Форм собственности

  • российское предприятие, находящееся в полной собственности государства9;
  • российское предприятие, находящееся в смешанной государственной и частной собственности;
  • российское предприятие, находящееся в частной собственности;
  • иностранная форма собственности;
  • смешанная иностранная и российская форма собственности.

Однако Росстат не дает точных долей собственности и их среднего распределения по фирмам. Эта классификация имеет ряд недостатков для оценки роли государственной собственности.

  • Классификация Росстата отражает только непосредственную государственную собственность. Предприятия, находящиеся в собственности компании, контролируемой государством, считаются частными. Например, Газпромнефть: на 74% под разделение Газпрома будет считаться частной компанией, не смотря на то что Газпром и, следовательно, Газпромнефть полностью контролируются федеральным правительством.
  • Поскольку Росстат не различает мажоритарные и миноритарные доли в категории внутренней, смешанной собственности, мы не можем определить, контролируются ли данные фирмы государством или нет.
  • Категория смешанной внутренней и иностранной собственности может включать ГП, если у них также есть иностранные акционеры. Например, Газпром и Роснефть контролирует правительство, но в этих компаниях есть иностранные акционеры. Таким образом, они подпадают под эту категорию.

Учитывая эти тонкости, рассмотрим сначала долю ГП в общем числе зарегистрированных фирм и организаций в России. Информация основана на данных официальной регистрации юридических лиц. Фирмы и организации включают крупные и малые коммерческие фирмы, за исключением индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, а также государственных учреждений, если они зарегистрированы как самостоятельные юридические лица.
Доля фирм и организаций с участием государства (т.е. сумма государственной, муниципальной а также смешанной российской государственной и частной собственности) в 2007 г. составляла 11% и с тех пор несколько снизилась10. В обследовании ВШЭ 2005 г. в 11,6% фирм была доля государственного участия и в 7,9% — регионального или муниципального. Доля фирм с участием правительства любого уровня составляла 17,7% (некоторыми фирмами владели и федеральные, и региональные/муниципальные правительства). Большая доля государственного участия в обследовании может объясняться тем, что ГП в России в среднем крупнее частных, а также секторальным распределением выборки ВШЭ. Медианное число сотрудников ГП в выборке было 880 млн чел., а в частных фирмах 414 млн чел., медианный объем продаж в ГП — 350 млн руб., а в частных фирмах — 195 млн руб. Таким образом, в этой выборке ГП приблизительно вдвое крупнее частных.
Анализируя долю частных российских компаний и организаций (табл. 1), можно отметить некоторый рост частной собственности с 2001 г. Более точная официальная информация доступна для числа фирм, находящихся во владении федерального правительства. В табл. 2 приводятся данные о числе федеральных унитарных предприятий и ОАО с государственным участием, а также о размере государственно го пакета в этих ОАО. В ней также показано число компаний, в которых правительство наделено специальным правом, которое называется «золотая» акция. Это правило позволяет правительству назначить представителя в совет директоров даже в тех случаях, когда оно не владеет обыкновенными акциями, а также дает право накладывать вето на некоторые решения совета директоров. «Золотые» акции часто создавались в процессе приватизации на предприятиях стратегического значения.

Хотя число федеральных государственных унитарных предприятий с 2003 г. стабильно сокращалось, число ОАО с государственным участием сократилось с 2002 до 2005 г., но в данный момент находится на уровне 2005 г. Обе тенденции объясняются продолжающимся процессом акционирования унитарных предприятий в ОАО со 100% долей правительства. В 2007 г. 368 унитарных предприятий были включены в план приватизации, но 254 из них не могли быть приватизированы в течение этого года12. Это означает, что приватизация унитарных предприятий составляла лишь малую часть общего сокращения их числа в этом году.

Таблица 1

Число зарегистрированных фирм и организаций с распределением по форме собственности

Источник: (Росстат, 2003, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.

Таблица 2

Собственность федерального правительства: унитарные предприятия, доли в АО и их размеры, «золотые» акции

* За исключением тех компаний, в которых государство владеет только «золотой» акцией (последняя строка).

** Указано число предприятий с «золотой» акцией федерального правительства, в которых оно не владеет обыкновенными акциями. Для 2001 и 2002 гг. доступно только общее число «золотых» акций, находящихся в собственности федерального правительства (542 — на 1 августа 2001 г. и 750 — на 1 января 2002 г.). Число фирм с «золотыми» акциями указано на 1 января 2003 и 2004 гг.

Как показано в п. 2.1, в некоторых случаях правительство также старалось в последние годы выкупать ранее приватизированные фирмы и, в большинстве случаев, устанавливать мажоритарный контроль над этими предприятиями. В целом, данные табл. 2 отражают политику российского правительства в области приватизации миноритарных долей в фирмах из нестратегических секторов и установлению или поддержанию контроля над стратегическими активами. В 2008 г. 61% всех пакетов федерального правительства в ОАО составляли мажоритарные (превышающие 50%) по сравнению с 25,2% в 2005 г. и только 16% в 2001 г.

Данные о размере государственных пакетов могут быть дополнены информацией из обследования ВШЭ 2005 г.: среди 93 фирм в выборке, принадлежащих федеральному правительству 32 (34,4%), были мажоритарными. Это отличается от ситуации, которая складывается в компаниях, где владельцами акций являются региональные или муниципальные органы власти. Из 63 таких компаний в выборке только в 10 (15,9%) этот пакет превышал 50%. Большинство пакетов регионального или муниципального правительства на самом деле представляли собой малые миноритарные пакеты (58,7 из них были меньше 10%), тогда как пакеты федерального правительства были меньше 10% лишь в 20,4% случаев.

Картина доли ГП станет более полной, если мы рассмотрим данные о доли предприятий с государственным участием в общей занятости, основном капитале, инвестициях и промышленном производстве. В табл. 3 приводятся данные о занятости за период с 1990 по 2008 г.

Доля людей, занятых в компаниях с государственной и смешанной (российской) собственностью, стабильно снижалась с 86% в 1990 г. до 38% в 2008 г. Стоит вспомнить, что категория «государственных» включает государственные учреждения, когда они представляют собой самостоятельные юридические лица, например университеты или больницы.

Таблица 3

Число занятых на предприятиях с разными формами собственности

Источник: (Росстат, 2003, 2009).

Таблица 4

Основной капитал — доли частной и государственной собственности*

Показатели

Основные фонды (на начало года)

в том числе, % государственная собственность

частная собственность

*Данные за1990 г. — в млн руб., 1996-2001 гг. — в трлн руб., 2002-2008 гг. — в млрд руб.

Источник: (Росстат, 2003, 2009).

Для определения доли ГП в совокупном капитале российской экономики, Росстат использует иную классификацию ГП. Тут государственная собственность охватывает государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, а также предприятия с долей участия государства более 50% (прямой или косвенной). Основные фонды — средства, которые используются для производства товаров и услуг, например, строительства зданий, оснащения оборудованием, транспортными средствами и т.п. В табл. 4 представлены данные о доли государственных и частных компаний в общем объеме основных фондов российской экономики.

Взвешенное по основному капиталу присутствие государства в российской экономике на протяжении последних четырех лет оставалось неизменным — приблизительно на уровне 23%. Эта картина подтверждается анализом капиталовложений в российскую экономику (табл. 5). Тут мы возвращаемся к исходной классификации полностью государственной, смешанной, частной, зарубежной и совместной иностранной и российской собственности.

Данные табл. 5 демонстрируют стабильное снижение доли ГП в капиталовложениях, хотя за последние годы этот процесс замедляется. Табл. 5 дает лучшее представление о государственной доле в корпоративном секторе российской экономики из всех, представленных до сих пор данных (с учетом оговорок, относящихся к уместности классификации собственности для измерения масштаба государственной собственности выше). Данные о капиталовложениях не пострадают от переоценки совокупного капитала, так как капиталовложения должны быть менее важны в государственных учреждениях, которые «отвечают» за значительную долю занятых.

В идеале хотелось бы измерить долю ГП в экономике как часть ВВП, которую они производят. К сожалению, эти данные в России недоступны. Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2004 г.13 В табл. 6 приводится классификация промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение доли государства.

Таблица 5

Капиталовложения по формам собственности

Таблица 6

Доля промышленного производства по формам собственности

Источник: (Росстат, 2003, 2009).

Подведем итоги: совокупные данные о числе компаний, занято сти, основных фондах, капиталовложениях и промышленном производстве демонстрируют снижающуюся роль государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике. В п. 2.5 мы покажем, что масштаб государственной собственности существен но возрос в крупнейших российских компаниях.

2.3. Распределение ГП по секторам

В этом подразделе мы сначала представим отраслевое распре деление российских государственных предприятий, а затем обратим внимание на некоторые сектора российской экономики, для того что бы определить долю общего объема производства, которая приходится на ГП. В табл. 7 представлено распределение по отраслям предприятий с собственностью федерального правительства.

Самое большое число федеральных государственных предприятий сосредоточено в машиностроении. Большое число компаний с федеральной собственностью отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в секторы коммуникаций, причем, их большая часть, судя по всему, представляют собой относительно не большие предприятия. В данных по 2008 г. в прогнозном плане приватизации была использована другая отраслевая классификация. Эти данные представлены в табл. 8.

Таблица 7

Распределение по секторам ФГУП и АО с участием федерального правительства, на 1 января 2007 г.

Показатели

ФГУП

АО

единицы

%

единицы

%

Непроизводственные сектора (преимущественно услуги)

25,6

10,1

Промышленность

23,6

45,0

Включая:

машиностроение

9,7

15,8

легкая промышленность

2,7

0,7

промышленность строительных материалов

0,8

1,3

пищевая промышленность

0,8

3,2

металлургия

0,4

2,4

химическая промышленность

0,5

2,2

Другие сектора промышленности

8,6

19,3

Сельское хозяйство

12,6

13,4

Строительство

10,2

10,1

Транспорт и связь

8,2

8,9

Лесное хозяйство

0,8

2,2

Прочие отрасли

19,1

10,4

Всего

100,0

100,0

Источник: (Правительство Российской Федерации, 2007).

Число федеральных унитарных предприятий (ФГУП) в военно промышленном комплексе в табл. 8 не указано (они отнесены либо к «промышленности и строительству» либо к «другое»). Мы, однако, знаем из списка стратегических предприятий14, что в этом секторе находится большое число ФГУП. К сожалению, статистические данные о доле участия в секторе не включают оценки доли компаний в общем объеме производства и в сфере обеспечения занятости. Тем не менее, если учитывать более крупные размеры компаний в промышленных секторах, можно наблюдать высокую долю топливно энергетического сектора, а также военно промышленного комплекса в числе предприятий с федеральным государственным владением.

Во многих правительственных планах и объявлениях относительно управления государственной собственностью появляются формулировки «стратегический сектор» и «стратегическое предприятие». Указ Президента, включающий перечень более тысячи стратегических предприятий, был выпущен в 2004 г. и с тех пор несколько раз в него вносились изменения. Этот документ нуждается в четком одобрении Президента для проведения приватизации и выпуска новых акций. Кроме того, Совет Федерации РФ в апреле 2008 г. одобрил «Закон о порядке осуществления иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон включает перечень стратегических секторов, в которых иностранные инвесторы должны получать разрешение на приобретение контрольного пакета акций компании. Список в основном включает сектора, которые имеют стратегическое значение: военно промышленный комплекс, производство, транспортировка и хранение радиоактивных материалов, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения вплоть до радио и телевизионного вещания и издания газет с тиражом более миллиона экземпляров. Существование и содержание подобного списка может оказаться преградой для осмысленной приватизационной политики российского правительства в дальнейшем.

Таблица 8

Распределение по секторам ФГУП и АО с участием федерального правительства, на 1 января 2008 г.

Показатели

ФГУП

АО

единицы

%

единицы

%

Непроизводственные сектора (преимущественно услуги)

20,2

17,4

Промышленность и строительство

30,5

18,9

Топливно энергетический комплекс

16,2

Военно промышленный комплекс

15,9

Сельское хозяйство

10,8

20,7

Лесное хозяйство

0,6

Транспорт и связь

7,2

10,8

Прочие отрасли

30,7

Всего

100,0

100,0

Источники: (Правительство Российской Федерации, 2008).

Перейдет к анализу доли ГП в выпуске некоторых отраслей. Росстат приводит данные о доле производства компаний различных форм собственности в разных секторах экономики. К сожалению, данные до и после 2004 г. едва ли сравнимы, поскольку Росстат в 2005 г. перешел на новую классификацию отраслей. В 2007 г. доля предприятий, полностью находящихся в государственной собственности или в смешанной собственности, в общем объеме производства составляла 18,4% в обрабатывающей промышленности, 15,6 — в добыче энергоресурсов, 20,7 — в производстве топлива, 10,9 — в металлургии и 22,2 -в химической отрасли. Все эти доли оставались примерно на том же уровне или немного снижались с 2005 г.
Росстат не предоставляет данных о распределении собственно сти в банковском секторе. В (Vernikov, 2007) приводится оценка доли контролируемых государством банков в общих активах на 1 января 2006 г. (в 45%). Четыре крупнейших банка — Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), Газпромбанк и Банк Москвы — все государственные — составляют основную часть этой доли: все вместе в 2006 г. они владели 41% общих активов. Остальные активы принадлежат иностранным банкам (около 10%), несколько таких крупных российских банков, как Альфа банк, Уралсиб, Русский Стандарт и МДМ Банк, и сотни малых банков регионального значения. Ожидается, что в ходе текущего финансово го кризиса государственная доля в банковском секторе вырастет.
2.4. Интернационализация ГП
В последние годы мы стали свидетелями резкого увеличения внешних прямых иностранных инвестиций (ВПИИ) из России. Объем ВПИИ увеличился с 20 в 2000 г. (7,8% ВВП) до 255 млрд долл. в 2007 г. (19,8% ВВП)15. Однако стоит отметить, что официальная статистика прямых иностранных инвестиций смешана с транзакциями между российскими компаниями и аффилированными с ними оффшорными компаниями16. Однако увеличение ВПИИ отражает реальную тенденцию, как показывает рост зарубежных активов крупнейших российских компаний. В (Ehrstedt, Vahtra, 2008; Skolkovo, 2007) приведены списки крупнейших многонациональных компаний. Большая часть этих компаний работают в нефтегазовом секторе, отраслях металлургии и добычи. В обоих списках доминируют российские компании с частными владельцами, а Лукойл является российской компанией с наибольшим числом зарубежных активов. Газпром в обоих списках находится среди трех основных российских многонациональных компаний. Зарубежные активы Газпрома составляют приблизительно 5% общих активов и включают инвестиции вниз по производственной цепочке в Западной Европе и производство газа и нефти в странах СНГ. Компания постав ляет приблизительно треть всего газового импорта Западной Европы. Недавние зарубежные приобретения Газпрома включают 51%-ный пакет в сербской энергетической компании Naftna Industruja Srbije (NIS), дистрибьютора нефти и газа и оператора нефтеперерабатывающих заводов, и белорусской газовой транзитной и распределительной компании Белтрансгаз. Крупнейшая российская государственная нефтяная компания Роснефть осуществляет свою деятельность в основном на внутреннем рынке и рынке СНГ. В сентябре 2007 г. полностью государственная компания Зарубежнефть завершила процесс 12 кратного увеличения своего уставного капитала для финансирования совместного предприятия с вьетнамской компанией PetroVietnam. В 2008 г. она приобрела четыре оффшорных месторождения в Ненецком автономном округе для совместной разработки с вьетнамским партнером. Список и данные в (Skolkovo, 2007) также включают две государственных транспортных компании Совкомфлот и Новошип в число десяти крупнейших российских многонациональных компаний. Со времени составления списка компании подверглись слиянию.
Согласно данным Росстата, продукты добычи составили почти 70% российского экспорта в 2008 г., по сравнению с 58% в 2004 г. Существенная часть этого экспорта приходилась на государственные компании нефтегазового сектора. В соответствии с агрегированными данными российского экспорта экспортно импортная активность промышленных и телекоммуникационных компаний из обследования ВШЭ оказалась более скромной. Средняя доля экспорта в общих продажах ГП17 составляла приблизительно 6,5% в 2004 г. Их средняя доля импорта в общих издержках составляла приблизительно 5,6%. Показатели частных компаний отличаются несущественно. Кроме того, компании респонденты отмечали, что не ощущают серьезной конкуренции со стороны иностранных компаний.
Несколько крупных ГП имеют зарубежных акционеров. Например, представитель немецкой компании из отрасли энергетики «E.ON Ruhrgas AG» является членом совета директоров Газпрома. Глава государственного холдинга «Объединенная авиастроительная корпорация» обнародовал планы привлечения частного капитала, в частности, зарубежного. Как отмечалось в п. 2.3, закон об иностранных инвестициях в предприятия стратегического значения вводит ограничения на иностранное владение мажоритарным пакетом акций некоторых российских государственных предприятий. Частные зарубежные владельцы не могут получать превышающую 50% долю голосующих акций без специального разрешения. Для иностранных правительств, международных организаций или организаций, находящихся под их контролем, установлен порог в 25% голосующих акций. Список стратегических отраслей в законе включает производство вооружений и военных технологий (что относится преимущественно к государственной корпорации Ростехнологии), авиастроение («Объединенная авиастроительная корпорация», ОАК), использование ядерной энергии (Росатом).
Российские банки и корпорации активны на международных рынках капитала — они выпускают еврооблигации, и депозитарные расписки на их акции торгуются на международных фондовых биржах. Первичное размещение акций Роснефти было проведено на Лондонской фондовой бирже, а не в России. Согласно обследованию ВШЭ-ГУ, 30% ГП разместили свои ценные бумаги (акции, облигации, еврооблигации) на зарубежных фондовых биржах, по сравнению с 9% частных фирм.
2.5. Торгуемые ГП
Российский фондовый рынок в последние годы быстро рос и в отношении числа разместивших свои ценные бумаги, и в отношении совокупной рыночной капитализации, хотя недавнее падение рынков отбросило индексы РТС и ММВБ на уровень 2004 г. Не только акции российских компаний торгуются на двух основных российских торговых площадках — РТС и ММВБ, но депозитарные расписки торгуются в Нью Йорке, Лондоне и Франкфурте. В конце 2007 г. акции 302 эмитентов торговались на РТС — по сравнению с 261 в 2005 г. Однако большинство из них торгуются нечасто. Число регулярно торгуемых акций составляет приблизительно 15018. Рыночная капитализация всех акций, торгуемых на РТС к концу 2007 г., составила 1329 млрд долл., по сравнению с 329 млрд долл. в 2005 г.
Согласно оценкам инвестиционного банка «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), федеральные и региональные власти контролировали приблизительно 40% рыночной капитализации российского фондового рынка в конце 2007 г., по сравнению с 24% в 2004 г. Для такого роста есть несколько причин.

  • В некоторых случаях миноритарные пакеты акций правительства увеличились до контролирующего уровня, например в случае Газпрома.
  • Предприятия, которые находились в частной собственности, были приобретены государственными предприятиями. Например, Роснефть стала основным покупателем активов бывшей крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС, чьи активы продавались с аукциона после взыскания Федеральной налоговой службой огромной задолженности по выплате налогов.
  • Другие примеры приведены во второй части данной статьи.Такие крупные компании, как Роснефть и Внешторгбанк (ВТБ), были выпущены на рынок посредством первичного размещения. Размещение Роснефти в 2006 г. сделало ее второй российской компанией по рыночной капитализации19.

В то же время доля частных владельцев (основных акционеров и стратегических инвесторов) упала с 50 (в 2004 г.) до 33% (в 2007 г.). Доля публичных акционеров (акции в свободном обращении) оставалась стабильной. Высокая доля ГП в общей рыночной капитализации объясняется их размером, который упрощает для них несение издержек, связанных с размещением на фондовых биржах.
Проанализируем более подробные данные о государственной собственности в крупнейших компаниях (табл. 9). Мы сравниваем рыночную капитализацию крупнейших ГП между 2004 и 2008 г. Данные в табл. 9 основаны на рейтинге 200 крупнейших российских компаний по рыночной капитализации, проведенном рейтинговым агентством «Эксперт Рейтинг». В табл. 9 также указаны размеры пакетов акций, принадлежащих федеральным и региональным органам управления, напрямую или косвенно через другие ГП20.
В соответствии с расчетами внизу табл. 9, доля общей рыночной капитализации, относящейся к десяти крупнейшим ГП, выросла с 31,4 до 47,5%. Эти показатели даже превышают процитированные выше данные компании «Тройка Диалог». Существует ряд причин, по которым эти данные все же преуменьшают роль государства в крупнейших российских компаниях: во-первых, приведены были только 10 крупнейших ГП. Во-вторых, не были учтены торгуемые компании с миноритарными государственными пакетами. Например, в 2008 г. Газпром владел 19,3% пакета Новатек, а региональное правительство Татарстана владело 32% и «золотой» акцией Татнефти. В-третьих, будем помнить о том, что в табл. 9 включены только крупнейшие зарегистрированные на бирже компании, находящиеся под государственным контролем. Согласно рейтингу «Эксперт-Рейтинг», 400 крупнейших российских компаний по объему выпуска, мы видим в 2008 г. «Российские железные дороги» (3 место, 100% голосующих акций у государства) и Транснефть (17 место, 100% голосующих акций у государства) среди 20 крупнейших российских компаний.
Согласно данным компании «Тройка Диалог» (Troika Dialog, 2008), секторы с наивысшей долей государства в торгуемых компаниях — банковский (64%), обрабатывающая промышленность (53%), нефтегазовая отрасль (47%), телекоммуникации (47%), энергетические компании (37%) и транспорт (30%).

Таблица 9

Рыночная капитализация десяти крупнейших компаний, контролируемых государством, согласно рейтингу «Эксперт Рейтинг», 2004 и 2008 г.

На 1 сентября 2004 г.

На 1 сентября 2008 г.

Место

Название компании

Рыночная капитализация, млн долл.

Доля государства, %

Место

Название компании

Рыночная капитализация, млн долл.

Доля государства, %

Газпром

38,0

Газпром

50,1

РАО ЕЭС

53,8

Роснефть

84,6

Сбербанк

60,6

Сбербанк

60,6

Мосэнерго

95,3

Газпром Нефть

73,7

Ростелеком

50,7

Внешторгбанк (ВТБ)

77,5

Уралсвязьинформ

57,8

РусГидро

60,4

Аэрофлот

51,2

Ростелеком

50,7

Роснефть Пурнефтегаз

82,0

ФГС ЕЭС

77,7

Волга Телеком

51,0

Банк Москвы

44,0

Башнефть

63,7

Мосэнерго

60,5

Рыночная капитали зация 10 крупнейших государственных предприятий

Рыночная капитализация 10 крупнейших государственных предприятий

Общая рыночная капитализация

Общая рыночная капитализация

Доля 10 государствен ных предприятий, %

31,4

Доля 10 государствен ных предприятий, %

47,5

Примечание. Государственный контроль — это когда государство владеет мажоритарным пакетом акций или когда в совете директоров большинство представителей назначено государством. Количество государственных акций отражает наличие прав на осуществление контроля. Например, Газпром контролируется государством и в настоящее время владеет 73,7% акций Газпром Нефть. Таким образом, государство контролирует 73,7% акций «Газпром Нефть».

Следует отметить, что только на топливный сектор (преимущественно нефть и газ) приходится более 50% рыночной капитализации. Доля государства в нефтегазовой отрасли и обрабатывающей промышленности увеличивалась в течение последних трех лет (нефтегазовая отрасль — с 32 до 47% и обрабатывающая промышленность — с 12 до 53%), в то время как доля участия государства в энергетических компаниях резко сократилась (с 52 до 37%) в связи с реорганизацией РАО ЕЭС. Таким образом, данные, представ ленные в этом подразделе, указывают на рост контроля правительства над крупнейшими российскими предприятиями.

1 Эта классификация и соответствующие примеры приведены в статье (Нещадина, Кузнецов, Кашин, 2007).
2 См. п. 2.3 о юридическом определении стратегических секторов и предприятий в России.
3 Двумя другими предлагаемыми решениями были: оставить активы в руках сегодняшних владельцев, заставив заплатить их реальную стоимость или оставить их в руках сегодняшних владельцев без каких либо штрафов (The Russian Longitudi nal Monitoring Survey (RLMS) and the EBRD Life in Transition Survey). См. (Denisova et al., 2007).
4 Только в немногих случаях государственные предприятия зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью (OOO).
5 В случае с Транснефтью, российским монопольным оператором нефтепроводов, на бирже зарегистрированы только неголосующие акции, но 100% голосующих акций находятся в руках федерального правительства.
7 Первая государственная корпорация, Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), основанная в 1999 г., была ликвидирована в 2004 г.
8 Они перечислены в § 120 Гражданского кодекса России. Конкретные формы государственных учреждений создаются и регулируются на основании специальных законов. Одним из их конкретных типов являются автономные учреждения (Закон «Об автономных учреждениях», 2006 г.). К ним относятся, например, некоторые университеты.
9 За исключением таких коммерческих действий государственных учреждений, как платное медицинское обслуживание или образовательные услуги.
10 Согласно определению, государственное имущество — имущество, которое находится в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), и имущество, принадлежащее Субъектам Российской Федерации.
11 Как отмечалось ранее, правительство также может участвовать во владении фирмами со смешанной российской и иностранной собственностью.
12 (Правительство Российской Федерации, 2006; Росимущество, 2008).
13 За 2005 и 2006 г. доступны показатели по производству в различных секторах. Некоторые из них приведены в п. 2.3.
14 Список стратегических предприятий приводится в п. 2.4.
15 По данным (UNCTAD, 2008).
16 Среди основных получателей и инвесторов этих потоков регулярно присутствует Кипр, основное месторасположение оффшорных компаний, контролируемых российскими бизнес группами.
17 Для данных обследования о международной торговле и конкуренции мы использовали определение ГП, если доля правительства составляет не менее 10%.
18 Число регулярно торгуемых акций из списка 200 крупнейших компаний по рыночной капитализации составленного рейтинговым агентством «Эксперт Рейтинг».
19 Согласно списку «ЭкспертРейтинг» (см. сноску 17), размещение Роснефти, так же как размещение Внешторгбанка и вторичное размещение Сбербанка в 2007 г., назывались народными IPO, так как акции были проданы большому числу людей.
20 Почти во всех случаях итоговый владелец это федеральное правительство. Региональные правительства владеют крупными долями в Банке Москвы и Башнефти, а также федеральное и московское правительства владеют мажоритарным пакетом в Мосэнерго.

До сих пор все вопросы регистрации регулировались постановлением правительства. Теперь — законом. Им устанавливается возможность регистрации новых машин с помощью дилера. То есть покупая новую машину, автовладелец сразу получит ее с документами и номерами. Напомним, что б/у автомобили также продаются уже с номерами.

Впрочем дилеры не спешат воспользоваться этой возможностью. Дело в том, что документы регламентирующие эту деятельность были подписаны буквально перед Новым годом. Да и желания у них особенного нет. Ведь за эту услугу ФАС установил фиксированную цену — 500 рублей. А она не очень привлекательна для дилеров. Эта норма закона добровольная. Так что, скорее всего, дилеры вводить такую услугу будут очень не спеша. Тем более, что для этого требуются подготовленные специалисты по осмотру машин. Выделенные для них отдельные рабочие места. Да еще и необходимо, чтобы такой дилер попал в реестр специализированных организаций, который ведет МВД.

Установлена обязанность нанесения дополнительной маркировки автомобиля в случаях, когда невозможно его идентифицировать. Речь идет о ситуациях, когда VIN автомобиля уничтожен или изменен в результате коррозии, некачественного ремонта автомобиля, а также если он утрачен в результате противоправных действий третьих лиц. То есть автомобиль был угнан, найден и возвращен хозяину.

Инспектор устанавливает факт, что идентификационный номер уничтожен. Машина направляется на экспертизу. Эксперты устанавливают оригинальный VIN и отправляют машину обратно в ГИБДД вместе с документами. Начальник подразделения принимает решение о нанесении дополнительной маркировки. Это тот самый VIN, который был установлен.

После чего собственнику необходимо эту маркировку нанести. Наносить ее может либо завод-изготовитель, либо испытательная лаборатория. Как это делается для автомобилей, выпускаемых в единичных экземплярах — самоделок. После того как дополнительная маркировка нанесена, машину требуется снова отвезти в ГИБДД, чтобы поставить ее на учет и внести в документы все изменения.

Закон вводит процедуру присвоения номера. При этом знаки будет выдавать ГИБДД или их можно будет изготовить самостоятельно. Если автовладелец пришел в ГИБДД в том регионе, в котором он зарегистрирован, он может выбирать: заплатить госпошлину в размере 2850 рублей и получить знаки в ГИБДД или заплатить 850 рублей, получить документы, в которых указан его номер, а потом отправиться к изготовителю номеров.

Если автовладелец обратился в ГИБДД другого региона, то выбора у него не будет. Ему за 850 рублей присвоят номер, а изготавливать знак он будет уже в организации-изготовителе. При этом номер ему будет присваиваться с кодом региона, в котором он зарегистрирован.

Правила регистрации теперь запрещают регистрировать автомобиль за теми, кому нет 16 лет. До сих пор было очень популярным регистрировать машину на несовершеннолетнего ребенка. Делалось это в том числе и для того, чтобы сэкономить на штрафах. Ведь по закону несовершеннолетнего нельзя привлечь к административной ответственности. А большинство нарушений выявляется с помощью камер фотовидеофиксации. В этом случае постановление оформляется на собственника машины: того, на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД. Но оформить постановление на несовершеннолетнего нельзя. И такие штрафы отправлялись в корзину.

Согласно новым правилам, зарегистрировать машину в ГИБДД можно только на того, кто уже достиг 16 лет. Это не означает, что детей ущемили в праве на собственность. Ведь свидетельство о регистрации такого права не устанавливает. Ребенок может быть собственником машины. Но зарегистрировать машину на него в ГИБДД не получится. Чтобы поставить машину на учет и получить номера, ее придется регистрировать на родителя или опекуна.

Также автомобиль нельзя поставить на учет на нескольких собственников. А такое тоже бывает. Автомобиль может быть в совместной собственности. В этой ситуации в ГИБДД его зарегистрируют на одного из собственников.

Теперь, для проведения регистрационных действий по рукописной доверенности придется предъявить паспорт собственника автомобиля. То есть, если в ГИБДД пришел не собственник, а владелец автомобиля, то у него должна быть либо нотариально заверенная доверенность, либо рукописная и паспорт собственника машины. Никто не ущемляет легитимность простой письменной формы доверенности. Но ее может написать кто угодно, а образца почерка собственника машины в ГИБДД нет. Да и не дело инспектора почерк сверять. Между тем именно с помощью таких доверенностей машины незаконно снимают с учета или продают третьим лицам. Так что предъявление паспорта собственника покажет, что он в курсе того, что происходит с его железным конем.

о закона от 03.07.2016 № 342-ФЗ)

Статья 20. Центральные библиотеки

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки субъекта Российской Федерации, функции которой выполняют: (В редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 119-ФЗ)

в республике — национальная или республиканская библиотека;

в автономном округе, автономной области — окружная или областная библиотека;

в крае, области — краевая, областная библиотека;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 119-ФЗ)

Органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам. (В редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 119-ФЗ)

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

4. Функции центральных библиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности.

5. Центральные библиотеки могут учреждаться также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 21. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами

В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.

Глава VII. Экономическое регулирование в области библиотечного дела

Статья 22. Порядок создания библиотек

1. На территории Российской Федерации создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.

Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления библиотекой.

Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек

1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.06.2015 № 151-ФЗ)

2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации.

При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля.

3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон.

4. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены.

5. Неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Статья 24. Имущество библиотеки

1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 25. Фонды развития библиотек

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, другие не запрещенные законом поступления. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.07.2016 № 341-ФЗ)

Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Статья 26. Трудовые отношения работников библиотек

Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Глава VIII. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать недействующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 12, ст.173).

До приведения нормативных правовых актов в области библиотечного дела, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом эти нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.

3. Поручить Правительству Российской Федерации:

1) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты;

2) подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;

3) принять нормативные правовые акты в области библиотечного дела, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *