Фактический контроль

Понятие

Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Виды

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают:

— документальный;

— фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и другими способами проверки, не связанными с документальными источниками.

Основными приемами документального контроля являются следующие проверки: по форме, арифметическая, экспертная, логическая, нормативно-правовая, экономическая, встречная проверка документов, контрольное сличение, обратная калькуляция, оценка документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическая проверка отчетности и балансов, сравнение.

Рассмотрим приемы, которые используются при контроле труда и заработной платы.

Проверка документов по форме предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах. Данный прием используется при проверки правильности заполнения первичных документов учету труда и заработной платы (приказы, договора, заполнение больничного листа и т.д.).

Арифметическая поверка документов включает проверку правильности произведенных вычислений, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при обработке документов. Например, правильность расчета заработной платы и удержаний из ее, правильность расчета пособий по временной нетрудоспособности и отпуска.

Экспертная проверка дополняет проверку по форме и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.п. Данный прием актуален при проверке ведомости выдачи заработной платы, для определения подлинности больничных листков и т.д.

При логической проверке путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями определяется, была ли объективная возможность ее осуществления. Например, расход заработной платы на выполненные хозяйственным способом строительные и монтажные работы. При этом выясняют, относились ли неоправданно на себестоимость промышленной продукции затраты, связанные с доплатой до среднего заработка в основном производстве рабочим, переведенным на временные работы по капитальному строительству (не по причине их простоя в основном производстве). Такие доплаты, производимые в установленном порядке, должны включаться в себестоимость строительных работ.

При нормативно-правовой проверке устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, нет ли отклонений от утвержденных норм, смет, лимитов и т.п. Проверяется, обоснованно ли были начислены премии, пособия, правомерны ли удержания из заработной платы.

При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обеспеченности операции плановыми расчетами, изучаются полученные результаты от данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат деятельности организации. Например, проверка экономической целесообразности выдачи премии.

Сущность встречной проверки заключается в изучении достоверности операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним тем же взаимосвязанным операциям.

При применении проверки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, а в ряде случаев и злоупотребления. Это может выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствие бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в не обоснованных документами сторнированных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

В ходе проведения контроля для установления действительности, реальности существования, количественного и качественного состояния контролируемого объекта используются приемы фактического контроля.

К приемам фактического контроля относятся: инвентаризация, контрольный обмер, обследование объектов, лабораторный анализ, контрольные проверки, контрольный запуск сырья в производство.

При изучении капитальных и ремонтных работ используются контрольные обмеры. Они организуются для определения фактически выполненного объема строительных и ремонтных работ и применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, проверки начисления заработной платы, расчетов с подрядчиками и другими предприятиями за выполненные объемы работ.

При изучении организации производственной деятельности и проверки обеспечения сохранности имущества контролируемой организации в ходе ревизионных процедур широко используется такой метод фактического контроля, как обследование объектов. Обычно обследование объектов целесообразно проводить в начале ревизионных процедур. В процессе обследования при визуальном наблюдении, можно получить информацию о неполадках в организационно-производственной деятельности, а также получить ответы на многие вопросы, связанные с обеспечением сохранности имущества непосредственно на объектах, состоянием пропускной системы, организацией труда на рабочих местах и др.

Контрольная проверка индивидуальных приборов учета воды

Уважаемые собственники и наниматели жилых и нежилых помещений!

Согласно постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, проверку состояния таких приборов учета.

ООО «Комфорт плюс» проводит контрольные проверки состояния индивидуальных (квартирных) приборов учета ХВС, ГВС, а также электроэнергии в многоквартирных домах. В ходе проверок сверяются подаваемые показания, техническое состояние прибора, наличие и состояние пломб, а также проверяется напряженность магнитного поля на корпусе индивидуального прибора учета.

Обращаем Ваше внимание!

При обнаружении воздействия на прибор магнитным полем, (являющимся несанкционированным вмешательством в работу индивидуального (квартирного) прибора учета), повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет по пропускной способности трубы (постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. п.62).

График проверки ИПУ на 2015 год. — скачать.

На первом этапе проводится проверка документа по существу. Такая проверка заключается в установлении законности осуществляемых хозяйственных операций, целесообразности их проведения и взаимоувязке отдельных показателей документа.

Документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, не принимаются к бухгалтерскому учету и передаются главному бухгалтеру для принятия решения. Главный бухгалтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности хозяйственной операции.

На практике между руководителем организации и главным бухгалтером организации нередки случаи возникновения разногласий по поводу осуществления той или иной хозяйственной операции. В случае возникновения разногласий первичные учетные документы по таким операциям могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю ответственность за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и отчетность.

На втором этапе проводится формальная проверка документа на наличие обязательных реквизитов, заключающаяся в установлении правильности использования бланка установленной формы, в проверке полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов документа.

На третьем, заключительном этапе, проводится:

-группировка документов – процесс обработки документов, при котором документы группируются в пачки, однородные по экономическому содержанию документов. Целью группировки документов является подготовка сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств организации за отчетный период;

-арифметическая проверка, состоит в проверке арифметических результатов итогов и правильности отражения количественных и стоимостных показателей документов;

-таксировка, заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Таксировка проводится непосредственно в первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуральном измерителе на цену за одну единицу;

-контировка – процесс проставления в бухгалтерском документе корреспонденции счетов по хозяйственной операции, осуществленной на основании данного документа.

Документы, прошедшие проверку и принятые к учету, рекомендуется помечать отметкой, исключающей их повторное использование и формирование повторных бухгалтерских записей. Если первичные документы обрабатываются вручную, на документе проставляется дата записи в учетный регистр, при обработке документа с применением вычислительной техники на документе ставится оттиск штампа контролера, ответственного за обработку документа.

Обратите внимание! Документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также служащие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному погашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты.

Некоторые формы первичной учетной документации предусматривают наличие на документах печати, которая заверяет подлинность подписи должностного лица на документе.

Группировка и подсчет данных необходимы для формирования сводной информации за определенный временной период внутри отчетного месяца по данным первичных документов: смену, день, пятидневку, декаду. Документы группируются по определенным признакам (по содержанию хозяйственной операции, по датам, по материально ответственным лицам и др.). По каждой группе первичных документов подсчитывают итоговые данные.

Подсчитанные данные используют для составления сводных документов: группировочных и накопительных ведомостей, а также ведомостей, содержащих установленную совокупность учетных показателей, для оперативного контроля и принятия управленческих решений.

По исчисленным данным в сводных и накопительных документах, а также непосредственно в самих первичных документах составляют бухгалтерские проводки.

Для удобства составления бухгалтерских проводок в первичных, сводных и накопительных документах предусматриваются специальные графы для указания дебетуемого и кредитуемого счетов, а также суммы по отдельной хозяйственной операции или их совокупности. Возможно составление бухгалтерских проводок на основании записей в учетные регистры аналитического и синтетического учетов либо в регистры, совмещающие записи в аналитическом и синтетическом разрезах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *