Дети находящиеся под опекой

Виды и размеры пособий опекунам несовершеннолетних детей

Социальная выплата опекунам представляет собой ежемесячную материальную помощь, размер которой зависит от многих факторов. Ее основная цель — помочь опекунам ребенка справится с финансовыми трудностями.

Ведь они возникают у большинства родителей, которые хотят обеспечить своего ребенка всеми необходимыми вещами для нормального развития.

Ежемесячное пособие опекунам несовершеннолетних детей является прибавкой к семейному бюджету, опекун обязан ее тратить на своего подопечного.

Каждый год происходит индексация социальной выплаты, поэтому ежегодно следует уточнять, сколько государство платит опекунам за ребенка.

Изменение размера пособия происходит на основании разнообразных экономических показателей:

  • прожиточный минимум;
  • инфляция;
  • средний уровень заработной платы.

Именно благодаря индексации, сумма материальной помощи опекунам может изменятся каждый год, чтобы соответствовать реалиям экономики.

В 2019 году при опекунстве положены такие выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка возрастом до 12 лет. Его размер составляет 15000 рублей. Если несовершеннолетние дети старше 12 лет, размер пособия составляет около 20000 рублей.
  2. Единовременная государственная помощь после взятия несовершеннолетнего ребенка под опеку в размере 14497 рублей.
  3. Дополнительные региональные выплаты, они рассчитываются и определяются в каждом регионе органами местного управления.

Кроме этих выплат, ребенок может претендовать на материальную помощь в виде:

  • алиментов, при живых родителях;
  • пособия по инвалидности при наличии соответствующего медицинского подтверждения.

Государство платит опекунам за ребенка довольно немаленькую сумму.

Но, прежде всего, важно помнить, что все эти деньги должны быть потрачены непосредственно на содержание самого ребенка — на воспитание и организацию быта.

Органы опеки и попечительства регулярно проверяют, как распределяется материальная помощь опекунами.

Нерациональное использование денежных средств приведет к тому, что опекун может не только потерять ежемесячное пособие, но и вовсе лишиться своего статуса.

Кто может получать ежемесячное пособие при опекунстве

Финансовая помощь от государства полагается тем гражданам, которые взяли под свою опеку детей из интерната или детского дома.

Опекун может состоять в родстве с подопечным малышом. Ведь нередко случается так, что родные родители погибают или теряют свои родительские права.

Если у ребенка есть бабушка, тетя либо другие родственники, которые готовы взять его под свое опеку, то им предоставляется такое право.

При этом родственник будет получать такое же пособие, поскольку будет является законным опекуном.

Опекунами могут стать как супружеские пары, так и одинокие люди. В большинстве случаев органы опеки не препятствуют и не ограничивают граждан в этом плане.

Человек официально берет ребенка под свою опеку после того, как подпишет договор о приемной семье. Данный документ подписывается между органами, что опекают малыша и приемными родителями.

Таким образом, гражданин становится полноправным опекуном ребенка и вправе получать все льготы и выплаты, что положены приемным родителям.

Если ребенок поступил учиться в училище, колледж, техникум на бюджетное место, то он переходит на попечение государства и опекунское пособие.

Когда сирота поступает в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение, то выплаты опекуну на его содержание прекращаются.

Порядок оформления выплат

Процесс оформления выплат не представляет особой сложности. При желании это легко может сделать любой опекун.

Чтобы официально оформить пособие следует обратиться в местное отделение органа социальной защиты населения. Сделать это можно сразу после подписания договора о приемной семье.

Требуется представить такие документы:

  1. Оригинал договора о приемной семье.
  2. Удостоверение личности опекуна.
  3. Свидетельство о рождении ребенка, которого человек взял под свою опеку.
  4. Справку о заработной плате. Ее могут и не потребовать, но лучше иметь ее при себе.
  5. Справку, что подтверждает или опровергает факт наличия официального рабочего места.
  6. Заявление на получение пособия. Данный документ составляется в присутствии сотрудника отдела социальной защиты населения под его руководством, чтобы не допустить никаких ошибок.
  7. Справку о прохождении учебы несовершеннолетним ребенком в учебном заведении.

Важно учитывать, что если существуют определенные причины для увеличения пособия, то их необходимо представить.

К примеру, если опекун является многодетным или подопечный ребенок — инвалид. В противном случае человек получит обычную выплату, а не ту, на которую имеет право.

Какие факторы влияют на размер выплат

Размер выплат зависит от многих факторов. Прежде всего, от региона проживания.

Самая высокая сумма материальной помощи установлена в Москве. Это вызвано тем, что каждый регион устанавливает свой размер пособия исходя из уровня заработных плат.

Законодательством установлен такой порядок, поскольку материальная помощь приемным родителям выплачивается из средств регионального бюджета, а не федерального.

Существуют такие регионы, где устанавливаются особые условия предоставления финансовой помощи.

К примеру, в нескольких областях РФ размер ежемесячного пособия при опекунстве увеличивается в несколько раз при условии, что опекун — глава многодетной семьи или усыновленный малыш не первый по счету.

Но такие условия действуют не везде. Подобную информацию следует обязательно уточнять в региональном законодательстве.

Кроме того, сумма ежемесячного пособия зависит от состояния здоровья ребенка:

  1. Первой и второй категории здоровья дают стандартную выплату. Размер материальной помощи не увеличивается и привилегии при расчете не учитываются.
  2. Наличие третьей и четвертой группы здоровья у ребенка являются основанием для повышения размера выплат при опекунстве таких детей в полтора — два раза, а то и больше. Нужно понимать, что речь идет не о степени инвалидности, а о состоянии здоровья.

Таким образом, в Москве установлены такие суммы:

  • если состояние здоровья подопечного отнесено к первой и второй категории — 12650 рублей за подопечного до трехлетнего возраста и 9200 рублей, когда малышу больше трех лет;
  • если состояние здоровья ребенка отнесено к третьей и пятой группам — 25000 рублей.

Последним влияющим фактором является индексация, информация о которой уже упоминалась.

Временное опекунство

Довольно часто несовершеннолетний ребенок остается без опеки родителей на длительный период. Причины появления данной проблемы могут быть совершенно разнообразные — недееспособность матери, длительные командировки и подобное.

Такие ситуации вынуждают родителей отправлять ребенка в специальные детские учреждения. Но при наличии родственников и их желании, они легко смогут оформить опекунство над малышом.

Перед тем, как оформлять временное опекунство над ребенком, близкие родственники должны собрать все документы, которые подтверждают факт того, что родители определенное время не имеют возможности самостоятельно заботиться о своем малыше.

Приниматься во внимание будут только документально подтвержденные факты. Чтобы облегчить процедуру опекунства родители могут сами обратиться в местные органы опеки и предложить кандидатуру кого-то из самых близких людей на роль временного опекуна.

Спустя некоторое время, когда жизненная ситуация родителей изменится, они снова получат возможность заботится о своем ребенке. Договор опеки можно аннулировать без особых проблем.

В соответствии с законодательством, временным опекунам несовершеннолетних положены такие же социальные выплаты, как и постоянным.

Оформление пособий можно начинать после того, как органы опеки и попечительства документально утвердят статус опекуна и подпишут все соответствующие документы.

Таким образом, гражданам, которые берут под опеку не своих детей, предоставляется материальная помощь от государства.

Размер выплат по ежемесячному пособию зависит от многих факторов, поэтому может изменяться.

Социальная помощь является добавкой к семейному бюджету опекуна, которую он обязан тратить на своего подопечного.

Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, неимущественного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей.

Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 СК о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

  1. воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
  2. обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  3. причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  4. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  5. защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);
  6. обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (т.е. правом на общение с родителями и другими родственниками, правом выражать свое мнение).

Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, находящихся под опекой (попечительством).

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном в СК праве ребенка жить и воспитываться семье и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних детей, находящихся под опекой или попечительством.

В частности, п. 2 ст. 20 ГК предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — опекунов, а п. 2 ст. 36 ГК обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних проживать совместно со своими подопечными.

Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.

Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки или попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), т.е. в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения органа опеки и попечительства. Законом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т.п.),

С совместным проживанием с опекуном (попечителем) в немалой степени связана и реализация права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития. Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты опекуном (попечителем) без неукоснительного соблюдения принципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с детьми.

Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.

К источникам средств существования несовершеннолетних подопечных относятся:

  1. ежемесячные денежные средства, выплачиваемые государством на содержание опекаемых детей. Причем в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) на детей, находящихся под опекой (попечительством), распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях;
  2. ежемесячные пособия, выплачиваемые в Российской Федерации гражданам, имеющим детей, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в тех случаях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет;
  3. доходы от управления имуществом несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т.п.);
  4. алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся в соответствии с действующим законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством).

Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со ст. 81—83 СК и выплачиваются опекуну или попечителю.

Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), могут назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в случаях, установленных законодательством. Так, пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы; лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обязанностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.

Пенсии и пособия, причитающиеся подопечным, получают согласно п. 2 ст. 60 СК их опекуны (попечители), как законные представители.

На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Для назначения и выплаты указанных пособий опекуном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки. Кроме того, опекун или попечитель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет.

Причем данное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на подопечного ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Исключением являются только денежные средства, специально выплачиваемые на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ежемесячное пособие на ребенка опекуну (попечителю) не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается, если опекуны (попечители) получают денежные средства на содержание подопечного. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается по месту службы опекуна (попечителя) или в органы социальной защиты населения по месту жительства опекуна (попечителя), с которым проживает ребенок. К заявлению обязательно прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства).

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на требованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка.

Содержание этого права конкретизируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ. В частности, п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения.

В качестве дополнительной гарантии реализации права детей, утративших попечение родителей, на получение образования введено правило, в соответствии с которым решение об их исключении из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) должен обеспечить осуществление несовершеннолетним права на получение основного общего образования, соблюдая при этом требования п. 1 ст. 150 СК об обязательном учете мнения ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.

Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Норма СК о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение базируется на положениях гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК, ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

Граждане — собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, в том числе вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Однако несовершеннолетний подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением. Необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права (п. 4 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 3 ст. 60 ЖК; п. 5 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, они имеют право по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уточняя это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Не исключены случаи, когда дети лишаются в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не только жилья, но и родителей. Тогда в интересах детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья могут быть выданы их опекунам, попечителям.

Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматривающего право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом.

В суд ребенок вправе самостоятельно обратиться после достижения возраста четырнадцати лет. Основанием для принятия органом опеки и попечительства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходование средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на личные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных источников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). При подтверждении фактов злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родителями, если они не лишены родительских прав, и другими родственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попечитель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии, что такое общение не противоречит интересам ребенка.

Подопечный ребенок также вправе выражать свое мнение при решении опекуном (попечителем) любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Причем учет мнения подопечного ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

А в некоторых случаях (изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановление родителей в родительских правах; усыновление; передача в приемную семью) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

Федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ для детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот (преимуществ). Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат и в кадетскую школу.

На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, без попечения родителей, в том числе:

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, без попечения родителей);

б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

в) гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов (п. 6 ст. 6 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Таков примерный перечень прав и льгот, предоставленных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов РФ положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *