Дом социальных услуг

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 27.01.2015 г. № 927/0/14-15/014
О предоставлении социальной услуги ухода на дому
Министерством социальной политики рассмотрено обращение об организации предоставления социальной услуги ухода на дому отделением социальной помощи на дому территориального центра социального обслуживания (предоставление социальных услуг).
Вопрос 1.
В территориальный центр социального обслуживания (предоставления социальных услуг) или в отделение социальной помощи на дому обратился пенсионер, инвалид войны для получения социальных услуг. Согласно предоставленным им документам его дочь достигла пенсионного возраста, но является частным предпринимателем, не проживает и не прописана вместе с ним. Имеет ли право такой пенсионер на бесплатное получение социальных услуг?
Деятельность территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) регулируется Типовым положением о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг) и Перечнем социальных услуг, условиями и порядком их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень).
В соответствии с пунктом 6 Перечня территориальный центр обеспечивает бесплатное, в объемах, определенных государственными стандартами, социальное обслуживание (предоставление социальных услуг) граждан преклонных лет, инвалидов, больных (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности, но не более четырех месяцев), не способных к самообслуживанию и не имеющих родных, которые должны обеспечить им присмотр и помощь, или родные являются гражданами преклонных лет или признаны инвалидами в установленном порядке.
Гражданами преклонных лет в соответствии со статьей 10 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине» признаются лица, которые достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а также лица, которым до достижения указанного пенсионного возраста осталось не более полтора лет.
Учитывая изложенное, пенсионер, нуждающийся в социальной услуге ухода на дому в территориальном центре и имеющий дочь пенсионного возраста, может пользоваться этой услугой бесплатно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Перечня пенсионер, который является инвалидом войны, имеет право на внеочередное предоставление социальных услуг отделением социальной помощи на дому территориального центра.
Для получения социальных услуг ему необходимо подать письменное заявление в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения местной государственной администрации по месту жительства.
Вопрос 2.
Имеет ли право территориальный центр бесплатно обслуживать пенсионеров, дети которых получили удостоверение пенсионеров не по возрасту, а по выслуге лет (военные, врачи, учителя и т. п.)?
Лица преклонных лет, инвалиды, нуждающиеся в предоставлении социальных услуг в территориальном центре и имеющие детей-пенсионеров, которые вышли на пенсию по выслуге лет и не относятся к категории лиц преклонных лет, определенных в статье 10 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине», не могут бесплатно обслуживаться территориальным центром.
Гражданам преклонных лет, инвалидам, больным, которые не способны к самообслуживанию, имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь, территориальный центр может оказывать платные социальные услуги. Также этим гражданам в объемах, определенных государственными стандартами социальных услуг, территориальный центр может оказывать социальные услуги с установлением дифференцированной платы.
В соответствии с пунктом 20 Перечня местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который создал территориальный центр, может принимать как исключение решение (распоряжение) об освобождении от платы за социальное обслуживание (предоставление социальных услуг) отделением социальной помощи на дому граждан, имеющих родных, которые должны обеспечить им уход и помощь.
В то же время в соответствии с пунктом 7 1 Перечня решение об освобождении может принимать комиссия, созданная местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, который создал территориальный центр.
Вопрос 3.
Районный территориальный центр обслуживает дома одиноких нетрудоспособных граждан, которые проживают в нескольких населенных пунктах (селах). В таких пунктах созданы рабочие места для социальных рабочих. При этом в населенном пункте работает один социальный рабочий и обслуживает граждан со значительно сниженной двигательной активностью. Если такой работник идет в ежегодный отпуск, как его заменить? Можно ли на период отпуска оформить срочный трудовой договор с другим лицом?
Согласно пункту 12 Мер по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65 (далее — Меры), предусмотрено временное прекращение установления доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (кроме врачей, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием и профессионалов с высшим немедицинским образованием и научных работников, которые допущены к медицинской деятельности, младших медицинских сестер, социальных рабочих, воспитателей, помощников воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений).
Таким образом, социальным рабочим территориальных центров социального обслуживания и других учреждений социальной защиты населения может устанавливаться доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, выполнением общественных обязанностей и т. п., когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). По вакантной должности, которая имеется в штатном расписании, но не заполнена, доплата за выполнение временно отсутствующего работника устанавливаться не может.
Работники исполняют обязанности временно отсутствующего работника одновременно с исполнением своих основных обязанностей в пределах установленной графиком работы (сменности) продолжительности рабочего дня (смены).
Поручение дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом по заведению, учреждению по согласованию с работником. В соответствии со статьей 31 Кодекса законов о труде Украины собственник или уполномоченный им орган не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.
В соответствии с пунктом 3.1 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519, конкретный размер доплат работнику определяется в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, степени затрат основного рабочего времени и не может превышать 50 процентов должностного оклада по занимаемой им основной должности.
В соответствии со статьей 23 Кодекса законов о труде Украины срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера такой работы или условий ее выполнения, или интересов работника и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Профессия социального работника сродни искусству — искусству человечности, искусству найти и открыть в каждом веру в простые и главные ценности, вернуть любовь к жизни.

Парадокс – до недавнего времени в России официально не существовало профессии сиделки, хотя это понятие давно укоренилось в нашем сознании. Узаконили сиделок только в прошлом году. 30 июля 2018 года вышел Приказ Минтруда России № 507/н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по уходу (сиделка)». Более того, комплексный подход по уходу за пожилыми людьми был отражен в совместном приказе Минздрава России и Минтруда России от 31 мая 2019 года № 345н/372н.

Следует отметить, что родоначальником многих идей, «пионером» в развитии этого направления деятельности был и остается Московский Дом ветеранов, представляющий собой современный многоцелевой комплекс по оказанию социальных и медицинских услуг ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы.

Службе сиделок Управления надомного обслуживания ветеранов в этом году исполнилось восемь лет. Срок значимый, чтобы сделать определенные выводы, проследить ряд тенденций в обслуживании ветеранов на дому.

Первое – переход от обслуживания только участников Великой Отечественной войны к последовательному расширению других категорий ветеранов, получающих услуги на дому. Помимо участников Великой Отечественной войны, преклонного возраста достигли ветераны Великой Отечественной войны, которые, в свою очередь, стали остро нуждаться в посторонней помощи и со временем стали ее получать.

Во-вторых — все более утрачивается способность к самообслуживанию ветеранов, в связи с чем увеличивается потребность в увеличении объема услуг по времени, в том числе ежедневно, непрерывно.

В-третьих, нарастает тенденция к обострению хронических заболеваний, потребовавшая предоставления ветеранам помимо социальной помощи услуг медико-социальной реабилитации.

В-четвертых, у ветеранов все ярче стало прослеживаться депрессивное состояние, неврологические и психиатрические состояния, что потребовало морально-психологической поддержки одиноких, лежачих ветеранов.

На острие этой работы находятся сотрудники Управления надомного обслуживания ветеранов, которые тщательно отслеживают, анализируют физическое состояние, состояние здоровья, потребности ветеранов, стараются своевременно, в необходимом объеме предоставить ветеранам услуги, в которых они нуждаются.

Управление надомного обслуживания ветеранов создано, в соответствии с решением Правительства Москвы от 28 декабря 2010 года, для оказания бесплатных медико-социальных услуг и организации неотложной помощи на дому одиноким и одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, имеющим особые заслуги перед Отечеством.

История Управления началась с 7 февраля 2011 года, когда был создан Центр надомного обслуживания ветеранов. К июню 2011 года на обслуживании состояло уже 360 фронтовиков. Количество ветеранов, получающих услуги сиделок, постоянно наращивалось. В январе 2012 года сиделки обслуживали 460, в апреле – 525, в августе 2012 года — 625 фронтовиков. А с мая 2013 года на надомном обслуживании сиделками состояли 700 инвалидов и участников Великой Отечественной войны. С августа 2012 года были приняты на надомное обслуживание первые 64 ветерана ТиНАО.

Последовательно увеличивалось время обслуживания фронтовиков.

Вначале, в 2011 году ветераны получали пятидневное 20-ти часовое обслуживание (5 дней в неделю по 4 часа в день). В апреле 2012 года был внедрен шестидневный 40 часовой формат обслуживания. А для 100 наиболее тяжелобольных ветеранов установлено ежедневное 56 часовое обслуживание в неделю (7 дней по 8 часов).

В марте 2013 года было упразднено пятидневное 20-ти часовое обслуживание. Ветераны были переведены на шестидневные 24 часовое, 40-часовое и ежедневное 56 часовое обслуживание.

На протяжении 2013 года активно шел поиск эффективных ежедневных форматов надомного обслуживания. Были опробованы форматы 28, 45 и 49-ти часового обслуживания ветеранов в неделю. Наиболее удачным был признан ежедневный формат обслуживания 49 часов в неделю (7 дней по 7 часов), который и был внедрен. За счет этого, в период с сентября по декабрь 2013 года количество ежедневно обслуживаемых ветеранов было увеличено со 145 до 170, в 1 полугодии 2014 года – до 240 фронтовиков.

2015 год стал определяющим. Надомные услуги предоставлялись 650 ветеранам силами 820 сиделок. При этом, 350 ветеранов получали услуги на шестидневном в формате 40 часов в неделю и 300 ветеранов — в ежедневном формате 49 часов в неделю.

Существенные изменения претерпело патронажное обслуживание ветеранов. В апреле 2015 года все 850 ветеранов Патронажной службы и Службы по работе с ветеранами, имеющими особые заслуги перед Отечеством, вошли в состав Управления.

Это позволило обеспечить непрерывность, преемственность и единый подход к оказанию услуг, осуществлять постоянный контроль за положением обслуживаемых ветеранов и решать задачу последовательного увеличения предоставляемых им услуг.

С февраля 2015 года впервые было внедрено комплексное патронажное обслуживание для 70 ветеранов со значительно расширенным объемом услуг на дому. С 1 декабря 2015 года число ветеранов, получающих такие услуги, было увеличено до 140, а в октябре 2016 года до 200 человек.

В силу многочисленных заболеваний и потери мобильности ветеранов, важнейшей задачей стало поддержание здоровья ветеранов на дом.

Эта задача решалась за счет работы бригад «санатория на дому» и внедрения медицинского (врачебного) патронажа для ветеранов, находящихся на надомном обслуживании. С сентября 2015 года по май 2016 года (к 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войны) все фронтовики, находящиеся на надомном обслуживании, были охвачены медицинским патронажем.

С октября 2015 года медицинскую составляющую в работе Управления усилили назначением на должности начальников отделений опытных врачей.

Состояние здоровья ветеранов продолжало катастрофически ухудшаться. В связи с этим, в августе 2016 года все ветераны впервые были переведены на единое ежедневное 44 часовое обслуживание.

Для усиления медицинской составляющей, с 1 октября 2016 года в составе Управления было развернуто самостоятельное, 5-ое отделение врачебного патронажа в составе 4-х штатных врачей и социального психолога. К этой работе были привлечены начальники отделений надомного обслуживания – врачи, и врачи медицинского пункта.

В 2017 году последовательно были расширены категории ветеранов, принимаемых на надомное обслуживание. В 1 квартале стали принимать ветеранов из числа тружеников тыла, награжденных государственными наградами за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны; во 2 квартале — участников героической обороны Москвы; в 4 квартале — вдов инвалидов и участников Великой Отечественной войны, из числа ветеранов Великой Отечественной войны.

В административных округах города Москвы надомное обслуживание ветеранов возглавили главные специалисты по социальной работе и старшие патронажные сестры.

В соответствии с решениями Мэра Москвы о дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов и решением Совета Дома от 2 сентября 2017 года, с января 2018 года Управлением надомного обслуживания были внесены важные изменения в свою работу:

Во-первых, надомное обслуживание распространено на ветеранов Великой Отечественной войны, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Во-вторых, всем ветеранам был увеличен формат обслуживания сиделками с 44 до 53 часов в неделю.

В-третьих, было увеличено на 50 человек до 280 (43%) количество ветеранов, получающих услуги комплексного патронажного обслуживания.

2019 год — год предзнаменования 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В 2109 году продолжилась реализация стратегии повышения качества услуг ветеранам на дому, произошли кардинальные положительные изменения в надомном обслуживании ветеранов.

Во-первых, продолжено расширение категорий ветеранов, принимаемых на надомное обслуживание. Услуги стали получать все категории ветеранов Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы.

Во-вторых, существенно увеличены объемы социальной помощи:

1. Количество ветеранов, получающих услуги сиделок, к 1 июня 2019 года последовательно увеличено с 700 до 800 ветеранов.

2. Увеличен формат обслуживания ветеранов сиделками с предоставлением с апреля 2019 года для 300 наиболее тяжелых, лежачих ветеранов ежедневного 70-ти часовое обслуживание, для остальных 450 ветеранов обслуживание увеличено с 53 до 56 часов в неделю.

3. Осуществлен перевод всех 650 ветеранов на оказание расширенного объема услуг – социальную помощь на дому, существенно отличающуюся от социальных услуг города. Установлена норма нагрузки на 1 социального работника на дому составляющая 4 — 5 ветеранов в зависимости от их индивидуальной потребности.

4. Все ветераны, состоящие на надомном обслуживании, прошли курс медико-социальной реабилитации за счет закрепленных за Управлением бригад «санатория на дому».

Большое внимание уделяется морально-психологической поддержке ветеранов. Все ветераны получают поздравления с днями рождения и юбилеями, с Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем Победы, с Новым годом. Активно, с участием детей сотрудников проведены апрельские субботники.

Традиционно, более 92% ветеранов, состоящих на надомном обслуживании, при поддержке сотрудников Управления принимают участие в государственных и московских выборах.

Обслуживание ветеранов осуществляется непрерывно, в том числе при их госпитализации.

Уделяется повышенное внимание ветеранам, которым исполнилось 100 лет и более, таких на обслуживании в Управлении состоит 38 человек. Они составляют Клуб тех, кто перешагнул 100 летний рубеж. Их ежегодные дни рождения проходят в особо торжественной обстановке. Ветеранам дарят памятные подарки со 100 летней символикой, прямо на дому для них выступают заслуженные и народные артисты.

Решение этих не простых задач потребовало серьезной перестройки организационно-кадрового состава.

В этой связи Патронажная служба преобразована в «Службу социальной помощи на дому», старшие патронажные сестры стали ведущими специалистами по социальной работе, патронажные сестры – социальными работниками на дому.

Существенно увеличен профессиональный состав Управления: принято дополнительно 250 социальных работников – сиделок и 44 социальных работника на дому; переформированы все 110 бригад надомного обслуживания и сформированы 32 новые бригады надомного обслуживания ветеранов; подобрано 32 новые старшие сиделки; развернуто дополнительно 74 бригады социальной помощи на дому.

Проработаны новые графики работы, табели, дополнительные соглашения с работающими сотрудниками и трудовые договоры с вновь принимаемыми сотрудниками, договоры по оказанию социальных услуг ветеранам, внесены изменения в функциональные обязанности, в базы данных управления, обучены все категорий специалистов управления для работы в новых форматах, новые сотрудники оснащены телефонами корпоративной связи и специальной одеждой.

Качество работы с ветеранами в значительной степени определяет профессионально подготовленный, ответственный коллектив социальных работников.В целях повышения профессионального мастерства все сиделки прошли обучение в институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по специальной программе профессиональной подготовки с выдачей удостоверения.

В 2019 году будет проведен в восьмой раз конкурс «Лучший по профессии». Победители конкурса — наши правофланговые, лучшие из лучших, сотрудники, которые щедро делятся своим опытом с коллегами по работе.

Сотрудники привлекаются к занятиям, которые организуют Департамент труда и социальной защиты населения и Департамент здравоохранения города Москвы.

Медико-социальное направление в работе Дома ветеранов продолжает развиваться в направлении повышения качества и эффективности труда всех сотрудников. Надо основательно закрепить достигнутое, завершить ранее задуманное. Как и прежде, мы будем постоянно держать в поле зрения нужды ветеранов и делать все возможное, чтобы ни один участник, инвалид войны, особенно одинокий, больной, не остался без помощи.

В целом, работа в коллективе Управления построена на основе доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. Можно с полным основанием сказать, что работа с пожилыми людьми требует особого внимания и терпения, уважительного отношения, милосердия и практической помощи каждому из них.

Дальнейшее совершенствование организации медико-социальной поддержки ветеранов будет осуществляться через тесное сотрудничество с медицинскими, социальными структурами города и общественными организациями, в том числе через работу в составе Коллегий Департаментов, Советов ветеранов, проведение совместных совещаний, комплексных заслушиваний, совместных выездов к ветеранам для решения их проблем.

Необходимо укреплять территориальный принцип оказания услуг в тесном сотрудничестве с социальными и медицинскими службами округов. Важно осуществлять эффективное взаимодействие работы медико-социальных управлений между собой и с другими подразделениями Дома ветеранов.

Всесторонняя помощь ветеранам, основанная на индивидуальном подходе и доброжелательном отношении и есть то доброе дело, вокруг которого, по долгу совести, крепнет единение и взаимопонимание всех наших социальных и медицинских сил.

В 2109 году продолжилась реализация стратегии повышения качества услуг ветеранам на дому, произошли кардинальные положительные изменения в надомном обслуживании ветеранов. Продолжено расширение категорий ветеранов, принимаемых на надомное обслуживание. Услуги стали получать все категории ветеранов Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы.

Существенно увеличены объемы социальной помощи:

— Количество ветеранов, получающих услуги сиделок, к 1 июня 2019 года последовательно увеличено с 700 до 800 ветеранов;

— Увеличен формат обслуживания ветеранов сиделками с предоставлением с апреля 2019 года для 300 наиболее тяжелых, лежачих ветеранов ежедневного 70-ти часовое обслуживание, для остальных 450 ветеранов обслуживание увеличено с 53 до 56 часов в неделю;

— Осуществлен перевод всех 650 ветеранов на оказание расширенного объема услуг – социальную помощь на дому, существенно отличающуюся от социальных услуг города. Установлена норма нагрузки на 1 социального работника на дому составляющая 4 — 5 ветеранов в зависимости от их индивидуальной потребности;

— Все ветераны, состоящие на надомном обслуживании, прошли курс медико-социальной реабилитации за счет закрепленных за Управлением бригад «санатория на дому»;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *