Имеет ли право учитель занижать оценки?

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Содержание

Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Дополнительно по теме — Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы. Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок, например:

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).

Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом

Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны. А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).

Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Цитата из закона:

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

Статья 45 Закона «Об образовании в РФ»

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос Кто должен ликвидировать пробелы, если ребенок пропустил много занятий по болезни?

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?». Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Стоит ли говорит о том, как подрывают такие опоздания общую дисциплину!
Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (сломался автобус, был в поликлинике), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. Поэтому и методы борьбы с «похитителями времени» у каждого педагога свои.
Кто-то из наставников более лоялен, а кто-то категорично не приемлет опозданий на свои уроки. Одни педагоги ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям. Другие для обучения пунктуальности используют «педагогический кнут»: опоздавшего не пускают в класс, отправляя «на ковер» к классному руководителю или завучу, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.
Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание. Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.

В поисках потерянного времени

Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать метод пряника – повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.
Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.
А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с учеником задавайте ему много мелких наводящих вопросов. Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу? Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.

Договариваемся, мотивируем, поощряем

Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!
Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.
Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу.

В помощь – психология и юмор!

Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.
Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.

И еще несколько «пряников»

Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!
В начальной школе эффективно действует размещенная в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.
В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трех таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики.
Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.
Как видим, в борьбе с опозданиями учеников не обязательно сразу же хвататься за «кнут», когда есть столько рецептов «пряников». Вооружитесь ими: станьте примером дисциплинированности для учеников, мотивируйте «похитителей времени», поощряйте пунктуальных! Желаем вам успехов!

Фото: Денис Гиряев.

Если ученик, например, из-за болезни пропустил уроки и не усвоил значительную часть материала, должен ли учитель проводить для него консультации? Чья это обязанность, учителя или родителей и учеников, ликвидировать пробелы в знаниях?

Школа устанавливает правила

На уровне школы могут быть приняты локальные акты, которые устанавливают, в какой степени и в каких случаях школа может оказать содействие в освоении программы в связи с пропусками. Это важно, потому что школа обязана проводить только те занятия, которые предусмотрены в учебном плане. Если же часов индивидуальной работы с отстающими в него не заложено, организовать их будет затруднительно. В первую очередь из-за отсутствия финансирования на оплату этой работы для учителя. Педагогу придется работать бесплатно, так как часы не протарифицированы. И требовать от него занятий с отстающими учениками (даже отстающими по уважительной причине) ни родители, ни школа не имеет права.

Финансирование от регионов

В некоторых случаях изменить ситуацию может региональное законодательство, если в нем предусмотрен порядок обучения в стационарах детей, болеющих дольше 21 дня. Также родители могут требовать организовать обучение на дому, если ребенок длительное время не может посещать школу.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Часть 5 статьи 41

для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в т. ч. санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Если ребенок вышел из школы после болезни — то возможность проведения с ним дополнительных занятий зависит от локальных актов школы, а также от обязательств и гарантий для болеющих детей, которые предусмотрены законодательством региона.

В таком случае школа самостоятельно должна решить вопрос о получении финансирования для проведения таких занятий.

Родительская ответственность

Стоит понимать, что на родителях и школе лежит равная ответственность за создания условий для получения образования. Это означает, что если ни на уровне региона, ни на уровне школы не предусмотрены дополнительные занятия, то освоить учебную программу учащемуся предстоит самостоятельно. И это не зависит от причины пропуска.

В соответствии с Законом на учащихся возлагается обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. А родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Если ребенок заболел

Можно ли организовать обучение в медицинском учреждении или на дому, в каких случаях это возможно, читайте в статье — Какие права на обучение имеют длительно болеющие дети?

Академическая задолженность

Если из-за пропуска занятий ученик был неаттестован по итогам года, по закону он обязан ликвидировать академическую задолженность, независимо от того, образовалась она по уважительной или неуважительной причине. Школа должна обеспечить условия для ликвидации академической задолженности. Под условиями для ликвидации задолженности могут подразумеваться и часы дополнительных занятий, и индивидуальные консультации для обучающегося, и дополнительное время для разъяснения материала, и индивидуальная работа с психологом или с социальным педагогом.

Закон также даёт право родителям, детей, которые имеют академическую задолженность требовать перевода ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом школа должна будет создать условия для ликвидации пробелов в знаниях, в том числе включить в расписание индивидуальные занятия с отстающими.

Что в итоге?

Если учащийся пропустил школу по уважительной причине, за ним сохраняется обязанность по освоению образовательной программы. Чтобы выяснить, кто именно должен обеспечивать условия для устранения пробелов, нужно найти учебный план на сайте школы, узнать о возможностях организации дополнительных занятий у директора либо прочитать региональное законодательство.

Особый случай

Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34 Закона). Чтобы реализовать этом право на индивидуальный подход в связи с особыми потребностями необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить рекомендации о создании особых условий обучения, в том числе может быть рекомендованы сопровождение тьютора или переход на обучение по адаптированной программе обучения. См. дополнительно — Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Есть разница между тем, что говорят чиновники, и реальной жизнью. Чиновники говорят, что делается всё возможное, чтобы снизить натаскивание на тестовые задания ОГЭ и ЕГЭ. Однако личный и профессиональный опыт в LANCMAN SCHOOL убеждает меня в обратном. Индивидуальные или групповые занятия вне школы для большинства остаются залогом успешного поступления в вуз.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Как руководитель Курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ я, конечно, заинтересован в том, чтобы рынок репетиторских услуг существовал. Но как выпускник мехмата МГУ и педагог с большим опытом работы, я, безусловно, часто думаю о том, что должно измениться, чтобы все выпускники сдавали экзамены максимально успешно, полагаясь только на школьные знания.

Давайте попробуем разобраться: почему школа не справляется на все 100% с подготовкой школьников к выпускным экзаменам.

1. Прохождение программы по учебным предметам и умение решать тестовые задания — это не одно и то же

Любой учитель-предметник подтвердит вам, что задания ОГЭ 9 класса или ЕГЭ 11 класса требуют от ученика не только системных знаний по предметам, но и определённых умений работать с тестовыми материалами. Дети должны правильно читать формулировки специфических заданий, отличающихся от привычных стандартных формулировок учебника, уметь правильно вносить их в специальные бланки, писать развёрнутые ответы по специальным шаблонам, заложенным в критериях оценивания. Всему этому приходится учить отдельно, а времени на уроке не всегда достаточно.

Школьную программу традиционно проходят большими тематическими блоками, а в заданиях ОГЭ и ЕГЭ часто каждый последующий вопрос взят из контекста другой темы, которую, возможно, проходили 2-4 года назад. Представьте себе кирпичную стену в тёмном помещении, на неё посветили фонарём в разных местах. Это те задания из всего обширного школьного курса, которые проверяются на ЕГЭ. Выбор освещённых фонариком кирпичей почти случайный, но каждый ученик, претендующий на высокие баллы, должен хорошо помнить каждый «кирпичик» и иметь представление об особенностях «кирпичной кладки» этой стены, которую строили не один год. Именно поэтому подготовка к выпускным экзаменам стала своеобразным приложением к учебной программе школы, к сожалению, зачастую платным.

2. Запрос на высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ — это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении

Начнём с экзаменов в 9 классе. Многие считают, что эта промежуточная аттестация не заслуживает пристального внимания и анализа. Это опасное заблуждение. Конечно, искусственное нагнетание страха перед этими экзаменами мы категорически не приветствуем. Действительно, статус ОГЭ 9 класса на порядок ниже, чем баллы за ЕГЭ в 11 классе. Однако многие родители и ученики в девятом классе волнуются не меньше, чем сдающие ЕГЭ. На чём основан этот страх? Где его исток?

Моя практика показывает, что волнения возникают там, где есть системные пробелы в знаниях. У школы есть установка на полное отсутствие двоек, но нет отлаженной системы работы с отстающими детьми. Снежный ком проблем, накопившийся за несколько лет, по зубам только тем педагогам, которые способны организовать индивидуальный подход к ребёнку в ликвидации этих пробелов. Здесь чаще всего требуется ювелирная работа тет-а-тет. Каждый учитель теоретически может организовать такие занятия, но на практике школа не готова предоставить такие услуги бесплатно, вытесняя учеников на рынок платных услуг.

В истории с ЕГЭ логика похожая, хотя ставки, безусловно, повышаются в разы. После 9 класса не все рвутся в 10-й, всё больше школьников уходят в колледжи. В 11 классе, наоборот, стать студентами вузов хотят почти все. И школа опять оказывается в трудном положении, поскольку не может обеспечить подготовку всех выпускников на уровне 75-90 баллов, необходимых для поступления на бюджетные места. У школы есть своя сложившаяся мотивация: чиновники ждут от неё статистики, исключающей тех, кто не преодолел минимальный порог, и хороший средний балл по всему потоку выпускников.

У родителей запрос совсем другой — им нужны высокие результаты. Именно поэтому репетиторство становится необходимостью, ведь превратить «3» или «4» по предмету в качественную «5» можно только при индивидуальном подходе. Перевод тестовых баллов в оценки уже давно не практикуется, но все проходные баллы в топовые вузы соответствуют либо «5», либо «5+» по предмету. Родители не всегда полагаются на школу и покупают дополнительные услуги по подготовке к ЕГЭ, надеясь на гарантированный результат. Чиновников не волнует, кто подготовил высокобалльника — учитель, репетитор или коллективные усилия, поэтому задача работать с пробелами в знаниях перед школой напрямую не ставится. Если статистика хорошая, то платные услуги становятся личным выбором семьи и никак не регулируются.

3. Система профильного обучения не до конца отлажена и работает не во всех регионах

На сегодняшний день только один предметник обязан успешно подготовить весь класс (без исключения) к выпускному экзамену — это учитель русского языка и литературы. Все его ученики должны получить зачёт за итоговое сочинение и преодолеть минимальный порог баллов ЕГЭ по русскому языку. Такая двойная нагрузка и двойная ответственность, безусловно, требует от учителя максимальной концентрации и профессионализма. Однако количество учебных часов и переполненность классов не позволяют подготовить большинство выпускников к поступлению на бюджетные места.

Учителю математики задачу немного упростили: теперь он должен сделать так, чтобы те, кому не нужна математика для поступления в вуз, справились с заданиями базового экзамена. Все остальные ЕГЭ (кроме русского языка) — это подготовка в режиме профильного обучения, то есть работы с небольшой группой учеников, мотивированных на поступление в профильные вузы. Казалось бы, логика вполне стройная и перспективная. Но на деле это не так красиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *