Государственное регулирование строительной деятельности

УДК 347:69

Р.Р. ГАНЕЕВ, кандидат юридических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет

правовое регулирование строительной деятельности

Статья раскрывает актуальные вопросы правового регулирования строительной деятельности. Автором предлагается свой вариант определения понятия «строительная деятельность», характеризуются основные этапы строительной деятельности и особенности их правового регулирования.

В условиях формирования и развития комплексной системы законодательства о градостроительной деятельности , изучения градостроительного права как комплексной отрасли права исследование вопросов правового регулирования строительной деятельности является актуальным и своевременным.

Строительная деятельность, являясь разновидностью предпринимательской деятельности, регулируется нормами гражданского и предпринимательского права. Вместе с тем строительство является одним из основных видов градостроительной деятельности и регулируется нормами градостроительного права1.

Основными задачами настоящего исследования являются:

— определение соотношения понятий «градостроительная деятельность», «строительная деятельность» и «строительство»;

— выявление основных этапов строительной деятельности и источники их правового регулирования;

— выявление недостатков действующего законодательства в регулировании строительной деятельности и предложение вариантов усовершенствования законодательства.

Соотношение понятий «градостроительная деятельность», «строительство» и «строительная деятельность».

Под градостроительной деятельностью согласно п. 1 ст. 1 ГрдК РФ следует понимать деятель-

1 См. ст. 1 п. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрдК РФ).

ность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Под строительством согласно п. 13 ст. 1 ГрдК Рф понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Вместе с тем в современном законодательстве отсутствует определение понятия «строительная деятельность».

Как видно из указанных выше определений, строительство является разновидностью градостроительной деятельности. Очевидно, что указанные понятия не являются равнозначными, так как помимо строительства градостроительная деятельность включает в себя, например, планировку территорий, градостроительное зонирование и др.

Правовое регулирование строительства осуществляется с помощью норм гражданского и градостроительного законодательства. Например, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — сокращенно ГК Рф) закрепляются общие положения о договорах строительного подряда (ст. ст. 740-757 ГК РФ) и др.

Вместе с тем только нормами гражданского права нельзя обеспечить всестороннюю регламентацию сложных общественных отношений, складывающихся по поводу строительства. например, при строительстве отдельных разновидностей

зданий необходимо учитывать нормы градостроительного права и требования следующих основных строительных норм и правил (СНиП):

а) СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденные постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г № 109 (введены в действие с 1 октября 2003 г.);

б) СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», утвержденные постановлением Госстроя России от 22 марта 2001 г № 35 (введены в действие с 1 января 2002 г);

в) СНиП 31-03-2001 «Производственные здания», утвержденные постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г № 20 (введены в действие с 1 января 2002 г.);

г) СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного значения», утвержденные постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 108 (введены в действие с 1 сентября 2003 г.);

д) СНиП 31-04-2001 «Складские здания», утвержденные постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. № 21 (введены в действие с 1 января 2002 г.) и др.

Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Заметим, что в настоящее время вместо лицензирования строительной деятельности законодательством предусмотрено получение в саморегулируемой организации свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены Приказом Министерства Регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г №274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству,

реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В понятиях «строительство» и «строительная деятельность» много общего. Строительство, как и строительная деятельность, осуществляется особым субъектом градостроительного права — застройщиком1. Результатом строительной деятельности, как и результатом строительства, является объект капитального строительства (здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства), права на который подлежат государственной регистрации. Однако по содержанию понятие «строительная деятельность» шире понятия «строительство».

Строительство, как видно из самого понятия, непосредственно связано с созданием зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительная деятельность включает в себя не только непосредственное строительство, но и выполнение застройщиком определенных обязанностей и требований градостроительного законодательства, связанных с подготовкой к строительству, оформлением и согласованием необходимой документации, а также оформлением прав на результат строительства.

В общем виде строительная деятельность включает в себя:

1) подготовку к строительству, включая оформление необходимой документации на землю, предназначенную для застройки, осуществление инженерных изысканий, проектирование, оформление разрешительной документации и др.;

2) непосредственное строительство, то есть создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

3) оформление прав на результат строительства, включая оформление и согласование документации, связанной с получением разрешения

1 Согласно ст. 1 п. 16 ГрдК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также оформление прав на него как на объект недвижимого имущества.

Заметим, что строительство является одним из основных этапов строительной деятельности, непосредственно связанной с созданием объекта капитального строительства.

Таким образом, под строительной деятельностью следует понимать совокупность последовательных, обязательных действий застройщика, связанных с подготовкой к строительству, с оформлением и согласованием необходимой документации, с непосредственным строительством, а также с оформлением предусмотренных градостроительным законодательством прав на результат строительства.

При этом в правовом регулировании строительной деятельности одновременно участвуют нормы гражданского и градостроительного права. Так, нормами ГК РФ установлены общие положения о юридических и физических лицах как основных субъектах строительной деятельности, а также закреплены общие положения о договоре строительного подряда. нормы же градостроительного права конкретизируют правовое положение указанных субъектов (например, определяя понятие такого субъекта как «застройщик»), устанавливают особенности их правового статуса (например, порядок получения в саморегулируемой организации свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), а также закрепляют технические регламенты, строительные нормы и правила (СНиПы), обязательные для соблюдения при осуществлении строительства.

Наиболее наглядно взаимодействие норм гражданского и градостроительного права в регулировании строительной деятельности можно проиллюстрировать на примере п. 1 ст. 222 ГК РФ .

Основные этапы строительной деятельности и источники их правого регулирования.

Анализ действующего законодательства о градостроительной деятельности позволяет выделить следующие основные этапы строительной деятельности:

1) подготовка и оформление документов, связанных с земельным участком, предназначенным для строительства, с учетом правил землепользования и застройки (ст. 30 ГрдК РФ);

2) осуществление инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 47 ГрдК РФ);

3) осуществление идентификации зданий или сооружений застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, в порядке, предусмотренном ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ;

4) осуществление архитектурно-строительного проектирования путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 48 ГрдК РФ);

5) осуществление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством (ст. 49 ГрдК РФ);

6) осуществление негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством (ст. 50 ГрдК РФ);

7) получение разрешения на строительство в случаях, когда это предусмотрено законодательством (ст. 51 ГрдК РФ);

8) направление в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — органы государственного строительного надзора) извещения о начале работ, которое должно быть отправлено застройщиком или заказчиком не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства в случае, если в соответствии с ГрдК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор (п. 5 ст. 52 ГрдК РФ);

9) осуществление строительства, то есть непосредственное осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ст. 52 ГрдК РФ);

10) получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрдК РФ);

11) государственная регистрация прав на вновь созданный объект капитального строительства на основании документов, подтверждающих его создание.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в результате анализа понятий «строительство», «градостроительная деятельность» и «строительная деятельность» выявлен недостаток современного законодательства, который заключается в том, что в настоящее время отсутствует законодательное определение понятия «строительная деятельность». Поэтому предлагается на законодательном уровне закрепить определение понятия «строительная деятельность». Так, под строительной деятельностью следует понимать совокупность последовательных, обязательных действий застройщика, связанных с подготовкой к строительству, с оформлением и согласованием необходимой документации, с

непосредственным строительством, а также с оформлением прав на результат строительства, предусмотренных градостроительным законодательством.

Во-вторых, принципиально важным является исследование основных этапов строительной деятельности. При этом большое значение имеют обязательные правила, которые необходимо соблюдать застройщику, осуществляющему строительную деятельность, на каждом из выделенных в результате анализа этапов. Например, обязанность осуществления идентификации зданий или сооружений застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, в порядке, предусмотренном ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом от строящегося объекта капитального строительства (количества этажей, уникальности объекта и т.п.) зависит объем обязанностей, которые возлагаются на субъекта строительной деятельности.

Список литературы

1. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации: Ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности / Э.К. Трутнев, Л.Е. Бандорин; Фонд «Институт экономики города». — М.: Экзамен, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. — М.: Ось-89, 2006. — 400 с.

5. Сальникова Л.В. Договоры в строительстве с комментариями. — М.: Ось-89, 2006. — 368 с.

6. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008.

В редакцию материал поступил 08.01.11

Ключевые слова: градостроительное право, гражданское право, градостроительная деятельность, строительная деятельность.



В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанными с государственным регулированием в различных областях. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса государственного регулирования в строительной области. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также отечественного опыта.

Ключевые слова: строительная область, регулирование, строительство, государственное регулирование, государство, нормативно-правовые акты.

Строительная отрасль, как и любая сфера экономической деятельности, требует надлежащего контроля со стороны государства. Данные меры необходимы для защиты интересов сторон в этом аспекте правоотношений. Строительный рынок является одним из самых крупных источников дохода государства. Каким же образом государство оказывает правовое влияние на строительную отрасль экономики?

Регулируя деятельность строительной отрасли, государство осуществляет реализацию своих управленческих функций. Таким образом, с целью развития экономики в стране, оно синхронизирует частные и общественные интересы субъектов правоотношений в сфере строительства.

Законодательной базой предусмотрены нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность субъектов строительной отрасли. Они обязательны к исполнению, в противном случае, для нарушителей предусмотрены санкции (финансового или административного характера).

Государство оказывает своё влияние на следующие аспекты строительной отрасли:

– политика ценообразования в условиях рыночной экономики;

– установление норм и требований к техническому оборудованию, которое используется в процессе строительства;

– контроль за оплатой субъектами налогов, оформлением разрешений на строительные работы и другой документацией;

– контроль за тем, чтобы строительство не оказывало негативного воздействия на экологическую среду.

Данные меры направлены на улучшение качества объектов, которые возводятся в процессе строительства. Также, они способствуют развитию экономики государства.

Осуществление контроля со стороны государства особенно важно для достижения прозрачности и законности сделок, совершаемых субъектами в сфере строительства. Таким образом, производится снижение численности правонарушений в этой отрасли экономики.

Если строительной компанией были совершены какие-либо нарушения действующих регламентированных норм, касающихся этой сферы экономики, государство в лице соответствующих исполнительных органов имеет полномочия для применения к ней санкций административного или финансового характера. К примеру, подрядчика могут лишить лицензии на занятие строительной деятельностью или наложить на него обязательства по выплате крупного штрафа. Также, возможно занесение правонарушителя в специальный реестр исполнителей, которые были замечены в несоблюдении норм действующего законодательства, касающихся строительной отрасли.

Таким образом, государство осуществляет и сопутствующие профилактические меры воздействия, позволяющие предотвратить совершение повторных правонарушений в будущем.

В ходе строительства различных сооружений и зданий, предусмотренных для дальнейшей эксплуатации, очень важно соблюдать все нормы на стадии разработки проекта инженерами. Каждый проект утверждается на законодательном уровне. Начало строительных работ без получения соответствующего разрешения от органов местного самоуправления невозможно.

Со стороны государства принимаются меры, которые предотвращают возникновение чрезвычайных ситуаций в процессе строительства. В данном случае, очень важно осуществлять тщательный контроль за соблюдением техники безопасности.

На данный момент, функционируют специализированные органы исполнительной власти, которые осуществляют надзор за деятельностью субъектов строительства. Они контролируют все этапы возведения сооружений (начиная разработкой проекта здания и заканчивая завершением строительных работ). Если в процессе строительства были нарушены установленные законом нормы, то эти органы исполнительной власти определяют степень тяжести проступка и меру наказания, а также, приводят её в действие.

На государственном уровне осуществляется контроль за территориальным планированием размещения объектов строительства. Это гарантирует рациональное использование земельных участков, отведённых под застройку.

Строительная отрасль представляет собой сложную многоуровневую систему экономической деятельности, которая требует контроля со стороны государства.

Государственные органы также совершают капиталовложения в строительную отрасль производства. Кроме того, они осуществляют регулирование внешней политики с целью привлечения инвесторов. Это позволяет развивать рынок недвижимости и, соответственно, стимулировать приток средств в государственную казну.

Строительному экономическому рынку необходим контроль со стороны государства, в противном случае, снизится спрос на реализацию проектов, а цены на услуги соответствующих подрядчиков возрастут, что нанесёт существенный удар по бюджету страны.

Также, государство осуществляет контроль за сферой жилищного строительства. Это позволяет сделать приобретение недвижимости в единоличное пользование для его субъектов.

Разработанная система контроля государством за строительной отраслью не является совершенной. Для достижения более высокого уровня эффективности регулирования общественных отношений в этой сфере экономики, необходимо учесть актуальные проблемы современного рынка недвижимости.

Прежде всего, следует предпринять меры, которые позволят оказывать большее влияние на ценообразование услуг в строительной отрасли. Также, необходимо осуществлять более тщательный контроль за сопутствующей документацией, соблюдением всех норм, установленных законодательством.

Таким образом, в условиях современного строительного рынка, контроль со стороны государства является необходимым. Это предоставит возможность предотвращения нарушения норм техники безопасности, неправильного составления документации и других правонарушений в этой сфере экономики. Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов (как персональных, так и публичных) субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.

Литература:

  1. Маркова С. В. Экономические аспекты правоохранительного воздействия на развитие региональных строительных комплексов / Маркова С. В.// Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 1.
  2. Зелинская М. В., Мортова А. В. Развитие региональных экономических систем под воздействием трансформации отношений корпоративной собственности в регионе. Монография. — Краснодар, 2016.
  3. Зелинская М. В., Пронин Е. С. Направления повышения эффективности государственного управления. В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. -2015. — С. 107–110.
  4. Каменецкий М. И. Развитие строительного комплекса / Под.общ.ред. Р. М. Нуреева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С.221–240.

Научный руководитель:

1. Жаркова Ольга Александровна, к.ю.н., доцент кафедры правовой охраны окружающей среды СПбГУ.
Почетная грамота от Минобрнауки, почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», общественная, экспертная и иные виды деятельности, член Ученого Совета юридического факультета СПбГУ, член Учебно-методической комиссии юридического факультета СПбГУ, третейский судья НАП «Независимая арбитражная палата»

Руководитель программы «Актуальные проблемы оборота недвижимости»

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Нотариальная практика»
  • «Правовые вопросы землепользования и недвижимости»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

Направление научной деятельности:

  • правовое регулирование капитального строительства
  • земельное право
  • экологическое право
  • правовое регулирование недропользования

Научный руководитель:

2. Стрембелев Сергей Викторович, к.ю.н., партнер юридической фирмы «СТРЕМБЕЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»

Являлся членом рабочей группы по разработке правил содержания и эксплуатации недвижимости, предоставляемой резидентам Инновационного центра «Сколково» для реализации инновационных проектов. В период с марта по июнь 2007 года являлся членом рабочей группы при Комитете по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга

Координатор программ Центра ДОП СПбГУ

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»
  • «Правовые вопросы землепользования и недвижимости»

Основные направления работы:

  • сопровождение российских и трансграничных сделок с недвижимым имуществом, их государственная регистрация, правовая экспертиза
  • сопровождение инвестиционных проектов
  • сопровождение коммерческих проектов
  • участие в судебных спорах

Преподавательский состав:

3. Алексеев Антон Игоревич, старший юрист практики недвижимости Адвокатского бюро «ЕПАМ» (г.Москва);

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»
  • «Правовые вопросы землепользования и недвижимости»

Основные направления работы:

  • коммерческая недвижимость
  • земельное право
  • вексельное право
  • лизинг
  • проведение правового аудита
  • сопровождение сделок с активами
  • составление, анализ договоров и юридических заключений
  • участие в судебных спорах

4. Арсеньев Александр Сергеевич, старший вице-президент по правовым вопросам YIT Construction Ltd;

Преподаватель дополнительной образовательной программы Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

5. Белов Сергей Александрович, к.ю.н., доцент СПбГУ;

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»
  • «Внешнеэкономическая деятельность и международный коммерческий контракт»

Направление научной деятельности:

  • Конституционное право: конституционная юстиция в России и за рубежом, процедуры деятельности и правовые позиции органов конституционного контроля (конституционных и верховных судов), избирательное право России и зарубежных стран, права человека, в том числе принципы их правового регулирования, парламентское право;
  • Административное право: теория административных правоотношений, административный процесс и административные процедуры, административная ответственность, государственный контроль за экономической деятельностью, в том числе государственное регулирование в сфере строительства, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, государственно-частное партнерство;

6. Ганьжина Евгения Александровна, кадастровый инженер;

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Актуальные проблемы оборота недвижимости»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

7. Евдокимова Евгения Александровна, адвокат Адвокатского бюро «ЕПАМ» (г.Санкт-Петербург);

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Актуальные проблемы оборота недвижимости»
  • «Договорное право»
  • «Нотариальная практика»
  • «Нотариат и гражданский оборот»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

8. Зезекало Александр Юрьевич, доцент кафедры гражданского права СПбГУ;

Преподаватель дополнительной образовательной программы Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

Направление научной деятельности:

  • теория юридической сделки, проблемные вопросы общей части гражданского права
  • европейская правовая история и сравнительное правоведение
  • права человека

9. Некрестьянов Дмитрий Сергеевич, к.ю.н., Партнер, Руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»;

Преподаватель дополнительной образовательной программы Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

10. Павлов Андрей Анатольевич, к.ю.н., доцент СПбГУ;

Разработчик программ «Договорное право», «Актуальные проблемы гражданского права»

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Актуальные проблемы гражданского права»
  • «Договорное право»
  • «Нотариальная практика»
  • «Нотариат и гражданский оборот»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

Область научных интересов:

  • Обязательственное право

11. Рудоквас Антон Дмитриевич, д.ю.н., профессор СПбГУ;

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Актуальные проблемы гражданского права»
  • «Договорное право»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

Область научных интересов:

  • Римское право,
  • сравнительное правоведение в сфере частного права,
  • вещное право,
  • способы приобретения и утраты права собственности,
  • недействительность сделок,
  • договорное право,
  • неосновательное обогащение.

12. Сосновский Сергей Анатольевич, к.ю.н., старший преподаватель СПбГУ;

Преподаватель дополнительной образовательной программы Центра ДОП СПбГУ:

  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»

Область научных интересов:

  • Налоговое право
  • административное право

13. Шварц Михаил Зиновьевич, к.ю.н., доцент СПбГУ;

Преподаватель дополнительных образовательных программ Центра ДОП СПбГУ:

  • «Актуальные вопросы права и управления финансами для налоговых юристов»
  • «Договорное право»
  • «Нотариальная практика»
  • «Правовое регулирование отношений в сфере строительства и приобретения недвижимости»
  • «Школа налоговых поверенных» – отдельный модуль «Судебная защита прав налогоплательщиков»

Направление научной деятельности:

  • гражданский процесс
  • арбитражный процесс
  • исполнительное производство
  • нотариат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *