Если долго не пользуешься картой Сбербанка

Ассоциация банков России предлагает внести несколько поправок в законы, касающиеся денежных переводов и мошенничеств, с ними связанных. Поправки по большей части технические, но все равно важные – предлагается разрешить банкам блокировать карты клиентов, если замечена подозрительная операция. Речь идет о картах-получателях, а не отправителях. То есть банк сможет заморозить сумму перевода на карте мошенника, пока владелец карты, с которой списаны деньги, лично не подтвердит законность операции.

Сейчас у банка-получателя нет прав самолично блокировать сумму на карте, если она уже поступила. Дело в том, что обычно банки отслеживают «исходящие» подозрительные переводы, а не «входящие». То есть если деньги уже поступили мошеннику на карту, он спокойно успеет их снять. А если поправки примут, банк, выпустивший его карту, не даст ему сделать это.

Термин «блокировка» означает запрет на любые операции по карте. Ни снять, ни перевести деньги, ни оплатить что-либо вы по ней не сможете. И подобная практика существует очень давно. Любая карта является собственностью банка, так что и поступать с ней он может по своему усмотрению. Как и с любыми другими своими инструментами – мобильным приложением, например.

Бывает два вида блокировок: по инициативе клиента и по инициативе банка. Разберем их.

По инициативе клиента

Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Помимо очевидных причин вроде изъятия банкоматом, потери или кражи карты, есть и четвертая – когда вы подозреваете, что скомпрометировали ее. Такое может произойти, если:

– карта долгое время была в доступе для посторонних;

– банкоматы, которыми вы пользовались, могли быть оборудованы скимминговыми устройствами;

– вы вводили данные карты на непроверенных сайтах.

По инициативе банка

Здесь спектр оснований для блокировки куда шире. Однако причина всегда одна: банк тем самым пытается не допустить мошенничества. В России с недавних пор действует специальный закон № 167-ФЗ, который и регламентирует, когда банки смогут заблокировать вашу карту.

Сейчас в большинстве финансовых организаций «странные» операции мониторит в основном искусственный интеллект. Плюс еще платежные системы тоже могут поучаствовать в общем процессе – они отслеживают подозрительные банкоматы и общественные места, в которых заметили мошенничества, и могут по собственной инициативе заблокировать карты, там отметившиеся.

Что же касается банков, основания для блокировки у них следующие:

– Получатель перевода находится в черном списке банка или ЦБ. Такие базы хранят в себе данные о картах или счетах, которые мошенники уже использовали. Сейчас схема такая: сначала банк фиксирует незаконную операцию. Затем собирает всю информацию о получателе денег – номер карты, счета, мобильного телефона, паспорта и СНИЛС, а также ИНН (если получатель – юрлицо) – и передает их Центробанку. ЦБ уже делится этими данными с другими банками – если они найдут у себя клиента-мошенника, его счета заблокируют.

– Если устройство, с которого перевели деньги, находится в той же базе. Речь о смартфонах, компьютерах, планшетах. Если с них уже были незаконные операции, они попадают в черный список. Какая информация о них есть у ЦБ? На удивление обширная – это IP-адреса, MAC-адреса, сведения об операционной системе, IMEI, номер SIM-карты.

– Нетипичное для вас финансовое поведение. Это самый интересный пункт, поскольку понятие несколько эфемерно – четких критериев, что считать «нетипичным поведением», нет.

Это может быть, например, странное место перевода – когда человек только что покупал пиво в Гольяново, а через полчаса пытается снять приличную сумму в Монте-Карло. Или человек в день зарплаты внезапно на всю сумму решил купить товар в интернет-магазине, хотя раньше за ним такого расточительства не замечалось. Кроме того, сыграть свою роль может и «рваная» периодичность операций – годами клиент банка небольшими траншами переводил деньги на карты только жене или ребенку, а тут решил «кинуть» крупную сумму незнакомому человеку. В общем, подобных факторов довольно много, и думать над ними должен в первую очередь банк, а не его клиенты.

– Нетипичное устройство для перевода. Допустим, обычно вы пользуетесь мобильным банком со смартфона, скажем, Samsung или через браузер на Macbook. И еще полдня назад все было по-прежнему, вы оплатили с них услуги ЖКХ – а тут внезапно к вашему личному кабинету подключились с десятого «айфона». Это тоже повод для блокировки.

– Неверный ПИН-код. Самый, пожалуй, старый способ получить блокировку. Трижды ввели ПИН-код неправильно? Звоните в банк для разморозки. Ну или для сообщения о краже.

В подобных случаях банк должен запросить у вас подтверждение операции. Если вы не смогли ответить, он блокирует карту на два дня. Затем, правда, обязан ее разморозить, даже если вестей от вас не поступало.

Как разблокировать карту самому?

Просто позвоните в банк, подтвердите свои личные данные, и карту тут же разблокируют – если блокировка была временной. Если ее заблокировали навсегда – такое может быть, если инициатива исходила от платежных систем – то, увы, придется оформлять новую.

Сегодня на многих предприятиях заработную плату работникам выплачивают не в кассе наличными, а переводят на банковскую карту. В большинстве случаев эти компании участвуют в так называемых зарплатных проектах — то есть все карты сотрудников выпущены одним банком. Как выясняется, у этой системы есть как свои плюсы, так и минусы.

Осталась без отпускных

Например, владельцы карт, имеющие задолженности перед финансовым учреждением, могут остаться без зарплаты, не успев её получить. С такой проблемой столкнулась жительница Воронежа, педагог дополнительного образования Ирина Соловьёва. Ирина Андреевна работала в Доме детского творчества Советского района с 2000 года. Несколько лет назад работников учреждения сделали участниками зарплатного проекта Сбербанка. Но у Ирины Соловьёвой сложились непростые отношения с этим банком.

— В 2011 году я взяла в банке потребительский кредит на 50 тысяч рублей, — рассказывает она «МОЁ!». — А скоро на меня посыпались несчастья. Сначала умерла мама, потом дядя. Расходы на их лечение, похороны легли на мои плечи, при этом родные раньше помогали мне и моей дочке материально, а тут я осталась без поддержки. Поэтому я просрочила платежи по кредиту. Сейчас он вырос до 200 тысяч. И с 2016 года банк начал списывать у меня с зарплатной карты все поступления. Но жить-то нам на что-то с 13-летней дочкой надо, я одна её воспитываю…

Тогда Ирина Соловьёва решила завести ещё одну карту, другого банка, чтобы зарплата перечислялась туда, а часть заработка она самостоятельно переводила бы на «пластик» Сбербанка, чтобы гасить долг по кредиту. В марте она оформила вторую карточку и написала соответствующее заявление в бухгалтерию, чтобы ей переводили заработки на неё. По словам нашей собеседницы, бухгалтеры приняли её заявление без энтузиазма — жаловались, что им придётся вручную выбирать её из списка сотрудников и оформлять ей отдельную платёжку. Однако зарплату переводили на ту карту, которую женщина указала в заявлении.

17 июня Ирине Соловьёвой должны были прийти отпускные — около 30 тысяч. Но она их так и не дождалась. Оказалось, деньги были переведены на карту Сбербанка — как уверяли в бухгалтерии, по ошибке. И эти деньги банк тут же «съел» в счёт погашения кредита. Ирина Андреевна уволилась и срочно ищет новую работу, чтобы не остаться без средств к существованию. Параллельно с этим она написала заявления в трудовую инспекцию и в прокуратуру, чтобы специалисты разобрались, насколько законно был произведён перевод её денег не на ту карту, которая была указана в заявлении.

В свою очередь, корреспонденты «МОЁ! Online» решили разобраться, могут ли работники сами выбирать банк для перевода зарплаты или вообще отказаться от «пластика» и продолжать получать деньги наличными? Об этом мы поговорили с заместителем главного государственного инспектора труда в Воронежской области Ириной ЖЕЛТУХИНОЙ.

От перевода зарплаты на карту можно отказаться

Недавно замминистра финансов Алексей Моисеев напомнил, что россияне сами могут выбирать, на карту какого банка им будут перечислять зарплату. А чуть раньше первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что предприятия должны предоставлять своим сотрудникам на выбор несколько банков в качестве зарплатного. Ирина Желтухина рассказала «МОЁ!», что работники вправе вообще отказаться от перечисления заработной платы на «пластик» в пользу наличных, а также ответила на несколько наших вопросов по этой теме.

  • Каким законом регулируется право работника самостоятельно выбирать банк, на карту которого ему перечисляют зарплату?
  • Как и когда работник должен написать заявление о замене кредитной организации?
  • Что делать, если работодатель отказался это делать?
  • Может ли работник отказаться от перевода зарплаты на карту и получать её наличными?
  • Может ли бюджетник отказаться от карты «МИР»?

Каким законом регулируется право работника самостоятельно выбирать банк, на карту которого ему перечисляют зарплату?

Это статья 136 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ней заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором. Участие предприятия в зарплатном проекте в данном случае значения не имеет.

Как и когда работник должен написать заявление о замене кредитной организации?

Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Что делать, если работодатель отказался это делать?

В случае нарушения работодателем требований ст. 136 ТК РФ работник вправе обратиться с заявлением в государственную инспекцию труда. За нарушения трудового законодательства в этой части предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа. Также, если работодатель принуждает сотрудников к получению зарплаты в определённой кредитной организации, можно обратиться в суд.

Может ли работник отказаться от перевода зарплаты на карту и получать её наличными?

Законом не предусмотрена обязанность работника получать зарплату в безналичной форме. С учётом положений ч. 3 ст. 136 ТК РФ выдавать зарплату необходимо в месте выполнения сотрудником работы наличными деньгами.

Может ли бюджетник отказаться от карты «МИР»?

С работниками бюджетных организаций ситуация сложнее. По закону с 1 июля 2018 года все зарплаты из бюджета переводятся только на карты Национальной платёжной системы «МИР». То есть бюджетник также имеет право выбирать любой банк, где он хочет получать зарплату, но только среди организаций, которые работают с системой «МИР». Также, как говорилось выше, сотрудник имеет право потребовать выдавать зарплату наличными.

Разное 19.07.2018 | 0

Жителям России доступны услуги почти сотни различных банков, однако большинство выбирает «Сбербанк», считая его оплотом честности и надежности. Данная кредитная организация предлагает множество различных банковских карт, однако за все из них требуется постоянно платить деньги. Да, суммы небольшие, но затем платить, если этого можно не делать? Сегодня, 19 июля 2018 года, крупнейший российский банк выпустил бесплатную карточку, за которую совсем не нужно платить деньги.

Речь идет о рублевой банковской карте национальной платежной системы «МИР», которая будет работать даже в случае, если США и Европа отключат Россию от систем VISA и MasterCard. Это карточка вида Momentum. Платить деньги за ее выпуск и обслуживание не требуется, а комиссия за выдачу наличных денежных средств в устройствах территориального банка, где был открыт счет, отсутствует.

Что касается операций в устройствах других территориальных банков, то есть на территории России, то отдать придется 0,75% в качестве комиссии от суммы снятия. Если же говорить о банкоматах сторонних банков, то размер комиссии составит 1%, но не менее 150 рублей за одну операцию. Важно понимать, что хоть сама банковская карта Momentum системы «МИР» и является бесплатной, однако за полноценное SMS-информирование нужно платить деньги.

Полный пакет информации об операциях на карте обойдется в 60 рублей в месяц, поэтому при оформлении карточки от него следует отказаться, выбрав базовый. В таком случае на номер телефона, привязанный к карте, будут приходить лишь подтверждающие какие-то либо действия сообщения SMS, а обо всех транзакциях по карте можно будет узнавать через интернет, например, через приложение «Сбербанк Онлайн». Карточка является неименной, поэтому ее выдают сразу при обращении в офис банка, однако следует заранее по номеру телефона уточнять ее наличие.

Ранее стало известно, что «Сбербанк» вернет 20% от стоимости покупок при оплате банковской картой.

Присоединяйтесь к нам в Google News, Twitter, Facebook, ВКонтакте, YouTube и RSS чтобы быть в курсе последних новостей из мира технологий будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *