Федеральный закон 210

27 июля 2010 года N 210-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг

Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг

Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг

Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Статья 6.1. Участие в межведомственном информационном взаимодействии Банка России

Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг

Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 7.2. Межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия

Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

Статья 9. Требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг

Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг

Статья 11.1. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников

Статья 11.2. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы

Статья 11.3. Информационная система досудебного (внесудебного) обжалования

Глава 3. Административные регламенты

Статья 12. Требования к структуре административных регламентов

Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, единому стандарту

Глава 4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Статья 15.1. Предоставление двух и более государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах при однократном обращении заявителя

Статья 16. Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра

Статья 17. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии

Глава 5. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг

Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг

Статья 21.1. Использование электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг

Статья 21.2. Правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг

Статья 21.3. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах

Глава 6. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (статья 22, статья 23, статья 24, статья 25, статья 26, статья 27, статья 28). — Утратила силу

Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

УДК 330.117 © А.М.Степанова

А.М. Степанова

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ, АНАЛИЗ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье анализируется состояние ключевых элементов инфраструктуры электронного правительства, активность пользователей единого портала государственных услуг. Также рассматриваются направления совершенствования механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мероприятия, направленные на стимулирование спроса на электронные государственные услуги.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-телекоммуникационные технологии, электронное правительство.

Задача по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид закреплена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В период 2009-2013 годов в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» проводились работы по созданию инфраструктуры электронного правительства для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также организации эффективного межведомственного информационного взаимодействия и государственного управления.

Основными элементами инфраструктуры являются: единый портал и реестр государственных и муниципальных услуг; единая система межведомственного электронного взаимодействия; единая система идентификации и аутентификации.

Инфраструктура введена в действие в марте 2011 года и позволяет дистанционно оказывать услуги органами власти всех уровней гражданам и организациям, сократить время и количество документов для оказания услуги, обеспечить прозрачность оказания услуг.

Министерством связи и массовых коммуникаций совместно с Министерством экономического развития была разработана Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утверждена распоряжением

Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 2516-р) в соответствии с поручением премьер-министра и направлена на повышение качества и доступности электронных государственных услуг в рамках выполнения Указа Президента № 601 от 7 мая 2012г.

Концепция предусматривает мероприятия по созданию и развитию:

• единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

• организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей при оплате государственных услуг;

• национальной платформы (облачных вычислений);

• информационных систем, обеспечивающих эффективную реализацию своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления;

• системы учёта информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого информационного пространства в сфере управления информационно-коммуникационными технологиями в государственном секторе;

• системы межведомственного электронного взаимодействия.

Меры, предусмотренные Концепцией, направлены на повышение эффективности деятельности по формированию в Российской Федерации электронного правительства и предполагают повышение доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, до 70 процентов, а также на повышение

уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления услуг до 90 процентов.

Одним из ключевых элементов электронного правительства является система межведомственного электронного взаимодействия. С 2012 года стартовал информационный обмен сведениями между субъектами Российской Федерации и федеральными органами власти Российской Федерации. По состоянию на 28 октября 2013 года доступ в информационную систему «Система контроля прохождения регламентных процедур» получен всеми субъектами. На основании статистики по использованию системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ) составляется рейтинг субъектов путём соотнесения количества запросов с использованием СМЭВ на 1 тыс. жителей каждого субъекта Российской Федерации.

социологической службы Фонд Общественного Мнения, ежемесячная активная аудитория российского Интернета насчитывает 66,1 млн. пользователей, что составляет около 57 % населения России (рис.1). Более 52,2 млн. пользователей выходят в Интернет ежедневно .

Однако согласно данным, содержащимся в аналитическом отчете о работе Единого портала государственных услуг, подготовленном Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, по итогам 2013 года количество пользователей, зарегистрированных на едином портале государственных услуг (далее — ЕПГУ), превысило всего 7,1 миллиона человек.

Главным итогом портала работы за предыдущий год стало более чем двукратное увеличение числа зарегистрированных пользователей, абсолютный прирост зарегистрированных посетителей ЕПГУ в 2013 году — 3,4 миллиона человек. Все эти пользователи могут совершать с

Рис. 1. Динамика проникновения Интернета в России (по данным ФОМ)

В настоящее время готовность региональных сведений в продуктивной среде СМЭВ составляет 86,6%. Среди лидеров: Московская, Новосибирская, Курганская, Ростовская, Иркутская, Ульяновская области, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, а также ряд других субъектов.

Россия обладает большим потенциалом в Интернет-пространстве для развития электронных государственных услуг. По данным отчета «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2013» (подготовлен по результатам опроса 30 тыс. респондентов, приведенные в отчете показатели относятся к населению России в возрасте 18 лет и старше) независимой

помощью ЕПГУ юридически значимые действия удаленно, то есть избавлены от необходимости посещения государственных органов. Также за прошлый год более чем вдвое выросла и среднемесячная аудитория портала.

Согласно отчету, в течение 2013 года ЕПГУ в среднем ежемесячно посещало 3,1 миллиона человек, это более чем вдвое превышает показатель 2012 года, когда среднемесячная аудитория портала составляла 1,4 миллиона человек. Пик посещений 2013 года пришелся на май — 4 423 740 посетителей.

Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, самой востребованной среди населения государственной

услугой стала проверка штрафов ГИБДД (39% от общего числа запросов). В области налогообложения прямые резервы в виде наращивания налоговой базы, как правило, уже отсутствуют, поэтому не менее важным направлением представляется проведение информационной работы с населением . Следующая по популярности услуга — проверка налоговой задолженности (21%) способствует сокращению недоимки по налогам. На третьем месте — выдача загранпаспорта нового образца (14 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего через ЕПГУ было подано свыше 14 миллионов заявлений: более 13 миллионов через сайт и более 800 тысяч через мобильные приложения. В 2012 году эти числа составляли примерно 7 миллионов и 340 тысяч, соответственно.

В 2013 году почти в 5 раз увеличилось количество платежей через ЕПГУ. Было осуществлено транзакций более чем на 560 миллионов рублей при общем количестве платежей более 527 тысяч. Таким образом, средний платеж составил чуть более 1000 рублей. Это оплаты штрафов ГИБДД, госпошлин за постановку транспортных средств на учет и за выдачу водительских удостоверений, задолженностей службе приставов и начислений ЖКХ.

Самый значительный рост зарегистрирован по направлению Госавтоинспекции МВД России, которая отправила с помощью портала более 1,8 миллиона уведомлений о начислении штрафов гражданам по сравнению с 21 тысячами уведомлений в 2012 году.

Таким образом, более 4,5 % граждан страны зарегистрированы на Едином портале (по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2010 году — 0,15 %, в 2012 году — 1,8 %), в то время как к 2018 году необходимо довести долю пользователей портала до 70 %.

В июле 2013 года Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило сводку статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом единым порталом государственных услуг во всех субъектах России.

Как выяснилось, наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 % населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу государственных услуг в электронный вид.

Вопреки ожиданиям, Москва оказалась на лишь 13 месте (5,7 %), Омская область (4,4 %), а Санкт-Петербург (3,8 %) занял 26 строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению государственных услуг. По этой же причине, Татарстан, будучи лидером в России по уровню информатизации госорганов, с показателем в 0,9% оказался в пятерке регионов с негативными показателями.

Для увеличения числа подключенных граждан Министерство связи и массовых коммуникаций РФ планирует реализовать несколько инициатив. В частности, в 2013 году был реализован проект по развитию единой системы идентификации и аутентификации, в том числе созданы возможность проверки данных в режиме онлайн и дополнительные инструменты регистрации и авторизации, направленные на упрощение прохождения процедуры регистрации. В дальнейшем планируется поэтапное увеличение точек верификации и регистрации учетных записей пользователей системы на базе отделений ФГУП «Почта России», многофункциональных центров, территориальных отделений федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Пилотные проекты по регистрации на ЕПГУ через многофункциональные центры в феврале 2014 г. стартуют в Башкирии, Приморском крае, Ростовской, Томской, Тюменской и Челябинской областях. В апреле-июле 2014 г. аналогичные пилотные проекты пройдут в почтовых отделениях. Эти мероприятия направлены на приобщение большего числа граждан к получению услуг в электронном виде.

Также Министерство экономического развития подготовило законопроект, который направлен на стимулирование спроса на электронные услуги. Законопроект опубликован на едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

ЗаконопроектразработанМинэкономразвития России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и предусматривает увеличение закрепленного Налоговым кодексом

Российской Федерации размера некоторых государственных пошлин. При этом размер отдельных государственных пошлин, напротив, был существенно сокращен, учитывая их социальную значимость для граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Так, пошлина за государственную регистрацию брака увеличится с 200 до 300 рублей; при расторжении брака в судебном порядке с каждого из супругов будут взиматься не 400, а 1000 рублей; изменение имени обойдется в полтора раза дороже — в 1500 рублей, во столько же подорожает выдача загранпаспорта старого образца, а пошлина за документ с биометрическими параметрами составит 3600 рублей (вместо 2500 рублей).

Законопроектом предлагается установить скидку при оплате государственной пошлины в размере 50% в случае направления заявителем заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в электронной форме и получения результата без посещения уполномоченного органа власти (в электронном виде или посредством почтовых отправлений). Предположительно 35% обращений по услугам, предоставление которых возможно полностью в электронном

виде в соответствии с действующим законодательством, в 2014 году будет предоставлено в электронном виде. Соответственно, доход от предоставления электронных услуг может достигнуть 10 % от общего объема средств, полученных от предоставления государственных услуг (по которым взимается государственная пошлина). Предполагаемая дата вступления законопроекта в силу — 1 июля 2014 г.

Принципиальным отличием настоящего этапа развития предоставления государственных услуг является уже не увеличение числа услуг, предоставляемых в электронном виде, а качество оказания государственных и муниципальных услуг с точки зрения пользовательского опыта. Определение стандартов качества оказания услуг и их применение к наиболее популярным и востребованным услугам призвано максимально упростить взаимодействие граждан с государством. Применение современных информационных технологий позволит создать полный жизненный цикл государственной услуги в электронном виде с момента заявления и информирования о статусе до гарантированного получения результата услуги или его обжалования.

Библиографический список

1. Отчет независимой социологической службы Фонд Общественного Мнения «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2013» . — Режим доступа: http://runet. fom.rU/Proniknovenie-interneta/11067, свободный.

PROVIDING THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM: RESEARCH,

ANALYSIS, IMPROVEMENT DIRECTIONS

Alina M. Stepanova,

assistant, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Средний заработок за период трудоустройства будут выплачивать до завершения ликвидации организации.
Скорректирован Трудовой кодекс.
Если сотрудник увольняется из-за ликвидации компании, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия). Однако, по мнению КС РФ, право на получение среднего заработка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.
Устанавливается, что работодатель обязан выплатить сотруднику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Если сотрудник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работодатель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.
Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудоустройства.
Аналогичные правила предусматриваются для районов Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом сохраняется период выплаты среднего заработка (до 6 месяцев со дня увольнения).
В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.
Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после опубликования.

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
  • сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
  • унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг на территории Санкт-Петербурга;
  • повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг;
  • повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
  • повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг в Санкт-Петербурге;
  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.

Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:

  1. Организация предоставления государственных услуг через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ);
  2. Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет.

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:

  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов на получение государственной (муниципальной) услуги, которые не могут быть собраны без участия заявителя;
  • сотрудник МФЦ определяет предмет обращения и информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной (муниципальной) услуги через МФЦ;
  • сотрудник МФЦ заполняет в МАИС ЭГУ заявление на получение государственной (муниципальной) услуги, распечатывает его и представляет заявителю на подпись;
  • сотрудник МФЦ формирует в МАИС ЭГУ документы, представленные заявителем, распечатывает и выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием регламентных сроков исполнения государственной (муниципальной) услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе исполнения государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ с применением МАИС ЭГУ формирует запросы на предоставление недостающих документов в электронном виде (при наличии технической возможности) в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ направляет сформированные в МАИС ЭГУ документы заявителя и заявление в электронном виде в ответственный ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ в соответствии с технологиями, предусмотренными соответствующими соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие в электронном виде по технологиям, предусмотренным в МАИС ЭГУ с должностными лицами ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для получения информации о результатах исполнения государственной (муниципальной) услуги и осуществляет посредством МАИС ЭГУ учет прохождения основных этапов государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной (муниципальной) услуги из ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для выдачи заявителю результата государственной услуги;
  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, расписку о приеме документов в МФЦ и получает результат предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • в МАИС ЭГУ формируется электронный архив обращений заявителя для использования в целях подготовки информационно-аналитических материалов по результатам обслуживания заявителей в МФЦ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *