболее эффективная программа действий для следователя.

В первой ситуации известен потерпевший и задержан подозреваемый. Устанавливается личность задержанного и производится личный досмотр с целью обнаружения похищенных вещей. Приведем пример: гр. А., находясь в торговом зале развлекательного центра «Антей», достала из сумки кошелек с целью просмотра количества денежных средств, а затем убрала обратно в боковой карман сумки. Рядом с ней в это время стоял мужчина, он, обходя полки с продуктами, вплотную подошел к гр. А. и спросил о качестве одного из товаров, после чего пошел на выход. Гр. А. в это время обратила внимание, что у нее из бокового кармана пропал кошелек и закричала: «Держи вора!», после чего на выходе охранники магазина задержали данного мужчину. В ходе личного досмотра у него было обнаружено похищенное имущество потерпевшей. Данную ситуацию карманной кражи можно отнести к наиболее благоприятной для расследования.

Вторая ситуация заключается в установлении факта карманной кражи, допроса потерпевшего, оперативной информации о гражданине (гражданке) подозреваемом в совершении преступления. Например, гр. Б., находясь в салоне автобуса после разговора по сотовому телефону убрал его в сумку, которую повесил на плечо. Через две минуты на автобусной остановке вошли примерно человек десять, и девушка встала вплотную к нему. На следующей остановке гр. Б. вышел и обнаружил, что сумка открыта, и в ней отсутствует телефон. Потерпевшему был предоставлен сотрудниками полиции определенный массив фото и видео лиц, субъективные портреты, составленные ранее другими потерпевшими. В одном из них гр. Б узнал ранее ему незнакомую девушку, которую он неоднократно видел в магазине возле его дома. В результате гр. Б. опознал гр. В. При задержании гражданка призналась в краже сотового телефона.

На данной стадии необходимо провести последовательно следующие следственные действия: допрос потерпевшего и возможных свидетелей (пассажиры, водители, контроллеры, а также и вовсе случайные прохожие); осмотр места происшествии, если это целесообразно; в случае необходимости назначить судебные экспертизы. Необходимо отметить, что для участия в следственных действия необходимо при-

влекать сведущих лиц с целью оказания содействия .

Раскрытие и расследование уголовных дел данной категории во многом зависят от непрерывного и динамичного взаимодействия следствия с органами дознания на протяжении всего хода расследования по карманным кражам, а также привлечения к участию в раскрытии рассматриваемых преступлений специалистов, общественности .

Ситуация третья. По факту кражи имеется потерпевший, однако не установлен подозреваемый и нет ни каких других данных о преступнике и следовой картине произошедшего преступления. Например, неустановленное лицо в метрополитене похитило из наружного кармана пиджака гр. П. кошелек с карточками и деньгами. Потерпевший Б. пояснил, что в пути следования к нему подошел неизвестный мужчина и сказал, что у него грязный плащ, он начал отряхивать потерпевшего со стороны левого плеча. Плащ был чистым, но когда П. повернулся к мужчине, его уже не было, затем гр. П. обнаружил пропажу. По предварительному следствию лицо, совершившее преступление установить не представилось возможным. Для данной ситуации, помимо следственных действий, которые были проведены выше, характерно применение оперативно-розыскных мероприятий с целью установления лица, совершившего карманную кражу.

Кроме того, можно отметить следственную ситуацию, когда потерпевший инсценировал кражу, а на самом деле данного факта не было. Здесь необходимо всесторонне исследовать всю информацию, поступившую от потерпевшего и выяснить мотивы дачи ложного заявления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные выше следственные ситуации не являются исчерпывающими и претерпевают частичные изменения, которые зависят от задач, стоящих перед следователем, и информации, полученной в ходе расследования уголовных дел по карманным кражам.

Между тем, ежегодно возрастает ущерб, нанесенный гражданам в результате карманных краж, и увеличивается латентность данного вида преступных деяний. Карманные кражи становятся одним из наиболее распространенных хищений имущества граждан .

Учитывая вышесказанное, успешная борьба с карманными кражами может осуществляться только путем применения общесоциальных и специальных криминалистических и криминологических мер профилактики и предупреждения преступлений, основанных на тщательном анализе оперативной обстановки в каждом отдельном регионе страны, изучении личности преступников, причин их преступного поведения и новых способ совершения карманных краж, прогнозировании и принятии грамотных управленческих решений.

Список литературы:

2. Кокорева Л. В. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании карманных краж, совершаемых в общественном транспорте // Российский следователь. 2009. № 16.

4. Криминалистическая методика: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Л. Я. Драпкина. М.: Юрайт, 2015.

5. Прокофьева Е. А, Гусев С. Н, Ханина Н. В. Изучение особенностей использования специальных знаний в ходе осмотра места происшествия // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2016. № 3.

6. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2017 г. ГИАЦ МВД России, 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *