Характеристика коллектива в педагогике

Материал для написания характеристики собирался в период с 12.09.г. по 22.10.г. в ходе написания характеристики были использованы следующие методы:

· наблюдение;

· беседа;

· изучение документации;

· социометрия.

I. Общие сведения о классном коллективе.

8 «А’» класс был сформирован 2002-2003 учебном году (тогда это был 5 класс), как экспериментальный класс, обучающийся по 12-тилетней программе. Состоящий из 26 человек.

В данном классе существует следующее соотношение юношей и девушек: 12 юноши и 14 девушек. Все они приблизительно одного года рождения – 1991, то есть средний возраст учащихся 14 лет.

Общее состояние здоровья ребят в классе хорошее, только имеет проблемы со здоровьем, так как болеет сахарным диабетом.

С 2002 учебного года классным руководителем у них является . Стиль классного руководства является либеральным, но при определенных обстоятельствах возможно применение авторитарных методов руководства.

8 «А’» класс является достаточно сильным, поэтому неуспевающих учеников, а тем более второгодников в нем нет. На учете в милиции также никто не состоит.

II. Структура класса.

Официальная структура класса представлена следующим образом: староста – К.; зам. старосты – А.

Актив класса представлен четырьмя звеньями: первым звеньевым является К., второго – Е., третьим – С., четвертым – Т. Эти ребята являются друзьями, их основная деятельность как в классе, так и в школе заключается участие в различных внеклассных мероприятиях и в помощи их организации.

Кирилл и Саша является веселыми ребятами, но в тоже время они всегда очень ответственно подходят к возлагаемым на них задачам. Личностными качествами этих ребят также являются доброжелательность, умение входить в положение других людей и др.

Что касается взаимоотношений актива с классом сильных противоречий между ними не наблюдается, так как представители официальной структуры (актива) в некоторой степени совпадают с неофициальной. Ребята, представляющие актив класс являются звездами, но одноклассники относятся к ним с уважением.

Неформальная структура класса была выяснена в ходе социометрии. Картина сложившаяся в результате социометрии следующая: «звезд» в 8 «А’» 4 ( Е., Е., К., А.); «предпочитаемых» – 16 учеников, «принятых» – 6 учеников; «изолированных» нет.

В классе существуют два основных круга общения. Ребята первого круга общения характеризуются высокой активностью, форма общения друг с другом достаточно агрессивное, но не враждебное. Второй круг общения достаточно сильно отличается по поведению от первого. Ребята более спокойные, дружелюбные и доброжелательные. Но, как не странно дети двух таких разных групп общения неплохо ладят друг с другом и даже могут дружить.

Неофициальными лидерами класса являются девочки, которые входят в первый круг общения, это А. и А. Их отношения с активом класса дружеские.

Не смотря на существование двух групп общения, они не являются изолированными друг от друга. Степень сплоченности можно определить как высокую. Межличностные отношения в классном коллективе в целом дружелюбные.

Психологическая атмосфера в 8 «А’» классе достаточно благоприятная, хотя некоторым учителям работать в данном коллективе нелегко, так как учащиеся этого класса достаточно беспокойные, что часто приводит к конфликтам с учителями, к которым учащиеся не относятся с должным уважением, в силу каких-либо личностных качеств самого учителя.

Но, несмотря на это класс достаточно дружный и ребята 8 «А’» класса очень дорожат уважением и дружбой своих одноклассников.

III. Коллективная деятельность учащихся.

8 «А’» класс является экспериментальным классом, обучающимся по 12-тилетней программе. Многие учащиеся считают иностранный язык своим основным предметом, так как не собираются связывать свою профессию только с иностранными языками.

Общая успеваемость класс выше средняя. В 8 «А’» классе есть отличники ( Е., Е., Е.). Из 26 учеников 9 учатся на 7-9, весь оставшийся класс, то есть 15 человек учатся удовлетворительно, но не имеют оценок ниже 4. Неуспевающих по учебе в классе нет.

Хотя класс не относится к неуспевающим, но их поведение на уроках оставляет желать лучшего. Однако наблюдения за дисциплиной класса показали, что ребята нарушают порядок не на всех уроках. Это можно объяснить, либо мягкостью учителя в одном случае, либо незаинтересованностью к предмету в другом.

Доминирующим мотивом учебной деятельности в первую очередь является стремление к знаниям.

Уровень сформированности трудовых навыков и умений учащихся невысокий, ребята редко участвуют в различного рода трудовых мероприятиях, в противном случае на них нужно оказывать давление и контролировать за работой.

IV. Работа студента-практиканта с коллективом класса в период практики.

За время прохождения практики проводилась работа с классом по укреплению классного коллектива, сплочению учащихся и воспитанию чувства коллективизма. Эта работа заключалась в следующем: проводились беседы и диспуты с ребятами по обсуждению каких-либо проблем в современном обществе (например на тему «свобода и ответственность»), также состоялся поход в кино, на которое пришло более половины учащихся класса.

За время работы с классом были сделаны определенные выводы.

Психолого-педагогические выводы.

На основании исследований поведенных мною в 8 «А’» классе можно сделать следующие выводы:

1) класс является довольно динамичным и в некоторой степени даже хаотичным (т.е. если им не интересен материал, объясняемый учителем, то они не будут его слушать). Для борьбы с этим явлением необходимо чтобы излагаемый учителем материал был интересен, логичен и последователен, тем самым, активировал учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке, не малую роль также играет авторитет учителя;

2) в отношении других коллективов класс является миролюбивым и практически не вступает с ними в конфликты;

3) межличностные отношение в классе носит созидательно-дружелюбный характер;

4) данный класс является довольно интеллектуальным и с высоким уровнем самоуправления, чему способствует либеральный характер школы, т.к. они сами осознают необходимость учиться для последующего самоутверждения в обществе;

5) велика роль высокой культуры общения, наблюдаемой мной в ходе общения, а также наблюдений за ними в ходе уроков и вне их, что говорит о хорошем нравственном воспитании учащихся;

6) также можно выделить, что большинство учащихся 8 «А’» довольно самостоятельны и ответственны, в возлагаемых на них поручениях.

По дальнейшей работе с 8 «А’» классом желательно применять оригинальные и необычные методы обучения, новые для самих учащихся; обращать внимание на высокую степень самооценки ребят, так как во многом это может мешать воспитательной и учебной работе в данном коллективе, поэтому работая в 8 «А’» классе учитель должен держать дистанцию и чувствовать себя уверено.

Министерство образование республики Беларусь

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»

Психолого-педагогическая характеристика

классного коллектива

8 «А’” класса СШ№ г. Гомеля.

Составила студентка

V курса биологического факультета

Гомель

Латинское слово «collectivus» переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что его дефиниция страдает отсутствием четкости. Ясно лишь одно: коллектив – это группа людей. Но любая ли группа является коллективом? В литературе понятие «коллектив» имеет два значения: во-первых, любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия), во-вторых, только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело рассматриваемое понятие в педагогической литературе, коллектив – это объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, среди которых:

  • 1) общая социально значимая цель. Она есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какова это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства;
  • 2) общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности;
  • 3) отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение);
  • 4) общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения, а органы управления формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи иным видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т.д.), но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие атмосферу внутри коллектива, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, чувство локтя, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив же без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений, в силу чего он играет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией такой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Качество учебного и воспитательного процесса определяется социально- психологическими особенностями педагогического коллектива и характером межличностных отношений между педагогами. Доминирующая психологиче­ская атмосфера в педагогическом коллективе самым непосредственным об­разом отражается на взаимоотношениях в классе.

Педагогический коллектив формируют все педагоги учебного учреждения. В со­ответствии с социально-психологическими признаками коллектива, ему свойствен­ны нацеленность на решение социально значимых задач, высокий уровень разви­тия межличностных отношений, опосредованных совместной деятельностью.

наличие единой цели для всех включенных в деятельность участников (для педагогического коллектива такой целью является обучение и воспитание детей);

побуждение работать вместе, т. е. помимо индивидуальных мотивов должна формироваться общая мотивация (чтобы педагогический коллектив положитель­но влиял на результаты педагогической деятельности, должно быть ценностное и мотивационное единство);

разделение деятельности на функционально-связанные составляющие, т. е. распределение функций между членами группы (функциональное разделение между педагогами определяется как должностными инструкциями, так и психо­логическими характеристиками каждого учителя, когда кто-то с удовольствием выполняет роль организатора, кто-то — коммуникатора и т. д.);

интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависи­мость отдельных участников деятельности (хороший педагогический коллектив представляет собой команду профессионалов, в которой субъекты взаимодопол­няют друг друга);

согласование и координация функционально распределенных и интегриро­ванных индивидуальных деятельностей и наличие управления (слаженная ра­бота невозможна без эффективного управления и координации — это основная задача руководства учебного заведения);

единый конечный результат и единое пространственно-временное функцио­нирование участников совместной деятельности.

Педагогический коллектив реализует две основные функции (приводится по: Педагогическая психология / . М., 2006. С. 205): учебно- воспитательную и социально-гуманитарную. Учебно-воспитательная функция опреде­ляет деловые отношения между педагогами, а социально-гуманитарная — личные, «неформальные» отношения, в основе которых лежат потребности, интересы и инди­видуальные особенности каждого педагога.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учеб­но-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур.

Направленность группы, определяющая уровень сплоченности педаго­гического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к про­фессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных осо­бенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

Организованность, выражающаяся в способности педколлектива к само­управлению, сплоченности, удовлетворенности педагогов уровнем организации деятельностью и др.

Подготовленность к совместной деятельности, предполагающая не только реализацию каждым педагогом своих задач, но и умение успешно взаи­модействовать с коллегами на основе принципов сотрудничества.

Реализация социально-гуманитарной функции предполагает удовлетворение педагогом потребностей различного уровня: материальных, социальных, духов­ных. И эффективность профессиональной деятельности, и внутренняя удовлет­воренность трудом зависит от того, насколько педагог сможет реализовать свои притязания и в материальном вознаграждении, и в признании окружающих, и в об­щении, и в отдыхе, и в самореализации.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организа­ции и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

  1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — высокий уровень ^^фг совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, опреде­ляющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффектив­ность совместной деятельности.

ЦОЕ определяет идейную основу любого коллектива. Доминирующие цен­ностные ориентации членов коллектива самым непосредственным образом свя­заны со стратегическими целями и задачами учебного заведения. В последнее время в некоторых наиболее развитых организациях формулируются «миссия учреждения» и своеобразная конституция, в которых отражаются основные цен­ностные ориентиры и цели, а также определяются одобряемые нормы поведения и деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

  1. Нормы, включающие правила, законы, инструкции. Двумя крайними вари­антами являются, с одной стороны, отсутствие установленных норм, а с другой стороны, осознанное их принятие и осуществление поведения, адекватного им.

  2. Осознание себя и своего места в организации (коллективе).

Педагог может ощущать себя как часть единой команды, а может занимать ней­тральную позицию. Многое зависит от позиции руководства: если человек чувствует внимание, помощь, заботу, то и отдача педагога будет соответствующей.

  1. Коммуникационная система и язык общения.

  2. Внешний вид работника.

  3. Привычки и традиции.

  4. Отношение к использованию рабочего времени.

В. Взаимоотношения между людьми.

    1. Процесс обучения работников.

    2. Трудовая этика и мотивация.

    3. Вера в определенные ценности.

Высокий уровень организационной культуры определяет высокую степень единства. Помимо идейно-ценностного единства также выделяются интеллекту­альное, организационное и волевое единство. По мнению Р В. Овчаровой: «Ин­теллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивного, рефлексивного мышления, ломкой стереотипов обыденного мышления. Орга­низационное единство формируется рациональным распределением функций между всеми членами коллектива, созданием связующих зависимостей, деле­гированием полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений,

формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями к каждому члену коллектива и созданием необхо­димого общественного мнения» (приводится по: Овчарова, Р. В. Технологии прак­тического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. С. 384).

Эффективная работа педагогического коллектива невозможна без высокого уровня развития межличностных отношений. Часто предлагается разделять де­ловые и личные отношения, когда речь заходит о взаимодействии в трудовом коллективе. Но подобное разделение носит условный характер, потому, что да­же решая профессиональные задачи, мы всегда имеем дело с живыми людьми. Ставя во главу угла решение профессиональных вопросов, также важно уделять внимание и развитию межличностного взаимодействия.

Профессиональное развитие педагогического коллектива невозможно без использования психологических рекомендаций, нацеленных на оптимизаций межличностных отношений и общения. В специальной литературе можно найти различные апробированные рекомендации. Например, выделяют общие, универ­сальные принципы эффективного общения для профессионала любой сферы деятельности, которые в своей совокупности можно назвать кодексом делового общения: 1) принцип кооперативносги — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный мо­мент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообраз­ности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради ин­тересов дела» (приводится по: Основы психологии и педагогики : краткий курс лекций / авт-сост. С. Н. Жеребцов. Мн., 2009. С. 124).

Сущность и характеристика детского коллектива

Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» .

Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» .

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов .

Другие ученые называют коллектив детским, школьным, ученическим — речь идет все о том же коллективе детей в образовательном учреждении. Т. А. Ильина называет ученический коллектив особой организационной формой объединения всех учащихся на основе учебной деятельности.

В психологии также рассматривается сущность коллектива и его характеристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив — это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива. Таким образом, детский коллектив имеет такие характерные черты:

постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

выработка правильного общественного мнения;

появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

организация действенной работы органов самоуправления;

мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

* стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов — первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив — это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха.

Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создает определенные педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе.

Сеть коллективов становится все более гибкой и разнообразной, а содержание деятельности разносторонней с постоянно усложняющимися задачами в зависимости от возраста детей и вида деятельности. В разнообразных внутри- и межгрупповых связях со сверстниками и детьми разного возраста, в процессе общения ребенок учится осознавать, выражать и утверждать, себя как творческую личность. Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.

В школьной практике применяются различные формы связи первичныхколлективов расширяются межколлективные связи школьников, организуется взаимопомощь в работе, происходит обмен социальным опытом; формируются организаторские, исполнительские, коммуникативные и другие умения воспитанников.

Для организации различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в которых школьники выступают как в роли организаторов, так и исполнителей. Уже в первичном коллективе имеется определенная структура: актив класса, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанностей и поручений. Деловые, коллективистские отношения накладываются на межличностные. Обратим внимание, что коллективистские отношения — это отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь. А. С. Макаренко называл их отношениями ответственной зависимости, подчеркивая единство взглядов, идеалов и верность долгу, общему делу. На основе этих отношений, в которых каждый ребенок идентифицирует себя с коллективом, возможно положительное воздействие коллектива на личность: ребенок принимает законы коллектива; жизнь в коллективе стимулирует его формирование.

Это наблюдение, этот педагогический факт, добытый А. С. Макаренко огромным трудом, позволил ему сформулировать главный закон воспитания в коллективе. Он назвал его законом параллельного действия — в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. А. С. Макаренко описывал такое параллельное действие с юмором и блеском в своих научных и художественных работах. Товарищи по коллективу подскажут, как надо себя вести, а иногда и очень жестко поступят, сказав провинившемуся всю правду на общем собрании. Общественное мнение коллектива, воля коллектива — сильнейшее воспитательное средство. Оно может быть и страшным орудием насилия, подавления. Поэтому так важно уметь тонко пользоваться силой детского коллектива, поэтому В. А. Сухомлинский, когда едва минуло двадцать лет после смерти А. С. Макаренко, рекомендовал не обсуждать поведение ученика на собрании, точнее, не устраивать из этого обсуждения расправу, не унижать, не травмировать ребенка. Это лишний раз доказывает, что в педагогике нет абсолютных истин, универсальных методов, которыми нам всем хочется владеть и легко решать любые задачи. Закон параллельного действия не отменяет тонкой индивидуальной работы.

Напомним, что наряду с коллективистскими отношениями в группе имеются межличностные, которые преимущественно изучаются социальными психологами. В теории психологии малых групп межличностные отношения определяются как отношения на основе эмоциональных привязанностей, интересов. Группа трактуется как совокупность эмоционально-коммуникативных процессов, как эмоционально-психологическая общность. При этом характер межличностных отношений считается одинаковым для любой малой группы .

Согласно социально-психологической теории коллектива, разработанной отечественными психологами, межличностные отношения в группе опосредствуются деятельностью группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т. е. в коллективе, межличностные отношения опосредствуются социально ценной деятельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии, педагогике коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными отношениями в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом вторые, особенно на ранних стадиях развития .

Таким образом, детский коллектив является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству. Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания. Иначе говоря, есть такие ситуации, когда член коллектива обязан выступить против неверных, по его мнению, действий группы, убеждать своих товарищей, бороться против их ошибок, но за них. Такая нонконформистская позиция обеспечит социально-нравственный рост всей группы.

Однако не будет правильного воспитания в коллективе и в том случае, если коллектив и педагог проявят формализм, бездушие, безразличие к ученику или, что еще хуже, обнаружат агрессию, стремление во что бы то ни стало сломить непохожего на других.

Возрастные особенности второклассника

Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых.

Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе.

Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).

В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).

Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.

Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды интеллектуальной деятельности.

Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает верить в свои возможности.

Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста — чувство социальной и психологической компетентности.

Подробнее узнать об особенностях этого возраста вы можете из книг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *