День образования судебных приставов

Подписка на новости

RSS подписка

Ошибка 01 января 1970 03:00 8 сентября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ №1019 «Об установлении Дня судебного пристава».
Согласно Указу, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.Отныне его отмечают 1 ноября.
Судебные уставы, утверждённые 20 ноября (3 декабря) 1864 года, вводились в действие в соответствии с Положением, подписанным императором 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1865 года. Данным положением устанавливалась очерёдность введения уставов. Начиная с 1866 года, уставы вводились в округах санкт-петербургской и московской судебных палат. Были образованы санкт-петербургские и московские судебные палаты с подведомственными им окружными судами, в которых были назначены судебные приставы, утверждены штаты и определены оклады годового содержания. Число судебных приставов в округах окружных судов, подведомственных санкт-петербургским и московским судебным палатам, составило 203 человека.
Таким образом, 19 октября (1 ноября) 1865 года окончательно был определён статус судебных приставов в России.
На этом основании и было предложено считать 1 ноября датой празднования Дня судебного пристава.
Пресс-служба ФССП России

8 сентября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ №1019 «Об установлении Дня судебного пристава».

Согласно Указу, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Историческая справка

Должность судебного пристава была учреждена в России еще в древности. В российском судопроизводстве приставы вызывали на суд ответчика, свидетеля, производили по определению суда различные взыскания. В XVIII веке должность пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оп¬равдало себя. Так, например, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей или ответчиков судебные разбирательства затягивались на несколько десятков лет. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

В связи с этим в I860 году статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный, изучив предшествовавшее законодательство России и европейских стран, а также и судебную практику, вынес на рассмотрение Государственного совета проект закона «О судебных следователях», который в мае того же года с санкции Александра II был принят. Это событие стало первым шагом к началу проведения судебной реформы.
В ходе судебной реформы было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени уже во многих европейских странах. Были приняты законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». 1 ноября 1865 года императором Александром II было подписано Положение о введении в действие судебных уставов. Именно этот день считается днем образования в России Института судебных приставов.

Служба судебных приставов создавалась с целью исполнения судебных решений при: Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах и мировых съездах. Судебные приставы избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах — обер-прокурорами. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего Сената и внесения на случай неправильных действий судебного пристава, причинивших убытки, залога. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министерством юстиции Российской империи.

При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены. Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его на должность судебного пристава с указанием местности, назначенной для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка.

Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. О всяком противодействии исполнению приставом служебных обязанностей или нанесении ему оскорбления он составлял особый протокол за подписью свидетелей, а если невозможно — полицейских чинов. Всякое нанесение судебному приставу во время исполнения им служебных обязанностей оскорблений и всякое сопротивление его законным требованиям или распоряжениям считалось преступлением против власти и предусматривало уголовное наказание для виновных. Судебные приставы получали денежное содержание от государства в соответствии с утвержденными тарифами по штатной должности и пользовались правами государственного служащего. Должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника 10-го разряда по 14-разрядной шкале Табели о рангах Российской империи.
Должностные оклады судебных приставов по сравнению с другими должностными лицами судебных учреждений были относительно невелики. Однако следует учитывать, что помимо должностных окладов они получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству. Министр юстиции по представлению судебных палат утверждал так называемую таксу вознаграждения судебных приставов, в которой определялось, за какие действия какие суммы причитаются в их пользу. Размер такого вознаграждения выражался в процентах от суммы арестованного, охраняемого или иного имущества должника.
В случае оставления судебным приставом по какой-либо причине своей должности внесенный им залог возвращался ему или его наследникам только после возвращения обер-прокурору своего свидетельства, знака и печати, полученных при вступлении в должность. Первоначально деятельность судебных приставов широкого повсеместного распространения не получила. Однако практический опыт последующих лет показал, что институт судебных приставов жизненно необходим. Это обстоятельство было особо подчеркнуто при обсуждении Закона о преобразовании местного суда, одобренного Государственной думой и Государственным советом и утвержденного 15 июня 1912 года.

Институт судебных приставов был ликвидирован после Октябрьской революции одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи.

В советский период выполнение данной функции было возложено на судебных исполнителей, входивших в систему судебных учреждений. Судебные исполнители обладали незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий.

В ноябре 1997 года, с вступлением в законную силу Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», был возрожден институт судебных приставов, значительно укрепивший гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве, а также являющийся эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней. Были введены должности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, основной задачей которых являлось обеспечение охраны зданий судов, безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 09.04.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» произошла реформа, направленная на формирование эффективной системы и структуры органов исполнительной власти. В результате в Министерстве юстиции Российской Федерации с 1 января 2005 года созданы Федеральные службы, в числе которых Федеральная служба судебных приставов. Таким образом, институт службы судебных приставов приобрел статус самостоятельной Федеральной службы, подведомственной Минюсту России.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов и установлена предельная штатная численность работников центрального аппарата и территориальных органов. Приказом Минюста России от 03.12.2004 № 187, а позднее приказом Минюста России от 09.04.2007 № 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов и Перечень территориальных органов ФССП России.

На территории Приморского края образовано и действует Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю,

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV веками. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов.

В этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции.

В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова «часть») или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок. Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе.

Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена — районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти. Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты два федеральных закона — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В структуре министерства юстиции России был создан департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции — главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13 октября 2004 года «Вопросы службы судебных приставов», департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы обеспечивают установленный порядок деятельности судов; осуществляют исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; применяют меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа; проводят оценку и учет арестованного и изъятого имущества; организуют хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; проводят розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также розыск гражданина-ответчика по гражданскому делу на основании судебного акта; совершают иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В 2013 году судебными приставами РФ было окончено и прекращено 32 миллиона исполнительных производств. Сумма, взысканная в результате деятельности судебных приставов-исполнителей в 2013 году, составила 390,7 миллиарда рублей, в том числе в пользу граждан и юридических лиц взыскано 280 миллиардов рублей.

В консолидированный бюджет перечислено около 114,6 миллиарда рублей. В том числе в доход федерального бюджета от взыскания исполнительского сбора перечислено около 7,7 миллиарда рублей, административных штрафов на сумму около 9,8 миллиарда рублей, налоговых платежей на сумму 60,1 миллиарда рублей.

Общая сумма разысканного имущества превысила девять миллиардов рублей, что составило 20% от общей суммы, подлежащей взысканию. В рамках реализации полномочий, переданных ФССП России от органов внутренних дел, судебными приставами-исполнителями, осуществляющими розыск, разыскано 73 ребенка и 67 тысяч должников-граждан.

Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав РФ — Артур Парфенчиков.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ранее День судебного пристава отмечался 6 ноября, поскольку именно в этот день в 1997 году вступили в силу два федеральных закона: «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Первые упоминания о судебных приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV веками. В те времена судебным приставом называли должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.

В XVI-XVII веках сформировалась единая общерусская судебная система, была проведена глобальная систематизация нормативно-правовых документов. В этот период правовой статус судебных приставов получил конкретизацию, и функции приставов были закреплены законодательно.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. В 1782 году в городах появилась полицейская должность частного (от слова «часть») или городского пристава, а в сельской местности с 1873 года появились становые приставы.

В 1864 году, благодаря судебной реформе Александра II, был создан институт судебных приставов. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок. Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе.

Принятые на должность давали присягу. После присяги пристав получал печать, особый знак и свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства.

Институт судебных приставов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы. На смену приставам пришли судебные исполнители новой Советской России, которые в отличие от своих предшественников уже стали государственными служащими. Судебные исполнители состояли в штатах судов низового звена — районных народных судов, и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти. Только в четырех республиках СССР (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов произошло в 1997 году, когда были приняты два федеральных закона — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В структуре Министерства юстиции России был создан Департамент судебных приставов, который возглавлял заместитель министра юстиции — главный судебный пристав Российской Федерации.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с указами президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13 октября 2004 года «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

В соответствии с возложенными на службу задачами, судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы обеспечивают установленный порядок деятельности судов; осуществляют исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; применяют меры принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа; проводят оценку и учет арестованного и изъятого имущества; организуют хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; проводят розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также розыск гражданина-ответчика по гражданскому делу на основании судебного акта; совершают иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В 2012 судебными приставами РФ было окончено и прекращено более 31,3 миллионов исполнительных производств (в 2011 году — более 34 миллионов). Количество исполнительных производств, оконченных в связи с фактическим исполнением, увеличилось на 182,2 тысяч и составило около 21,4 миллионов исполнительных производств.

По итогам 2012 года судебными приставами-исполнителями взыскано 403,1 миллиардов рублей (2011 год — 373,8 миллиардов рублей), в том числе сумма, взысканная в пользу граждан и юридических лиц, составила 285,2 миллиардов рублей (2011 год — 279,4 миллиардов рублей).

В консолидированный бюджет РФ было перечислено около 118,9 миллиардов рублей (2011 год — 110 миллиардов рублей), в том числе около 7,3 миллиардов рублей исполнительского сбора. Установленное Минфином России плановое задание по взысканию исполнительского сбора выполнено на 115%.

Должностными лицами ФССП России разыскано около 39 тысяч должников-граждан и 111 детей, а также установлено местонахождение 215 граждан-ответчиков по гражданским делам.

С 29 декабря 2008 года полномочия директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации исполняет Артур Парфенчиков.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *