Этика поведения учителя

5.4 Больше похвал, чем ругани, — вот, что нужно детям, чтобы лучше концентрироваться на учебе и эффективнее контактировать с учителями.

Чтобы добиться лучшей дисциплины в классе, учителям стоит больше хвалить детей за примерное поведение и меньше ругать их за шалости. К такому выводу пришли исследователи из США, в течение трех лет наблюдавшие за 2536 учениками в возрасте от пяти до 12 лет из трех разных штатов. Статья об исследовании опубликована в издании Educational Psychology.

Исследование под руководством Пола Калдареллы из Университета Бригама Янга в штате Юта охватило 151 класс в 19 начальных школах Теннесси, Юты и Миссури. В половине классов учителя придерживались специальной программы поведенческого вмешательства, в рамках которой ученикам рассказывали о социальных навыках, которые они должны показывать на уроках, и вознаграждали за демонстрацию этих навыков. В другой половине классов преподаватели использовали свои типичные методы управления детьми.

В ходе наблюдений за школьниками ученые установили, что введенный ими показатель PRR, определяющий соотношение похвал к выговорам, значимо положительно коррелирует с тем, насколько ученики сосредоточены на своих заданиях. Иными словами, чем больше учителя хвалят и чем меньше ругают, тем лучше дети идут на контакт с преподавателем и тем глубже концентрируются на учебе.

В тех классах, где показатель PRR был наивысшим, ученики на 20-30% больше времени тратили на полезное общение с учителем или сосредоточенную работу над заданием, чем в классах, которые были в самом конце рейтинга PRR. Это наблюдение справедливо как для тех классов, где учителя использовали предписанную программу поведенческого вмешательства, так и для тех, где учителя безо всяких подсказок со стороны были склонны чаще хвалить, а не порицать.

«К сожалению, предыдущие исследования показали, что учителя часто склонны выговаривать ученикам за непослушание столько же часто и даже чаще, чем хвалить за надлежащее поведение, — подытоживает Пол Калдарелла. — Похвала — это форма обратной связи с учителями, и ученики нуждаются в ней, чтобы понять, чего от них ждут <…>».

Результаты исследования показывают, что похвала служит мощным инструментом в арсенале учителя, вдохновляющим учеников работать усерднее — особенно тех, которые испытывают трудности в учебе или демонстрируют асоциальное поведение. Предыдущие исследования показали четкую связь между временем, затрачиваемым учениками на выполнение школьных заданий, и успеваемостью. Это позволяет предположить, что похвалы могут повысить скорость обучения и улучшить оценки детей.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Скопировать ссылку

Д.С. Гиба, юрист

Журнал «Учет в сфере образования» № 10, октябрь 2011 г.

В случае, когда на педагога учреждения поступила письменная жалоба, изложенные в ней факты нужно проверить. И если, например, подтвердится, что работник вел себя некорректно по отношению к ученикам, его могут уволить. Есть и иные основания для этого…

Если педагог нарушил устав учреждения

Чтобы расторгнуть трудовой договор, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
– педагогический работник нарушил положения устава образовательного учреждения;
– он совершил грубое нарушение устава учреждения в течение года.
Отметим, что устав образовательного учреждения обычно предусматривает, что работник обязан соблюдать локальные нормативные акты, добросовестно исполнять свои должностные обязанности, корректно вести себя по отношению к учащимся и коллегам и т. д. Несоблюдение этих требований может быть признано нарушением устава. А что считать грубым нарушением устава, законодательство не определяет. Это прерогатива руководителя образовательного учреждения. Правда, перечень грубых нарушений, которые могут стать основанием для расторжения трудового договора с педагогическим работником, лучше прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать ситуаций, когда работник оспорит законность своего увольнения в суде и будет восстановлен им в должности.
Поскольку увольнение по соответствующему основанию отнесено к дисциплинарным взысканиям, оно требует соблюдения правил привлечения работников к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ) и порядка проведения дисциплинарного расследования, предусмотренного пунктом 2 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Отметим, что расследование того, что педагог нарушил нормы профессионального поведения или устав образовательного учреждения, может быть проведено только по жалобе, поданной на него в письменной форме. При этом копия такой жалобы вручается самому работнику (п. 2 ст. 55 Закона об образовании).
При совершении повторного дисциплинарного проступка работником, уже имеющим дисциплинарное взыскание, оформляется приказ о применении взыскания в виде увольнения, который составляется в произвольной форме. Хотя Роструд в письме от 1 июня 2011 г. № 1493-6-1 отметил, что такой приказ можно и не оформлять.
Само же расторжение трудового договора оформляется приказом по форме № Т-8 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). В нем в графе «Основание» указываются докладные записки, акты и объяснительные работника.

Если педагог применил к учащимся насилие

Прекращение трудового договора по данному основанию возможно в случае применения педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:
– физического насилия в форме преднамеренного нанесения травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии;
– психического насилия в форме угроз, оскорблений и унижений достоинства, предъявления чрезмерных требований, систематической необоснованной критики и т. п.
Данное основание опять же относится к так называемым дисциплинарным увольнениям.
В процессе дисциплинарного расследования работодатель должен установить факт применения насилия, его цель, время, место, наличие или отсутствие умысла. Сделать это можно на основании свидетельских показаний, осмотра пострадавшего, медицинских документов. При этом наказуемым является физическое или психическое насилие, не совершенное случайно или по неосторожности. Причиной увольнения за применение насильственных методов воспитания может стать и соответствующее судебное решение. При увольнении по данному основанию следует уделять пристальное внимание соблюдению установленной процедуры. Иначе работник может быть восстановлен в должности, даже если сам факт того, что он допустил нарушения, был доказан (определение Московского городского суда от 24 ноября 2010 г. № 33-35741).

Если работник достиг определенного возраста

В государственных и муниципальных вузах должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет (ст. 332 Трудового кодекса РФ).
Лица, занимающие указанные должности, по достижении ими возраста 65 (70) лет переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. А если перевод невозможен, трудовой договор с работниками расторгается.
Правда, по представлению ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

Если педагога не избрали на должность по конкурсу

Кандидат на замещение должности научно-педагогического работника в вузе избирается по конкурсу (он же проводится для перевода работника на указанную должность).
Отметим, что конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой специалистом, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится раз в пять лет.
Правда, конкурс можно не проводить при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника – до выхода этого педагога на работу.
Если работник, который занимает должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ.

Важно запомнить

Если допущенное педагогом нарушение относится к дисциплинарным (например, грубое нарушение устава учреждения или применение к воспитанникам насилия), работодатель издает об этом приказ, с которым работника следует ознакомить в течение трех рабочих дней. При этом с работника нужно взять письменные объяснения причин его проступка.

Также учителю следует «избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству, и деловой репутации» педагога и (или) школы.

— Примерное положение уточняет устаревший Модельный кодекс профессиональной этики педагогов и содержит детализированное описание этических норм, а также закрепляет право педагогов на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших из-за нарушения профессиональной этики, — прокомментировали документ в министерстве просвещения.

Как именно ведомство предлагает решать такие конфликты? В первую очередь, с помощью специальной комиссии, которая создается в школе. В нее могут войти совершеннолетние школьники, родители, учителя и сотрудники администрации школы, члены местного профсоюза. Если учитель будет не согласен с решением комиссии, он может обратиться в суд.

Напомним, весной 2019 года на всю страну прогремел скандал с увольнением учителя русского языка из Барнаула Татьяны Кувшинниковой. Она лишилась работы из-за якобы откровенных фото: занимаясь моржеванием, выложила в соцсети «зимние» снимки в платье с бретельками и в закрытом купальнике. Причем этот случай уже далеко не первый в череде увольнений педагогов за фото в интернете.

Коллегу поддержали тысячи учителей по всей стране. Они выкладывали снимки в купальниках, из тренажерных залов, из отпуска с хештегом Учителятожелюди#. После этого министерство просвещения пообещало разработать правила поведения учителей в соцсетях.

— Минпросвещения России и профсоюз обращают особое внимание на необходимость соблюдения участниками образовательного процесса положений Конституции РФ. В соответствии с ними каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, — подчеркнули в ведомстве.

Министерство также рекомендовало региональным органам исполнительной власти руководствоваться новым положением о профессиональной этике «при разработке отраслевых соглашений и локальных нормативных актов».

— С одной стороны, ничего революционного в новых нормах профессиональной этики нет. Этот документ стал более адекватным для той «цифровой» реальности, в которой мы живем. С другой — обновить эти нормы было действительно необходимо, — говорит победитель конкурса «Учитель года России-2018», общественный советник министра просвещения Алихан Динаев. — В Трудовом кодексе указано, что одним из оснований для увольнения является аморальный поступок, совершенный педагогом или воспитателем в образовательных учреждениях. Но детализации того, что считать аморальным поступком, нет. Новые нормы профессиональной этики позволят нам решить эту проблему. Очевидно, они сгладят те самые углы, на которые порой очень больно натыкались сотни учителей по всей стране. И если этот документ позволит всем участникам образовательных отношений спокойно, без лишней нервотрепки разрешать конфликтные ситуации, то тогда мы все должны сказать большое спасибо его разработчикам.

Фото в купальнике публиковать в соцсетях можно. А вот вредную для здоровья детей информацию — нельзя

Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова прокомментировала этот документ на сайте профсоюза:

«К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей в нарушении ими норм профессиональной этики. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок.

Модельный кодекс 2014 года указывал педагогам на необходимость во что бы то ни стало «соответствовать общепринятому деловому стилю», что было лишено здравого смысла в отношении тех же учителей физкультуры. В новой редакции документа требования заменены на более гибкую норму о соблюдении «внешнего вида, соответствующего задачам образовательной программы».

Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на вмешательство в частную жизнь, а на установление единственного ограничения — воздержания от размещения в сети «Интернет» и в доступных детям местах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации четко определены в законе. Информация порнографического характера — это, простите, не изображение в купальнике или с обнаженным атлетическим торсом. Мы считаем, что требования к поведению учителя в сети «Интернет» не могут быть более строгими, чем, скажем, к федеральному телеканалу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Принято на заседании Совета учреждения и утверждено директором 22 сентября 2014 года

Нормы профессиональной этики педагогических работников БОУ г. Омска » Средняя общеобразовательная школа № 15″

  1. Общие положения

1.1. Нормы профессиональной этики педагогических работников бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска » Средняя общеобразовательная школа № 15″ (далее соответственно – Нормы этики ) разработаны на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Норм профессиональной этики педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Омской области, рекомендованных Общественным советом при Министерстве образования Омской области 14 мая 2014 года.

1.2. Нормы этики представляют собой свод общих принципов профессиональной этики, корпоративных ценностей и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15» (далее – педагогические работники) независимо от занимаемой ими должности при выполнении трудовых функций по обучению, воспитанию, развитию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

1.3. Целями Норм этики являются: организация профессиональной деятельности и поведения педагогических работников в соответствии с правовыми, нравственными, этическими нормами, нормами профессиональной этики; развитие самоконтроля педагогических работников и улучшение морально-психологического микроклимата трудового коллектива; содействие укреплению авторитета педагогических работников и БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15»; сохранение в общественном сознании уважительного отношения к педагогической деятельности, имиджу педагогического работника;повышение престижа профессии педагога, формирование профессиональной чести и достоинства педагогических работников; содействие профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных организаций при выборе направления обучения по профессиям педагогического профиля; поддержка адаптации молодых специалистов – педагогических работников в трудовом коллективе; обеспечение эффективности выполнения педагогическими работниками своих трудовых функций; совершенствование взаимодействия между обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, (далее соответственно – обучающиеся, участники образовательных отношений).

II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых функций

2.1. Педагогические работники при выполнении трудовых функций исходят из законодательно установленных положений:

— о человеке, его правах и свободах, являющихся высшей ценностью;

— об особом статусе педагогических работников в обществе.

2.2. Педагогические работники обязаны:

— стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком морально-этическом, психолого-педагогическом уровне;

— соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

— уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

— развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

— формировать гражданскую позицию обучающихся, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

— стремиться применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, средства, методы обучения и воспитания;

— систематически повышать свой профессиональный уровень;

— внимательно и заботливо относиться к обучающимся, учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;

— соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями, формировать толерантное отношение участников образовательных отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

— поддерживать деловые и доброжелательные отношения с коллегами, основанные на принципах демократии, партнерства, коллективизма и взаимопомощи, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе;

— оказывать содействие молодым специалистам, уважение и поддержку ветеранам педагогического труда;

— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию участников образовательных отношений;

— воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическими работниками трудовых функций, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15»;

— исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению педагогическими работниками трудовых функций.

2.3. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

2.4. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, организованности, ответственности, трудовой и исполнительской дисциплины, деловой репутации.

2.5. Педагогические работники не допускают:

— высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, ограниченных возможностей здоровья, политических или религиозных предпочтений и принадлежности к общественным объединениям;

— грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, оскорбительных выражений, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений по отношению к участникам образовательных отношений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

— демонстрации социально неодобряемых привычек (курение, употребление спиртных напитков, использование нецензурной брани) в присутствии обучающихся;

— разглашения служебной информации и персональных данных участников образовательных отношений, определенных действующим законодательством.

2.6 Педагогическим работникам следует проявлять корректность, вежливость, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, соблюдать культуру речи (нормы письменной и устной речи), быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными, уважать иные мнения.

2.7.Внешний вид педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15»,соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

III. Ответственность за нарушение положений Норм этики

3.1. Нарушение педагогическими работниками положений настоящих Норм этики рассматривается на заседаниях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15».

3.2. Соблюдение педагогическими работниками положений Норм этики может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

IV. Заключительные положения

4.1.Настоящие Нормы этики принимаются на заседании Совета БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15» в качестве локального нормативного акта.

4.2.Внесение изменений в настоящие Нормы этики осуществляется в порядке, установленном БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 15».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *