Границы земельного участка

Земельный кодекс предусматривает такой вид кадастровых работ, как объединение земельных участков. При этом 2 смежных отдельных участка (или больше двух) у одного владельца переоформляются в единую кадастровую единицу. Одновременно прекращается существование отдельных земельных территорий в виде самостоятельных единиц в записях кадастрового учёта.

Содержание

Зачем проводится объединение земельных участков

Для начала собственник должен подать письменное заявление об объединении смежных земельных участков. Необходимо также соблюдать условие о неизменности вида разрешённого использования и целевого назначения объединяемых земельных участков.

К объединению нескольких земельных участков в один допускаются только смежные территории, независимо от того, сколько собственников ими владеет. Если владелец один, он будет являться единоличным хозяином объединённого участка земли.

В случаях, когда собственников больше одного, имущество признаётся общим — долевым.Согласно положениям Земельного Кодекса,объединение земельных участков осуществляется как физическими, так и юридическими лицами.

Список причин, когда необходимо объединение земельного участка:

  1. С целью увеличения рыночной стоимости своей территории. На рынке недвижимости несколько маленьких участков стоят дешевле, чем земля большого размера.
  2. Упрощение процедуры при кадастровом учёте.

    Смежные земельные участки

    Чаще всего этим пользуются юридические лица и организации, т. к. при этом упрощается налоговый учёт и облегчается само перечисление платежей в государственные налоговые службы.

  3. Некоторые собственники стремятся объединить два или несколько участков, чтобы построить большой жилой дом, при этом снимаются проблемы при получении разрешения на строительство.

Как объединить земельные участки

В соответствии с требованиями действующего законодательства, объединение смежных земельных участков возможно при соблюдении следующих необходимых условий:

  • смежное расположение земельных наделов —не допускается объединение участков, не имеющих общей границы;
  • наличие сведений о произведенном межевании, если таких документов нет, процедура объединения приостанавливается до оформления необходимых бумаг;
  • участки относятся к единой категории, в то же время законом допускается различный вид разрешённого использования земель (собственник имеет право самостоятельно решать, как использовать новообразованный объект недвижимости);
  • нахождение объединяемых наделов в одном и том же населённом пункте (в черте одного города, посёлка пр.);
  • возникновение любых недостатков в результате объединения (если их не было до этого);
  • не допускается смещение границ;
  • согласование со всеми заинтересованными лицами;
  • отсутствие нарушений действующих законодательных норм.

Выполнение требований каждого пункта из представленного списка является обязательным. Нарушение даже одного условия приводит к незаконности проведенного объединения отдельных смежных участков.

Алгоритм процедуры объединения отдельных территорий

После подачи заявления одним или несколькими собственниками, работниками соответствующих служб производятся следующие поэтапные действия:

  1. Проверка предоставленных документов на каждый земельный участок. При этом сверяются данные государственного реестра с предоставленным планом территории, особое внимание уделяется расположению границ. Если выявлены несоответствия, рекомендуется провести повторное межевание.
  2. Оформление и подписание в кадастровой палате документа под названием Соглашение заинтересованных сторон.
  3. Заверение межевого плана территории владельцем и передача его на проверку специалистам кадастровой палаты.
  4. Получение кадастрового паспорта (на его оформление отводится пять рабочих дней).
  5. Регистрация прав собственности на новообразованный участок, полученный в результате объединения.
  6. До оформления кадастрового учёта рекомендуется получить присвоенный адрес своего надела.

Завершение данной процедуры наступает после окончательного оформления своих прав собственности на новый участок. Это происходит в результате регистрации и получения свидетельства о данном праве.

Исходные территории заносятся в кадастр под статусом «архивные».

Когда смежные земельные участки не допускаются к объединению

Если все условия, описанные выше, были соблюдены, не возникает препятствий для объединения наделов земли. Однако, бывают случаи, когда заявителям отказывают. Чаще всего это случается, если смежными участками владеет не один, а несколько хозяев.

Отказ в объединении участков можно получить по следующим причинам:

  • земля находится в безвозмездном срочном пользовании;
  • использование участка на основании договора бессрочного пользования;
  • имеется обременение — пожизненное наследуемое владение.

В соответствии с действующим законодательством, разрешается объединять наделы, находящиеся под залогом. При этом необходимо учесть, что вновь образуемая территория также получит обременение. Чтобы выйти из данной ситуации, сторонам придётся составить другое соглашение и письменно закрепить его. Только в этом случае новый участок не получит наложение обременения в виде залога.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-35-33 (доб. 306) — Москва

8 (812) 309-52-81 (доб. 861) — Санкт-Петербург

8 (800) 333-45-16 (доб. 608) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

ЗК РФ Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Выделение земельного участка

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными .

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

(п. 7 введен Федеральным от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Ст. 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Возможные споры вокруг границ земельного участка

Покупка земельного загородного участка непростое дело. Нужно не только получить все документы, но и отыскать свой участок на местности. При этом покупателей ждут нежданные и не всегда приятные сюрпризы. Как выяснилось, часто в этом есть и их собственная вина. Итак, сверяемся с планом, устанавливаем межевые знаки, сдвигаем соседский забор.

Частная история

Заключая сделку на растущем рынке три года назад, Николай даже не предполагал, что купил «кота в мешке». Деньги у него взяли сразу, но документы на землю он получил только спустя два года, когда владелец перевел землю в нужную категорию и произвел межевание. Все это время поселок, в котором был куплен участок без подряда, потихоньку обживался. Когда Николай приехал «навестить» свои владения, его ждал сюрприз — участок оказался ближе к полю, а не к лесу, как было на плане и как показывал ему на местности продавец. К тому же форма участка оказалась далеко не прямоугольной: расторопный сосед, устанавливая забор, залез на участок Николая. Восстановление справедливых границ потребовало и времени, и денег. Хотя неприятностей можно было избежать.

Простые движения

Иногда участок приобретается на самой первой стадии формирования поселка, когда даже не оформлено право собственности продавца на «большой» участок (тот, который в последующем будет межеваться). В такой ситуации будущие дачники являются наиболее уязвимыми. Ведь по сути они пробрели лишь обещание продавца купить у третьего лица большой участок, а затем продать покупателю отмежеванный надел, и площадь, и местоположение которого определены лишь приблизительно. Если судить строго по закону, то на момент продажи на земельном участке обязательно должно быть межевание. И это – обязанность продавца.

Как же должен выглядеть размежеванный участок? Границы участков определяются межевыми знаками. Такие знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и сооружениям, совпадающим с границами земельного участка. В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75 — 80 см, диаметром 5 — 7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. Границы земельных участков, проходящие по живых урочищам, закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами. По инструкции межевой знак ориентируют таким образом, чтобы сторона с надписями была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

После постановки размежеванных земельных участков на кадастровый учет данные межевых дел становятся официально подтвержденными и внесенными в государственный кадастр. Таким образом, процесс формирования земельного участка как объекта недвижимости считается завершенным, и на данной стадии покупатель уже может четко установить, какой именно земельный участок он приобретает. Оформление свидетельства о регистрации права собственности продавца на размежеванный участок является лишь выполнением условия для выхода на сделку купли-продажи участка, а не элементом его идентификации.

Кадастровый паспорт и межевой план

Большинство экспертов признает, что на российском земельном рынке все далеко не идеально. И не редкость случаи, когда покупатель на плане выбирает один участок, но на местности этот надел выглядит по-другому. Случается и неразбериха с документами. Зачастую после сделки покупатель получает не все причитающиеся документы и вынужден годами ждать «легализации». Обязательный комплект документов, который должен получить покупатель, включает свидетельство о собственности, кадастровый паспорт, где прописаны координаты участка, договор купли-продажи и акт приема-передачи земельного участка.

Основным описательным документом на земельный участок является его кадастровый паспорт. Кадастровый паспорт содержит несколько разделов: это общие сведения о земельном участке, в котором содержится информация о кадастровом номере земельного участка, площади, категории, виде разрешенного использования, кадастровой стоимости, правообладателе и т.п.; план земельного участка; сведения о частях земельного участка и обременениях, при их наличии, и план (чертеж, схема) границ земельного участка. По законодательству до 2008 года основанием для кадастрового учета вновь образованных земельных участков являлось землеустроительное дело, а сейчас — межевой план.

После того как документы пройдут регистрацию, «землевладельцу» будет выдано свидетельство о регистрации права собственности на участок, где будет указан его кадастровый номер. Если этот номер на межевом плане совпадает с номером на свидетельстве, то можно быть уверенным, что покупатель приобрел именно то, что рассчитывал приобрести.

В поисках границ

Обнаружить свой участок на территории землеотвода тоже не всегда просто. Особенно если речь идет о покупке участка без подряда в поселке на ранней стадии освоения. Ситуацию усложняет и то, что участки похожи друг на друга, а «картинка» на плане, а тем более на красочном буклете, скорее путает, чем проясняет ситуацию. Не всегда покупатели могут отыскать и межевые знаки, которые с завидным постоянством куда-то исчезают. Добросовестные девелоперы стараются поддерживать сохранность межевых знаков, определяющих границы участков.

Но если покупатель не нашел на своем участке обозначение границ или же у него возникли сомнения насчет правильности границ его участка, ему необходимо обратиться к руководителю проекта, у которого есть кадастровые паспорта.

Границы земельного участка

В данной ситуации покупателю необходимо обратиться в землеустроительную организацию для установления границ земельного участка на местности или пригласить независимого геодезиста. В кадастровом плане для каждой точки есть соответствующие координаты. А вынос точек в натуру происходит в соответствии с этим координатами.

Урегулируем споры

Место прохождения границ порой становится предметом споров владельцев соседних участков. В практике продаж, особенно участков без подрядов, бывают случаи, когда покупатели передвигают межевые знаки, тем самым увеличивая свой участок и уменьшая соседский.

Эксперты советуют: если есть сомнения в том, что границы изменены или не соответствуют кадастровому плану, сначала нужно написать заявление в Роснедвижимость о проведении экспертизы землеустроительной документации соседнего земельного участка. Владельцы смежных участков могут также вызвать независимого геодезиста, который по кадастровым паспортам сможет установить, правильно обозначены границы или нет. Если имеет место техническая ошибка, то нужно сразу писать заявление в кадастровую палату.

До судебного разбирательства могут дойти те случаи, когда на спорный участок выезжал специалист, но результаты всех измерений не устроили конфликтующие стороны.

Недавно было по этой теме:межевание участков, поселки без подряда, коттеджный поселок, геодезические работы

Читать ещё Статьи о загородной недвижимости

Земли на которые государственная собственность не разграничена

Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Инфо

Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.

В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли.

Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Таким образом, предусмотренный ст. 3.3 Вводного закона порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.В современных условиях теоретическая и практическая разработка проблем совершенствования правовых механизмов управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность, так как от эффективности решения данной задачи зависит развитие рынка недвижимости, в том числе пополняемость бюджетов и сроки реализации различных социальных и инфраструктурных проектов. Литература 1. Железнов Д.С.

Hеразграниченная собственность на землю

Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

Разграничение государственной собственности на землю

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Согласно ст.

Статья 3.3

Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

  • Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
    В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты.

Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.
Субъект государственной собственности на землю В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125.

Не разграниченные земли гос. собственности

Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям.

Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время. В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса.

Что такое смежные земельные участки

Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями.

Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф

Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ. Регистрация Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством.

Юридические последствия Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *