Исковое заявление об установлении трудового стажа

Исковое заявление о включении в страховой стаж периода работы, не учтенного ПФР в целях назначения страховой пенсии, подается в суд общей юрисдикции. При этом досудебное обжалование решений территориального органа ПФР по данному вопросу в вышестоящем органе ПФР необязательно (п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ; ч. 20 ст. 21 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ст. ст. 3, 18 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 46 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н; п. 128 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30).

Справка. Страховой стаж

Страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Закона N 400-ФЗ).

При обращении в суд с таким исковым заявлением рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте исковое заявление

В исковом заявлении необходимо указать (ч. 1 ст. 23, ст. 24, ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):

  1. Наименование суда, в который подается заявление. Дела по таким требованиям рассматриваются районными судами.
  2. Сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем.
  3. Сведения об ответчике: наименование и место нахождения территориального органа ПФР.
  4. Информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. То есть в иске вам необходимо указать, например, конкретный спорный период работы, который не был включен в страховой стаж, обоснование, почему этот период должен быть добавлен к страховому стажу, сослаться на конкретные документы, свидетелей, которые могут подтвердить ваши доводы.
  5. Ваше требование о включении конкретного периода работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии. Данное требование может быть заявлено, в частности, дополнительно к основному — о назначении страховой пенсии по старости, в том числе досрочно.
  6. Перечень прилагаемых к заявлению документов.

При подаче искового заявления на бумажном носителе его необходимо распечатать и подписать. Вместо вас поставить подпись может ваш представитель, если полномочия на подписание заявления и подачу его в суд указаны в доверенности (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).

При наличии технической возможности в суде исковое заявление можно подать в электронном виде на официальном сайте суда (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ).

Шаг 2. Подготовьте необходимые документы

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

— копию искового заявления для ответчика (территориального органа ПФР);

— доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (если иск подается представителем);

— копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых вы основываете свое требование, и их копии для ответчика, если данные документы у него отсутствуют (копии трудовой книжки, трудового договора, гражданско-правового договора и др.);

— документ об уплате госпошлины.

Справка. Размер госпошлины

Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд

Исковое заявление о включении периода работы в стаж для назначения страховой пенсии необходимо подать в районный суд по месту нахождения территориального органа ПФР, отказавшего вам во включении конкретного периода работы в страховой стаж (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ; пп. «б» п. 2, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30).

Шаг 4. Дождитесь решения суда

По общему правилу суд рассматривает и разрешает дело до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в окончательной форме, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 154, ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом такой жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (абз. 2 ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Связанные вопросы

Как обжаловать решение ПФР?

Куда обращаться в связи с отказом в назначении досрочной страховой пенсии по старости?

ГАРАНТ:

О категориях дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства, и рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке, см. письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N 7-ВС-7105/15

В

Истец:

Ответчик: Управление пенсионного фонда РФ в

Исковое заявление
о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии

я обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии мне было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.

Ответчик не засчитал мне в стаж педагогической деятельности время работы учителем в с по .

Считаю невключение указанного периода работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным.

Отказывая зачесть в стаж педагогической деятельности спорный период работы, Ответчик сослался на то, что указанный период работы в названной должности не может быть включен в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. за N 781, поскольку .

С таким выводом Управления Пенсионного фонда я не согласна, так как подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно подпункту м пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что работа в указанной должности в засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, прошу:

1. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в о включении в мой специальный педагогический стаж периода работы в должности учителя в с по .

2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в включить мне в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя в с по и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с .

Приложения:

1) копии заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

2) квитанция об оплате государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя истца.

Народный совет

В «ЧЛ» №№ 45 и 46 мы опубликовали две статьи шеф-редактора газеты «Народный совет» (Москва) нашего доброго друга Вячеслава Нечаева на тему «заслуженного отдыха»: «Как выйти на пенсию без проблем» и «Как считают прибавку работающим пенсионерам».
Для завершения этого тематического цикла мы предлагаем вашему вниманию еще одну статью В. Нечаева.

Здравствуйте, дорогая редакция!
Еще в ноябре я собиралась выйти на досрочную пенсию, поскольку всю жизнь проработала в детском саду воспитателем. Но в пенсионном отделе получила «от ворот поворот». А все потому, что в моей трудовой написано: «воспитатель детского комбината».
Сотрудница этого отдела так мне и сказала:
– Ничего поделать, увы, не могу. Нет в списке на льготную пенсию никаких детских комбинатов! Вот принесете решение суда, что ясли-сад и комбинат это одно и то же, зачтем вам педагогический стаж.
Но я в жизни никогда ни с кем не судилась! Неужто без тяжбы никак не обойтись? Подскажите, с чего же начинать?
Н.И. Волкова.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ?
Следует учесть, что сотрудники Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) – лишь исполнители буквы закона. Часто причиной конфликтов, возникающих между ПФР и претендентами на пенсию, становится само наше пенсионное законодательство. О том, как оно противоречиво, а порой и абсурдно, мы в «Народном совете» писали не раз.
В итоге многие спорные пенсионные вопросы россиянам приходится разрешать в судах – от районного до Конституционного, а порой даже в международном Страсбургском. Понятно, что доказывание своей правоты в суде – процедура не из приятных. Поэтому сперва попытайтесь решить проблему без суда.

1. ПОЛУЧИТЕ ПИСЬМЕННЫЙ ОТКАЗ
Сначала вам нужно получить на руки обоснованное отказное решение комиссии по установлению пенсий. Его вам могут вручить лично или выслать по почте.
В этом документе, подписанном председателем и членами комиссии, обязательно указываются законы и подзаконные акты, на основании которых было вынесено именно такое решение. Как правило, там же даются ссылки на подзаконные акты, разъясняющие порядок применения законов на практике. Это нормативные документы «прямого» действия. То есть, они написаны так, что не нуждаются в дополнительном пояснении.

2. ЗАГЛЯНИТЕ В ИНТЕРНЕТ
Если сами компьютером не владеете, попросите детей, внуков или просто знакомых «покопаться» в Сети. Пусть поищут уже вынесенные судами решения по схожим вопросам. Что-то полезное обязательно найдется. Изучив распечатки законов и материалов судебных дел, вы сможете яснее понять «слабое» место отказного решения и продумать аргументы для жалоб в инстанции и для суда.

3. ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАЧАЛЬСТВУ,
Если же с отказом районной комиссии вы не согласны, обращайтесь «этажом выше» – в отделение ПФР по вашему региону. К заявлению обязательно приложите ксерокопии уже полученного отказа и ваших документов. В течение месяца вам должны дать письменный обоснованный ответ.
Конфликт можно попытаться решить и на самом верхнем «этаже». В главном офисе ПФР есть Управление по работе с обращениями граждан. Его адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, дом 4.

4. ПОЖАЛУЙТЕСЬ ПРОКУРОРУ
Еще до обращения в суд напишите в прокуратуру жалобу. Попросите проверить правомерность отказного решения ПФР. К жалобе тоже приложите ксерокопию отказа.
Сотрудники ПФР, отвечая прокуратуре, наверняка еще более полно и аргументированно будут отстаивать свою позицию. А если аргументы ПФР покажутся прокуратуре недостаточно обоснованными, то проблема разрешится еще до суда.

5. В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ
Если все перечисленное положительных результатов не принесло, подавайте исковое заявление в суд по месту нахождения соответствующего органа ПФР.
Мировому судье подсудны дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ (50 000 руб.) Например, мировой судья рассматривает иски о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии. Районному суду (в Новочеркасске это Новочеркасский городской суд – комментарий «ЧЛ») подсудны дела по искам, не подлежащим оценке или так называемым «смешанным». Например, о признании права на досрочную пенсию или взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении.

6. КАК НАПИСАТЬ ИСК
Конечно, надежнее, если исковое заявление составит опытный юрист. А коли денег на оплату его услуг нет, попробуйте написать сами. Образцы исковых заявлений можно найти на стендах рядом с гражданскими канцеляриями судов или в Интернете. Там же вы найдете список документов, которые необходимо приложить к иску.

7. НА ГОСПОШЛИНЕ НЕ РАЗОРИШЬСЯ…
К счастью, Налоговый кодекс РФ весьма лояльно относится к малоимущим. Подавая иск к ПФР, платить госпошлину инвалидам и пенсионерам либо вообще не придется, либо она ограничится символической суммой – 100 руб. (пп.2 и 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, суд или мировой судья с учетом имущественного положения гражданина вправе уменьшить размер госпошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату (п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

8. ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В РЕШЕНИИ
В решении суда должно быть указано, какая обязанность возлагается на ПФР в целях восстановления нарушенного пенсионного права истца. Например:
— включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости;
— выплатить истцу невыплаченные суммы полагавшейся ему пенсии с учетом всех индексаций трудовой пенсии.
А еще в своем решении суд должен указать, с какой даты ответчик (ПФР) обязан назначить истцу пенсию.

9. КОГДА СУДИТЬСЯ ТЩЕТНО
В суде вполне можно подтвердить стаж или исправить ошибку в трудовой книжке, доказать свое право на досрочную пенсию или ее перерасчет. Но бывают и безнадежные случаи. К примеру, тем, кто за досрочной пенсией обратился слишком поздно, упущенного уже не вернуть. В законе эта ситуация прописана четко, иного толкования не допускает, поэтому ссылки на незнание судью не разжалобят.
Пенсию вам начнут выплачивать лишь со дня обращения в ПФР.

И еще 3 совета тем, кто еще только готовится выйти на пенсию:

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
Тем, у кого пенсия еще впереди, можно дать совет: не доверяйтесь слепо кадровикам, тщательно проверяйте все записи в своей трудовой книжке. Не поленитесь и заранее обратитесь за консультацией к юристам или сотрудникам ПФР.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ, ПРОСИТЕ ПОМОЩИ!
В ПФР принято буквально относиться к нормам закона, что само по себе вполне оправданно. Но к обязанностям сотрудников ПФР относится и оказание помощи гражданам в поиске документов для назначения или перерасчета пенсии. У ПФР больше, чем у вас, возможностей сделать запросы в бывшие места работы в других регионах или в архивы.

ГДЕ ИСКАТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ
Не теряйте контакт с бывшими коллегами. Возможно, что в суде вам помогут их свидетельские показания. Если суд в одном городе, а свидетели проживают в другом, то судья по вашему ходатайству пошлёт поручение в суд того города. Там их допросят и пришлют показания (ст. 62 Гражданско-процессуального кодекса РФ).

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Адвокатская статистика по России свидетельствует, что почти 85% пенсионных дел выигрывают граждане, а не ПФР.
Поэтому верьте в свою победу. Желаем удачи!

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Утвержден

Президиумом Верховного Суда

Российской Федерации

23 декабря 2015 года

ОБЗОР

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 4 (2015)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Определение N 83-КГ14-14

1. Период участия в контртеррористической операции во время прохождения службы по призыву засчитывается сотруднику органов внутренних в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

А. обратился в суд с иском к органу внутренних дел о пересмотре расчета срока выслуги лет для назначения пенсии.

Как установлено судом, с 28 июня 1999 г. по 20 октября 2000 г. А. проходил действительную военную службу по призыву. В период с 23 декабря 1999 г. по 31 августа 2000 г. в составе войсковой части он участвовал в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, о чем имеется запись в его военном билете.

В период с 13 марта 2001 г. по 28 ноября 2013 г. А. проходил службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы органа внутренних дел.

В выслугу лет при увольнении со службы в органах внутренних дел А. были включены следующие периоды: учеба в колледже с 1 сентября 1995 г. по 19 июня 1999 г. из расчета один год учебы за шесть месяцев службы; служба по призыву во внутренних войсках МВД России с 28 июня 1999 г. по 20 октября 2000 г. в календарном исчислении; служба в органах внутренних дел с 13 марта 2001 г. по 28 ноября 2013 г. в календарном и льготном исчислении.

Период участия А. в контртеррористической операции с 23 декабря 1999 г. по 31 августа 2000 г. во время прохождения службы по призыву во внутренних войсках МВД России засчитан ему в выслугу лет в календарном исчислении.

Разрешая спор и отказывая А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

При этом суд указал, что действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) не распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и в дополнение к ним признал неправильным толкование истцом положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее — Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1).

Судебная коллегия признала приведенные выводы судебных инстанций правильными, основанными на подлежащих применению нормах материального права и установленных обстоятельствах дела.

В обоснование как исковых требований, так и доводов кассационной жалобы заявитель, как проходивший службу по призыву во внутренних войсках МВД России, в том числе с 23 декабря 1999 г. по 20 октября 2000 г. в Чеченской Республике, ссылается на положения части второй ст. 2 Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1, согласно которым военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Между тем Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

В ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно части третьей ст. 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении части второй ст. 2 Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судебные инстанции, разрешая спор, исходили именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, которое является правильным, в связи с чем правомерно не засчитали в выслугу лет в льготном исчислении А. период его участия в контртеррористической операции.

Ссылка А. в кассационной жалобе на ст. 22 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму») в обоснование довода о том, что период его службы с 23 декабря 1999 г. по 20 октября 2000 г. в Чеченской Республике должен быть засчитан в льготном исчислении в выслугу лет, признана несостоятельной в связи со следующим.

В период с 23 декабря 1999 г. по 20 октября 2000 г. в Чеченской Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).

Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 данного федерального закона лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

При этом в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О противодействии терроризму» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О противодействии терроризму» социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «в» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Таким образом, из названного постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона «О противодействии терроризму» следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.

Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 19, ст. 22).

Довод кассационной жалобы А. о том, что Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях» (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 860) не содержит разграничения прав на льготное исчисление выслуги лет военнослужащих срочной службы по принципу прохождения службы по призыву либо по контракту, юридического значения не имеет, так как данный правовой акт не определяет порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Судом установлено, что А. проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД России.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.

Так, согласно ст. 37 данного федерального закона:

срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца;

срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.

Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а не с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признала выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А. соответствующими положениям Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1, Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, — в льготном исчислении в трудовой стаж.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Определение N 19-КГ15-3

1. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, а также транспортными средствами, изготовленными в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К. является собственником автомобиля марки ГАЗ (грузовой фургон цельнометаллический) 2011 года выпуска. Данный автомобиль при его эксплуатации был поврежден в результате дорожно-транспортного происшествия, и К. было принято решение о замене кузова. Для этой цели он приобрел кузов автомобиля ГАЗ 2705 «Газель» 2013 года выпуска, который был заменен индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

К. обратился в уполномоченный орган с заявлением о совершении регистрационных действий в связи с изменением регистрационных данных, не связанных с изменением конструкции, однако ему было отказано со ссылкой на то, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. Указано на невозможность идентифицировать первоначальное транспортное средство, указанное в ПТС и регистрационных документах, так как автомобиль утратил основные элементы базового транспортного средства и получил технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер и иную маркировку кузова.

Решением районного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворено заявление К. о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в аннулировании регистрации автомобиля, введении карточки учета в АБД «Ограничение», введении регистрационных знаков, свидетельства о регистрации и ПТС в АБД «Розыск», а также решения об отказе в совершении регистрационных действий.

Суды исходили из того, что оспариваемые действия препятствуют осуществлению К. правомочий собственника, поскольку замена кузова транспортного средства на аналогичный не является самостоятельной сборкой транспортного средства и относится к капитальному ремонту; внесение изменений в конструкцию транспортного средства не производилось, единичное транспортное средство не создавалось.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанные судебные акты отменила и вынесла новое решение об отказе в удовлетворении заявления К. по следующим основаниям.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 ст. 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее — Правила).

В соответствии с п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 51 приложения N 1 к Правилам при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в процессе производства регистрационного действия в соответствии с требованиями пп. 39 — 41 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605.

Таким образом, кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его уникальный идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство. Приобретение лицом права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его при наличии обстоятельств, препятствующих регистрации транспортных средств.

Поскольку такие обстоятельства в данном случае были установлены, у уполномоченного органа имелись основания для отказа в регистрации принадлежащего К. транспортного средства.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ВОПРОС. Возможно ли взыскание с непосредственного причинителя вреда стоимости необходимых для восстановления автотранспортного средства деталей, узлов и агрегатов без учета износа при выборе потерпевшим способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству, путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования?

ОТВЕТ. В соответствии с абзацем восьмым ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей (подп. «б» ст. 7 Закона об ОСАГО).

Расходы, понесенные потерпевшим в связи с необходимостью восстановления права, нарушенного вследствие причиненного дорожно-транспортным происшествием вреда, подлежат возмещению страховщиком в пределах сумм, установленных ст. 7 Закона об ОСАГО (п. 4 ст. 931 ГК РФ, абзац восьмой ст. 1, абзац первый п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В силу п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, либо путем получения суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя).

При этом независимо от того, какой способ возмещения вреда избран потерпевшим, стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства (абзац второй п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Размер подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда ущерба начиная с 17 октября 2014 г. определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Центральным банком Российской Федерации 19 сентября 2014 г. N 432-П (далее — Единая методика).

Таким образом, потерпевший вправе требовать со страховой компании, являющейся страховщиком по обязательному страхованию гражданской ответственности причинителя вреда, выплаты страхового возмещения в пределах сумм, предусмотренных ст. 7 Закона об ОСАГО (400 тысяч рублей).

В случае, если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму ущерба (400 тысяч рублей), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Данному разъяснению корреспондируют и разъяснения, содержащиеся в пп. 11 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *