Гражданское право для школьников

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах», — гласит Всеобщая декларация прав человека.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.г. №273-ФЗ (далее — Закон) ученикам и учителям предоставлено право на уважение и защиту их чести и достоинства, и в тоже время по Закону они обязаны уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.
Однако, практика показывает, что эти требования Закона выполняются не всегда, возможно, еще и потому, что нарушители недостаточно представляют себе что это такое «ЧЕСТЬ» и «ДОСТОИНСТВО».
Если не использовать строгие научные и философские определения, то эти понятия можно представить себе следующим образом.
Что такое «честь»
«Честь» — это оценка человека с точки зрения норм определенной социальной группы.
Понятие — «честь» включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы, а также определяет что люди могут позволить себе сделать, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния.
Например, честь ученика — это его оценка со стороны родных, близких, знакомых, однокчленов спортивной команды, которые он посещает и т.д.
Честь учителя — это его оценка со стороны школьного, родительского коллектива, профессионального педагогического сообщества района, города, области, страны.
С понятием чести связа­ны обязательные для членов данной социальной группы требования, стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».
Поэтому существуют такие понятия как честь семьи, класса, школы, воинская честь, девичья честь, профессиональная честь и т. д., а также употребляются выражения: выступил за честь школы, отстоял честь команды, защитил честь страны и др. В каждой школе для учащихся есть правила внутреннего распорядка, для учителей — профессиональный кодекс педагога.
Потеря чести — это падение моральных устоев.
Что такое «достоинство»
Если «честь» — это оценка морально-нравственных качеств человека как бы «снаружи», то «достоинство» — это оценка «изнутри».
Понятие «достоинство» означает уважение человека к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.
Достоинство — одно из нематериальных благ, которое даётся человеку от рождения и которое ему приходится формировать, воспитывать и тренировать в себе в дальнейшем.
Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся не только к себе, но и к другим людям.
Человек с высоким чувством собственного достоинства не будет грубить, дерзить, не будет умалять достоинство другого, а также будет пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было чувство собственного достоинства. Но для этого необходимо, чтобы и сами родители им обладали.
Что значит уважать честь и достоинство
Уважать честь и достоинство для ученика значит ответственно подходить к выполнению конкретных обязательств и поручений, взятых на себя: добросовестно выполнять долг перед государством и семьей, классом, школой; ответственно относиться к учебным заданиям, исполнять обещания и понимать значимость своих слов и поступков; не допускать употребления спиртных напитков или наркотиков; не заниматься вымогательством, воровством, порчей имущества, распространением заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинства других людей; не принимать на себя образ и функции раба; по отношению к другим не допускать таких действий как: нанесение побоев, избиение; запугивание, шантаж; употребление оскорбительных кличек; дискриминация по национальным и социальным признакам; подчеркивание физических недостатков; нецензурная брань; умышленное доведение другого человека до стресса, нервного срыва и т.д.
Бывает, что ученик совершает тот или иной поступок, за который ему потом становится стыдно, и он начинает ощущать себя недостойным, никчемным человеком. В таком случае говорят, что он потерял свои честь и достоинство. Однако, он может вернуть их. Для этого ученик должен загладить свою вину и своими положительными поступками вновь заслужить уважение. И тогда честь и достоинство снова вернутся к нему.
Для учителя уважать честь и достоинство обучающихся означает, что он не вправе кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их, унижать перед одноклассниками, наказывать учеников, шантажировать, устраивать разбирательство с учеником в присутствии всего класса или выносить на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия; размещать в сети Интернет фотографии детей без их согласия, сведения, порочащие их и т. д., а по отношению к другим участникам образовательных отношений — не допускать оскорблений, не распространять ложные сведения, не шантажировать родителей и работников школы и т.д.
«Золотое» правило нравственности гласит: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» и «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Как говорил великий фантаст Жюль Верн: «Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом сознавать свое человеческое достоинство».
Как защитить честь и достоинство
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе требовать через суд опровержения порочащих его честь, достоинство либо деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если есть доказательства, то согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ можно обратиться в суд и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан, совершивших это деяние.

Согласно ст. 45 Закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
— направлять в органы управления школой обращения о применении к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
— обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;
— обратиться в прокуратуру и суд.
Учитель согласно законодательству РФ также имеет право на защиту своих чести и достоинства.
Например, в соответствии со ст.152 ГК РФ для защиты от клеветы родителей или от лиц, распространяющих в отношении него порочащие сведения, не соответствующие действительности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих чести и достоинства, а в соответствии со ст. 151 ГК РФ — для взыскания денежной компенсации за нанесенный моральный вред.

P.S. Как сообщила прокуратура Архангельской области (https://astrprok.ru/n_9154_.html) директором школы в ходе выяснения причин произошедшего конфликта между учителем географии и учеником 9 класса произнесены фразы, унижающие человеческое достоинство несовершеннолетнего обучающегося. Содержание разговора директора школы с обучающимся установлено на основании предоставленной заявителем аудиозаписи разговора.
Прокуратура в отношении директора школы возбудила дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого руководителя привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Также городская прокуратура внесла соответствующее представление начальнику управления образованием администрации Ахтубинского района и направила информацию министру образования и науки Астраханской области для принятия мер реагирования.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Защита детей от насилия, воспитание в них чувства долга, ответственности, добропорядочности, уважения к закону, формирование положительных характеристик личности ребенка является одной из главных задач родителей и государства. При этом государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Одними из основных проблем современного общества являются насилие в семье, ненадлежащее воспитание современного подрастающего поколения, а также отсутствие пристального внимания взрослых к будущему своих детей.

Законодательство Российской Федерации устанавливает ответственность за нарушение прав ребенка для родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей.

Так, в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

За нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и интересов, выразившееся, в том числе в лишении права на общение с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. А повторное совершение данного административного правонарушения — наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) в целях охраны и защиты прав и законных интересов ребенка предусмотрен более суровый вид ответственности.

Например, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (статья 150 УК РФ).То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет (статья 151 УК РФ).

За то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Статьей 156 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Заместитель прокурора Варненского района юрист 1 класса И.А. Багаутдинов

Право, 11 класс

Урок №1. Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданско-правовых отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что представляет собой гражданское право?

2. Каковы источники гражданского права?

3. Каковы принципы гражданского права?

Глоссарий по теме:

Римское право – это совокупность правил, которые были созданы в Древнем Риме.

Гражданское право – совокупность правовых норм, которые устанавливают порядок регулирования имущественных и связанных и несвязанных с ними личных неимущественных отношений, осуществления права собственности и иных вещных прав, обязательственных, в том числе и договорных, отношений.

Гражданское правоотношение – это урегулированное нормами гражданского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческая тайна – информация, имеющая ценность, к которой нет свободного законного для всех доступа.

Обычай – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Ключевые слова: Гражданское право; имущественные отношения; личные неимущественные отношения; вещные отношения; обязательственные отношения; объекты гражданских прав; вещь; движимая вещь; недвижимая вещь; отчуждение; информация; нематериальные блага; результаты интеллектуальной деятельности.

Основная литература по теме урока:

(Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что собой представляет гражданское право

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов гражданского права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения и личные неимущественные, связанные с имущественными отношениями (авторское право), и также не связанные с имущественными отношениями (честь, совесть, деловая репутация).

Таким образом, предмет гражданского права – общественные отношения двух видов:

  1. имущественные отношения, складывающиеся по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара;
  2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а иногда и не связанные с ними (исключительные права, неотчуждаемые нематериальные блага личности).

Основными принципами гражданского права являются:

1. Равенство правового режима субъектов гражданского права;

2. Неприкосновенность собственности;

3. Свобода договора;

4. Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;

5. Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении и осуществлении гражданских прав;

6. Принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;

7. Беспрепятственное осуществление гражданских прав и их защита.

Основными источника гражданского права РФ являются:

1. Нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и пр.)

2. Международные договоры

3. Обычаи делового оборота (юридическая норма, подкрепленная давностью применения, применяемая исключительно в сфере предпринимательских отношений).

Лица, участвующие в правоотношении, называются субъектами гражданских правоотношений. Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

а) государство в лице федеральных органов, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) физические лица;

в) юридические лица.

К физическим лицам относятся:

— граждане Российской Федерации;

— граждане других государств;

— лица без гражданства.

У граждан есть права и обязанности. Способность иметь гражданские права и нести обязанности называется гражданской правоспособностью.

Она возникает с момента рождения человека и является неотчуждаемой на протяжении всей его жизни.

Каждый гражданин имеет возможность создавать юридическое лицо.

Юридические лица — это особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образующиеся и прекращающиеся в специальном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается после завершения его ликвидации и внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность юридического лица имеет двойственную природу. Принято различать специальную и общую правоспособность.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые предусмотрены в его учредительных документах.

Общая правоспособность означает, что юридическое лицо вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенной законом. Общей правоспособностью обладают негосударственные коммерческие организации.

Ограничение правоспособности юридического лица допускается на основаниях, предусмотренных законом, например, юридические лица должны получить лицензию на определенный вид деятельности.

Существуют следующие виды юридических лиц:

1. Коммерческая организация – это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, или это организация — участник рынка, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

2. Некоммерческая организация – это организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, или это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли, которая в свою очередь не подлежит распределению между участниками данной организации.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Правильный ответ

Разбор типового контрольного задания

Распределите примеры, касающиеся личные неимущественных прав.

Жизнь и здоровье человека

изобретения

Деловая репутация

Программы для ЭВМ

Товарный знак

Личная и семейная тайна

Несет ли ответственность учитель за учеников вне школы?

Только если ученик отправлен учителем по какому-либо поручению, на пути до дома, если транспорт предоставлен школой, и на выездных мероприятиях — ученика необходимо доставить до школы.

Полную ответственность за ученика по закону «Об образовании» учитель несет только в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий. Чаще всего до и после уроков за учеников, находящихся в школе, отвечает дежурный учитель.

Как может влиять учитель на поведение учеников вне школы?

Только разговорами. Учитель не может заставить учеников выбирать ту или иную дорогу. Также трудно договориться о вопросах безопасности с родителями. В Республике Татарстан несколько лет назад школы пытались заставить родителей забирать младшеклассников после уроков. Работало это плохо: родители отказывались подписывать расписки о своей ответственности и жаловались на школы на интернет-форумах и в письмах в региональное министерство образования.

Если учитель заводит с учениками разговор о том, как проводить свободное время, то говорить стоит об ответственности ученика за свою жизнь и обучение. Ученик вряд ли воспримет аргумент, что учеба — это его работа и нужно идти домой и заниматься. Лучше он отнесется к мысли, как важна безопасность. Важно донести до ученика, что идти куда бы то ни было можно только с друзьями и знакомыми, которым доверяешь, и сообщать родителям о своем местонахождении.

Должен ли учитель говорить с родителями, если что-то подозревает?

В законе «Об образовании» не сказано, что учитель обязан сообщать информацию о ученике администрации школы или родителям. Но лучше сообщать родителям о своих подозрениях, обращая внимание, что это только подозрения. Идеально — поговорить с самим учеником, рассказать, что вы почти уверены, что он пойдет в небезопасное место и дождаться ответа ученика. Если тот явно находится под давлением сверстников, можно обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу.Можно ли заставить ученика ходить к психологу?

Нет, если ученик не представляет опасности для общества. Тем более, психолог поможет при депрессии, а не при желании опасно проводить свободное время. Другое дело, если друзья принуждают ученика пить пиво, играть в азартные игры или склоняют к аутоагрессии. Тогда психолог может научить ученика ассертивному поведению — умению говорить «нет».

Поможет ли включение ученика в группу риска?

Не факт. В группу риска попадают ученики с социальной дезадаптацией, причем именно психолог проводит диагностику и принимает решение о включении ученика в эту группу. Получается, что если психолог может определить, насколько неадаптивен ученик и сможет научить его навыкам общения, то включение в группу риска поможет. Если психолог не понимает, кого включать в группу риска, то толка от такой работы не будет. Тем более лишний контроль со стороны взрослых может привести к протесту и включить по-настоящему девиантное поведение.

Поможет ли проведение тематических классных часов?

Классные часы, так же как и лекции, помогут только при хорошей подготовке лектора. Если он сможет завоевать доверие учеников и рассказать им о контрацепции, последствиях алкогольного опьянения, противодействии насилии, тогда ученики, по крайней мере, многие из них примут эту информацию к сведению.

Спикер должен обладать опытом в теме, о которой рассказывает. О том как не потеряться после школы могут рассказать волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт». Специалисты из психологического центра «Доверие» расскажут, как противостоять давлению сверстников и взрослых знакомых.

Часто встречающиеся вопросы

Ваш вопрос

!!! Человек имеет права с момента своего рождения !!!

— Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
— Что понимается под правом на образование?
— Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?
— Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?
— Каковы типичные нарушения прав учащихся?
— Можно ли исключить учащегося из школы?
— Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?
— Могут ли учащиеся участвовать в проверке по их жалобе на администрацию образовательного учреждения?
— Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?
— С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?
— Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав?
Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
— На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
— На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
— На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
— На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
— На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
— На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.
— На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
— На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
— На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.
— На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).
— На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Что понимается под правом на образование? (В начало)
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся? (В начало)
Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?
Устав и вся указанная информация должны быть вывешены в школе и любом другом учебном учреждении в общедоступном месте (ч. 4 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Каковы типичные нарушения прав учащихся? (В начало)
В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
— неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
— пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
— представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
— пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
— государственная типовая школа остается основным местом образования;
— не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
— распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
— физическое насилие;
— психологическое, психическое насилие;
— система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
— выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
— отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
— перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
— угрозы в адрес ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;
— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:
— расписание не соответствует нормам валеологии;
— сверхнормативное увеличение учебного плана;
— проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
— большие объемы домашних заданий;
— у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
— Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

Можно ли исключить учащегося из школы? (В начало)
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»).

Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?
Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?(В начало)
В соответствии с ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?
Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства (ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Однако прежде чем провести митинг или собрание, стоит хорошенько подумать. Всегда лучше спокойно договориться, чем митинговать.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?
Такое право имеют все дети старше 8 лет. Как гласит п. 2 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав? (В начало)
Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к директору школы, к родителям. В некоторых школах успешно действуют авторитетные органы ученического самоуправления, уполномоченные по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека. Укажем только несколько адресов.

Отдел по защите прав детей аппарата администрации Пермской области
Ул. Ленина, 51
Т. 290-18-44, 290-16-19
Уполномоченный по правам человека в Пермской области
Ул. Ленина, 51
Т. 290-14-57
Пермский региональный правозащитный центр
Ул. Куйбышева, 14, к.203
Т. 290-13-04

В любом случае нужно понимать, что защита своих прав – дело нелегкое, отнимающее немало времени и энергии. Однако вам решать, что важнее: потраченные усилия и время или защита собственного достоинства. (В начало)

Задайте свой вопрос
Права участников образовательного процесса / Права учащихся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *