Формы собственности на недвижимость

Поиск Лекций

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

В экономической литературе нет единого подхода к опреде­лению форм собственности. Существует классификация по при­знаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности обще­ственных организаций и т. д. По форме присвоения выделяют ин­дивидуальную, коллективную и государственную собственность. По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.

Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности.

Этот доход выражается в равных для всех воз­можностях системы социального обеспечения. Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Основой функциониро­вания профсоюзов, союзов трудовых коллективов и пр. является общественная собственность. Собственность общественных ор­ганизаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваива­ют члены этих объединений на равных для всех основаниях. На основе общественной формы собственности формируются госу­дарственные и муниципальные предприятия.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Частная собственность персонифицирована, т. е. ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Частная собственность представлена индивидуальной собственностью и капиталистической частной собственностью. Отличительной чертой индивидуальной собственности (частно-трудовой собственности) является то, что собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.

Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйств, высокая эффектив­ность частной собственности. Социальные носители этой формы собственности — крестьяне, ремесленники, частные врачи, адво­каты и другие люди, живущие своим трудом. В случае капитали­стической частной собственности, основные права по-прежнему реализуются собственником, но некоторые правомочия могут сосредотачиваться в руках других людей. Данный вид собствен­ности отчуждает наемного работника от средств производства и создает условия обогащения хозяина-собственника за счет труда последнего.

Здесь неизбежно расхождение экономических инте­ресов собственников и трудящихся.

Формы собственности недвижимости

На основе частной собст­венности формируются такие формы хозяйствования, как лич­ное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, частные предпри­ятия любого размера — от индивидуального производства до крупных предприятий, а также любой другой вид использования частного имущества (от сдачи квартир внаем до денежных опе­раций между частными лицами).

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. В России коллективная собствен­ность представлена различными видами кооперативной собст­венности (собственность потребительской кооперации, колхозов и др.), а также акционерной и партнерской собственностью.

Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика. Кооперативная собственность в условиях рыночной эко­номики обладает более значительным потенциалом, что обуслав­ливается связью оплаты труда с конечными результатами дея­тельности кооператива.

Разновидность коллективной формы собственности — акционерная собственность, которая сочетает в себе признаки как частной, так и общественной собственности. Акционерная собственность — собственность многих юридиче­ских и физических лиц, предполагающая добровольное объеди­нение их денежных средств. На основе сформированного на объединенные средства акционерного предприятия идет коллек­тивное создание дохода с последующим его индивидуальным присвоением в виде дивидендов.

Партнерская собственность возникает в результате объединения капиталов двух и более лиц. Пайщики предприятия — совладельцы созданного за счет пае­вых взносов имущества, получающие долю прибыли, соответст­вующую размерам их собственности. На основе коллективной формы собственности формируются такие формы хозяйствова­ния, как кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассо­циации и т. д.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность деперсонифицирована, так как права собст­венности принадлежат всем, а конкретно — никому. Общест­венная собственность обладает наиболее высокой степенью социализации; она представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций.

Как уже говорилось, современная экономика характеризует­ся многообразием форм и видов собственности Широкое рас­пространение получили смешанные формы собственности, ко­гда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм соб­ственности. Например, частно-государственная собственность в различных долевых соотношениях.

В широком смысле слова отношения собственности в государственно-структуризированном обществе заключают в себе.

Собственность представляет собой четыре понятия:

1) отношения к вещи; — (собственник или нет средств и результатов производства, рабочей силы)

2) производственное отношение по поводу вещей; — состоит из двух групп.

2.1. распределение результатов производства ( их принадлежность и потребление произведенных благ)

2.2. движение средств производства, рабочей силы, производимого продукта в сфере производства, распределения, обмена и потребления. (функционирование производства)

3) отношение к средствам производства (собственники капитала и собственники рабочей силы)

4) юридическое отношение (закрепленное законом, органы власти принимают и принудительно реализуют законы, касающиеся собственности).


2. Спецификация и размывание прав собственности

Чем шире набор прав, связанных с данным ресурсом, тем выше его полезность. Так, собственная вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны. Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).

В качестве исходного пункта анализа западные теоретики обращаются обычно к режиму частной собственности. Право частной собственности понимается ими не просто как арифметическая сумма правомочий, а как сложная структура. Ее отдельные компоненты взаимно обусловливают друг друга. Степень их взаимосвязанности проявляется в том, насколько ограничение какого-либо правомочия (вплоть до полного его устранения) влияет на реализацию собственником остальных правомочий.

Высокая степень исключительности, присущая частной собственности, имеет два поведенческих следствия:

1) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он оказывается заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;

2) исключительность права отчуждения означает, что в процессе обмена вещь будет передана тому экономическому агенту, который предложит за нее наивысшую цену, и тем самым будет достигнуто эффективное распределение ресурсов в экономике.

Защита системы частной собственности западными экономистами покоится именно на этих аргументах об эффективности. Точное определение содержания прав собственности они считают важнейшим условием эффективного функционирования экономики.

Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него.

Спецификация прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами. Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.

Неполнота спецификации трактуется как размывание(attenuation) прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой: «никто не станет сеять, если урожай будет доставаться другому».

Размывание прав собственностиможет происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены, либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения, главным образом со стороны государства.

Поскольку любые ограничения перестраивают ожидания экономического агента, снижают для него ценность ресурса, меняют условия обмена, постольку действия государства оказываются у теоретиков прав собственности под априорным подозрением.

Необходимо различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует в их глазах, что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).

В противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются в корыстных интересах различных лоббистских групп.

В реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой ценой.

Спецификация прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет окупать связанные с этим издержки.

Проблема спецификации прав собственности и влияния на этот процесс трансакционных издержек рассматривается в «Теореме Коуза».

Проблема спецификации/размывания прав собственности заняла так много места в работах западных экономистов (по словам С. Пейовича и Э. Фьюрудота, она является ядром современной теории фирмы), потому что именно через неё вскрываются сложные обратные связи между собственностью и экономической организацией производства. Как подчёркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования. Формальному доказательству этого положения посвящена так называемая «Теорема Коуза».

Теорема Коуза

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.

Вначале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии) – дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.

Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

Традиционно в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с «провалами рынка», что оправдывало государственное вмешательство, и решалась с помощью «налога Пигу».

«Налог Пигу» должен быть равен MEC, тогда MSB=MSC.

Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

Наиболее распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: «в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы – В.В.) частные и социальные издержки будут равны».

Формулировка Коуза несколько отличная: разграничение прав (собственности – В.В.) является существенной предпосылкой рыночных трансакций … конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (только В.В.) при предположении нулевых трансакционных издержек.

Коуз подчеркивал, что Стиглер не учел при формулировке теоремы то, что при равенстве частных и социальных издержек ценность производства будет максимизироваться. Это очевидно, если принять следующую трактовку социальных издержек, которую дает Коуз.

Коузом используется оригинальная трактовка социальных издержек. «Социальные издержки»представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при их альтернативном использовании». Но любой предприниматель приступит к производству в случае, когда его частные издержки будут меньше, чем ценность продукта, произведенного с помощью привлеченных факторов. Следовательно, равенство социальных и частных издержек подразумевает максимизацию ценности производства.

Иногда ошибочно на основании этой теоремы делается вывод о том, что «Коузианский мир» – это мир с нулевыми трансакционными издержками. В действительности это не так.

Коуз, наоборот, своей теоремой показывает значимость трансакционных издержек для экономического анализа «реально происходящих событий».

«В мире с нулевыми трансакционными издержками ценность производства будет максимизироваться при любых правилах об ответственности».

Иными словами, при нулевых трансакционных издержках правовые нормы не имеют значения для максимизации.

«При ненулевых трансакционных издержках закон играет ключевую роль в определении того, как используются ресурсы… Внесение всех или части изменений (ведущих к максимизации производства – В.В.) в контракты оказывается делом чересчур накладным. Стимулы к осуществлению некоторых шагов, которые бы привели к максимизации производства, исчезают. От закона зависит, каких именно стимулов будет недоставать, поскольку он определяет, как именно нужно изменить контракты, чтобы осуществить те действия, которые максимизируют ценность производства».

Получается парадоксальная ситуация: в случаях «несостоятельности рынка» мы де факто признаем наличие положительных трансакционных издержек, в противном случае рынок автоматически приводил бы в состояние оптимальности, обеспечивающие максимизацию ценности производства.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Поиск Лекций

Иные формы собственности

Тема: Отношения собственности

Вопросы:

1. Понятие «собственность». Экономическое содержание «собственности» и формы собственности.

2. Разгосударствление и приватизация.

3. Понятие «правособственности».

Вопрос.

Само по себе слово «собственность» происходит от древне русского, что в переводе означает (имение вещи или кого-нибудь как личное достояние). Применительно к экономической науке, собственность имеет другое содержание и смысл.

Сегодня, в экономической теории существует 2-а взаимодополняющих подхода:

1. Политэкономический = социально-экономический.

2. Экономико-правовой = институциональный.

С точки зрения 1-ого подхода, определяемого , как система социально-экономических отношений., возникающих между хозяйственными субъектами, по поводу присвоения (и отчуждения) тех или иных объектов. В качестве таких объектов могут выступать все виды основных экономических ресурсов:

1. Средства производства.

2. Продукты труда.

3. Услуги.

4. Денежные средства.

5. Недвижимость.

6. Интеллектуальный капитал.

Таким образом, собственность как социальная форма присвоения экономических ресурсов реализуется через всю систему отношений общественного воспроизводства, то есть через отношения:

1. Производства.

2. Распределения.

3. Обмена.

4. Потребления.

С точки зрения 2-ого подхода институт правособственности образует система правовых норм, поэтому институциональный подход рассматривает собственные правомочия. К таким правомочиям относятся:

1.Правовладение. (Хозяйствующего господства и исключение физического контроля над вещью. Фактическое обладание вещью и возможность содержать вещь в собственном хозяйстве).

2. Правопользование. ( То есть изволение из вещи (объекта собственности) полезных свойств, путем ее производительного или личного потребления).

3. Право распоряжения. (Возможность изменять состояние, назначение и принадлежность имущества и возможность продавать, менять, дарить или ликвидировать (в соответствии с законом)).

4. Право управления. (Система правового управления).

5. Право на доход. (То есть обретение чего-либо в свою принадлежность).

В действительности, частичные правомочия могут обособляться друг от друга, закрепляясь за разными лицами. Собственность трактуется не только как категория, но и как понятие «собственность» употребляется в 2-х основных смыслах:

1. Как совокупность производственных отношений.

2. Как система экономически и правовых отношений.

Как совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношением людей к средствам людей к чему либо. Собственность трактуется как присвоение чего либо, которая реализуется по средствам материальных благ. Как система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения и распоряжения жизненными благами собственность определяется как система исторически изменяющихся отношений между людьми в процессе обмена потребления по поводу владения, распоряжения, управления и использования жизненных благ. В экономике различают:

-объект являются недвижимое имущество, движимое, а так же интеллектуальная собственность являются отдельные лица, их ассоциации, социальной группы и общество в целом, которые присваивают те или иные блага

Следовательно собственность это отношения связывающие субъекты и объекты собственности между собой и собственность является основой всей системы общественных отношений. От форм собственности зависят формы распределения обмена и потребления, а от отношений собственности зависят положение различных групп. Поскольку собственность и результат развития общества, то ее формы меняются с изменениями способов производства, а это значит что в рамках экономической системы существует….переход от одной формы к другой может осуществятся как эволюционным так и революционным путем. Определяющим элементом форм собственности является множественность субъектов присвоения.

Выделяют формы собственности:

Частная собственность

· собственность физических лиц

· собственность юридических лиц

Государственная собственность

· собственность российской федерации

· собственность субъектов РФ

Коммунальная (муниципальная) собственность

· районы

· города

· села

· префектуры

Иные формы собственности

При государственной системе собственность доступ к редким ресурсам регулируется установлением правил исходя из коллективных…в целом, а это предполагает установление принципов устанавливающих в чем именно выражается интерес, во вторых создание процедур выражающих общие принципы в конкретных целях по использованию каких-либо ресурсов. И в этом смысле никто не находится в привилегированном положении, то есть ни что, а личные интересы не признаются достаточными для распоряжения ресурсами, совладельцы государственной собственности не обладают единоличными исключительными продаваемыми рынке правами на использование ресурсом. Особый характер носит и целевая функция предприятий, она не исчерпывается максимизацией прибыли и может подчинятся разного рода вне экономическим целям, то есть социальным, политическим и культурным. В соответствии со статьей 214 ГКРФ государственная собственность включает в себя имущество принадлежащие на праве собственности РФ(право федеральной собственности) и имущество принадлежащие на праве собственности субъекта РФ(права собственности РФ).Субъектами являются РФ, а в отношение права собственности субъектов ее соответствующие субъекты и государственной собственности РФ относятся ресурсы континентального шельфа и континент зоны, средства государственного бюджета, золотой запас алмазный и валют фонты, банки, предприятия промышленности транспорта, связи, информирования, топливно-энергетического уровня и другое необходимое для задач. Федеральные фонды пенсионный, резервный. В тоже время имущество находится в государственной собственности подразделяется на:

1. закрепленное за государством и учреждениями во владением, пользование и распределение (распределение государственного имущества)

2. средство соответствующего бюджета и иное государственное имущество не закрепленное за государством и учреждениями (не распределяемое государством имущество)

Не распределенное государством имущество составляет государственную казну РФ и соответственно казну субъекта РФ, но в любом случае отношение государственного имущества к федеральной собственности и собственности РФ осуществляется в порядке установленным законом.

В условиях частной собственности собственником является тот, чье слово признается окончательным. В собственности граждан и юр лиц может находится любое имущество, которое не может принадлежать физическим и юридическим лицам. Частная собственность подразделяется на групповую и индивидуальную. Право частной собственности охраняется законом. Каждому собственнику предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно. Опять же в законодательстве не существует, каких либо ограничений на количество и стоимость движимого недвижимого, которое может находится в собственности граждан, это обусловлено тем, что граждане могут, занимается предпринимательством, следовательно, никаких ограничений по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом в законе нет. Юридические лица представляются как собственники своего имущества и юр лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйстве деньги или оперативном управлении обособленное имущество и отличает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде. Юридическим лицам-собственникам своего имущества могут относиться:

· хозяйственные товарищества

· потребительские кооперативы

· общественные религиозные организации

· благотворительные и иные фонды

· объединение юридических лиц

· и другие виды не коммерческих юридических лиц предусмотренные законом

Имущество может находится так же в общей собственности с определение доли каждого собственника или без определения таких долей.

Общая собственность возникает когда собственность двух или нескольких лиц поступает имущество которое не может быть разделено без изменения его назначения или не подлежит разделу в силу закона, следовательно общая собственность устанавливается на неделимые вещи. Долевой собственность признается право двух или более лиц сообща владеть, пользоваться и распоряжаться в определенной доле принадлежащей им совместного имущество, как правило, доли определяются законом и в соответствии с законом в равных долях наследуется имущество наследником по закону. Кроме того собственник в праве определить размер доли в праве общей собственности по общему согласию, однако если доли участников общей собственности не могут быть определены на основании законом, то они считаются равными. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно учувствовать в издержках по содержанию и обеспечению сохранности долевой собственности, а так же вести расходы по его содержанию, в частности учувствовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу. Владение пользование и распоряжение имуществом находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников. Совместной собственностью признается право двух или более лиц, сообща без определение доли владеть, пользоваться и распоряжаться совместим имуществом. И главным отличием является отсутствие доли, в связи с чем владение пользование находящиеся в совместной собственности определяется сообща если оное не предусмотрено в соглашении между ними и при распоряжении имуществом находящимся в совместной собственности согласие предполагается независимо от того кем из них совершается сделка и выделяют 2 вида:

· совместная собственность супругов

· крестьянское или фермерское хозяйство.

Муниципализация означает передачу государственной властью право собственности на землю предприятию, а настроения органу городского самоуправления

Муниципальная собственность это имущество принадлежащие городским и сельским население, а так же другим муниципальным округам, которые на основании законодательства владеют, пользуются и распоряжаются им. И от имени права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законами субъекта РФ..объектами муниципал собственности становятся системы жизнеобеспечения населенных мест и сосредоточение этих служб дает не мало преимуществ и прежде всего это эконом выгода, поскольку объединяет городское хозяйство и предоставляемое населению услуги оказываются дешевле, нежели в случае рассредоточение по частным службам или ведомствам.

Кроме того муниципализация способствует уменьшению дотаций и обходится дешевле государственному бюджету. Сосредоточение в единых руках всех технических служб города позволяет так же упорядочив их эксплуатацию предоставлять населению дополнительные удобства.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности.

У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника — арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им.

Но, даже признание за собственником “триады правомочий» не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей. Так, в соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не могут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения — жилые дома, квартиры и т.п. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использование в иных целях, в частности для размещения различных контор (офисов), складов, производств и т.д., хотя бы и не по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке. Ведь использование названных недвижимостей всегда, так или иначе, не только затрагивает интересы соседей или других окружающих собственника лиц, но и имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося дефицита. Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет лишь об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Возможны и ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивенцем исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты).

Таким образом, это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательств из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты.

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

ГК РФ признается частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Таким образом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФ является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, то есть приватизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определения таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномоченный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации унитарного предприятия. Предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприятием, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуществом только с согласия собственника. Собственник может выделять финансовые ресурсы для приобретения казенным предприятием имущества, которое также не может быть впоследствии отчуждено без согласия собственника. Собственник определяет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связанные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Государственная и муниципальнаяформасобственности

    Закон >> Экономическая теория

    … характеристика государственной и муниципальнойсобственности 13 2.1. Право государственной и муниципальнойформысобственности 13 2.2. Методы управления муниципальнойсобственности 15 2.3. Финансовая система государственной и муниципальнойсобственности 17 …

  2. Государственная и муниципальнаяформысобственности в экономических системах

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    … и муниципальнойформсобственности…..9 2.1. Понятие собственности в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом…………………………………………………………9 2.2. Права государственной и муниципальнойформсобственности……………………………………………………………………11 2.3. Государственная

  3. Государственная и муниципальнаясобственность (1)

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    … оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальнойформсобственности; — обеспечение полного и своевременного учета государственной и муниципальнойсобственности и всех проводимых с ней …

  4. Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания

    Реферат >> Государство и право

    … здравоохранения находятся в основном в государственной и муниципальнойсобственности, финансирование системы здравоохранения осуществляется … ограничена законодательством, а также государственной и муниципальнойформойсобственности на эти учреждения. …

  5. Формысобственности на природные ресурсы

    Реферат >> Государство и право

    По форме собственности: частная, государственная, муниципальная

    частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности. Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности могут находиться …

Хочу больше похожих работ…

Государственная собственность

Понятие “жилищный фонд” довольно широко используется в законодательстве. Этим понятием охватывается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ).

Традиционно жилищный фонд в СССР, а затем и в Российской Федерации классифицировался по принадлежности к формам собственности. До 1990 года жилые дома и жилые помещения в них находились в государственной, общественной, индивидуальной (личной) и в колхозно-кооперативной собственности.

Формирование новых видов жилищного фонда началось с выходом 6 марта 1990 года Закона СССР № 1305-1 “О собственности в СССР”, Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и Конституции РФ 1993 г.

С принятием этих законов жилищный фонд претерпел существенные правовые и структурные преобразования:

– появились частный и муниципальный жилищные фонды. Муниципальный жилищный фонд сформировался из государственного жилищного фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов. В частный жилищный фонд вошли общественный, кооперативный и индивидуальные фонды;

– произошло разделение государственного жилищного фонда на федеральный жилищный фонд и жилищный фонд субъектов Федерации, который сформировался из государственного жилищного фонда, находящегося в собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В многоквартирных домах частного, муниципального и государственного жилищного фонда появилось разнообразие собственников жилых и нежилых помещений: физические, юридические лица, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Они стали собственниками не только жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, но и участниками долевой собственности на остальное имущество в доме (общее имущество).

С принятием Жилищного кодекса РФ разграничения жилищного фонда произошло не только на “виды” в зависимости от формы собственности, но и в зависимости от целей его использования.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (ч. 2 ст. 19 ЖК РФ).

Причем на первое место в данной классификации поставлен частный жилищный фонд, что свидетельствует о его значимости в жилищной сфере.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

– на жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

– специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

– индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

– жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования; предоставлены гражданам по иным договорам; предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование

Жилые помещения жилищного фонда коммерческого использования предоставляются в соответствии с нормами гл. 35 ГК РФ. В состав жилищного фонда коммерческого использования входят жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищного фонда, как это следует из положений п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ.

В зависимости от количества собственников помещений в многоквартирном доме такие дома можно разделить на:

многоквартирные дома со смешанной формой собственности (в которых два и более собственника помещений);

многоквартирные дома все помещения, в которых находятся в собственности одного лица.

Предыдущая статья:Цели и результаты реформы жилищно-коммунального хозяйства Следующая статья:Государственный контроль за технической эксплуатацией многоквартирных домов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *