Электронный дневник

Каждый родитель (законный представитель) может получить прямой доступ в электронный дневник и возможность предоставить доступ доверенным лицам для просмотра дневника.
1. Войти на портал mos.ru
Зайдите на портал mos.ru и нажмите кнопку «Войти».
Введите свой логин и пароль.
Если вы не зарегистрированы на портале, то пройдите процедуру регистрации, нажав кнопку «Зарегистрироваться». При регистрации укажите ФИО, e-mail, СНИЛС и номер мобильного телефона.
2. Проверить обязательные данные в Личном кабинете В правом верхнем углу нажмите на ФИО пользователя и выберите «Личные данные». В Личном кабинете проверьте, заполнены ли обязательные поля для получения доступа в электронный дневник: • E-mail; • Номер мобильного телефона.
Если заполнены не все данные, то обязательно внесите их в Личный кабинет. Важно! Вносите действующие адрес электронной почты и номер мобильного телефона.
3. Передать обязательные данные в школу В случае, если войти в дневник не получилось, появится сообщение с указанием дальнейших действий. Чаще всего это связано с отсутствием обязательных для входа в дневник данных. В этом случае обратитесь в школу к классному руководителю и передайте ему указанные в Личном кабинете контактные данные: • E-mail; • Номер мобильного телефона.
Важно! Сведения, предоставленные в школу, и данные в личном кабинете должны совпадать.
Если обязательные данные введены в Личном кабинете и совпадают с данными в школе, то родитель (законный представитель) получает прямой доступ к электронному дневнику.

Кирилл Загустин, автор телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович» живёт в Санкт-Петербурге, преподаёт историю и обществознание. В этом учебном году его школа отказалась от бумажного журнала. И за месяц у него накопилось много впечатлений от работы с электронным журналом — хороших и плохих.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Электронный журнал — безусловное добро. Даже в том виде, как он существовал параллельно с бумажным. Электронные журналы ввели в далёком 2009 году. Тогда я выпустился из школы и поступил в университет. Помню, как навестил свою учительницу по истории. Главная новость учебного года: «бумажной» работы стало в два раза больше.

Как работала система

Учителя вели бумажные журналы как обычно, а потом дублировали информацию в электронный. Единственный плюс — родители могли смотреть оценки детей через интернет. Учителям в электронный журнал надо было перенести кучу документов:

  • учебный план на каждый предмет;
  • личные карточки учеников;
  • информацию об учителях.

В средней петербургской школе учится 800-1000 человек и работает 30-50 учителей. Дата рождения, гражданство, контакты родителей, адрес, серия-номер свидетельства о рождении для учеников. Стаж, категория, личная информация для учителей. За первый учебный год в таком режиме вычистили все ошибки-опечатки-неточности. Удвоение бумажной работы в год введения электронного журнала — это ещё мягко сказано. Но с каждым годом вести электронный журнал всё-таки становилось проще. Учителя освоились, стали появляться плюсы.

Какие плюсы у электронного журнала

1. Электронный журнал — это большая база данных

Задача завуча по учебной части — следить за учебным процессом. Это значит контролировать успеваемость, посещаемость, дисциплину. Раньше бедные завучи собирали бумажные отчёты от классных руководителей. Кто сколько прогулял, кому светит двойка в четверти. Бедные классные руководители каждый месяц (а то и неделю) брали в руки бумажный журнал и отмечали посещения каждого ученика по всем предметам. С электронным журналом достаточно нажать две кнопки — и нужный отчёт уйдёт на печать. Можно узнать хоть средний балл класса по всем предметам — было бы желание. Богаче от этого ни завучи, ни классные руководители не стали. Зато появилось больше свободного времени.

2. Прозрачность оценок

У родителей есть доступ к успеваемости своего ребёнка онлайн. Даже если ученик не приносит дневник в школу, прячет его от учителей и время от времени выкидывает в мусор по дороге до дома. Родители узнают оценки вне зависимости от хитрости и находчивости лоботряса.

Но не все родители этой возможностью пользуются. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, ввести данные школы и сделать ещё пару манипуляций. А ещё есть родители, которые привыкли «по старинке». До сих пор раз в месяц классный руководитель вклеивает в дневник все оценки. Теперь и это проще: электронный журнал автоматически составит отчёт. Правда, работа с ножницами и клеем остаётся.

3. Ничего никуда не потеряется (даже если ребёнок отчаянно этого хочет)

Бумажный журнал — вещь. Он где-то лежит, кто-то его берёт. Он не может быть в двух местах одновременно. В прошлом году я опаздывал на урок, потому что по всей школе искал нужный мне журнал. Чтобы выставить годовые оценки, тоже нужен журнал. Всем. Сразу.

Раз в пять лет в школу приезжает цирк с шоу-программой «Мы потеряли классный журнал». Самые жаркие выступления — в апреле и мае. Бывает, кто-то из учеников решил обнулить оценки, да и учителя тоже люди. Мы не застрахованы от ошибки «положить туда, чтобы не потерять». Иногда старый журнал случайно находят в начале следующего года и в совершенно неожиданных местах. После эпопеи восстановления оценок по учительским записям и дневниковым оценкам.Теперь этой проблемы нет. С журналом одного класса можно работать одновременно, учителя больше не зависят друг от друга. После уроков и на переменах не надо идти в учительскую. Журнал невозможно потерять или испортить. В общем, кошмар недобросовестного ученика.

Минусы у электронных журналов тоже есть

У каждого учителя есть своя учётная запись с правом выставлять оценки. Стоит ученику узнать логин и пароль — и он сможет выставлять и удалять оценки. Или войти в кабинет и воспользоваться компьютером, на котором из электронного журнала не вышли. Человеческий фактор перешёл в другую плоскость. Если что-то такое случилось, отследить злоумышленника по горячим следам сложнее. Вы не поймаете его с поличным, ведь он не хранит журнал в рюкзаке. Учителя старшего поколения наиболее уязвимы к хакерским атакам. Закрытая крышка ноутбука — не значит, что он выключен. А если сложный пароль хранится на рабочем столе или в ящике учительского стола — тем более.

За восемь лет школы прошли длинный путь. От «зачем нам это нужно» до «ой, это удобно!». Сейчас тернии остались позади, а впереди — удобная жизнь с электронным журналом. Обнять его не получится, но это и к лучшему.

На прошлой неделе у нас вышел небольшой материал, мотивирующий школы не стесняться переходить на электронный журнал. На наше счастье в комментариях появился Михаил Кушнир, эксперт «Лиги образования», в прошлом — советник управления Департамента образования, один из ответственных за разработку модели массового внедрения электронных журналов в Москве.

Именно он написал для нас исчерпывающий сборник мифов, связанных с электронными журналами, и благополучно их разоблачил. Приступим.

Роберт Харрис, 1885 г. Встреча администраторов школы.

wikiart

Миф 1. Вечный: Власть решает, какой журнал и как вести

Реальность: Это компетенция образовательной организации — см. статью 28 закона 273-ФЗ.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» унаследовал от закона 1992 года распределение компетенций между уровнями управления образованием. Право организации на самостоятельный выбор способа ведения учета закреплено в законе 273-ФЗ. Право организации на выбор информационных систем и ответственность за правильную обработку данных отражено в 152-ФЗ «О персональных данных», в 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 149-ФЗ «Об информации…».

Вот ответ Минобрнауки РФ с комментариями автора о сложностях отношений образовательных организаций с органами власти в указанном аспекте.

Во многих регионах в более или менее явной форме органы власти навязывают свое решение. Их волнует формальное выполнение государственных поручений по реализации госуслуг и попутно возможность усиления надзорных функций, а не реальная помощь каждой школе в выборе адекватного решения электронного журнала.

Несмотря на весьма сомнительное соблюдение упомянутых законов при реализации подобных систем, вышестоящие органы власти и надзора за региональными органами власти не реагируют на жалобы, что мешает продуктивному развитию электронного журнала и позитивному отношению к ним учителей, вынужденных своим временем и силами компенсировать все возникающие издержки.

Открытое обращение в Рособрнадзор в отношении Департамента образования Москвы.

Ответственное отношение органов власти к эффективному внедрению электронного журнала потребовало бы:

  • пересмотра устаревшей и запутанной нормативной базы ведения документооборота с учётом стремительного роста доли электронной документации;

  • выработки внятных требований к статистической отчётности в целях мониторинга из различных возможных электронных журналов;

  • помощи каждой образовательной организации в выборе наиболее адекватного варианта электронного журнала;

  • помощи в организации эксплуатации электронного журнала, мониторинге и защите персональных данных;

  • разработки платформы сбора информации из разных информационных систем, используемых в подотчётных образовательных организациях на основе современных технологий обмена данными (вот, например, прототип подобного протокола обмена данными).

Миф 2. Советский: Журнал — финансовый документ

Реальность: Ни в одном правовом источнике по финансовой отчетности образовательных учреждений классный журнал не упоминается.

Возможно, так было когда-то очень давно, до приказа министра Просвещения №167 от 27.12.1974, утверждающего «Инструкцию о ведении школьной документации». В этой фундаментальной инструкции, не отмененной до сего дня, хотя некоторые поправки позже были внесены, подробно и скрупулёзно описана и классифицирована вся школьная документация. Классный журнал относится не к финансовой группе документов, а к учебно-педагогической (п.2). В ней же отмечено, что «Дневник учащегося, являющийся документом школьника и не относящийся к школьной документации, также не рассматривается».

С другой стороны, известно, что комиссии КРУ в советские времена требовали журналы и на основе его анализа выдвигали финансовые претензии. И сегодня имеют место волюнтаристские методы управления и контроля, и сегодня проверяемые не знают закона либо не готовы отстаивать свои законные права.

Этот миф может сыграть очень злую шутку с некомпетентными администраторами, ибо сегодня ведение журналов по закону находится в компетенции образовательной организации и порядок ведения учета должен быть описан в локальных нормативных актах. Предлагаю самостоятельно ответить на вопрос: как будут проверять образовательную организацию, которая в собственных нормативных актах написала, что журнал — документ финансовой отчетности? А я уже не раз видел подобные утверждения в современных положениях школ о своих электронных журналах.

Миф 3. Современный (с 1992 года): Нельзя отказаться от бумажного журнала

Уинслоу Гомер, 1871 г. Деревенская школа.

wikiart

Реальность: При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учёт и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Это приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ — это дополнительное свидетельство помимо отнесения задачи ведения учёта законом 273-ФЗ к компетенции образовательной организации.

Ключевым современным документом в отношении электронного журнала является письмо Минобрнауки РФ от 15.02.2012 №АП-147/07 с описанием нормативной базы ведения электронных журналов. Даже до этого письма некоторые школы решались вести учёт только в электронном виде без бумажных журналов, опираясь на этот закон. Однако до письма причастный оборот в старом законе создавал неоднозначную нормативную коллизию: возникали дискуссии, как интерпретировать факт отсутствия «порядка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти».

Письмо сняло разночтения, а право образовательной организации было чётче закреплено в новом законе и даже усилено. Актуальность данного письма, несмотря на выход новой версии закона «Об образовании в РФ», подтверждается новым письмом Минобрнауки от 21.10.2014 №АК-3358/08, вносящего уточнение в письмо №АП-147/07 в части соблюдения требований закона «О персональных данных». Все, кто хочет понимать нормативную ситуацию с журналами, должны обратить внимание на эти письма.

Подробно хронологию нормативной базы, подтверждающую возможность отказа от бумажного способа ведения журнала, можно проследить .

Миф 4. Новый: Электронный журнал нужно распечатывать

Реальность: Нет в законе требования размножать сущности учёта.

По закону ведение учёта находится в компетенции образовательной организации (см. выше). Должна быть локальная нормативная база, описывающая порядок ведения учёта. Единственный риск попасть под требование предъявить бумажный документ из журнала — «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» из письма Минобразования РФ от 20.12.2000 N 03-51/64. Оно опирается на отмененный в 2010 году «ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ДОКУМЕНТОВ…», но сохраняет актуальность. Там предусмотрена необходимость через 5 лет хранения журнала (не указано, бумага или цифра) ещё не менее 25 лет хранить «Изъятые из классных журналов сводные ведомости успеваемости».

Если аккуратно подходить к «Перечню», то он требует соблюдать указанные в нем сроки хранения тех документов, которые ведутся в организации. Если документ не ведётся, то и требования его хранить нет. Состав документов, которые должны вестись, определяют региональные органы власти. Поскольку указанные ведомости являются составной частью бумажных журналов, вряд ли они отдельно указаны в списке обязательных к ведению документов. Раз так, организации, отказавшиеся полностью от бумажных журналов, оказываются в ситуации, когда хранить эти ведомости нет необходимости. Остается доказать это проверяющим. Возможно, кто-то из администраторов пойдёт на этот риск. Конечно, было бы лучше, если бы сами органы власти подтвердили такой порядок своим методическим письмом.

Подробнее об архивном хранении.

В современных условиях логичнее, удобнее и надёжнее хранить прошлогодние электронные журналы в независимом от электронного журнала, пригодном для чтения электронном формате, подтверждённом электронной подписью.

Миф 5. Модный: Электронный журнал должен быть «в облаках»

У журнала «в облаках» и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Википедия

Реальность: Журнал может быть любой на выбор организации.

У журнала «в облаках» (в облачном Интернет-хранилище) и у журнала в локальной сети есть свои плюсы и минусы.

Главное преимущество журнала «в облаках» — решение технических проблем эксплуатации электронного журнала. Остаётся проблема доступности сети Интернет. Я сторонник установки электронного журнала в локальной сети.

Аргументация с позиции современных требований по защите персональных данных и сложностей технического сопровождения отражена в презентации, ссылка на которую есть ниже.

Миф 6. В стиле «блондинки»: Внешний провайдер электронного журнала сам решит проблемы защиты персональных данных

Реальность: Единственная проблема защиты персональных данных, которая решается «в облаках» — технические меры по защите. Кроме технических мер, имеется длинный список организационных и нормативных действий, которые в случае «облачного» электронного журнала даже более насыщенные.

Специально для таких «блондинок» было выпущено письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2014 №АК-3358/08. Оно не несло ничего принципиально нового — это выжимка из закона 152-ФЗ «О персональных данных» с перечислением тех мер, которые нужно выполнить. Оно обращает внимание на то, что за снятие проблем технической защиты персональных данных внешним электронным журналом надо расплачиваться дополнительными организационными мероприятиями, которых можно избежать при ведении локального электронного журнала.

Миф 7. Сказочный: электронный журнал решает все проблемы информационной образовательной среды

Реальность: Подавляющее большинство продуктов, которые связывают с электронным журналом, не являются электронными журналами. Это комплексные информационные системы, в которых электронный журнал является одной из функций. Часто не основной, а побочной, дополнительной к основной функциональности.

По этой причине очень сложно сравнивать функциональность разных электронных журналов, ибо каждый производитель норовит включить в перечень те функции, которые к задачам электронного журнала имеют косвенное отношение. Строго говоря, сравнивать электронные журналы нужно исключительно по журнальным и административным функциям, по интерфейсным удобствам. Но тогда практически у всех сравниваемых начнут проявляться заметные недостатки, которые они или сами не знают, или стараются маскировать другими достоинствами. Для простых систем оценивания и формального отношения к ведению учёта в журнале это большого значения не имеет. Для тех школ, которые используют журнал как важный инструмент управления образовательным процессом, журнальные возможности имеют существенное значение.

Важно иметь в виду, что электронный журнал должен уметь вести учёт в той системе оценивания, которая принята в организации, отражать те административные регламенты работы с журналом, которые предусмотрены образовательной программой. Подавляющее большинство школ работает в традиционной советской пятибалльной системе. Но уже не все. ФГОС подразумевает критериальное оценивание. Систем оценивания много. Это весомый повод для внимательного выбора электронного журнала.

Чем выше требования к журналу, тем с меньшей вероятностью они реализованы в комплексном продукте, который должен поддерживать актуальные требования по всем своим функциям.

Отдельная спорная тема — нужно ли стремиться к комплексному решению всех задач построения информационной образовательной среды одним продуктом? Сегодня информационные технологии развиваются настолько стремительно, что никогда нельзя знать, что появится и что исчезнет завтра. Приобретение комплексного продукта в таких условиях, учитывая медленное освоение ИТ в образовании в силу высокой занятости и заметной инертности учителей, влечёт за собой неэффективную трату средств и риск отставания от новейших технологий. Комплексный продукт накладывает дополнительные ограничения на условия эксплуатации, требует более мощных ресурсов для установки, более сложного обучения, администрирования. Такие продукты, действительно, часто логичнее устанавливать «в облаках». Но не из-за электронного журнала, а из-за всего комплекса задач.

Главное преимущество комплексных систем в том, что они изначально согласованы по всем функциям или по большинству из них, и все они поддерживаются одним разработчиком. Недостаток — в неповоротливости, медленном развитии, плохой совместимости с другими системами.

Главное преимущество специализированных небольших систем — легкость, гибкость и неплохая совместимость с другими системами, возможность сравнительно легко заменить одну такую систему на другую без ущерба для других задач, решаемых иными системами. Недостаток — в необходимости совмещать их с другими системами и обращаться за поддержкой к разным разработчикам.

Реальность без мифа

Непонимание существенной доли родителей, учителей, администраторов школ и даже творцов регламентов государственных услуг, что журнал — это инструмент школы, а не услуга, что дневник и журнал — не одно и то же, хотя обе сущности тесно связаны. Это различение чётко проведено в упомянутом выше письме Минобрнауки АП-147/07.

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта.

flickr

Непонимание творцов регламента госуслуг проявлено в названии муниципальной услуги — «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».

Журнал является инструментом учёта, необходимым в работе (электронный или любой другой на усмотрение образовательной организации). Дневник — индивидуализированная выборка из него в отношении конкретного ученика. Поэтому услугой может быть только электронный дневник. Для здравомыслящего администратора школы наиболее адекватным инструментом учёта является электронный журнал, если он отвечает образовательной политике школы, обладает достаточной надежностью на уровне «Единых требований» из письма Минобрнауки, если школа обладает достаточными техническими ресурсами, предусмотренными в письме. Тогда электронный журнал дает прозрачность, экономию усилий по ведению и хранению, облегчает реализацию госуслуги в электронном виде, как того требует закон. В противном случае ведение электронного журнала превращается в бюрократическую обузу.

Непонимание родителей, учителей и администраторов школ проявляется в явно выражаемых недоумениях: зачем им электронный журнал в случае плохого канала Интернет в школе и/или в случае отсутствия навыка работы с Интернет родителей?

Электронный журнал может устанавливаться в локальной сети школы и обеспечивать все удобства как инструмента учёта. Например, повышение прозрачности образовательного процесса само по себе благотворно влияет на него. Информацию из электронного журнала необязательно доставлять детям и родителям в электронном виде. Тем, у кого нет доступа или желания им пользоваться, можно распечатывать информацию электронного дневника на бумаге и выдавать еженедельно на руки, вклеивать в традиционный дневник: это снижает зависимость от вечно пропадающих дневников и существенно снижает трудозатраты учителей по ручному переписыванию информации из журнала в дневник.

Практика показала, что многим ученикам и родителям удобно пользоваться электронным дневником, даже при наличии многочисленных жалоб на его работу, а доля граждан, имеющих доступ к сети, довольно быстро растет.

Есть учителя и родители, которые не хотят пользоваться электронным дневником по идеологическим соображениям, полагая, что самостоятельное ведение учеником бумажного дневника способствует развитию у него определённых компетенций. Тезис спорный, но есть два нормативных правила, которые нужно учитывать:

— право школы на выбор образовательной политики, в том числе, учёта успеваемости;

— право гражданина на выбор способа оказания государственные услуги в электронном или традиционном виде.

Главное, что омрачает наши отношения с родителям в лицее — это отсутствие дневника и домашнего задания. Многие родители требуют и хотят знать, что дети должны делать дома. Зачастую они так прямо даже не говорят. Они говорят, что дневник нужен сам по себе, нужно, чтобы все было записано. Но мы понимаем, что за этим требованием родители высказывают просьбу о домашнем задании. Это эмоциональный вопрос, за которым скрывается желание контролировать.

Наиболее продвинутые родители хотят, чтобы мы все сбрасывали в гугл-докумены и вотсапы. Что такое домашнее здание в вотсапе? В школе мы воздействуем на ребенка, говорим ему, что он должен сделать, что ему полезно, что в его интересах. Если мы будем печатать мамам и папам домашнее задание, то отключим ребенка от самостоятельности, независимости и ответственности. Мы живем в эпоху, когда все под надзором, а теперь хотим, чтобы и домашнее задание контролировалось.

Вместо дневника у нас есть такое понятие — маршрутный лист. Это четко расписанные задания на месяц вперед по всем предметам. Мы за это боролись лет 15 и положили много сил. Все родители и дети это приветствуют. Но есть одно но. Маршрутный лист не является стопроцентным источником домашнего задания, потому что вся его суть в том, что он должен быть распечатан учителем, а не написан детскими каракулями и, самое главное, — он должен быть сделан заранее — за неделю, месяц, то есть это такой план работы.

Но у нас же почти театр, почти актерская работа, а не фабричное производство. Не всегда знаешь, что будет на следующем уроке, а спланировать себя на 10 уроков вперед — значит стать компьютерной программой. Учитель этого не может, все зависит от детей, погоды, собственного состояния. Поэтому у нас нет не только дневника, но и идеального маршрутного листа. Есть тот, что адекватно отражает работу, которую ребенок делает.

Родителям я говорю одно: есть единственный точный правдивый источник информации — это ваш ребенок. Он у вас всегда под рукой. Вы всегда можете спросить, какие у него успехи и неудачи. Ребенок никогда не врет. Если врет, значит у него психологические проблемы. Он всегда может сказать, что у него получается, что не получается, что он делал. Поэтому мне непонятно и даже стыдно слышать от родителей заявления типа того, что они не могут от своего ребенка что-то узнать. Надо налаживать отношения, только от ребенка можно узнать правду.

Родители, которые хотят сверхточности, на самом деле хотят сверхопеки, сверхкороткого поводка. Они хотят контролировать каждый ход, каждое дыхание ребенка. Мы, учителя, разберемся с ребенком сами. В худшием варианет, если не разберемся и оценки будут плохие, мы вам позвоним. Родители не должны превращаться в школьного учителя. Это может кончиться домашними неврозами с переходами в психозы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *