Если ребенка обижают в садике

Фото: Тридцать два года я заведовала детским садом. За это время выпустила тридцать две группы по 30-35 детей. И практически в каждой из них были один или два мальчика-драчуна (ради объективности замечу, что в последние годы все чаще появлялись девочки-драчуньи).

Ребенок дерется в саду, дерется в семье, иногда даже на вас замахивается. Что делать? Что предпринять? К кому обратиться?

Прежде всего, не паниковать и успокоиться. Ваш ребенок дерется – это нормально, ведь это живой организм. А любому живому организму свойственна агрессия. Нужно лишь спокойно разобраться в ее причинах.

Для начала последуйте совету незабвенного дедушки Крылова: «На себя оборотиться». Если ребенок видит насилие в семье, это может стать основной причиной детской агрессии. У агрессивных родителей и дети агрессивны.

Есть еще несколько причин.

Родители всегда и везде, по любому поводу критикуют ребенка, одергивают его, делают замечания (иногда очень обидные). Они мало хвалят его. Обиду на родителей ребенок вымещает на других детях.

Мама и папа равнодушны к ребенку, уделяют ему мало внимания. Драками ребенок привлекает их внимание к себе. Если ребенок постоянно дерется в детском саду, то иногда он таким же способом хочет привлечь к себе внимание воспитателя или того из детей, с кем хочет дружить.

Родители должны проследить, не обижает или не унижает ребенка кто-нибудь из посторонних людей. Поговорите с ребенком по душам, посоветуйтесь с воспитателем в детском саду. Еще одна очень важная причина детской агрессии – у вашего ребенка дефекты речи. Он заикается, не выговаривает некоторые буквы. Его не понимают дети и взрослые. Он злится, нервничает. В этом случае немедленно обращайтесь к логопеду. Когда причина агрессии ребенка понятна, покажите ему разные способы выражения злости: бить по подушкам или специальным резиновым или надувным манекенам (продаются в магазинах), можно комкать и рвать бумагу и т. д. Направьте его энергию на спортивные игры. Пусть займется играми, где есть возможность для удара, пинка. Это прежде всего игры с мячом и различные виды борьбы. Пусть побольше бегает, танцует. Смотрите с ребенком добрые передачи и фильмы. Читайте рассказы, сказки, в которых добро побеждает зло. Оберегайте неокрепшую детскую психику от сцен насилия на экранах.

Что может сделать воспитатель

А теперь рассмотрим проблему ребенка-драчуна со стороны воспитателя детского сада и других родителей. Как я уже много раз писала, в израильских детских садах нет понятия «наказание». Воспитатель должен и обязан в разговорах с ребенком выяснить причину его агрессии. Можно посадить его на стульчик, отделив от детей, и предложить ему подумать. Постараться, чтобы такой ребенок как можно меньше контактировал с другими детьми – объектами его агрессии. Иногда я обращалась за помощью к детскому психологу. Он несколько дней наблюдал за таким ребенком, беседовал с ним и давал мне свои рекомендации. Замечу, что детский психолог постоянно работает с каждой подготовительной группой («ган хова»). Воспитатель не имеет права сообщать родителям имя мальчика или девочки, побивших их ребенка. Хотя понятно, что пострадавший ребенок скажет маме и папе, кто его побил. Родители должны сами поговорить с мамой и папой ребенка-драчуна. Иногда в конфликт может вмешаться (без участия воспитателя) родительский комитет. В редчайших случаях (в моей практике он был единственным) родительский комитет обратился с жалобой в муниципалитет («ирию»). После долгого разбирательства ребенка-драчуна (он оказался с отклонениями, которые родители скрыли при записи в сад) перевели в специальный сад. Когда-то я писала реферат о детской агрессивности. Он кончался словами, которыми я бы хотела завершить и эту статью. «К сожалению, иногда в семьях репатриантов родители сами подстрекают детей к насилию: «Будь настоящим пацаном», «Дай сдачи», «Не жалуйся воспитательнице», «Умей постоять за себя».

В Ярославском детском саду №236 воспитанники избили девочку. Об инциденте стало широко известно после того, как местный житель выложил в группу в соцсети «Вконтакте» видеозапись, которую он сделал из окна своего дома.

Реклама

Во время дневной прогулки дети, которым на вид нет и пяти лет, повалили одну из девочек на сырую землю, стали ходить по ней, наступая на спину, пинать ногами и тыкать лицом в землю. Жестокая игра прекратилась, когда воспитанникам она наскучила и они разошлись по своим делам.

Запись длится три минуты, и лишь в конце к малышке подошла воспитательница. Женщина помогла девочке подняться, а затем что-то сказала ей. На видео нет звука, однако автор записи утверждает, что девочка плакала, а воспитатель якобы накричала на нее за то, что она лежала на земле.

«Воспитатель подошла, кажется, только после того, как заметила меня в окне. Ребенок плакал, в конце воспитательница подошла и накричала на него, что она там валяется», – написал в соцсети пользователь Никита Макарьин.

Пользователи возмутились жестокостью маленьких детей. Некоторые обвинили воспитательницу в недосмотре, другие заметили, что воспитанники издевались над сверстницей за деревянным детским домиком, и, возможно, женщина просто не видела, что происходит.

«Может, дети и играли, но это было жестоко. Даже если воспитательнице было не видно происходящее, слышать-то она должна была. В любом случае что-то там происходило три минуты, а она не проверила. Девочка плакала и отбивалась», — сообщил автор записи.

Что касается состояния малышки, то, по словам Макарьина, она вскоре вернулась на игровую площадку: «Думаю, что девочка сильно не пострадала, так как после того, как воспитательница подошла, она встала и пошла за ней. Потом на площадке вроде ее видел, ничего такого».

По данным СМИ, пострадавшей девочке четыре года. Она ходит в группу «Гномик», в которой кроме нее еще 27 детей. Воспитатель группы в учреждении на хорошем счету — к ней никогда не было претензий. Женщине 69 лет, около 40 из них она работает с детьми.

«Воспитательница очень хорошая, отзывы о ее работе всегда были хорошими. Возможно, она не видела происходящего. Мы проведем внутреннюю проверку», — пообещала заведующая детским садом «Медвежонок» Татьяна Рекут.

Она также заверила, что сейчас малышка находится в группе и чувствует себя нормально. От дальнейших комментариев администрация учреждения отказалась. При этом персонал самого садика возмущен тем, что мужчина, выложивший в сеть видео, просто снимал и не сделал ничего, чтобы остановить избиение ребенка, хотя мог крикнуть воспитательнице или детям.
Пресс-служба департамента образования мэрии Ярославля уже заявила, что вопрос взят под контроль: ведомство выясняет, что именно произошло в дошкольном образовательном учреждении.

По факту избиения ребенка ярославские следователи начали проверку. Об этом сообщила официальный представитель следственного управления по региону Кристина Гузовская.

«По сообщениям СМИ о произошедшем в детском саду следственными органами СУ СКР по Ярославской области незамедлительно организована доследственная проверка, устанавливаются все обстоятельства», — приводит ее слова РИА «Новости».

Проверку в учреждении начал и уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин. По его словам, в аппарате омбудсмена намерены разобраться, где во время инцидента была воспитательница и как был организован процесс работы с детьми.

«В детском саду произошло ЧП, потому что, когда дети осознанно избивают своего сверстника, а органы управления, воспитатель об этом не знают — это ненормально.

Когда родители отдают ребенка в детский сад, они понимают, что за его здоровье и безопасность отвечает администратор сада, мы начали проверку, сейчас опрашиваются должностные лица», — сказал Крупин.

Он также отметил, что родителям девочки — ее законным представителям — рассказали о случившемся лишь после того, как вмешался аппарат уполномоченного. После инцидента ребенка не осмотрел медперсонал и не было принято решение, требуется ли девочке психологическая или медицинская помощь. Как отметил Крупин, девочка ходит в детсад недавно и еще не успела адаптироваться в коллективе.

Психолог Надежда Клюева отметила, что травля среди детей дошкольного возраста — явление аномальное.

«Буллинг в школах как явление существует и распространено. Но чтобы в дошкольном возрасте — это крайне нестандартная ситуация. Тут очень важно, как среагируют родители, педагоги. Родителей экстренно надо собирать. Нельзя так просто оставлять, заминать ситуацию, на ней нужно акцентировать внимание, объяснять, как нельзя себя вести. И неважно, какая была причина, важно, что какой-то ребенок был зачинщиком этого. И с ним нужно разговаривать», — пояснила психолог в беседе с местным изданием «76.ru».

Наверное, большинство родителей встречались с тем, что когда их ребенок приходил из детского сада и начинал жаловаться на то, что его обижают сверстники.

Некоторые мамы и папы сразу же идут разбираться в чем причина конфликта, выясняют отношения с родителями обидчика, кто-то может и заявление пойти написать в полицию или прокуратуру, кто-то-то идет к заведующей детского сада и требуют убрать обидчика из группы. А есть такие родители, которые не придают значения тому, что малыш жалуется, считают, что это детские фантазии. Оба типа родителей поступают неправильно. В нашей статье мы хотим рассказать, что же делать родителям в таких ситуациях.

А иногда бывает и не просто понять то, что у ребенка по-настоящему существуют проблемы в детском саду и не всегда дети сами об это идут рассказывать своим родителям.

Как же узнать у ребенка правду?
— Можно поговорить с ребенком прямо, особенно это будет просто тем семьям, в которых принято разговаривать по душам. Узнайте у крохи, с кем он дружит, какие ситуации или может даже ссоры происходят в группе. Здесь возможно два варианта: либо малыш с увлечением начнет все рассказывать, либо попросит, чтобы вас о помощи.
— Понаблюдайте за своим ребенком дома, за его поведением, интересами, привычками. Если он резко превратился из активного малыша в пассивного, который не хочет играть, чего-то боится – здесь нужно бить тревогу.
— Обязательно осмотрите ребенка на наличие синяков и царапин и узнайте, из-за чего они появились.
— Сходите с ребенком на детскую площадку и понаблюдайте за тем, как он будет вести себя с другими детьми, какую роль занимает в детском коллективе. Если он без проблем общается и играет с другими детками на этой площадке, а после детского сада приходит и «забивается в угол» – значит срочно нужно разбираться, в чем дело.
— Чтобы понять, что происходит с вашим малышом и узнать у него правду, это можно сделать через игру. Например: поиграйте с ним в детский сад и по его поведению вы сможете понять, какое общение у ребенка со сверстниками. Также можно попросите чадо нарисовать вам рисунок «Как прошел его день в детском саду».
Как же нужно реагировать родителям на происходящее?
Сначала попытайтесь понять масштаб проблемы, не делайте вид, что вы не слышите жалоб своего ребенка на то, что кто-то кусается, дерется, забирает игрушки. Узнайте у малыша подробности об обидчике: кто это такой, кого еще он обижает, как часто и почему это происходит. Постарайтесь выяснить все спокойно.
Ход ваших действий должен быть примерно таким:
— Для начала поговорите с воспитателем. Задайте ему такие же вопросы, что и ребенку. И сразу же для себя отметьте, совпадает или нет рассказ педагога с рассказом вашего чада. В ходе разговора выясните, насколько обидчик проявляет агрессию по отношению к другим детям, и кто спровоцировал конфликт. Если воспитатель не в курсе о происходящем, то попросите его понаблюдать за отношениями между вашим малышом и агрессивным ребенком. А если педагог знает о происшедшем, то попросите его поговорить с родителями этого ребенка.
— Не нужно лично разговаривать с чужим ребенком, а тем более ругать его. Так же не нужно разговаривать и с родителями обидчика, так как вероятнее всего спокойного разговора не получится, а будет беседа на повышенных тонах. Не забывайте о том, что каждый родитель всегда будет на стороне своего ребенка. Разговаривать с родителями обидчика и с самим обидчиком должен только воспитатель, а если понадобится, то детский психолог.
— Если в ближайшее время предстоит родительское собрание, а разговор с воспитателем ни к чему не привел, то на нем можно поговорить с остальными родителями. И если будет коллективное обращение с подписями других родителей на имя заведующего детским учреждением, то есть возможность перевести проблемного ребенка в другую группу. Но, это будет возможно, если в детском саду есть еще одна группа такого возраста, как и ваша, отчислять из детского сада никто не имеет права, это не законно.

Выше мы описали внешние признаки проблемы, но также есть еще и внутренние признаки. Чтобы разобраться с внутренними признаками проблемы, то необходимо использовать следующие методики.

Первый метод называется «Поиск союзника». Если возникла трудная ситуация, то малыш должен найти себе помощника или союзника. Научите ребенка говорить о проблеме и если нужно – звать на помощь. Но, обязательно объясните ему что такое ябедничество и когда действительно необходима помощь взрослого.
Второй метод называется «Метод пограничника».

Научите своего сына или дочку ставить личные границы между собой и тем, кто пытается его/ее обидеть. Ребенок обязательно должен научиться говорить, что ему что-то не нравится или делают не приятно. Объясните крохе, что обиду сглатывать нельзя, а также стороной обходить тех, кто невоспитан или агрессивен. И пусть малыш выучит следующую фразу «Я с тобой не хочу играть!».

Третий метод называется «Метод аналогичного воздействия». Этот метод считается спорным, так как суть его заключается в том, что если ударили – ударь в ответ и т.д. чаще всего на обидчиков этот метод хорошо действует, но вашему ребенку он может навредить. Так как дети совсем не знают, где та грань между агрессией и самообороной.

В заключение нашей статьи мы хотели бы отметить несколько моментов. Уделяйте, как можно больше своим детям, будьте ближе к ним. Отдайте ребенка в спортивную секцию будь это плавание, дзюдо, каратэ или любой другой вид борьбы, что он смог реализовать все свои возможности в спорте. Не упрекайте малыша в том, что он не может дать сдачи. Никогда не указывайте на его недостатки, не рассказывайте всем о происходящем, так как все это может не очень хорошо сказаться на психике ребенка.

Обижаться или искать выход с ребенком?

Все мы любим своих детей и стараемся защитить их от любой невзгоды. Как от самой непредсказуемой, так и от обычной, распространенной, к которым относятся, например, конфликты со сверстниками.

Взаимоотношения детей — дремучий лес, где вполне обосновано заблудится даже психолог. Что же говорить о родителях. Нам эти отношения кажутся простыми и очевидными. Но это серьезное заблуждение. Ребенок уже с детского сада начинает социализироваться, то есть осваивать навыки общения со сверстниками. И такое общение состоит не только из дружной игры. Неизбежны конфликты, ссоры, противоречия. И все это ребенок должен пережить сам. Он должен от начала и до конца пройти этот не простой путь, чтобы, столкнувшись с трудностями, научиться бороться с ними, накопить практику преодоления конфликтов и обид. Никто это за него не сделает. И не сыграет роли здесь никакой мамин опыт. Только тогда в ребенке с детства начнут вырабатываться качества, которые в дальнейшем воплотятся в сильной, уверенной в себе, мудрой и гармонично развитой личности.

Вашего ребенка обидели. Вы мечетесь, не зная, что предпринять, и уже появляются мысли о другом детском саде. Но везде его будут окружать все те же трудности и проблемы. От них не убежишь и не спрячешься, сколько бы детских садов вы ни сменили. Но и ограждать свое чадо от общения, тем самым прикрывая от конфликтов и проблем, всю жизнь у вас никак не получится. В любом случае ребенку предстоит окунуться во внешний мир, чуждый ему, а подчас, и враждебный. И люди там далеко не все будут добрыми, отзывчивыми и великодушными. Но в любом случае в этот мир придется вступить. И вот здесь совсем не лишней будет помощь родителей.

Социальная жизнь малыша, как уже говорилось, начинается с детского сада. Все мамы желают, чтобы их ребенок посещал тот детский сад, где его окружали бы забота и внимание, а он чувствовал бы себя комфортно, почти как дома. Но везде, каким бы детский сад ни был элитным, вашего малыша могут обидеть его сверстники. Ведь все дети неизбежно время от времени ссорятся. Главное, чтобы эти ссоры не перешли в открытую травлю. А бывает и так. Ребенок имеет какой-то внешний дефект, не стандартную фамилию, плохо выговаривает какие-то буквы. Дети не любят тех, кто выделяется из общей массы, и бывают к ним по-настоящему жестоки.

Не паникуйте. Попробуйте определить причину. Возможно вы и сами в состоянии быстро ее устранить. Конечно, нужно выслушать воспитателя. Но решать все равно придется вам. Приглядитесь, быть может ваш малыш не опрятен или не модно одет. Внешний вид ребенка очень важен. Займитесь им. И даже если ваш семейный бюджет не очень велик, постарайтесь купить два-три новых костюма для малыша. Ведь это совсем не большая плата за его спокойствие и комфорт.

Часто в этом возрасте у детей встречаются дефекты речи, большой повод для того, чтобы дразнить и насмехаться. Обратитесь к логопеду. Хороший специалист может устранить некоторые дефекты буквально за два-три занятия.. И с внешними дефектами нужно работать. Например, большие уши вполне можно скрыть под длинными волосами, любая прическа сейчас не вызывает осуждений.

Серьезным поводом для насмешек является физическая неразвитость ребенка. Привлеките ребенка через игровой процесс к укреплению своего тела. Он сразу будет увереннее в себе, а насмешки постепенно сойдут на нет: никто не захочет задевать того, кто может дать сдачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *