Исполнения постановления о назначении административного

Новая редакция Ст. 31.10 КоАП РФ

1. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

2. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление, в случае:

1) если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо либо не находится имущество указанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;

2) если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;

3) если истек срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 31.9 настоящего Кодекса.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление о назначении административного наказания, составляет соответствующий акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом.

4. Возвращение постановления о назначении административного наказания по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока, предусмотренного статьей 31.9 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 31.10 КоАП РФ

1. Характерные особенности правоприменительной практики наступают в зависимости от того, исполнено ли в полном объеме постановление о назначении административного наказания, и тогда орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести следующие действия: либо сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате произведенного исполнения наказания, либо направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье, которые его вынесли.

В свою очередь данное постановление может быть полностью не исполнено или не исполнено частично, тогда постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшим его.

Обращение постановления к исполнению производится непосредственно судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли постановление о назначении административного наказания, либо направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению в соответствии со ст. 32.1 — 32.11 КоАП (см. комментарии).

Так, на его основании исполнительное производство признается оконченным при:

1) фактическом исполнении исполнительного документа;

2) возвращении исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

3) возвращении исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона;

4) направлении исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

5) направлении исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) прекращении исполнительного производства.

Предусмотрена возможность обжалования в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Статья 26 закрепляет возможность возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично:

1) по заявлению взыскателя;

2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);

4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.

В случае невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

А о возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем выносится постановление, которое утверждает старший судебный пристав.

2. Согласно ч. 4 ст. 31.10 КоАП постановление может быть обращено к исполнению, то есть передано судебному приставу-исполнителю неоднократно в пределах одного года со дня вступления его в законную силу.

Однако исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, то есть на основании ФЗ N 119-ФЗ три месяца со дня вынесения постановления, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, а пропущенный срок восстановлению не подлежит.

Действия судебного пристава-исполнителя по исполнению постановления о назначении административного наказания определены, а основанием для окончания производства по исполнению постановления установлено истечение срока давности исполнения, то есть одного года (см. комментарий к статье 31.9 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 31.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания означает прекращение всех исполнительных действий по приведению его в исполнение.

Согласно ч.1 рассматриваемой статьи производство по исполнению постановления о назначении административного наказания считается оконченным, когда исполнение произведено полностью. Орган, должностное лицо, приводившее постановление в исполнение, возвращает постановление о назначении административного наказания судье, органу, должностному лицу, вынесшими это постановление, с отметкой об исполненном административном наказании.

Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания означает прекращение всех исполнительных действий по приведению наказания в исполнение. Со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания начинает исчисляться срок административной наказуемости для лица, подвергнутого административной ответственности (ст.4.6).

2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи постановление о назначении административного наказания может быть прекращено и по другим основаниям. Орган, должностное лицо, приводившие постановление в исполнение, могут вернуть его судье, органу, должностному лицу, вынесшим данное постановление, если по нему не производилось или произведено не полностью исполнение в случаях, указанных в ч.2 комментируемой статьи.

3. В ч.3 рассматриваемой статьи устанавливается процессуальный порядок оформления окончания исполнительного производства по основаниям, предусмотренным в п.1, 2 ч.2 данной статьи. Должностное лицо, на которое была возложена обязанность привести в исполнение постановление о наложении административного наказания, в случаях, предусмотренных п.1 и 2 ч.2 данной статьи, составляет соответствующий акт. Форма такого акта не устанавливается, но закрепляет требование его обязательного утверждения вышестоящим должностным лицом.

ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

И.Н. Князева, судья Челябинского областного суда

В практике применения процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее КоАП РФ) возникает немало проблем, требующих обсуждения и решения их путем совершенствования закона. Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на третьей, факультативной, стадии административного производства — стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Институт пересмотра дела выполняет в производстве следующие функции:

— обеспечивает реализацию прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений;

— закрепляет полномочия судебных органов по контролю за административными и юрисдикционными актами;

— создает условия для реализации полномочий административного (ведомственного) контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц;

— обеспечивает пересмотр судебных решений, в том числе в порядке надзора;

— обеспечивает осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности органами административной и судебноадминистративной юрисдикции;

-способствует формированию единообразной административно-деликтной юрисдикционной практики.

Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или (и) протеста; подготовки дела к пересмотру, слушания дела; вынесения решения по делу, доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела по жалобе или (и) протесту на вступившие в законную силу постановление и (или) решения.

Глава 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» устанавливает

единые правила рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях, которые существенно отличаются от апелляционного производства и производства в кассационной инстанции по гражданским и уголовным делам. С учетом специфики административного процесса в КоАП РФ по-иному решены вопросы сроков и порядка обжалования, а также особенности рассмотрения жалоб и принятия по ним решения.

Названная глава содержит 11 статей, регулирующих порядок пересмотра постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, 10 из которых содержат процессуальные нормы, касающиеся обжалования и опротестования не вступивших в законную силу постановлений (решений), и только одна статья 30.11 КоАП РФ «посвящена» пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов.

Правом обжалования наделены лица, указанные в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, к ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель. В силу ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Указанными участниками производства по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановления могут быть обжалованы:

— вынесенное судьей — в вышестоящий

суд;

— вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

— вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Часть 2 статьи ЗОЛ Ко АП РФ определила приоритет рассмотрения жалобы судом (судьей) на постановление по делу об административном правонарушении в случае поступления ее в суд и в вышестоящий орган. Вместе с тем законодателем не урегулирован вопрос о способах и формах информирования суда и вышестоящего органа о поступившей жалобе. На практике предупреждение одновременного рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и возможное различие в юридической оценке постановления и результатах рассмотрения жалобы обеспечивается тем, что лицу, правомочному рассматривать жалобу, она направляется со всеми материалами дела, в котором содержатся оригиналы процессуальных и других документов, а не их копии.

По результатам рассмотрения жалобы выносится процессуальный документ в форме решения.

Согласно части 3 статьи 30.1 Ко АП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд. Буквальное толкование данной нормы закона приводило к тому, что мировые и районные судьи, выступая в качестве субъектов административной юрисдикции, указывали на возможность обжалования выносимых ими постановлений в арбитражный суд.

Этот вопрос разрешил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отмечая, что в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, могут быть обжалованы лишь постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судьями судов общей юрисдикции по подведомственным им делам2.

Для правоприменительной практики важное значение имеет тот факт, что в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, могут быть пересмотрены не только постановления о назначении административного наказания, но и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела.

Возможность отдельного оспаривания применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (глава 27 КоАП РФ) не предусмотрена процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представляется, что в отличие от протокола об административном правонарушении и других процессуальных актов о возбуждении дела, которые не могут быть обжалованы отдельно от итогового процессуального акта -постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в таком случае суд фактически будет предрешать последующее разбирательство дела по существу, возможность отдельного оспаривания мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, административное задержание, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, временный запрет деятельности) будет оправданна.

Судебный контроль до стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и вынесения итогового постановления по делу, допустим, за теми действиями и решениями, которые способны нарушить материальные права участников производства и иных лиц, а также в силу своей временной продолжительности и организационно-процессуальной обособленности.

Учитывая правовые изречения Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные применительно к судебной защите прав на предварительном следствии, можно сказать, что незамедлительный судебный контроль в юрисдикционном процессе на досудебной его стадии, допустим, по отношению к тем актам действия, в отношении которых отсроченный судебный контроль является неэффективным средством защиты прав участников, неспособным в достаточной степени обеспечить их восстановление.

Вместе с тем, как уже было сказано выше, возможность судебного оспаривания постановления о возбуждении уголовного дела не может распространяться на дела об административных правонарушениях, так как протокол об административном правонарушении не только образует процессуальную основу деликтного спора, как правило, совмещая функции акта о возбуждении дела и предъявления обвинения, но и является обязательным (необходимым) доказательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иные определения, выносимые на стадии

рассмотрения дела, хотя и могут затрагивать процессуальные права участников, но в связи с тем, что непосредственно принудительным исполнением не обеспечены, обременений материально-правового характера для участников процесса не создают, разрешают сугубо процессуальные вопросы, не выходящие за рамки внутристадийных задач, носят промежуточный характер, должны оспариваться только вместе с постановлением по делу. Отсроченный судебный контроль в отношении этих актов позволяет обеспечить эффективное восстановление нарушенных прав и не приводит к ограничению доступа к правосудию.

Жалоба на не вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые в течение трех суток со дня поступления жалобы обязаны направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Кроме того, такая жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае процессуальный закон не оговаривает, как следует поступать с жалобой — направлять ее судье, должностному лицу или органу, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении с целью последующего направления (возвращения) жалобы со всеми материалами дела в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, или истребовать материалы дела об административном правонарушении у органов административной и судебно-административной юрисдикции, вынесших обжалуемое постановление и (или) решение. В судебной практике данный вопрос разрешается по-разному. Представляется, что наиболее правильным и соответствующим задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 Ко АП РФ, по жалобам, поступившим непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать, будет истребование дел об административных правонарушениях без направления жалобы судье, органу или должностному лицу, вынесшему постановление.

Также в течение трех суток жалоба направляется по подведомственности, если ее

рассмотрение не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении.

Из общего правила законодатель выделил три категории дел, по которым на постановление судьи подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения: на постановления о назначении наказания в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности.

Часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ устанавливает срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении — десять суток со дня вручения или получения копии постановления.

Между тем на практике исчисление срока обжалования не вызывает трудностей, когда присутствовавшим при рассмотрении дела об административном правонарушении участникам производства по делу об административном правонарушении вручаются постановления непосредственно после рассмотрения делу по существу.

Однако в случае «заочного» рассмотрения дела неизбежно возникает вопрос о том, что считать моментом получения копии постановления (решения) участником административного производства и как определить начало течения этого срока. Ответы на эти вопросы в КоАП РФ не содержит.

В данном случае по аналогии со ст. 214 ГПК РФ3 и ст. 177 АПК РФ4 возможно исходить из того, что копия постановления (решения) по делу об административном правонарушении, которая не может быть вручена лично заинтересованному лицу непосредственно после рассмотрения дела, должна быть направлена адресату по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Вместе с тем направление постановления (решения) по делу об административном правонарушении заказным письмом не исключает такой ситуации, когда на момент подготовки жалобы к рассмотрению судья, орган или должностное лицо, правомочные рассматривать жалобу, не будут иметь сведений о дате получения обжалуемого постановления (решения) лицом, ее подавшим, что в ряде случаев будет лишать возможности соответствующие органы административной и судебно-административной юрисдикции проверить соблюдение установленного срока на обжалование.

Положения части 2 статьи 30.3 КоАП РФ свидетельствуют о том, что срок обжалования постановления (решения) по делу об административном правонарушении не является пресекательным и в случае его пропуска может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу.

Рассматривать ходатайство о восстановлении срока на обжалование могут судьи или должностные лица, правомочные рассматривать жалобу, что следует отметить особо, учитывая, что по общему правилу жалоба подается в суд, должностному лицу или органу, вынесшему обжалуемый акт. Исходя из толкования норм, содержащихся в ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ и ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ, ходатайство о восстановлении срока на обжалование должно рассматриваться правомочным судьей, должностным лицом до рассмотрения дела по существу.

При этом согласно ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ решение об отклонении данного ходатайства должно приниматься в форме отдельного процессуального документа — определения, которое в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту5.

В случае удовлетворения ходатайства процессуальные нормы КоАП РФ не требуют обязательного вынесения соответствующего определения. В данном случае вывод судьи или должностного лица об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование следует отразить в итоговом решении по делу.

Если судья или должностное лицо приступили к рассмотрению дела по существу, но при этом не вынесли определение о восстановлении пропущенного срока на обжалование, то данный срок считается восстановленным. Однако в судебной практике достаточно распространены ситуации, когда после длительного рассмотрения жалобы судьи выносят постановление о прекращении производства по делу ввиду отсутствия оснований для восстановления срока.

Одной из проблем, возникающих в практике рассмотрения жалоб, не разрешенной процессуальными нормами КоАП РФ, является отсутствие приложенного к жалобе хода-

тайства о восстановлении срока на обжалование. Изучение ряда судебных дел выявило два подхода к названной проблеме. Одни судьи полагают, что они вправе по своей инициативе восстановить пропущенный срок, а другие в данной ситуации отказывают в принятии жалобы.

С правомерностью первого из приведенных суждений, на наш взгляд, согласиться нельзя, поскольку в данном случае, если жалоба по делу об административном правонарушении, направленная по истечении срока на обжалование, не содержит ходатайства о восстановлении этого срока (оно может быть составлено отдельным документом), то по аналогии со ст.ст. 324, 342 ГПК РФ она должна быть возвращена лицу, ее подавшему, без рассмотрения. При этом необходимо разъяснять указанному лицу возможность повторного направления жалобы с приложенным к ней ходатайством о восстановлении срока на обжалование с указанием причин пропуска срока, которые данное лицо считает уважительными. После устранения препятствий жалоба может быть принята к рассмотрению без отмены определения о ее возвращении.

Следует помнить, что жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями

5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан) могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Этап подготовки дела к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении урегулирован статьей 30.4 КоАП РФ.

Законодатель установил краткие сроки рассмотрения жалобы — десятидневный (общий) со дня ее поступления со всеми материалами в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу; пятидневный по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями

5.1—5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, а также по делам о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности; в течение суток с момента подачи жалобы она рассматривается по делам о назначении наказаний в виде административного ареста и административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Рассмотрение жалоб на постановление по делу об административном правонарушении

производится по общему правилу в соответствии с положениями главы 29 КоАП РФ «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» с учетом особенностей, установленных в статьях 30.5-30.8 КоАП РФ.

В силу положений части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В связи с чем при подготовке жалобы к рассмотрению, а также при непосредственном ее рассмотрении судья или должностное лицо вправе по своей инициативе истребовать дополнительные документы, назначить экспертизу, вызвать специалиста и т.д. независимо от того, заявлено ли такое ходатайство или нет.

Вместе с тем представляется, что активное использование новых доказательств, полученных в ходе рассмотрения жалобы и свидетельствующих о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно только в случае рассмотрения жалобы в срок, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности».

Несмотря на то, что по смыслу закона и согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации6 само по себе истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, использование новых доказательств, полученных при рассмотрении жалобы и свидетельствующих о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, по моему мнению, будет ухудшать положение указанного лица, что, соответственно, влечет за собой нарушение права на защиту.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится процессуальный документ в форме решения. Требования к решению изложены в ст. 30.7 КоАП РФ со ссылкой, что такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Порядок оглашения решения и вручения его копии, доведения решения до сведения заинтересованных лиц изложен в ст. 30.6 КоАП РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 30.9 КоАП РФ предусматривает возможность пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление и (или) решение вышестоящего должностного лица (но не судьи) в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем — вышестоящий суд. Таким образом, в случае использования всех этапов обжалования — вышестоящему должностному лицу; в суд по месту рассмотрения жалобы; в вышестоящий суд — постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, вступает в законную силу после рассмотрения вышестоящим судом жалобы на решение судьи. В дальнейшем возможен пересмотр в порядке, предусмотренном ст. 30.11 КоАП РФ

Положения ст. 30.9 КоАП РФ не распространяются на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных судьями, а также на решения судьи вышестоящего суда на указанные постановления. Например, постановление мирового судьи может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ вышестоящему судьей — в районный суд, после рассмотрения жалобы судьей районного суда вступает в законную силу и подлежит пересмотру в порядке ст. 30.11 КоАП РФ. Аналогично исчисляется момент вступления в законную силу постановлений районных судей после рассмотрения жалоб судьей вышестоящего суда (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов).

Порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях предусмотрен статьей 30.11 КоАП РФ. Правоприменительная практика дает основания полагать, что указанная норма недостаточно регламентирует порядок производства на данной стадии административного процесса. В практической деятельности многие возникающие вопросы решаются на основе общих принципов по аналогии с нормами КоАП РФ, регламентирующими порядок производства по делам об административных правонарушениях. Однако такой подход может быть поставлен под сомнение, поскольку статья 30.11 КоАП РФ не является бланкетной и не содержит отсылок к другим законам и нормам КоАП РФ. Единственное исключение составляет часть 4 статьи 30.11 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что вступившие в законную силу

постановления, решения по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Некоторые разъяснения по пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях содержит Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с положениями, закрепленными в п. 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при применении статьи 30.11 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что ее положения не лишают гражданина, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также других лиц, имеющих в силу статьи 30.1 КоАП РФ право обжалования постановления по делу об административном правонарушении, права непосредственно обращаться к председателю или заместителю председателя соответствующего вышестоящего суда, правомочным на основании части 3 статьи 30.11 КоАП РФ пересматривать вступившие в законную силу постановления. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ указанные лица не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Представляется, что положение ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ свидетельствует о необходимости при пересмотре дела в порядке ст. 30.11 КоАП РФ также истребовать материалы дела, как это предусмотрено процедурой рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу постановления.

Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 32 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяют обжаловать в порядке статьи 30.11 КоАП РФ несудебные акты, поскольку в соответствии со статьей 126 Конституции РФ, статьями 19 и 20 Федерального конституционного закона

«О судебной системе Российской Федерации» и статьями 9 и 15 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов, окружные (флотские) военные суды осуществляют судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, в связи с чем предметом их надзора могут быть лишь акты, принимаемые судами.

Однако в таком случае не исключается возможность необоснованного привлечения к административной ответственности в силу незаконного постановления или решения должностных лиц по делу об административном правонарушении, чем нарушается право лица на защиту и не соблюдается принцип достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Представляется, что данный вопрос является предметом дискуссии.

Таким образом, анализ стадии пересмотра показывает, что положения главы 30 КоАП РФ нуждаются в восполнении имеющихся пробелов, усовершенствовании с учетом новейшего процессуального законодательства в других отраслях права, необходимости учесть недостаточность судебной защиты прав граждан.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. — № 195. — ФЗ (принят ГДФС РФ 20.12.2001).

2 П. 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 3.

3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. — № 138. — ФЗ (принят ГД ФС РФ 3.10.2002).

4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002. — № 95. — ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002).

5 П. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года Ка 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2005. — № 6.

6 Там же. — П. 14.

Новая редакция Ст. 32.8 КоАП РФ

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

6. В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

Комментарий к Статье 32.8 КоАП РФ

1. Административный арест является мерой административной ответственности (см. комментарий к статье 3.9 КоАП).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста» (Российская газета. 2002. 9 октября) закреплено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, куда доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 рассматриваемого Положения арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ. Режим содержания под стражей лиц, подвергнутых административному аресту, определен Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп, зарегистрирован в Минюсте России 20 июля 2002 г. N 2320 (Российская газета. 2000. 16 августа).

В пункте 54 Правил закреплено, что лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы на физических работах только с их согласия; при помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

2. Административное задержание является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание рассматривается как кратковременное ограничение свободы физического лица. Срок задержания не может превышать 3 часов, а в случае когда за совершенное правонарушение возможен административный арест, срок задержания может быть увеличен до 48 часов (см. комментарии к статьям 27.3 — 27.6 КоАП).

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Другой комментарий к Ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный вид административного наказания, установленный ст.3.9 КоАП РФ, назначается судьей. Постановление судьи об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения, а не со дня вступления в законную силу, как это предусмотрено для исполнения иных административных наказаний. Следовательно, подача жалобы или принесение протеста на данное постановление не приостанавливает его исполнения.

Исполнение постановления об административном аресте возложено на органы внутренних дел. Они определяют места содержания под стражей лица, подвергнутого административному аресту, и обеспечивают выполнение установленных правил отбывания данного наказания.

2. Сущность административного ареста состоит в принудительной изоляции на срок, установленный в постановлении о назначении данного наказания, лица, совершившего административное правонарушение. Правонарушитель, которому назначено наказание в виде административного ареста, содержится под стражей в специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, или в изоляторе для временного содержания задержанных и арестованных.

При исполнении постановления об административном аресте лицо, подвергнутое этому наказанию, подвергается личному досмотру.

3. При исполнении постановления об административном аресте следует иметь в виду, что если к лицу, которому назначено данное наказание, было применено административное задержание как мера пресечения административного правонарушения и обеспечения производства по делу (ст.27.3), то срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Данный момент должен быть отражен в постановлении судьи о назначении административного наказания.

4. Порядок отбывания административного ареста устанавливается Правительством РФ. Следует отметить, что действующие в настоящее время правила отбывания административного ареста, установленные нормативными актами СССР, устарели, не отвечают современным требованиям и нуждаются в обновлении.

Указания о передаче дел об административных правонарушениях, исполнение постановлений по которым прекращено на основании статьи 31.7 КоАП РФ и задолженность признана нереальной к взысканию, а также задолженность по которым имеет признаки безнадежной к взысканию, установленные статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, будут доведены отдельно.

Приказ Росстандарта от 31.05.2013 N 546 (ред. от 06.11.2015) «О реализации полномочий администратора доходов федерального бюджета Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его межрегиональными территориальными управлениями» (вместе с «Порядком осуществления бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его межрегиональными территориальными управлениями») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

В случае вынесения МТУ Росстандарта постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МТУ Росстандарта направляет указанное постановление судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство.

«Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» (утв. ФССП России N 12/01-2, ФМС России N КР-1/4-3155 04.03.2010) (ред. от 12.09.2012)

3.11. В случае вынесения структурным подразделением территориального органа ФМС России постановления о прекращении исполнения постановления о взыскании административного штрафа в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ структурное подразделение территориального органа ФМС России направляет указанное постановление в структурное подразделение территориального органа ФССП России в трехдневный срок с момента его вынесения.

«Протокол о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовому мониторингу при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов и организации информационного обмена» (утв. ФССП России, Росфинмониторингом 31.01.2011 N 12/01-3/01-01-16/242) (ред. от 30.01.2013)

Росфинмониторинг, его территориальные органы, получив запрос о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, представляют судебному приставу-исполнителю запрашиваемую информацию в течение 10 рабочих дней. В случае вынесения Росфинмониторингом, его территориальными органами постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ Росфинмониторинг, его территориальные органы направляют указанное постановление судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство.

«Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» (утв. ФССП РФ, Роспотребнадзором 28.01.2011)

2.10. В случае вынесения структурным подразделением территориального органа Роспотребнадзора постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного штрафа в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ, структурное подразделение территориального органа Роспотребнадзора направляет указанное постановление в структурное подразделение территориального органа ФССП России в трехдневный срок с момента его вынесения.

«Соглашение о взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов» (утв. МЧС РФ N 2-4-38-20, ФССП РФ N 12/13-6 22.09.2009) (ред. от 24.12.2010)

3.8. В случае вынесения уполномоченным органом государственного надзора, входящим в систему МЧС России, постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченный орган МЧС России направляет указанное постановление судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, в трехдневный срок с момента его вынесения.

«Соглашение о взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» (утв. ФССП РФ N 12/02-9, Росреестром N 57 23.11.2010)

6.8. В случае вынесения Росреестром постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ, Росреестр не позднее 10 календарных дней направляет указанное постановление судебному приставу-исполнителю.

Если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении обязанность резидента упразднена, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении (например, при нарушении правил оформления ПС по кредитным договорам на сумму до 50 тысяч долларов США). Кроме того, подлежит прекращению исполнение вынесенного ранее постановления о назначении административного наказания в порядке ст. ст. 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

«Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по рыболовству при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов» (утв. ФССП РФ N 12/01-7, Росрыболовством N СС-217 от 02.10.2009)

2.3. В случае вынесения территориальными органами Росрыболовства постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальные органы Росрыболовства направляют указанное постановление судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство.

Соглашение ФССП РФ N 12/01-16, Рослесхоза N ВМ-21/132с от 16.08.2011 «О сотрудничестве и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным агентством лесного хозяйства»

2.12. В случае вынесения Рослесхозом или его территориальным органом постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в пределах компетенции) Рослесхоз или его территориальный орган в течение трех рабочих дней направляют указанное постановление судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство.

Новая редакция Ст. 32.2 КоАП РФ

1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

1.4. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

4. Утратила силу с 1 января 2008 г.

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

6. Утратила силу.

7. Утратила силу.

8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Комментарий к Статье 32.2 КоАП РФ

1. Базовые аспекты установления такой меры административной ответственности, как административный штраф, регулируются статьей 3.5 КоАП (см. комментарий).

В добровольном порядке административный штраф может быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу соответствующего постановления либо с момента истечения срока рассрочки или отсрочки платежа (см. комментарии к статьям 30.3, 31.1, 31.5 КоАП).

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере ста рублей, а при нарушении таможенных правил — в размере одной тысячи рублей, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения налагается и взимается административный штраф.

При совершении административного правонарушения в области дорожного движения постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 (см. комментарий), а взимается в порядке комментируемой статьи.

Когда факт совершения административного правонарушения, назначенное ему административное наказание оспариваются лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также оно отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к статье 29.11 КоАП).

2. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, регулируется статьей 2.3 КоАП (см. комментарий).

3. Согласно части 4 комментируемой статьи обязанность по представлению копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ часть 4 настоящей статьи утрачивает силу с 1 января 2008 г.

4. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.

С 1 января 2008 г. часть 5 настоящей статьи будет дополнена. Согласно этому дополнению копию протокола об административном правонарушении необходимо будет направлять судье в течение трех дней со дня его составления.

Согласно статье 28.3 КоАП должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП, являются исключительно должностные лица органов внутренних дел (см. комментарии).

5. Непосредственно принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа предусмотрено при неуплате административного штрафа в вышеуказанный срок, осуществляется на основании ФЗ N 119-ФЗ.

Так, к основаниям применения мер принудительного исполнения относятся:

1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

А под мерами принудительного исполнения понимаются следующие действия:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

6. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены седьмым разделом ГПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья устанавливает порядок исполнения административного взыскания в виде штрафа (ст.3.5). В ч.1 статьи установлен срок добровольной уплаты штрафа. Он равен тридцати дням со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.31.1) либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст.31.5). В ранее действовавшем КоАП РФ срок добровольной уплаты штрафа равнялся пятнадцати дням со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Лицо, оплатившее штраф, должно предъявить квитанцию об уплате в орган, должностному лицу, вынесшему постановление о наложении административного наказания. С этого момента постановление о наложении административного наказания считается исполненным.

2. В ч.2 рассматриваемой статьи закрепляется замена лица, с которого взыскивается штраф. Если у несовершеннолетнего, привлеченного к административной ответственности, нет самостоятельного заработка, то штраф обязаны уплатить его родители или законные представители. Действующее законодательство не регулирует порядок замены лица, с которого взыскивается штраф. Этот вопрос может быть поставлен как органом, должностным лицом, вынесшим постановление о наложении административного взыскания, так и лицом, приводящим постановление в исполнение. Решение о замене лица, с которого взыскивается штраф, должно быть процессуально оформлено.

3. При добровольном исполнении постановления о наложении административного штрафа его сумма в соответствии с ч.3 данной статьи вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, или его законным представителем в банк или иную кредитную организацию. Уплата штрафа подтверждается копией платежного документа, выдаваемой лицу, которое производит платеж, и предъявляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении административного взыскания.

4. В случае, если штраф не уплачен добровольно в сроки, установленные ч.1 рассматриваемой статьи, то постановление о наложении административного штрафа приводится в исполнение принудительно. Для обеспечения взыскания суммы штрафа копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление: в отношении физического лица — в организацию, в которой лицо, подвергнутое наказанию в виде штрафа, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из доходов; в отношении юридического лица — в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или доходов юридического лица.

При обращении взыскания суммы штрафа, наложенного на физическое лицо, следует учитывать, что порядок взыскания установлен ГПК и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Последним, в частности, предусмотрены следующие условия: взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается, если сумма взыскания не превышает двух минимальных размеров оплаты труда (ст.64); при удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей за работником должно быть сохранено 50% заработка, независимо от того, по скольким исполнительным документам производятся удержания (п.2 ст.66); при обращении взыскания штрафа следует иметь в виду, что есть виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся: суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст.69), а также суммы, причитающиеся должнику в качестве выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника; компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой и иные денежные суммы (ст.387 ГПК).

5. Помимо вышеназванных существует еще одно правило обращения взыскания штрафа — очередность его взыскания. В ч.5 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому очередность взыскания штрафа устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Штраф относится к последней — пятой очереди удовлетворения требований, содержащихся в исполнительных документах (ст.78).

6. В ч.6 комментируемой статьи закрепляется порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа в случаях увольнения с работы физического лица, привлеченного к ответственности, либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов.

Поскольку в соответствии со ст.389 ГПК контроль за правильностью удержаний из заработной платы осуществляет судебный пристав-исполнитель, то он согласно ст.11 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае изменения места работы лица, на которое наложен административный штраф, составляет об этом акт и не позднее следующего дня после его составления направляет исполнительный документ вместе с копией акта судебному приставу-исполнителю по новому месту работы лица, привлеченного к административной ответственности, и уведомляет об этом судью, орган, должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

7. Если лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных доходов невозможно, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о наложении штрафа, судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество указанного лица. Аналогично решается вопрос о взыскании сумм штрафа с юридического лица, подвергнутого административному наказанию, в случае отсутствия денежных средств на его счетах.

Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника установлен ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с этим Законом при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, кроме имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Обращение взыскания на имущество должника складывается из следующих действий: его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *