Дисквалификация должностного лица

Нарушение трудового законодательства как способ остаться без работы: дисквалификация руководителя организации

Юрий Чаевцев, ведущий юрисконсульт Каменское ГАУ РО «Лес» ДЛХ (Департамента Лесного Хозяйства) Ростовской области

Административное наказание в виде дисквалификации за нарушение трудового законодательства применимо к руководителям организаций независимо от формы собственности. Статья 3. 11 КоАП РФ раскрывает значение данного вида наказания, которое состоит в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Рассмотрим конкретный случай, произошедший в одной частной компании, в связи с которым руководитель организации остался «без кресла в кабинете».

В 2013 году мировым судьей судебного участка № 3 г. Донецка Ростовской области было рассмотрено административное правонарушение в отношении руководителя ООО «Донецкая керамика». Вышеуказанное дело было возбуждено городским прокурором по результатам проверки соблюдения законодательства об оплате труда от 18.06.2013 года, в ходе которой установлено, что в период с января по июнь 2013 года работникам, уволенным с предприятия, не произведены выплаты сумм, причитающиеся им при увольнении.

Необходимо обратить внимание, что ранее руководитель данной организации уже привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение постановлением Государственной инспекции труда по Ростовской области от 27.12.2012 года, ему было вынесено наказание в виде штрафа.

После наложения штрафа ГИТ по РО в целях закрепления факта правонарушения сотрудниками прокуратуры были поданы иски в интересах работников предприятия (исковое заявление Прокурора г. Донецка РО в интересах И.В.Н. и ряда других граждан к ООО «Донецкая керамика» о взыскании задолженности по заработной плате, гражданское дело № 2- 2647/12).

Итогом повторного нарушения в течение одного года стало вынесение постановления мирового судьи судебного участка № 3 г. Донецка от 24.09.2013. Директор ООО «Донецкая керамика» З. признан виновным в совершении административного правонарушения, и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.

К правонарушениям трудового законодательства в сфере труда относятся:
1. Чаще всего – неправильное оформление трудовых отношений. Пример: если с работниками не заключены трудовые договоры, или они заключены, но не соответствуют установленной форме ст. 67 ТК РФ, или же имеются факты несвоевременного ознакомления служащих с положениями приказов о приеме на работу в соответствии со ст. 68 ТК РФ, о привлечении их к дисциплинарной ответственности согласно ст. 193 ТК РФ.
2. Подмена трудовых договоров гражданско-правовыми.
3. Также зачастую в частных организациях не соблюдаются установленные нормы и порядок ведения и хранения трудовых книжек. Например, в них не произведены записи о приеме сотрудников на работу, исполнение обязанностей по совместительству на второй должности, книжки хранятся не в сейфе или не выдаются работникам в день увольнения.
4. Выплата командировочных не в полном объеме.
5. Выплата зарплаты работникам один раз в месяц или без выдачи расчетных листов по заработной плате.
6. Невыплата расчетных; окончательный расчет с работником должен быть совершен в последний день работы сотрудника.
7. Неознакомление работников с требованиями охраны труда.
8. Учет сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников не производится согласно трудовому кодексу РФ.
9. Непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд.
10. Выплата отпускных менее чем за три дня до начала отпуска.
Необходимо обратить внимание: Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.
Любому руководителю, независимо от формы собственности, необходимо знать: количество правонарушений, за которые руководитель организации может быть дисквалифицирован, очень велико, и это не только нарушения трудового законодательства. Дисквалификация также возможна на основании следующих правонарушений.

    • Фиктивное и преднамеренное банкротство.

    Статьей 14.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Закона N 127-ФЗ и Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    Неправомерные действия при банкротстве:

    Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель считается банкротом, то есть неспособным выполнять условия кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 127-ФЗ.

      • Представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения.

      Сведения о юридическом лице указаны в перечне необходимых для его регистрации документов и определены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии со ст. ст. 5, 12, 14, 17 и 21. В заявлении на регистрацию говорится о том, что сведения, содержащиеся в документах, представляемых для регистрации, достоверны. Так же написано в п. «а» ст. 12, пп. «а» п. 1 ст. 14 и пп. «а» п. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона РФ.

        • Незаконные действия по получению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет.

        Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон № 218-ФЗ).

          • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию действий.

          Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой нарушение норм антимонопольного законодательства ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

            • Незаконное введение в оборот товара.

            Недобросовестная конкуренция — это действия хозяйствующего субъекта или же группы лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Но самое главное — данные действия противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причиняют или могут причинить убытки другим юридическим лицам — конкурентам — либо наносят или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).
            Но, как показывает юридическая практика, совершив правонарушение впервые, руководитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа. Дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда подвергается должностное лицо, ранее уже привлеченное за аналогичное административное правонарушение.
            Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Положения п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не ставят наступление административной ответственности в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии, или они совершены за время работы в разных организациях.
            Каждый руководитель должен знать, что под аналогичным правонарушением, указанным в п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, необходимо понимать совершение должностным лицом такого же, а не какого-либо другого нарушения законодательства о труде и охране труда (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

            Таким образом, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) в одной фирме, а затем в течение текущего года совершивший аналогичное нарушение в другой организации, будучи ее руководителем, может быть привлечен к ответственности на основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

            Немаловажно, что срок дисквалификации должностного лица при нарушении им законодательства о труде и об охране труда составляет от года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Акционерам и учредителям организаций необходимо знать, что заключение с дисквалифицированным лицом трудовых отношений на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо — до 100 000 руб. в соответствии с административным кодексом РФ п. 2 ст. 14.23 КоАП РФ.

            Руководителю организации необходимо понимать, что важно обращать внимание на микроклимат в коллективе, на то, имеются ли какие-либо конфликтные ситуации. Кроме того, необходимо иметь грамотного юриста, который может если не уладить конфликт, то хотя бы устранить уже имеющиеся нарушения. Так как при выходе за пределы организации – в ГИТ РФ, прокуратуру последствия могут быть более серьезными. Работодателю желательно в добровольном порядке устранить причину конфликта до вынесения решения контролирующим органом и получить от работника письменный отказ от своих требований для сохранения своего статуса и соответственно рабочего места как руководителя в дальнейшем.

            Типичные нарушения

            Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. А если в организации и имеются локальные нормативные акты, то в них часто содержатся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами, установленными законодательством.

            Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Например, во многих организациях с работниками не заключаются трудовые договоры в соответствии с требованиями ст. 67 ТК РФ, а именно в письменной форме и в двух экземплярах.

            Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не в сейфе, как того требует Инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т.п.

            Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок. Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение в форме трудовых контрактов.

            С принятием Трудового кодекса РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.

            Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных установленных ст. 59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом.

            Типичным нарушением является также несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении их к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только три дня.

            Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания.

            В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера. Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, т.е. работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения — выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг. Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя — обеспечение условий труда.

            Кроме того, можно отметить следующие наиболее часто нарушаемые нормы трудового законодательства:

            • невыплата окончательного расчета в день увольнения работника;
            • оплата командировочных не в полном объеме;
            • выплата заработной платы один раз в месяц;
            • выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;
            • неознакомление работников с требованиями охраны труда;
            • необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;
            • непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
            • выплата отпускных позже чем за три дня до его начала.

            Что такое дисквалификация

            Одним из видов административного наказания лиц, совершивших административное правонарушение, является дисквалификация.

            Наказание в виде дисквалификации заключается в том, что физическое лицо лишается права:

            • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
            • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
            • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

            Таким образом, закон ограничивает провинившегося руководителя в праве занимать руководящие позиции.

            В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

            В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7) разъясняется, что именно включается в организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции органа юридического лица.

            В соответствии с указанным документом организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

            К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

            Таким образом, обобщая весь перечень приведенных административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, можно заключить, что они относятся к непосредственной компетенции руководителя организации.

            Порядок привлечения к ответственности

            На основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, установлено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. То есть за первое нарушение законодательства о труде и охране труда руководителя сразу дисквалифицировать не смогут, его лишь привлекут к ответственности по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

            Для того чтобы дисквалифицировать руководителя, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 24.03.2005 N 5, должностным лицом должно быть повторно совершено такое же, а не любое другое нарушение законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении работника, а второй раз — также не произвело расчет при увольнении другого работника.

            Нередки случаи, при которых возникает вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, если в одной организации он был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?

            Ответ на данный вопрос был разъяснен в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006. Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

            Поскольку п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

            Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 был разъяснен и вопрос о том, может ли быть привлечено должностное лицо к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершение ранее аналогичного административного правонарушения. Судьи подчеркнули, что для квалификации действий должностного лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

            Необходимо отметить, что в данной ситуации должностное лицо должно быть дисквалифицировано, так как срок, установленный нормой ст. 4.6 КоАП РФ, истек только на момент рассмотрения дела в суде, а не на момент совершения аналогичного правонарушения. Соответственно, если указанный срок истек к моменту совершения повторного правонарушения, данные действия квалифицировались по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

            Процедура привлечения к ответственности

            Процедура привлечения к административной ответственности руководителя компании содержит последовательные, связанные между собой действия.

            Производство по делу об административном правонарушении по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица Федеральной инспекции труда в форме протокола (ст. 28.3 КоАП РФ) или прокурор, который выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

            Необходимо упомянуть о сроках давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

            Как правило, нарушение законодательства о труде и охране труда относится к категории длящихся правонарушений. Под термином «длящееся правонарушение» законодатель понимает правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.

            Протокол об административном правонарушении является основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях. Он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

            В протоколе, в частности, должны быть указаны:

            • дата и место его составления;
            • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
            • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
            • место, время совершения и событие административного правонарушения.

            Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Свою подпись должен поставить также руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа в протоколе делается соответствующая запись.

            В течение трех суток протокол должен быть передан на рассмотрение судье (ст. ст. 23.1, 28.8 КоАП РФ), так как административное наказание в виде дисквалификации назначается только судом.

            По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

            Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо в его территориальный орган.

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» Реестр дисквалифицированных лиц (далее — Реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета дисквалифицированных лиц, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

            В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

            • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
            • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
            • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
            • срок дисквалификации;
            • даты начала и истечения срока дисквалификации;
            • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
            • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
            • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
            • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

            Как проверить «новенького»

            При заключении трудового договора (контракта) с новым руководителем уполномоченное на заключение договора (контракта) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц.

            Порядок получения заинтересованными лицами информации из реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957.

            Так, информация, содержащаяся в Реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах.

            Плата за данную информацию на сегодняшний день составляет один минимальный размер оплаты труда <*>. Эта сумма подлежит зачислению в федеральный бюджет.

            <*> В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ для этих целей один МРОТ равен 100 руб.

            Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.

            Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства данная информация в отношении себя предоставляется также бесплатно.

            При наличии сведений о проверяемом лице в реестре дисквалифицированных лиц инициатору запроса выдается выписка из Реестра, а при отсутствии сведений — справка.

            Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения Главным информационно-аналитическим центром и информационными центрами (ИЦ) МВД России, ГУВД, УВД соответствующего запроса.

            Запрос может быть подан гражданином при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) непосредственно либо уполномоченным им лицом при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке, на личном приеме граждан в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД.

            Запросы граждан, их доверенных лиц должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения лица, обратившегося за запросом. В запросе должен быть отражен удобный для заявителя (инициатора) порядок получения информации (на личном приеме или в территориальном органе внутренних дел).

            Проверка физического лица перед заключением с ним договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД по месту государственной регистрации юридического лица.

            Запрос лица, уполномоченного заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подается на личном приеме граждан в ИЦ МВД России, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и должен содержать: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения проверяемого лица, полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица — инициатора запроса.

            К указанному запросу прилагаются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре.

            Запросы, представленные с нарушением предъявляемых требований, возвращаются заявителю без исполнения.

            Выписки (справки) в зависимости от указанного в запросе порядка получения информации из реестра:

            • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись в отрывном талоне выписки (справки) при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
            • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения граждан (юридического лица) для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

            Неисполнение решения суда

            В случае если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней работе, а равно на новом месте работы, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного штрафа в размере 5000 руб.

            А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 тыс. руб.

            Поэтому во избежание огромных штрафов, а также ряда иных негативных последствий для организации, в том числе во избежание признания всех юридически значимых действий, совершенных в период руководства дисквалифицированным руководителем, недействительными в силу ничтожности, рекомендуем не затягивать с расторжением трудового договора с недобросовестным руководителем. А равно при оформлении трудовых отношений с новым представителем исполнительного органа юридического лица советуем не пренебрегать своей обязанностью и запрашивать информацию в реестре дисквалифицированных лиц по форме, приведенной на с. 123.

            За прошедший 2007 г., по данным государственной инспекции труда, в Москве принято судами лишь пять решений по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ о наложении административных наказаний на лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях, на основании протоколов, оформленных должностными лицами госинспекции труда. Судя по количеству принятых судами решений, данный вид наказаний применяется предельно редко. Число дисквалифицированных руководителей в 2007 г. — лишь «капля в море» в сравнении с количеством хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и числом нарушений законодательства о труде и охране труда. Но все же отрадно отметить, что это наказание стало применяться и, возможно, будет иметь позитивный результат.

            —————————————————————————¬
            ¦ Начальнику ИЦ ГУВД по г. Москве ¦
            ¦ ——————————— ¦
            ¦ (наименование субъекта РФ) ¦
            ¦ ¦
            ¦ Запрос ¦
            ¦ ¦
            ¦ Общество с ограниченной ответственностью «Салют» ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (полное наименование организации) ¦
            ¦ ¦
            ¦ 109058, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 3 ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (место регистрации юридического лица) ¦
            ¦ ¦
            ¦ 789566000096/1034700881775 ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (ИНН, ОГРН юридического лица) ¦
            ¦ ¦
            ¦ 109058, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 3, ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (фактический адрес юридического лица) ¦
            ¦ ¦
            ¦ Петрова Игоря Петровича ¦
            ¦ в лице —————————————————————- ¦
            ¦ (Ф.И.О.) ¦
            ¦ ¦
            ¦ паспорт 4600 N 587654, выдан ОВД «Замоскворечье» г. Москвы 15.02.2000 ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (серия, N паспорта, когда и кем выдан) ¦
            ¦ ¦
            ¦ г. Москва, Ленинский проспект, д. 37, кв. 3, ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (место жительства, регистрации) ¦
            ¦ ¦
            ¦ Решения N 021 Общего собрания участников ¦
            ¦ действующего на основании ——————————————— ¦
            ¦ (наименование документа) ¦
            ¦ ¦
            ¦ общества ООО «Салют» от 20 апреля 2008 г., ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ ¦
            ¦ просит сообщить информацию о наличии сведений в отношении ¦
            ¦ ¦
            ¦ Алексеева Николая Анатольевича ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее имя, отчество) ¦
            ¦ ¦
            ¦ 12 мая 1950 года рождения, уроженца г. Москвы ¦
            ¦ ——————- ————————— ¦
            ¦ (число, месяц, год) ¦
            ¦ ¦
            ¦ ———————————————————————— ¦
            ¦ (полные сведения о месте рождения) ¦
            ¦ ¦
            ¦ в Реестре дисквалифицированных лиц. ¦
            ¦ Квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление ¦
            ¦ информации, содержащейся в Реестре, и копия документа, подтверждающего ¦
            ¦ полномочия получения информации, прилагаются. ¦
            ¦ Информацию прошу выдать на руки, —- направить в ОВД по месту ¦
            ¦ регистрации.——— ¦

            Что такое дисквалификация должностных лиц

            Дисквалификация – это вид административного наказания, при котором физическое лицо лишается следующих прав:

            • занимать руководящие должности;
            • входить в состав совета директоров;
            • заниматься предпринимательской деятельностью, если она включает в себя управление юридическим лицом;
            • управлять юридическим лицом.

            А причинами для дисквалификации должностного лица могут стать такие действия, как:

            • неоднократное нарушение законов о труде и охране труда;
            • незаконные действия по получению или распространению данных кредитной истории;
            • фиктивное банкротство, когда руководитель преднамеренно признает себя банкротом, на самом деле имея средства, чтобы удовлетворить требования кредиторов;
            • совершение неправомерных действий при банкротстве (сокрытие имущества, обязательств и т.д.);
            • предоставление в ЕГРЮЛ документов с ложными сведениями;
            • ведение недобросовестной конкуренции;
            • пренебрежение выполнениями законных предписаний в срок.

            Поводом же к возбуждению дела об административном правонарушении, влекущим за собой дисквалификацию, обычно считается:

            • обнаружение информации, что указывает на присутствие административного правонарушения, лицами, уполномоченными составлять протоколы;
            • поступление материалов от госорганов, в том числе правоохранительных, содержащих данные о совершенном административном нарушении;
            • заявления физических и юридических лиц;
            • сообщения в СМИ.

            Решение по делам о дисквалификации должностных лиц суд принимает на основании протокола об административном правонарушении. Такой протокол содержит данные и о совершенном проступке, и должностном лице, что обвиняется в нарушении. На протоколе обязательно должно быть две подписи: должностного лица, которое его составляло, и представителя юридического лица, выступающего ответчиком.

            В течение суток после составления, протокол обязательно должен быть направлен в суд, где судья рассмотрит его и вынесет решение. Кстати, дисквалифицировать должностное лицо можно только через суд и никак иначе.

            Помимо этого, надо помнить, что для дисквалификации существуют сроки:

            • при не длящемся административном нарушении ответчик дисквалифицируется не позднее года с того дня, когда проступок был совершен;
            • при длящемся административном нарушении – не позднее года со дня, когда проступок был обнаружен.

            Срок дисквалификации устанавливается от полугода до трех лет. А решение суда обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с ответчиком. Если же он этого не сделает, то понесет уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ. Если дисквалифицированное лицо не исполнит решение суда, то тоже понесет наказание – наложение административного штрафа.

            Кроме того, в МВД РФ в специальном реестре содержится актуальная информация о дисквалифицированных лицах. И прежде, чем принимать человека на руководящую работу, организация должна запросить данные о нем. Это положено по закону — ст. 32.11 КоАП РФ.

            Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

            Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

            Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

            КоАП

            Правонарушение

            Срок дисквали­фикации

            п. 2 ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должност­ным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию ­за аналогичное административное правонарушение от 1 года до 3 лет
            ст. 5.53 Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие ­действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
            п. 1
            ст. 14.12
            Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит ­уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев до 3 лет
            п. 2
            ст. 14.12
            Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 1 года до 3 лет
            п. 1
            ст. 14.13
            Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти дейст­вия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
            до 3 лет
            п. 2
            ст. 14.13
            Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
            до 3 лет
            п. 3
            ст. 14.13
            Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев
            до 3 лет
            п. 4
            ст. 14.13
            Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
            до 2 лет
            п. 5
            ст. 14.13
            Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании, соответственно, юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд от 6 месяцев
            до 2 лет
            п. 4
            ст. 14.25
            Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния до 3 лет
            ст. 14.29 Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
            ст. 14.32 Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или ­осуществление ограничивающих конкуренцию действий до 3 лет
            ст. 14.33 Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации до 3 лет
            ст. 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении ­нарушений законодательства до 3 лет

            Судебно-арбитражная практика

            Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

            В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

            Постановление о дисквалификации

            После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

            В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

            Пример 1

            В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

            Прием на работу

            При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

            В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

            Пример 2

            Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

            Реестр дисквалифицированных лиц

            Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

            Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

            В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

            • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
            • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

            Пример 3

            К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

            В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

            • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
            • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
            • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
            • срок дисквалификации;
            • даты начала и истечения срока дисквалификации;
            • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
            • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
            • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
            • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

            По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

            Справка

            Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

            Усиление санкций за грубое нарушение правил бухучета вплоть до дисквалификации руководителя

            С 10 апреля 2016 года усилена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (Закон от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ) (см. журнал «Бухгалтер Татарстана» № 7, 2016).

            Ранее по данной норме должностному лицу грозил штраф от 2000 до 3000 рублей. Теперь его размер увеличен и составляет от 5000 до 10 000 рублей.

            Кроме того, введена ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

            За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. Причем в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

            Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

            Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

            Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

            Что же может привести к таким последствиям? Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, значительно расширен.

            По-прежнему грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

            – занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

            – искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

            Дополнительно к ним введены следующие виды грубых нарушений:

            – регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

            – ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

            – составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

            – отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

            Отсутствие аудиторского заключения

            Как видим, теперь наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

            Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

            – в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

            – во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

            – в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год Минфин привел в информации от 19 января 2016 года).

            Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

            Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки. А какое за это последует наказание, решит суд.

            Напомним, ранее в большинстве случаев отсутствие аудиторского заключения грозило лишь ответственностью по статье 19.7 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено наказание за непредставление аудиторского заключения в Росстат в виде предупреждения или штрафа на должностное лицо от 300 до 500 рублей, на организацию – от 3000 до 5000 рублей.

            Теперь же в связи с усилением ответственности в сфере бухучета мало у кого из руководителей возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

            Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

            В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

            Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

            – субъекты малого предпринимательства (СМП);

            – некоммерческие организации;

            – организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

            При этом с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

            Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

            * К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

            Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

            – не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

            – не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

            – не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

            – использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

            – проценты по любым займам учитывать как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

            – не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

            – любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

            В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

            Таким образом, организации, относящиеся к СМП, которые до рассматриваемых изменений в бухгалтерском законодательстве имели право на упрощенный бухучет и неприменение отдельных ПБУ, но после лишились его, с 2015 года обязаны были вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Кроме того, необходимо было произвести ретроспективный пересчет сопоставимых показателей бухгалтерской отчетности за все периоды, приведенные в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

            Если такие организации не учли приведенные изменения и продолжали вести бухучет в упрощенном порядке, то их действия автоматически подпадают под грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (в том числе к бухгалтерской отчетности). В этом случае как минимум были искажены показатели бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. А это, как уже было сказано, влечет ответственность по статье 15.11 КоАП РФ, вплоть до дисквалификации руководителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *