Дополнительное профессиональное образование

Содержание

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Защита прав работников » Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование

Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала.

Конституцией РФ и иными законами закреплено право каждого гражданина на получение образования, ТК РФ относит право работников на профессиональную подготовку к перечню основных прав работника. В случае необходимости дополнительной подготовки и получения профессионального образования для сотрудников организации, работодатель организует такую подготовку для кадрового состава.

Работодатель самостоятельно проводит мероприятия по подготовке, переквалификации, переподготовке персонала, либо привлекает для этих целей образовательные учреждения в порядке, установленном договорами и соглашениями.

Дополнительное образование и подготовка необходимы сотрудникам организации для повышения профессионального уровня, повышения мастерства и соответствия тем требованием, которые предъявляет к профессионалам определенной категории законодательство и работодатель.

Формы получения работником профессионального образования

В соответствии с ТК РФ обучение работника или будущего работника происходит в таких формах:

  • индивидуальное обучение;
  • курсовое обучение;
  • бригадное обучение.

Индивидуальный вид ученичества предполагает самостоятельное получение учеником знаний и повышение трудовых навыков. На практике ученика прикрепляют к профессиональному работнику, или включают в состав бригады, где с ним проводит занятия бригадир или рабочий соответствующего уровня квалификации. Теорию ученик изучает самостоятельно, консультируясь с указанными специалистами.

Курсовое обучение применяется при обучении сложным профессиям, в случаях, когда необходимо всестороннее изучение теории и широкое практическое применение знаний.

Осуществляется обучение по курсовой форме сначала в группе учеников, получающих знания в специально организованной учебно-производственной базе под руководством мастера.

Второй этап обучения проходит для укрепления и повышения теоретических знаний непосредственно на рабочем месте, под руководством рабочего – инструктора, не освобожденного от своей основной работы. При бригадной форме обучения ученики получают навыки и теоретические знания в группах (бригадах), под руководством высококвалифицированных мастеров и рабочих.

Профессиональное обучение, подготовка новых работников, переобучение, повышение квалификации

Профессиональное обучение предназначено для получения гражданами различного возраста и статуса профессиональных навыков, компетенции, повышения уровня мастерства, включая специальные знания для работы с оборудованием, технологиями особого вида. По окончании обучения гражданин получает квалификационный класс, разряд, категорию. К дополнительному профессиональному обучению допускаются лица, окончившие среднее учебное заведение, а в некоторых случаях ВУЗ, либо заканчивающих среднее учебное заведение или ВУЗ.

Право работников на профессиональную подготовку и дополнительное образование реализуется путем обучения новых сотрудников, или уже работающих в организации работников посредством переобучения и повышения квалификации.

Под подготовкой и обучением новых сотрудников понимается образование лиц, не имеющих необходимой для осуществления трудовых функций в организации квалификации.

Переподготовка происходит посредством обучения работников организации новым знаниям и профессиональным навыкам, если уровень квалификации этих работников не позволяет осуществлять деятельность на определенном рабочем месте, или работники изъявили желание пройти переподготовку с целью получения дополнительных навыков, для работы на новых должностях. Переподготовку проходят высвобождаемые работники.

Повышение квалификации работника подразумевает повышение профессионального уровня работника, получение им особых навыков, совершенствование мастерства. В отношении работников, проходящих обучение, действуют нормы ТК РФ, в том числе об охране труда. Работники имеют право на выходные дни, отпуска. При отправлении работника на обучение, связанное с отрывом от рабочего места, за работником организация сохраняет место на период обучения и выплачивает заработную плату. Если работник отправляется на обучение с отрывом от работы в другой регион, работодатель обязан начислять ему все выплаты, предусмотренные для командировок.

>Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников

Понятие квалификации и профессионального стандарта

В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования подготовки и дополнительного профессионального образования работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» в ТК РФ введена новая ст. 195.1, которая закрепляет понятия квалификации работника и профессионального стандарта. В соответствии с указанной статьей квалификация работника определяется как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт — как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт представляет собой инструмент, который влияет на подбор квалифицированных кадров и учитывается при установлении и поддержании баланса их спроса и предложения через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

Профессиональные стандарты в отличие от других способов описания требований к специалисту имеют комплексный характер и раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предполагает использование сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ — с другой.

Таким образом, использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда, производительности, повышению качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитию обучения на производстве, повышению уровня квалификации действующих работников.

Для субъектов трудовых отношений профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут быть использованы работодателем для определения конкретной трудовой функции работника.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ. Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников при подготовке профессиональных стандартов применяются уровни квалификации, разработанные Минтрудом РФ. При этом на начальном этапе формирования национальной системы квалификаций сохраняет действие применяемая в настоящее время система квалификационных справочников (ЕТКС — по профессиям рабочих, ЕКС — по должностям служащих).

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Специальный разд. IX ТК РФ, посвященный регулированию подготовки и дополнительного профессионального образования работников, претерпел значительные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В гл. 31 этого раздела сгруппированы общие положения, регулирующие отношения в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников установлены в ст. 196 ТК РФ.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку (обучение), работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные настоящим ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При направлении на обучение женщин и несовершеннолетних следует иметь в виду, что оно может осуществляться по тем профессиям и для тех производств и видов работ, на которых не запрещается применение их труда (ст. 253, 265 ТК РФ).

В ч. 3 ст. 196 ТК РФ установлено, что формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, необходимых работодателю (организации), определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Организация профессионального обучения на производстве осуществляется в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22, которое является действующим и в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК РФ.

Первоначальное получение образования осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (ст. 198 ТК РФ). Такое обучение является разновидностью подготовки новых работников и может проводиться в форме индивидуального, бригадного и курсового обучения.

Как правило, обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии, не превышает шести месяцев, а в ряде случаев — 12 месяцев.

Для подготовки специалистов работодатели могут направлять работников на обучение по имеющим или даже по не имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности; целью профессионального обучения является приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности), профессий. При этом дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Профессиональная переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Целью профессиональной переподготовки является получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации.

Освоение дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. По ее результатам они получают дипломы, которые удостоверяют право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.

При получении специалистами дополнительной квалификации они получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.

Ученический договор

Право работников на подготовку и дополнительное образование, установленное ст. 197 ТК РФ, реализуется, как правило, путем заключения ученического договора между работником и работодателем.

В содержание ученического договора включаются наименование сторон, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, права и обязанности работника и работодателя, срок ученичества, необходимый для получения требуемой квалификации, размер оплаты, а также иные условия, не противоречащие трудовому законодательству и не снижающие уровень установленных гарантий.

Изменение ученического договора допускается только по соглашению сторон, его действие продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных в законодательстве.

Время ученичества не должно превышать в течение недели нормы рабочего времени с учетом возраста, профессии, специальности. В период ученичества ученикам выплачивается стипендия, размер которой определяется договором, но не может быть ниже МРОТ.

За работу, которую ученик выполняет на практических занятиях, а следовательно, и за произведенную продукцию ему должна производиться оплата по установленным расценкам (ст. 129 — 158 ТК РФ).

В ряде случаев, когда организация направляет работника на обучение в образовательную организацию высшего или среднего образования для овладения необходимой специальностью с учетом профиля деятельности организации, с ним до начала обучения заключается договор. В соответствии с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076, договор о целевом обучении заключается между работодателем и студентом в соответствии с типовой формой, которая утверждена этим Постановлением.

Работодатель обязан создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, специальными соглашениями и трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением среднего профессионального образования или высшего образования по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, предусмотрены ст. 173, 173.1, 174 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются, если они получают образование соответствующего уровня впервые.

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

С целью создания необходимых условий для обучения ч. 3 ст. 203 ТК РФ устанавливает дополнительные гарантии в виде запрещения в период ученического договора привлекать работников, являющихся учениками, к сверхурочным работам и направлять их в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

По окончании обучения в указанных в ст. 202 ТК РФ формах проводятся квалификационные экзамены, при успешной сдаче которых выдается свидетельство о присвоении разряда, класса, категории по соответствующей профессии.

Права и обязанности учеников по окончании ученичества закрепляет ст. 207 ТК РФ. Так, в частности, успешно сдавшие квалификационные экзамены получают свидетельство единой формы о соответствующей специальности и присвоенном разряде, классе, категории. Квалификационный разряд (класс, категория) заносится в трудовую книжку работника. По окончании срока действия ученического договора и в связи с успешной сдачей квалификационных экзаменов работнику, прошедшему обучение, должна предоставляться работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией). Ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора испытательный срок не устанавливается (ст. 207 ТК РФ).

По окончании срока обучения ученик обязан проработать в организации не менее того срока, который был установлен при заключении ученического договора. В случае если лицо, прошедшее профессиональное обучение, без уважительной причины не выполняет своих обязательств по договору (не приступило к работе, досрочно оставило работу и т.п.), оно обязано компенсировать работодателю расходы на обучение, включая выплаченную ему за время обучения стипендию. Эта норма определена в ТК РФ впервые и усилена также новой нормой, закрепленной ст. 249 ТК РФ, в которой прямо предусмотрено, что работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения. Трудовой кодекс РФ не устанавливает особых оснований прекращения ученического договора, вместе с тем основания прекращения ученического договора могут быть предусмотрены самим этим договором (ст. 208 ТК РФ).

Так, основания прекращения ученического договора могут быть установлены из числа тех, которые предусмотрены для расторжения трудового договора (ст. 77, 80, 81, 83 ТК РФ и др.).

Работодатель направил работника на профессиональную переподготовку (дополнительное образование). Образовательное учреждение направило справку-вызов.
Как правильно необходимо оформить направление работника на обучение?

2 марта 2018

В случаях, предусмотренных ст.ст. 173-176 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Условия, при которых у работника возникает право на учебный отпуск, а также порядок его предоставления установлены главой 26 ТК РФ.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) указанные в приведенных статьях Трудового кодекса РФ программы относятся к основным образовательным программам.
Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
При этом согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, при направлении работника на курсы повышения квалификации гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 ТК РФ, работнику не предоставляются, а, следовательно, не положен и ученический отпуск.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). В командировке работник выполняет какую-либо порученную ему работу, связанную с его должностными обязанностями по месту постоянной работы.
Повышение квалификации, по смыслу п. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, обеспечивает развитие способностей человека и получение квалификации, во время которого работник никакой работы (служебного поручения) не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой (смотрите также (смотрите также письмо Минфина России от 07.08.2003 N 04-04-06/154).
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что Трудовой кодекс РФ сам признает все вышеупомянутые понятия нетождественными, устанавливая гарантии и компенсации в связи с командировкой в главе 24, в связи с получением образования по основным образовательным программам — в главе 26, а в связи с повышением квалификации — в главе 28.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Статьей 187 ТК РФ также предусмотрено, что работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12.05.2011 N 1277-6-1). В этой связи отметим, что из положений ст. 187 ТК РФ не следует, что повышение квалификации является командировкой, эта норма устанавливает лишь аналогичные правила оплаты командировочных расходов.
Законодательством также не определено, как именно следует оформлять распорядительные документы при направлении работника на повышение квалификации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать и утвердить в локальном нормативном акте порядок оформления направления работника для повышения квалификации, а также соответствующие формы документов. На практике распоряжение о направлении работника на повышение квалификации, как правило, оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации-работодателя (решения Удорского районного суда Республики Коми от 28.08.2014 по делу N 2-435/2014, Ачинского городского суда Красноярского края от 18.12.2014 по делу N 2-4853/14, Абатского районного суда Тюменской области от 18.08.2014 по делу N 2-144/2014, Сальского городского суда Ростовской области от 12.08.2013 по делу N 2-1382/13).
Целесообразность оформления такого приказа, на наш взгляд, обусловлена необходимостью ведения работодателем учета фактически отработанного каждым сотрудником времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).
В заключение отметим, что для учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда коммерческие организации вправе использовать форму табеля учета рабочего времени N Т-12, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее — постановление N 1). Согласно указаниям по заполнению данной формы, утвержденной тем же нормативным актом (далее — Указания), для отражения отработанного и неотработанного времени применяются условные обозначения — буквенные или цифровые коды, представленные на титульном листе формы табеля N Т-12.
Специальных отметок для обозначения времени отсутствия работника в связи с прохождением им повышения квалификации не предусмотрено. В то же время Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, разрешает вносить в унифицированные формы (кроме форм по учету кассовых операций) дополнительные реквизиты. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
Соответственно, работодатель может ввести свое условное обозначение для табеля учета рабочего времени, например буквенный код «ПК» (отсутствие на работе в связи с прохождением повышения квалификации по направлению работодателя), утвердив его приказом.
Кроме того, необходимо помнить, что с 1 января 2013 года на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617), которые вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Права и обязанности сторон трудовых отношений по обучению

Согласно ст. 197 ТК РФ работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом необходимость подготовки работников (профессионального обучения и получения профессионального образования) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и получение ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и получения дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Таким образом, работник без согласия работодателя не может направиться на обучение.

Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или получение работниками дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Вопрос о заключении ученического договора урегулирован гл. 32 ТК РФ.

Работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным по отношению к трудовому договору.

Ученический договор должен содержать наименования сторон, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и согласно полученной квалификации проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Он заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации, в письменной форме в двух экземплярах.

Что касается действия ученического договора, то такой договор действует со дня, указанного в нем, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

ТК РФ предусматривает различные формы ученичества. Так, ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Время ученичества в течение недели не должно превышать норму рабочего времени, установленную для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочной работе, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой ими квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Обратите внимание! На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Следовательно, условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством работника расходы.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Дополнительное профессиональное образование

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Получение дополнительного профессионального образования осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании предусмотренных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Дополнительное профессиональное образование является составной частью и самостоятельным видом непрерывного образования.

Виды программ дополнительного профессионального образования. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы (ДПП) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется получение дополнительного профессионального образования.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка предусмотрен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и квалификации.

Стажировка. Отдельно в законодательстве говорится о стажировке как о форме получения дополнительного профессионального образования. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП. Сроки стажировки устанавливаются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

— самостоятельная работа с учебными изданиями;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— изучение организации и технологии производства, работ;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работа с технической, нормативной и другой документацией;

— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

— участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой ДПП.

Помимо курсов повышения квалификации, переподготовки и стажировки, образовательные организации предлагают и иные формы обучения, которые не относятся к программам дополнительного профессионального образования, однако также направлены на повышение профессионального уровня сотрудников. Выбор формы обучения зависит от преследуемых целей и задач. В некоторых случаях для получения каких-то конкретных навыков или разъяснения определенных вопросов достаточным может быть и семинар, конференция, форум и т. д. По итогам данных видов обучения документ об обучении может не выдаваться. Для получения более глубоких знаний требуется обращение к формам дополнительного профессионального образования.

Порядок оформления направления работника на обучение

Вопрос об оформлении направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве.

Для направления работника на обучение требуется выбрать образовательную организацию (а также соответствующую программу) и заключить с ней договор. Вопросы оплаты регулируются договором.

Кроме того, необходимо урегулировать отношения с работником по направлению его на обучение. Так, направление на обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора. Как правило, таким договором оформляется получение работником высшего образования или иного дорогостоящего образования. Обычно при направлении на обучение ученический договор не заключается. В этом случае работодателю необходимо издать приказ или иной распорядительный акт, в соответствии с которым один или несколько сотрудников направляются на обучение. По завершении обучения работник представляет в кадровую службу документ об обучении.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Образовательные организации

Отметим, что Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с п. 8 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций. При этом образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ).

Также важным моментом является квалификация преподавателей.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования. Для должности «преподаватель» Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. Как правило, для практического работника представляет интерес обучение, проводимое преподавателями, совмещающими преподавательскую деятельность с практической.

Нередко образовательные программы предусматривают частичное обучение с использованием электронных и дистанционных технологий. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно, если в них созданы условия, отвечающие требованиям ст. 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, при выборе образовательной организации рекомендуется обратить внимание на предлагаемые программы, форму обучения, преподавательский состав, документ, выдаваемый по завершении обучения, условия обучения и, конечно же, соответствие данных параметров стоимости обучения.

Подводя итог, отметим следующие важные моменты:

— в соответствии с действующим законодательством работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования;

— целесообразность получения дополнительного профессионального образования определяется работодателем;

— дополнительное профессиональное образование может получаться в разных видах и формах;

— вопрос документального оформления направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве, поэтому его определяет сам работодатель;

— необходимо внимательно подходить к выбору образовательной организации и программы обучения во избежание различного рода проблем.

Вопрос: 500 или 250 часов нужно для получения диплома о профессиональной переподготовке?

Публикуем на нашей сайте ответ на часто задаваемый вопрос наших клиентов по поводу сроков освоения программ профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444). Начало действия: 01.09.2013.

Согласно п. 12 Порядка срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Таким образом, в настоящее время (с 1 сентября 2013 года) программы от 250 часов могут считаться программами профессиональной переподготовки, при условии соблюдения иных требований законодательства об образовании.

Проблема с неверным понимание вопроса об объеме программы (250 или 500) связана с изменением законодательства. 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принятие данного закона повлекло за собой отмену ранее действовавших нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования. В частности, в апреле 2014 утратило силу Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». Согласно данному документу (не действующему в настоящее время!):

28.Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

Внимание, приведено не действующее требование!

диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Дополнительно обращаем внимание, что данные положения уже НЕ действуют в течение достаточно продолжительного времени, поэтому не существует законодательно обоснованной необходимости при поиске и выборе программ ориентироваться на 500 часов.

Так же НЕ существуют в настоящее время (не установлены государством) «документы государственного образца в области дополнительного профессионального образования», НЕ установлена обязательная периодичность для повышения квалификации (5 лет). В законодательстве отсутствует какая-либо связь с имеющимся образованием (гуманитарное, техническое и т.д.) и сроками проф. переподготовки.

Профессиональная переподготовка специалистов в области охраны труда

Профессиональная переподготовка / повышение квалификации преподавателей ВО, СПО, ДПО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *