Городельская уния 1413

В 1413 г. на съезде феодалов ВКЛ и Польши была подписана Городельская уния, подчеркнувшая ведущую роль феодалов -католиков. Но в отличие от Кревской унии, она предоставила всю полноту власти в ВКЛ великому князю Витовту.

Негативное значение для дальнейшей судьбы Литовско-русского государства имела Городельская уния. В постановлении Городельского сейма от 2 октября 1413 г. об унии Великого княжества Литовского с Польшей вновь говорится о привилегиях феодалов-католиков Литвы и Белой Руси, которые приравниваются в правах к панам и шляхте королевства Польского. Свободы, привилегии и милости, предусмотренные постановлением Городельского сейма, распространялись только «на тех панов и шляхтечей земли Литовской», которые «почитатели христианской религии, Римской церкви подвластные», а «не схизматеки (т. е. православные) или другие неверующие». Это показывает методы, какими католическая церковь привлекала на свою сторону привилегированное население Литовско-русского государства. Безусловно, это способствовало ополячиванию украинского и белорусского народов. Городельский привелей 1413 г. является первой шляхетской хартией, в которой были сформулированы основные принципы создания в Литве привилегированной сословной группы населения. Было выделено два основных класса шляхты: паны и собственно шляхта, и определены условия приобретения шляхетства (по рождению и путем пожалования). Формально правоспособность этих двух классов не отличалась за исключением служебных отношений, которое зависело от конфессиональной принадлежности. Таким образом, Городельская уния закрепила идею литовской автономии, однако внесла в литовско-польское общество раскол на религиозной почве: уния обеспечивала права равные с поляками, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Нормы Городельского привилея имели провокационный характер. Их целью было укрепление и распространение католицизма. Они разжигали религиозную вражду в государстве. Более того, этот документ содержал ложное утверждение о том, что земли Великого княжества Литовского включаются в состав Польского королевства с согласия князей, панов, шляхты, должностных лиц и бояр Великого княжества Литовского. По этому акту все не католики, в основном православные, составляющие подавляющее большинство населения, не допускались на государственные должности, что подрывало единство Великого княжества Литовского.

В 1413 году был издан Городельский привилей по которому православные князья и бояре дискриминировались в политической сфере. Второй грамотой от 22 февраля 1387 года была оговорена возможность заключения браком между католиками и православными только в случае перехода последних в католичество. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от всех налогов и повинностей. Все это содействовало укреплению положения литовских феодалов-католиков в политической жизни государства. Прокатолическая политика Ягайло сыграла роль в формировании оппозиции внутри ВКЛ, особенно на белорусских и украинских землях. Названные постановления вызвали резкое недовольство в среде великокняжеского магнатства. В оппозицию Ягайло стали как православные, что естественно, так и частично католические феодалы, неудовлетворенные явно пропольской политикой монарха. Владислав-Ягайло основал в Вильно епископство и наделили его землями. Во многих городах и селах появляются католические костелы. Первоначальный дар великого князя католическому окружению составлял около 60 деревень. Со временем оппозицию возглавил князь Витовт, который в конце 80-х начале 90:х гг. провозгласил лозунг воссоздания самостоятельного Литовско-Русского королевства, которое противостояло бы, с одной стороны Москве, с другой — Польше.

Очередные переговоры Ягайло и Витовта закончились подписанием в 1413 году Городельской унии в замке Городля над Бугом, где были собраны несколько польских феодалов и 47феодалов-католиков со стороны ВКЛ. В результате их заседания было выдано 3 привилея. Третий привилей, выданный от имени Ягайло и Витовта и явился Городельским привилеем. Он представлял собой документ открытой католической конфессии и имел своей целью не союз двух государств, а распространение католицизма, идеологическое подавление и подчинение народа католическому духовенству. Первых два акта относились к тому, что польские феодалы согласны были поделиться с феодалами-католиками княжеств гордостью носить гербы и, соответственно, того, что княжеские феодалы принимали эти гербы, тем самым, вступая с ними в гербовое побратимство. В отличие от Островского соглашения Городельская уния юридически оформила политическую самостоятельность ВКЛ, но все равно под властью польского короля. В артикуле 2 говорится: паны и шляхтичи после смерти Витовта никогда не ‘будут иметь или избирать великим князем и государем, как только король польский и его последователи, посоветовавшись с приемниками и панами Польши и земель Литвы, посчитают за необходимость избрать и поставить.

В конечном счете Городельская уния создала условия для религиозного, культурного и экономического наступления Польши на Литовские земли. В 1429 г. Витовт предпринял попытку разрыва унии, но тщетно. Честолюбивый князь пытался также при помощи германского императора захватить польский престол, но и здесь успеха не добился. В 1430 г. Витовт умер.

РАЗДЕЛ 4 ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВ ЛИТОВСКОГО И ПОЛЬШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВИТОВТА

При поддержке князей и бояр белорусских, украинских и русских земель великим князем ВКЛ становится младший брат Ягайло Свидригайло. На эти силы он и стал опираться. При нем православная знать начинает занимать высшие должности и заседать в великокняжеской Раде. Такая политика вызвала недовольство среди польской знати, которая организовала заговор против князя в Ошмянах. Великим князем ВКЛ от имени Ягайло был назначен Сигизмунд Кейстутович. Свидригайло спасается бегством в Полоцк, где было провозглашено о создании Великого княжества Русского. Началась гражданская война (1432 — 1436 гг). Обе стороны стремились перетянуть на свою сторону белорусских и украинских бояр. Боевые действия ни одной стороне не принесли успеха. Только после издания двух привилеев (1432 и 1434 гг.), которые практически уравнивали православную знать с католической в экономических правах, победа досталась виленскому князю. В 1435 г. Свидригайло потерпел поражение под Вилькамиром, и Русское княжество перестало существовать. В 1440 г. в Вильно заговорщиками во главе с князьями Чарторыйскими был убит Сигизмунд. Князем ВКЛ был объявлен брат польского короля Казимир Ягайлович. Казимир издал дарственную грамоту, «земский привилей Казимира «, в которой закреплялись определенные права за всей шляхтой , без различия по областям, религиям, этнической принадлежности. В угоду литовско-белорусской знати в грамоте предусматривалось, что представители других народов не могут занимать правительственные посты, а также покупать землю. Князь не имел права уменьшать территорию ВКЛ. В 1468 г. Казимир принял Статут, или Судебник, который стал первой пробой кодификации права. Установил единые для всей страны виды наказания за совершенные преступления.

Подводя итоги первого этапа развития союзных отношений ВКЛ с Польшей, следует отметить, что Городельская уния способствовала сближению народов Беларуси, Литвы, Украины и Польши, укреплению и развитию взаимных торговых и культурных связей. Особенно важное значение имело объединение военных и материальных сил двух государств в борьбе с немецкой агрессией. Грюнвальдская победа на столетия сдержала продвижение немцев в Восточную Европу.

Второй этап союзных отношений ВКЛ с Польшей начался с избранием в 1447 г. на польский престол великого князя литовского Казимира (сына Ягайлы), возглавившего два самостоятельных государства. Вновь установилась персональная уния, которая и в дальнейшем являлась прочной основой союза двух равноправных держав, каждая из которых вела самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Среди других известных уний — Кревской, Люблинской — она практически потерялась и известна в основном своим названием.
Занятие Ягайло польского трона имело множество последствий. Так, действия отдельных представителей династии Гедиминовичей перестали быть «личным делом» Княжества. Неугомонный Свидригайло, который постоянно пытался урвать себе как наиболее власти, апеллируя то к Москве, то к Ордену, был временно выведен из игры в 1408 году — на его землях в Поднепровье немедленно расположились заместители верховного князя литовского Ягайло. То есть, по сути, польские функционеры. Затем, после того как беспринципный Свидригайло опять связался с немцами накануне большой войны, Ягайло и Витовт, которые стабильно то сближались, то расходились в зависимости от политической ситуации, вынуждены были вновь договариваться. Западное Подолье, которое польский король уже считал своим, в 1409 году было обещано им Витовту. А в марте 1411 г. ему было отошли не только подольские владении, но и земли по Днепру, которые стали частью ВКЛ на полтора века.
После Грюнвальда авторитет Витовта был высок — более значительным влиянием князь пользовался, наверное, только перед катастрофой при Ворскле. Конечно, он не стал почивать на лаврах, используя свою славу для увеличения влияния уже в самой Польше. Причины поддержать Витовта в знати, кстати, были: они хотели расширения привилегий, постановки своих людей на ключевые должности. Чего-то им, кстати, удалось добиться, к примеру, креатура знати, познаньский епископ Войтех Ястржэмбей стал канцлером Короны. Витовт стал опорой для средних слоев польской шляхты.
Поднимала голову и литовская знать. Со времен Кревской унии и даже раньше литовская элита ясно видела перед собой польских товарищей, которые обладали определенными привилегиями, признанными в европейском сообществе, и абсолютно закономерно хотела себе того же — полноправного вхождения в польскую шляхетскую сообщество. Поэтому новый договор назревал сам собой, а условия его были сложные и неоднозначные.
В конце сентября 1413 года Ягайло, Витовт и представители дворянства обеих стран собрались недалеко от границы Польши и ВКЛ, в Городле. Переговоры шли удивительно быстро, и 2 октября того же года были подписаны все основные акты, которые получили потом название Городельской унии. С этого времени было четко указано, что земли ВКЛ присоединяются к Польскому королевству (до этого терминология «присоединения», прописанная в Кревской унии, была довольно туманной). Для обсуждения государственных дел предполагалось созвать в Парчеве или Люблине сеймы шляхты. Таким образом, литовские бояре наконец включались в польские сословные институты как равные. Правда, пока это касалось только католиков, на православных права и привилегии, утвержденные Городельской договором, распространились лишь через два десятилетия. 47 боярских семейств получили польские гербы, хотя пока и без права избирать короля Польши. Титул «верховного князя Литовского», который был у Ягайло, становился частью его королевского титула — зато титул Витовта теперь был наследственным. Ранее, напомним, предполагалось, что если Витовт умрет, в ВКЛ будет введено прямое польское правление. Вообще, сам Витовт сильно возвысился после подписания документа — получив первое место в польском коронном совете, по сути, он становился вторым лицом во властной системе не только ВКЛ, но и Польши.
С одной стороны, может показаться, что с правовой точки зрения Городельская договор привязывал ВКЛ к Польше сильнее, чем до этого, так как термин «присоединения» был прописан четко. С другой, введение наследственного института великого князя литовского, наоборот, значительно укреплял суверенитет страны после смерти Витовта (как и произошло в реальности).
Еще одним пунктом договора было распространение польской административной структуры на ВКЛ — да, теперь появлялись должности воевод и комендантов Вильнюсе и Тракая, что дополнительно укрепляло позиции шляхты ВКЛ, которая занимала ведущие должности и в новой системе власти. Самого Витовта Бургундский посланник Жильберу Лану, который был в ВКЛ в 1413-14 гг., Называл литовским королем, а государство его — королевством (а не, например, вассалом польского монарха и его ленные владением).
Словом, основными результатами это «малоизвестной» унии было в первую очередь не усиление или ослабление суверенитета страны, а встраивание элит государства в международную правовую систему. И как субъектом этой системы им теперь надо было распорядиться своей страной в соответствии со своими целями и возможностями.
Дзяніс Буркоўскі «Гарадзельская унія — што, як і навошта». Оригинал статьи

Городельская уния

и её последствия.

В 2013 году исполнилось ровно 600 лет со времени подписания Городельской унии между Великим княжеством Литовским и Русским и Польшей. Уникальность этой даты в том, что она совпала с нынешним обострением ситуации на Украине, где сторонники евроинтеграции требуют подписания документов об образовании Ассоциации Украины с Евросоюзом. Не озвучивается и более серьёзная цель – ни в коем случае не допустить вхождения Украины в Евразийский экономический союз, её интеграции с Россией и Белоруссией и воссоздания единства русской (восточнославянской) цивилизации. В этом смысле можно провести известные параллели между нынешними событиями на Украине и тем, что происходило 600 лет назад в Городле. Тогда была подписана Городельская уния, которая на столетия вперёд обрекла западнорусский народ (которому тогда навязали из-за предательства шляхты «европейские ценности») на второсортность и бесправие в Речи Посполитой. «Евроинтеграция» 600 лет назад привела к потере Западной Русью самостоятельности, самобытности и свободы. То же самое предлагают сегодня украинскому, да и белорусскому народам на теперешнем Майдане в Киеве. Вымирающая не от голода, а от пресыщенности и усталости от жизни Европа пытается отравить своими миазмами и нас. Поэтому весьма поучительно вспомнить о том, что всё это уже было…

Началом активной польской экспансии на земли Западной Руси является 1385 год (на Южной Руси эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». В 1386 году Ягайло прельстившись троном короля Польши заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.

Памятник Андрею Полоцкому
в Полоцке.

Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.

В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. При этом Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Всё это вызывало значительное недовольство русских князей и бояр. Они начали всё решительнее выступать против объединения литовско-русского великого княжества и польской короны. Их поддержали и некоторые литовские феодалы, недовольные польским засильем в самой Литве. Борьбу против Ягайло возглавили литовский князь Витовт и православный западнорусский князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем Литовским и Русским. Польша и великое княжество объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Однако полякам всё же было запрещено приобретать земли и селиться в Литве и на Руси.

Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Литовско-Русского государства. В 1410 году объединённое польско-литовско-русское войско в Грюнвальдской битве нанесло жестокое поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Русские полки сыграли решающую роль в битве, но и понесли самые тяжёлые потери. Цвет русского боярства и многие князья сложили свои головы под Грюнвальдом. С одной стороны немецкий «натиск на Восток» был остановлен, но с другой – военные силы Западной Руси был значительно подорваны. Этим обстоятельством не преминула воспользоваться поляки и католическая литовская знать. Последние опасались, что в случае восстановления самостоятельности Литовско-Русского государства (в военном отношении уния уже была не нужна) она перестанет быть господствующим классом и будет обладать теми же правами, что и православные.

В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд католической польской и литовской знати. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое сообщество. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем.

После Городельского сейма в Литве устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают «Магдебургское право польских городов». В Литве появляются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, учреждаются и пожизненные должности по польскому образцу.

Это ещё больше усугубило противоречия между Польшей и Литвой с одной стороны и Русью – с другой. В 1430 году после смерти Витовта новым великим князем был избран Свидригайло. Он был противником унии с Польшей и считал, что его православные подданные и католики должны иметь равные права. Но главное что сделал Свидригайло – он разорвал унию с Польшей и объявил о восстановлении независимости Великого княжества Литовского и Русского.

Такой ход событий крайне не понравился Короне Польской и в 1430 году польские войска захватили Западное Подолье, а в 1431 году король Ягайло занял Владимир-Волынский и осадил Луцк. Однако под Луцком королевские войска потерпели поражение. Помимо этого Свидригайло нанес ряд чувствительных ударов по полякам. В результате Ягайло запросил мира, и на два года было заключено перемирие. Однако польские интриги не прекратились

В 1432 году литовская католическая знать при помощи польских войск, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в Вильно осуществляет государственный переворот и объявляет великим князем рьяного католика стародубского князя Сигизмунда Кейстутовича. При этом было объявлено, что Свидригайло умер. Узнав о захвате Вильно, Свидригайло направляется в Полоцк, который делает своей столицей. Великое княжество раскололось, католическая Литва признала власть Сигизмунда, а Русь поддержала Свидригайло. Затем в Полоцке собрались на съезд православные князья и посадили Свидригайло «на великое княжение Русское». Помимо Полоцка в Великое княжество Русское вошли Витебская, Смоленская, Киевская, Северская земли, Волынь и Восточное Подолье. Таким образом, речь шла о восстановлении с центром в Полоцке самостоятельной восточнославянской государственности на части древнерусских земель, оказавшихся под властью Литвы. Вновь началась война. Решающее сражение произошло 1 сентября 1435 года у замка Вилькомир (ныне Литва), где Свидригайло потерпел тяжёлое поражении. Оно стало прямым следствием раскола в лагере Свидригайло, когда часть русской знати поддавшись на посулы Сигизмунда покинула Великого князя Русского.

Битва под Вилькомиром. Худ. М.Горелик.

После катастрофы под Вилькомиром Западная Русь фактически утратила какую-либо надежду восстановить свою самостоятельность, и оказалось беззащитной перед польско-литовским владычеством.

В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной. Польское правительство взялось вести унию на подвластных русских землях. Тогдашний король польский и великий князь литовский Владислав III, которая должна была побудить западнорусское духовенство пойти под руку римского папы. Тогда затея с унией не прошла, но в ней ясно говорится о угнетённом положении православной церкви в польско-литовском государстве: «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей… утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).

Таким образом, и в те далёкие времена, и в наше время все эти унии и ассоциации необходимы Европе только для одной цели – для полного подчинения «восточных схизматиков» и населённых ими пространств своим корыстным интересам.

Андрей Ректа

«Вместе с Россией» №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *