Европейская экономическая комиссия ООН

Европейская экономическая комиссия ООН — это одна из пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.

В период холодной войны ЕЭК ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее время ЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI века.

ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.

Введение Международное удостоверение на право управления прогулочным судном (МУС), выдаваемое в соответствии с резолюцией № 40, служит доказательством компетентности его владельца в области управления прогулочным судном в международно признаваемом формате, которое может предъявляться по запросу должностным лицам в зарубежных странах. Резолюция № 40 была принята Рабочей группой по внутреннему водному транспорту 16 октября 1998 года и далее регулярно пересматривалась. Она опубликована на трех официальных языках ЕЭК ООН ― английском, французском и русском. В настоящее время действует четвертое пересмотренное издание резолюции (ECE/TRANS/SC.3/147/Rev.4) вместе с поправкой № 1 (ECE/TRANS/SC.3/ 147/Rev.4/Amend.1). МУС скорее дополняет, а не заменяет любое требование, которое может предусматриваться государством флага, и не заменяет национальное удостоверение, однако в качестве доказательства компетентности его владельца в области управления прогулочным судном в международно признаваемом формате, оно дает ряд преимуществ его владельцу. В большинстве европейских стран администрация и различные компании, включая компании по аренде судов, требуют наличие МУС, и судоводители, являющиеся гражданами или резидентами стран, принявших резолюцию № 40, используют это преимущество. Более подробная информация приведена в Руководящих принципах применения резолюции № 40. Область применения Резолюция № 40 применяется в мировом масштабе и поэтому открыта для применения всеми государствами-членами ООН. По состоянию на сентябрь 2018 года, она официально принята 23 государствами: Австрией, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Хорватией, Чешской Республикой, Финляндией, Германией, Венгрией, Ирландией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Румынией, Сербией, Словакией, Южной Африкой, Швейцарией, Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. IWG RN/2018/8 2 Официальное принятие означает, что страна внедрила процедуры, указанные в резолюции № 40, соответствующим образом проинформировала Исполнительного секретаря ЕЭК ООН и предоставила необходимые документы. Тем не менее, некоторые из стран, пока не принявших резолюцию № 40, тем не менее с готовностью признают МУС, а иногда и требуют его предъявления у прибывающих судоводителей прогулочных судов в качестве доказательства их компетентности. Юридический статус Резолюция № 40 не является юридически обязательным документом и имеет рекомендательный статус. Если правительство намеревается ее принять, не требуется процедуры ратификации, присоединения или правопреемства. Процедура принятия приведена ниже. Шаги, осуществляемые при принятии Официальное и организованное координирование на национальном уровне Вопросы, регулирующие прогулочное судоходство, могут быть в компетенции различных министерств или администраций. Необходимо определить ответственные органы, а их представители приглашаются участвовать в процессе принятия. Этот перечень может включать, как минимум, компетентные органы, санкционирующие выдачу МУС, и уполномоченный(е) орган(ы) по выдаче МУС. Государство, желающее принять МУС, должно предпринять следующие шаги: • внедрить резолюцию № 40 на национальном уровне; • назначить компетентные органы, санкционирующие выдачу МУС; • уполномочить (назначить) органы по выдаче МУС и убедиться в том, что они прошли соответствующую подготовку и имеют соответствующие процедуры для выдаваемых ими удостоверений; эта функция может осуществляться самими компетентными органами, санкционирующими выдачу МУС, либо делегирована другим органам; • установить процедуры и критерии для выдачи МУС; • утвердить программу экзаменов для подтверждения необходимой компетенции для управления прогулочным судном в соответствии с приложением I резолюции № 40; • утвердить образец (образцы) МУС в соответствии с приложениями II или III резолюции № 40; • известить Исполнительного секретаря ЕЭК ООН о том, что оно приняло резолюцию № 40, и предоставить необходимую информацию и образец МУС. Извещение в адрес ЕЭК ООН Правительства приглашаются проинформировать Исполнительного секретаря ЕЭК ООН о том, что они приняли резолюцию № 40 вместе с приложениями, и сообщить в секретариат: • названия компетентных органов и/или уполномоченных органов по выдаче МУС (на официальном государственном языке (языках) и одном из официальных языков ЕЭК ООН – английском, французском или русском) и их контактные данные; IWG RN/2018/8 3 • информацию о национальных правовых актах, регулирующих этот вопрос, и источниках, в которых они опубликованы; • выбранный формат МУС (приложение II или III); • подтверждение того, что документы выдаются только в том случае, если кандидат доказал, что требования приложения 1 соблюдены; • процедуру выдачи МУС; • общее описание правил надзора, применяющихся к иностранным лицам, управляющим прогулочными судами, в частности пределы признания МУС; • образец МУС в электроном формате для загрузки в базу данных МУС ЕЭК ООН. В случае ограничений по типу или размерениям прогулочных судов либо ограничений в отношении области применения резолюции № 40, налагаемых правительствами при выдаче МУС либо признании МУС, выданных другими государствами, эта информация должна быть передана в секретариат. ЕЭК ООН не требует предоставления документов иных, чем указаны выше (они приведены в резолюции № 40 либо перевода национальных правовых актов на рабочие языки ЕЭК ООН. Образец МУС Образец МУС должен быть выполнен на официальном государственном языке или языках, при этом заголовок при возможности приводится на двух из трех официальных языков ЕЭК ООН. Некоторые администрации, тем не менее, приводят перевод всего удостоверения на английский язык. Настоятельно рекомендуется приводить перевод специальных условий применимости МУС, если они имеются, или соответствующим образом информировать секретариат. (Пример МУС) Возобновление МУС Правительство должно определить процедуру возобновления (замены) МУС. Обычно замена МУС осуществляется без повторной проверки знаний и навыков его владельца. Признание МУС В соответствии с резолюцией № 40 правительства призываются признавать на своей территории документы, выданные компетентными органами или органами, уполномоченными правительствами других стран, в рамках общих национальных правил надзора за судоходством. МУС признается также и во многих других странах, которые официально не приняли резолюцию № 40. Некоторые подробности в отношении признания МУС приведены на сайте ЕЭК ООН. IWG RN/2018/8 4 Дополнительные подробности, касающиеся внедрения Экзамены на знание ЕПСВВП и проверка совершенствования знаний Если МУС выдается для внутренних водных путей, проводится проверка знания Европейских правил судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП). ЕПСВВП были приняты резолюцией ЕЭК ООН № 24 и с тех пор периодически пересматривались. С 2015 года действует пятое пересмотренное издание ЕПСВП. Его можно скачать на веб-странице www.unece.org/trans/main/sc3/sc3res.html или по ссылке www2.unece.org/wiki/display/TransportSustainableCEVNIv5 (версия онлайн). Если правительство, принявшее резолюцию № 40, не применяет ЕПСВВП на своей территории, оно может разработать собственные экзамены для проверки знания ЕПСВВП либо признать результаты экзаменов, принятых в другой стране. Неофициальная рабочая группа по прогулочному судоходству в настоящее время работает над базой данных ЕЭК ООН, содержащей вопросы на знание ЕПСВВП, которая может быть использована администрациями при решении вопроса о проведении проверки знаний заявителей либо разработке собственных экзаменов. Некоторые правительства, применяющие резолюцию № 40, разработали и применяют проверки знания ЕПСВВП судоводителями, которые не применяют правила регулярно. Доступность информации Перечень компетентных органов и уполномоченных органов по выдаче МУС приведен в приложении IV резолюции ; 40 и регулярно обновляется. При получении извещения от правительства секретариат включает информацию о принятии резолюции № 40 в приложение IV и размещает образец МУС в базе данных образцов МУС. База данных образцов МУС находится на сайте ЕЭК ООН по адресу www.unece.org/trans/main/sc3/icc_resolution_40.html. Дальнейшие действия и последующие шаги Правительства приглашаются представлять информацию об изменениях в перечне компетентных органов и уполномоченных органов по выдаче МУС, контактных данных, правовой базе, образцах выдаваемых МУС и другую необходимую информацию в секретариат ЕЭК ООН. Эта информация будет включена в повестку дня ближайшей сессии Рабочих групп. Правительства, компетентные органы и уполномоченные органы по выдаче МУС приглашаются принимать участие в деятельности Неофициальной рабочей группы по прогулочному судоходству Секретариат готов предоставить более подробную информацию по электронной почте SC.3@unece.org, SC.3@un.org

Европейский комитет по стандартизации (до 1970 г. — Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН — закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ.

Основная цель СЕН — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции и др.

Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран—участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ.

Высший орган СЕН — Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы странчленов, а также ЕС и ЕАСТ (рис. 12.1). Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющий следующие функции:

• установление правил и способов применения национальных стандартов стран-участниц и международных стандартов при разработке европейских стандартов;

• определение возможности прямого использования национального или международного нормативного документа в качестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;

• координация работ по национальной стандартизации в рамках региона. Политика в области стандартизации определяется коллегией директоров — представителей национальных организаций и утверждается Генеральной ассамблеей.

Техническая работа по стандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которых координируется Техническим бюро.

Для стандартизации в области строительства, автомобилестроения и безопасности оборудования созданы комитеты по обеспечению программ (программные комитеты). Их задача — ускорение разработки евростандартов в этих динамичных областях путем анализа уже имеющихся международных или прогрессивных национальных стандартов и сбора такой информации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.

Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатывают европейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этими организациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.

Технические комитеты также опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того как задача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность за пересмотр стандарта.

Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности для стран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах—членах ЕС.

Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.

Документы по гармонизации разъясняют сущность тех административных и правовых норм, которые нарушают единообразие применения международных стандартов в странах—членах СЕН.

Цель принятия предварительных стандартов и область их использования описаны в гл. 1.

Принятый СЕН европейский стандарт издается в двух вариантах: как евро-норма и как национальный стандарт в странах—членах СЕН. Во втором варианте стандарт может содержать приложение в виде рекомендаций и разъяснений, содействующих его пониманию и применению.

Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утверждены европейские стандарты-евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляют собой принятие международных стандартов ИСО серии 9000 «методом обложки». В комплекс этих нормативных документов входят пять европейских стандартов:

EN 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению»;

EN 29001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

EN 29002 «Системы качества, модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

EN 29003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

EN 29004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

В области испытаний, сертификации и аккредитации принят комплекс нормативных документов из семи основополагающих европейских стандартов — евро-нормы серии 45 000 (EN 45000):

EN 45001 «Общие критерии, касающиеся работы испытательных лабораторий»; EN 45002 «Общие критерии для оценки (аттестации) испытательных лабораторий»; EN 45003 «Общие критерии для органов по аккредитации лаборатории»; EN 450011 «Общие критерии для органов по сертификации, проводящих сертификацию продукции»;

EN 450012 «Общие критерии для органов по сертификации, ответственных за сертификацию систем качества»;

EN 450013 «Общие критерии, касающиеся органов по сертификации, занимающихся аттестацией персонала»;

EN 450014 «Общие критерии для заявления поставщика о соответствии изделия стандарту».

Эти стандарты разработаны СЕН совместно с Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).

Современные проблемы СЕН касаются подготовки стандартов, соответствующих возникающим потребностям рынка, и своевременного их издания; ликвидации отставания принятия стандарта от издания европейских директив; ускорения сроков принятия стандартов, количество которых из года в год отстает от числа их проектов.

Предыдущая — СОДЕРЖАНИЕ — Следующая

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) является одной из пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Учреждена в 1947 г. Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри европейского региона и за его пределами.
Членами ЕЭК ООН являются 56 стран. Казахстан стал членом ЕЭК ООН 31 января 1994 г.
Главным органом ЕЭК ООН является Секретариат, который обеспечивает:

  • подготовку документации для Комиссии и ее вспомогательных органов;
  • оказывает помощь государствам-членам в разработке норм, стандартов и конвенций в целях содействия взаимопониманию и гармоничным экономическим отношениям между всеми странами региона;
  • проводит или спонсирует исследования проблем и процессов, имеющих отношение к региону;
  • осуществляет или спонсирует деятельность по сбору, оценке и распространению экономической, технологической и статистической информации о странах региона ЕЭК;
  • предоставляет консультационные услуги правительствам по их просьбе и занимается планированием, организацией и осуществлением оперативных мероприятий, связанных с переходом на рыночную экономику или интеграцией в рамках региона ЕЭК;
  • организует конференции и совещания межправительственных групп и групп экспертов, учебные практикумы, симпозиумы и семинары;
  • сотрудничает с секретариатами других международных организаций, действующих в Европе, в частности с секретариатами региональных учреждений и субрегиональных групп во избежание дублирования;
  • координирует деятельность ЕЭК с деятельностью основных управлений Центральных учреждений ООН, специализированных и европейских учреждений в целях обеспечения взаимодополняемости и обмена информацией.

Органы и их функции
ЕЭК ООН проводит регулярные сессии один раз в два года. Во время этих сессий Комиссия принимает решения о своей деятельности на предстоящие годы и рекомендации, которые она представляет вышестоящему органу – ЭКОСОС.
В ЕЭК ООН имеется семь секторальных комитетов: Комитет по экологической политике, Комитет по внутреннему транспорту, Комитет по устойчивой энергетике, Комитет по торговле, Комитет по лесоматериалам, Комитет по жилищному хозяйству и землепользованию, Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции, а также Конференция европейских статистов.
Секретариат ЕЭК ООН возглавляет Исполнительный секретарь. В июле 2014 г. на эту должность был назначен Кристиан Фриис Бах (Christian Friis Bach), занимавший до этого пост Министра сотрудничества по вопросам развития Дании.
Сферы деятельности
К основным сферам деятельности ЕЭК ООН относятся: окружающая среда, транспорт, статистика, устойчивая энергетика, торговля, лесоматериалы и леса, жилье и землепользование, народонаселение и экономическое сотрудничество и интеграция.
В настоящее время ЕЭК ООН сосредотачивает свои усилия на укреплении экономической и социальной стабильности в Европе. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач региона. ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, содействует охране окружающей среды, упрощению процедур торговли, а также способствует более тесному сотрудничеству государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.
Ввиду своего разнообразного характера деятельность ЕЭК ООН влияет на повседневную жизнь населения не только ее региона, но и остальных частей мира в тех сферах, где результаты ее работы находят применение в общемировом масштабе.
ЕЭК ООН проводит активную работу в области охраны окружающей среды посредством формирования региональной законодательной базы для борьбы с загрязнением и облегчения сотрудничества в профилактической работе по ограничению причиняемого ущерба. Комиссия способствует упрощению процедур международной торговли и ее развитию за счет расширения имеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами. Деятельность ЕЭК ООН, связанная с гендерным равенством, сориентирована главным образом на повышение роли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа к занятости.
Странам с переходной экономикой оказывается техническая помощь, направленная на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЕЭК ООН. Благодаря этому страны-члены ЕЭК имеют возможность в полной мере использовать результаты аналитической, статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН.

Кроме того, совместно с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Наций для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономической интеграции стран — участниц Программы.
Сотрудничество Казахстана с Европейской экономической комиссией ООН
Сотрудничество между Казахстаном и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) включает взаимодействие в области энергетики, охраны окружающей среды, эффективного использования водных ресурсов, транспорта и торговли. Казахстан стал членом ЕЭК ООН 31 января 1994 г.
Совместная деятельность Казахстана с ЕЭК ООН в последние годы получила дальнейшее развитие как в двустороннем, так и многостороннем форматах в рамках заседаний экспертных групп, Комитетов ЕЭК ООН и Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА).
26-27 ноября 2014 г. в г.Астана состоялась 25-я сессия Конференция по Энергетической Хартии, участие в которой принял Исполнительный секретарь ЕЭК ООН К.Бах.
29 сентября – 1 октября 2015 г. в г.Астана состоялся Х Евразийский Форум KAZENERGY «Новые горизонты энергетики: перспективы сотрудничества и инвестиций». Заместитель Исполнительного секретаря ЕЭК ООН Васильев А.В. принял участие в работе форума в качестве спикера сессии «Изменение энергетического развития Европы и последствия для Центральной Азии» (совместно с Всемирным Энергетическим Советом) и выступил с докладом на тему «Роль природного газа в устойчивом энергетическом будущем».

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН – полное официальное наименование United Nations Economic Commission for Europe (UNECE/ЮНИСИ) – одна из Региональных экономических комиссий ООН, коих, как известно, существует пять. Их наименование «региональные» объясняется тем, что сформированы они по географическому признаку – комиссия для Африки (ЭКА), для Европы (ЕЭК), для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), для Западной Азии (ЭСКЗА) и для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Основное направление их деятельности – технико-статистическое: экономические комиссии ООН (а) собирают статистическую информацию; (b) разрабатывают международные стандарты, распространяют их и помогают в адаптации конкретным странам (с учетом специфики региона). Конечная цель – оказание помощи странам-членам ООН в создании точных и полных баз статистической информации, главным образом, в сфере социально-экономического развития этих стран, в ее осмыслении и обработке. Нас интересует, как уже было сказано, экономическая комиссия для Европы.

На официальном сайге ЮНИСИ (URL: unece.org/) в частности, сказано, что созданная в 1947 г. Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) ООН «…с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром» она «…в настоящее время… сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI в. – ЕЭК ООП служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику».

Результаты такой – казалось бы, технико-методологической – деятельности ЕЭК ООН оказались в высшей степени многообразны, а их значение вышло далеко за первоначально поставленные пределы. Объяснение простое: всякую статистическую информацию (в том числе в области социально-экономического развития) гораздо удобнее собирать (извлекать), если она содержится в стандартных формах. Затем, повсеместное использование подобных форм позволяет участникам этого процесса (коммерсантам) экономить время и деньги на разработку проектов контрактов и вообще на структурировании и оформлении торгово-экономических договорных отношений, а значит – активизирует и сами эти отношения. Ну а содержательным уровнем требований, заключенных в стандартных формах, предопределяются в конечном счете свойства товаров (продукции), включая их безопасность, номенклатуру и качество. Отсюда – стремление ЕЭК ООН к разработке Типовых договоров, Общих условий совершения экспортноимпортных операций с различными объектами, а также Руководств но совершению таких операций и их оформлению с помощью внешнеторговых контрактов. Подобно любым другим актам частноправовой унификации они юридически не обязательны, но весьма желательны для применения. И не только из-за высокого авторитета их разработчиков, и не только из-за того, что их использование просто удобно (рационально), но также и потому, что с содержательной точки зрения акты ЕЭК ООН представляют собой те образцы, ориентиры, стремление к достижению которых является необходимым условием постоянного повышения конкурентоспособности реализуемых товаров, а значит – и условием, без которого па международном рынке с его высокоразвитой конкуренцией просто не удержаться.

В наших учебниках по МЧП уже давно можно встретить справки следующего вида: «Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК) разработаны Общие условия поставок оборудования и машин, пиломатериалов хвойных пород и др. Как и обычные типовые контракты, такие Общие условия применяются только при наличии ссылки на них в конкретных договорах. – Особый интерес представляют разработанные ЕЭК в 1990 году руководства в области встречной торговли: руководство по международным договорам встречной торговли и руководство по международным компенсационным договорам, а также подготовленное руководство по правовым основам встречной торговли». Или: «…разновидностью средств негосударственного регулирования выступают типовые контракты, проформы, общие условия, разрабатываемые как участниками международного хозяйственного оборота, их ассоциациями и объединениями, так и международными организациями. Например, Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН подготовила несколько десятков документов рассматриваемого типа, включая общие условия экспортных контрактов на поставку машин и оборудования (Общие условия экспортных поставок машинного оборудования 1955 г. – Документ № 574, применяемые наряду с более ранним документом № 188 – Общими условиями контрактов на поставку оборудования и машин для экспорта), их монтаж и шефмонтаж, на экспорт потребительских товаров длительного пользования, купли-продажи отдельных видов товаров (пиломатериалов, твердого топлива, зерновых, картофеля, сушеных фруктов, цитрусовых и проч.)».

Даже сам перечень Типовых договоров, Общих условий и Руководств ЕЭК ООН, имеющих непосредственное отношение к вопросам международного торгового права, чрезвычайно обширен. В то же время, нам не удалось встретить в нашей литературе ни одного такого перечня, который бы хоть сколько-нибудь приближался к требованию своей полноты. По этой причине мы считаем вполне достаточным ограничиться здесь одним только его составлением, а читателей (слушателей), заинтересовавшихся какими-то конкретными пунктами этого перечня, отослать к их самостоятельному изучению. Все перечисленные документы можно отыскать на указанном выше официальном сайте ЮНИСИ по официальному или справочному номеру. Подавляющее их большинство имеет подготовленный самой ЮНИСИ аутентичный русский текст, равноправный с английским, французским и испанским – ведь русский язык является одним из шести рабочих языков ООН, а ЮНИСИ функционирует именно иод ее патронажем. На арабском и китайском языках документы ЮНИСИ (но понятным причинам) не пишутся.

К сфере международного торгового права относятся следующие документы – акты частноправовой унификации – разработанные ЮНИСИ (по хронологии):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *