Достоинство личности в РФ

И. Н. Лебединец*

Свобода совести — абсолютное право каждого индивида (как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием)

Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных… История свободы — история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания.

В. Вильсон, 28-й Президент США

Аннотация. В статье рассматривается одно из основных (или абсолютных) прав человека — свобода совести в ее более узкой трактовке — свободе вероисповедания. Автор рассматривает теоретические обоснования дефиниции «абсолютные права человека», анализирует международно-правовые акты, направленные на защиту прав и основных свобод человека, возможность ограничения свободы совести, предусмотренную этими документами; рассматривает национальное законодательство РФ о религиозных организациях; приводит примеры деятельности некоторых религиозных объединений (организаций), чья деятельность запрещена или ограничена в России и других странах.

Ключевые слова: абсолютные права человека, свобода совести, свобода вероисповедания, экстремистская деятельность, ограничение основных прав и свобод, Пакт о правах человека, Европейская конвенция о правах человека, секта, религиозное объединение.

001: 10.17803/1994-1471.2017.83.10.168-174

Негативные процессы общественного развития неизбежно порождают ограничения и ущемление прав человека. Жизнь человека во всем ее многогранном проявлении становится заложницей этих негативных тенденций. Для того чтобы не допустить ущемления прав человека при том или ином обороте политических событий в государстве, международное право оперирует понятием

«основные права человека», впервые появившемся в Уставе ООН. Среди основных прав и свобод человека, традиционно трактующихся как неотчуждаемые и данные каждому от рождения, выделяют категорию «абсолютные права человека».

В русской юридической литературе начала XX столетия практически не употреблялся термин «основные права»1, однако понятие

1 Мартене Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882. Т. 1. С. 327.

© Лебединец И. Н., 2017

* Лебединец Инна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) assot1@yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

«абсолютные права» уже существовало2, Н. М. Коркунов трактовал их как «права против всех и каждого»3. Еще в конце XIX в. он писал, что для сторонников существования абсолютного права абсолютные права человека — это прирожденные права, не зависимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосновенные для власти4.

Первым международно-правовым документом, определяющим категорию «абсолютные права человека», является Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В части 1 ст. 4 документа предусматривается возможность государства во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту, но только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государства по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. И если государство использует такое право отступления, оно должно немедленно информировать другие государства, участвующие в Пакте, о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению (ч. 3 ст. 4).

Однако те чрезвычайные обстоятельства, о которых идет речь в ч.1 указанной статьи, не могут служить основанием для каких-либо отступлений от статей, гарантирующих основные права человека (ч. 2 ст. 4).

Таким образом, абсолютные права человека — это те права, которые не могут быть ограничены во время чрезвычайного положения в государстве. Не могут быть ограничены право на жизнь (ст. 6), свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоин-

ство обращения и наказания (ст. 7), свобода от рабства или подневольного состояния (ст. 8); никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11), никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, если в момент его совершения по внутригосударственному законодательству или международному праву такое деяние не являлось уголовно наказуемым (ст. 15), не могут быть ограничены право на признание правосубъектности за лицом независимо от его местонахождения (ст. 15) и свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

Таким образом, свобода совести является абсолютным правом человека. Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога.

Свобода совести в этическом плане — «это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл — как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии. Она может выражаться, по крайней мере, в трех вариантах:

1) человек может верить в бога, исповедовать какую-либо религию (свобода вероисповедания);

2) не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально;

3) может быть атеистом, т.е. человеком не только не исповедующим никакой религии, но и отрицающим всякое существование бога и отвергающим любую религию в целом»5.

3 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 150.

4 Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893. С. 419.

5 Фроловцева А. Свобода совести в современных условиях // Общество. 1999. № 11. 6 июня.

Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода совести служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь6. Свобода совести и свобода вероисповедания — понятия не тождественные. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

В соответствии со ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Однако и Пакт, и Европейская конвенция указывают, что свобода исповедовать религию или убеждения может подлежать ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно привести несколько достаточно неоднозначных примеров таких ограничений.

Секта «Аум Сенрикё»7 — это новое религиозное движение возникло в Японии в 1984 г. и было основано Сёко Асахарой. Группа добилась мировой известности в 1995 г., совершив зариновую газовую атаку в токийском метро.

В конце 80-х гг. прошлого века филиалы «Аум Сенрикё» возникли в США, Германии, Шри-Ланке. Летом 1992 г. был официально зареги-

стрирован и начал работу российский филиал «Аум Сенрикё». В 1994 г. в Управлении юстиции г. Москвы зарегистрировано московское религиозное объединение «Учение Истины Аум». До 1995 г. в Москве насчитывалось шесть его центров. По гражданскому иску в отношении московских организаций «Аум» вынесено судебное решение о прекращении их деятельности и наложен штраф на сумму 2,5 млрд руб. Генеральной прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении руководителей религиозных организаций «Аум Сенрикё».

В Японии после теракта в метро в отношении Сёко Асахары и его ближайших сподвижников возбуждено уголовное дело. Суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений и в 2004 г. приговорил его к смертной казни.

В декабре 2001 г. во Владивостоке состоялся суд над группой российских последователей «Аум Сенрикё». Ее участники планировали совершение терактов в японских городах с целью добиться освобождения из тюрьмы Сёко Асахары.

В настоящий момент «Аум Сенрикё» причислена к числу террористических групп в США, Канаде и Европейском Союзе.

В качестве другого примера можно привести достаточно многочисленную секту Свидетелей Иеговы. По состоянию на 2008 г. количество активных членов организации насчитывало около 7 млн человек. По всему миру существует более 100 тыс. собраний. Проповедь ведется в 236 странах и территориях. В это число входят 30 стран, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена. Среди них Китай, Северная Корея, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Саудовская Аравия, Иран, Ирак и др.

В Узбекистане на деятельность Свидетелей Иеговы наложен запрет. В этой стране Свидетелей Иеговы преследуют в судебном порядке в связи с тем, что законодательство Узбекистана запрещает прозелитизм, религиозные встречи незарегистрированных групп, ввоз литературы незарегистрированных групп.

В Туркменистане Свидетелям Иеговы, как и всем другим религиозным течениям, кроме Православной церкви и мусульман-суннитов,

6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.

7 Аум — священная мантра, означающая постоянство, Сенрикё — в переводе с японского — Учение Истины. «Аум Сенрикё» — это организация, которая ищет буддийскую истину во всех мировых религиях.

отказывают в регистрации8. Имели место случаи, когда адептов секты приговаривали к тюремному заключению за отказ проходить военную службу.

Вместе с тем отношение к секте Свидетелей Иеговы в обществе весьма неоднозначно. В ряде городов России деятельность организации юридически запрещена или оспаривается в суде. Например, в Москве деятельность Свидетелей Иеговы как деструктивной секты запрещена, в отношении чего были вынесены судебные решения. Однако в других городах России, в том числе дальневосточных, иеговисты чувствуют себя достаточно комфортно. Примером тому может служить съезд Свидетелей Иеговы, открыто и официально проходивший в Хабаровске 31 июля — 1 августа 2010 г. При этом часть литературы, как поясняет представитель отдела по борьбе с экстремизмом УВД по Хабаровскому краю, распространяемой сектой, входит в список экстремистской9.

Минюст России подал иск о запрете деятельности организации Свидетелей Иеговы 17 марта 2017 г. Основанием этого служит проведенная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения. На протяжении нескольких лет длятся судебные разбирательства, касающиеся хранения и распространения литературы экстремистского содержания. В связи с этим власти России считают, что члены этой организации несут угрозу для государства.

Рассмотрение дела Верховным Судом РФ было назначено на 5 апреля 2017 г. В случае признания Верховным Судом РФ представленных доказательств достаточными и приемлемыми, деятельность секты может быть запрещена по всей территории России10.

6 апреля 2017 г. Верховный Суд РФ продолжил процесс по иску Минюста России о ликвидации и запрете головной организации Свидетелей Иеговы в России, а также о признании

ее деятельности экстремистской. Также Министерство настаивает на конфискации имущества Управленческого центра Свидетелей Иеговы и обращении его в доход государства.

Минюст России, в частности, вменяет Свидетелям Иеговы в вину отказ от переливания крови. Как заявила представитель Министерства Светлана Борисова, «проводилась экспертиза информационных брошюр Свидетелей Иеговы, и специалисты пришли к выводу, что содержащаяся в них информация представляет угрозу для здоровья». Она сослалась на случай, когда больному ребенку отказались переливать кровь, поскольку это противоречило религиозным взглядам его родителей, членов организации Свидетелей Иеговы.

Между тем юрист организации отметил, что отказ от переливания крови не является экстремизмом — такого деяния в законе о противодействии экстремистской деятельности нет. Он заметил, что Минюст привел в пример только единичный случай, когда врачи предложили родителям два альтернативных способа лечения, один из которых предусматривал переливание крови. Но родители захотели лечить ребенка медикаментами11.

По мнению Министерства юстиции РФ, деятельность Свидетелей Иеговы порождает угрозу защите прав и интересов общества и общественной безопасности. Решениями судов 95 брошюр Свидетелей Иеговы были признаны экстремистскими, так же, как и деятельность восьми организаций в регионах России.

До вынесения Верховным Судом РФ окончательного решения по распоряжению Минюста работа центра Свидетелей Иеговы приостановлена.

И еще один пример. Церковь сайентологии12 — международное движение, основанное на созданной американским писателем-фантастом Роном Хаббардом системе верований и практик, состоящей из скомпили-

8 Запрет на регистрацию наводит на мысль: а не является ли этот факт ограничением свободы совести?

9 Приамурские ведомости. № 113 (7165), 2010. 4 авг.

10 Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. № АПЛ17-216 решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г., согласно которому рассматриваемая религиозная организация и входящие в ее структуру местные религиозные организации были ликвидированы, было оставлено без изменений (прим. гл. ред.).

11 По информации агентства «РИА Новости». См.: URL: Ria.ru.

12 Сайентология от англ. cientology, от лат. scio и от древ.греч. Aöyoq — знание знания).

рованных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентированное на людей, стремящихся к карьере и успеху.

По утверждениям самой Церкви сайентологии, она имеет 3 200 общин, миссий и групп в 154 странах. В 1998 г. заявлялось о 125 странах. По данным 2002 г., штат сотрудников составляет 13 тыс. человек. Среди членов и сторонников Церкви сайентологии были и есть некоторые известные деятели культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России «Сайентологическая церковь Москвы» и «Церковь сайентологов Санкт-Петербурга» ликвидированы по решению судов. Так, 12 июля 2007 г. городской суд Санкт-Петербурга по обращению прокуратуры города прекратил существование городской общественной организации «Сайентологический центр». Согласно итогам проверки, проводившейся Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, организация систематически нарушала действующее законодательство, поскольку Центр занимался образовательной деятельностью на платной основе, не имея необходимой лицензии, хотя в уставных документах было указано, что он создавался для пропаган-дирования идей и учений, изобретенных Роном Хаббардом. Прокуратура установила, что организация также проводила обряды «одитинга» и «очищения», которые считаются практическим применением положений учения Хаббарда, а не пропагандой его идей. Кроме того, сектанты использовали несовершеннолетних, занимались «незаконным сбором информации о частной жизни» (бесплатный «тест на стресс»). Также центр нарушал налоговое, финансовое и трудовое законодательство. Верховный Суд РФ оставил это решение в силе13.

В США сайентологические организации имеют юридический статус религиозных, с соответствующими налоговыми льготами. В Великобритании Верховным судом Церковь сайентологии фактически признана религиозной организацией.

В Бельгии, Германии, Израиле, Ирландии, Канаде, Люксембурге, Мексике, Филиппинах и Франции организации не имеют сопоставимого религиозного статуса.

Сайентологию считают одной из самых конфликтных организаций, многочисленные судебные процессы с участием сайентологов нередко приводили к наложению санкций и штрафов, как на саму организацию, так и на ее критиков.

26 сентября 1997 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон), вызвавший в свое время ожесточенные споры не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие, в том числе правозащитники и религиоведы, возражали против вступления этого Закона в силу, указывая на то, что он противоречит действующей российской Конституции и международным документам о правах человека. Сторонники же Закона, которых тоже оказалось немало, напротив, утверждали, что ограничения свободы совести, вводимые Законом, правомер-ны,поскольку направлены на охрану психического, физического и нравственного здоровья россиян и на сбережение культурной самобытности России.

Часть 1 ст. 3 Закона устанавливает: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта формулировка повторяет ст. 28 Конституции РФ, где раскрывается содержание свободы совести, и находится в соответствии с нормами ст. 18 Всеобщей декларация прав человека 1949 г., п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

А в пункте 1 ст. 4 Закона провозглашается, что религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Кроме того, здесь в соответствии со ст. 14 Конституции указывается, что Россия — светское государство и что в нашей стране никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

13 Цыганов А., Матвеева Н. Сайентологов ликвидировали как организацию // Коммерсантъ. С-Петербург. № 215 (3791). 2007. 22 нояб.

Закон содержит и нормы об ответственности религиозных объединений. Статья 14 Закона предусматривает возможность приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи, религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона являются:

— нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

— действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

— принуждение к разрушению семьи;

— посягательство на личность, права и свободы граждан;

— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

— воспрепятствование получению обязательного образования;

— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

— воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий и т.д.

Органы прокуратуры РФ, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы (ч. 3 ст. 14 Закона).

Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ч. 7 ст. 14 Закона).

В случае если в деятельности религиозного объединения или организации имеются основания, предусмотренные ст. 14 Закона, то функционирование такой организации (объединения) должно быть в судебном порядке прекращено. Свобода заканчивается тогда, когда начинает посягать на права других, или, как было закреплено в ст. 4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., «свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2002.

2. Виноградов П. Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств : сб. статей. — СПб., 1905. — Т. 1.

3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1909.

4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. — СПб., 1893.

5. Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — СПб., 1882. — Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фроловцева А. Свобода совести в современных условиях // Общество. — № 11. —1999. — 6 июня.

8. Цыганов А., Матвеева Н. Сайентологов ликвидировали как организацию // Коммерсантъ. С-Петербург.— № 215 (3791). — 22.11.2007.

Материал поступил в редакцию 12 апреля 2017 г.

LEBEDINETS Inna Nikolaevna— PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law,

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

W. Wilson. 28-th President of the United States

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. — M., 2002.

2. Vinogradov P. G. Gosudarstvennyj stroj Anglii // Politicheskij stroj sovremennyh gosudarstv : sb. statej. — SPb., 1905. — T. 1.

3. KorkunovN. M. Lekcii po obshhej teorii prava. — SPb., 1909.

4. Korkunov N. M. Russkoe gosudarstvennoe pravo. — SPb., 1893.

5. Martens F. F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo civilizovannyh narodov. — SPb., 1882. — T. 1.

Последняя редакция Статьи 21 Конституции РФ гласит:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Комментарий к Ст. 21 КРФ

1. Достоинство личности, как отмечается в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод (Постановление Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 11-П//СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека — значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).

Закон устанавливает, что даже наказание, применяемое к лицам, осужденным за совершение преступления, не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Из положения о праве всех лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства (п. 1 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах) исходит и действующий УИК РФ, провозглашая, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 12).

Человек тем более не может быть умален в своем достоинстве на том основании, что он привлекается в качестве подозреваемого или обвиняемого и в отношении него осуществляется уголовное преследование. Статья 9 УПК запрещает в ходе уголовного судопроизводства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья, и устанавливает, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Конкретизируются эти запреты, в частности, в требовании, чтобы проведение таких следственных действий, как освидетельствование и личный обыск, осуществлялось дознавателем и следователем одного пола с освидетельствуемым (обыскиваемым) и в присутствии понятых такого же пола.

Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека, закреплены в законодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318), имеет право, в частности, на: уважительное и гуманное отношение; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»//Ведомости РФ. 1992. N 33. ст. 1913).

Действующее гражданское законодательство называет достоинство личности в числе нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых (ч. 1 ст. 150 ГК). В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК). Если же моральный вред был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом — выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Причем человек может добиваться признания по суду распространенных в отношении него сведений не соответствующими действительности и тогда, когда лицо, распространившее такие сведения, невозможно установить. Условия и порядок осуществления гражданином права на ответ или опровержение распространенных СМИ сведений, порочащих честь и достоинство человека, весьма детально регламентированы в ст. 43-46 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (Ведомости РСФСР. 1992. N 7. ст. 300; с изм. и доп. по состоянию на 16 октября 2006 г.).

Конституционный Суд расценил как нарушение достоинства личности также лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства (Постановление от 16 мая 1996 г. N 12-П), лишение человека возможности восстановить свои права, нарушенные в результате террористического акта (Определение от 27 декабря 2005 г. N 523-О), ограничение права осужденного добиваться смягчения своей участи (Определение от 11 июня 2006 г. N 406-О).

Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 306 УК РФ). Особые меры установлены законодательством для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, представителя власти, военнослужащего (ст. 297, 298, 319, 336 УК).

2. Запрет подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию является одним из принципиальных положений международного права, закрепленным в целом ряде международных актов о правах человека: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г.; Принципах медицинской этики, относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1982 г.; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г.; Основных принципах обращения с заключенными и Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г. и др. (см.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 1992).

В соответствии со ст. 1 Конвенции против пыток (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г.//Ведомости СССР. 1987. N 45. ст. 747) под пыткой понимается любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание (физическое и нравственное), чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, наказать за действия, которые оно или третье лицо совершило или в которых подозревается, а также запугать либо принудить к действиям. Причем в Конвенции речь идет о пытке лишь как о такой боли или таких страданиях, которые причиняются государственным и должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, либо по их подстрекательству, с их ведома или молчаливого согласия. Это, как представляется, свидетельствует о том, что основная задача всех вышеперечисленных международных документов, как и ст. 21 Конституции России, состоит в защите человека прежде всего от произвола государства, его органов и должностных лиц.

Нарушение запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 301 (незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (принуждение к даче показаний).

Согласно Конвенции, в понятие «пытка» не включаются боль и страдание, которые возникают в результате применения законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Таким образом, все те непременные страдания, которые связаны с задержанием подозреваемого, заключением обвиняемого под стражу или осуждением виновного, не могут быть истолкованы как применение пытки. Другое дело, что при определенных условиях даже эти меры, оставаясь внешне легальными, могут приобретать черты пытки. Именно так должно расцениваться заключение лица под стражу, произведенное в целях получения от него «признательных» показаний при отсутствии требуемых статьями 97 и 108 УПК оснований для применения этой меры пресечения. В пытку, сочетающую в себе элементы физического и нравственного страдания, фактически превращается и содержание под стражей до суда в течение нескольких лет.

Из решений Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека следует, что обращение с человеком или применяемое к нему наказание должно расцениваться как бесчеловечное, унижающее достоинство и тем самым как запрещенное статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если оно таково, что вызывает в жертвах такого обращения чувство страха, страдания и неполноценности, которые заставляют их ощущать себя униженными и попранными (см.: Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург: Совет Европы, 1994. С. 14-15; постановления ЕСПЧ по делу 26 октября 2000 г. «Кудла против Польши» и от 20 января 2005 г. по делу «Майзит против Российской Федерации»). При этом Европейский Суд указал, что степень страдания и унижения как составляющих запрещенного статьей 3 Конвенции обращения, «унижающего достоинство», должна быть в любом случае выше степени страдания и унижения как неизбежного элемента той или иной конкретной формы правомерного обращения или законного наказания.

Как частный случай насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения Конституция и международно-правовые документы рассматривают проведение без согласия лица медицинских, научных и иных опытов.

Предусматривая определенные механизмы защиты от такого рода действий, законодатель, в частности, записал в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, что пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. Этим же Законом ограничивается (как по кругу медицинских учреждений, так и по основаниям и условиям) применение методов диагностики, лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, а также биомедицинские исследования (ст. 43). С учетом особенностей статуса лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, Закон специально устанавливает запрет проводить в отношении этих лиц испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований (ч. 3 ст. 29).

Такого же плана особая оговорка предусмотрена Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами: они имеют право на предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки (ч. 2 ст. 5).

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ч. 8 ст. 43), а также Закон «О средствах массовой информации» (ч. 2 ст. 4) (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г. и от 16 октября 2006 г.//СЗ РФ. 1995. N 30. ст. 2870; СЗ РФ. 2006. N 43. ст. 4412) запрещают пропаганду методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке, а также использование в теле-, видео- и кинопрограммах, в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *